- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
Решение
о Межгосударственной программе создания сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2005 года
(Москва, 29 ноября 2001 года) |
( Решение ратифицировано Законом
N 720-IV от 03.04.2003, ВВР, 2003, N 29, ст.230 )
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил:
1. Утвердить Межгосударственную программу создания сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2005 года (прилагается).
2. Определить Министерство Российской Федерации по связи и информатизации государственным заказчиком-координатором названной Межгосударственной программы.
3. Просить правительства государств-участников Содружества определить источники и механизмы финансирования, национального государственного заказчика, через которого будет осуществляться финансирование соответствующих мероприятий, а также разработать и осуществить меры по реализации указанной Межгосударственной программы, начиная с 2002 г.
4. Поручить Экономическому совету СНГ ежегодно заслушивать и принимать решения по докладу государственного заказчика-координатора о ходе выполнения настоящего Решения.
5. Настоящее Решение вступает в силу со дня его подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - со дня сдачи на хранение депозитарию уведомления о выполнении ими внутригосударственных процедур.
Совершено в городе Москве 29 ноября 2001 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
Утверждена
Решением Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств
от 29 ноября 2001 года
Межгосударственная программа
создания сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2005 года
Паспорт
Межгосударственной программы создания сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2005 года
Наименование |
- Межгосударственная программа создания сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2005 года |
Основание для разработки |
- Решение Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 года о ходе выполнения решений Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 2 апреля 1999 года о создании зоны свободной торговли и Программа действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 года от 20 июня 2000 года, утвержденная Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств |
Основные разработчики |
- Министерство Российской Федерации по связи и информатизации, межгосударственные и межправительственные органы, научные и другие учреждения государств-участников Содружества, Исполнительный комитет СНГ |
Цель |
- Создание межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров для информационной поддержки внешнеэкономической и предпринимательской деятельности в государствах-участниках СНГ, способствующих подъему производства и расширению товарообмена между государствами Содружества |
Сроки реализации |
- 2002 - 2005 годы |
Основные исполнители |
- Министерство Российской Федерации по связи и информатизации, межгосударственные, межправительственные и национальные органы, научные и другие учреждения государств-участников Содружества |
Объемы и источники финансирования |
- Из бюджетных или внебюджетных источников финансирования по предложениям государств Содружества |
Введение
Настоящая Программа определяет основные принципиальные решения и комплекс мероприятий по созданию и организации функционирования интегрированной сети информационно-маркетинговых центров (ИМЦ) Содружества Независимых Государств, а также основные организационные, правовые, экономические и другие механизмы построения сети (необходимые ресурсы, этапы реализации проблемы, основные участники и т.д.).
В реализации Программы участвуют заинтересованные министерства и ведомства, ведущие научно-исследовательские, конструкторские, технологические и другие организации, учебные заведения государств Содружества.
Предлагаемая Программа направлена на увеличение взаимной торговли, развитие структуры товарооборота, восстановление и развитие производственных и научно-технических связей, углубление экономической интеграции государств-участников СНГ.
Термины и определения
Приводимые в Программе термины и понятия имеют следующие значения:
государственный заказчик - орган исполнительной власти (или иная уполномоченная государством организация) государства-участника данной Программы, ответственный за государственный заказ и выполнение работ по ней;
координатор - один из государственных заказчиков, обеспечивающий по взаимному согласию их оперативное взаимодействие в процессе выполнения Программы, организующий взаимные консультации и обмен информацией между государственными заказчиками, согласование оперативных планов на отдельные периоды осуществления Программы, выработку рекомендаций по совершенствованию сотрудничества, подготовку и представление в межгосударственные органы согласованной информации о ее реализации. В качестве координатора Программы могут выступать также межгосударственные органы. Данная Программа состоит из отдельных подпрограмм и проектов, финансируемых соответствующими государствами - ее участниками. Роль координаторов таких проектов (подпрограмм) выполняют национальные государственные заказчики этих проектов (подпрограмм);
информационно-маркетинговая деятельность - целенаправленная и организованная деятельность по изучению потребностей в конкретных товарах и услугах и их продвижению на рынки государств-участников Содружества;
пользователи сети ИМЦ государств-участников СНГ - субъекты хозяйственной деятельности (национальные товаропроизводители и потребители), обращающиеся в сеть за получением необходимых им информационно-маркетинговых услуг;
сеть ИМЦ государств-участников СНГ - совокупность ИМЦ, взаимодействующих по согласованным правилам и принципам и способствующих продвижению товаров и услуг национальных товаропроизводителей на рынки государств-участников СНГ.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В настоящее время уровень развития прямых торгово-экономических связей в рамках межгосударственного сотрудничества не полностью отвечает потенциальным возможностям и интересам государств-участников СНГ и сдерживается комплексом общих проблем:
- недостаточностью уровня доступа к торговой информации, включая информацию о спросе и предложении, о правовых особенностях регулирования рынков и др.;
- высоким уровнем рисков внешнеэкономических торговых и финансовых операций;
- изменением механизма хозяйствования, приведшего к нарушению торговых и производственных связей, в первую очередь потерей возможности размещения производственных заказов с гарантированным исполнением и получением продукции;
- недостаточностью оперативной и достоверной информации у субъектов рынка о потенциальных возможностях производственных мощностей предприятий промышленности;
- принятием рядом государств и регионов законов, норм и мероприятий, ограничивающих развитие торговых и производственных связей.
Существующие в государствах Содружества системы информационной поддержки внешней торговли в настоящее время не дают должного эффекта, во многих случаях не имеют государственной направленности, не предоставляют комплексного обслуживания и не обеспечивают интересы товаропроизводителей и заинтересованных потребителей. Не развиты системы сбора, обработки, хранения торговой информации и обеспечения доступа как для товаропроизводителей, так и для органов власти и управления. Это приводит к сохранению негативных тенденций в развитии взаимного товарооборота, вытеснению национальных товаропроизводителей с традиционных рынков.
Создание сети информационно-маркетинговых центров имеет целью эффективное содействие восстановлению торговых и производственных связей и ускорению экономической интеграции государств-участников СНГ.
В интересах национальных производителей и потребителей товаров и услуг необходимы неотложные меры по формированию межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров.
Степень готовности существующих в ряде государств-участников СНГ структур к совместной работе позволяет сделать вывод, что реально создать межгосударственную сеть информационно-маркетинговых центров возможно в достаточно короткие сроки для получения инструмента увеличения роста товарооборота, развития производства товаров и услуг в этих государствах и насыщения рынка продукцией национальных товаропроизводителей стран СНГ.
Создание национальных ИМЦ и объединение их в межгосударственную сеть позволит устранить информационные барьеры между производителями и потребителями продукции и услуг, обеспечить условия для поиска новых рынков сбыта в условиях динамичной конъюнктуры, существенно стимулировать развитие инфраструктуры рынка в государствах Содружества, оказать влияние на развитие малого и среднего предпринимательства.
При этом обеспечивается информационное сопровождение планирования производства и реализации продовольственных и промышленных товаров, а также предоставления различного вида услуг для развития взаимовыгодных экономических связей между субъектами хозяйствования.
Одним из возможных подходов к решению этих задач является разработка и реализация настоящей Программы, что послужит важной базой для развития производства и торгово-экономического сотрудничества государств-участников СНГ, основой для создания новых рабочих мест.
Задача информационного обеспечения товаропроизводителей может быть успешно решена только в кооперации всех государств-участников Содружества.
Учитывая высокую эффективность мероприятий по маркетингу для развития экономики и социальной сферы государств, необходимость координации межгосударственных, межправительственных, межотраслевых и межрегиональных связей, улучшения организации, координации обеспечения системного, комплексного решения проблем маркетинга на рынках государств-участников СНГ, предлагается реализовать настоящую Программу, которая будет способствовать координации спроса и предложения продукции, созданию условий размещения гарантированных заказов и развитию производственной кооперации, продвижению товаров и услуг на национальные рынки государств-участников СНГ.
Программа предусматривает:
- обеспечение непрерывных маркетинговых исследований, комплексного анализа состояния и прогноза развития ресурсов регионов, проведение анализа товарно-материальных потребностей регионов и формирование внутригосударственного и межгосударственного балансов спроса/предложения;
- информационное обеспечение национальных рынков, формирования интеграционных отраслевых программ и системы межгосударственных гарантий, обеспечение экономической безопасности торгово-экономического сотрудничества при обязательном страховании финансово-экономических и информационных рисков;
- подготовку обоснованных предложений по развитию производственной кооперации и увеличению товарооборота и повышению эффективности исполнения государственного заказа.
2. Принципы создания и функционирования сети ИМЦ
2.1. Сеть информационно-маркетинговых центров Сеть информационно-маркетинговых центров реализует автоматизированную информационную технологию, представляющую собой системно организованную для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки, распространения, обеспечения доступа и защиты информации на базе применения современных телекоммуникационных и информационных технологий.
