(Москва, 3 декабря 2004 года) |
N п/п |
Наименование мероприятий |
Головные исполнители, соисполнители |
Сроки выполнения |
Ожидаемые результаты | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 7 |
I. Анализ ситуации, сложившейся в СНГ в области конкурентоспособности продукции |
|||||
I-1 |
Анализ объемов и структуры экспорта и импорта |
Исполнительный комитет СНГ, Статкомитет СНГ |
Ежегодно |
Выявление неблагоприятных пропорций во внешнеторговом обмене товаров, составляющих конкуренцию в их продвижении на рынки третьих стран, подготовка соответствующих предложений |
Информационный материал по структуре и объемам экспорта и импорта за 2003 г. разослан Исполкомом СНГ 9 июля 2004 г. |
I-2 |
Анализ потенциальных рынков сбыта с учетом деятельности главных участников (отраслей, подотраслей, крупных хозяйствующих субъектов) рынка, динамики спроса и предложения основных видов продукции, воздействия демографических процессов, возможных границ изменения цен, наличия факторов производства (сырье, материалы, энергоносители, рабочая сила, капиталы) |
Исполнительный комитет СНГ, национальные министерства экономики, торговли, промышленности |
2005, 2007, 2009 гг. |
Обеспечение производителей продукции ориентирами для определения перспектив развития производства |
|
II. Развитие нормативно-правовой базы государств-участников СНГ, обеспечивающей конкурентоспособность на рынках СНГ |
|||||
II-1 |
Реализация согласованных мер по обеспечению добросовестной конкуренции: - выполнение нормДоговора о проведении согласованной антимонопольной политики от 25 января 2000 г. ; - разработка модельных методических рекомендаций для проведения анализа состояния конкурентной среды на мировых рынках и рынках СНГ, критериев определения уровня конкурентоспособности товаров, подготовка аналитических материалов о деятельности корпораций третьих стран; - принятие согласованных мер, способствующих формированию в СНГ конкурентоспособных транснациональных структур с участием хозяйствующих субъектов государств Содружества; - устранение льготных режимов хозяйствования для отдельных юридических лиц; - {согласование на многосторонней основе подходов к реформированию} законодательства о защите конкуренции и правоприменительной практики в целях усиления антимонопольного контроля за ограничивающими конкуренцию актами на всех уровнях исполнительной власти, экономической концентрацией, фактами создания дискриминационных условий для предпринимательской деятельности; - разработка и гармонизация законодательства в сфере инвестиционной деятельности, подготовка нормативных правовых документов по обеспечению гарантированной и эффективной защиты прав и законных интересов инвесторов; - реализация положенийСоглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ в сфере регулирования рекламной деятельности от 19 декабря 2003 г. . |
Межгосударственный совет по антимонопольной политике (МСАП), антимонопольные органы и органы государств Содружества, ответственные за регулирование финансовых рынков Координационный совет по рекламе при МСАП, антимонопольные органы и иные органы государств Содружества, регулирующие вопросы рекламной деятельности |
2005 - 2010 гг. Постоянно 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2005 - 2006 гг. Постоянно Постоянно |
Создание условий для добросовестной конкуренции на пространстве СНГ и наращивание стимулирующей роли конкурентной среды в улучшении качества товаров и услуг Достижение согласованности норм, регулирующих формирование в СНГ конкурентного рынка товаров и услуг, продвижение к единому экономическому пространству в Содружестве и вхождение в Европейское экономическое пространство Демонополизация высококонцентрированных секторов экономики. Создание в СНГ конкурентной среды, повышение международной конкурентоспособности национальных товаропроизводителей, устранение факторов их дискриминации на рынках третьих стран |
Азербайджанская Республика предлагает выделенное курсивом изменить на: "рассмотрение вопросов реформирования" |
II-2 |
{Совместное осуществление мер} по реформированию и реструктуризации естественных монополий в сферах железнодорожного транспорта, телекоммуникаций, энергетики: - {согласование подходов} по усовершенствованию нормативно-правовой базы; - анализ подходов по усовершенствованию методико - методологической базы тарифной политики и мероприятий по реструктуризации сфер естественных монополий; - разработка комплекса мер, направленных на развитие конкуренции на смежных рынках Согласование на многосторонней основе: - стратегии конкурентной политики; - мер по развитию и регулированию рынков финансовых услуг в государствах - участниках СНГ |
