1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Резолюція


Резолюция 1974 (2011),
принятая Советом Безопасности на его 6500-м заседании
22 марта 2011 года
Совет Безопасности,
ссылаясь на свои предыдущие резолюции по Афганистану, в частности на свою резолюцию 1917 (2010), продлевающую до 23 марта 2011 года срок действия мандата Миссии Организации Объединенных Наций по содействию Афганистану (МООНСА), учрежденной резолюцией 1662 (2006), и ссылаясь также на доклад миссии Совета Безопасности в Афганистан, 21-24 июня 2010 года (S/2010/564),
вновь подтверждая свою твердую приверженность суверенитету, независимости, территориальной целостности и национальному единству Афганистана,
подчеркивая важность всеобъемлющего подхода к рассмотрению положения в Афганистане и признавая, что нет чисто военного решения, которое бы обеспечивало стабильность в Афганистане,
вновь подтверждая свою неизменную поддержку правительства и народа Афганистана, которые восстанавливают свою страну, укрепляют основы прочного мира и конституционной демократии и стремятся занять свое законное место в сообществе наций,
приветствуя результаты Кабульской международной конференции по Афганистану, состоявшейся 20 июля 2010 года, которая стала вехой в Кабульском процессе на пути к ускоренному принятию Афганистаном на себя руководящей роли и ответственности, укреплению международного партнерства и регионального сотрудничества, повышению эффективности государственного управления в Афганистане, укреплению афганских сил безопасности, экономическому росту и более надежной защите прав всех афганских граждан, включая женщин, и особо приветствуя обязательства, взятые на себя афганским правительством, в том числе касающиеся разработки основ, определения сроков и контрольных показателей новых национальных приоритетных программ, прогресса на пути к принятию афганскими властями на себя руководящей роли в сфере обеспечения безопасности, повышения эффективности государственного управления и борьбы с коррупцией,
вновь подтверждая также обязательства, принятые на Лондонской конференции (S/2010/65), которые определяют четкую повестку дня и согласованные приоритеты в отношении предстоящих усилий по Афганистану, подкрепленные всеобъемлющей стратегией, которую надлежит реализовать правительству Афганистана при поддержке региона, международного сообщества и при центральной и беспристрастной координирующей роли Организации Объединенных Наций,
с интересом ожидая проведения международной конференции по Афганистану в Бонне в декабре 2011 года под руководством правительства Афганистана,
вновь заявляя также в этом контексте о своей поддержке выполнения - при руководящей роли самого афганского народа - обязательств, изложенных в коммюнике Лондонской и Кабульской конференций, Национальной стратегии развития Афганистана (НСРА) и Национальной стратегии борьбы с наркотиками, признавая угрозу, которую представляют незаконные производство, торговля и оборот наркотиков для международного мира и стабильности в различных регионах мира, и важную роль, которую играет Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНОДК) в этом отношении, и отмечая, что для закрепления прогресса, достигнутого в их осуществлении, и для решения сохраняющихся проблем требуются постоянные и согласованные усилия всех соответствующих сторон,
подчеркивая центральную и беспристрастную роль, которую Организация Объединенных Наций продолжает играть в содействии обеспечению мира и стабильности в Афганистане, возглавляя усилия международного сообщества, включая координацию и мониторинг - совместно с правительством Афганистана - усилий по осуществлению - через Объединенный совет по координации и контролю (ОСКК) - Кабульского процесса в поддержку приоритетов, определенных правительством Афганистана, и заявляя о высокой оценке и решительной поддержке усилий, прилагаемых Генеральным секретарем, его Специальным представителем по Афганистану и, в частности, женщинами и мужчинами, работающими в МООНСА, которые несут свою службу в сложных условиях, оказывая помощь народу Афганистана,
ссылаясь на выводы консультативной Джирги мира и приветствуя создание Высшего совета мира и его разъяснительную работу в Афганистане и за его пределами,
отмечая мужество и самоотверженность миллионов женщин и мужчин, которые осуществили свое право голоса, перед лицом угроз безопасности, на выборах в законодательные органы власти в 2010 году, отмечая также руководящую роль афганцев на выборах, включая работу Независимой избирательной комиссии и Комиссии по жалобам, связанным с выборами, приветствуя инаугурацию новой Волеси джирги, ссылаясь на обязательства правительства Афганистана, принятые на Кабульской конференции, о приверженности долгосрочной реформе избирательной системы и подчеркивая необходимость завершения реформы избирательной системы, чтобы обеспечить прозрачность и демократичность будущих выборов и доверие к их результатам, и вновь подтверждая, что мирное будущее Афганистана будет обеспечено при условии создания стабильного, безопасного, экономически самодостаточного государства, свободного от терроризма и наркотиков и опирающегося на более прочные демократические институты, уважение разделения властей, более эффективную систему конституционных сдержек и противовесов и гарантию соблюдения прав и обязанностей граждан,
