- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
Решение
Экономического совета Содружества Независимых Государств об обзоре торговой политики Республики Молдова
(Москва, 3 декабря 2004 года) |
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Принять к сведению Обзор торговой политики Республики Молдова, подготовленный Исполнительным комитетом СНГ на основе национального доклада, представленного Правительством Республики Молдова, и рассмотренный Комиссией по экономическим вопросам.
2. Направить указанный Обзор в правительства государств-участников СНГ для информирования заинтересованных министерств и ведомств.
3. Поручить Исполнительному комитету СНГ в месячный срок опубликовать указанный Обзор и разместить его на сайте Исполнительного комитета СНГ в Интернете.
| Председатель Экономического совета Содружества Независимых Государств В. ИОВВ |
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
ОБЗОР
ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
Обзор подготовлен Исполнительным комитетом СНГ на основании национального доклада, представленного Правительством Республики Молдова, и имеющейся у Исполнительного комитета информации по данному вопросу.
Целью обзоров торговой политики является достижение государствами-участниками СНГ транспарентности торговой политики, содействие соблюдению правил, норм и обязательств, зафиксированных в международных договорах и документах по вопросам формирования и эффективного функционирования зоны свободной торговли, а также регулярное проведение объективной оценки основных показателей торговой политики и практики государств Содружества, их влияния на развитие взаимной торговли.
1. РЕЖИМ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Институциональные рамки
Социально-экономическое развитие Республики Молдова за годы независимости осуществлялось посредством внедрения структурных и институциональных преобразований, необходимых для эффективной рыночной экономики.
Центральным органом исполнительной власти, определяющим и реализующим государственную политику в области торговли, а также осуществляющим государственное регулирование, исследование состояния и подготовку прогнозных показателей развития в данной области является Министерство экономики Республики Молдова.
Министерство экономики координирует работу всех государственных структур, работающих в области торговой политики государства, в частности Организацию по продвижению экспорта Молдовы.
Цели торговой политики
Торговая политика представляет собой важный стратегический инструмент на пути достижения долгосрочных целей экономического развития, повышения эффективности взаиморасчетов и адаптации к новым условиям глобализации. Политика государства в области внешней торговли осуществляется посредством применения экономических и административных методов в соответствии с нормативными актами, а также международными договорами.
Отношения Республики Молдова с другими государствами в области внешней торговли строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров, заключенных Республикой Молдова.
Государственная политика в области внешней торговли осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применения экспортного и импортного таможенных тарифов), введения в установленном порядке особых пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности в соответствии с законодательными и нормативными актами, а также международными договорами, заключенными Республикой Молдова. Государство обеспечивает в полной мере соответствие вводимых защитных мер, ограничений и запретов в области внешнеторговой деятельности причинам, обусловившим необходимость их введения. При этом предпочтение должно отдаваться тем защитным мерам, ограничениям и запретам, которые наносят минимальный ущерб осуществлению данной деятельности и не противоречат международным нормам.
Целями торговой политики Республики Молдова являются:
- формирование условий для интеграции в мировую экономику и вследствие членства в ВТО - содействие реализации общепринятых в мире норм и правил, соблюдение международных обязательств и принципов внешнеторговой деятельности;
- либерализация торговой политики; проведение гибкой таможенно-тарифной политики, реагирующей на конъюнктурные изменения мирового рынка;
- защита интересов товаропроизводителей, содействие продвижению молдавской продукции на внешние рынки;
- содействие мероприятиям по обеспечению качества импортируемой продукции для защиты прав и безопасности потребителей;
- защита интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции.
Учитывая вышеуказанные цели, Правительство Республики Молдова в процессе формирования торговой политики приняло ряд мер, направленных на повышение социального и экономического положения страны.
Среди таких мер можно выделить Стратегию по продвижению экспорта на 2002 - 2005 годы, утвержденную Постановлением Правительства Республики Молдова N 80 от 29 января 2002 года "Об утверждении Стратегии по продвижению экспорта на 2002 - 2005 годы". Данная Программа предусматривает стратегическую ориентацию на развитие и расширение внешнеэкономической деятельности, в первую очередь экспортного потенциала Республики Молдова, обусловленную комплексным характером ее роли как основного элемента формирования внутреннего валового продукта, главного источника доходов для открытой экономики, источника накопления инвестиционных средств и удовлетворения жизненно важных потребностей национальной экономики.
Основными целями Стратегии по продвижению экспорта являются:
- оживление национального экспорта посредством определения в стране секторов, располагающих экспортным потенциалом стратегических экспортных рынков и доступа на эти рынки;
- создание благоприятной деловой среды для производства конкурентоспособной продукции и услуг;
- привлечение иностранных инвестиций и передовых технологий;
- постепенное открытие национального рынка и четкое определение роли государства в экономике.
Содержание и направление Стратегии заключаются в выявлении деловой среды, барьеров на пути экспорта, а также в разработке и последующем внедрении комплекса специальных экономических, правовых и организационных мер для содействия развитию экспорта продукции и услуг из страны, повышения качества товаров, подготовки местных экономических агентов для противостояния международной конкуренции и др.
В настоящее время Республика Молдова поддерживает внешние экономические связи с 139 странами. В сотрудничестве с этими странами отмечается прогресс во многих областях, в частности, в экспортно-импортных операциях.
Нормативно-правовая база:
- Закон о Правительстве N 64-XII от 31 мая 1990 года;
- Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности N 845-XII от 3 января 1992 года (с последующими изменениями и дополнениями);
- Закон об аренде N 861-XII от 14 января 1992 года;
- Закон об ограничении монопольной деятельности и развитии конкуренции N 906-XIII от 29 февраля 1992 года;
- Закон о защите потребителей N 1453-XII от 25 мая 1993 года;
- Закон о санитарно-эпидемиологическом обеспечении населения N 1513-XII от 16 июня 1993 года;
- Закон о страховании N 1508-XII от 15 июня 1993 года (с последующими изменениями и дополнениями);
- Закон о ветеринарной деятельности N 1538-XII от 23 июня 1993 года;
- Закон о винограде и вине N 131-XIII от 2 июня 1994 года;
- Закон о коммерческой тайне N 171-XII от 6 июля 1994 года;
- Закон о внесении изменений и дополнений в законодательные акты N 51-XIII от 14 апреля 1994 года;
- Закон о выезде из Республики Молдова и въезде в Республику Молдова N 269-XII от 9 ноября 1994 года;
- Закон о введении в действие Закона о правовом положении иностранных граждан и юридическом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства Республики Молдова N 276-XIII от 10 ноября 1994 года;
- Закон об авторском праве и смежных правах N 293-XIII от 23 ноября 1994 года;
- Закон о бухгалтерском учете N 426 от 4 апреля 1995 года;
- Закон о патентах на изобретения N 461-XIII от 18 мая 1995 года;
- Закон о финансовых учреждениях N 550-XIII от 21 июля 1995 года (изменен Законами N 815-XII от 24 апреля 1996 года, N 1143-XIII от 9 апреля 1997 года и N 1476-XIII от 4 февраля 1998 года);
- Закон о Национальном Банке Молдовы N 548-XIII от 21 июля 1995 года;
- Закон о торговых марках и указаниях происхождения N 588-XIII от 22 сентября 1995 года;
- Закон о стандартизации N 590-XIII от 22 сентября 1995 года;
- Закон о телевидении и радио N 603-XIII от 3 октября 1995 года;
- Закон о Зоне свободного предпринимательства "Экспо-Бизнес-Киширэу" N 625-XIII от 3 ноября 1995 года;
- Закон о дорожном фонде N 720-III от 2 февраля 1996 года;
- Закон о фитосанитарном карантине N 506-XIII от 22 июня 1995 года;
- Закон об аудите N 729-XIII от 15 февраля 1996 года;
- Закон об охране сортов растений N 915-XIII от 11 июля 1996 года;
- Закон об охране промышленных рисунков и моделей N 991-XIII от 15 октября 1996 года;
- Налоговый кодекс N 1163-XIII от 24 апреля 1997 года;
- Закон о закупках товаров, работ и услуг для государственных нужд N 1166-XII от 30 мая 1997 года;
- Закон о Программе приватизации на 1997 - 1998 год N 1217-XIII от 25 июня 1997 года (измененный Законами N 1566-XIII от 26 февраля 1998 года; N 187-XIII от 6 ноября 1998 года; N 237-XIV от 23 декабря 1998 года и др.);
- Закон о Таможенном тарифе N 1380-XIII от 20 ноября 1997 года;
- Закон о сертификации N 652-XIV от 28 октября 1999 года;
- Закон об антидемпинговых, компенсационных и защитных мерах N 820-XIV от 17 февраля 2000 года;
- Закон о технических барьерах в торговле N 866-XIV от 10 марта 2000 года;
- Закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности N 1031-XIV от 8 июня 2000 года;
- Таможенный кодекс N 1149-XIV от 20 июля 2000 года;
- Закон о лицензировании отдельных видов деятельности N 451-XV от 30 июля 2001 года;
- Закон о предотгрузочной инспекции N 265-XV от 26 июня 2003 года;
- Закон о применении временной защитной меры N 335-XV от 24 июля 2003 года;
- Закон о применении временной защитной меры N 8-XV от 5 февраля 2004 года;
- Закон об инвестициях в предпринимательской деятельности N 81-XV от 18 марта 2004 года.
