1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Рішення


Решение
о Концепции согласованной транспортной политики государств-участников СНГ на период до 2010 года
(Астана, 15 сентября 2004 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Утвердить Концепцию согласованной транспортной политики государств-участников СНГ на период до 2010 года.
2. Настоящее Решение вступает в силу с даты его подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - с даты сдачи соответствующих документов депозитарию.
Совершено в городе Астане 15 сентября 2004 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)
Утверждена
Решением
Совета глав правительств
Содружества Независимых
Государств о Концепции
согласованной транспортной
политики
государств-участников СНГ на
период до 2010 года
от 15 сентября 2004 года
КОНЦЕПЦИЯ
СОГЛАСОВАННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая Концепция согласованной транспортной политики государств-участников СНГ на период до 2010 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Программой действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 года, принятой Решением Совета глав правительств СНГ от 20 июня 2000 года.
Концепция отражает согласованную точку зрения государств-участников СНГ на перспективы дальнейшего развития транспортной системы СНГ, наиболее актуальные направления сотрудничества по формированию общего транспортного пространства государств-участников СНГ, подходы к формированию цивилизованного рынка транспортных и экспедиторских услуг.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
Целью Концепции является выработка согласованных мер в области транспорта, обеспечивающих системное и результативное решение следующих основных задач:
обеспечение эффективного развития экономик государств-участников СНГ за счет улучшения использования и развития их транспортного потенциала;
формирование и развитие общего транспортного пространства государств-участников СНГ с учетом международных отраслевых стандартов;
развитие конкурентной среды на общем рынке транспортных и экспедиторских услуг в государствах-участниках СНГ;
создание условий для экономически выгодного использования сети международных транспортных коридоров на территориях государств-участников СНГ;
совершенствование системы международного нормативно-правового обеспечения работы транспортной системы СНГ;
развитие кадрового потенциала, подготовленного к решению стоящих перед транспортом государств-участников СНГ задач;
развитие и согласованное использование новых, эффективных технологий, обеспечивающих повышение безопасности перевозок, экологической, информационной и экономической безопасности в транспортной системе СНГ;
обеспечение условий интеграции транспортных систем государств-участников СНГ в европейские и мировые транспортные системы на основе учета их национальных интересов;
повышение эффективности использования транспортной инфраструктуры и инвестиционной привлекательности проектов ее развития;
развитие механизмов совершенствования работы транспортной системы СНГ;
развитие кооперации в производстве сложных технических средств транспорта и разработка совместных программ развития транспортного машиностроения;
формирование и внедрение систем менеджмента качества на предприятиях транспортной системы СНГ;
согласованное использование и развитие научного потенциала в транспортной системе СНГ.
Согласованное решение указанных задач предусматривает рассмотрение следующих взаимосвязанных вопросов:
анализ проблем и роли транспорта в развитии экономического сотрудничества государств-участников СНГ;
основные составляющие согласованной транспортной политики государств-участников СНГ на период до 2010 года;
развитие транспортно-экспедиционной деятельности и логистики, взаимодействия различных видов транспорта;
эффективное развитие сети международных транспортных коридоров, в том числе в целях дополнительного привлечения транзитных грузопотоков;
обеспечение безопасности транспортной системы СНГ и охраны окружающей среды;
согласование механизмов развития транспортного машиностроения, в том числе лизинга;
совместная разработка методов ценового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов на транспорте;
приоритетные направления развития транспортной системы СНГ по видам транспорта.
Положения, отраженные в настоящей Концепции, должны рассматриваться как исходные в целях их последующей конкретизации и детализации в рамках межгосударственных целевых и ведомственных программ, разрабатываемых в сфере формирования общего транспортного пространства и экспедиторских услуг.
2. ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
Эффективность развития и использования современных транспортных систем в государствах-участниках СНГ определяется интенсивностью и сбалансированностью процессов проведения экономических реформ. Объективная необходимость дальнейшего проведения экономических реформ поставила перед государствами-участниками СНГ ряд общих проблем в области транспортного комплекса.
Первая группа проблем заключается в необходимости развития системности в нормативно-правовом, технологическом и информационном обеспечении работы транспортного комплекса, развития единых методов адаптации механизмов предоставления транспортных и экспедиторских услуг к условиям общего рынка и их гармонизации.
Согласованность усилий государств-участников СНГ по решению этой группы проблем позволит повысить эффективность использования сложившейся системы транспортных коммуникаций, задействовать образовавшиеся неиспользуемые ресурсы провозных и пропускных возможностей на отдельных видах транспорта. Решение этих проблем позволит создать объективные условия для формирования системы последовательного и своевременного восстановления основных фондов транспортных предприятий, полного, оперативного и достоверного информационного обеспечения всех участников общего рынка транспортных и экспедиторских услуг.
Вторая группа проблем определяется объективной необходимостью дальнейшего использования в новых условиях неравномерно распределенного производства транспортной техники и ремонтно-заводской базы на территориях государств-участников СНГ и расширения кооперации в использовании научно-технического потенциала государств-участников СНГ.
Решение этих проблем является необходимым условием поддержания и наращивания конкурентоспособности национальных машиностроительных и ремонтных предприятий на мировом рынке, создания объективных возможностей модернизации средств и снижения отрицательных факторов, влияющих на ценовую политику в транспортном комплексе.
Анализ указанных проблем и основных причин их возникновения позволяет сделать следующие выводы:
состояние национальных транспортных систем отдельных государств-участников СНГ не обеспечивает желаемый уровень конкурентоспособности с транспортными комплексами государств Европейского союза и не создает благоприятных экономических условий для интеграции в международный рынок транспортных и экспедиторских услуг;
объективная необходимость в совместном решении указанных проблем определяет требование по разработке единой, согласованной транспортной политики государств-участников СНГ. В основу этой политики должны быть заложены системные критерии эффективного хозяйствования, ориентированного на рыночные отношения в сфере предоставления транспортных и экспедиторских услуг;
расширение сотрудничества в области транспорта создает благоприятные возможности для наиболее эффективного использования экономического, производственного и научно-технического потенциалов государств-участников СНГ в сфере транспортного комплекса, что может дать реальную возможность успешного выполнения крупномасштабных и взаимовыгодных международных транспортных проектов. Экономическая целесообразность расширения транспортного сотрудничества предопределяет пути наиболее эффективного использования государствами производительных сил, сырьевых ресурсов и наиболее экономичной адаптации транспортного комплекса к требованиям современного международного рынка транспортных и экспедиторских услуг;
приоритетность основных направлений сотрудничества в сфере транспортного комплекса, разработок, рассмотрения и реализации отдельных программ и проектов целесообразно определять с позиции их влияния на возможность результативного решения указанных проблем, ликвидации причин и последствий их возникновения.
3. ПРИОРИТЕТЫ СОГЛАСОВАННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
Согласованная транспортная политика предполагает расширение и углубление международного сотрудничества на основе участия в двух- и многосторонних соглашениях, определяемых ее целями. Проблемы в области транспорта решаются путем системной реализации основных составляющих согласованной транспортной политики на период до 2010 года, содержание которых системно отражает и конкретизирует взаимосвязанные направления и процессы развития транспортного комплекса.
Согласованная транспортная политика включает следующие основные направления:
гармонизация транспортного законодательства государств-участников СНГ на основе международных стандартов;
сотрудничество и взаимодействие между различными видами транспорта при осуществлении международных перевозок;
совершенствование тарифной политики;
развитие транспортной логистики;
эффективное использование транзитного потенциала транспортных систем;
координация действий по развитию информационных технологий, последовательное формирование общей системы информационного обеспечения международного рынка транспортных и экспедиторских услуг;
развитие структурных и экономических реформ на транспорте;
разработка и внедрение механизмов совместного инвестирования в развитие узловых объектов инфраструктуры международных транспортных коридоров;
расширение сферы действия согласованных нормативно-технических требований и стандартов к транспортной технике, интенсификация кооперативных связей в сфере транспортного машиностроения;
обеспечение свободного передвижения автомобильного транспорта по территориям государств-участников СНГ;
согласованная по основным экономическим и технико-технологическим параметрам работа железнодорожного транспорта государств-участников СНГ;
согласованное осуществление авиационных перевозок и использование воздушного пространства государств-участников СНГ;
согласованное совместное использование водных путей государств-участников СНГ;
проведение согласованной протекционистской политики на мировом рынке транспортных и экспедиторских услуг;
проведение согласованной политики по обеспечению безопасности на транспорте и охраны окружающей среды.
Мероприятия, планируемые и реализуемые в рамках каждой из этих составляющих, должны учитывать их взаимосвязь и взаимовлияние и базироваться, как правило, на принятии в установленном порядке совместных целевых и ведомственных двух- и многосторонних межгосударственных программ и проектов.
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ СНГ
В государствах-участниках СНГ необходимо создать условия для интеграции национальных транспортных систем в общеевропейскую и мировую транспортные системы на основе гармонизации действующей и разрабатываемой законодательной и нормативно-правовой базы, использования унифицированных транспортных технологий в соответствии с требованиями и параметрами, установленными международными конвенциями и соглашениями, а также требованиями, предъявляемыми Всемирной торговой организацией.
Для согласованной разработки и унификации транспортного законодательства необходимо:
1. Завершение формирования правовой основы международных взаимоотношений в области транспортной деятельности, а именно:
обеспечение реализации Соглашения о принципах формирования общего транспортного пространства и взаимодействия государств-участников СНГ в области транспортной политики от 9 октября 1997 года и других базовых документов в области транспорта;
разработка и принятие государствами-участниками СНГ необходимых кодексов, соглашений и решений по видам транспорта, определяющих порядок взаимоотношений в соответствии с международным законодательством в области транспорта.