Функционирование сети ИМЦ осуществляется в сфере производственного потребления, охватывающей проблемы взаимодействия между национальными производителями и потребителями (бизнес-партнерами), а также в сфере государственного заказа, которая предусматривает взаимодействие с органами государственной власти, осуществляющими закупку продукции (работ, услуг) для государственных нужд.
Сеть ИМЦ будет содействовать координации спроса и предложения, созданию условий для размещения и гарантированного исполнения и оплаты производственных заказов, развитию производственной кооперации и привлечению финансовых средств для развития и модернизации производства.
2.1.1. Цель создания и назначение сети ИМЦ
Целью создания межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров является информационное обеспечение внешнеэкономической и предпринимательской деятельности, обеспечение подъема производства и расширение товарообмена между государствами Содружества.
В рамках создания межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров предусматривается:
1) обеспечить национальных товаропроизводителей единой системой обмена информацией на основе современных компьютерных коммуникационных технологий;
2) обеспечить интеграцию сети ИМЦ в мировое информационное пространство;
3) разработать нормативную базу, регулирующую создание и функционирование ИМЦ в соответствии с законодательствами государств-участников Программы:
- создание и эксплуатацию межгосударственной сети ИМЦ, телекоммуникационных сетей и информационных ресурсов;
- информационную безопасность государственных и коммерческих организаций-участников создания сети;
- нормы и правила информационного обслуживания;
- подходы к тарификации информационных услуг;
4) обеспечить комплексную защиту информации при ее хранении, обработке и обмене по каналам связи, а также устойчивость сети ИМЦ по отношению к разрушающим воздействиям по всем видам каналов связи.
Сеть предназначена для выполнения систематизированной информационно-маркетинговой деятельности на территориях государств-участников СНГ в интересах национальных товаропроизводителей, а также развития промышленной кооперации за счет создания условий для поиска и размещения производственных заказов и гарантированного их изготовления и поставки.
Сеть ИМЦ является территориально распределенной сетью иерархического типа. Архитектура сети показана на рис. 1.
Архитектура сети ИМЦ государств-участников СНГ
----------------------------------------------------
| Межгосударственный деловой ИМЦ |
| _____________ |
| / \ |
| ------ ------ |
| | | | | |
| ------ ЛВС ------ |
| \_____________/ |
|Сервер БД Телекоммуникационный|
| сервер |
----------------------------------------------------
\|/
----------------------
|Сети передачи данных|
----------------------
/|\ /|\
--------------------------------- ---------------------------------
| Национальный ИМЦ | | Национальный ИМЦ |
| --------------------------------- | ---------------------------------
| | Национальный ИМЦ | | | Национальный ИМЦ |
| | _____ | | | _____ |
| | / \ | | | / \ |
| | --- --- |* * *| | --- --- |
| | ---ЛВС--- | | | ---ЛВС--- |
| | \_____/ | | | \_____/ |
--|Сервер Телекоммуникационный| --|Сервер Телекоммуникационный|
|БД сервер | |БД сервер |
--------------------------------- ---------------------------------
\|/ \|/
--------------- ---------------
|Национальные | |Национальные |
|сети передачи| |сети передачи|
|данных | |данных |
--------------- ---------------
/|\ /|\
-------------------- --------------------
| Региональный ИМЦ | | Региональный ИМЦ |
| -------------------- | --------------------
| | Региональный ИМЦ | | | Региональный ИМЦ |
| | _____ | | | _____ |
| | / \ | | | / \ |
| | --- --- |* * * * *| | --- --- |
| | ---ЛВС--- | | | ---ЛВС--- |
| | \_____/ | | | \_____/ |
--|Сервер Телеком.| --|Сервер Телеком.|
|БД сервер | |БД сервер |
-------------------- --------------------
| |
------------------- -------------------
|Региональные сети| |Региональные сети|
|передачи данных | |передачи данных |
------------------- -------------------
| | | |
--- | * * * * * | --- --- | * * * * * | ---
| | | | | | | | | | | |
| | ---- ---- | | | | ---- ---- | |
--------- --------- --------- ---------
\___________________________________ ____________________________________/
\/
Производители и потребители продукции, участники внешнеэкономической деятельности
Рис. 1
Функционирование сети осуществляется на основе единой системы нормативных документов, обеспечивающих ввод, редактирование, обмен информацией, решение спорных вопросов и контроль взаимодействия участников электронной торговли.
Схема информационно-маркетингового центра показана на рис. 2.
Схема информационно-маркетингового центра
---------------------------- ----------------------
|Сервисная и консалтинговая| |Производители и |
|служба | |потребители |
---------------------------- |продукции, участники|
| |внешнеэкономической |
| |деятельности |
| ----------------------
--------------- | |
|Администратор|--- | |
|системы | | | |
--------------- | | |
| --------------- ---------------
---------- ----|LAN | |Сервер |
|Сервер |--------|коммутатор |--|доступа |
|БД | --------------- ---------------
---------- |
---------- |
|Почтовый| --------------- ---------------
|сервер |---------------|Шлюз FireWall|--|Маршрутизатор|->
---------- --------------- ---------------
---------- |
|WWW | |
|сервер |------------------
----------
Рис. 2
Основные задачи, решаемые сетью:
- информационное обслуживание национальных и зарубежных компаний (коммерческие предложения о товарах и услугах, маркетинговая информация, информация об экспортерах, импортерах);
- консультационная помощь участникам внешнеэкономических связей в предконтрактном исследовании рынков;
- оказание содействия в подготовке и заключении контрактов;
- оказание помощи и проведение конкретных внешнеторговых операций по страхованию, таможенной очистке, транспортно-экспедиторскому обслуживанию экспортно-импортных грузов, экспортно-импортным банковским расчетам;
- практическая работа по использованию и внедрению современных технологий электронного обмена данными в области внешней и внутренней торговли;
- организация сбора, обработки, хранения и распространения торговой информации;
- использование электронного обмена данными для сокращения документооборота при заключении и исполнении сделок;
- внедрение технологий и методов электронной коммерции.
Структурная схема связей ИМЦ с пользователями приведена на рис. 3.
Структурная схема связей ИМЦ с пользователями
---------------- ------------------
|Производители | |Производители |
|и потребители | ---------------------- ------>|и потребители |
|продукции |<--->| |<---- --- |продукции |
---------------- |ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР| || ------------------
---------------- -->| |<-------| ------------------
|Служба |<-| ---------------------- | |Торгово- |
|информационной| | /|\ | |информационные |
|безопасности | | | |->|пункты |
---------------- | | | ------------------
---------------- | | | ------------------
|Службы | | | | |Консультации по |
|аудита |<-| | | |налоговому и |
---------------- | | | |таможенному |
---------------- | | |->|законодательству|
|Представители | | | | ------------------
|служб | | | | ------------------
|грузоперевозок|<-| | | |Таможенный |
---------------- | \|/ |->|брокер |
---------------- | --------------------- | ------------------
|Представители | | |маркетинговый центр| | ------------------
|страховой | | --------------------- | |Нотариальная |
|компании |<-| |->|контора |
---------------- | | ------------------
---------------- | | ------------------
|Служба | | | |Служба |
|бизнес - | | | |сертификации |
|консалтинга | | |->| |
|(помощь в | | | ------------------
|оформлении | | | ------------------
|договоров) |<-| | |Служба |
---------------- | | |регистрации |
---------------- | ------------ --------------- | |и управления |
|Служба | | |Брокерская| |Служба | | |цифровыми |
|правовой | | |служба | |технического | | |паспортами |
|информации |<--->| | |сопровождения|<--->|(сертификатами) |
---------------- ------------ --------------- ------------------
Рис. 3
Эти задачи должны решаться на современном техническом уровне с использованием новейших компьютерных, телекоммуникационных технологий, внедрением международных стандартов передачи данных, что позволит экспортерам и импортерам существенно снизить издержки, связанные с поиском товаров, подбором партнеров, оформлением и исполнением контрактов.
Информационно-маркетинговые центры могут также выполнять функции по защите прав пользователей сети как производителей, так и потребителей продукции и их обеспечению достоверной, актуальной и своевременной информацией, в том числе относящейся к:
- оказанию методологической помощи и организации взаимодействия в сфере создания инфраструктуры регистрации и управления цифровыми сертификатами для ведения хозяйственной деятельности;
- разработке и внедрению механизмов безопасности, доверия и гарантий, в частности, финансовых и страховых, на всех стадиях предоставления коммерческих услуг и документированного, юридически значимого информационного взаимодействия;
- осуществлению информационной, методической, технической и правовой поддержки государств-участников СНГ;
- выработке и внедрению норм, правил и стандартов, направленных на предупреждение недобросовестных действий со стороны поставщиков и потребителей электронных услуг, обеспечению справедливых и равных принципов электронного делового оборота в интересах всех его участников.
