(Минск, 24 ноября 2006 года) |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Ответственные | Ход выполнения |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Развитие нормативно-правовой базы, регламентирующей функционирование зоны свободной торговли |
|||
1. Завершение нормативно-правового оформления создания зоны свободной торговли, проведения внутригосударственных процедур по базовому комплексу соглашений |
2003 - 2004 гг. |
Государства-участники СНГ |
Полностью не завершено. По базовому комплексу соглашений, регламентирующих режим свободной торговли, внутригосударственные процедуры выполнены на 82,3%. Внутригосударственные процедуры не завершены в следующих государствах: Азербайджанская Республика - 9 документов, Республика Армения - 7, Грузия - 30, Республика Казахстан - 3, Кыргызская Республика - 3, Республика Молдова - 15, Российская Федерация - 11, Туркменистан - 12, Республика Узбекистан - 16, Украина - 13 документов (по комплексу из 70 документов) |
2. Согласование на двусторонней основе графика отмены тарифных изъятий из режима свободной торговли |
2003 г. - первое полугодие 2004 г. |
Государства-участники СНГ, зафиксировавшие на двусторонней основе тарифные изъятия |
Выполняется. Протокол о поэтапной отмене ограничений во взаимной торговле государств-участников СНГ подписан на заседании Совета глав правительств СНГ (СГП СНГ) 3 июня 2005 года. Работа по согласованию графика отмены тарифных изъятий продолжается на двусторонней основе |
3. Расширение круга участников соглашений, входящих в базовый комплекс |
2003 - 2004 гг. |
Государства - участники СНГ |
Выполняется. После принятия Плана Азербайджанская Республика присоединилась к Соглашению о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 года . Республика Казахстан присоединилась в феврале 2005 года к Соглашению о приграничном сотрудничестве в области изучения, освоения и охраны недр от 31 мая 2001 года |
4. Проведение работы по снятию нетарифных барьеров во взаимной торговле, кроме предусмотренных статьей 13 Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и пунктом 23 Протокола к нему от 2 апреля 1999 года |
2003 - 2005 гг. |
Государства-участники СНГ, установившие соответствующие ограничения |
Выполняется. Государствами Содружества в основном завершены двусторонние переговоры и подписаны соответствующие документы. Основная часть предложений государств Содружества по срокам отмены нетарифных ограничений включена в Протокол о поэтапной отмене ограничений во взаимной торговле государств-участников СНГ, который подписан на заседании СГП СНГ 3 июня 2005 года |
6. Разработка предложений по дальнейшему сближению хозяйственных законодательств государств-участников СНГ, в том числе подготовка перечня нормативных правовых актов, регулирующих хозяйственную деятельность |
2004 - 2006 гг. |
Государства-участники СНГ, Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ (МПА СНГ) |
Выполняется. МПА проводится системная работа в данной области путем разработки ряда Модельных законов, таких как:"О лизинге" (апрель 2005 года) ; модельные законодательные положения для государств-участников СНГ: "О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг" (апрель 2005 года); "О государственном материальном резерве" (ноябрь 2005 года) ; "Об информатизации, информации и защите информации" (ноябрь 2005 года) и др. |
II. Сотрудничество по обеспечению рационального использования государствами-участниками СНГ топливно-энергетических и других важнейших видов ресурсов |
|||
1. РеализацияДоговора об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем стран СНГ от 25 ноября 1998 года |
В течение всего периода действияДоговора |
Электроэнергетический совет СНГ, правительства государств-участниковДоговора |
Выполнено. План мероприятий по реализацииДоговора об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств-участников СНГ , утвержденный на 16-м заседании Электроэнергетического совета СНГ 10 июня 1999 года, выполнен в полном объеме. В 2005 году в рамках выполнения указанного Плана: - утверждена Стратегия взаимодействия и сотрудничества государств-участников СНГ в области электроэнергетики на период до 2020 года (27-е заседание Электроэнергетического совета СНГ 26 мая 2005 года); - разработан и утвержден План мероприятий по реализации Соглашения о создании резервов ресурсов и их эффективном использовании для обеспечения устойчивой параллельной работы электроэнергетических систем государств-участников СНГ (28-е заседание Электроэнергетического совета СНГ 27 октября 2005 года); - утверждена Концепция формирования общего электроэнергетического рынка СНГ (СГП СНГ 25 ноября 2005 года) |
2. Разработка проекта Соглашения о гармонизации таможенных процедур по перемещению электрической энергии через таможенные границы государств - участников СНГ (*) |
2004 г. |
Электроэнергетический совет СНГ, Совет руководителей таможенных служб государств-участников СНГ (СРТС СНГ) |
Выполняется. Проект Соглашения разработан и одобрен Электроэнергетическим советом СНГ и СРТС СНГ. Рассмотрен Комиссией по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ (КЭВ) 13 октября 2004 года. Был направлен в государства-участники СНГ на согласование. Доработанный проект документа будет внесен на рассмотрение КЭВ в ноябре 2006 года |
3. Подготовка методических материалов по формированию прогнозных балансов производства - потребления ТЭР |