Законы и соглашения о местных органах управления:
- Закон о правовом статусе Гагаузии (Гагауз-Ери) N 344-XIII от 23 декабря 1994 года;
- Меморандум об основах для нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем от 8 мая 1997 года;
- Соглашение об организационных основах социально-экономического сотрудничества между Республикой Молдова и Приднестровьем, подписанное 10 ноября 1997 года.
Постановления Правительства:
- Постановление Правительства Республики Молдова об утверждении ветеринарного устава Республики Молдова N 378 от 22 июля 1993 года;
- Постановление Правительства Республики Молдова о мерах по введению векселей N 659 от 5 сентября 1994 года;
- Постановление Правительства Республики Молдова об утверждении положения о Министерстве связи и информатики N 719 от 23 сентября 1994 года;
- Постановление Правительства Республики Молдова об управлении на коллективной основе имущественными правами авторов и обладателей смежных прав N 524 от 24 июля 1995 года;
- Постановление Правительства Республики Молдова об учреждении Государственной службы по фитосанитарному карантину N 697 от 10 октября 1995 года;
- Постановление Правительства Республики Молдова о предупреждении незаконного импорта и реализации химических и биологических средств, предназначенных для использования в сельском и лесном хозяйстве на территории Республики Молдова N 740 от 2 ноября 1995 года;
- Постановление Правительства Республики Молдова об утверждении Положения по производству вина и других продуктов виноделия с наименованием по происхождению N 760 от 10 ноября 1995 года;
- Постановление Правительства Республики Молдова о совершенствовании механизма регулирования внешнеэкономических связей N 371 от 6 июня 1996 года;
- Постановление Правительства Республики Молдова об Уставе Государственного агентства по охране промышленной собственности Республики Молдова N 743 от 31 декабря 1996 года;
- Постановление Правительства Республики Молдова об улучшении деятельности контрольных служб на государственной границе N 1154 от 15 декабря 1997 года;
- Постановление Правительства Республики Молдова о выполнении обязательств, взятых Республикой Молдова перед ВТО, N 1035 от 16 октября 2000 года;
- Постановление Правительства Республики Молдова о мерах по регулированию импортно-экспортных операций N 876 от 30 июля 2004 года.
Двусторонние соглашения
Страна: Босния и Герцеговина.
Соглашение о свободной торговле между Правительством Республики Молдова и Советом Министров Боснии и Герцеговины. Подписано в Кишиневе 23 декабря 2002 года. Срок - неограничен. Документ о ратификации - Закон о ратификации N 194-XV от 8 мая 2003 года.
Страна: Российская Федерация.
1. Протокол о внесении изменений и дополнений в Протокол к Соглашению о свободной торговле между Правительством Республики Молдова и Правительством Российской Федерации от 9 февраля 1993 года, подписанному 15 февраля 1993 года. Подписан в Кишиневе 29 мая 2001 года. Срок - неограничен. Документ о ратификации - Закон о ратификации N 873-XV от 21 февраля 2002 года в действии с 12 апреля 2002 года.
2. Соглашение о свободной торговле между Правительством Республики Молдова и Правительством Российской Федерации. Подписано в Москве 9 февраля 1993 года. Срок - неограничен. Документ о ратификации - Постановление Правительства N 142 от 18 марта 1993 года. В действии с 30 марта 1993 года.
3. Протокол к Соглашению о свободной торговле между Правительством Республики Молдова и Правительством Российской Федерации. Подписан в Москве 15 февраля 1993 года. Срок - 5 лет с продлением на 5 лет. В действии с 30 марта 1993 года.
4. Протокол между Правительством Республики Молдова и Правительством Российской Федерации о поэтапной отмене изъятий из режима свободной торговли. Подписан в Кишиневе 27 июня 2003 года. Срок - неограничен. Документ о ратификации - Закон о ратификации N 372- XV от 26 сентября 2003 года. В действии с 7 ноября 2003 года.
Страна: Грузия.
Соглашение о свободной торговле между Правительством Республики Молдова и Правительством Грузии. Подписано в Тбилиси 28 февраля 1997 года. Срок - неограничен. Документ о ратификации - Закон о ратификации N 1513-XIII от 18 февраля 1998 года.
Страна: Республика Албания.
Соглашение о свободной торговле между Правительством Республики Молдова и Правительством Республики Албания. Подписано в Риме 23 ноября 2003 года. Срок - неограничен.
Страна: Азербайджанская Республика.
Соглашение о свободной торговле между Правительством Республики Молдова и Правительством Азербайджанской Республики. Подписано в Минске 26 мая 1995 года. Срок - неограничен. Документ о ратификации - Закон о ратификации N 576-XIII от 20 сентября 1995 года. В действии с 16 апреля 1996 года.
Страна: Республика Беларусь.
Соглашение о свободной торговле между Правительством Республики Молдова и Правительством Республики Беларусь. Подписано в Минске 16 июня 1993 года. Срок - неограничен. Документ о ратификации - Постановление Правительства N 682 от 4 января 1993 года. В действии с 7 декабря 1994 года.
Страна: Республика Казахстан.
Соглашение о свободной торговле между Правительством Республики Молдова и Правительством Республики Казахстан. Подписано в Минске 26 мая 1995 года. Срок - 5 лет с продлением на 5 лет. Документ о ратификации - Закон о ратификации N 714-XIII от 1 февраля 1996 года. В действии с 23 февраля 1996 года.
Страна: Кыргызская Республика.
Соглашение о свободной торговле между Правительством Республики Молдова и Правительством Кыргызской Республики. Подписано в Минске 26 мая 1995 года. Срок - неограничен. Документ о ратификации - Закон о ратификации N 863-XIII от 5 июня 1996 года. В действии с 21 ноября 1996 года.
Страна: Македония.
Соглашение о свободной торговле между Правительством Республики Молдова и Правительством Македонии. Подписано - в Скопле 28 января 2004 года. Срок - неограничен.
Страна: Румыния.
Соглашение о свободной торговле между Правительством Республики Молдова и Правительством Румынии, 3 приложения. Подписано в Бухаресте 15 февраля 1994 года. Срок - неограничен. Документ о ратификации - Закон о ратификации N 221-XIII от 22 сентября 1994 года. В действии с 17 февраля 1994 года.
Страна: Сербия и Черногория.
Соглашение о свободной торговле между Правительством Республики Молдова и Советом Министров Сербии и Черногории. Подписано в Риме 13 ноября 2003 года. Срок - неограничен.
Страна: Туркменистан.
Соглашение о свободной торговле между Правительством Республики Молдова и Правительством Туркменистана. Подписано в Ашхабаде 24 декабря 1993 года. Срок - неограничен. Документ о ратификации - Постановление Парламента N 538-XIII от 19 июля 1995 года. В действии с 1 марта 1996 года.
Страна: Украина.
Страна: Узбекистан.
Соглашение о свободной торговле между Правительством Республики Молдова и Правительством Узбекистана. Подписано в Кишиневе 30 марта 1995 года. Срок - неограничен. Документ о ратификации - Закон о ратификации N 539-XIII от 19 июля 1995 года. В действии с 29 августа 1995 года.
Соглашения в рамках СНГ
2. О порядке таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых между государствами-участниками
Соглашения о создании Зоны свободной торговли, подписано 8 октября 1999 года в Ялте, вступило в действие для Республики Молдова с 4 января 2002 года.
Многосторонние соглашения
5. Протокол Международной организации труда от 1955 года к Конвенции N 81 об инспекции труда в промышленности и торговле, принят в Женеве 2 июля 1947 года, вступил в действие для Республики Молдова с 28 июля 2001 года.
2. МЕРЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАКТИКИ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ
2.1. Регулирование импорта
Требования к регистрации, документации и таможенные процедуры
При таможенном оформлении товаров, являющихся предметом внешнеэкономических договоров, таможенные органы допускают к оформлению таможенные декларации при условии представления экономическими агентами следующих документов в оригинале (исходя из особенностей сделки и выбираемого таможенного режима):
а) договор, на основании которого были поставлены товары;
б) транспортные документы (официальные документы, которые сопровождают груз и содержат информацию об условиях и характере перевозки, а также основные характерные особенности перевозимых товаров):
в) коммерческие документы (официальные документы), которые содержат информацию о стоимости перевозимых товаров (их спецификация). В качестве коммерческих документов могут быть использованы коммерческие фактуры, их проформы, а также другие документы, используемые во внешнеэкономической деятельности;
г) лицензии;
д) разрешения;
е) сертификаты соответствия;
ж) сертификаты происхождения;
з) декларации о репатриации;
и) акты экспертизы;
к) учредительные документы экономического агента (сертификат регистрации, устав/решение о создании/учредительный договор, сертификат о присвоении статистического кода, сертификат о присвоении налогового кода, сертификат о регистрации в качестве плательщика НДС, документы/приказы, протоколы и т.д. о назначении на должность руководителя предприятия и главного бухгалтера);
л) сертификаты, которые подтверждают банковские счета;
м) документы, выданные экономическими агентами, которые подтверждают образцы печатей;
н) документы, выданные экономическими агентами, которые подтверждают образцы подписей лиц, которые имеют право осуществлять деятельность от имени предприятия без дополнительных полномочий;
о) запросы экономических агентов;
п) переводы документов, осуществленные уполномоченными юридическими лицами;
р) доверенность, выданная лицу, которое будет осуществлять декларирование товаров в таможенных органах от имени экономического агента;
с) документы, удостоверяющие личность (паспорт или удостоверение личности) того, кто будет осуществлять декларирование товаров в таможенных органах от имени экономического агента;
т) другие документы, необходимые в таможенных целях.
Таможенный тариф
Порядок формирования и применения таможенного тарифа в Республике Молдова, а также правила обложения товаров таможенными пошлинами при их перемещении через таможенную границу Республики Молдова определены Законом Республики Молдова N 1380-XIII от 20 ноября 1997 года "О таможенном тарифе". В соответствии с данным Законом таможенный тариф представляет собой каталог, включающий номенклатуру товаров, ввозимых на таможенную территорию или вывозимых с нее, а также размер таможенных пошлин, взимаемых с данных товаров.
Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от физических и юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу Республики Молдова, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Таможенные пошлины применяются в соответствии с приложением 1 к указанному Закону:
- средняя максимальная таможенная пошлина - 12,0%;
- средневзвешенная - 8,0%.
Размер таможенных пошлин, применяемых Республикой Молдова при импорте товаров, определяется адвалорной величиной, за исключением алкоголя, алкогольных напитков и табачной продукции, при импорте которых применяется специфическая таможенная пошлина. Все тарифные меры применяются в соответствии с Правилами ВТО.
Другие пошлины и сборы
При перемещении через таможенную границу товаров и в других случаях, установленных законодательством, в Республике Молдова уплачиваются следующие платежи:
а) таможенная пошлина;
б) налог на добавленную стоимость;
в) акцизы;
г) сбор за осуществление таможенных процедур;
д) сборы за выдачу лицензии и за возобновление ее действия;
е) плата за участие в таможенных аукционах;
ж) другие платежи, предусмотренные законодательством.
Нетарифные ограничения импорта
В настоящее время Республика Молдова не применяет никаких нетарифных барьеров, упомянутых в соглашениях ВТО, в торговле с государствами-участниками СНГ или с любой другой третьей страной. В части лицензирования товаров система лицензирования импорта распространяется на всю импортную продукцию, независимо от страны происхождения товара, включая импорт из государств Содружества и других стран, с которыми Республика Молдова заключила соглашения о свободной торговле. Процесс лицензирования регламентируется нормативными и законодательными актами (Закон Республики Молдова о лицензировании отдельных видов деятельности N 451-XV от 30 июля 2001 года).
Самыми распространенными барьерами в международной торговле являются количественные ограничения на импорт товаров. На данный момент в Республике Молдова не существует запретов на импорт. Так же как и вышеупомянутые меры таможенные правила применяются Республикой Молдова в соответствии с положениями
Соглашения ВТО о применении статьи VII ГАТТ 1994 года.
В начале 2004 года на основании Закона об антидемпинговых, компенсационных и защитных мерах N 820-XIV от 17 февраля 2000 года и Закона о таможенном тарифе N 1380-XIII от 20 ноября 1997 года Правительство Республики Молдова утвердило Закон Республики Молдова N 8-XV от 5 февраля 2004 года о применении временной защитной меры по к тростниковому сахару (Официальный Монитор Республики Молдова N 26-29 от 13 февраля 2004 года). Таким образом, на четырехлетний период была установлена специальная таможенная пошлина по товарной позиции 1701 "Сахар тростниковый или свекловичный и химически чистая сахароза, в твердом состоянии" в следующих размерах:
- 55%, но не менее 115 евро за тонну - с 16 февраля по 31 декабря 2004 года;
- 50%, но не менее 110 евро за тонну - с 1 января по 31 декабря 2005 года;
- 45%, но не менее 105 евро за тонну - с 1 января по 31 декабря 2006 года;
- 40%, но не менее 100 евро за тонну - с 1 января 2007 года по 15 февраля 2008 года.
Данная пошлина применяется дополнительно к действующей таможенной пошлине, независимо от страны происхождения товара; она рассчитывается и взимается на основании таможенной стоимости согласно действующему законодательству и включается в стоимость облагаемого налогом товара. Настоящий Закон вступил в силу с 16 февраля 2004 года.
Акцизы
Акцизы в Республике Молдова взимаются на основании раздела IV Налогового кодекса. На всей территории страны действуют единые ставки акцизов, как для отечественных, так и импортируемых товаров. Акцизами облагаются алкогольная продукция, кофе, табачная продукция, ювелирные изделия, автомобили легковые, бензины автомобильные и другие товары.
Налог на добавленную стоимость
В Республике Молдова применение НДС осуществляется в соответствии с разделом III Налогового кодекса по принципу страны назначения. Ставки НДС:
- стандартная - 20% облагаемой стоимости, как в случае импорта, так и в случае поставок товаров и услуг осуществляемых на территории республики;
- сниженная - 8% - на хлеб и хлебобулочные изделия, молоко молочные продукты;
- 5% - на природный и сжиженный газ;
- нулевая ставка на экспорт.
Также существует список товаров и услуг (в основном социального характера), освобожденных от уплаты НДС.
Правила определения страны происхождения товаров
Для товаров, вывозимых с территории Республики Молдова, действуют правила определения страны происхождения товаров, установленные Законом Республики Молдова "О таможенном тарифе".
Правила происхождения товаров и общая система преференций, применяемых в Республике Молдова, регламентируются Постановлением Правительства "О правилах происхождения товаров" N 1599 от 13 декабря 2002 года, согласно которому Торгово-промышленная палата уполномочена выдавать сертификаты преференциального и непреференциального происхождения на экспорт товаров.
Проверка сертификатов происхождения товаров, импортируемых в Республику Молдова, осуществляется Таможенным департаментом.
В торговле между Республикой Молдова и странами Европейского Союза и Пакта стабильности применяются правила Pan European System of Cumulative R.O. Молдова является первой из ряда третьих стран, которой были предоставлены возможности на снижение дополнительных тарифов в рамках Генеральной системы преференций Европейского Союза.
Согласно условиям этой системы GSP, молдавские товары, импортируемые страной-членом Европейского Союза, частично или полностью освобождаются от таможенной пошлины на импорт согласно категории, к которой они относятся.