Совет по железнодорожному транспорту, Региональное содружество в области связи, национальные министерства и отраслевые органы, МСАП, антимонопольные органы СНГ МСАП, национальные министерства экономики и промышленности Национальные министерства финансов, органы, регулирующие фондовые рынки |
2006 - 2010 гг. 2005 - 2006 гг. 2008 г. |
Повышение эффективности деятельности субъектов естественной монополии, усовершенствование регуляторной базы их функционирования Обеспечение роста производства, занятости населения, расширения товарной номенклатуры, поступления средств в бюджет, содействие интеграции национальных экономик в мировую экономическую систему Повышение роли финансового сектора, активизация механизмов аккумуляции сбережений населения и организаций в инвестиции, обеспечение перетока капитала в отрасли промышленности, обеспечивающие конкурентоспособность продукции |
Азербайджанская Республика предлагает выделенное курсивом изменить на: "изучение целесообразности" Азербайджанская Республика предлагает выделенное курсивом изменить на: "рассмотрение вопросов" |
II-3 |
Сокращение ограничений во взаимной торговле: - разработка гармонизированных нормативных правовых актов в области таможенного дела; - достижение договоренностей о сроках отмены: а) тарифных ограничений при импорте и экспорте; б) нетарифных ограничений; в) исключений во взимании косвенных налогов; - {согласование способов} применения специальных защитных мер по продукции черной металлургии и других отраслей промышленности; - {согласование механизма} возмещения НДС в целях сокращения сроков его возврата по аналогии с внутренним НДС, в первую очередь в обрабатывающих отраслях промышленности; - гармонизация и упрощение таможенных процедур на основе правил Таможенной конвенции о карнете АТА (1) для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и 26 июня 1990 г.(Стамбульская конвенция) ; - согласование мер по введению странами СНГ обязательной предотгрузочной инспекции (независимой экспертизы) для оценки таможенной стоимости ввозимых товаров; - правовое обеспечение соблюдения норм экономической безопасности бизнеса: а) введение государствами - участниками СНГ реестра обязательной регистрации субъектов бизнеса; б) принятие согласованных мер по противодействию производству и распространению контрафактной продукции |
Национальные министерства экономики, торговли, промышленности, финансов, Совет руководителей таможенных служб государств - участников СНГ Национальные министерства экономики, торговли и промышленности, Совет руководителей таможенных служб государств - участников СНГ Совет руководителей таможенных служб государств - участников СНГ Национальные министерства экономики, торговли и промышленности, МВД, МИД, Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации |
2005 г. 2004 - 2010 гг. 2005 г. 2005 г. 2004 - 2010 гг. 2005 - 2008 гг. Постоянно 2005 - 2007 гг. |
Увеличение открытости национальных экономик в целях привлечения иностранных инвестиций Создание равных условий конкуренции для всех хозяйствующих субъектов государств-участников СНГ, стабилизация экспортной деятельности. Улучшение финансового состояния предприятий - экспортеров Пресечение демпинга и недобросовестной конкуренции Сокращение сроков возврата НДС по экспортным операциям Присоединение государств-участников СНГ к международной системе карнет АТА позволит экспортерам и производителям вывозить за границу товары на торговые ярмарки и выставки, коммерческие образцы и профессиональное оборудование беспошлинно, в упрощенном и ускоренном таможенном оформлении товаров. Система играет большую роль в стимулировании промышленной специализации, распространении технического прогресса, конкурентоспособности продукции, вовлечении инвестиций и росте продаж Согласование введения обязательной предотгрузочной инспекции будет способствовать применению передовых технологий, улучшит комплексность межгосударственного контроля Достижение согласованности норм обеспечит достоверной информацией о товаропроизводителях и экспортерах для обмена данными между государствами СНГ, а также с третьими странами (международная практика - регистрация компаний в торговом реестре торгово - промышленных палат), а также защиту интеллектуальной собственности товаропроизводителей и потребительского рынка от некачественной продукции |