По видам обеспечения функционирования сети ИМЦ могут выделяться - системы информационного, математического, программного, технического, правового, методического обеспечения.
2.1.2. Информационное обеспечение сети ИМЦ
Реализация технологий обмена данными предполагает унификацию информационной базы. Эта унификация включает выбор классификаторов товаров и услуг, уточнение терминов, определений и используемых реквизитов, форматов электронных сообщений и словарей. При необходимости сопряжения создаваемой и имеющейся информационных баз разрабатываются конверторы, словари, переходные ключи и другие средства технологии информационного обмена. Предусматривается возможность регистрации и учета, хранения и архивирования сообщений, передаваемых (получаемых) в соответствии с технологией.
Технология информационного взаимодействия локальных, региональных и национальных ИМЦ определяется набором функциональных задач, решаемых при проведении межгосударственного обмена.
Для обеспечения единства в принципах обмена информацией при межгосударственном обмене разрабатывается типовая технология взаимодействия. Порядок обмена сообщениями и режим передачи, получения, контроля и корректировки сообщений определяются по согласованию сторон на основании типовой технологии обмена.
Технология информационного взаимодействия должна учитывать условия безопасности, надежности и живучести процедур обмена данными. Имеются в виду средства сохранения информации, необходимой конфиденциальности данных, а также восстановления работоспособности в экстремальных условиях.
При создании технологической схемы обмена информацией следует предусматривать возможность этапности реализации и модульность построения сети с учетом дальнейшего развития.
Программа предусматривает разработку и применение технологий информационного обмена для решения конкретных прикладных задач обеспечения процедур и операций маркетинговых исследований на основе информации о спросе и предложении на товары и услуги, а также обеспечения основных условий международных торговых сделок.
Разработка технологий информационного обмена призвана обеспечить развитие и совершенствование функциональных возможностей ИМЦ разных уровней и поэтому ориентируется на максимальное использование существующего технического и программного обеспечения. Таким образом, основным свойством разрабатываемых технологий должна быть эффективность и гибкость их применения.
Достигается это при соблюдении следующих принципов:
1) первоначальное оборудование для реализации технологий обмена между ИМЦ должно быть максимально простым в разработке и в то же время обеспечивать необходимую гибкость в системе обмена;
2) потребность применения разработанных технологий определяется из собственных интересов двух или группы национальных ИМЦ по их взаимному согласию;
3) порядок обмена сообщениями и режим передачи, получения, контроля и корректировки сообщений определяются по согласованию сторон на основании технологии обмена, разрабатываемой в составе проекта;
4) разработка новых технологий обмена информацией должна предусматривать создание системы, открытой для расширения функций и количества сообщений для обмена, а также увеличения потенциальных пользователей системы;
5) взаимодействие с товаропроизводителями и потребителями продукции происходит через локальные, региональные и национальные ИМЦ;
6) обмен данными между центрами происходит через сеть передачи данных и национальные конверторы данных, обеспечивающие соответствие диалога стандартным требованиям национальных информационных сетей;
7) межгосударственный и национальные центры связываются посредством унифицированного интерфейса, обеспечивают сохранность полученных данных и обрабатывают сообщения в соответствии с их приоритетом;
8) ответственность за достоверность данных возлагается на источник информации;
9) для обеспечения достоверности данных должны быть предусмотрены меры организационного, технического и финансового характера:
- подготовка текстовых спецификаций, следование которым гарантируется контрактом (соглашением);
- распределение данных на обязательные и условные, при этом ошибки обязательных данных влекут за собой финансовые санкции.
Построение исходных файлов и баз данных, участвующих в процессе обмена должно соответствовать принципам и структуре международных стандартов:
- разработка переходных таблиц, ключей и других унифицированных решений по переводу кодов из одной системы в другую осуществляется исключительно в рамках согласованного перечня информационных сообщений для обмена данными;
- режим обмена предусматривается вне зависимости от объемов передаваемой информации и используется в реальном времени "по готовности" сообщения;
- в проекте должна предусматриваться система нумерации и индексации участвующих в обмене сообщений независимо от их формата, что позволяет однозначно определить заданную последовательность и взаимосвязь сообщений между собой;
- задаваемый проектом регламент обмена сообщениями должен обеспечивать функциональную потребность решения задач и является жестким для исполнения;
- в организации баз данных ИМЦ разных уровней должна быть обеспечена идентичность информационного отображения документов, событий, процедур и операций с точностью до получения/передачи электронного сообщения;
- базы данных ИМЦ должны обеспечить доступность и открытость для товаропроизводителей и потребителей при условии соблюдения санкционирования доступа и необходимой конфиденциальности. Условия обеспечения порядка доступа и конфиденциальности отдельных сообщений или данных определяются по договоренности между участниками обмена. При этом вводимые ограничения и условия не должны сокращать функциональные возможности обмена;
- в системе информационных технологий разрабатывается порядок учета, контроля и обеспечения сохранности информации при передаче электронных сообщений;
- организации, действующие в сети ИМЦ, берут на себя ответственность за реальное использование данных, получаемых в результате обмена, и доведение поступившей информации до непосредственного потребителя.
Организация данных должна представлять собой систему централизованных и распределенных баз данных (БД), обеспечивающих:
- хранение информации в различных точках распределенной среды с регулируемой степенью избыточности и целостности данных;
- представление совокупности данных, составленной из нескольких БД, как одной логической БД;
- диалоговый режим доступа к БД;
- контроль вводимых данных;
- оперативное восстановление данных.
2.1.3. Программно-техническое и математическое обеспечение сети ИМЦ
Программно-техническая реализация сети должна обеспечивать обработку запросов удаленных пользователей, поддержку документооборота, доступ и обмен данными.
Основными требованиями к техническим средствам межгосударственной сети ИМЦ являются:
- соответствие технических возможностей функциональным задачам, решаемым комплексом технических средств ИМЦ с обеспечением необходимого резерва ресурсов для развития комплекса и обеспечения гарантированной надежности;
- создание структуры технических средств, обеспечивающих наращивание и развитие технических и функциональных возможностей без коренной реконструкции сети;
- обеспечение возможностей взаимодействия с сетями общего пользования, ведомственными сетями с использованием международных стандартов при обеспечении необходимого уровня защиты;
- обеспечение преемственности технических средств и взаимодействия их со всеми действующими средствами, вне зависимости от срока их эксплуатации (в пределах разумной целесообразности).
При проектировании комплекса технических средств ИМЦ должны учитываться следующие основные положения, обеспечивающие:
- полную автоматизацию процедур информационного обмена между ИМЦ разного уровня, включая операции по оформлению сообщения в соответствии с заданным форматом и принятыми стандартами обмена;
- процедуру контроля и регистрации получения сообщения получателем;
- сохранность и безопасность данных;
- полноту и достоверность данных;
- средства для восстановления после сбоев;
- средства сбора и обработки статистики;
- сбор информации о состоянии системы и соблюдении заданного режима функционирования.
Технические средства должны иметь развитые средства разграничения доступа.
Комплекс технических средств обеспечивает следующие основные требования:
- работу в архитектуре "клиент - сервер";
- доступ в БД в режиме on-line, WWW, электронной почты, по каналам связи;
- функционирование в сетевом, автономном, технологическом и аварийном режимах;
- контроль работоспособности с возможностью сбора, накопления и предоставления информации о состоянии технических средств.
Комплекс программных средств обеспечения функционирования сети ИМЦ должен обеспечить программную реализацию процессов и алгоритмов решения задач маркетинга в сети ИМЦ.
Конфигурация программных средств определяется назначением, характером и технологией решения задач маркетинга и должна представлять собой ряд совместимых программных средств, состав которых варьируется в зависимости от конкретных задач и технологии их решения.
Комплекс программных средств маркетинга должен иметь модульную структуру в целях их расширения, модификации и адаптации к изменению задач, методов и средств маркетинга.
Прикладные программные средства обеспечивают следующие основные требования:
1) диалоговый ввод данных с проведением автоматизированного контроля по следующим формам:
- сведения об организациях;
- сведения о продукции и услугах;
- сведения о заявках и предложениях (торговая информация);
2) ввод текстовых документов и изображений, их подключение к библиографической БД;
3) сбор статистики о времени доступа в режиме on-line и объеме прочитанных данных;
4) генерирование форм и отчетов для выдачи данных на печать, дисплей и машинные носители, а также графических изображений.
Программно-технический комплекс ИМЦ должен иметь:
- вычислительные мощности, достаточные для решения основных задач маркетинговых исследований;
- емкости накопителей информации, обеспечивающие оперативное хранение и долговременное архивирование (сохранение) основных объемов баз данных;
- подключение к сети передачи данных, обеспечивающей обмен информацией задач оперативного характера и задач долговременного архивирования.