Таможенная оценка
Таможенная стоимость товара является основой для исчисления таможенных пошлин и налогов. Виды таможенной пошлины:
1) адвалорная - исчисляемая в процентах к таможенной стоимости товара;
2) специфическая - исчисляемая по установленной ставке за единицу товара;
3) комбинированная - сочетающая оба вида таможенной пошлины, указанных в пунктах 1 и 2;
4) особая, которая, в свою очередь, подразделяется на:
а) специальную пошлину, применяемую для защиты товаров местного производства при ввозе на таможенную территорию товаров зарубежного производства в количестве и на условиях, наносящих или могущих нанести ощутимый материальный ущерб отечественным производителям товаров;
б) антидемпинговую пошлину, применяемую в случае ввоза на таможенную территорию товаров по ценам ниже их стоимости в экспортирующей эти товары стране на момент ввоза, если ущемляются интересы или возникает угроза нанесения материального ущерба отечественным производителям идентичных либо однородных товаров, или возникает препятствие для организации либо расширения производства идентичных либо однородных товаров в стране;
в) компенсационную пошлину, применяемую в случае ввоза на таможенную территорию товаров, при производстве или вывозе которых прямо либо косвенно использовались субсидии, если ущемляются интересы или возникает угроза нанесения материального ущерба отечественным производителям идентичных либо однородных товаров, или возникает препятствие для организации либо расширения производства идентичных либо однородных товаров в стране.
Таможенная стоимость товара определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным вышеупомянутым Законом Республики Молдова "О таможенном тарифе".
Постановлением Правительства Республики Молдова N 600 от 14 мая 2002 года утверждено Положение о порядке декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Молдова.
Предотгрузочная инспекция
Предотгрузочная инспекция и последующая проверка импортируемой продукции, как одна из нетарифных мер, регулирующих импорт и чаще всего применяемых в торговле, в настоящее время не применяется на территории Республики Молдова и на данном этапе более не является актуальной. В то же время данная мера регламентируется Законом Республики Молдова N 265-XV от 26 июня 2003 года о предотгрузочной инспекции (Официальный Монитор Республики Молдова N 141-145 от 11 июля 2003 года).
Специальные, антидемпинговые и компенсационные меры
На основании Закона об антидемпинговых, компенсационных и защитных мерах N 820-XIV от 17 февраля 2000 года (Официальный Монитор Республики Молдова N 5-7/13 от 18 января 2000 года) и Закона о Таможенном тарифе N 1380-XIII от 20 ноября 1997 года была установлена особая специальная пошлина на импорт сахара в размере 55% таможенной стоимости товара, но не менее 115 евро за тонну. Данная пошлина применяется при ввозе сахара, независимо от страны происхождения, в течение четырех лет.
Кроме вышеупомянутых законодательных актов, сферу антидемпинговых, компенсационных и защитных мер в Республике Молдова регламентируют следующие нормативные и законодательные акты:
- Постановление Правительства Республики Молдова об учреждении Органа по расследованию ситуаций в сфере антидемпинговых, компенсационных и защитных мер N 1324 от 9 октября 2002 года (Официальный Монитор Республики Молдова N 142-143/1457 от 17 октября 2002 года);
- Постановление Правительства Республики Молдова об утверждении Положения об Органе расследования ситуаций в сфере антидемпинговых, компенсационных и защитных мер N 1678 от 24 декабря 2002 года (Официальный Монитор Республики Молдова N 185-189/1833 от 31 декабря 2002 года).
Поскольку Республика Молдова является членом ВТО, все вышеперечисленные законодательные акты были разработаны в соответствии с нормами и требованиями данной организации.
С момента вступления в силу Закона Республики Молдова об антидемпинговых, компенсационных и защитных мерах и сопутствующих ему постановлений в данной сфере произошло лишь одно значимое событие - введение защитных мер на импорт сахара белого в 2003 году.
В настоящий момент ведется расследование по введению защитных мер на импорт парфюмерно-косметической продукции. Уведомление о начале данного расследования было опубликовано в Официальном Мониторе Республики Молдова от 13 августа 2004 года.
Стандарты и технические требования
В Республике Молдова государственная политика в области стандартизации реализуется через национальную систему стандартизации, которая способствует экономическим преобразованиям, обеспечивая баланс интересов Молдовы как независимого государства и полноправного участника межгосударственных, европейских и мировых интеграционных процессов. Предпосылками организации работ по стандартизации в Республике Молдова послужили следующие реально существующие условия:
- реформа национальной экономики на основе рыночных отношений;
- признание целесообразности интеграции экономики страны с европейской и мировой экономикой;
- необходимость проведения согласованной с независимыми государствами политики в области стандартизации.
Методология и принципы национальной системы стандартизации максимально приближены и гармонизированы с принципами международной и региональной (европейской и межгосударственной) системами стандартизации. К основным положениям национальной системы стандартизации относятся:
1) разработка и усиление правовой основы (законодательной базы) в области стандартизации;
2) использование международного опыта по стандартизации;
3) организация работ по стандартизации на основе функционирования технических комитетов по стандартизации;
4) постепенный переход на добровольную стандартизацию;
5) формирование и ведение Национального фонда нормативных документов;
6) развитие системы информационного обеспечения работ по стандартизации на базе новых информационных технологий, интегрирующих процесс сбора, обработки, хранения и представления информации.
Основными элементами правовой основы в области стандартизации являются следующие законы Республики Молдова:
- Закон "О стандартизации";
- Закон "О защите прав потребителей";
- Закон "О технических барьерах в торговле";
- Закон "Об оценке соответствия продукции".
Порядок работ по стандартизации в Республике Молдова устанавливается комплексом основополагающих стандартов национальной системы стандартизации, а также другими нормативными актами, принимаемыми Национальным органом по стандартизации. Работы по стандартизации осуществляют:
1) национальный орган по стандартизации;
2) технические комитеты по стандартизации, в состав которых входят представители заинтересованных организаций;
3) подразделения (службы) по стандартизации министерств и департаментов.
Руководство и координацию деятельности по стандартизации, а также взаимодействие с органами власти, общественными объединениями и техническими комитетами по стандартизации осуществляет национальный орган, права и обязанности которого определяются Законом "О стандартизации" и Положением, утвержденным Правительством Республики Молдова. В настоящее время национальным органом по стандартизации является Департамент стандартизации и метрологии ("Молдова-Стандарт") - государственный орган центральной власти, действующий при Правительстве.
Для создания и функционирования Национальной системы стандартизации при непосредственном участии Департамента "Молдова-Стандарт" был разработан комплекс основополагающих стандартов - серия SM 1 из 22 стандартов. Учитывая мировую практику разработки национальных стандартов техническими комитетами, организованы и зарегистрированы 25 технических комитетов по стандартизации в различных областях экономики. Ведутся работы по ведению и развитию Национального фонда нормативных документов.
Национальная система стандартизации в Республике Молдова введена в действие с 1993 года. На переходный период на территории страны продолжают действовать стандарты ГОСТ, утвержденные бывшим Госстандартом СССР (ситуация на 31 декабря 1991 года), а также отраслевые стандарты ОСТ, утвержденные бывшими союзными структурами, которые действительны до истечения срока действия и замены их на вновь разработанные межгосударственные стандарты или на национальные нормативные документы.
С 1992 по 2004 год в Республике Молдова были приняты в качестве национальных около 2230 межгосударственных стандартов ГОСТ, разработанных в рамках МГС (EASC) за которые проголосовала Республика Молдова.
Фонд национальных стандартов Молдовы составляет:
- 190 стандартов Молдовы SM;
- 300 стандартов Румынии, принятых в качестве национальных (из них 104 - идентичных ИСО, 1 - идентичный CEI и 51 - идентичный EN);
- 125 национальных стандартов ГОСТ Российской Федерации (из них 42 - идентичных ИСО/МЭК);
- 5 национальных стандартов СТБ Республики Беларусь;
- 6 национальных стандартов ДСТУ Украины;
- 2227 межгосударственных стандартов ГОСТ, принятых в рамках EASC (из них 528 - идентичных ИСО/МЭК и 27 - идентичных EN);
- около 18780 межгосударственных стандартов ГОСТ, утвержденных бывшим Госстандартом СССР, которые пересматриваются по мере необходимости их применения в национальной экономике.
На основе проведенного анализа национальных нормативных документов, разработанных и зарегистрированных в Республике Молдова, установлено, что наиболее частое применение в национальной экономике имеют около 8000 межгосударственных стандартов ГОСТ.
Национальный фонд нормативных документов по стандартизации Республики Молдова включает, кроме того, более 10000 стандартов Румынии, более 7000 международных стандартов ИСО, более 2500 тысяч стандартов государств-участников СНГ и более 1000 стандартов других стран.
Принимая во внимание вступление Республики Молдова в ВТО и стремление к европейской интеграции, первоочередными проблемами в стране являются гармонизация национального законодательства с европейскими директивами и принятие европейских и международных стандартов, что представляет жизненный интерес как для импорта, так и для экспорта Республикой Молдова продукции и услуг. Поэтому работа в последние годы была направлена на разработку изменений национального законодательства, гармонизированного с директивами Европейского Союза и международной практикой.