Азербайджанская Республика предлагает выделенное курсивом изменить на "рассмотрение вопросов" Азербайджанская Республика предлагает выделенное курсивом изменить на: "рассмотрение вопросов" Азербайджанская Республика предлагает исключить подпункт Не участвуют: Азербайджанская Республика, Республика Беларусь, Республика Молдова, Украина |
II-4 |
Совершенствование логистических схем перевозок товаров: - развитие транспортной инфраструктуры и создание "зеленых коридоров"; - устранение барьеров при транзите грузов, в том числе путем уменьшения сборов за таможенное сопровождение автотранспорта, превышение его весовых и линейных размеров, страхование гражданской ответственности автовладельцев в рамках системы международных договоров и страхового свидетельства "Зеленая карта", за бланки грузовых таможенных деклараций, услуги таможенных брокеров, проезд по местным мостам; - гармонизация и упрощение таможенных процедур на основе правил Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) от 18 мая 1973 г. в редакции 1999 г. ; - ежегодная разработка графика движения и плана формирования поездов в международном сообщении, обеспечение надлежащего технического состояния грузовых вагонов; - установление на ежегодных тарифных конференциях предельного уровня базовых ставок тарифов на железнодорожные перевозки; - создание международных логистических центров |
Координационное транспортное совещание, Совет по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ, Межправительственный совет дорожников, Совет руководителей таможенных служб государств - участников СНГ, национальные министерства экономики и транспорта Совет по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ |
Постоянно Постоянно, в т.ч. первый этап: 2005 - 2007 гг. 2007 - 2008 гг. Постоянно Постоянно 2005 - 2010 гг. |
Использование транспортного пространства для повышения конкурентоспособности продукции Снижение транспортных издержек для национальных товаропроизводителей Снижение транспортной составляющей в цене товаров путем реализации согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте Обеспечение единства системы обмена информацией на основе передовых компьютерных коммуникационных технологий |
Азербайджанская Республика предлагает исключить подпункт |
II-5 |
Выработка и реализация мер противоборства экспансии хозяйствующих субъектов третьих стран, вытесняющих национальных товаропроизводителей СНГ с их традиционных внутренних и внешних рынков |
Национальные министерства экономики, торговли и промышленности |
2005 - 2010 гг. |
Стимулирование развития и модернизации национальных производств |
|
II-6 |
Сближение законодательства в области технического регулирования хозяйственной деятельности и экспортного контроля: - достижение договоренностей о взаимном признании результатов сертификации (включая сертификацию систем менеджмента, качества и систем на основе принципов ХАСП) аккредитации и гигиенической оценки, особенно в сфере производства авиатехники, автомобилей, тракторов, станков, химической продукции, изделий медицинской техники, фармакологических препаратов, продуктов питания, косметики и парфюмерии, а также о внедрении современных систем качества производства в соответствии со стандартами ИСО 9000 версии 2000 г. и порядке экспортного контроля, основанном на требованиях международных режимов |
Национальные министерства экономики, торговли, науки и промышленности, Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации |
2005 - 2010 гг. |
Облегчение взаимного доступа товаров и услуг на рынки СНГ |
|
II-7 |
Гармонизация таможенного законодательства государств-участников СНГ |
Совет руководителей таможенных служб государств - участников СНГ |
2005 - 2010 гг. |
Достижение согласованности норм таможенного законодательства, продвижение к Единому экономическому пространству СНГ |
|
III. Наращивание объемов выпуска экспортно-ориентированной продукции в государствах-участниках СНГ |
|||||
III-1 |
Расширение взаимных поставок материалов, узлов и деталей в секторах экономики, где имеются возможности для совместного производства экспортно - ориентированной продукции на внутренний рынок СНГ, в том числе в рамкахСоглашения об общих условиях и механизме поддержки и развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ от 23 декабря 1993 г. : - выявление и классификация товаров, выпускаемых по кооперации; - подготовка и утверждение мероприятий по развитию взаимных поставок продукции |