приветствуя вклад Международной контактной группы в усилия Организации Объединенных Наций по координации и расширению международной поддержки Афганистана, в частности итоги последнего заседания Международной контактной группы в Джидде, на котором в качестве принимающей стороны выступала Организация Исламская конференция (ОИК) и которое продемонстрировало, что страны этого региона и другие страны все больше поддерживают мир, стабильность и развитие в Афганистане,
подчеркивая огромное значение развития регионального сотрудничества как эффективного средства содействия обеспечению безопасности, стабильности и экономического и социального развития в Афганистане, напоминая о важности Кабульской декларации от 22 декабря 2002 года о добрососедских отношениях (Кабульская декларация) (S/2002/1416); приветствуя в этой связи неизменную приверженность международного сообщества поддержанию стабильности и развития в Афганистане, отмечая международные и региональные инициативы, такие как стамбульская встреча на высшем уровне "Сердце Азии", четырехсторонний саммит Афганистана, Пакистана, Таджикистана и Российской Федерации, а также Шанхайской организации сотрудничества, и с интересом ожидая пятую Региональную конференцию по экономическому сотрудничеству по Афганистану, которая будет проведена в Таджикистане осенью текущего года,
приветствуя усилия стран, которые оказывают правительству и народу Афганистана все более значительную помощь в гражданской и гуманитарной сфере, и призывая международное сообщество продолжать увеличивать свой вклад в координации с афганскими властями и МООНСА,
приветствуя также соглашение, достигнутое Организацией Североатлантического договора (НАТО) на Лиссабонском саммите в 2010 году между правительством Афганистана и странами, предоставляющими контингенты в состав Международных сил содействия безопасности (МССБ), о постепенной передаче основной ответственности за обеспечение безопасности в Афганистане Национальным силам безопасности Афганистана во всей стране к концу 2014 года, принимая к сведению Декларацию НАТО и правительства Исламской Республики Афганистан о долгосрочном партнерстве, подписанную в Лиссабоне 20 ноября 2010 года, отмечая совместные усилия в рамках процесса перехода ("Интекал"), приветствуя прогресс, достигнутый до сих пор в подготовке к переходу первой части провинций и муниципальных районов, и с интересом ожидая продолжения процесса перехода,
вновь признавая взаимосвязанность проблем в Афганистане, вновь подтверждая взаимодополняющий характер устойчивого прогресса в таких областях, как безопасность, управление, права человека, верховенство права и развитие, а также в таких междисциплинарных вопросах, как борьба с коррупцией, борьба с наркотиками и обеспечение транспарентности, и приветствуя непрерывные усилия правительства Афганистана и международного сообщества по решению этих проблем на основе всеобъемлющего подхода,
подчеркивая важность всеобъемлющего подхода к решению проблем в Афганистане, связанных с обеспечением успешной передачи афганским властям руководящих функций в сфере безопасности с самого начала 2011 года, признавая, что достижения в области безопасности должны быть подкреплены прогрессом в области государственного управления и укрепления потенциала развития в Афганистане, и отмечая в этой связи взаимосвязанность целей МООНСА и МССБ, как это также отмечено в резолюции 1943 (2010), и подчеркивая необходимость укрепления сотрудничества, координации и взаимной поддержки с должным учетом их соответствующих установленных обязанностей,
вновь заявляя, что все учреждения, фонды и программы Организации Объединенных Наций, действуя с использованием механизма страновой группы и подхода "Единая ООН" и под руководством Специального представителя Генерального секретаря, должны активизировать усилия для обеспечения большей согласованности, скоординированности и эффективности и полного согласования с национальными приоритетными программами, определенными правительством Афганистана,
подчеркивая необходимость дальнейшего расширения охвата, повышения качества и увеличения объема гуманитарной помощи, обеспечения эффективной и своевременной координации и доставки гуманитарной помощи, в том числе благодаря более тесной координации между учреждениями, фондами и программами Организации Объединенных Наций под руководством Специального представителя Генерального секретаря и между Организацией Объединенных Наций и другими донорами, особенно там, где она наиболее необходима, подчеркивая в этой связи необходимость соблюдения и уважения всеми - в контексте оказания гуманитарной помощи - гуманитарных принципов гуманности, нейтралитета, беспристрастности и независимости,
вновь выражая озабоченность положением в плане безопасности в Афганистане, особенно продолжающимся насилием и террористической деятельностью со стороны "Талибана", "Аль-Каиды", других прибегающих к насилию экстремистских групп, незаконных вооруженных формирований, преступных элементов и тех, кто причастен к производству, обороту или торговле незаконными наркотиками, и тесной связью между террористической деятельностью и незаконными наркотиками, что создает угрозу для местного населения, в том числе для детей, национальных сил безопасности и международного военного и гражданского персонала,