Учитывая основные условия членства ВТО и требования Соглашения ТБТ (981_008 ), Парламентом Республики Молдова в 2000 году были приняты Закон "О внесении изменений в Закон о стандартизации", которым предусматривается переход на добровольное применение стандартов, и Закон "О технических барьерах в торговле", которым установлены правила разработки технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия, не создающих препятствий свободному движению товаров на отечественном и мировом рынках.
Для реализации этих Законов Правительство Республики Молдова 4 июня 2002 года приняло Постановление N 702 "О переходе на добровольную стандартизацию". Общий проект был разработан из тех соображений, что главной целью двух указанных выше Законов является переход к добровольному применению стандартов посредством разработки технических регламентов, определяющих обязательные требования к продукции, процессам, услугам. Данным Постановлением утвержден перечень органов власти, наделенных правом устанавливать в пределах своей компетенции обязательные требования к продукции, процессам, услугам и разрабатывать технические регламенты. Создана Межведомственная комиссия по надзору за переходом от обязательных стандартов к техническим регламентам и добровольным стандартам. Департамент "Молдова-Стандарт" утвержден как орган, координирующий деятельность по разработке технических регламентов на национальном уровне, посредством оказания методологической помощи. Исходя из этого, начиная с прошлого года в Департаменте постоянно проводится информационный поиск нормативных документов международного и европейского уровня для различных видов продукции, представляющих интерес для экспорта Молдовы. Все эти методические материалы рассылаются заинтересованным органам власти, разрабатывающим технические регламенты.
Одним из важнейших элементов формирующегося технического законодательства является и принятый в июле 2003 года Закон "Об оценке соответствия продукции".
Принимая во внимание то, что термин оценка соответствия включает целую гамму видов деятельности: отбор проб, проведение испытаний, контроль, проверку, оценку и подтверждение соответствия, регистрацию, аккредитацию и утверждение, было признано целесообразным разработать единый закон по оценке соответствия с описанием Системы аккредитации и Национальной системы подтверждения соответствия.
Принимая во внимание необходимость проведения оценки соответствия по техническим регламентам, в законе отдельной статьей прописаны требования к структуре технического регламента, один из разделов которого посвящен процедурам оценки соответствия. Кроме того, предусмотрено поэтапное внедрение модульного подхода (в переходный период модули будут применяться наравне со схемами сертификации).
Гармонизация законодательства, в том числе технического, является для Республики Молдова комплексным процессом, цель которого - устранение технических барьеров в торговле и свободный обмен товаров, что будет осуществляться через внедрение европейских директив нового подхода, устанавливающих основные требования безопасности, которым должны удовлетворять товары. Техническая гармонизация включает разработку стандартов в развитие европейских директив и охватывающих область применения соответствующей директивы.
Принимая во внимание, что Молдова находится на перекрестке торговых путей Запада и Востока, а также двух- и многосторонние соглашения в области стандартизации, которые заключает национальный орган по стандартизации, в стране практикуется внедрение европейских стандартов посредством применения в качестве национальных стандартов Румынии (SREN), межгосударственных стандартов ГОСТ, норм EN (разработанных в рамках Соглашения между EASC и CEN), а также стандартов промышленно развитых стран, гармонизированных с европейскими стандартами.
Санитарные и фитосанитарные меры
Молдова является членом Международной организации эпизоологии, Европейской организации по защите растений и Codex Alimentarius. Определенные продукты, такие как сырье, машины и снаряжение, использование которых может быть источником опасности для здоровья людей; товары для детей; материалы и снаряжение, используемые в системах для питьевой воды; косметические товары и парфюмерная продукция; мыло и моющие средства, текстильные материалы должны сопровождаться сертификатом о гигиене, выданным Государственной санитарно-эпидемиологической службой.
В части ветеринарной инспекции и карантинных требований, применяемых к поголовью скота, продуктам животноводства, рыбы, ветеринарным наркотическим лекарствам и кормам для скота, закон Республики Молдова о ветеринарной деятельности обязывает лиц, владеющих поголовьем скота:
- соблюдать ветеринарные, санитарные и зоогигиенические правила для сохранения, размножения и использования животных;
- принять необходимые меры для предупреждения инфекционных болезней и уничтожения инфекционных источников и предупреждения их распространения;
- обеспечить систематическое медицинское обследование персонала и запрещение ангажирования больных лиц;
- незамедлительное сообщение ветеринарным властям о существовании или подозрении существования какой-либо болезни, которая требует принятия карантинных мер, изоляцию больных животных или приданию смерти и предотвращение использования и продажи мяса;
- оповестить в течение суток местных ветеринарных властей о приобретении животных из других регионов страны и обеспечить отдельное содержание этих животных от существующего поголовья скота;
- продавать животных, продукты животноводства и мясо только по разрешению местной ветеринарной службы;
- поддерживать условия содержания домашних животных (хлевов и конюшен, пастбищ, водяных резервуаров) в чистом состоянии, в соответствии с ветеринарными требованиями.
Импорт животных для выращивания в Республику Молдова разрешен только в случае, если:
- в экспортируемой стране в течение последних трех лет не было случаев инфекционных болезней;
- в стране-экспортере не более чем за 30 дней до импорта была осуществлена инспекционная проверка одним из признанных агентств;
- поголовье скота, подлежащее импорту в Молдове, не перенесло никаких болезней;
- радиоактивность животных не превысила 360 вк/кг.
В то же время надо отметить, что импорт домашних животных для убоя в Республику Молдова разрешается только в случае если: 1) не наблюдались никакие инфекционные болезни за последние 30 дней перед импортом в экспортируемой стране; 2) животные были в хорошем состоянии; 3) проведена вакцинация против болезни "даллак"; 4) радиоактивность животных не превышала 360 вк/кг.
Санитарные, фитосанитарные и ветеринарные требования, предъявляемые к продукции, представлены в табл. 1.
Санитарные меры по выдаче сертификата гигиены, осуществляются экспертами Государственной санитарно-эпидемиологической службы. Фитосанитарные требования входят в сферу деятельности Государственной генеральной инспекции по фитосанитарному карантину, а ветеринарные требования - Государственной ветеринарной инспекции.
2.2. Регулирование экспорта
Основным правовым документом в сфере внешнеторговой деятельности является Закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности N 1031-XIV от 8 июня 2000 года. Согласно положениям данного Закона, экспорт из Республики Молдова и импорт в Республику Молдова осуществляются без количественных ограничений. Количественные ограничения на экспорт и импорт могут устанавливаться Правительством лишь в исключительных случаях и в соответствии с настоящим Законом и международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова. Количественные ограничения на экспорт и импорт вводятся не ранее чем через 30 дней после опубликования соответствующего постановления Правительства, если в нем не предусмотрен иной срок. При установлении количественных ограничений на экспорт и импорт распределение квот и выдача лицензий осуществляются уполномоченным органом управления в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с национальным законодательством и международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова, Правительство, исходя из национальных интересов, может устанавливать запреты и ограничения на экспорт и/или импорт товаров (продукции), работ, услуг, а также результатов интеллектуальной деятельности (объектов интеллектуальной собственности), касающихся, в частности:
а) соблюдения общественного порядка и норм морали;
б) охраны жизни и здоровья людей, животного и растительного мира и окружающей среды в целом;
в) сохранения культурного наследия народов Республики Молдова;
г) обеспечения безопасности государства;
д) поддержания платежного баланса Республики Молдова;
е) поддержки (защиты) отечественного производителя;
ж) выполнения международных обязательств Республики Молдова.
Таможенный кодекс Республики Молдова N 1149-XIV от 20 июля 2000 года и Постановление Правительства Республики Молдова об утверждении положений о применении таможенных режимов N 207 от 26 февраля 2003 года определяют экспорт как таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории без обязательства о возвращении их на эту территорию (в том числе товары, вывозимые резидентом Республики Молдова в целях их вклада в уставный капитал предприятия, учреждаемого им за пределами таможенной территории Республики Молдова, а также товары, вывозимые по контрактам лизинга).
Экспорт товаров осуществляется при условии уплаты таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики и выполнения других требований, предусмотренных Таможенным кодексом и другими нормативными актами.
При выпуске товаров в таможенном режиме экспорта они должны быть вывезены за пределы таможенной территории в том же состоянии, в котором были на день принятия таможенной декларации, кроме изменений состояния вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.
Таможенный режим экспорта является режимом, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Республики Молдова без обязательства их возвращения на эту территорию.