2004 - 2005 гг. |
Российская Федерация Участвуют государства Содружества |
Выполняется. Работа ведется на уровне Союзного государства, ЕврАзЭС и отдельных государств-участников СНГ. Кыргызская Республика: подготовлены методологические материалы по составлению топливно - энергетического баланса за 2005 год |
5. Разработка проекта Концепции создания организации стран-производителей и стран-потребителей нефти и газа (с учетом опыта ОПЕК) |
2004 г. |
Межправительственный совет по нефти и газу (МП СНГ), министерства и ведомства энергетического блока |
Заседание МП СНГ в 2004 году не проводилось из-за отсутствия финансирования со стороны государств Содружества, а также в связи с реформированием органов исполнительной власти в ряде государств Содружества. Исполком СНГ обратился к членам Экономического совета СНГ (ЭС СНГ) с просьбой об уточнении кандидатур представителей государств в МП СНГ. До настоящего времени Российская Федерация не назначила своего представителя в состав Совета, в связи с чем не представляется возможным согласовать дату и место проведения его заседания |
7. Разработка Стратегии сотрудничества государств-участников СНГ по использованию минерально-сырьевых ресурсов, включая их совместную разведку, освоение и добычу |
2005 г. |
Российская Федерация Министерства и ведомства энергетического блока, МП СНГ, Межправительственный совет по разведке, использованию и охране недр |
Выполняется. На 8-й сессии Межправительственного совета по разведке, использованию и охране недр в ноябре 2004 года Центр сотрудничества со странами СНГ ФГУП "Всероссийский научно - исследовательский институт экономики минерального сырья и недропользования" утвержден базовой организацией по разработке проекта Стратегии. Членам Совета поручено представить предложения по разработке проекта указанной Стратегии в целях их рассмотрения на 9-й сессии Совета в июне 2005 года. Ввиду короткого промежутка времени, прошедшего между 8-й и 9-й сессиями, членами Совета на 9-й сессии в июне 2005 года принято решение о пролонгации выполнения Протокольного решения 8-й сессии до 10-й. На 10-й сессии Совета в июле 2006 года принято решение о доработке Российской Стороной проекта Стратегии с учетом замечаний и предложений и внесении на рассмотрение 11-й сессии Совета, которая состоится в 2007 году в Республике Таджикистан |
8. Обеспечение надежности транзита энергоресурсов и аммиака через территории государств Содружества |
В течение всего периода |
Украина Министерства и ведомства энергетического блока совместно с транспортными ведомствами |
Выполняется в части энергоресурсов. Под эгидой Электроэнергетического совета СНГ создана рабочая группа из специалистов-энергетиков государств Содружества по реализации Соглашения о транзите электрической энергии и мощности от 25 января 2000 года . Постоянно осуществляется мониторинг выполнения Соглашений по транзиту нефти, газа, нефтепродуктов, электроэнергии и мощности. По аммиаку аналогичное соглашение не разрабатывалось. Республика Таджикистан ежегодно подписывает договор в данной сфере с Республикой Узбекистан в рамках двустороннего сотрудничества |
9. Поэтапное расширение номенклатуры продуктов массового применения, охватываемых прогнозированием (хлебные злаки, хлопок, удобрения, металл, тракторы, отдельные виды станков и оборудования, пресная вода) |
2004 - 2010 гг. |
Органы отраслевого сотрудничества, министерства экономики государств, Межгосударственный статистический комитет СНГ (Статкомитет СНГ), Исполком СНГ |
Выполняется. Подготовлен Прогноз производства, потребления, ввоза и вывоза важнейших видов продукции государств-участников СНГ на 2006 год в условиях зоны свободной торговли по 10 позициям номенклатуры продукции. Прогноз направлен Исполкомом СНГ членам ЭС СНГ, полномочным представителям государств Содружества в КЭВ, постоянным полномочным представителям государств - участников Содружества при уставных и других органах Содружества |
10. Подготовка предложений о целесообразности создания топливно - энергетического совета СНГ |
2004 г. | Украина |
В стадии дополнительной проработки. По просьбе Украинской Стороны Исполком СНГ направил на окончательное согласование в министерства энергетики государств Содружества проекты Соглашения о создании Топливно-энергетического совета СНГ и Положения о Топливно - энергетическом совете СНГ, подготовленные Министерством топлива и энергетики Украины. Замечания и предложения по указанным документам получены от пяти государств (Азербайджанская Республика предлагает рассмотреть вопрос в увязке с упразднением Электроэнергетического совета СНГ и МП СНГ; Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Республика Молдова и Российская Федерация считают нецелесообразным создание такого совета). Проработка продолжается |
III. Обеспечение эффективного использования транспортных комплексов государств-участников СНГ и их развития |
|||
3. Принятие Концепции согласованной транспортной политики государств-участников СНГ на период до 2010 года | 2004 г. |
Республика Казахстан Министерства транспортного блока |
Выполнено. Концепция согласованной транспортной политики государств - участников СНГ на период до 2010 года утверждена Решением СГП СНГ от 15 сентября 2004 года |
4. Принятие Концепции гармонизации национальных систем организации воздушного движения государств-участников СНГ | 2004 г. |
