- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Резолюція
Резолюция 1894 (2009),
принятая Советом Безопасности на его 6216-м заседании
Совет Безопасности,
подтверждая свою приверженность целям
Устава Организации Объединенных Наций, изложенным в статье 1 (1-4) Устава, и принципам Устава, изложенным в статье 2 (1-7) Устава, включая свою приверженность принципам политической независимости, суверенного равенства и территориальной неприкосновенности всех государств и уважению суверенитета всех государств,
отмечая, что в этом году исполняется десять лет с того момента, как Совет Безопасности приступил к постепенному рассмотрению вопроса о защите гражданских лиц в вооруженном конфликте в качестве отдельной темы, и признавая неослабную необходимость дальнейшего усиления Советом Безопасности и государствами-членами защиты гражданских лиц в вооруженном конфликте,
признавая, что государства несут главную ответственность за соблюдение и обеспечение прав человека своих граждан, а также всех лиц, находящихся на их территории, как это предусмотрено соответствующими нормами международного права,
подтверждая, что стороны в вооруженном конфликте несут главную ответственность за принятие всех возможных мер для обеспечения защиты гражданских лиц,
подтверждая соответствующие положения
Итогового документа Всемирного саммита 2005 года, касающиеся защиты гражданских лиц в вооруженном конфликте, включая его пункты 138 и 139, касающиеся ответственности по защите населения от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности,
вновь выражая глубокое сожаление в связи с тем, что гражданские лица до сих пор составляют подавляющее большинство среди жертв в вооруженных конфликтах,
подчеркивая особое воздействие вооруженного конфликта на женщин и детей, в том числе в качестве беженцев и внутренне перемещенных лиц, а также на других гражданских лиц, которые могут быть особо уязвимы, включая инвалидов и престарелых, и особо отмечая потребности всего затрагиваемого гражданского населения в защите и помощи,
отмечая принятие Конвенции Африканского союза о защите внутренне перемещенных лиц в Африке и оказании им помощи (2009 год),
отмечая с глубокой озабоченностью остроту и широкую распространенность ограничений, мешающих гуманитарному доступу, а также многочисленность и острый характер нападений на гуманитарный персонал и гуманитарные объекты и существенные последствия таких нападений для гуманитарных операций,
признавая необходимость того, чтобы государства, находящиеся в состоянии вооруженного конфликта или выходящие из него, восстанавливали или создавали подотчетные органы безопасности и независимые национальные судебные системы,
напоминая о включении военных преступлений, преступлений против человечности и геноцида в статуты специальных международных уголовных трибуналов и в
Римский статут Международного уголовного суда и подчеркивая в этой связи принцип взаимодополняемости,
признавая важность программ выплаты компенсации в порядке реагирования на серьезные нарушения норм международного гуманитарного права и грубые нарушения прав человека,
признавая важность расширения возможностей уязвимых гражданских лиц благодаря образованию и обучению как средству поддержки усилий, направленных на пресечение и предотвращение преступлений, совершаемых в отношении гражданских лиц в условиях вооруженного конфликта,
признавая ценный вклад, который вносят в дело защиты детей в условиях вооруженного конфликта Специальный представитель Генерального секретаря по вопросу о детях и вооруженных конфликтах и Рабочая группа Совета Безопасности по вопросу о детях и вооруженных конфликтах, включая ее выводы и рекомендации, подготовленные в соответствии с резолюцией
1612 (2005), и ссылаясь на резолюцию
1882 (2009), которая нацелена на усиление защиты детей в условиях вооруженного конфликта,
напоминая, что в резолюции
1888 (2009) он решил взяться за проблему насилия в отношении женщин и детей в условиях вооруженного конфликта и для этого просил Генерального секретаря назначить специального представителя и определять и принимать надлежащие меры по скорейшему направлению группы экспертов в места возникновения ситуаций, вызывающих особую обеспокоенность в связи с сексуальным насилием в условиях вооруженного конфликта,
отмечая введенную Управлением по координации гуманитарных вопросов практику информирования членов Совета Безопасности от имени гуманитарного сообщества Организации Объединенных Наций как по официальным, так и неофициальным каналам,
принимая к сведению доклад Генерального секретаря о защите гражданских лиц от 29 мая 2009 года (S/2009/277) и приложение к нему, посвященное ограничениям в плане гуманитарного доступа, где определены основные задачи, связанные с обеспечением эффективной защиты гражданских лиц, а именно повышение степени соблюдения норм международного права, повышение степени соблюдения негосударственными вооруженными группами своих обязанностей, вытекающих из международного права, усиление защиты с помощью более эффективных и лучше оснащенных миротворческих и иных соответствующих миссий Организации Объединенных Наций, расширение гуманитарного доступа и усиление ответственности за нарушения,
приветствуя предложения, выводы и рекомендации в отношении защиты гражданских лиц, включенные в доклад Специального комитета по операциям по поддержанию мира и его Рабочей группы (A/63/19), и важную работу, проделанную Рабочей группой Совета Безопасности по операциям по поддержанию мира, включая ее усилия, направленные на более эффективное осуществление мандатов по защите,