2. Проведение сравнительного анализа принятых в государствах законов о транспортной деятельности и разработка рекомендаций по их гармонизации.
3. Осуществление мониторинга соответствия положений нормативно-правовой базы в области транспортного взаимодействия в СНГ международным правовым нормам, принятым в Генеральном соглашении о торговле услугами Всемирной торговой организации.
5. РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛОГИСТИКИ
Согласованные усилия по развитию транспортно-экспедиционной деятельности в государствах-участниках СНГ должны быть направлены на ускорение продвижения товаров от производителя к потребителю независимо от их национальной принадлежности, обеспечивать при этом снижение транспортной составляющей в экономике государств-участников СНГ, соблюдение их национальных интересов и создание равных и благоприятных условий для всех участников рынка транспортных и экспедиторских услуг.
На ближайшую перспективу к числу основных задач в этой области следует отнести:
продолжение и интенсификацию работы по развитию нормативной правовой базы транспортно-экспедиционной деятельности;
разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению равных и благоприятных условий взаимодействия и конкуренции различных видов транспорта;
согласование развития и внедрения логистических подходов в практику организации товародвижения;
развитие взаимодействия между союзами, ассоциациями, общественными организациями транспортного комплекса и межгосударственными органами сферы транспортного комплекса в целях выработки действенных и согласованных мер для решения вопросов дальнейшего формирования общего, цивилизованного рынка транспортных и экспедиторских услуг;
унификацию и расширение сферы взаимного признания национальных систем лицензирования (сертификации) в этой области, согласованное приведение этих систем в соответствие с требованиями международных правил и стандартов;
унификацию и типизацию сферы и методов транспортно-экспедиторского обслуживания на территориях государств-участников СНГ с учетом международных требований.
Решение этих задач должно базироваться на расширении сферы практического использования логистических подходов и современных информационных технологий. При этом первичным является развитие международных транспортно-экономических связей, создание и активное совместное использование общих логистических систем.
6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАНЗИТНЫХ ПЕРЕВОЗОК В СНГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ
Геополитическое положение государств-участников СНГ, реализация государствами своего транспортного потенциала как в части осуществления перевозочного процесса, так и его инфраструктурного обеспечения свидетельствуют о реальных перспективах развития транзита в СНГ.
Учитывая высокую степень влияния на эффективность транспортного обеспечения транзитных перевозок факторов сбалансированности, унификации и взаимоувязки национальных транспортных сетей международного значения в рамках СНГ, проведение согласованной политики по формированию и развитию участков международных транспортных коридоров (МТК), проходящих по территориям государств-участников СНГ, должно являться приоритетным направлением их взаимодействия в области транспорта.
Цель формирования и развития МТК, проходящих по территориям государств-участников СНГ, - повышение эффективности внешнеторговых, в том числе транзитных перевозок с обеспечением гарантии их осуществления на основе международных соглашений и договоренностей, создание международной транспортной инфраструктуры, имеющей единые технические параметры и обеспечивающей применение единой технологии перевозок.
В качестве основных задач в этой области следует рассматривать:
разработку и реализацию комплекса мер по согласованному и сбалансированному развитию участков сложившейся системы МТК на территориях государств-участников СНГ в части направления их формирования;
развитие МТК, проходящих по территориям государств-участников СНГ, предусматривающее их модернизацию, техническое оснащение, новое строительство основных и вспомогательных элементов инфраструктуры, а также их использование и эксплуатацию в соответствии с международными договорами;
разработку и реализацию комплекса мер по созданию общей системы технологического, таможенного, информационно-логистического, страхового, сервисного обеспечения перевозок грузов на участках международных транспортных коридоров на территориях государств-участников СНГ;
выработку и проведение согласованных действий по привлечению финансовой помощи международных финансовых институтов для модернизации имеющихся и строительства новых объектов инфраструктуры на участках МТК в целях повышения их общей конкурентоспособности на мировом рынке транзитных перевозок.
Координация усилий государств-участников СНГ по реализации указанных направлений будет способствовать развитию сети транспортных коммуникаций для нужд их экономик, расширению межгосударственных транспортно-экономических связей государств-участников СНГ, активизации транзитных перевозок по их территориям, созданию условий для включения инфраструктуры международного значения, функционирующей в рамках СНГ, в Евроазиатскую и мировую транспортные системы.
7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Вопросы, связанные с обеспечением безопасности на транспорте в СНГ, учитывая, что его функционирование является основой эффективного развития экономик государств, важнейшим элементом производства и международной торговли, должны учитываться при разработке всех составляющих согласованной транспортной политики государств-участников СНГ.
Безопасное и устойчивое функционирование транспортной системы государств-участников СНГ прямо влияет на экономическую, военную, технологическую, экологическую и социальную безопасность как на национальном уровне, так и в рамках СНГ в целом.
Основными направлениями обеспечения безопасности на транспорте в СНГ являются следующие.
1. Разработка и реализация согласованных мер по обеспечению:
безопасности жизни и здоровья пассажиров и работников транспортного комплекса;
безопасности грузов, перевозимых различными видами транспорта;
безопасности транспортных средств и транспортной инфраструктуры международного значения, обустроенной для их передвижения и перемещения пассажиров и грузов, структур и механизмов управления различными видами транспорта;
пресечения незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств и психотропных веществ, опасных грузов, осуществляемого с использованием различных видов транспорта;
финансирования расходов, связанных с реализацией мероприятий по борьбе с терроризмом и контрабандой на транспорте;
обмена информацией об угрозах безопасности транспортной системы СНГ;
безопасности международных перевозок в рамках СНГ нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных грузов всеми видами транспорта.
2. Согласованное проведение мероприятий по выявлению, предупреждению, профилактике возможных противоправных действий, угрожающих безопасности транспортной системы СНГ.
3. Согласованная разработка требований к показателям обеспечения безопасности транспортных систем (что в первую очередь подразумевает формирование единой системы стандартов безопасности и механизмов их практического выполнения, соответствующих международным требованиям на различных видах транспорта).
4. Формирование правовой базы сотрудничества в области обеспечения безопасности на транспорте.
Функционирование транспортной системы СНГ оказывает существенное отрицательное экологическое влияние на окружающую среду, которое складывается из транспортных загрязнений, воздействий сооружений инфраструктуры на природные экосистемы и воздействий технологических процессов строительства, ремонта и содержания. Повышению экологической безопасности способствует улучшение транспортно-эксплуатационных характеристик инфраструктуры.
Необходимо констатировать, что в государствах-участниках СНГ как практическая работа по обеспечению экологической безопасности, так и научные исследования в данной области отстают от современных требований. Взаимодействие государств-участников СНГ в обеспечении охраны окружающей среды целесообразно осуществлять по следующим направлениям:
разработка единых требований к воздействию транспорта на окружающую среду и методов контроля за их выполнением;
разработка и внедрение унифицированных методов экологически ориентированного планирования развития транспортных инфраструктур;
согласованное развитие экологически безопасных пассажирских и грузовых транспортных систем;
проведение согласованной научно-технической политики;
обеспечение экологической безопасности при организации движения транспорта, работы транспортных систем;
восстановление и реабилитация окружающей среды;
согласованное осуществление мероприятий, препятствующих трансграничному перемещению технологий, товаров и услуг, использование которых способно нанести ущерб здоровью населения и окружающей среде.
8. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА ТРАНСПОРТЕ
Согласованное развитие государственных систем ценового регулирования в транспортном комплексе следует рассматривать как основную предпосылку к успешному формированию общего цивилизованного рынка транспортных и экспедиторских услуг.
Учитывая сложность и многогранность этой задачи, должны быть решены следующие основные вопросы:
разработка комплекса мер по регулированию тарифной политики, ориентированных на обеспечение свободного перемещения товаров и пассажиров;
разработка нормативно-правовой базы, регулирующей принципы ценообразования на услуги транспорта в международном сообщении между государствами-участниками СНГ;
поэтапное формирование согласованной тарифной политики на базе общих подходов к построению ставок оплаты, принципов их дифференциации, совершенствования процедур согласования размеров, унификации правил применения.
Имеющие место геополитические особенности экономических реформ в государствах-участниках СНГ практически исключают возможность использования простых подходов к решению этих вопросов. Вместе с тем все Стороны осознают объективную потребность в тесном сотрудничестве при их решении для создания целостного и единого механизма государственного ценового регулирования на общем рынке транспортных и экспедиторских услуг.
9. КООПЕРАЦИЯ В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
Для поддержания и восполнения ресурсов транспорта согласованная транспортная политика государств-участников СНГ должна включать вопросы сотрудничества в области транспортного машиностроения по следующим основным направлениям:
установление соответствующих мировому уровню согласованных нормативно-технических требований и стандартов к транспортной технике;
разработка комплекса совместных мер по созданию условий для развития эффективной кооперации, специализации, созданию совместных объединений предприятий по производству и ремонту транспортной техники;
создание благоприятных торговых режимов при взаимной поставке транспортной техники;
формирование международных правовых актов, обеспечивающих развитие лизинга в транспортной среде;
создание межгосударственной правовой базы для производства транспортной техники по формуле: финансирование производства банками - получение пользователями транспортной техники на взаимовыгодных лизинговых условиях - страхование возврата суммы банкам.