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) |
Выполнено. Концепция гармонизации национальных систем организации воздушного движения государств-участников Содружества Независимых Государств утверждена Решением Совета глав государств СНГ (СГГ СНГ) от 19 сентября 2003 года |
6. Разработка рациональной схемы транспортно - экономических связей государств Содружества на период до 2010 года с учетом формируемых международных транспортных коридоров |
2004 г. |
Научный центр комплексных транспортных проблем Минтранса России, Координационное транспортное совещание (КТС СНГ), Совет по железнодорожному транспорту, Международная академия транспорта, отраслевые НИИ государств Содружества |
Выполняется. Проект схемы транспортных сообщений до 2010 года с учетом формируемых международных транспортных систем в части железнодорожного транспорта был подготовлен Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, рассмотрен и одобрен на заседании КЭВ 5 апреля 2005 года и направлен в правительства государств Содружества на согласование. Получены замечания от восьми государств. Проект документа дорабатывается в соответствии с поступившими замечаниями и предложениями. Внесение вопроса на рассмотрение КЭВ планируется в 2007 году. Работа по данной проблематике в части других видов транспорта затруднена в связи с отсутствием финансирования |
7. Формирование и развитие международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств-участников СНГ |
2006 г. |
КТС СНГ, Совет по железнодорожному транспорту, Межправительственный совет дорожников, отраслевые советы в области транспорта, отраслевые НИИ государств Содружества |
Выполняется. В соответствии с положениямиМеморандума о сотрудничестве государств-участников СНГ в области международных транспортных коридоров Совет по железнодорожному транспорту совместно с Исполкомом СНГ осуществляет разработку рациональной схемы транспортно - экономических связей государств Содружества на период до 2010 года с учетом формируемых международных транспортных коридоров в части железнодорожного транспорта. В настоящее время проект документа прошел согласование в государствах Содружества |
8. Формирование согласованной политики в области транспортных тарифов |
В течение всего периода |
Совет по железнодорожному транспорту, КТС СНГ, МАК, другие отраслевые советы в области транспорта |
Выполняется. Вопрос в части железнодорожного транспорта ежегодно рассматривается на заседаниях КЭВ и ЭС СНГ. Информация о Тарифной политике железных дорог на 2006 фрахтовый год одобрена на 43-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества 13 апреля 2006 года и будет после необходимой доработки внесена в установленном порядке на рассмотрение КЭВ и ЭС СНГ. По другим видам транспорта формирование тарифов на международные перевозки осуществляется исключительно на рыночных принципах на основе спроса и предложения на оказываемые транспортные услуги |
9. Разработка проекта Программы развития рынка международных автомобильных услуг |
2003 - 2005 гг. |
Министерства транспортного блока |
Выполняется. Проект документа дорабатывается на основании поступивших из государств замечаний и предложений. Доработанный проект документа предполагается внести на рассмотрение КЭВ в первом полугодии 2007 года |
10. Обеспечение перехода на применение международного сертификата взвешивания автотранспортных средств |
2003 - 2004 гг. |
Республика Беларусь Министерства транспортного блока |
Выполняется. В Республике Беларусь Соглашение о введении международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств на территориях государств - участников СНГ ратифицировано 25 ноября 2004 года. В целях реализации данного Соглашения разработаны механизм введения международного сертификата взвешивания, в соответствии с которым подготовлены формы бланков Сертификата, Инструкция о порядке применения Сертификата при проезде грузовых транспортных средств по автомобильным дорогам Беларуси, а а также предложения по перечню станций взвешивания, аккредитации уполномоченных станций взвешивания |
11. Осуществление унификации железнодорожных тарифов на базе проводимой согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте |
К 2005 г. |
Железнодорожные администрации государств-участников Содружества |
Выполняется. Вопросы, связанные с унификацией железнодорожных тарифов при осуществлении международных перевозок по территории государств-участников СНГ, постоянно прорабатываются Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества в рамках Концепции согласованной тарифной политики государств - участников СНГ на период до 2010 года и действующего Тарифного соглашения от 17 февраля 1993 года . Сведения о достигнутом уровне унификации тарифов ежегодно представляются ЭС СНГ |
IV. Разработка стратегии продовольственной безопасности государств-участников СНГ |
|||
1. Принятие Концепции согласованной аграрной политики государств-участников СНГ и организация реализации ее основных положений |
2003 - 2005 гг. |
Межправительственный совет по вопросам агропромышленного комплекса (АПК) СНГ, министерства сельского хозяйства |
Выполняется. Концепция согласованной аграрной политики государств-участников СНГ утверждена Решением СГП СНГ от 30 мая 2002 года. Реализация ее основных положений осуществляется в целях проведения согласованной аграрной политики, разработки проектов Концепции продовольственной безопасности и программ создания монопродуктовых сегментов Общего аграрного рынка |