Не могут быть помещены под таможенный режим экспорта товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории Республики Молдова, или товары, имеющие какие-либо ограничения на вывоз.
Товары могут быть помещены под таможенный режим экспорта только с разрешения таможенного органа. Товары могут быть помещены под режим экспорта, если:
- оплачены таможенные платежи на экспорт;
- соблюдены меры экономической политики;
- выполняются другие требования, предусмотренные Таможенным кодексом и другими нормативными актами. Экспортеры товаров (финансово ответственные) обязаны исполнить обязательства по репатриации валюты в страну (кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством). Для каждой экспортной сделки, осуществляемой на базе контракта купли-продажи, экономический агент обязан заполнить декларацию о репатриации денежных средств по установленной форме.
Для помещения товаров под таможенный режим экспорта экономический агент должен представить в таможенный орган следующие документы:
- таможенную декларацию, заполненную в соответствии с Правилами по заполнению, обращению и использованию бланков грузовой таможенной декларации;
- свидетельство о регистрации предприятия, выданное Государственной регистрационной палатой;
- свидетельство о регистрации, выданное уполномоченными статистическими органами, с указанием кода регистрации;
- свидетельство о присвоении фискального кода, выданное экономическому агенту территориальной государственной налоговой инспекцией;
- контракт;
- декларацию о репатриации, в случае необходимости;
- лицензию, если товар подлежит лицензированию;
- фактуру, товаротранспортную накладную;
- транспортный документ (СМК или др.) с указанием вида транспорта (автомобильный, воздушный, железнодорожный и др.);
- декларацию таможенной стоимости, в случае необходимости;
- сертификат происхождения, сертификат соответствия товара и другие сертификаты, в случае необходимости;
- доверенность (контракт), выданную лицу, которое производит оформление товаров от лица экономического агента;
- другие документы, необходимые для оформления, в соответствии с действующим законодательством.
Декларант обязан подать экспортную декларацию в таможенный орган, в зоне деятельности которого расположен экспортер, или, с разрешения вышеуказанного таможенного органа, в другой таможенный орган по месту упаковки или погрузки товара, предназначенного для экспорта.
При таможенном оформлении товаров в режиме экспорта взимаются сборы за таможенные процедуры согласно действующему законодательству.
Грузовые отсеки транспортных средств с находящимися в них товарами, предназначенными для экспорта, таможенное оформление которых производится во внутренних таможенных органах, пломбируются сразу после физического контроля товара. На экспортных декларациях проставляются штампы "Под таможенным контролем", "Экспорт - импорт - транзит" и личная печать должностного лица, с указанием номера налагаемой пломбы, а в случаях, когда товар не пломбируется по обоснованным причинам, делается отметка "За обеспечением отправителя".
Таможенный режим экспорта считается завершенным с момента проставления пограничным таможенным органом штампа "Выпуск разрешен" на экспортной таможенной декларации и сопроводительных документах и вывоза товаров за таможенную территорию.
Закон Республики Молдова о лицензировании отдельных видов деятельности N 451-XV от 30 июля 2001 года предусматривает выдачу лицензий на следующие виды внешнеторговой деятельности:
- импорт этилового спирта, импорт и (или) оптовая реализация импортируемых алкогольных напитков и пива;
- импорт табачных изделий, импорт и (или) промышленная переработка табака, производство табачных изделий и (или) оптовая реализация ферментированного табака и табачных изделий;
- импорт и (или) реализация химических и биологических препаратов для защиты растений и стимуляторов роста растений;
- сбор, хранение, переработка, а также реализация и экспорт лома и отходов черных и цветных металлов, отработанных аккумуляторных батарей, в том числе в переработанном виде;
- импорт и (или) производство парфюмерно-косметических изделий;
- импорт и (или) экспорт, торговля оружием и боеприпасами;
- импорт и (или) производство, реализация, хранение токсических химических веществ и материалов, а также изделий и иной продукции бытовой химии;
- импорт и (или) оптовая или розничная торговля бензином, дизельным топливом и сжиженным газом.
Лицензии выдаются Лицензионной палатой.
Система лицензирования, применяемая в Республике Молдова, делится на две группы:
- лицензирование видов деятельности (57 видов);
- лицензирование импорта/экспорта (лицензии имеют автоматический характер).
Экспортно-импортные лицензии и разрешения требуются для ограниченного перечня товаров с целью обеспечения государственной безопасности, защиты здоровья человека, животных и растений.
Особый режим установлен на экспорт племенных ресурсов. Таким образом, в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова об импорте и экспорте племенных ресурсов N 1203 от 8 октября 2003 года (Официальный Монитор Республики Молдова N 215-217 от 17 октября 2003 года) экспорт племенных ресурсов осуществляется на основании следующих документов:
а) лицензии на производство и реализацию племенных ресурсов, выданной в соответствии с действующим законодательством;
б) племенного сертификата на каждое животное (на птицу, инкубационное яйцо, пчел, рыбу, икру, эмбрионы и семенной материал - на каждую партию), подписанного экспортером и утвержденного Государственной инспекцией по животноводству, других документов, затребованных страной-импортером;
в) контракта, заключенного с экономическим агентом-импортером на экспорт племенных ресурсов, с указанием видов, пород, классов, количества и живой массы;
г) разрешения Министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности на экспорт племенных ресурсов, выданного бесплатно в течение 7 дней со дня подачи заявки;
д) сертификата происхождения товаров, выданного в соответствии с Постановлением Правительства N 1599 от 13 декабря 2002 года.
Экспорт племенных ресурсов осуществляется в специальных транспортных средствах и таре, оснащенных всем необходимым для их жизнеобеспечения, в соответствии с международными требованиями.
Племенные ресурсы включают животных, семенной материал, эмбрионы, яйцеклетки, яйцо птицы, икру рыб и грены, предназначенные для разведения. Под понятием "животное" подразумевается любой живой организм, относящийся к одному из следующих видов: крупный рогатый скот, свиньи, лошади, овцы, козы, пушные звери, птица, кролики, рыба, пчелы и тутовый шелкопряд.
Экспорт, реэкспорт, импорт и транзит стратегических товаров регулируются Законом о контроле экспорта, реэкспорта, импорта и транзита стратегических товаров N 1163-XIV от 26 июля 2000 года (Официальный Монитор Республики Молдова N 137-138 от 27 октября 2000 года).
Закон определяет основные положения этого вида деятельности в целях обеспечения национальной безопасности Республики Молдова, внешнеполитических интересов государства и его участия в международных усилиях контроля за экспортом.
Предметом контроля экспорта, реэкспорта, импорта и транзита являются следующие категории стратегических товаров:
а) обычное оружие, а также изделия, сырье, материалы, специальное снаряжение, технологии и услуги, связанные с его производством и использованием;
б) ядерные материалы, технологии, оборудование, установки, специальные неядерные материалы, продукция, снаряжение и технологии, а также связанные с ними услуги, которые могут иметь двойное назначение, источники радиации и изотопная продукция;
в) технологии и оборудование двойного назначения и связанные с ними услуги, а также химические вещества, которые могут быть использованы для производства и применения химического оружия;
г) оборудование, материалы и технологии, используемые для проектирования, производства и применения вооружения, а также связанные с ними услуги;
д) вооружение, боеприпасы, военная техника и специальные комплектующие изделия, технологии и услуги для их производства и применения;
е) возбудители различных заболеваний, их генетически измененные формы, части генетических материалов, а также оборудование, технологии и связанные с ними услуги, которые могут применяться для производства и использования бактериологического (биологического) и токсического оружия;
ж) взрывчатые вещества и материалы, а также оборудование, технологии и связанные с ними услуги;
з) научно-техническая информация, услуги и результаты интеллектуальной деятельности, связанной с военным производством;
и) другие изделия, технологии и услуги, требующие специального контроля в соответствии с решениями Правительства.
Импорт, транзит и реэкспорт с территории Республики Молдова любых радиоактивных товаров (кроме имеющих медицинское, ветеринарное и научное назначение, причем в небольших количествах), а также возбудителей заболеваний человека, животных и растений и их генетически измененных форм запрещены. Исключение составляет транспортировка ядерных материалов между Российской Федерацией и Республикой Болгария через территорию Республики Молдова и территорию Украины.
Товары, являющиеся предметом контроля, экспортируются и импортируются на основании разрешений, выданных Межведомственной комиссии по контролю экспорта, реэкспорта, импорта и транзита стратегических товаров.