Математические средства обеспечения функционирования сети ИМЦ должны включать совокупность математических методов, моделей и алгоритмов решения задач маркетинга и их компонентов.
В состав математических средств сети ИМЦ могут входить методы и модели математической статистики, теории игр, математического программирования, теории массового обслуживания и др., алгоритмы решения задач маркетинга.
2.1.4. Сетевое и общесистемное обеспечение сети ИМЦ
Структура сети должна удовлетворять потребностям центров разного уровня при выполнении ими функциональных требований с учетом иерархической системы управления и территориального деления.
Сеть ИМЦ должна обеспечивать взаимодействие разнородных информационно-телекоммуникационных систем на базе стандартных интерфейсов и протоколов, удовлетворяющих международным рекомендациям.
Проектные решения должны отвечать современным тенденциям развития в области телекоммуникаций и международным стандартам по организации связи на различных сетевых уровнях (локальные, корпоративные, региональные и глобальные сети) с обеспечением выхода в международные сети связи.
Структура взаимодействия информационно-телекоммуникационных ресурсов сети ИМЦ должна соответствовать многоуровневой модели, состоящей из межгосударственного, национальных, региональных и локальных центров предоставления услуг. При этом задачи выхода в другие международные информационные, телексные, телеграфные и факс-сети должны решаться на национальном уровне.
Совокупность межгосударственного, национальных и региональных информационно-телекоммуникационных ресурсов должна обеспечивать стандартный набор услуг и функций для зарегистрированных абонентов:
- электронную почту;
- пересылку файлов;
- общедоступные, в том числе централизованные и распределенные, базы данных коллективного пользования;
- автоматический обмен информацией между различными информационно-маркетинговыми центрами;
- почтовый обмен между компонентами сети ИМЦ и другими сетями и почтовыми системами;
- доступ товаропроизводителей и потребителей продукции к информационным ресурсам сети ИМЦ как в режиме реального времени, так и в пакетном режиме.
Электронная почта должна обеспечивать необходимый уровень защиты и конфиденциальности информации, фильтрацию нежелательной информации.
Электронная почта должна иметь средства для обеспечения необходимого уровня надежности и производительности (дублирование дисков, избыточность, распределение нагрузки, кластеризация).
Необходимо разработать принципы работы и хранения электронной почты, при этом имея в виду следующие аспекты:
- конфиденциальность;
- ответственность за злоупотребления при работе с электронной почтой;
- время хранения и порядок уничтожения почтовых сообщений.
Электронная почтовая служба ИМЦ должна поддерживать интерфейс со всеми наиболее известными почтовыми системами.
Сетевое обеспечение должно основываться на телекоммуникационной инфраструктуре, имеющей надежные помехоустойчивые цифровые каналы связи.
Должны быть организованы интерфейсы и шлюзы сети с другими информационными системами.
Телекоммуникационные и сетевые компоненты, а также информационные ресурсы общего назначения должны быть рассчитаны на круглосуточную непрерывную работу и иметь развитые технические и организационные средства повышения надежности.
Для обеспечения подключения пользователей к ИМЦ различного уровня и для связи этих центров между собой необходимо использовать основной и резервный маршрутизатор национальных узлов.
Общие требования к общесистемному программному обеспечению:
- использование преимуществ новейших программных технологий;
- наличие возможности использования стандартного системного и прикладного обеспечения;
- использование стандартных пакетов программного обеспечения для телекоммуникации и организации взаимодействия локальных вычислительных сетей персональных компьютеров;
- наличие высокой производительности для обработки больших объемов транзакций;
- поддержка большого числа пользователей;
- обеспечение максимальной защиты собственных средств системы и прикладных программ от несанкционированного доступа;
- обеспечение надежного функционирования.
Общесистемные программные средства должны удовлетворять следующим требованиям: соответствие архитектурных характеристик создаваемой системы и конкретных продуктов; наличие современных средств взаимодействия с пользователем; наличие объектно-ориентированных средств разработки приложений; поддержка распространенных сетевых протоколов; высокий уровень сопровождения.
Сеть передачи данных межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров СПД - ИМЦ строится по радиально-рокадному принципу с централизацией функций управления в межгосударственном и национальных узлах.
Сеть передачи данных должна обеспечить защиту внутренних ресурсов от несанкционированного доступа.
На уровне региональных и национальных ИМЦ необходимо обеспечить независимо от используемых сетевых протоколов и типов платформ взаимодействие:
- товаропроизводитель - товаропроизводитель;
- товаропроизводитель - сервер (региональный ИМЦ);
- сервер (региональный ИМЦ) - сервер (региональный ИМЦ);
- сервер (региональный ИМЦ) - сервер (национальный ИМЦ).
В рамках СПД - ИМЦ необходимо предусмотреть организацию почтовых серверов при каждом ИМЦ.
Центры управления СПД - ИМЦ должны обеспечивать контроль состояния и диагностику узлов сети и их элементов, сбор и накопление информации о работе сети для последующей обработки, выдачи статистики и оптимизации сетевых ресурсов. Контроль состояния подразумевает обеспечение фонового тестирования удаленных компонент сети без существенного влияния на работоспособность всей сети в целом, отключение неисправных компонент сети или включение резервного оборудования в этих компонентах, а также автоматическое перенаправление потоков данных в обход неисправных узлов и межузловых соединений.
2.1.5. Правовое и методическое обеспечение сети ИМЦ
Правовое обеспечение представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании, внедрении и функционировании сети ИМЦ. Правовое обеспечение включает:
- определение статуса сети в конкретных областях государственного управления;
- нормативные акты, определяющие договорные отношения разработчика и заказчика при создании сети;
- правовое положение о компетенции уровней сети и организации их деятельности;
- права, обязанности и ответственность персонала;
- нормы и правила ответственности владельцев информации;
- порядок создания и использования информации в сети, процедуры ее регистрации, сбора, хранения, передачи и обработки;
- порядок обеспечения информационной безопасности.
В процессе создания сети ИМЦ проводится разработка и принятие регламентирующих, нормативно-правовых документов, упорядочивающих процессы создания, регистрации и использования информационных ресурсов сети.
Должны быть решены следующие правовые вопросы:
- регламентация процессов сертификации информационных ресурсов и программ, имеющих статус информационных компонент сети;
- регулирование взаимоотношений авторов, владельцев и пользователей информационных ресурсов, в том числе вопросов защиты авторских прав и прав собственности на информацию, включая права собственности государства на свою информацию;
- обеспечение информационной безопасности сети;
- разработка норм и правил информационного обслуживания производителей и потребителей продукции, а также ответственности владельцев информации.
Правовое обеспечение функционирования сети должно включать создание и эффективное использование законодательной и правовой базы, гарантирующей эффективное выполнение работ по ее функционированию, комплексную и правовую поддержку товаропроизводителей в государствах Содружества по реализации их продукции и услуг на рынках.
В правовом обеспечении функционирования сети ИМЦ должны быть предусмотрены законы и нормативные акты, регулирующие имущественные, а также связанные с ними неимущественные отношения пользователей информационных ресурсов, возникающие в связи с созданием и правовой охраной прав собственности, куплей, продажей и использованием товаров и услуг, а также информационно-маркетинговой деятельностью в государствах-участниках Содружества.
Методические средства создания и функционирования сети ИМЦ представляют собой совокупность методов и правил, регламентирующих деятельность отдельных лиц и коллективов по созданию и обеспечению функционирования сети. Эти методы и правила описывают формализованные, полуформализованные и неформализованные процессы, выполняемые при создании и обеспечении функционирования данной сети.
2.2. Межгосударственный деловой ИМЦ
Для эффективного развития межрегиональных и межгосударственных связей требуется совместное согласованное формирование инфраструктуры региональных товарных рынков и создание специального организационного механизма, обеспечивающего комплексный, системный и целостный подход к развитию экономического сотрудничества и процессов интеграции.
В качестве организующего и координирующего механизма, соединяющего возможности государственного централизованного и рыночного децентрализованного механизмов управления и планирования целесообразно учредить Межгосударственный деловой ИМЦ в форме некоммерческой организации, который мог бы выполнять различные функции, включая координатора развития сети, информационного оператора, расчетно-клирингового центра, резервной системы межрегиональных гарантий, удостоверяющего центра, координатора интеграционных и комплексных отраслевых проектов (рис. 4).