3. Разработка программ по сегментам Общего аграрного рынка государств - участников СНГ: |
Межправительственный совет по вопросам АПК СНГ, министерства сельского хозяйства и другие ведомства |
||
- рынок картофеля; |
2004 - 2005 гг. |
Выполняется. Одобренный Межправительственным советом по вопросам АПК СНГ 26 октября 2005 года проект Положения об организации оборота рынка картофеля доработан с учетом поступивших замечаний и предложений государств-участников СНГ и рассмотрен КЭВ 19 апреля 2006 года. Вопрос включен повторно в повестку дня КЭВ 6 сентября 2006 года и, в зависимости от результатов рассмотрения, предложен для включения в проект повестки дня ЭС СНГ 15 декабря 2006 года |
|
- рынок сахара; |
2004 - 2005 гг. |
Выполняется. Межправительственный совет по вопросам АПК СНГ 27 октября 2004 года принял Решение о переименовании проекта Программы создания и функционирования рынка сахара государств-участников СНГ на "Основные направления создания и функционирования рынка сахара СНГ". Решением Межправительственного совета по вопросам АПК СНГ от 26 октября 2005 года проект документа направлен на рассмотрение в государства Содружества. После доработки проекта Рабочей группой экспертов по рынку сахара, заседание которой намечено провести в I квартале 2007 года, он будет внесен на рассмотрение в установленном порядке |
|
- рынок плодоовощной продукции; |
2006 - 2007 гг. |
Выполняется. Одобренный Межправительственным советом по вопросам АПК СНГ 26 октября 2005 года проект Положения об организации оборота рынка плодоовощной продукции доработан с учетом поступивших замечаний и предложений государств-участников СНГ и рассмотрен КЭВ 19 апреля 2006 года. Вопрос включен повторно в повестку дня КЭВ 6 сентября 2006 года и, в зависимости от результатов рассмотрения, предложен для включения в проект повестки дня ЭС СНГ 15 декабря 2006 года |
|
- рынок растительного масла; - рынок мясомолочной продукции; - рынок винограда и виноматериалов |
2005 - 2006 гг. |
Не выполняется из-за отсутствия финансирования |
|
V. Осуществление технического перевооружения основных отраслей производства на базе разделения труда и кооперации |
|||
1. Анализ износа основных фондов важнейших отраслей экономики государств Содружества |
2003 - 2004 гг. |
Российская Федерация Министерства промышленности, экономики, Статкомитет СНГ, национальные статкомитеты |
Выполнено. Анализ износа основных фондов подготовлен Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации совместно со Статкомитетом СНГ и направлен в государства Содружества и органы отраслевого сотрудничества |
2. Разработка прогнозов развития отраслей, требующих первоочередного технического перевооружения |
2004 г. |
Министерства промышленности, экономики, отраслевые советы |
Выполняется в основном на уровне национальных программ и прогнозов. В Республике Беларусь принят ряд государственных комплексных программ по техническому перевооружению основных фондов в различных отраслях экономики. В Кыргызской Республике разрабатывается Программа экономического развития промышленности на период 2006 - 2008 годов. В Российской Федерации указанные проблемы прорабатываются как на отраслевом уровне, так и в рамках среднесрочного прогноза (сценария) развития экономики на ближайшие три года, утверждаемого Правительством Российской Федерации ежегодно с пролонгацией прогнозного периода на последующий год |
3. Взаимное информирование о разрабатываемых национальных программах развития важнейших отраслей экономики |
В течение всего периода |
Министерства промышленности, экономики, органы отраслевого сотрудничества |
Выполняется на уровне национальных программ и прогнозов. В Республике Беларусь принимаются ежегодные прогнозы социально - экономического развития. В Кыргызской Республике разработана Национальная стратегия "Комплексное развитие села до 2010 года". В Республике Таджикистан разработан и принят ряд документов, в частности, Концепция развития промышленности, Стратегическая программа развития отдельных отраслей промышленности и другие |
5. Анализ возможностей развития специализации в производстве тракторов и комбайнов, грузовых, транспортных и пассажирских самолетов, некоторых видов станков и сложного металлургического и нефтехимического оборудования, проката, труб, других изделий металлообработки, отдельных продуктов сельского хозяйства и животноводства, массовых видов лекарств и фармацевтики |
2003 - 2004 гг. |
Украина Министерства промышленности, экономики, торговли, агропромышленного комплекса, органы отраслевого сотрудничества |
Выполняется частично. Указанные вопросы рассматриваются в основном на уровне двусторонних межправительственных комиссий по экономическому сотрудничеству, а также субрегиональных объединений. Так, в рамках деятельности ОАО "Автосельхозмашхолдинг", в которое входит более 160 предприятий государств Содружества, проводится анализ производства и потребности сельскохозяйственной техники (тракторов и комбайнов) для нужд государств-участников СНГ и вырабатываются предложения по специализации их производства. Возможности развития специализации в производстве отдельных видов продукции в государствах Содружества учитываются при разработке мероприятий по формированию Общего аграрного рынка, в том числе проектов и программ по отдельным его сегментам |