Национальные экономические ведомства, министерства промышленности, Межгосударственный совет по сотрудничеству в области машиностроения |
2005 - 2010 гг. |
Снижение производственных затрат на основе возобновления и укрепления взаимосвязей между предприятиями государств-участников СНГ, устранение различий в законодательной базе государств-участников СНГ, регулирующей поставку продукции по производственной кооперации Повышение наукоемкости национального производства за счет перспективных технологических разработок, диверсификации структуры экономики |
|
III-2 |
Подготовка и реализация мер по дальнейшему углублению специализации и производственной кооперации: - определение направлений деятельности в этой сфере с учетом имеющегося потенциала, наличия поддерживающих отраслей и возможностей реализации совместных разработок, проектов и производств, расширения ассортимента продукции; - согласование расширенного ассортимента товаров, производимых на основе специализации и производственной кооперации для продвижения их на рынки Содружества и стран Евросоюза. Реализация достигнутых договоренностей; - разработка отобранных совместно с бизнесом перспективных совместных программ по организации производства конкурентоспособных изделий и реализации выпущенной продукции |
Национальные экономические ведомства, министерства промышленности |
2005 - 2006 гг. 2006 - 2010 гг. 2006 - 2010 гг. |
Повышение эффективности использования природных ресурсов, реализация естественных преимуществ СНГ, в том числе значительных объемов сельскохозяйственных угодий. Развитие современных систем субконтрактации в целях исключения наметившейся тенденции к реанимированию "натурального хозяйства" в отечественных компаниях, где доля собственного производства превышает 70% при мировой норме не более 25% |
Азербайджанская Республика предлагает исключить подпункт |
III-3 |
Осуществление комплекса мер по расширению взаимных поставок хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ продукции для целей технического перевооружения их производственной базы: - определение прогнозных объемов взаимных закупок хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ оборудования для технического перевооружения; - содействие установлению прямых контактов производителей оборудования и его потребителей для использования льготных условий взаимных поставок; - согласованное снижение или отмена ввозных таможенных пошлин для третьих стран на не производимое в государствах - участниках СНГ высокотехнологичное оборудование |
Национальные министерства экономики, науки и промышленности |
2005 - 2006 гг. 2005 - 2007 гг. 2007 г. |
Создание максимально благоприятных условий для обновления производственной базы с использованием новых технологий и прогрессивной техники государств-участников СНГ Повышение возможностей государств-участников СНГ для выхода на рынки с новыми высокотехнологичными конкурентоспособными товарами, крупномасштабная диверсификация наукоемких производств, создание новых рынков сбыта |
Республика Армения предлагает исключить подпункт Азербайджанская Республика и Республика Армения предлагают исключить подпункт |
III-4 |
Выработка перспективных согласованных мер по максимальному использованию имеющегося у государств-участников СНГ потенциала в области критических технологий (список прилагается) для налаживания совместного выпуска продукции, конкурентоспособной в мире: - анализ возможностей для реализации потенциала новых технологий, в том числе критических и технологий двойного назначения; - выбор приоритетов и формирование перечня возможных совместных программ, прежде всего в энергетическом, нефтяном, газовом секторах экономики; - разработка с участием бизнес - структур перспективных совместных программ по организации производства конкурентоспособных изделий |
Министерства промышленности и науки (головные исполнители), академии наук государств - участников СНГ |
2005 г. 2006 г. 2006 - 2010 гг. |
Обеспечение конкурентных преимуществ в конкретных сегментах рынка, увеличение объемов производства конкурентной продукции Наращивание доли перерабатывающей промышленности в экспорте государств - участников СНГ. Преодоление технологического кризиса в государствах-участниках СНГ, которые до сих пор не вступили в 5-й технологический уклад в отличие от развитых стран, где он уже близок к замене на 6-й уклад |