Постановлением Республики Молдова N 446 от 17 апреля 2003 года и в соответствии со статьей 18/1 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности N 1031-XIV от 8 июня 2000 года (Официальный Монитор Республики Молдова, 2000 года, N 119-120, ст. 838) Правительство Республики Молдова утвердило Положение о Фонде поддержки экспорта.
Фонд поддержки экспорта (в дальнейшем - Фонд) создан в целях поддержки программ продвижения экспорта из Республики Молдова. Средства Фонда используются для государственной финансовой поддержки программ, утвержденных Правительством, в том числе программ по продвижению имиджа страны за рубежом. Доходы Фонда утверждаются ежегодно в приложении к Закону о государственном бюджете (на соответствующий год).
Средства Фонда могут быть использованы для финансирования:
а) проектов продвижения имиджа Республики Молдова за рубежом;
б) печатания статей, в целях презентации Республики Молдова, в популярных зарубежных изданиях и телевизионных передачах;
в) проектов презентации экономики в целом или отдельных экономических секторов и периодического информирования рейтинговых агентств, инвестиционных банков, экономической среды в целом;
г) издания документальных материалов на разные темы - общая презентация страны, экономики, культуры в разных формах - типографических изданиях, компакт-дисках, видеокассетах и т.д.;
д) крупномасштабных проектов, представляемых в центры экономического интереса; цикла акций на тему "Дни Молдовы"; участия в международных выставках и т.д.
3. Сектора экономики
Сельское хозяйство
Республика Молдова относится к странам с аграрно-индустриальной экономикой, с динамично развивающейся в последнее время сферой услуг. В 2003 году удельный вес сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте (ВВП) составил 19,3%, в 1995 году он был равен 29,3%. Вместе с тем сельское хозяйство остается основной отраслью экономики, превышая удельный вес перерабатывающей промышленности на 3,6 процентных пункта (п. п.), торговли - на 8,2 п. п. и транспорта - на 13,6 п. п. В настоящее время в сельском хозяйстве занято около 50% всего населения республики, и на ближайшую перспективу производственный сектор национальной экономики будет иметь преимущественно агропродовольственный характер. В структуре экспорта продукция сельского хозяйства и пищевой промышленности составляет 65 - 70%.
Выбор и обоснование стратегических направлений аграрной политики регламентируются законодательными актами Парламента и нормативными актами Правительства, которые устанавливают основные принципы государственной политики агропродовольственной области, особое внимание при этом уделяется реализации Программы деятельности Правительства Республики Молдова на 2001 - 2005 годы "Возрождение экономики - возрождение страны", в рамках которой были разработаны соответствующие мероприятия и определены сроки их выполнения. Реализация мероприятий принесла ряд положительных результатов в развитии агропродовольственного сектора республики.
Динамика объемов производства продукции сельского хозяйства в 2000 - 2003 годах приведена в табл. 2.
Среднегодовой объем сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств в 2001 - 2003 годах по сравнению с 2000 годом возрос на 3,7%, в том числе в сфере продукции растениеводства - на 4,0% и животноводства - на 3,1%. За аналогичный период производство зерновых и зернобобовых увеличилось на 6,0%, составив 2,1 млн. т по сравнению с 2000 годом - 1,9 млн. т. Рост производства был обеспечен за счет повышения урожайности на 5,0%.
В 2003 году по сравнению с предыдущим годом примерно на 27,0% возросло производство кукурузы для зерна, на 25,0% - подсолнечника, на 59,0% - фруктов.
В животноводческом секторе среднегодовой объем производства яиц в 2001 - 2003 годах по сравнению с 2000 годом увеличился на 10,0%, молока - на 3,0%, продукция выращивания мяса животных и птиц - на 1,3%.
В целях создания финансовой базы для дальнейшего развития агропромышленного комплекса Республики Молдова большое внимание уделяется расширению внутреннего и внешнего рынков сбыта продуктов, разработана стратегия расширения экспорта на 2002 - 2005 годы. За последние годы возрос объем экспорта агропродовольственной продукции: по сравнению с 2000 годом в 2001 году - на 22,0% и достиг 368 млн. долл., в 2002 году по сравнению с предыдущим - на 18,0% и достиг 434,4 млн. долл., в 2003 году объем экспорта достиг 528 млн. долл. и увеличился на 22,0%.
Разработана Программа развития агропродовольственного комплекса страны на 2004 - 2010 годы, которая учитывает потенциальные возможности агрохозяйств и перерабатывающих предприятий республики. Целью Программы является преодоление кризиса в агропромышленном секторе, более рациональное использование земельных ресурсов, основных фондов и оборотных средств, соблюдение научно обоснованных севооборотов, повышение потенциальной продуктивности культур, улучшение положения дел в виноградарстве, плодоводстве и овощеводстве, восстановление животноводства за счет увеличения поголовья скота и его продуктивности, создание устойчивой кормовой базы, увеличение объемов производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, повышение экономической эффективности производства.
К 2010 году предполагается, что объем сельскохозяйственной продукции в сопоставимых ценах 2000 года составит около 13 млрд. лей и превысит уровень 2003 года на 66,2%, в том числе и среднегодовой уровень 2001 - 2003 годов на 51,6%.
За счет увеличения объемов производства и переработки сельскохозяйственной продукции намечается восстановление экспортного потенциала Республики Молдова. В 2004 - 2010 годах предполагается достигнуть годового объема экспорта в сумме примерно 700 - 750 млн. долл. Таким образом, удельный вес конечной сельскохозяйственной продукции, как предполагается, превысит 80% общего объема экспорта.
Пищевая промышленность Республики Молдова включает 10 отраслей, из которых: 3 - по переработке сельскохозяйственного сырья: сахарной свеклы, подсолнечника и сои, фруктов и овощей; 2 - по переработке продукции животноводства: молока и мяса, хлебопекарной, кондитерской, дрожжевой, пищеконцентратной и парфюмерно-косметической отраслей.
Доля пищевой отрасли в объеме перерабатывающей промышленности республики составляет около 30%.
Предприятия пищевой промышленности выпускают широкий ассортимент продукции для удовлетворения спроса населения в продуктах питания и обеспечивают ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Для производства продукции используется как местное, так и импортируемое сырье.
Развитию агропромышленного комплекса республики способствует реализация вышеупомянутой Программы, которая предусматривает дальнейшее развитие реального сектора экономики, реорганизацию и реформирование предприятий, ликвидацию их убыточности и т.д. Продолжается процесс реструктуризации и финансового улучшения состояния предприятий с участием Совета кредиторов посредством подписанных с ними соглашений или меморандумов.
Анализ результатов деятельности предприятий пищевой промышленности за последние годы свидетельствует о росте объемов производства продукции в большинстве отраслей. Так, в 2003 году по сравнению с 2002 годом вырос объем продукции в сопоставимых ценах в следующих отраслях: масложировая на 39,5%; хлебопекарная на 15,6%; мясная на 22,5%; молочная на 7,9%; кондитерская на 3,1%; консервная в 1,5 раза.
Увеличилось производство продукции в натуральном выражении: масла растительного на 21,0 тыс. т, или в 1,4 раза; хлеба и хлебобулочных изделий на 13,2 тыс. т, или на 14,7%; кондитерских изделий на 2,9 тыс. т, или на 11,3%; мяса на 4,1 тыс. т, или в 1,4 раза; мясных консервов на 1,2 тыс. т, или в 1,8 раза; молочной продукции на 10,4 тыс. т, или на 24,2%; консервов плодоовощных на 39,3 тыс. т, или в 1,7 раза.
В 2003 году в действующих ценах было выпущено товарной продукции на сумму 3572,6 млн. лей, что составило 120,3% по сравнению с предыдущим годом, и в 2,1 раза больше чем в 2000 году.
В 2004 году также обеспечен рост объемов производства по отраслям пищевой промышленности, за исключением сахарной. Несмотря на рост выпуска сахара из свеклы на 8,4% (прогнозная оценка), производство тростникового сахара не предусмотрено, что снижает объем сахара в целом как в натуральном, так и сопоставимом выражениях. В 2004 году намечено произвести 90 тыс. т из сахарной свеклы при потребностях внутреннего рынка 70 - 80 тыс. т.