Межгосударственная сеть информационно-маркетинговых центров государств-участников СНГ
----------- -----------
|Локальный| |Локальный|
| ИМЦ | . . . | ИМЦ |
----------- -----------
| ------------ |
| |Региональный| |
--->| ИМЦ |<---
------------ ----------- ------------
|Региональный| | |Региональный|
| ИМЦ | | | ИМЦ |
------------ \|/ -----------
| ------------ |
--->|Национальный|<---
----------- | ИМЦ | -----------
|Локальный| ------------ |Локальный|
| ИМЦ | ------------ К национальным /|\ /|\/|\ К национальным ------------ | ИМЦ |
-----------|Региональный| ИМЦ /|\ | | | ИМЦ /|\ |Региональный|-----------
. ---->| ИМЦ | | | | | | | ИМЦ |<---- .
. ------------ ---------------- \|/ ------------------ ------------ .
. \|/ \|/ ------------------------ \|/ \|/ .
. ------------ ------------ | /------------------\ | ------------ ------------ .
. |Региональный|-->|Национальный|<-->| |Межгосударственный| |<-->|Национальный|<--|Региональный| .
. | ИМЦ | | ИМЦ | | | деловой ИМЦ | | | ИМЦ | | ИМЦ | .
. ------------ ------------ | \------------------/ | ------------ ------------ .
. /|\ /|\ ------------------------ /|\ /|\ .
. ------------ ----------------- /|\ ------------------ ------------ .
---->|Региональный| \|/ | | | \|/ |Региональный|<---
-----------| ИМЦ | К национальным | | | К национальным | ИМЦ |-----------
|Локальный| ------------ ИМЦ \|/\|/\|/ ИМЦ ------------ |Локальный|
| ИМЦ | ------------ | ИМЦ |
----------- |Национальный| -----------
--->| ИМЦ |<---
| ------------ |
------------ /|\ ------------
|Региональный| | |Региональный|
| ИМЦ | | | ИМЦ |
------------ ------------ ------------
--->|Региональный|<---
| | ИМЦ | |
| ------------ |
----------- -----------
|Локальный| |Локальный|
| ИМЦ | | ИМЦ |
----------- -----------
Рис. 4
Образование Межгосударственного делового ИМЦ государств-участников СНГ представляется целесообразным осуществить на базе существующих профильных организаций.
Центр будет выполнять функции управления созданием сети ИМЦ и информационного взаимодействия участников проекта (2002 - 2003 гг.). В дальнейшем одной из основных его функций совместно с ИМЦ различных уровней будет являться анализ и прогнозирование развития рынков как государств-участников СНГ в целом, так и национальных рынков.
Деловому центру могут делегироваться права по установлению регламентов электронного документооборота в корпоративной сети ИМЦ СНГ.
Обмен данными между межгосударственным ИМЦ и национальными ИМЦ будет происходить через сеть передачи данных и национальный конвертор данных, обеспечивающий соответствие диалога стандартным требованиям национальных информационных систем.
При этом национальные системы должны оставаться автономными. Взаимодействие с пользователями происходит исключительно через национальные информационные системы. Информационные потоки межгосударственного уровня должны быть отделены от внутринациональных.
В Межгосударственный деловой ИМЦ могут войти в лице своих уполномоченных организаций государства-участники СНГ:
- структуры министерств и ведомств, организующие и методически обеспечивающие сбор, обработку, хранение и распространение торговой и другой информации, необходимой для информационной поддержки национальных рынков;
- государственные органы по политике информатизации;
- государственные таможенные комитеты;
- государственные транспортные органы;
- кредитно-финансовые организации;
- торгово-промышленные палаты, а также ряд коммерческих фирм, предоставляющих информационные, телекоммуникационные, страховые услуги, фирмы-разработчики и поставщики программных продуктов, компьютерной техники.
Объединение финансовых средств участников позволит, согласно предварительным расчетам, обеспечить оборудование техникой информационно-коммуникационного узла МДЦ, подвести все необходимые линии связи, оборудовать центр современной техникой и самое главное - обеспечить сбор, обработку, хранение и распространение необходимой информации и предоставление услуг в интересах национальных товаропроизводителей, а также обеспечить функционирование всего комплекса на период запуска (1,5 - 2 года) до выхода его на самоокупаемость.
Кроме того, за счет объединения информационных ресурсов всех участников проекта, соединения их с ресурсами, получаемыми из государств Содружества, создается банк данных международного уровня государств-участников СНГ, включающий в себя три больших подраздела:
- внешнеторговая информация;
- информация участников проекта создания сети ИМЦ;
- информация, получаемая из государств Содружества.
На Межгосударственный деловой ИМЦ возлагается функция создания и актуализации межгосударственного реестра средств информатизации.
Основное назначение реестра - помощь в выборе высококачественных вычислительных и программных средств при оснащении сети ИМЦ и стимулирование отечественных производителей этих средств. В этот реестр должны включаться средства и системы информатизации, отвечающие современным требованиям по безопасности, функциональным характеристикам, взаимозаменяемости и совместимости.
2.3. Участники проекта создания сети ИМЦ
В проекте по информационно-маркетинговому обеспечению государств-участников СНГ могут принимать участие (рис. 5):
-----------------
| Структуры, |
|уполномоченные | --------------
------- |государствами- | |Транспортные|
|Банки|-------------- |участниками СНГ| ----------|компании |
------- | ----------------- | --------------
----------- | | | ------------
|Страховые| | \|/ | |Таможенные|
|компании |---------| ----------------- |-----------|брокеры |
----------- |----->| Сеть |<-----| ------------
-------------- | |информационно- | | ----------------
|Торгово- | ------>|маркетинговых |<------ |Информационные|
|промышленные|----------->| центров |<------------|агентства |
|палаты | ---->|государств- |<------ ----------------
-------------- | -->|участников СНГ | | ----------------
----------------------| | ----------------- | |Разработчики, |
|Телекоммуникационные|- | /|\ /|\ | |изготовители и|
|компании | | | | -------|поставщики |
------------------------- | | |технических и |
| | | |программных |
---------------- |----------------------------------|средств |
|Инвестиционные|-------|Экспортеры,||Товаропроизводители||вычислительной|
|компании | |импортеры ||и потребители ||техники |
---------------- --------------------------------------------------
Рис. 5.
Участники проекта создания сети ИМЦ
- организации, уполномоченные государствами-участниками соглашения;
- пользователи сети ИМЦ:
экспортеры и импортеры;
товаропроизводители;
- организации, создающие сеть ИМЦ:
системные интеграторы;
телекоммуникационные компании;
разработчики, изготовители и поставщики средств связи и информатизации, средств и систем защиты информации;
- организации, обеспечивающие проведение информационных, маркетинговых и торговых операций:
информационные агентства;
страховые компании;
таможенные органы;
кредитно-финансовые организации;
транспортно-экспедиторские фирмы;
торгово-промышленные палаты;
- другие организации, в том числе спонсоры и инвесторы.
2.4. Информационные ресурсы сети ИМЦ
Информационные ресурсы сети должны быть сгруппированы по трем основным направлениям:
- коммерческая информация, содержащая сведения о предложении и спросе на товары и услуги, а также о предложении различных видов торгового и производственного сотрудничества;
- информация о компаниях со списком реальных и потенциальных экспортеров и импортеров товаров и услуг;
- маркетинговая информация о стране/рынке страны, включающая сведения о национальной и международной политике, регулировании импорта/экспорта, условиях и политике инвестирования, статистике.
В сети ИМЦ предлагается формировать и вести информационный регистр, содержащий сведения об организациях - держателях государственных, муниципальных, негосударственных и смешанных информационных ресурсов, а также сведения о видах продукции и услуг.
Документы по вопросам владения, распоряжения и использования в хозяйственном обороте информационных ресурсов сети ИМЦ необходимы для контроля полноты, достоверности и актуальности информации.
Организациями - владельцами информационных ресурсов (баз данных) могут выступать:
- предприятия и организации - пользователи сети;
- профессиональные и отраслевые союзы;
- союзы и ассоциации предпринимателей;
- координационные советы товаропроизводителей;
- торговые палаты;
- государственные органы по стандартизации, сертификации и качеству;
- государственные инспекции по качеству;
- другие учреждения, ведомства, торговые дома и крупные предприятия.
Организация-владелец осуществляет формирование и актуализацию (обновление) информационных ресурсов. При необходимости совершенствуются программное обеспечение и структуры БД.
Права собственности на информационные ресурсы принадлежат организации-владельцу.
Национальные информационные ресурсы формируются каждым государством как в своих интересах, так и в интересах двустороннего и многостороннего обмена информацией между государствами Содружества.
2.5. Маркетинговые исследования
Целью маркетинговых исследований является принятие решений о производстве, приобретении и сбыте продукции и услуг, обеспечивающих необходимую экономическую эффективность. Решения принимаются на основе анализа информации, формируемой в сети ИМЦ.
Одним из существенных результатов маркетинговых исследований может стать создание системы повышения эффективности загрузки производственных мощностей за счет получения дополнительных возможностей поиска изготовителей интересующей продукции, а также гарантированной оплаты этой продукции, обеспеченной как гарантиями государства, так и рыночными гарантиями (страхование, залог имущества, банковские гарантии).