В качестве необходимого условия получения практической результативности совместных работ по указанным направлениям следует рассматривать расширение и углубление научно-технического сотрудничества между государствами в области создания и внедрения новых образцов техники, обоснование сбалансированных объектов выпуска необходимой для заинтересованных государств продукции, создание условий для расширения сферы взаимовыгодной кооперации научных и производственных организаций разных государств в области создания авиационной техники, автомобиле- и судостроения, локомотиво- и вагоностроения.
10. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВИДОВ ТРАНСПОРТА
Согласованная транспортная политика государств-участников СНГ должна предусматривать конкретизацию направлений и задач сотрудничества в сфере каждого вида транспорта. При этом предполагаемые комплексы совместных мер должны обеспечить преемственность в использовании сложившихся отраслевых межгосударственных связей и создавать условия для их дальнейшего развития и повышения результативности при решении задач формирования общего транспортного пространства и рынка транспортных и экспедиторских услуг. При этом отраслевые аспекты сотрудничества должны уточнять и конкретизировать методы совместного решения общих задач, сформулированных в данной Концепции.
10.1. Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в транспортной системе государств-участников СНГ, обеспечивая значительную часть перевозок грузов и пассажиров.
Исходя из этого основные направления сотрудничества должны предусматривать:
разработку и внедрение новых, более адекватных методов прогноза объема перевозок грузов и пассажиров в международном сообщении, что должно обеспечить повышение достоверности прогнозных оценок, улучшение на этой основе обоснованности планирования и расширения возможности межгосударственного маневра в использовании транспортных средств;
объединение усилий при планировании, подготовке и проведении основных мероприятий по техническому оснащению железных дорог, включая модернизацию технических средств;
совершенствование системы ремонтов и технического обслуживания локомотивов, производства запасных частей и расходных материалов, проведение работ по продлению сроков эксплуатации устройств и агрегатов;
перевод грузовых вагонов на новую систему ремонта и технического обслуживания, основанную на выводе вагонов в ремонт с учетом фактически выполненного объема работ (по пробегу);
перевод отдельных направлений, прежде всего международного сообщения, на скоростное движение пассажирских поездов;
совместное развитие систем информационного обеспечения работы отрасли на основе современных информационных технологий;
разработку и внедрение единых, эффективных методов организации и управления грузовыми и пассажирскими перевозками;
совершенствование организации контейнерных перевозок, в том числе повышение скорости движения специализированных контейнерных поездов, развитие оперативного информирования грузополучателей, расширение сети станций для обработки крупнотоннажных контейнеров;
развитие межгосударственных стыковых пунктов железных дорог, повышение технической оснащенности и совершенствование технологии их работы, укрепление взаимодействия с таможенными и пограничными органами в целях создания условий для ускорения пропуска поездов;
расширение работ по стандартизации в области безопасности, ремонта и эксплуатации технических средств и услуг, предоставляемых на железнодорожном транспорте;
проведение согласованной тарифной политики, обеспечение конкурентоспособности перевозимых грузов, проведение дифференциации тарифов по родам грузов, видам отправок, применение сквозных ставок на перевозки грузов в международном сообщении на взаимовыгодных условиях под конкретные контракты, объемы и маршруты перевозок;
дальнейшее развитие нормативно-правовой базы сотрудничества;
развитие механизмов прямого взаимодействия железнодорожных администраций в процессе управления транспортными системами;
разработку и реализацию совместных программ, мероприятий по поставкам подвижного состава, техническому оснащению железных дорог, включая модернизацию технических средств;
взаимодействие железнодорожных администраций в области здравоохранения, подготовки кадров, социальной защиты железнодорожников.
Формирование тарифной политики на железных дорогах государств-участников СНГ в международном сообщении на перспективу.
Грузовые перевозки.
Формирование тарифной политики на железных дорогах государств-участников СНГ в международном сообщении на перспективу базируется на положениях Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств-участников СНГ, в которой определены основные принципы формирования и установления тарифных ставок при перевозках грузов в международном сообщении.
При разработке и согласовании единой тарифной политики необходимо исходить из целесообразности унифицированного подхода к установлению среднего уровня международных тарифов в сообщениях между государствами-участниками СНГ.
Каждое государство самостоятельно определяет тарифы на перевозку конкретной корреспонденции, исходя из экономической ситуации, конъюнктуры рынка и других факторов.
Для создания конкурентоспособных тарифных условий по сравнению с альтернативными маршрутами следования или видами транспорта заинтересованным железным дорогам целесообразно продолжить практику установления сквозных тарифных ставок на всем маршруте перевозки грузов.
Тарифная политика государств-участников СНГ на перевозку грузов в международном сообщении предусматривает дифференциацию тарифов по видам сообщения (транзит, перевозка грузов между государствами-участниками СНГ и третьими странами, в том числе транзитом по железным дорогам государств-участников СНГ, перевозки грузов между станциями железных дорог государств-участников СНГ), по видам отправок (повагонная, мелкая, контейнерная) и родам грузов.
Уровень тарифных ставок на перевозки грузов должен обеспечивать продвижение и конкурентоспособность товаров, позволять производителям интегрироваться на мировом рынке, обеспечивать баланс интересов производителя, потребителя и перевозчика.
Тарифная политика железных дорог государств-участников СНГ объявляется и согласовывается на тарифных конференциях ежегодно, заблаговременно на очередной фрахтовый год.
Пассажирские перевозки.
В настоящее время железные дороги не имеют действенных стимулов для развития социально важных, но убыточных пассажирских перевозок, что показывает необходимость проведения структурных реформ и преобразования управления железнодорожным пассажирским комплексом.
Тарифная политика в отношении пассажирских железнодорожных перевозок должна быть дифференцирована в зависимости от сезона. В течение года тариф может оставаться единым, однако в зависимости от сезона изменения тарифов могут колебаться до 30%.
Повышение эффективности функционирования пассажирского комплекса может быть достигнуто путем создания подразделений по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании и пригородном сообщении, что позволит сконцентрировать в них финансовую деятельность и управление перевозками, создать заинтересованность в более эффективном и качественном обслуживании пассажиров в целях увеличения доходности и сокращения затрат. При этом можно будет более оперативно и эффективно решать вопросы по обеспечению перевозок в период изменения сезонности в дальнем следовании и применению модульной схемы формирования пригородных поездов при внутрисуточном изменении пассажиропотоков в пригородном сообщении, компенсации убытков из государственного и местного бюджетов или из других источников, обновлению парка пассажирских вагонов, реконструкции и развитию предприятий по ремонту и техническому обслуживанию пассажирского подвижного состава.
10.2. Воздушный транспорт
Приоритетным направлением сотрудничества для государств-участников СНГ в области деятельности воздушного транспорта являются выработка и реализация общей Стратегии его развития, которая должна предусматривать выработку единых механизмов:
реализации единой и последовательной политики обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности;
последовательного создания экономических и организационных условий, обеспечивающих доступность авиационных перевозок на основе равноправной и добровольной конкуренции;
унификации методов государственного регулирования услуг естественных монополий в сфере воздушного транспорта;
эффективного использования обновляемого парка воздушных судов.
10.3. Автомобильный транспорт и дорожное хозяйство
10.3.1. Автомобильный транспорт
Современное положение автомобильного транспорта в структуре транспортной системы СНГ показывает его приоритет и неоспоримые достоинства с точки зрения высокотехнологичного транспортного обслуживания, составными частями которого являются: гибкость, мобильность, надежность, срочность, сохранность доставки грузов, стоимость услуг. В государствах-участниках СНГ постепенно формируется рынок автотранспортных услуг, основанный на наличии постоянно возрастающего спроса на осуществление международных автомобильных перевозок и предложения со стороны автотранспортных предприятий государств-участников СНГ широкого спектра услуг по его удовлетворению.
Вместе с тем имеющиеся серьезные проблемы в развитии международных автомобильных перевозок ослабляют позиции перевозчиков государств-участников СНГ на международном транспортном рынке. В их числе: несогласованность правовых и законодательных действий и норм государств-участников СНГ в международном транспортном пространстве, слабая материально-техническая база и недостаток инвестиций на ее совершенствование и развитие, отсутствие скоординированных мер по ликвидации барьеров на пути развития международного автомобильного сообщения и защите национальных перевозчиков от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных предпринимателей, недостаточное обеспечение безопасности автотранспортной деятельности и ряд других негативных факторов.
Приоритетными направлениями сотрудничества государств-участников СНГ в области автомобильного транспорта являются:
выработка согласованной транспортной политики, способствующей использованию преимуществ автомобильного транспорта, с учетом предоставления для пользователей автотранспортных услуг, возможности свободного выбора вида автотранспорта и автотранспортных средств;
разработка мер по гармонизации национальных транспортных законодательств с учетом признания и выполнения международных норм и стандартов в области автотранспортной деятельности;
согласованные усилия по выявлению причин возникновения барьеров, формирование и последовательная реализация межгосударственных механизмов их устранения;
создание условий для свободного передвижения автомобильного транспорта по территориям государств-участников СНГ;
разработка мер, направленных на повышение эффективности использования материально-технического, технологического, инновационного, информационного, нормативно-правового, сервисного и кадрового потенциала перевозчиков и других участников рынка международных автотранспортных услуг СНГ.
10.3.2. Дорожное хозяйство
Автомобильные дороги занимают особое место в транспортной системе государств-участников СНГ. Надежно работающая сеть автомобильных дорог - одно из основных условий решения проблем в экономике и социальной сфере, формирования цивилизованного и конкурентоспособного рынка. Обеспечение возможности доставки грузов по автомобильным дорогам "от двери до двери" является одной из наиболее важных составляющих транспортного комплекса.