Услуги
Коммерческие банки Республики Молдова в соответствии со статьей 26 Закона о финансовых учреждениях могут осуществлять в пределах полученной лицензии следующую деятельность:
а) прием процентных и беспроцентных депозитов (на предъявителя, срочных и др.);
б) предоставление кредитов (потребительских и ипотечных, факторинг с правом регресса или без него, финансирование коммерческих сделок, выдача гарантий и поручительств и т.п.);
в) заем средств, купля-продажа за счет банка или за счет клиентов (за исключением андеррайтинга):
- инструментов финансового рынка (чеков, векселей, депозитных сертификатов и т.п.);
- финансовых фьючерсов и опционов по негоциируемым ценным бумагам и процентным ставкам;
- инструментов, связанных с процентной ставкой;
- негоциируемых ценных бумаг;
г) расчетно-кассовое обслуживание;
д) выпуск и управление платежными инструментами (кредитными и платежными карточками, дорожными чеками, банковскими векселями и т.д.);
ж) купля-продажа денежных средств (в том числе иностранной валюты);
з) финансовый лизинг;
и) оказание услуг в отношении кредитования;
к) оказание услуг в качестве финансового агента или консультанта, за исключением указанных в пунктах "а" и "б";
л) операции в иностранной валюте, в том числе фьючерсные договоры о ее продаже;
м) оказание трастовых услуг (инвестирование и управление трастовыми фондами, ранение ценных бумаг и других ценностей и управление ими и др.);
н) оказание услуг по управлению портфелем инвестиций и предоставление консультаций по инвестициям;
о) андеррайтинг и размещение негоциируемых ценных бумаг и акций и операции с акциями;
п) иные виды финансовой деятельности, разрешенные Национальным банком.
4. МЕРЫ ТОВАРНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И МЕЖБАНКОВСКИХ КРЕДИТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. ПРАКТИКА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
Финансовые показатели банковского сектора
В течение 2003 года поддерживалась позитивная тенденция в развитии банковского сектора. Был зарегистрирован рост капитала первого уровня на 31,8 млн. долл. (25,9%) и по состоянию на 31 декабря 2003 года он составил 154,4 млн. долл. Это способствовало росту стабильности банковской системы. Достаточность капитала с учетом риска составила 31,8%.
Всего активы по системе по состоянию на 31 декабря 2003 года составили 778,4 млн. долл., увеличившись с начала 2003 года на 205,4 млн. долл. (35,8%). Рост активов по системе произошел за счет обязательств, которые увеличились на 173,0 млн. долл. (39,2%) по сравнению с началом года, а также за счет акционерного капитала, который вырос в 2003 году на 32,4 млн. долл. (24,6%).
Общий кредитный портфель в течение 2003 года вырос на 154,6 млн. долл. и по состоянию на 31 декабря 2003 года составил 463,2 млн. долл. В кредитном портфеле поддерживалась тенденция улучшения его качества за счет уменьшения доли неблагоприятных кредитов (субстандартных, сомнительных и безнадежных) с 7,7 до 6,2% общего объема кредитов.
Кредиты распределены в основные секторы экономики. Наибольшая доля общего кредитного портфеля по состоянию на 31 декабря 2003 года принадлежит кредитам, выданным промышленности и торговле - 45,6%, сельскому хозяйству и пищевой промышленности - 28,8%, на недвижимость, строительство и развитие - 6,6%.
Обязательства коммерческих банков по состоянию на 31 декабря 2003 года составили 614,3 млн. долл., что на 173,0 млн. долл. (39,2%) больше по сравнению с началом 2003 года. Наибольшая доля от общего объема обязательств по состоянию на 31 декабря 2003 года принадлежит депозитам - 84,6%, доля которых увеличилась на 0,7% по сравнению с 2002 годом.
Конвертируемость и курс национальных валют
С 30 июня 1995 года Республика Молдова взяла на себя обязательства по выполнению статьи VIII
Соглашения МВФ, в соответствии с которой не допускаются ограничения при осуществлении платежей и переводов по международным текущим операциям, дискриминационная политика или практика множественности валютных курсов и т.д.
Валютная политика Национального банка Молдовы на 2004 год предусматривает дальнейшее поддержание режима плавающего курса национальной валюты и определение официального валютного курса на базе доминирующих курсов на валютном рынке. В данном контексте Национальный банк Молдовы оставляет за собой право осуществлять интервенции на валютном рынке в случае необходимости смягчения чрезмерных колебаний валютного курса. В качестве инструментов валютной политики используются прямые покупки иностранной валюты, операции swap и сделки forward.
Информация о среднемесячных курсах обмена молдавского лея по отношению к доллару США, евро и российскому рублю (рассчитанных на основании официальных курсов, установленных Национальным банком Молдовы с января 2002 года по май 2004 года), представлена в табл. 3.
Информация о процентных ставках финансового рынка Республики Молдова представлена в табл. 4, 5.
Порядок открытия корреспондентских счетов и практика межбанковских взаиморасчетов
1. Открытие корреспондентских счетов "NOSTRO".
Порядок открытия резидентами в иностранных банках счетов любого типа в молдавских леях и иностранной валюте и проведение операций по этим счетам осуществляются в соответствии с Инструкцией об открытии счетов за рубежом N 279 от 13 ноября 2003 года.
Данная инструкция позволяет банкам, имеющим лицензию Национального банка Молдовы категории "В" или "С" на осуществление финансовой деятельности, открывать счета в иностранной валюте на свое имя в иностранных банках без разрешения Национального банка Молдовы.
Открытие счетов за рубежом на имя расположенных за границей представительств упомянутых банков осуществляется на основании разрешения Национального банка Молдовы.
2. Открытие корреспондентских счетов "LORO".
Счета "LORO" открываются в соответствии с Регламентом об открытии и закрытии счетов в банках Республики Молдова N 415 от 30 декабря 1999 года:
а) в молдавских леях:
- уполномоченным банкам Республики Молдова - в Национальном банке Молдовы и в коммерческом банке, осуществляющем расчеты по профессиональной деятельности в соответствии с нормативными актами;
- банкам других государств;
б) в иностранной валюте (в банках, лицензированных Национальным банком Молдовы для осуществления операций в иностранной валюте):
- уполномоченным банкам Республики Молдова;
- банкам других государств.
3. Безналичные межбанковские платежи в республике осуществляются в соответствии с Регламентом о межбанковских платежах в Республике Молдова N 20 от 30 января 2003 года. Применение Регламента обязательно для всех участников межбанковских платежей: Национального банка Молдовы, коммерческих банков и отделений (филиалов) иностранных банков, получивших лицензию Национального банка Молдовы на осуществление финансовой деятельности на территории Республики Молдова, банков в процессе ликвидации или неплатежеспособности, других участников согласно положениям действующего законодательства.
Для участия в системе межбанковских электронных платежей банк-участник обязан заключить с Национальным банком Молдовы договор об оказании услуг в рамках системы межбанковских электронных платежей.
Для осуществления межбанковских платежей каждому банку-участнику системы межбанковских платежей открывается счет "LORO" в Национальном банке Молдовы согласно принципу "один счет - один банк" в соответствии с требованиями Регламента об открытии и закрытии счетов в банках Республики Молдова и других действующих законодательных и нормативных актов.
Для обеспечения ликвидности банковской системы Национальный банк Молдовы применяет различные инструменты денежной политики, в том числе ломбардный кредит и кредит "overnight" под залог государственных ценных бумаг, а также проведение операций РЕПО с государственными ценными бумагами. С внедрением в 2005 году платежной системы в режиме реального времени в целях обеспечения бесперебойности расчетов намечается использование механизма внутридневного кредитования коммерческих банков под залог государственных ценных бумаг.
5. КРАТКАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ И ТАБЛИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Основные отчетные и прогнозируемые экономические показатели, перспективы развития экономики
Анализ экономической ситуации за последние годы показывает, что в сравнении с периодом до апреля 2001 года достигнуты существенные темпы на пути социально-экономической стабильности, международного сотрудничества и европейской интеграции.
В апреле 2001 года Правительство поставило задачу консолидации управления для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, поддержки макроэкономической стабильности, создания условий для развития деловой среды, стимулирования и продвижения экспорта, обеспечения населению достойного образа жизни.
Новая экономическая политика направлена на улучшение социально-экономической ситуации, обеспечение социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения, развитие системы социальных гарантий и повышение уровня жизни населения. В конце 2001 года была утверждена Стратегия социально-экономического развития Республики Молдова на среднесрочный период (до 2005 года), а затем - Стратегия продвижения экспорта на 2002 - 2005 годы, Инвестиционная стратегия Республики Молдова, другие стратегии, концепции и программы развития. Разработана Стратегия экономического роста и снижения уровня бедности, а на ее основе - отраслевые стратегии, предусматривающие конкретные планы действий, реализация которых послужит фундаментом устойчивого развития страны на среднесрочный период.
................Перейти до повного тексту