Маркетинговые исследования могут осуществляться на двух уровнях: стратегическом и тактическом (оперативном).
На стратегическом уровне исследований предполагается, что будут изучаться следующие процессы, характерные для оценки состояния макроэкономики:
- валовый внутренний продукт;
- анализ экономического состояния отраслей и секторов экономики и производства;
- анализ и прогноз развития рынка труда;
- анализ и прогноз развития научно-технического потенциала;
- анализ денежного обращения и инфляции;
- анализ и прогноз спроса - предложения по видам товаров и услуг;
- анализ и разработка рекомендаций по производству отдельных видов продукции;
- анализ мировых тенденций развития новейших технологий, товаров и услуг (формирование спроса).
На тактическом (оперативном уровне) маркетинговых исследований предусматривается изучение, анализ и предоставление информации предприятиям по следующим вопросам:
- законодательства и права в области международной торговли и оформления сделок;
- налоговой политики;
- таможенной политики;
- системы банковского обслуживания;
- системы страхования;
- системы управления качеством (стандартизация и сертификация);
- системы лицензирования;
- системы сервисного обслуживания участников внешнеторговой деятельности;
- системы транспортного обслуживания;
- состояния производства товаров и услуг на различных этапах жизненного цикла;
- состояния условий поставки и сопровождения;
- состояния текущего спроса - предложения.
Кроме того, ИМЦ должны выполнять маркетинговые исследования по отдельным видам товаров и услуг.
Задачами маркетинговых исследований на уровне предприятия являются:
- изучение потребителя, исследование мотивов его поведения на рынке;
- анализ рынка, объема товарооборота;
- исследование продукта (изделия или вида услуг);
- анализ форм и каналов сбыта (реализации) продукции;
- изучение конкурентов;
- исследование рекламной деятельности;
- определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке;
- изучение "ниши" рынка - области производственной или коммерческой деятельности, в которой предприятие имеет наилучшие возможности по реализации своих преимуществ, для увеличения товарооборота.
Выполнение задач маркетинга позволяет решить комплекс вопросов:
- восстановление многосторонних отношений между производителями и потребителями через посредство изучения рынка, распределения, продвижения товара;
- установление параметров производства продукции промышленных предприятий государств-участников СНГ;
- осуществление координации работы по подъему производства предприятий государств-участников СНГ.
2.6. Логистическое управление товаропроводящей сети
Транспортный комплекс является базовой, основополагающей отраслью экономики. Это ведущая составляющая производственной и социальной структуры общества, которая обеспечивает его жизнедеятельность, соединяя рынки производства товаров и сферы потребления. Гармоничное развитие этого комплекса является одной из приоритетных задач. Согласованное развитие транспорта дает возможность снизить стоимость товаров и услуг, способствует росту объемов производства, реализации и потребления продукции, расширению экономических связей, интеграции национального народного хозяйства в мировую экономику. Транспорт объединяет производителей различных регионов страны в единый национальный рынок и является важным фактором формирования конкурентной среды.
В условиях восстановления и укрепления торгово-экономических связей на пространстве Содружества транспортный комплекс может и должен взять на себя функции снабжения ведущих массовых производств продукции, соединяя производство и потребление. Это позволит создать условия для стабильного, устойчивого закрепления производителей и потребителей товаров и обеспечить высокую степень управляемости экономическим взаимодействием производства, сбыта и потребления по многим видам товаров.
Основной задачей логистического управления будет являться организация и оптимизация товародвижения на территории Содружества с использованием всего объема предоставляемой ИМЦ информации. В том числе логистическая система должна обеспечивать:
- внедрение новых технологий;
- совершенствование транспортных инфраструктур;
- рост инвестиций как в производство товаров, так и в транспортную сеть;
- сокращение сроков доставки грузов.
Логистическая система должна работать на принципах синергетики, охватывая все стадии производственного процесса: сбыт готовой продукции, минимизацию запасов, календарное планирование поставок, транспортные операции. При этом наряду с ускорением доставки грузов должны сокращаться сроки от поступления продукции, на предприятие до ее потребления.
На рис. 6 приведена укрупненная схема информационного и коммуникационного обеспечения логистической системы.
Управление верхнего уровня
-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- ---
/ ----------------------------------- \
| / Разработка прогнозов о материальных \ |
\ потоках. Стратегия /
| \ ----------------------------------- / |
\|/ \|/
| ---------------------------------------------- |
|Алгоритмы, таблицы показателей, прогнозные и|
| |фактические объемы материальных потоков | |
----------------------------------------------
-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- ---
| /|\
Логистический центр управления
\|/ |
-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- ---
--------------------------------------------
| | Информационные и коммуникационные | |
| системы; носители информации; |
| |характеристики коммуникаций и нормативы по| |
| маршрутам; выработка оперативных решений |
| -------------------------------------------- |
-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- ---
| /|\ | /|\ | /|\ | /|\ | /|\
| | | | | | | | | |
| | |Информационные потоки| | | |
| | | | | | | | | |
\|/ | \|/ | \|/ | \|/ | \|/ |
-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- ---
-------------------------------------------
| | Материальный поток | |
| ---> ---> ---> ---> ---> |
| | _ _ _ | |
| | ----/ \--------- / \-----------/ \---- | |
| | \_/ \_/ \_/ | |
| | | |
| Транспортные коммуникации |
| ------------------------------------------- |
Технологическое управление
-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- ---
Рис. 6.
Укрупненная схема информационного и коммуникационного
обеспечения логистической системы
Расширение функций транспортной инфраструктуры в целом должно осуществляться посредством создания логистических центров. Логистические центры взаимодействуют с системами управления всех видов транспорта, обеспечивая связь производства и потребления.
Основными задачами главного логистического центра являются:
- обеспечение функционирования логистической связи "производитель - потребитель";
- контроль за качеством производственного процесса и услуг;
- координация требований производителя и потребителя как к качеству самой продукции, так и к графику ее поставок и качеству транспортировки.
Логистические центры управления, объединяя автоматизированные диспетчерские центры и систему фирменного транспортного обслуживания, будут функционировать на основе договоров с отправителями и получателями грузов и заранее подготовленной информации о материальных потоках. В их задачу входит разработка количественных и качественных нормативов, большинство из которых носит юридический характер и должно быть закреплено в договорах на перевозки и оказание услуг. При этом по всей логистической цепи, включая склады и структуры производителей и потребителей продукции, потребуется оговорить условия, при которых будет обеспечено выполнение календарных планов поставок продукции, нормативов и логистических услуг с максимально возможным освобождением производителей и потребителей от решения текущих вопросов поставок, информационного и юридического оформления и сопровождения материальных потоков.
На рис. 7 приведен пример схемы информационного и коммуникационного обеспечения логистического центра товародвижения.
Логистический центр управления товародвижением
----------------------------------------------------------------
|--------------------------------------------------------------|
|| ГАДЦУ | ГВЦ | ГКЦ (коммерческий||
|| | | центр верхнего ||
|| | | уровня) ||
|| | | ||
|--------------------------------------------------------------|
| | Стратегия разработки прогнозов | |
| | о материальных потоках в системе | |
| | "производство - транспорт - потребление" | |
| ---------------------------------------------------------- |
| ---------------------------------------------------------- |
| | Алгоритмы, таблицы показателей, прогнозные | |
| | и фактические объемы материальных потоков, | |
| | финансовые результаты | |
| ---------------------------------------------------------- |
| ---------------------------------------------------------- |
| | Глобальное логистическое управление | |
----------------------------------------------------------------
/|\ Дорожный логистический |
| центр управления \|/
----------------------------------------------------------------
| ------------------------------------------------------------ |
| | АДЦУ | ДВЦ | Коммерческий |Головные агенты| |
| | | | центр | логистики | |
| ------------------------------------------------------------ |
| Технологическое управление направлениями (дорожной сетью) |
| ------------------------------------------------------------ |
| | Информационные и коммуникационные системы; носители | |
| | информации; характеристика коммуникаций и нормативы | |
| | по маршрутам; выработка оперативных решений | |
| | (алгоритмы, программы) | |
| ------------------------------------------------------------ |
----------------------------------------------------------------
| /|\ | /|\ | /|\
\|/ | Узловой логистический \|/ | центр управления \|/ |
----------------------------------------------------------------
| ------------------------------------------------------------ |
| | УАЦУ | ВЦ | Экспедиторы, коммерческие агенты | |
| ------------------------------------------------------------ |
| Технологическое управление узлами |
| транспортных коммуникаций |
| _ _ _ |
|---/ \-------------------------/ \----------------------/ \---|
|--| А |-----------------------| Б |--------------------| В |--|
|---\_/-------------------------\_/----------------------\_/---|
| |
| материальный поток |
----------------------------------------------------------------
Рис. 7.