6. Развитие производственных связей между предприятиями и технологически взаимосвязанными производствами, в первую очередь в сфере высоких технологий |
В течение всего периода |
Грузия Министерства промышленности, экономики, науки и технологий и др. |
Выполняется неудовлетворительно. Во многом это связано с тем, что в последние годы практически прекратили работу Межгосударственный комитет по научно-технологическому развитию, а также советы по машиностроению, химии и нефтехимии и др. Вместе с тем вопросы развития производственных связей рассматриваются в рамках межправительственных комиссий по экономическому сотрудничеству. Кроме того, они находят отражение при проведении международных и национальных выставок и ярмарок. Так, в Москве в августе 2004 года проведена Межгосударственная выставка-форум "СНГ: Топливно - энергетические и сырьевые ресурсы", в феврале 2005 года состоялся Международный салон инноваций и инвестиций, а в ноябре 2005 года в Республике Молдова проведена Межгосударственная выставка "СНГ: Наукоемкая продукция и высокие технологии" |
VI. Повышение конкурентоспособности национальных производств |
|||
1. Формирование и уточнение перечня конкурентоспособной продукции, предлагаемой производителями государств Содружества, и анализ ее конкурентоспособности |
Ежегодно |
Исполком СНГ, органы отраслевого сотрудничества, министерства экономики, промышленности |
Выполняется. Сводный перечень конкурентоспособной продукции, предлагаемой производителями государств-участников Содружества, за 2005 год разработан и направлен членам ЭС СНГ 28 декабря 2005 года. На совещании экспертов государств - участников СНГ 10.11.2006 принято решение подготовить предложения об уточненных критериях конкурентоспособной продукции и параметрах ее перечня. Вопрос будет рассмотрен на заседании Рабочей группы в марте 2007 года. По итогам обсуждения уточненный перечень конкурентоспособной продукции за 2006 год будет представлен в установленном порядке во II квартале 2007 года |
2. Разработка проекта Среднесрочной программы продвижения на внутренний рынок СНГ и рынки третьих стран конкурентоспособной продукции, выпускаемой национальными товаропроизводителями |
2004 г. |
Кыргызская Республика Министерства экономики, промышленности, органы отраслевого сотрудничества, Исполком СНГ |
Выполнено.Комплекс среднесрочных мероприятий по продвижению на внутренний рынок СНГ и рынки третьих стран конкурентоспособной продукции, выпускаемой национальными производителями, на период до 2010 года утвержден СГП СНГ 25 ноября 2005 года . В 2006 году проведено два совещания экспертов государств-участников СНГ (20.04 и 10.11.2006). Очередное заседание Рабочей группы по вопросам выполнения Комплекса мероприятий намечено на март 2007 г. |
3. Разработка и реализация комплекса мер по обеспечению добросовестной конкуренции на рынке СНГ |
В течение всего периода |
Межгосударственный совет по антимонопольной политике (МСАП), антимонопольные организации |
Выполнено.Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в сфере регулирования рекламной деятельности подписано от имени СГП СНГ на заседании ЭС СНГ 19 декабря 2003 года . Модельные методические рекомендации по определению состояния конкуренции на товарных рынках утверждены на заседании МСАП 17 мая 2004 года. МСАП совместно с национальными антимонопольными органами разработаны механизмы взаимодействия в сферах конкурентного права, защиты прав потребителей, регулирования рекламной деятельности, что позволяет создать условия по обеспечению добросовестной конкуренции на пространстве СНГ. При МСАП созданы рабочие группы по защите прав потребителей и рекламе. В 2004 - 2005 годах проведено два заседания рабочей группы по рекламе |
4. Осуществление мер по развитию рынка интеллектуальной собственности и ее защите |
2004 - 2005 гг. |
Межгосударственный комитет по научно - технологическому развитию (МКНТР), Межгосударственный совет по вопросам охраны промышленной собственности (МГСОПС), Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС), министерства промышленности |
Выполняется. В рамках XIV заседания МГСОПС разработаны: Рекомендации по приоритетным направлениям и государственному стимулированию инновационной деятельности; Стратегия развития системы охраны интеллектуальной собственности; Рекомендации по учету и оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности. В Кыргызской Республике ведется работа по разработке проекта документа об основных направлениях реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности. В Республике Молдова принят Кодекс "О науке и инновациях", ежегодно проводится выставка "INFOINVENT", в рамках которой осуществляется продвижение изобретений Республики Молдова. В 2005 году выставка проводилась совместно с выставкой "СНГ: наукоемкие технологии". В Российской Федерации утверждено Положение о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Российской Федерации. Проводится работа по организации и ведению реестров, связанных с правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности. В Республике Казахстан создана двухуровневая система охраны прав интеллектуальной собственности. Уполномоченным органом, осуществляющим политику в данной сфере, является Комитет по правам интеллектуальной собственности, а экспертным органом является Национальный институт интеллектуальной собственности |