отмечая сохраняющиеся и вызывающие тревогу угрозы со стороны "Талибана", "Аль-Каиды", других прибегающих к насилию экстремистских групп и незаконных вооруженных формирований, а также вызовы, связанные с противодействием таким угрозам, и выражая свою серьезную озабоченность по поводу пагубных последствий насилия и террористической деятельности со стороны "Талибана", "Аль-Каиды", других прибегающих к насилию экстремистских групп и незаконных вооруженных формирований для способности правительства Афганистана гарантировать правопорядок и обеспечивать безопасность и предоставление основных услуг афганскому народу, а также более полное соблюдение и защиту его прав человека и основных свобод,
ссылаясь на свои резолюции 1674 (2006), 1738 (2006) и 1894 (2009) о защите гражданских лиц в вооруженном конфликте, выражая серьезную озабоченность ростом и без того высокого числа жертв среди гражданского населения в Афганистане, особенно среди женщин и детей, значительное большинство из которых вызвано действиями "Талибана", "Аль-Каиды", других прибегающих к насилию экстремистских групп и незаконных вооруженных формирований, вновь подтверждая, что все стороны в вооруженном конфликте должны предпринять все возможные шаги для защиты пострадавших гражданских лиц, призывая все стороны выполнить свои обязанности по международному гуманитарному праву и международному праву в области защиты прав человека и принять все соответствующие меры для защиты гражданского населения и признавая важность продолжающегося мониторинга, в том числе Международными силами содействия безопасности, положения гражданского населения, и в частности жертв среди него, и представления Совету Безопасности Организации Объединенных Наций докладов по этому вопросу, принимая к сведению прогресс, достигнутый афганскими и международными силами в деле сведения числа жертв среди гражданского населения к минимуму,
выражая также озабоченность по поводу серьезной угрозы, которую противопехотные мины, останки войны и самодельные взрывные устройства создают для гражданского населения, и подчеркивая необходимость воздерживаться от применения оружия и устройств, запрещенных международным правом,
поддерживая сохранение правительством Афганистана запрета на используемую в качестве минерального удобрения аммиачную селитру и настоятельно призывая быстро принять меры по осуществлению положений о контроле за всеми взрывчатыми материалами и химикатами-прекурсорами, уменьшив тем самым возможности мятежников использовать их для изготовления самодельных взрывных устройств,
напоминая сделанное правительством Афганистана в адрес Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН) заявление о том, что в настоящее время в Афганистане ангидрид уксусной кислоты в законных целях не используется и что странам-производителям и странам-экспортерам следует воздерживаться от выдачи разрешения на экспорт этого вещества в Афганистан без просьбы со стороны афганского правительства, и призывая, в соответствии с резолюцией 1817 (2008), государства-члены расширять свое сотрудничество с МККН, особенно посредством обеспечения полного соблюдения положений статьи 12 Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года,
ссылаясь на свои резолюции 1265 (1999), 1296 (2000), 1674 (2006), 1738 (2006) и 1894 (2009) о защите гражданских лиц в вооруженном конфликте, свои резолюции 1325 (2000), 1820 (2008), 1888 (2009), 1889 (2009) и 1960 (2010) о женщинах и мире и безопасности и свои резолюции 1612 (2005) и 1882 (2009) о детях и вооруженных конфликтах и принимая к сведению доклад Генерального секретаря о детях и вооруженном конфликте в Афганистане (S/2011/55),
1. приветствует доклад Генерального секретаря от 11 марта 2011 года (S/2011/120);
2. с признательностью отмечает долгосрочную приверженность Организации Объединенных Наций сотрудничеству с правительством и народом Афганистана и вновь заявляет о своей полной поддержке работы МООНСА и Специального представителя Генерального секретаря;
3. постановляет продлить срок действия мандата МООНСА, определенного в его резолюциях 1662 (2006), 1746 (2007), 1806 (2008), 1868 (2009), 1917 (2010) и в пунктах 4, 5 и 6 ниже, до 23 марта 2012 года;
4. призывает Организацию Объединенных Наций при содействии со стороны международного сообщества поддерживать национальные приоритетные программы правительства Афганистана, охватывающие вопросы безопасности, управления, правосудия и социально-экономического развития, и содействовать полному выполнению взаимных обязательств, взятых в отношении этих вопросов на Кабульской и Лондонской конференциях, а также продолжения осуществления Национальной стратегии борьбы с наркотиками, и просит МООНСА оказать содействие правительству Афганистана в его продвижении к управлению под афганским руководством, как оно определено в рамках Кабульского процесса;
5. постановляет далее, что МООНСА и Специальный представитель Генерального секретаря, действуя в рамках своих мандатов и руководствуясь принципом упрочения суверенитета, повышения ответственности и усиления руководящей роли Афганистана, будут и далее играть ведущую роль в международных гражданских усилиях в соответствии с коммюнике Лондонской и Кабульской конференций, уделяя особое внимание приоритетам, изложенным ниже:
a) содействие, в качестве сопредседателей Объединенного совета по координации и контролю (ОСКК), улучшению координации поддержки, оказываемой международным сообществом в деле реализации правительством Афганистана приоритетов в области развития и управления, в том числе посредством оказания помощи в текущей разработке новых национальных приоритетных программ, мобилизации ресурсов, координации помощи, оказываемой международными донорами и организациями, и направления взносов учреждений, фондов и программ Организации Объединенных Наций на осуществление, в частности, мероприятий по борьбе с наркотиками, восстановлению и развитию; в то же время поддержка усилий по увеличению доли помощи в целях развития, которая проходит через правительство Афганистана, и поддержка усилий по повышению транспарентности и эффективности использования правительством Афганистана таких ресурсов;
b) неуклонное укрепление сотрудничества с МССБ и Старшим гражданским представителем НАТО на всех уровнях и во всех районах страны, в соответствии с их действующими мандатами, в поддержку перехода к управлению под афганским руководством, согласованного на Кабульской и Лондонской конференциях и Лиссабонском саммите, для обеспечения защиты и поощрения прав всех афганцев в целях улучшения координации между гражданскими и военными, содействия своевременному обмену информацией и обеспечения согласованности действий национальных и международных сил безопасности и гражданских организаций в поддержку процесса развития и стабилизации под афганским руководством, в том числе в рамках взаимодействия с провинциальными группами по вопросам восстановления и взаимодействия с неправительственными организациями, в частности на основе их участия в Совместном переходном совете Афганистана и сил НАТО (СПСАН) в качестве наблюдателя;
c) оказание поддержки, а также предоставление добрых услуг для содействия, по просьбе правительства Афганистана, проходящему под афганским руководством процессу обеспечения мира и примирения, в том числе посредством осуществления Программы мира и реинтеграции в Афганистане и выдвижения и поддержки идей по укреплению доверия в рамках Конституции Афганистана и при полном соблюдении мер и процедур, предусмотренных Советом Безопасности в его резолюциях 1267 (1999), 1822 (2008) и 1904 (2009), а также в других соответствующих резолюциях Совета;
d) оказание, по просьбе афганских властей, содействия в организации будущих выборов в Афганистане, а также поддержка работы по обеспечению стабильности и легитимности избирательного процесса, как было согласовано на Лондонской и Кабульской конференциях; оказание содействия в укреплении потенциала и технической помощи афганским учреждениям, участвующим в этом процессе;
6. подтверждает также, что МООНСА и Специальный представитель будут и впредь играть ведущую роль в международных гражданских усилиях в следующих приоритетных областях:
a) поддержка регионального сотрудничества для содействия стабильности и процветанию в Афганистане на основе достигнутых результатов;
b) поощрение и поддержка усилий правительства Афганистана - путем укрепления присутствия МООНСА - по осуществлению Кабульского процесса на всей территории страны, в том числе посредством активизации сотрудничества с Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, и содействие его учету в политике правительства и ее пониманию;
c) поддержка усилий правительства Афганистана по укреплению управления и правопорядка, включая правосудие переходного периода, исполнение бюджета и борьбу с коррупцией на всей территории страны в соответствии с Кабульским процессом, для содействия получению благ мира и своевременному и регулярному оказанию услуг;
d) продолжение - при поддержке со стороны Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека - сотрудничества с Независимой афганской комиссией по правам человека (НАКПЧ), а также сотрудничества с правительством Афганистана и соответствующими международными и местными неправительственными организациями в области наблюдения за положением гражданского населения, координации усилий по обеспечению его защиты, поощрения подотчетности и оказания помощи в деле полного осуществления касающихся основных свобод и прав человека положений Конституции Афганистана и международных договоров, государством-участником которых является Афганистан, в том числе положений о всестороннем осуществлении женщинами своих прав человека;
e) координация и содействие доставке гуманитарной помощи в поддержку правительства Афганистана и в соответствии с гуманитарными принципами в целях укрепления потенциала правительства, с тем чтобы оно в дальнейшем могло взять на себя центральную и координирующую роль, в том числе путем оказания эффективной поддержки национальным и местным органам власти в деле предоставления помощи внутренне перемещенным лицам и обеспечения их защиты, а также создания условий, содействующих добровольному, безопасному, достойному и окончательному возвращению беженцев и внутренне перемещенных лиц;

................
Перейти до повного тексту