Схема информационного и коммуникационного обеспечения
логистического центра управления товародвижением
В функции логистического центра входит разработка прогнозов материальных потоков в системе "производство - транспорт - потребитель", что в свою очередь предусматривает изучение конъюнктуры рынка транспортных услуг, анализ национальных и международных рынков для планирования оперативной работы и постановки перспективных задач.
Транспортная инфраструктура вносит большой вклад в создание эффективной, конкурентной, высокотехнологичной и мобильной экономики с рациональной организацией ее производительных сил, если ее развитие будет рассматриваться в тесной связи с развитием производства. В рамках уже существующих логистических структур возможна реализация различных вариантов реорганизации и изменения структуры транспорта и промышленности с обеспечением "привязки" логистических центров к деловым и финансовым аспектам производственной деятельности.
При проектировании логистических центров необходимо учитывать как межотраслевую и общеэкономическую универсальность транспорта, так и национальные приоритеты и особенности развития транспортной базы в каждом государстве Содружества.
Создание межнациональной системы логистических связей и интеграции имеет актуальное значение для стран СНГ. В первую очередь, речь идет об интеграции производственных систем, зонах свободной торговли и взаимовыгодного товарообмена, на основе которых может реально осуществляться развитие национальных экономических систем. При этом первичным является планирование экономических взаимосвязей и создание логистических систем их эффективной реализации.
Роль государства в организации взаимодействия производителей и потребителей продукции в период перехода к рынку остается особенно ответственной, поскольку она должна основываться на интересах производителей и потребителей этой продукции при постепенном повышении ее конкурентоспособности.
2.7. Обеспечение информационной безопасности сети ИМЦ
Прямое участие товаропроизводителей в глобальных информационных сетях потенциально создает угрозу для национальной экономики.
Информационная безопасность обеспечивается интегрированным комплексом проектных решений, защитой конфиденциальной информации, защитой от побочных электромагнитных излучений, защитой компонентов и системы в целом от несанкционированного доступа (в том числе на физическом уровне), внедрения вредоносных программ, а также средствами архивирования и восстановления данных.
Система защиты информации должна отвечать требованиям национальных и международных нормативных документов и стандартов в области защиты информации и соответствовать политике организации по обеспечению эффективного функционирования вычислительной системы.
Для эффективной и надежной реализации электронной коммерции в системе планируется создание инфраструктуры средств защиты. Указанная инфраструктура предназначена для обеспечения защиты и будет обеспечивать закрытие передаваемых сообщений, их целостность и авторизацию.
Пользователи системы будут иметь специальные цифровые сертификаты, которые являются электронным аналогом удостоверения личности, подписанные цифровой подписью.
Требования по защите информации от НСД направлены на достижение трех основных свойств защищаемой информации:
- конфиденциальность (информация должна быть доступна только тому, кому она предназначена);
- целостность (информация, на основе которой принимаются важные решения, должна быть достоверной, точной и защищенной от возможных непреднамеренных и злоумышленных искажений);
- готовность (информация и соответствующие информационные службы должны быть доступны, готовы к обслуживанию всегда, когда в них возникает необходимость).
Для защиты информации в сети ИМЦ требуется организация комплекса мер, т.е. использование специальных средств, методов и мероприятий в целях предотвращения потери информации.
Проблема создания системы защиты информации включает две задачи:
- разработку системы защиты информации;
- оценку разработанной системы защиты информации.
Подобные задачи решаются с помощью сертификации средств защиты информации и их аттестации в процессе внедрения.
Защита юридической значимости электронных документов необходима для информации, содержащей приказы, платежные поручения, контракты и другие распорядительные, договорные, финансовые документы.
В целом необходима разработка системы защиты электронных документов на объектах информатизации и в сетях связи как составной части сети ИМЦ, а также разработка методического обеспечения мероприятий в области защиты электронных документов с точки зрения положений законодательных актов государств-участников СНГ, в том числе формирование и регистрация правил доступа к защищаемой информации.
В качестве одного из эффективных механизмов компенсации ущерба от воздействия угроз информационной безопасности может использоваться механизм страхового покрытия информационных рисков.
2.8. Система страхования рисков в сети ИМЦ
Деятельность субъектов рынка в сети ИМЦ сопровождается инфляционными, финансовыми, операционными и информационными рисками. В сети ИМЦ для защиты финансовых интересов производителей и потребителей продукции создается механизм распределения рисков и гарантированного возмещения ущерба (страхование).
Целями создания системы страховой защиты имущественных интересов юридических лиц, связанных с владением, пользованием и распоряжением сетями, средствами и объектами связи, информационными системами, ресурсами и технологиями, являются:
- компенсация убытков (ущерба, вреда), причиняемых потерями в области связи и информатизации, за счет резервов страховых организаций при снижении затрат бюджетных средств;
- использование фонда превентивных мероприятий страховых компаний на финансирование мероприятий по защите информации и уменьшение риска наступления страхового события;
- максимальное использование страхования как источника инвестиционных ресурсов в развитие сферы связи и информатизации;
- уменьшение расходов средств государственного и муниципального бюджетов на компенсацию ущерба из-за утраты, изменения, кражи, блокирования информации в результате вирусных атак.
Общие механизмы системы страхования будут определяться национальными законодательствами и межправительственными соглашениями и договорами государств-участников СНГ.
3. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
3.1. Основные цели и задачи
Стратегическими целями создания сети ИМЦ являются:
- формирование условий для общего экономического пространства и увеличения товарообмена между государствами-участниками СНГ;
- увеличение бюджетных поступлений за счет повышения интенсивности товарооборота и совершенствования его структуры;
- поддержка и защита экономических интересов национальных товаропроизводителей;
- участие в реализации мер по обеспечению информационной безопасности;
- стимулирование производства через систему гарантированных заказов с отложенным платежом;
- развитие структуры взаимной торговли и повышение внешнеэкономического потенциала государств-участников СНГ;
- обеспечение экономической деятельности государств-участников СНГ, в том числе внешнеэкономической на базе международных нормативно-методических документов, классификаторов и стандартов, регламентирующих эту деятельность, включая технологию и методы электронной коммерции;
- установление соотношения между ресурсами производства и распределением товаров и услуг;
- проведение комплекса мероприятий в области исследований торгово-сбытовой деятельности по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю, осуществляемый с помощью современных информационных технологий;
- создание эффективной системы предоставления высококачественных информационных услуг и информационных ресурсов для обеспечения выхода на мировой рынок;
- обеспечение функционирования в едином комплексе финансовых, информационных, товарных и транспортных потоков.
Достижение целей ведет к интенсивному развитию национальной промышленности и торговли на основе укрепления многосторонних связей государств-участников СНГ.
Достижение поставленных целей в рамках создаваемой сети ИМЦ осуществляется за счет решения следующих задач:
- содействия развитию информационной инфраструктуры национальных рынков и новых организационных форм рыночной экономики;
- содействия в формировании гарантированного спроса и стимулирования сбыта товаров и услуг;
- сохранения, развития, реализации и эффективного использования интеллектуального, научного, образовательного, технологического и производственного потенциалов;
- сокращения времени между совершением производственно-хозяйственных операций и их отображением для принятия управленческих решений;
- содействия в улучшении организации, качества и эффективности разработок, производства, поставок и реализации прогрессивной и конкурентоспособной продукции;
- обеспечения и защиты экономических интересов товаропроизводителей государств Содружества;
- улучшения технологической оснащенности маркетинга и других видов торгово-экономического взаимодействия;
- проведения аналитических исследований рынков сбыта для последующего предоставления информации партнерам в целях развития производства и торговли, привлечения инвестиций.
Создание и функционирование сети ИМЦ обеспечит:
- доступ к систематизированной оперативной торгово-экономической информации в целях анализа внешнеторговой деятельности, оценки состояния внутреннего и внешних рынков товаров и услуг, прогнозирования ситуации как по отдельным товарным группам и позициям, так и по отраслям, регионам и государствам-участникам СНГ;
- прогнозирование развития ситуации на внешнем рынке на различный период с использованием современных методов и средств для определения перспективных направлений производства и экспорта товаров и услуг, а также для оптимальной интеграции экономик государств Содружества в систему мировых хозяйственных связей;
- предоставление по запросам заинтересованных министерств и ведомств аналитических отчетов о состоянии международных рынков и перспективах развития производства и торгово-экономического сотрудничества;
- широкий доступ к оперативным и достоверным данным о потребителях и производителях товаров и услуг, трудовых ресурсах, потенциальных партнерах, рынках;
- осуществление анализа и поиска потенциальных рынков сбыта - приобретения товаров и услуг.