5. Разработка (пересмотр) межгосударственных стандартов, обеспечивающих защиту рынка государств - участников СНГ от некачественной и небезопасной продукции |
2003 - 2005 гг. |
МГС, национальные органы по стандартизации |
Выполняется. Программа работ по межгосударственной стандартизации на 2004 - 2006 годы, принятая МГС в мае 2004 года, уточнена в 2005 году и предусматривает разработку 529 стандартов. Более 350 из них направлены на защиту рынка от некачественной и небезопасной продукции. В рамках Программы в 2004 - 2005 годах принято 125 межгосударственных стандартов, которые нацелены в первую очередь на защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, охрану окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение |
6. Дальнейшее совершенствование механизмов взаимного признания результатов оценки соответствия продукции (товаров) |
В течение всего периода |
МГС, национальные органы по стандартизации |
Выполняется. Межгосударственная программа разработки межгосударственных моделей технических регламентов на период 2005 - 2007 годы, принятая МГС в мае 2004 года, дополнена разработанным в 2005 году проектом модели технического регламента о модульном подходе к процедурам оценки соответствия.Положение о конкурсе на соискание Премии СНГ за достижения в области качества продукции и услуг утверждено СГП СНГ 25 ноября 2005 года . В соответствии сПоложением МГС подготовлен и в июне 2006 года Решением ЭС СНГ утвержден Порядок проведения конкурса . Решением МГС от 24 мая 2006 года объявлено проведение 1-го конкурса на соискание Премии СНГ в области качества в 2006 - 2007 годах. Продолжается работа по введению единого знака доступа на рынок государств-участников СНГ, аналогичного знаку, применяемому в странах Европейского Союза |
7. Разработка проекта Соглашения об основах гармонизации технических регламентов государств-участников СНГ |
2003 - 2004 гг. |
МГС, национальные органы по стандартизации |
Выполнено. Разработанный МГС проект Соглашения об основах гармонизации технических регламентов государств-участников СНГ и доработанный с учетом замечаний и предложений государств-участников СНГ одобрен на заседании ЭС СНГ 23 мая 2005 года . По предложению Российской Федерации и Украины вопрос из повестки дня СГП СНГ 25 ноября 2005 года был исключен. В связи с изменением позиции Российской Стороны по документу на заседании МГС в июне 2006 года принято обращение к Российской Федерации ускорить формирование позиции по проекту Соглашения |
8. РеализацияПрограммы по формированию системы информационно - маркетинговых центров от 29 ноября 2001 года |
В период действия Программы |
Региональное содружество в области связи (РСС) |
Выполняется. Информация о ходе выполнения Решения СГП СНГ от 29 ноября 2001 года о Межгосударственной программе создания сети информационно - маркетинговых центров (ИМЦ) на период до 2005 года трижды рассматривалась на заседаниях ЭС СНГ (июнь 2003 года , декабрь 2004 года и декабрь 2005 года . Образована Рабочая группа высокого уровня. СГП СНГ 3 июня 2005 года продлил сроки реализации указаннойПрограммы до 2008 года. ЭС СНГ в декабре 2005 года принялРешение о завершении в 2006 году создания Межгосударственного ИМЦ с участием Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины с последующим вхождением в него по мере готовности других государств - участников СНГ . В целях реализации данного Решения Координационный совет государств - участников СНГ при РСС в мае 2006 года утвердил План мероприятий по реализации Межгосударственной программы создания сети ИМЦ в 2006 году. В июле 2006 года Рабочая группа высокого уровня рассмотрела ряд вопросов реализации указанного Плана и приняла соответствующие решения. Состоялась презентация информационно-технологической инфраструктуры Межгосударственного ИМЦ |
9. Внедрение современных систем качества производства в соответствии со стандартами ИСО 9000 |
В течение всего периода |
Республика Армения Министерства экономики, промышленности, национальные органы по стандартизации |
Выполняется. В настоящее время в государствах - участниках СНГ проводятся работы по сертификации современных систем качества, подготовке единых методических документов и внедрению систем управления качеством на базе международного стандарта ИСО серии 9000 версии 2000 |
VII. Совершенствование платежно-расчетных отношений на базе широкого использования национальных валют |
|||
1. Разработка проекта Концепции координации политики государств Содружества в валютной сфере |
2003 - 2004 гг. |
Межгосударственный валютный комитет (МВК) |
Выполнено. Концепция сотрудничества и координации деятельности государств-участников Содружества в валютной сфере утверждена Решением СГП СНГ от 15 сентября 2004 года |
2. Реализация Решения СГП СНГ о сотрудничестве и координации государств-участников Содружества Независимых Государств в области организации интегрированного валютного рынка государств-участников СНГ от 25 апреля 2003 года |
2003 - 2004 гг. |
МВК, Международная ассоциация бирж (МАБ), национальные банки |