Основа дорожной политики государств-участников СНГ - обеспечение нужд экономики и населения надежными транспортными связями, а также интеграция автомобильных дорог этих государств в международную транспортную систему. Определен перечень международных автомобильных дорог СНГ, по которым обеспечиваются международные автомобильные перевозки. Основные международные автомобильные маршруты, обозначенные в названном перечне, включены в состав международных транспортных коридоров.
Приоритетными задачами в сфере дорожного хозяйства являются:
осуществление мер по формированию унифицированной законодательной базы, обеспечивающей реализацию согласованной дорожной политики на межгосударственном уровне;
совершенствование системы государственного управления дорожным хозяйством, обеспечивающей эффективное руководство развитием и состоянием автомобильных дорог в интересах пользователей и государства;
определение приоритетов, обеспечивающих наиболее эффективное использование финансовых ресурсов в дорожном хозяйстве, совершенствование системы управления инвестиционным процессом;
создание условий для устойчивого финансирования дорожного хозяйства, национальных программ развития и совершенствования сети автомобильных дорог общего пользования;
координация деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений;
выработка общих подходов к лицензированию дорожной деятельности.
10.4. Морской транспорт
В целях обеспечения благоприятных условий для развития морского транспорта государств-участников СНГ приоритетными направлениями сотрудничества являются:
определение правового статуса Каспийского моря с сохранением действующего в настоящее время принципа свободы судоходства;
консолидация возможностей государств-участников СНГ в решении задач развития сети портов;
развитие сотрудничества государств-участников СНГ в рамках Черноморского экономического сотрудничества и участие в других международных организациях;
разработка и принятие международных нормативных правовых актов в области торгового мореплавания;
подготовка международных соглашений по поиску и спасению на море и с взаимодействием при ликвидации чрезвычайных ситуаций на море;
создание условий для свободного выхода судов прикаспийских государств-участников СНГ в Мировой океан.
10.5. Внутренний водный транспорт
Внутренний водный транспорт выполняет работу по обеспечению транспортного процесса как на внутренних водных путях, так и в морских бассейнах, используя суда смешанного плавания "река - море", исходя из чего основными приоритетными направлениями сотрудничества являются:
проведение комплекса согласованных мер по увеличению перевозок грузов и пассажиров между государствами-участниками СНГ;
разработка и внедрение единой системы обеспечения безопасности плавания по внутренним водным путям;
унификация нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность участников рынка перевозок внутренним водным транспортом, а также механизмов выполнения задач инспекций судоходства и речного регистра;
развитие и модернизация объектов и элементов инфраструктуры внутреннего водного транспорта;
проведение согласованной политики в соответствующих международных организациях, имея в виду поддержку позиций государств-участников СНГ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Межгосударственными органами, которые разрабатывают и реализуют основные мероприятия транспортной политики, являются: Координационное транспортное совещание государств-участников Содружества Независимых Государств, в составе которого функционируют Совет по автомобильному транспорту, Совет по морскому транспорту и Совет по внутреннему водному транспорту; Совет по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества; Межправительственный совет дорожников; Совет по авиации и использованию воздушного пространства, состоящие из руководителей центральных органов исполнительной власти и отраслевых администраций по вопросам транспорта государств-участников СНГ. К этой работе могут быть привлечены Международная академия транспорта, отраслевые научно-исследовательские институты и институты, занимающиеся проблемами транспорта в целом.
Для реализации согласованной транспортной политики могут быть использованы разнообразные формы сотрудничества:
соглашения и другие нормативные правовые акты;
целевые программы;
рекомендации для правительств государств-участников СНГ или субъектов общего транспортного пространства.
Результатами согласованной транспортной политики должны являться:
повышение уровня и качества обслуживания населения и субъектов хозяйствования государств-участников СНГ услугами транспорта;
рост объемов перевозок на общем транспортном пространстве;
рост доходов транспортных предприятий, а следовательно - увеличение отчислений в бюджеты государств-участников СНГ;
улучшение условий труда и социальной сферы;
повышение конкурентоспособности рынка транспортных услуг государств-участников СНГ на мировом рынке транспортных услуг и рост транзитных перевозок;
повышение безопасности и улучшение экологических показателей транспортного процесса.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
К КОНЦЕПЦИИ СОГЛАСОВАННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
ВВЕДЕНИЕ
Концепция согласованной транспортной политики государств-участников СНГ на период до 2010 года (далее - Концепция) отражает общую точку зрения государств-участников СНГ на перспективы дальнейшего развития транспортного комплекса, наиболее актуальные направления дальнейшего сотрудничества в этой сфере и роль государственного регулирования в процессе его развития.
В предлагаемой Аналитической записке к Концепции подробнее рассматриваются вопросы дальнейшего развития нормативно-правового, технологического и информационного обеспечения работы транспортного комплекса, совершенствования и адаптации механизмов представления транспортных и экспедиторских услуг к условиям мирового рынка, повышения эффективности производства транспортной техники, использования и развития ремонтно-заводской базы на территориях государств-участников СНГ, развития товаропроводящей сети и рынка транспортных услуг, создания логистических систем, формирования международных транспортных коридоров, приоритетные задачи в развитии видов транспорта, обеспечивающие, в совокупности, согласованную транспортную политику, повышение экономической эффективности транспортного комплекса в интересах государств-участников СНГ на период до 2010 года, а также рассматриваются основные сегменты рынка транспортных услуг: услуги железнодорожного, воздушного, автомобильного, морского и речного транспорта.
Концепция согласованной транспортной политики государств-участников СНГ на период до 2010 года представляет собой систему принципиальных подходов на пути комплексного решения транспортных проблем.
В Аналитической записке используются следующие термины:
"интермодальная перевозка" - перевозка грузов (в одной и той же грузовой единице или на одном и том же транспортном средстве) последовательно используемыми видами транспорта без обработки самих грузов при изменении видов транспорта;
"мультимодальная перевозка" - перевозка грузов, когда лицо, ее организующее, несет ответственность за груз на всем пути следования независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа;
"комбинированная перевозка" - интермодальная перевозка, когда одно (пассивное) транспортное средство перевозится на другом (активное) транспортном средстве, обеспечивающим тягу и потребляющим энергию;
"лизинг" - предпринимательская деятельность, направленная на инвестирование временно свободных или заемных средств и осуществляемая на основе договора, по которому лизингодатель (финансовый кредитор) приобретает в собственность указанное лизингополучателем оборудование у определенного им продавца (поставщика) и предоставляет его лизингополучателю за плату за временное владение и пользование для предпринимательских целей;
"международные транспортные коридоры" - совокупность магистральных транспортных коммуникаций с соответствующим обустройством и, как правило, различных видов транспорта, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении на направлениях их наибольшей концентрации и связывающих различные страны;
"транспортная система" - комплекс различных видов транспорта, находящихся в зависимости и взаимодействии при выполнении перевозок;
"транспортно-экспедиционная деятельность" - предпринимательская деятельность по оказанию услуг клиентам при организации перевозок грузов всеми видами транспорта;
"транспортная логистика" - комплексное и взаимосвязанное решение задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортом общего пользования;
"терминал" - комплекс технических устройств, зданий и сооружений, предназначенных для приема, накопления, обработки, отправления и выдачи грузов;
"логистический подход" - согласование действий всех звеньев транспортно-распределительной цепи интермодальной перевозки, обеспечение жесткого контроля за товарно-денежными потоками, упрощение процедур оформления таможенных, перевозочных и других документов;
"франчайзинг" - система договорных отношений между предприятиями, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) право на производство и/или реализацию определенного вида продукции (товаров), оказание определенных услуг от имени и под товарным знаком франчайзера, а также право на получение технической и организационной помощи;
"транспортный оператор" - лицо, непосредственно отвечающее за перевозку грузов либо использующее для этой перевозки третью сторону в соответствии с договором перевозки.
1. ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
В результате перехода к новым принципам формирования, развития и управления национальными экономическими системами и объективной необходимостью дальнейшего проведения экономических реформ перед государствами-участниками СНГ возник ряд проблем в области транспорта.
Создание дополнительного числа переходов, таможенных структур, формирование каждым государством собственной тарифной политики на отдельные виды транспортных услуг, создание множества транспортных и экспедиторских компаний привело к существенному увеличению расходов на транспортировку грузов и пассажиров, сроков доставки грузов и пассажиров, усложнило реализацию продукции, кроме того, снизились объемы перевозок на всех видах транспорта.
В новых экономических условиях объективно произошла переориентация торгово-экономических связей в направлении их активного развития со странами Европы, Азии, Америки. Это заставило по-новому взглянуть на транспортную систему государств-участников СНГ и рассматривать транспорт как отрасль, представляющую на рынке широкий спектр услуг, что в корне отличается от традиционного подхода к транспорту как продолжению производства или оказания социальных услуг населению. Переход к организации функционирования транспортного комплекса на рыночных принципах обусловил необходимость изменения взглядов на его роль в развитии независимых государств и тем самым вскрыл ряд новых проблем.