Сеть ИМЦ позволит национальным предприятиям любой формы собственности полнее и качественнее использовать рыночные возможности продвижения товаров и услуг, обеспечивая предоставление производителям и потребителям продукции постоянного доступа к торговой и маркетинговой информации, возможности использования высоких прогрессивных информационных технологий в повседневной работе.
Одновременно с этим создаются условия:
- для повышения эффективности государственного контроля за внешнеторговой деятельностью и оперативной выработкой мероприятий по развитию производства и торговли на государственном и межгосударственном уровнях;
- своевременного и комплексного проведения в жизнь мер по устранению препятствий для продвижения продукции и услуг национальных товаропроизводителей на рынки государств Содружества;
- повышения роли государства в аккумулировании и использовании производственного и ресурсного потенциалов, формирования под патронажем государства конкурентной среды, упорядочения рекламной и выставочной деятельности, укрепления и развития экономических связей, создания совместных производств.
Сеть ИМЦ будет содействовать более эффективному выходу предприятий и организаций государств-участников СНГ в мировое торгово-экономическое пространство, создав дополнительные возможности для:
- получения доходов от транзитных проектов;
- установления длительных и стабильных экономических отношений;
- укрепления положительного имиджа государств-участников СНГ на мировой арене как регионального сообщества, формирующего цивилизованный рынок на современной правовой и технологической основе.
3.2. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы создания сети ИМЦ предусматривает проведение работ в три этапа.
Первый этап (2002 - 2004 гг.) составляют аналитические и предпроектные работы, связанные с анализом текущего состояния проблемы, оценкой потребности совершенствования функций действующих технологических и организационных структур, выбором между разработкой новых или применением существующих средств и методов создания сети ИМЦ.
На этом же этапе осуществляется формирование организационно-нормативного обеспечения Программы в части определения полномочий, правил и принципов взаимодействия государственных заказчиков, координатора Программы, представителей правительств государств-участников СНГ и ее ответственных исполнителей.
Первый этап завершается подготовкой и выпуском аналитических материалов, рекомендаций и технического задания на создание сети ИМЦ.
Второй этап (2002 - 2004 гг.) - подготовка и выпуск технического проекта сети ИМЦ, который должен содержать все основные технические решения по составу, функциям, построению и обеспечению функционирования сети ИМЦ. На этом же этапе должны быть подготовлены основополагающие материалы по построению сети ИМЦ в целом, которые станут базой для последующей детализации и отработки принятых технических решений, а также комплект основных нормативно-технических документов, регламентирующих функционирование сети ИМЦ.
Рабочее проектирование сети ИМЦ предусматривает подготовку рабочей документации и материалов, непосредственно используемых при функционировании сети ИМЦ: методических, правовых, нормативно-технических, организационно-распорядительных, технологических, программных и конструкторских документов, информационного, программного и технического обеспечения, форматов взаимодействующих баз данных.
Планируется разработать проект межгосударственного делового ИМЦ и осуществить его создание, а также приступить к реализации ряда пилотных проектов.
Пилотный проект "Беларусь - Россия" (Приложение 4) реализуется в рамках программы "Создание сети информационно-маркетинговых центров Беларуси и России и центров электронной торговли" в соответствии с "Порядком разработки и реализации программ Союзного государства", утвержденным Постановлением Совета Министров Союзного государства от 11 октября 2000 г. N 7.
Документация на сеть ИМЦ должна разрабатываться с учетом требований международных стандартов и других действующих нормативных документов государств Содружества.
Третий этап (2003 - 2005 гг.) предусматривает ввод в опытно-промышленную эксплуатацию сети ИМЦ по мере подготовки ее отдельных элементов и сегментов.
Процедура сдачи-приемки сети ИМЦ в опытную, а затем промышленную эксплуатацию документально оформляется соответствующими актами в соответствии с техническим заданием.
Общая организация работ должна предусматривать максимальное совмещение этапов с целью сокращения сроков создания и ввода в действие сети ИМЦ.
Создание сети ИМЦ должно предусматривать:
- разработку научно-технической, проектной и рабочей документации;
- разработку, ввод в действие и комплексирование ее компонентов;
- сдачу-приемку сети ИМЦ и ее компонентов в эксплуатацию;
- сопровождение (авторский надзор) в процессе эксплуатации сети ИМЦ.
Формирование инфраструктуры межгосударственной сети ИМЦ предполагается осуществить в несколько этапов:
- формирование межгосударственного делового ИМЦ со своим техническим комплексом и национальных ИМЦ в государствах-участниках СНГ (2002 - 2003 гг.);
- формирование в каждом из государств Содружества национальной сети ИМЦ, объединяющей региональные, отраслевые и ведомственные национальные сети (2003 - 2004 гг.);
- объединение (интегрирование) национальных сетей ИМЦ в межгосударственную сеть ИМЦ государств-участников СНГ (2004 - 2005 гг.).
Со стороны государств-участников Содружества предполагается:
- создание национальных сетей ИМЦ, которые будут обеспечивать возможность их использования в интересах и других стран Содружества;
- разработка нормативно-правовых документов (актов), определяющих порядок информационно-маркетинговой деятельности;
- создание и ведение баз данных с маркетинговой информацией.
4. Система программных мероприятий по созданию сети ИМЦ государств-участников СНГ
Настоящей Программой предусматривается реализация мероприятий (Приложение 1) по следующим направлениям:
- выработка рекомендаций по использованию при создании сети ИМЦ современных и перспективных информационных технологий;
- разработка и апробация основных типовых решений, на базе которых могла бы последовательно формироваться и развиваться полномасштабная сеть ИМЦ с гарантированным качеством предоставляемых услуг, в том числе по обеспечению защиты прав производителей и потребителей и кредитно-банковскому обслуживанию сделок;
- разработка правовой, научной и методологической базы для развития системы страхования финансовых и информационных рисков;
- создание нормативно-правового обеспечения функционирования и развития сети ИМЦ в соответствии с национальными законодательствами и межгосударственными соглашениями;
- формирование методического, информационного, математического, программного, технического и организационного обеспечения сети ИМЦ, в том числе по следующим вопросам: стандартизация, сертификация, страхование, лицензирование, создание системы удостоверительных центров;
- создание методик и рекомендаций для практической работы специалистов, обеспечивающих эксплуатацию сети ИМЦ с гарантированным качеством реализуемых ею функций. Данная цель достигается, в том числе, введением лицензирования отдельных видов деятельности в сфере электронной торговли и сертификации используемых в сети ИМЦ аппаратно-программных средств в соответствии с национальными законодательствами и международными соглашениями;
- подготовка предложений по кадровому, финансово-экономическому и организационному обеспечению сети ИМЦ.
Планом мероприятий предусматривается разработка проекта Межгосударственного делового центра, а также типовых проектов национальных, региональных, отраслевых ИМЦ, включая требования к базам данных, техническим и программным средствам построения ИМЦ.
5. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Формирование сети информационно-маркетинговых центров представляется целесообразным на базе существующих профильных организаций и преимущественно за счет внебюджетных средств, средств международных финансовых организаций и средств заинтересованных предприятий и организаций в государствах Содружества в форме межгосударственной и межотраслевой корпорации на условиях добровольного участия и долевого финансирования всех участников Программы.
Финансирование межгосударственной Программы осуществляется за счет:
- национальных бюджетов государств-участников Содружества;
- внебюджетных источников: собственные или заемные средства участников разработки и реализации проектов, кредиты банков, инвестиционные средства, благотворительные средства юридических и физических лиц, другие источники, которые не противоречат действующему законодательству страны, к которой относится участник разработки и реализации проектов.
Распределение затрат между участниками Программы уточняется при согласовании тематики работ с государствами, заинтересованными в реализации данной Программы.
Государства-участники Содружества самостоятельно обеспечивают финансовыми или иными видами ресурсов свою часть программы, входящую в состав межгосударственной. Создание национальной сети ИМЦ осуществляется по отдельным национальным программам. В Российской Федерации создание национальной сети информационно-маркетинговых центров проводится в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия на 2002 - 2010 годы".
Часть ИМЦ могут создаваться и функционировать на принципах самофинансирования и саморазвития.
На основании разработанного проекта Программы и состава программных мероприятий по созданию сети информационно-маркетинговых центров СНГ экспертно определены ориентировочные объемы финансирования.
Работы, носящие общий, системный характер и имеющие межгосударственную значимость, результаты которых будут использованы всеми участниками Программы, подлежат совместному финансированию. Данные работы присутствуют во всех разделах программных мероприятий, и их общий объем (Приложение 1) составит около 6,0 млн. долл. США (180,0 млн. рублей).
Размер долевого участия государств-участников Содружества в финансировании совместных мероприятий предлагается определить пропорционально доли экспорта государства в СНГ (Приложение 2).
................Перейти до повного тексту