|
III-5 |
Выработка и реализация мер по созданию совместных экспортно - ориентированных хозяйствующих субъектов, создание сетей магазинов крупнооптовой торговли, реализующих продукцию национальных товаропроизводителей |
Национальные министерства торговли и промышленности, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества, Торговый дом СНГ |
Постоянно |
Создание современной инфраструктуры, обеспечивающей конкурентоспособность продукции, выпускаемой национальными товаропроизводителями. Преодоление неперспективного фактора конкурентоспособности товаров государств - участников СНГ - их дешевизны при недостаточно высоких по мировым меркам технической новизне и уровне качества |
|
III-6 |
Разработка и реализация перспективных мер по повышению ориентированной на экспорт продукции, выпускаемой национальными товаропроизводителями: - выявление, согласование, совместная разработка и реализация экспортных проектов с учетом передового опыта по снижению затрат на оплату труда и энергии; - осуществление мероприятий по расширению на основе применения высоких технологий ассортимента товаров для продвижения на рынки третьих стран; - включение совместного освоения перспективных в экспортном плане разработок в списки межгосударственных целевых программ и проектов; - совместное промышленное освоение новой технологии производства стального автомобильного листа с металлургическими заводами Российской Федерации |
Национальные министерства торговли, промышленности Госфонд интеллектуальной собственности при Кыргызпатенте |
2005 - 2010 гг. 2005 - 2010 гг. |
Создание оптимальных условий для реализации совместных проектов по выпуску конкурентоспособной продукции Снижение себестоимости производства стального автомобильного листа с покрытием ферромцинком (защищено патентом Российской Федерации) |
|
III-7 |
Организация совместных научно-технических исследований и разработок по созданию новых технологий для товаров, изготавливаемых из сырья, происхождением из государств - участников СНГ |
Межгосударственный комитет по научно - техническому развитию, национальные министерства науки |
2005 - 2010 гг. |
Расширение номенклатуры и объемов взаимной торговли |
|
III-8 |
Выработка основных направлений по совместному выпуску высокотехнологичной продукции с размещением и производством ее на территории государств-участников СНГ |
Национальные экономические ведомства, министерства промышленности, Межгосударственный совет по сотрудничеству в области машиностроения |
2005 - 2010 гг. |
Повышение наукоемкости национального производства за счет перспективных технологических разработок, диверсификации структуры экономики |
|
III-9 |
Подготовка и реализация мер, направленных на снижение поставок сырья и наращивание выпуска экспортно - ориентированной продукции за счет увеличения степени его переработки |
Национальные экономические ведомства, министерства промышленности, Межгосударственный совет по сотрудничеству в области машиностроения |
2005 - 2010 гг. |
Повышение эффективности использования сырьевых ресурсов, реализация естественных преимуществ СНГ, в т.ч. значительных объемов сельскохозяйственных угодий. Развитие современных систем субконтрактации в целях исключения наметившейся тенденции к реанимированию "натурального хозяйства" в национальных компаниях, где доля собственного производства превышает 70% при мировой норме не более 25% |
Азербайджанская Республика предлагает исключить подпункт |
IV. Продвижение конкурентоспособной продукции государств-участников СНГ на рынки третьих стран |
|||||
IV-1 |
Реализация имеющихся конкурентных преимуществ на мировом рынке: - согласование видов экспортно - ориентированной продукции и мер по ее продвижению на соответствующие рынки, прежде всего машиностроительной и продукции агропромышленного комплекса; - расширение кооперационных связей экспортно - ориентированных хозяйствующих субъектов государств - участников СНГ, прежде всего машиностроительного комплекса; - взаимное согласование и совместная реализация мероприятий по поддержке экспорта промышленной продукции, включая механизмы гарантийной, финансовой и другой поддержки производителей и экспортеров |
Национальные министерства торговли, промышленности, торговые представительства и аппараты экономических советников при посольствах государств - участников СНГ, Ресурсэкспертиза |