Первая группа проблем определяется необходимостью дальнейшего развития системности в нормативно-правовом, технологическом и информационном обеспечении работы транспортного комплекса, адаптации механизмов представления транспортных услуг к условиям рынка. Основной причиной возникновения таких проблем является объективно обусловленный переход к принципиально новым методам хозяйственного управления и стимулирования развития национальных экономических систем. Актуальность решения этой группы проблем, как обязательного условия для дальнейшего успешного развития экономических реформ в независимых государствах, подтверждается следующими фактами:
структура существующей подсистемы транспортных коммуникаций формировалась с ориентацией на жесткую централизацию управления грузопотоками, строго плановую специализацию промышленности отдельных регионов и централизованную систему их кооперирования. Уровень эффективности использования транспортных коммуникаций в современных условиях недостаточен, имеются резервы провозных и пропускных возможностей на отдельных видах транспорта;
износ транспортных средств приближается к критическому уровню, но имевший место экономический спад не дал возможности для последовательного и своевременного восстановления основных фондов транспортных предприятий;
информационное обеспечение участников рынка транспортных услуг крайне неэффективно, низкая согласованность нормативных правовых актов, принимаемых в этой сфере, в различных странах.
Вторая группа проблем обусловлена необходимостью дальнейшего использования в новых условиях весьма неравномерно распределенного производства транспортной техники и ремонтно-заводской базы на территориях государств-участников СНГ. Поэтому практически в каждом государстве транспортники были вынуждены приступить к разработке и реализации программ производства и модернизации транспортных средств. Решение этой проблемы затрудняется ввиду того, что единая система научно-технического и конструкторско-нормативного обеспечения производственно-эксплуатационной деятельности транспорта базировалась на координированной деятельности организаций, которые с развалом СССР оказались в независимых государствах.
Решение перечисленных проблем в области транспорта осложняется по следующим причинам:
самостоятельное решение вышеперечисленных проблем государствами-участниками СНГ ограничивается их экономическими возможностями;
динамику процессов формирования межгосударственного сотрудничества в государствах-участниках СНГ нельзя считать удовлетворительной, что затрудняет согласование принципиальных вопросов и национальных концепций транспортной политики;
объективно недостаточные условия для резкого повышения конкурентоспособности транспортных предприятий на мировом рынке транспортных услуг и отсутствие необходимых коммуникаций не способствуют в современных условиях повышению экономической эффективности их работы по предоставлению транспортных услуг на широком международном фронте.
Анализ указанных проблем и основных причин их возникновения позволяет сделать следующие основные выводы:
1. Состояние национальных транспортных систем отдельных стран не позволяет в полной мере успешно конкурировать и кооперироваться с транспортными комплексами государств Европейского Союза на международном рынке транспортных услуг.
2. Необходимость согласованного решения указанных проблем выдвигает требование по разработке и реализации единой, согласованной транспортной политики государств-участников СНГ. В основу этой политики должны быть заложены критерии эффективности хозяйствования, ориентированные на потребителя.
3. Согласованное и совместное использование экономического и научно-технического потенциалов государств-участников СНГ в сфере транспортного комплекса может дать реальную возможность для выполнения крупномасштабных и взаимовыгодных международных транспортных проектов. Экономическая целесообразность расширения транспортного сотрудничества определяет пути наиболее эффективного использования каждой страной производительных сил и сырьевых ресурсов и наиболее экономичной адаптации транспортного комплекса к требованиям современного международного рынка транспортных услуг.
4. Основные направления транспортного сотрудничества, приоритетность разработки, рассмотрения и реализации отдельных программ, проектов по развитию транспортного комплекса целесообразно определять с позиций их влияния на возможность решения указанных проблем, ликвидации причин и последствий их возникновения.
2. ПРИОРИТЕТЫ СОГЛАСОВАННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
Согласованная транспортная политика предполагает расширение и углубление международного сотрудничества путем участия в двух- и многосторонних международных соглашениях по вопросам, определяемым ее целями.
Решение проблем в области транспорта предлагается путем последовательной реализации основных составляющих согласованной транспортной политики на период до 2010 года, содержание которых системно отражает взаимосвязанные процессы развития транспортного комплекса.
Согласованная транспортная политика включает следующие основные составляющие.
Дальнейшее развитие согласованной системы транспортной логистики и товародвижения:
создание логистических центров транспорта;
создание специальных центров по подготовке специалистов по логистике;
широкое внедрение современных технологий, обеспечивающих эффективное функционирование логистической системы.
Согласованная разработка и унификация транспортного законодательства:
расширение и углубление правовой основы межгосударственных взаимоотношений в области транспортной деятельности;
транспарентность (прозрачность) при разработке свода законов и законодательных актов, определяющих деятельность транспортного комплекса;
сравнительный анализ принятых в государствах законов о транспортной деятельности и проведение согласованных мер по их унификации;
организованная работа межгосударственных органов по созданию максимально унифицированной законодательной базы деятельности транспорта, обеспечивающей интенсификацию формирования общего транспортного пространства и безусловное соблюдение национальных интересов государств-участников СНГ.
Согласованное развитие транспортных систем:
анализ технико-технологического состояния общих транспортных систем и выявление узких мест для их эффективного совместного функционирования;
составление и реализация согласованных средне- и долгосрочных программ развития общих транспортных систем;
формирование и реализация программ комбинированных перевозок и согласованного использования различных видов транспорта.
Совместное использование транспортно-транзитного потенциала:
формирование согласованного перечня и маршрутов транзитных транспортных коридоров, увязанных с европейскими и азиатскими маршрутами;
согласование условий перевозок и транзитных тарифов, в том числе сквозных тарифных ставок, обеспечивающих конкурентоспособность транзитных перевозок на всем маршруте следования.
Совместное развитие информационных технологий:
формирование единого информационного пространства на всем полигоне железных дорог (корпоративная информационная система управления транспортом);
взаимная увязка в единую систему главного и дорожных вычислительных комплексов;
разработка и внедрение единых методик, полной электронизации документооборота, предполагающей безбумажную технологию оформления и перемещения перевозочных документов;
установление информационной взаимосвязи между грузовладельцем и перевозчиком, другими участниками процесса транспортировки на всем пути "от двери до двери";
единая информационная база для всех комплексов информационных технологий.
Согласованное развитие транспортного машиностроения:
расширенные сферы действия согласованных нормативно-технических требований и стандартов к транспортной технике;
развитие эффективной специализации и кооперации, создание совместных предприятий по производству и ремонту техники;
создание благоприятных торговых режимов при взаимной поставке транспортной техники и проведение согласованной лизинговой политики;
формирование комплексных национальных транспортных систем, оснащенных технически совершенными постоянными устройствами и транспортными средствами, взаимодействующими на базе единого технологического процесса с централизованным и максимально автоматизированным управлением.
Обеспечение свободного передвижения автомобильного транспорта по территории государств-партнеров:
стремление к либерализации международных автомобильных перевозок, имея в виду отмену разрешительной системы в рамках государств-участников СНГ;
проведение согласованной политики присоединения к международным конвенциям и договорам по вопросам автомобильного транспорта;
внедрение единой системы сервисного обслуживания на основных согласованных международных автотранспортных маршрутах.
Согласованная по основным технико-технологическим и тарифно-финансовым параметрам работа железнодорожного транспорта государств-партнеров:
согласование параметров и нормативов организации перевозочной работы и обеспечение безопасности движения;
согласование и внедрение единой методологии формирования финансово-экономических показателей работы железнодорожного транспорта, налогообложения;
совершенствование согласованного порядка совместного использования парка вагонов и контейнеров.
Согласованное осуществление авиационных перевозок и использование воздушного пространства:
установление единых правил сертификации воздушных судов, международных аэропортов, допуска, контроля, обеспечения эксплуатации и ремонта авиационной техники;
согласованное введение единых требований к безопасности полетов и расследованию их нарушений;
создание условий для тесного взаимодействия, создания совместных компаний перевозчиков и авиационных предприятий, защиты совместных интересов в международных организациях.
Согласованное совместное использование водных путей государств-партнеров:
установление порядка свободного плавания по внутренним водным путям государств-партнеров;
проведение согласованной политики в обеспечении безопасности плавания по внутренним, совместно используемым водным путям;
проведение согласованной политики в отношении перевозчиков третьих стран по внутренним водным путям государств-партнеров.
Взаимосвязи основных составляющих согласованной транспортной политики и детализация их содержания отражены на схемах 1, 2, 3, 4.