ссылаясь на заявление своего Председателя от 5 августа 2009 года (S/PRST/2009/24) и приветствуя прилагаемые усилия по укреплению миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций,
отмечая, что миссии Организации Объединенных Наций по поддержанию мира являются одним из имеющихся у Организации Объединенных Наций инструментов, которые она может использовать для защиты гражданских лиц в условиях вооруженного конфликта,
1. требует, чтобы стороны в вооруженном конфликте строго соблюдали обязанности, применимые к ним согласно нормам международного гуманитарного права, международным стандартам в области прав человека и нормам беженского права, и выполняли все соответствующие решения Совета Безопасности, и в этой связи настоятельно призывает их принимать все необходимые меры в целях обеспечения уважения и защиты гражданского населения и удовлетворения его основных потребностей;
2. вновь заявляет, что он самым решительным образом осуждает совершаемые в условиях вооруженного конфликта нападения на гражданское население как таковое и на других лиц или объекты, находящиеся под защитой, а также неизбирательные или несоразмерные нападения и использование присутствия гражданского населения для защиты определенных пунктов, районов или вооруженных сил от военных действий как вопиющие нарушения норм международного гуманитарного права, и требует, чтобы все стороны незамедлительно прекратили такую практику;
3. отмечает, что умышленные нападения на гражданское население как таковое и на других лиц, находящихся под защитой, и совершение систематических, вопиющих и широкомасштабных нарушений применимых норм международного гуманитарного права и международных стандартов в области прав человека в условиях вооруженного конфликта могут представлять собой угрозу международному миру и безопасности, и вновь подтверждает в этой связи свою готовность рассматривать такие ситуации и, где это необходимо, принимать надлежащие меры;
4. подтверждает свою готовность реагировать на ситуации вооруженного конфликта, в которых жертвами оказываются гражданские лица или чинятся преднамеренные препятствия предоставлению гуманитарной помощи гражданским лицам, в том числе путем рассмотрения надлежащих мер, имеющихся в распоряжении Совета Безопасности согласно
Уставу Организации Объединенных Наций;
5. вновь призывает государства, которые еще не сделали этого, рассмотреть вопрос о подписании или ратификации соответствующих документов, касающихся международного гуманитарного права, прав человека и беженского права, или присоединении к ним и принять соответствующие законодательные, судебные и административные меры для выполнения своих обязательств по этим документам;
6. требует, чтобы все государства и стороны в вооруженном конфликте в полном объеме выполняли все соответствующие решения Совета Безопасности и в этой связи в полной мере сотрудничали с миротворческими миссиями Организации Объединенных Наций и страновыми группами в последующей деятельности и осуществлении этих резолюций;
7. призывает все стороны, которых это касается:
a) обеспечивать как можно более широкое распространение информации о международном гуманитарном праве, международных стандартах в области прав человека и беженском праве;
b) обеспечивать обучение государственных чиновников, военнослужащих вооруженных сил и членов вооруженных групп, персонала, связанного с вооруженными силами, персонала гражданской полиции и других правоохранительных органов, работников судебных органов и юристов и повышать уровень осведомленности гражданского общества и гражданского населения о соответствующих нормах международного гуманитарного права, международных стандартах в области прав человека и нормах беженского права, а также о защите, особых потребностях и правах человека женщин и детей в конфликтных ситуациях для обеспечения полного и эффективного соблюдения;
c) обеспечивать, чтобы приказы и указания, направляемые вооруженным силам и другим соответствующим действующим лицам, не противоречили применимым нормам международного права, и добиваться их исполнения, в частности путем внедрения эффективных дисциплинарных процедур, ключевым элементом которых должно быть строгое соблюдение принципа ответственности командиров за содействие соблюдению норм международного гуманитарного права;
d) обращаться, где это уместно, к миротворческим и другим соответствующим миссиям Организации Объединенных Наций, а также к страновым группам Организации Объединенных Наций, к Международному комитету Красного Креста и, где это уместно, к другим участникам Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца за поддержкой в деле обучения и повышения уровня информированности в отношении норм международного гуманитарного права, международных стандартов в области прав человека и норм беженского права;
8. подчеркивает важность уделения внимания при рассмотрении им ситуаций в конкретных странах соблюдению сторонами в вооруженном конфликте норм международного гуманитарного права, международных стандартов в области прав человека и норм беженского права; отмечает широкий диапазон существующих методов, используемых в каждом отдельном случае для сбора информации о предполагаемых нарушениях применимых норм международного права, касающихся защиты гражданских лиц, и особо выделяет в этой связи важность получения своевременной, объективной, достоверной и надежной информации;
................Перейти до повного тексту