- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Резолюція
Резолюция 1888 (2009),
принятая Советом Безопасности на его 6195-м заседании 30 сентября 2009 года
Совет Безопасности,
приветствуя доклад Генерального секретаря от 16 июля 2009 года (S/2009/362), но по-прежнему выражая глубокую обеспокоенность по поводу отсутствия прогресса в решении проблемы сексуального насилия в условиях вооруженных конфликтов, в частности в отношении женщин и детей, особенно в отношении девочек, и отмечая, как это документально подтверждается в докладе Генерального секретаря, широкое распространение сексуального насилия в условиях вооруженных конфликтов во всех регионах мира,
вновь выражая глубокую обеспокоенность в связи с тем, что, несмотря на неоднократные заявления с осуждением насилия в отношении женщин и детей в условиях вооруженного конфликта, в том числе всех форм сексуального насилия, и что, несмотря на его призывы ко всем сторонам в вооруженных конфликтах немедленно положить конец таким актам, такие акты по-прежнему совершаются, причем в отдельных случаях - систематически и повсеместно,
вновь напоминая об обязательствах, содержащихся в
Пекинской декларации и Платформе действий (A/52/231), а также об обязательствах, содержащихся в итоговом документе двадцать третьей специальной сессии Генеральной Ассамблеи под названием "Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке" (A/S-23/10/Rev.1), в частности об обязательствах, касающихся положения женщин и вооруженных конфликтов,
напоминая, что международное гуманитарное право гарантирует общую защиту женщинам и детям в рамках защиты гражданского населения во время вооруженных конфликтов и устанавливает для них особую защиту с учетом того, что они могут подвергаться повышенному риску,
напоминая об ответственности государств за прекращение безнаказанности и судебное преследование лиц, ответственных за геноцид, преступления против человечности, военные преступления и другие вопиющие преступления, совершаемые против детей, и в этой связи с обеспокоенностью отмечая, что к судебной ответственности были привлечены лишь ограниченное число лиц, совершивших акты сексуального насилия, признавая при этом, что в условиях конфликта или в постконфликтный период национальные системы отправления правосудия могут быть значительно ослаблены,
вновь подтверждая, что прекращение безнаказанности абсолютно необходимо для того, чтобы общество, находящееся в состоянии конфликта или переживающее постконфликтный период, покончило с прошлыми притеснениями гражданских лиц, которые совершались в условиях вооруженного конфликта, и не допускало таких притеснений в будущем, обращая внимание на необходимость учитывать весь спектр механизмов отправления правосудия и примирения, включая национальные, международные и "смешанные" уголовные суды и трибуналы и комиссии по установлению истины и примирению, и отмечая, что такие механизмы могут способствовать не только установлению персональной ответственности за тяжкие преступления, но и обеспечению мира, истины, примирения и прав жертв,
подчеркивая необходимость того, чтобы все государства и негосударственные стороны в конфликте полностью соблюдали свои обязательства, вытекающие из применимого международного права, включая запрещение всех форм сексуального насилия,
признавая необходимость того, чтобы гражданские и военные руководители, сообразно принципу ответственности начальников, демонстрировали решимость и политическую волю в деле предотвращения сексуального насилия, борьбы с безнаказанностью и привлечения к ответственности виновных лиц, и что бездействие может быть воспринято как допустимость использования сексуального насилия в условиях конфликта,
особо указывая на важность того, чтобы проблемы сексуального насилия были с самого начала предметом обсуждения в рамках мирных процессов и посреднических усилий в целях обеспечения защиты уязвимого населения и содействия созданию обстановки полной стабильности, в частности в период разработки соглашений о прекращении огня, обеспечении гуманитарного доступа и соблюдении прав человека, в период действия прекращения огня и осуществления контроля за соблюдением режима прекращения огня, в ходе осуществления программ разоружения, демобилизации и реинтеграции (РДР) и проведения мероприятий по реформированию сектора безопасности (РСБ) и реализации мер по отправлению правосудия и выплате компенсации, а также в период постконфликтного восстановления и развития,
с обеспокоенностью отмечая недопредставленность женщин среди участников официальных мирных процессов, отсутствие у посредников и наблюдателей за режимом прекращения огня надлежащей подготовки по проблемам сексуального насилия и отсутствие женщин среди главных или ведущих посредников в мирных переговорах, проводимых под эгидой Организации Объединенных Наций,
признавая, что защита и расширение прав и возможностей женщин и поддержка женских организаций и их сетей необходимы для укрепления мира в целях поощрения равноправного и полноценного участия женщин, и призывая государства-члены, доноров и гражданское общество, включая неправительственные организации, оказывать поддержку в этой связи,
приветствуя включение женщин в состав миротворческих миссий на должности гражданских, военных и полицейских сотрудников и признавая, что женщины и дети, затронутые вооруженным конфликтом, могут чувствовать себя более безопасно при общении с женщинами из миротворческих миссий, сообщая им о злоупотреблениях, и что присутствие женщин-миротворцев может побуждать местных женщин к вступлению в ряды национальных вооруженных сил и сил безопасности, способствуя тем самым укреплению сектора безопасности, который станет доступным и отзывчивым для всех, особенно для женщин,
приветствуя усилия Департамента операций по поддержанию мира, направленные на разработку инструкций по гендерным вопросам для военного персонала миротворческих операций в целях содействия осуществлению резолюций
1325 (2000) и
1820 (2008) и оперативного методического пособия для оказания помощи гражданскому, военному и полицейскому компонентам миротворческих миссий в эффективном осуществлении резолюции 1820 (2008),