2005 - 2007 гг. 2005 г. |
Полномасштабное использование накопленного экспортного потенциала, исключение потерь от взаимной конкуренции, изменение неэффективной структуры экспорта, существенное увеличение в ней доли готовой конкурентоспособной продукции |
|
IV-2 |
Реализация скоординированных мер по: - согласованному участию в модернизации, расширении и реконструкции хозяйственных объектов, построенных ранее при техническом содействии СССР; - совместной организации экономического и научно-технического сотрудничества в рамках межправительственных соглашений с зарубежными странами в области осуществления новых крупномасштабных проектов на их территории |
Национальные министерства, торговые представительства государств - участников СНГ |
2005 - 2010 гг. |
Создание оптимальных условий для реализации совместных проектов по выпуску конкурентоспособной продукции |
Республика Армения предлагает исключить подпункт |
V. Организационно обеспечивающие меры (Азербайджанская Республика предлагает исключить раздел) |
|||||
V-1 |
Развитие выставочно - ярмарочной деятельности: - проведение межгосударственных специализированных выставок промышленной и сельскохозяйственной продукции государств - участников СНГ, с осуществлением консалтинговых услуг; - создание постоянно действующих выставок (выставочно - коммерческих центров) государств-участников СНГ в их столицах (в т.ч. в г. Москве на территории Всероссийского выставочного центра); - совместное участие государств-участников СНГ в международных выставках и ярмарках; - согласование льготных тарифов предоставления выставочных площадей, исключения таможенных пошлин к экспозиционным материалам, формирования в выставочных центрах экономических мини-зон; - организация постоянно действующей выставки государств - участников СНГ в международном центре "Национальный производитель" и его филиалах |
Межгосударственный совет по выставочно - ярмарочной деятельности СНГ, органы отраслевого сотрудничества Торговый дом СНГ |
Один раз в два года Постоянно |
Демонстрация возможностей экономического производственного и торгового потенциала государств-участников СНГ Снижение совокупных затрат |
|
V-2 |
Комплексное информационное обеспечение внешнеторговой деятельности хозяйствующих субъектов государств - участников СНГ на базе ускоренного формирования в соответствии с утвержденной СГП СНГ 29 ноября 2001 г.Межгосударственной программой создания сети информационно - маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников СНГ на период до 2005 года (2) с возложением на Координационный совет задач информирования: - о новых товарах и услугах, производимых государствами - участниками СНГ; - о характеристиках экспортного потенциала, целевых рынках товаров, сырья и услуг, ценах на выпускаемую продукцию, главных товарных потоках в Содружестве; - об услугах, предлагаемых товаропроизводителями, транспортными и выставочно-ярмарочными организациями, банковской и инвестиционной сферами, информационными бюро, маркетинговыми центрами, торговыми домами, складами, таможенными брокерами и другими объектами инфраструктуры, действующими в сфере продвижения экспорта в государствах - участниках СНГ; - о качестве продукции и услуг, их соответствии международным требованиям; - об условиях конкурсного отбора на конкурентной основе товаров для их продвижения на рынки третьих стран; - о законодательных условиях юридической и институциональной поддержки экспортеров, их партнеров и инвесторов; - о законодательстве, документации и процедурах его применения в налоговых и таможенных сферах, а также в области создания и функционирования совместных, дочерних предприятий и филиалов в рамках СНГ; - о структуре спроса и предложения услуг, производимых в государствах - участниках СНГ и странах дальнего зарубежья; - об импортерах и дистрибьюторах, заинтересованных в продвижении и закупке товаров из государств-участников СНГ; - о выставках и ярмарках, проведение которых планируется на перспективу |
Координационный совет государств - участников СНГ по информатизации при Региональном содружестве в области связи, национальные государственные заказчики в составе Рабочей группы по разработке и реализации Комплекса мероприятий, Деловой центр экономического развития СНГ, Ресурсэкспертиза, Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации |
Постоянно |
Развитие информационной базы внутрирегиональной торговли и кооперации |