Выполняется. Вопрос о реализации проекта интегрированного валютного рынка (далее - ИВР) решается поэтапно. МВК 9 декабря 2004 года рассмотрел вопрос об активизации работы над указанным проектом. МАБ с участием Межгосударственного банка (МГБ) возглавляет работу над организационной и технической реализацией проекта ИВР. Совет МАБ СНГ 28 февраля 2005 года принял решение активизировать обмен информацией и опытом между биржами-членами МАБ СНГ. В частности, налажен сбор данных по биржевым торгам и издание "Бюллетеня биржевой статистики стран СНГ". На общем собрании МАБ СНГ 19 сентября 2005 года члены ассоциации утвердили Программу действий МАБ СНГ на 2005 - 2010 годы, которая содержит основные направления деятельности ассоциации, включая правовое обеспечение валютно - финансового взаимодействия государств-участников СНГ |
4. Выработка единых показателей, организация обмена информацией, внедрение взаимной конвертируемости национальных валют по текущим операциям и их использование в платежно-расчетных отношениях |
2003 - 2004 гг. |
Российская Федерация Центральные (национальные) банки, МВК |
Выполнено. В соответствии с утвержденной СГП СНГ 15 сентября 2004 годаКонцепцией сотрудничества и координации деятельности государств-участников Содружества в валютной сфере определены единые макроэкономические и финансовые показатели для обмена информацией. Информация по этим показателям систематически поступает из государств Содружества в МГБ, обобщается и публикуется в соответствующих статистических сборниках. Кроме того, в рамках Программы мероприятий по реализации вышеуказанной Концепции , принятой 17 ноября 2005 года на заседании МВК, члены МВК согласовывают проект таблицы "Основные показатели, характеризующие состояние банковских секторов государств - участников СНГ" и проект порядка заполнения названной таблицы для дальнейшего обмена информацией |
5. Совершенствование методов платежно-расчетных и кредитно-финансовых отношений на базе более широкого использования национальных валют |
2004 - 2005 гг. |
МВК, МГБ, центральные (национальные) банки |
Выполняется. МГБ завершил разработку платежно - расчетной системы государств - участников МГБ на основе использования национальных валют. МГБ в порядке эксперимента ведет подготовку к выполнению практических расчетов в рамках платежно-расчетной системы с центральными (национальными) банками Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан. Предусматривается запуск пилотного проекта платежно-расчетной системы, проведение платежей в рамках которого позволит апробировать механизм платежно-расчетной системы, дать практический ответ на ряд принципиальных вопросов построения такой системы. В дальнейшем для развития проекта платежно-расчетной системы государств-участников МГБ предполагается создание соответствующего программно - технического комплекса, использование которого позволит решить технические вопросы подключения в национальные платежные системы государств - участников МГБ и максимально автоматизировать процесс проведения трансграничных платежей в рамках этой системы |
VIII. Определение приоритетных совместных программ (проектов) и содействие их реализации |
|||
2. Выработка предложений по приоритетному осуществлению совместных программ, оказывающих существенное воздействие на развитие экономики стран СНГ, утверждение важнейших отобранных проектов программ и организация их реализации, включая определение источников финансирования совместных программ |
2004 г. |
Республика Таджикистан Министерства экономики, финансов, промышленности, науки и технологий, академии наук, отраслевые советы |
Выполнено. На основе работы по инвентаризации существующих межгосударственных (межправительственных) программ, проведенной Исполкомом СНГ с участием государств Содружества и органов отраслевого сотрудничества, сформирован Перечень приоритетных межгосударственных (межправительственных) программ, который утвержден на заседании СГП СНГ 3 июня 2005 года |
3. Проработка возможности формирования и реализации долгосрочных программ, основанных на применении макротехнологий |
2004 - 2005 гг. |
Республика Беларусь Министерства промышленности, науки и технологий, экономики, отраслевые советы, академии наук |
Выполняется по мере финансирования. За счет средств бюджета Союзного государства Республикой Беларусь реализуются три научно-технические программы, основанные на применении макротехнологий в рамках Союзного государства |
IX. Скоординированные меры по вытеснению криминальной и теневой экономики |
|||
1. Обеспечение эффективной работы регионального узла связи по правоохранительной работе ВТО по странам СНГ "RILO-Москва" |
Постоянно |
"RILO-Москва", таможенные службы, правоохранительные органы государств - участников СНГ |
Выполняется. На заседании ЭС СНГ 3 декабря 2004 года одобрена информация о деятельности "RILO-Москва" . Обеспечивается непрерывное ее поступление, учет и распределение в международной правоохранительной сети. В 2005 году выпущен ряд информационно-аналитических бюллетеней по результатам деятельности по задержанию различного вида контрабанды |
2. Налаживание взаимодействия с Целевой группой ОЭСР по вопросам финансовой деятельности в целях противодействия легализации (отмыванию) незаконных доходов - FATF |
2003 - 2004 гг. |
Российская Федерация, Украина Правоохранительные органы государств - участников СНГ |
Выполнено. Совещание представителей органов финансового контроля государств Содружества 10 - 11 февраля 2004 года одобрило инициативу Федеральной службы по финансовому мониторингу (Российская Федерация) о создании региональной группы по типу Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). Эта инициатива поддержана Решением Совета министров иностранных дел СНГ (СМИД СНГ) от 26 марта 2004 года. 6 октября 2004 г. в г. Москве пятью государствами-участниками СНГ (Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика, Россия, Таджикистан) и КНР принята Декларация об учреждении Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма |
3. Создание национальных сегментов общего информационного пространства в таможенной сфере |
2003 - 2004 гг. |
СРТС СНГ |
Выполнено. Программа по созданию ЕИПТС (единое информационное пространство в таможенной сфере) выполнена. Утверждены основополагающие документы о ЕИПТС: Положение об информационных ресурсах и информационном взаимодействии; Положение об администрации; Положение о единой системе классификации и кодировки; Технические условия информационного обмена |
4. Подготовка предложений по единообразию учета налогоплательщиков в государствах - участниках СНГ |
2005 г. |
Налоговые службы государств-участников СНГ, Координационный совет руководителей налоговых служб государств-участников СНГ (КСРНС) |
Выполняется. Вопрос рассмотрен на IX заседании КСРНС. Признано необходимым продолжить работу по дальнейшему мониторингу развития национального законодательства в целях выработки предложений по совершенствованию учета (регистрации) налогоплательщиков. Обобщенный материал по данному вопросу будет рассмотрен на очередном X заседании КСРНС в мае 2006 года. Республика Молдова представила КСРНС проект главы 4 "Налог на прибыль" Модельного налогового кодекса и предложения по доработке проекта порядка обмена информацией между налоговыми службами государств-участников СНГ по вопросу налогообложения физических лиц |
6. Согласование и введение правил статистики криминальной и теневой экономики |
2005 г. |
Статкомитет СНГ, Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований |
Выполнено. Подготовлены и обсуждены на ученом совете Статкомитета СНГ 28 сентября 2005 года Методические рекомендации для получения оценок незаконной (криминальной) деятельности на основе концепций Системы национальных счетов, которые направлены в статистические органы государств-участников СНГ и опубликованы в статистическом бюллетене "Статистика СНГ" N 19 (370) за 2005 год |
7. Формирование комплекса конкретных мер по снижению доли криминальной и теневой экономики |
2006 г. |
Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований, налоговые службы, Статкомитет СНГ |
Выполняется. По инициативе Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований разработаноСоглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с налоговыми преступлениями . Подписано СГГ СНГ 3 июня 2005 года. Организован и проведен ряд комплексных мероприятий, направленных на пресечение и выявление налоговых и финансовых преступлений в рамках межгосударственных программ совместных мер борьбы с преступлениями на 2005 - 2007 годы. Работа продолжается |
X. Организационно-правовые мероприятия по обеспечению введения в действие документов, принятых в рамках СНГ |
|||
2. Подготовка предложений с учетом опыта ЕС по согласованию сроков выполнения государствами Содружества внутригосударственных процедур по введению в действие документов, принятых в рамках СНГ |
2003 - 2005 гг. |
Исполком СНГ, министерства юстиции |
Выполняется. Ряд государств Содружества считает нецелесообразным на данном этапе принятие нормативного правового акта, касающегося синхронизации сроков выполнения государствами - участниками СНГ внутригосударственных процедур по введению в действие документов, принимаемых в рамках Содружества. СГП СНГ Решением от 3 июня 2005 года (п. 4) о выполнении Решения СГГ СНГ от 16 сентября 2004 года об Информации о решении некоторых вопросов, негативно влияющих на многостороннее торгово - экономическое сотрудничество в рамках СНГ поручил Исполнительному комитету СНГ совместно с Консультативным комитетом руководителей правовых служб министерств иностранных дел государств-участников СНГ представить предложения о разработке проекта нормативного правового документа, определяющего статус документов, принимаемых в рамках СНГ, порядок их вступления в силу и применения оговорок |
3. Принятие государствами - участниками СНГ национальных нормативно-правовых документов по кругу вопросов, касающихся введения в действие международных договоренностей |
2004 - 2006 гг. |
Министерства юстиции, иностранных дел |
Выполняется в части реализации межгосударственных и межправительственных соглашений, заключаемых в рамках СНГ, и закреплен в законах государств - участников Содружества о международных договорах. В то же время механизм реализации решений уставных органов СНГ, прежде всего СГГ и СГП СНГ, в законодательстве не прописан. Исполнительный комитет СНГ в целях повышения эффективности документов, принятых в рамках СНГ, подготовил предложения о порядке реализации их в государствах, который предлагается закрепить путем принятия Соглашения о синхронизации сроков рассмотрения предложений о выполнении внутригосударственных процедур по международным договорам, заключенным в рамках СНГ, и решениям его органов, а также Соглашения о механизме реализации документов, принимаемых в рамках СНГ |
4. Рассмотрение исполнения государствами - участниками СНГ решений, принятых уставными органами Содружества по вопросам экономического взаимодействия |
Ежегодно |
СГГ, СГП, СМИД, ЭС СНГ |
Выполняется. Ежегодно на заседаниях СГГ, СГП, СМИД и ЭС СНГ Исполнительным комитетом СНГ представляются информации о ходе выполнения принятых ими решений |