рассмотрев доклад Генерального секретаря от 16 июля 2009 года (S/2009/362) и подчеркивая, что настоящая резолюция не преследует цель дать какое-либо правовое определение тому, являются ли ситуации, которые упоминаются в докладе Генерального секретаря, вооруженными конфликтами по смыслу
Женевских конвенций и
Дополнительных протоколов к ним или нет, и не предрешает правовой статус негосударственных сторон, вовлеченных в эти ситуации,
напоминая о решении Совета Безопасности, содержащемся в его резолюции
1882 (2009) от 4 августа 2009 года (S/RES/1882), включать в приложения к ежегодным докладам Генерального секретаря о детях и вооруженных конфликтах информацию о тех сторонах в вооруженном конфликте, которые занимаются вербовкой и использованием детей в вооруженных конфликтах в нарушение норм международного права, а также о тех сторонах в вооруженном конфликте, которые в нарушение применимых норм международного права систематически совершают акты убийства детей и нанесения им увечий и/или акты изнасилования и другие акты сексуального насилия в отношении детей в условиях вооруженного конфликта,
отмечая роль, которая в настоящее время отводится Канцелярии Специального советника по гендерным вопросам в деле контроля за осуществлением резолюции
1325 (2000) и в содействии актуализации гендерной проблематики в системе Организации Объединенных Наций, а также в области расширения прав и возможностей женщин и достижении равенства мужчин и женщин, и подчеркивая важность обеспечения эффективной координации усилий в этих областях в рамках системы Организации Объединенных Наций,
признавая, что государства, согласно соответствующим нормам международного права, несут главную ответственность за уважение и обеспечение прав человека своих граждан, а также всех лиц на их территории,
вновь подтверждая, что стороны в вооруженном конфликте несут главную ответственность за принятие всех возможных мер для обеспечения защиты гражданских лиц, затронутых этим вооруженным конфликтом,
вновь заявляя о своей главной ответственности за поддержание международного мира и безопасности и в этой связи о своей решимости продолжать заниматься проблемой широкомасштабного воздействия вооруженных конфликтов на гражданское население, включая проблему сексуального насилия,
1. вновь подчеркивает, что сексуальное насилие, когда оно используется и поощряется в качестве тактики войны умышленно против гражданского населения или в рамках широко распространенных или систематических нападений на гражданских лиц, способно значительно усугубить обстановку в период вооруженного конфликта и может препятствовать восстановлению международного мира и безопасности, подтверждает в связи с этим, что принятие действенных мер в целях предупреждения таких актов сексуального насилия и реагирования на них может в значительной мере способствовать поддержанию международного мира и безопасности; и выражает свою готовность при рассмотрении пунктов повестки дня Совета, касающихся конкретных ситуаций, предпринимать, при необходимости, надлежащие шаги в связи с широко распространенными или систематическими актами сексуального насилия в условиях вооруженного конфликта;
2. вновь требует немедленного и полного прекращения всеми сторонами в вооруженном конфликте всех актов сексуального насилия;
3. требует, чтобы все стороны в вооруженном конфликте незамедлительно приняли для защиты гражданских лиц, включая женщин и девочек, от всех форм сексуального насилия надлежащие меры, в числе которых можно было бы предусмотреть применение соответствующих военно-дисциплинарных мер и обеспечение соблюдения принципа ответственности командиров, разъяснение военнослужащим категорического запрета на все формы сексуального насилия в отношении гражданских лиц, развенчивание мифов, которые подпитывают сексуальное насилие, проверку кандидатов в ряды национальных вооруженных сил и сил безопасности с целью исключения возможности зачисления лиц, причастных к совершению серьезных нарушений норм международного гуманитарного и правозащитного права, включая акты сексуального насилия;
4. просит Генерального секретаря Организации Объединенных Наций назначить Специального представителя для обеспечения слаженного стратегического руководства, эффективного укрепления существующих механизмов координации усилий в этой области в рамках Организации Объединенных Наций и проведения информационно-пропагандистской работы, в частности с правительствами, включая представителей военных и судебных органов, а также со всеми сторонами в вооруженном конфликте и структурами гражданского общества, в целях борьбы - как на уровне штаб-квартир, так и на страновом уровне - с сексуальным насилием в условиях вооруженного конфликта, способствуя расширению сотрудничества и координации усилий между всеми соответствующими заинтересованными субъектами, прежде всего в рамках межучрежденческой инициативы "Действия Организации Объединенных Наций по борьбе с сексуальным насилием в условиях конфликтов";
5. рекомендует организациям, участвующим в инициативе "Действия Организации Объединенных Наций по борьбе с сексуальным насилием в условиях конфликтов", а также другим соответствующим подразделениям системы Организации Объединенных Наций оказывать поддержку работе вышеупомянутого Специального представителя Генерального секретаря и продолжать и расширять сотрудничество и обмен информацией между всеми соответствующими заинтересованными субъектами в целях укрепления координации и исключения дублирования усилий на уровне штаб-квартир и на уровне стран и повышения эффективности деятельности в этой области в рамках всей системы;
6. настоятельно призывает государства безотлагательно осуществить, в надлежащих случаях, всеобъемлющие законодательные и судебные реформы в соответствии с нормами международного права в целях привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении актов сексуального насилия, и обеспечения того, чтобы жертвы имели доступ к органам правосудия, чтобы на протяжении всего судебного процесса с ними обращались достойно и чтобы они были защищены и получали компенсацию за их страдания;
................Перейти до повного тексту