Схема 1 Взаимосвязь основных составляющих согласованной транспортной политики на период до 2010 года
--------------------------------- ------------------------------------
| Согласованная |------|Согласованная система транспортной|
| транспортная политика | | логистики и товародвижения |
--------------------------------- ------------------------------------
|-----------------------------------------------------------------------------
--------------- ------------------ --------------- --------------- ---------------- ----------------
|Согласованное| | Согласованная | |Согласованное| | Совместное | | Совместное | | Совместное |
| развитие | | разработка и | | развитие | |использование| | развитие | | развитие |
| структурных | | унификация | |транспортных | |транспортно -| |транспортного | |информационных|
| реформ на | | транспортного | | систем | | транзитного | |машиностроения| | технологий |
| транспорте | |законодательства| | | |потенциала за| | | | |
| | | | | | | исключением | | | | |
| | | | | | | транзита ВС | | | | |
--------------- ------------------ --------------- --------------- ---------------- ----------------
----------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------
| Согласованная система |
| функционирования транспорта |
-------------------------------
------------------------------------------------------------
----------------------------- ------------------------------------
| Обеспечение свободного | | Согласованная по основным |
|передвижения автомобильного| | технико-технологическим и |
| транспорта по территории | | тарифно-финансовым параметрам |
|государств-участников СНГ | |работа железнодорожного транспорта|
----------------------------- | государств-участников СНГ |
------------------------------------
Схема 2 Согласованное развитие транспортных систем
-------------------- ----------------- --------------------------
|Анализ технико - | |Составление | |Формирование и |
|технологического | |и реализация | |реализация программ |
|состояния | |согласованных | |комбинированных, |
|транспортных | |средне- и | |мультимодальных |
--|систем и выявление| --|долгосрочных | --|перевозок и |
| |узких мест для их | | |программ | | |согласованного |
| |эффективного | | |развития | | |использования различных |
| |совместного | | |транспортных | | |видов транспорта |
| |функционирования | | |систем | | | |
| -------------------- | ----------------- | --------------------------
| -------------------- | ----------------- | --------------------------
| |Определение | | |Принятие | | |Определение транспортных|
| |технического | | |Концепции | | |направлений, по которым |
| |состояния | | |согласованной | | |возможно осуществление |
| |транспортных | | |транспортной | | |мультимодальных |
| |путей, | | |политики | | |перевозок грузов |
| |подвижного | | |государств - | |-|с применением двух и |
| |состава, других | | |участников СНГ | | |более видов транспорта |
|-|обустройств и | |-|на период до | | --------------------------
| |объектов | | |2010 года, | | --------------------------
| |внутренних и | | |разработка | | |Определение возможностей|
| |внешних проблем | | |и принятие | | |транспортных магистралей|
| |функционирования | | |совместных | | |и создание технико - |
| |и развития | | |программ и | |-|экономических условий |
| |транспортных | | |проектов | | |для осуществления |
| |систем | | ----------------- | |мультимодальных |
| -------------------- | ----------------- | |перевозок |
| -------------------- | |Формирование | | --------------------------
| |Определение | | |согласованных | | --------------------------
| |соответствия | | |планов действий| | |Создание |
| |применяемых | |-|государств по | | |законодательно-правовых |
| |технологий | | |ее реализации | | |условий для |
| |безопасности | | |по каждому виду| | |межгосударственных |
|-|движения и | | |транспорта | |-|компаний по |
| |технических | | ----------------- | |осуществлению |
| |параметров | | ----------------- | |комбинированных |
| |мировому | | |Создание | | |перевозок различными |
| |научно - | | |экономических | | |видами транспорта и |
| |техническому | | |условий по | | |различной формы |
| |уровню | | |привлечению | | |собственности |
| -------------------- | |международных | | --------------------------
| -------------------- --|инвестиций для | | --------------------------
| |Совместное | |финансирования | | |Совершенствование |
| |использование | |совместных | | |технологий |
| |научного | |программ по | | |взаимодействия |
| |потенциала, | |строительству | | |транспорта и |
| |реализация | |(реконструкции)| | |транспортной |
--|межгосударственных| |транспортных | | |деятельности |
|научно - | |систем | --|с таможенными, |
|исследовательских | ----------------- |пограничными и другими |
|программ | |государственными |
-------------------- |структурами |
|государств-партнеров |
--------------------------
Схема 3 Согласованная разработка и унификация транспортного законодательства
-------------------- -------------------- ----------------- --------------------
|Формирование | |Сравнительный | |Согласование | |Формирование |
|правовой основы | |анализ принятых | |свода законов и| |унифицированной |
|межгосударственных| |в государствах | |законодательных| |законодательной |
|взаимоотношений | |законов о | |актов, | |базы деятельности |
|в области | |транспортной | |определяющих | |транспорта |
|транспортной | |деятельности | |деятельность | | |
|деятельности | |и проведение мер | |транспортного | | |
| | |по их унификации | |комплекса | | |
-------------------- -------------------- ----------------- --------------------
-------------------- -------------------- ----------------- --------------------
|Реализация | |Определение | |Платежная, | |Согласование |
|Соглашения о | |перечней законов, | |налоговая и | |перечня |
|принципах | |подлежащих | |тарифная | |модельных |
|формирования | |унификации | |политика, | |законов, |
|общего | -------------------- |лицензирование | |регламентирующих |
|транспортного | -------------------- |и страхование | |деятельность |
|пространства и | |Проведение | |в области | |транспорта и |
|взаимодействия | |сравнения | |транспорта | |представление |
|государств - | |действующего | ----------------- |транспортных |
|участников СНГ | |законодательства | ----------------- |услуг |
|в области | |с принятыми | |Порядок | --------------------
|транспортной | |модельными | |перевозок | --------------------
|политики от | |законами, | |грузов и | |Подготовка и |
|9 октября | |договорами и | |пассажиров, | |принятие |
|1997 года | |соглашениями, | |взаимоотношения| |межпарламентскими |
-------------------- |действующими между| |перевозчика, | |органами проектов |
-------------------- |государствами | |экспедитора и | |модельных |
|Принятие | -------------------- |клиента | |законодательных |
|межгосударственных| -------------------- ----------------- |актов (основ |
|кодексов и | |Устранение | ----------------- |законодательств) |
|соглашений | |противоречий | |Технические | --------------------
|по видам | |(юридических | |требования к | --------------------
|транспорта | |коллизий) как | |транспортным | |Принятие в |
-------------------- |между | |коммуникациям, | |государствах |
-------------------- |действующим | |нагрузкам и | |внутренних |
|Принятие | |национальным | |габаритам | |законодательств |
|межгосударственных| |законодательством,| |транспортных | |и исполнительных |
|решений, | |так и принятыми | |средств, | |актов, |
|определяющих | |модельными | |порядок въезда | |обеспечивающих |
|порядок | |договорами и | |(выезда) | |реализацию |
|взаимоотношений, | |соглашениями | |и транзита | |международных |
|не установленных | -------------------- |транспортных | |модельных |
|межгосударственным| |средств | |законодательных |
|законодательством | ----------------- |актов |
|в области | --------------------
|транспорта | --------------------
-------------------- |Функционирование |
|в государствах |
|унифицированных на|
|межгосударственном|
|уровне |
|национальных |
|законодательств |
--------------------
Схема 4 Совместное использование транспортно-транзитного потенциала
------------------ --------------------- ----------------------- --------------------
|Формирование | |Согласование | |Реализация | |Проведение |
|согласованного | |единых сквозных | |совместных мер | |согласованной |
|перечня и | |конкурентоспособных| |по ускорению | |политики |
|маршрутов | |транзитных | |доставки грузов, | |по рекламе, |
|транзитных | |тарифов и условий | |обеспечению их | |привлечению грузов|
|транспортных | |перевозок | |сохранности | |и использованию |
|коридоров, | | | | | |транзитных |
|совместное их | | | | | |коридоров |
|развитие | | | | | | |
------------------ --------------------- ----------------------- --------------------
------------------ --------------------- ----------------------- --------------------
|Совместное | |Определение станций| |Внедрение новой | |Формирование |
|исследование | |(речных портов, | |техники и | |общего плана |
|конъюнктуры | |аэропортов), | |прогрессивных | |рекламной |
|международного | |между которыми | |технологий, | |деятельности по |
|рынка | |назначается | |проведение | |привлечению |
|транспортных | |стоимость | |внутригосударственных| |транзитных грузов,|
|услуг и | |перевозок грузов и | |мероприятий, | |создание |
|прогнозирование | |пассажиров | |направленных на | |межгосударственных|
|основных | --------------------- |увеличение скорости | |транспортных |
|евроазиатских и | --------------------- |перевозок | |рекламных агентств|
|трансазиатских | |Определение | |транзитных грузов | --------------------
|грузопотоков | |стоимости транзита | ----------------------- --------------------
------------------ |по всему маршруту | ----------------------- |Организация |
------------------ |следования грузов | |Приоритетное | |международных |
|Определение | |и осуществление | |комплексное развитие | |транспортных |
|экономически | |договоренностей | |экспортно-импортных и| |форумов |
|оправданных зон | |о распределении | |важнейших внутренних | |(конференций, |
|функционирования| |доходов от | |перевозок | |совещаний и т.д.),|
|транспортных | |перевозок | ----------------------- |направленных на |
|коридоров | --------------------- ----------------------- |привлечение |
------------------ --------------------- |Упрощение | |грузопотоков |
------------------ |Регулярный | |таможенных и | --------------------
|Разработка и | |технико - | |пограничных процедур,| --------------------
|реализация | |экономический | |ускорение | |Создание режима |
|совместных | |анализ | |технического и | |беспрепятственного|
|программ и | |использования | |коммерческого | |доступа к |
|проектов | |транспортных | |осмотра подвижного | |информации о |
|развития | |коридоров и | |состава на внешних | |национальных |
|технических | |реализация мер | |стыковых пограничных | |рынках |
|средств и | |по увеличению | |пунктах | |транспортных |
|транспортной | |их загрузки | ----------------------- |услуг, регулярная |
|инфраструктуры | --------------------- |взаимная |
|в пределах | |информация |
|транзитных | |об объемах, |
|коридоров и | |номенклатуре |
|маршрутов | |и маршрутах |
------------------ |перевозок по |
|транзитным |
|коридорам |
--------------------
3. РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛОГИСТИКИ
Транспортно-экспедиционная деятельность (ТЭД) является одним из главных элементов товаропроводящей сети и направлена на ускорение продвижения товаров от производителя к потребителю. Результат этой деятельности - формирование рынка транспортно-экспедиторских услуг на пространстве СНГ.
Территориально транспортно-экспедиторские организации сосредоточены главным образом на стратегически важных направлениях грузопотоков вдоль транспортных коридоров и транспортных узлов.
Значительная часть транспортных экспедиторов СНГ выполняет услуги по доставке грузов с использованием всех видов транспорта, в том числе и современных большегрузных контейнеров. Через транспортно-экспедиторские компании государств-участников СНГ проходит примерно 80% товаров внешней торговли государств-участников СНГ, обслуживаются более 2 млн. предприятий мелкого и среднего бизнеса.
В государствах-участниках СНГ продолжается работа по развитию законодательно-правовой базы транспортно-экспедиционной деятельности. Ее основной целью является создание равных и благоприятных условий для всех участников общего рынка транспортно-экспедиторских услуг из государств-участников СНГ. Для достижения этой цели целесообразны разработка и реализация международных соглашений, регламентирующих общие и единые правила взаимодействия государств-участников СНГ при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности.
На ближайшую перспективу к числу основных задач в области развития международной транспортно-экспедиционной деятельности следует отнести:
развитие взаимодействия между представителями союзов, ассоциаций транспортного комплекса, общественных организаций и межгосударственных органов сферы транспортного комплекса в части выработки согласованных мер по вопросам дальнейшего развития общего рынка транспортно-экспедиторских услуг СНГ, создание единой экспедиторской индустрии, повышение уровня конкурентоспособности экспедиторов и перевозчиков государств-участников СНГ с учетом преимущественного закрепления грузовой базы за национальными перевозчиками, согласованные усилия по привлечению новых транзитных грузов;
гармонизацию национальных нормативных актов о транспортно-экспедиционной деятельности и разработку Рамочного соглашения о взаимодействии государств-участников СНГ при осуществлении международной транспортно-экспедиционной деятельности, в котором следует предусмотреть унификацию и взаимное признание национальных систем лицензирования (сертификации) (сертификатов), отвечающих требованиям международных стандартов;
разработку программы согласованного развития форм и методов транспортно-экспедиционного обслуживания на пространстве СНГ;
разработку проекта общих согласованных правил международного транспортно-экспедиционного обслуживания юридических и физических хозяйствующих субъектов СНГ;
разработку проекта рекомендаций по использованию системы франчайзинга при организации транспортно-экспедиционного обслуживания в государствах-участниках СНГ и за рубежом;
разработку единых методических рекомендаций по организации международной транспортно-экспедиционной деятельности в припортовых и транспортных узлах.
Развитие транспортно-экспедиционной деятельности тесно связано с использованием логистических подходов и современных информационных технологий.
Принципы транспортной логистики лежат в основе совершенствования взаимодействия и координации видов транспорта, внедрения эффективных схем доставки по международным транспортным коридорам.
Создание межгосударственной системы логистических связей и их интеграции имеет актуальное значение для государств-участников СНГ. При этом первичным является развитие экономических взаимосвязей и создание общих логистических систем.
Для решения этих задач в транспортном комплексе государств-участников СНГ должна вестись разработка и внедрение новых, прогрессивных методов практического решения логистических задач на основе информационных технологий, в том числе системы электронного документооборота.
В настоящее время осуществляется отработка технологии информационного сопровождения перевозок грузов как в рамках международных проектов (TEDIM - использование телематических и логистических систем в прибалтийском регионе), так и в рамках создания национальных транспортных коридоров.
В этой связи при достаточно высоком уровне телекоммуникационных средств и телематических технологий становится актуальной задача применения при перевозке грузов принципов информационной транспортной логистики.
Разработка проекта Соглашения в рамках СНГ об электронном обмене информацией между различными видами транспорта и другими участниками смешанных внутренних и международных перевозок является весьма актуальной.
В 2003 - 2005 годах в рамках СНГ предполагается широкое внедрение новых технологий оформления перевозочных, грузосопроводительных и других документов при смешанных перевозках внешнеторговых грузов с использованием электронных сообщений. Будут продолжены разработка и организация внедрения телематических технологий программного обеспечения для использования безбумажных технологий, нормативных документов в области телематических технологий и информатизации отдельных видов транспорта.
Учитывая значимость для экономики государств-участников СНГ развития сети международных транспортных коридоров, актуальны разработка и реализация межгосударственных программ по созданию межрегиональных логистических центров на основе формирования региональных логистических транспортно-распределительных систем, направленных на увеличение грузодвижения по трансевропейским коридорам. Это будет способствовать интеграции транспортной системы СНГ в европейскую и мировую транспортные системы.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАНЗИТНЫХ ПЕРЕВОЗОК В СНГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ
Одной из форм наиболее эффективного практического использования логистики является формирование интермодальных перевозок и принятие согласованных мер по оптимизации транзита через территории государств-участников СНГ.
Государства-участники СНГ имеют реальные перспективы в отношении усиления своей роли транзитных государств. Этому способствуют объективные факторы: их геополитическое положение и наличие в них мощного транспортного потенциала.
По своей экономической сущности транзит является экспортом транспортных услуг. Набор этих услуг на мировом рынке постоянно расширяется, совершенствуется и зависит от уровня развития национальных транспортных систем и их инфраструктуры.
Рост транзита потребует от государств-участников СНГ развития его транзитно-транспортной инфраструктуры, прежде всего автомагистралей и таможенных переходов. Ускорению движения внешнеторговых грузов способствуют специально оборудованные автомобильные терминалы (автопорты), размещаемые на подъездах к границам. Такие терминалы уже действуют на украинско-венгерской, украинско-польской, белорусско-польской, российско-финской и других границах.
Увеличение объема транзитных перевозок зависит от развития транспортных сетей, что, в свою очередь, определяется инвестициями в эту отрасль. Они должны направляться на модернизацию существующих транспортных систем, ликвидацию узких мест, добавление недостающих звеньев.
Значительная финансовая помощь в модернизации имеющихся в строительстве новых транспортных объектов оказывается международными финансовыми органами - Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком и др. Без их дальнейшего участия в инвестировании проектов развития транспортной сети темпы ее качественного изменения могут быть ниже ожидаемых.
Современный транзит невозможен без страхования. В условиях увеличения рисков транспортировки товаров должна расшириться сфера страхования грузов, транспортных средств, ответственности перевозчиков. Возрастание стоимости грузов и средств их доставки делает необходимым развитие системы перестрахования.
На основании изложенного конкретные согласованные меры по оптимизации транзита через территории государств-участников СНГ должны обеспечить решение следующих основных задач:
железнодорожным транспортом:
обоснование разумного баланса между государственным регулированием и использованием рыночных принципов предложения перевозочных услуг;
разработка и проведение гибкой тарифной политики в условиях равноправной конкуренции с другими видами транспорта;
более эффективное использование имеющихся железнодорожных путей сообщения;
развитие и повышение эффективности организации обновления подвижного состава с учетом расширения комбинированных схем перемещения грузов, расширение сети терминалов для обработки грузов по новым технологиям;
повышение темпов технического переоснащения путевой инфраструктуры;
автотранспортом:
создание равных и благоприятных условий для всех перевозчиков на международном рынке автотранспортных услуг;
оптимизация качественных и количественных показателей автомобильного парка с учетом развития рынка автотранспортных услуг;
разработка и реализация согласованных мер по строительству и реконструкции важнейших транзитных автомобильных дорог;
создание единой нормативно-правовой базы для выполнения транзитных перевозок автомобильным транспортом на территории государств-участников СНГ;
гражданской авиацией:
приоритетное решение проблем обеспечения полетов;
способствование созданию глобальной евразийской сети аэропортов;
приведение аэропортов в соответствие с требованиями международных стандартов;
совершенствование организации сертификации аэропортов;
приведение нормативных документов по обработке грузопассажирских потоков в соответствие с международными требованиями;
создание инвестиционных консорциумов по разработке и производству новейших моделей воздушных средств;
внедрение и поддержание обоснованных жестких нормативов в эксплуатации транспортных средств.
Развитие и оптимизация транзитных перевозок должны рассматриваться как приоритетная задача государств-участников СНГ и международного сообщества для упрочения трансконтинентальных связей, ускорения экономического и социального развития стран, регионов, мирового хозяйства в целом.
Формирование новых транзитных транспортных магистралей континентального значения, трансазиатские и евроазиатские сухопутные транспортные коридоры, взаимодействие с международными организациями по программам их развития и использования.
Формирование и развитие сети международных транспортных коридоров на территории государств-участников СНГ должны рассматриваться на фоне основных тенденций развития мировой транспортной системы, как одной из составляющих процесса мирового экономического развития. Это обусловлено следующими факторами:
рост мировой торговли будет все больше опережать рост мирового производства, значимость мировых транспортных связей превысит роль центров добычи сырья и промышленного производства;
наиболее быстрый рост товарообмена предполагается в треугольнике Северная Америка - Европа - страны Азиатско-Тихоокеанского региона, непосредственно охватывающем Россию и государства-участники СНГ в потенциально выгодном качестве естественного моста между Европой и Азией.
В состав Общеевропейской транспортной сети входят следующие компоненты:
Трансевропейская транспортная сеть (TEN) на территории Европейского Союза (ЕС);
10 общеевропейских транспортных коридоров в присоединившихся странах, в новых независимых государствах и за их пределами;
сеть TINA (проект оценки потребностей в области транспортной инфраструктуры), в состав которой входят 10 коридоров и дополнительные компоненты сети на территории стран-кандидатов на присоединение к ЕС;
4 общеевропейские транспортные зоны (PETrA), охватывающие морские бассейны Средиземного, Черного, Адриатического/Ионического морей и район Баренцева моря/европейской части Арктики;
евроазиатские соединения, в частности TRACECA (транспортный коридор Европа - Кавказ - Азия).
Одной из предпосылок формирования новых транзитных транспортных магистралей континентального значения является сложившаяся Трансевропейская транспортная сеть в рамках Европейского Союза, в развитие которой положена утвержденная в июле 1996 г. Концепция "Совместные главные направления создания Трансевропейской сети", основанная на принципе интеграции различных видов транспорта в мультимодальную транспортную сеть. Важным положением основных направлений TEN является расширение сети на Восток и ее соединение с транспортными сетями третьих стран. Временные рамки расширения TEN на Восток определены 2015 годом. Проводимый ЕС курс на расширение транспортных связей со странами Средней Азии и Закавказья и сближение со странами Центральной и Восточной Европы затрагивает экономические интересы государств-участников СНГ.
Возможности наземных транспортных коридоров дополняются потенциалом транзитного использования воздушного транспортного пространства. В России для обеспечения регулярных полетов действуют так называемые кросс-полярные воздушные трассы для полетов между центральной и восточной частями Северной Америки и странами Азиатского региона.
Другое базовое направление - коридор Север - Юг, соединяющий страны Северной Европы и Россию с Индийским океаном, Персидским заливом и государствами Юго-Восточной Азии.
Учитывая высокую степень важности этих вопросов, цели и принципы формирования и использования международных транспортных коридоров на территории государств-участников СНГ, эффективное, взаимовыгодное распределение грузо- и пассажиропотоков и совместных действий на рынке транспортных услуг целесообразно рассмотреть в отдельных документах.
Совершенствование транспортных технологий при международной доставке грузов.
Совершенствование организационной структуры международных перевозок сопровождается изменением транспортных технологий (способов перевозки грузов), а также технологий поддержания физического состояния грузов. Этим достигается существенное сокращение времени транспортировки, энергетических и грузовых затрат при перевозке грузов. Подобная "трансформация" грузов коренным образом изменит весь технологический процесс их транспортировки, потребует создания в государствах-участниках СНГ принципиально новых типов развития подвижного состава, перегрузочного оборудования.
В настоящее время организация перевозок контейнеров и трейлеров по интермодальным системам получила большое распространение в государствах-участниках СНГ и показала высокую эффективность и прибыльность.
Российские, украинские и белорусские железные дороги создают логистический центр в Европе. Организация перевозок по имеющемуся ширококолейному вводу до Катовиц и его продление до предполагаемого центра в г. Остраве (Чехия) позволит обеспечить высокие скорости доставки и возможность широкого использования современных технологий перевозок грузов для важнейших торговых партнеров Европы, значительно повысить конкурентоспособность этих дорог на международном рынке транспортных услуг.
Основная цель организации логистического центра в г. Остраве - интермодальное управление грузопотоками между Россией, Беларусью, Украиной и Европой с подключением транзитных грузопотоков из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также стран, тяготеющих к транспортному коридору Север - Юг. Это позволит создать благоприятные условия для привлечения на сеть дорог дополнительных грузопотоков, в том числе транзитных, будет способствовать расширению деятельности государств-участников на европейском рынке транспортных услуг.
Доминирующее место в организации перевозок грузов в сообщениях Европа - Азия остается за морским транспортом с использованием Суэцкого канала (более 300 млн. т в год). В то же время активно развиваются балтийский, черноморские коридоры, транспортный коридор Европа - Кавказ - Азия (TRACECA), Транссибирская и Трансазиатская железнодорожные магистрали.
Вторым по значимости, вслед за морским, является железнодорожный маршрут, реализуемый через Транссибирскую магистраль, которая служит ключевым звеном, связывающим транспортные системы Азии и Европы.
Транссибирская магистраль составляет основу международного Транссибирского маршрута, который берет свое начало в Японии и Южной Корее и кончается в странах Скандинавии, Центральной Европы, Средней Азии, Дальнего и Среднего Востока, и занимает центральное место в перевозках транзитных и внешнеторговых грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и Среднюю Азию, Ближний Восток.
На направлениях Европа - Азия Транссибирская магистраль - это сложный железнодорожный комплекс с четко отлаженной системой управления перевозками, отвечающей самым строгим требованиям грузоотправителей и операторов. Экономическая и Социальная Комиссия ООН для стран Азии и Тихого океана включила Транссибирскую магистраль в общую систему международных транспортных коридоров в качестве приоритетного направления. Комплексом вопросов, связанных с привлечением грузов на транссибирский маршрут, занимается Международный координационный совет по транссибирским перевозкам.
В обеспечении беспрепятственных перевозок грузов между Европой и Азией важная роль отводится Северному коридору Транссибирской железнодорожной магистрали. Росту объемов грузоперевозок на этом направлении в ближайшей перспективе будет способствовать завершение работ по усилению перегрузочных мощностей на пограничных переходах по перевозке скоропортящихся, сыпучих и зерновых грузов, а также контейнеров, удобрений, нефтепродуктов, металлопроката, угля, древесины, изделий химической промышленности.
По Северному коридору Транссибирской железнодорожной магистрали действует единая сквозная спецставка на всем протяжении маршрута. По заявке Международного координационного совета по транссибирским перевозкам установлена скидка на транзит грузов по территории Казахстана, следующих на Афганистан.
В рамках данного коридора достигнута договоренность между заинтересованными сторонами об организации перевозок хлопка в Европу по маршруту Средняя Азия - порт Актау - Европа.
В рамках Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) действует Соглашение об организационных и эксплуатационных аспектах комбинированных перевозок в сообщении Европа - Азия, которое вступило в силу в августе 1997 г. Это Соглашение является правовой основой для организации перевозок грузов между портами стран Балтии и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В создаваемый коридор Север - Юг войдет достаточно мощная и разветвленная сеть существующих транспортных коммуникаций государств-участников СНГ, включающих железнодорожные и автомобильные дороги, внутренние судоходные пути и морские порты, а также транспортные сети Ирана, Индии и других стран. Маршрут перевозок международных транспортных грузов стран бассейнов Индийского океана и Персидского залива через Иран, Каспийское море, государств-участников СНГ, Северной и Восточной Европы в 3 раза короче, чем существующий маршрут через Суэцкий канал. Это создает очевидные экономические предпосылки для переориентации на коридор Север - Юг части грузопотоков между странами указанных регионов.
Необходимое условие развития международных перевозок в направлении Европа - Азия - создание правовой базы, способствующей обеспечению перевозок, упрощению процедур пересечения границ, унификации и сокращению объемов документации, что в конечном счете приведет к увеличению и ускорению перевозок и снижению затрат на их осуществление.
В условиях возрастающего спроса на организацию перевозок грузов в международном сообщении между Европой и Азией важное значение имеет создание на этом направлении многофункциональных мультимодальных комплексов с таможенной обработкой грузов. Маркетинговая стратегия таких комплексов основана на ускорении прохождения таможенного досмотра и таможенной очистки грузов, предоставлении таможенного контроля в режиме, удобном для клиентов, обеспечении необходимого сервиса и комплексности услуг.
Мировой опыт подтвердил выгодность интермодального метода при транспортировке в контейнерах, пакетах, на поддонах, ронтрейлерах и другими способами разнообразных генеральных высокоценных грузов. Этот метод доставки грузов целесообразно широко внедрить на транспортном пространстве СНГ, что позволит значительно снизить совокупные транспортные и сопряженные с ними затраты, обеспечить более высокую степень сохранности груза и доставки его в срок.
Указанные обстоятельства позволяют констатировать, что согласованные меры по разработке и внедрению таких прогрессивных транспортно-технологических систем при международной перевозке грузов, как контейнерные, контрейлерные системы, сухопутные мостирендбрид, комбинированные воздушно-морские лихтеровозные системы и системы перевозок с горизонтальным способом грузовых работ (ро-ро), целесообразно рассматривать как одно из обязательных условий равноправной интеграции транспортных систем государств-участников СНГ в аналогичные международные системы перевозок и повышения на этой основе эффективности и качества транспортного обслуживания и обеспечение эффективного транзита.
5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Особенность современного периода функционирования транспортного комплекса СНГ состоит в том, что органы управления транспортом наряду с решением задач по организации непосредственно перевозочного процесса должны осуществлять совместно с правоохранительными органами комплекс мер по обеспечению безопасности работы транспортных систем государств-участников СНГ (по видам транспорта).
Транспортная инфраструктура государств-участников СНГ требует особенного внимания и заботы государств, так как обеспечивает функционирование их экономик в мирное и военное время и является источником потенциальной опасности для человека и окружающей среды в связи с перевозками миллионов людей и большими объемами перевозимых, в том числе опасных грузов.
Железнодорожный транспорт государств-участников СНГ среди других видов транспорта занимает лидирующее положение в общих объемах перевозок как грузов, так и пассажиров.
Работа, направленная на обеспечение безопасности железнодорожных перевозок по территориям государств-участников СНГ, является в настоящее время и, по-видимому, останется в обозримой перспективе приоритетной составляющей национальной безопасности государств-участников СНГ и должна быть организована их железнодорожными администрациями и соответствующими правоохранительными структурами как на национальном, так и международном уровнях на основе соответствующих нормативно-правовых документов.
Железнодорожный транспорт общего пользования является наиболее уязвимым и доступным объектом для совершения террористических актов.
Работу по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте необходимо проводить по следующим основным направлениям:
осуществление защиты работников и пассажиров железнодорожного транспорта, а также перевозимых грузов от терроризма;

................
Перейти до повного тексту