1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Постанова


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
СОВЕТА МИНИСТРОВ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
( Постановление утратило силу на основании Постановления Совета Министров АРК N 532 ( rb0532001-03 ) от 13.10.2003 )
О Программе занятости населения
Автономной Республики Крым
на 2003 год
( Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым, 2003 г., N 3, ст. 273 )
В соответствии с Законом Украины "О занятости населения" ( 803-12 ), Законом Украины "Об утверждении Государственной программы занятости населения на 2001-2004 годы" ( 3076-14 ) в рамках реализации Программы социально-экономического развития Автономной Республики Крым на период до 2003 года, утвержденной Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 19 июля 2000 года N 1279-2/2000 ( rb1279002-00 ) и в целях обеспечения социально-экономических, организационных условий и гарантий содействия занятости населения, снижения уровня безработицы, обеспечения социальной защиты безработных
Совет министров
Автономной Республики Крым п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Программу занятости населения Автономной Республики Крым на 2003 год (прилагается).
2. Министерствам, республиканским комитетам, ведомствам, исполнительным комитетам городских советов, районным государственным администрациям обеспечить выполнение Программы занятости населения Автономной Республики Крым на 2003 год и определить ответственного исполнителя. Информацию о проведенной работе, о состоянии реализации мероприятий представлять для обобщения Министерству труда и социальной защиты Автономной Республики Крым по итогам первого полугодия до 25 июля 2003 года, по итогам года - до 25 января 2004 года.
3. Министерству труда и социальной защиты Автономной Республики Крым обеспечить организационное, методическое руководство и контроль за реализацией Программы занятости населения Автономной Республики Крым и региональных программ занятости населения на 2003 год, информировать Совет министров Автономной Республики Крым о выполнении Программы занятости населения Автономной Республики Крым по итогам первого полугодия до 20 августа 2003 года, по итогам года - до 20 февраля 2004 года.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на курирующего заместителя Председателя Совета министров Автономной Республики Крым.
5. Считать утратившим силу Постановление Совета министров Автономной Республики Крым от 29 марта 2002 года N 117 ( rb0117001-02 ) "О Программе занятости населения Автономной Республики Крым на 2002 год".
Председатель Совета министров
Автономной Республики Крым С.КУНИЦЫН
Министр Совета министров
Автономной Республики Крым О.УДОВИНА
г. Симферополь,
25 марта 2003 г.
N 137
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Совета министров
Автономной Республики Крым
от 25.03.2003 г. N 137
АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА КРЫМ
ПРОГРАММА
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
на 2003 год
г. СИМФЕРОПОЛЬ
Программа занятости населения
Автономной Республики Крым на 2003 год
Цель Программы
Цель Программы занятости населения Автономной Республики Крым на 2003 год (далее - Программа) состоит в создании необходимых правовых, экономических и организационных условий для осуществления конкретных мер, направленных на:
максимальное сохранение действующих и создание новых рабочих мест;
развитие малого предпринимательства и самозанятости;
повышение качества рабочей силы и формирование профессионально-квалификационного состава рабочей силы в соответствии с потребностями рынка труда;
создание дополнительных гарантий по трудоустройству для граждан, которые нуждаются в социальной защите и не способны на равных конкурировать на рынке труда;
снижение уровня безработицы;
защиту безработных и их семей от негативных последствий безработицы;
повышение занятости населения.
I. Основные итоги выполнения заданий и мероприятий,
предусмотренных Программой занятости населения
Автономной Республики Крым в 2002 году
1. На протяжении 2002 года политика занятости населения осуществлялась через реализацию Программы занятости населения Автономной Республики Крым на 2002 год ( rb0117001-02 ), которой были предусмотрены меры по расширению сферы приложения труда, стимулированию экономической активности населения, повышению качества рабочей силы, обеспечению социальной защиты незанятого населения.
1.1. Создание условий для расширения сферы приложения труда.
В 2002 году экономическая политика в Автономной Республике Крым осуществлялась в соответствии с Основными направлениями экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2002 год ( rb0070001-02 ). В отраслях экономики за счет всех источников финансирования создано 4538 рабочих мест.
В курортно-рекреационном комплексе проводилась работа по обеспечению комплексного развития отрасли, освоению новых рекреационных территорий и объектов туризма, численность работающих в отрасли увеличилась на 800 человек.
В промышленности усилия были направлены на стабилизацию работы промышленного комплекса и сохранение действующих рабочих мест. В отрасли создано более 700 новых рабочих мест.
Потребительский рынок Автономной Республики Крым характеризуется стабилизационными тенденциями. Число предприятий розничной торговли по сравнению с прошлым годом увеличилось на 11,1%. В курортный сезон было дополнительно создано 6,7 тысячи единиц мелкорозничной торговой сети.
В агропромышленном комплексе приоритетным направлением в обеспечении занятости сельских жителей стало развитие фермерства и личного подсобного хозяйства, для чего осуществлен комплекс мер, направленных на формирование инфраструктуры аграрного рынка. Число фермерских хозяйств увеличилось на 128 единиц. Однако, как и предусматривалось Программой занятости населения на 2002 год ( rb0117001-02 ), продолжалось сокращение наемных работников, занятых на сельскохозяйственных предприятиях. За 2002 год их численность сократилась на 15,6 тысячи человек.
За 2002 год в строительной отрасли создано 516 новых рабочих мест. Решались вопросы, направленные на обеспечение функционирования специального режима инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития, за год сохранено 2851 рабочее место и введено дополнительно 481 рабочее место.
Приоритетным направлением для обеспечения расширения приложения труда оставалось развитие сферы малого предпринимательства, где было создано 28,2 тысячи рабочих мест, из них исполнительными комитетами местных советов зарегистрировано 14,7 тысячи субъектов предпринимательской деятельности - физических лиц, которыми создано 13,4 тысячи рабочих мест.
1.2. Регулирование социально-трудовых отношений, формирование мотивации к продуктивной занятости.
В 2002 году обеспечен дальнейший рост среднемесячной заработной платы работников и опережающий рост номинальной заработной платы по сравнению с ростом розничных цен на потребительские товары и услуги. За 2002 год темп роста средней заработной платы одного штатного работника составил 119,1%, рост розничных цен на потребительские товары - 100,5%, на услуги - 109,7%.
По состоянию на 01.01.2003 года задолженность по выплате заработной платы во всех сферах экономической деятельности по сравнению с началом 2002 года снизилась на 3,8% и составила 79,6 млн грн. Задолженность по выплатам из средств бюджетов всех уровней снизилась на 95,9% и составила 344,7 тыс. грн, в том числе из средств бюджета Автономной Республики Крым ( rb0039002-02 ) и местных бюджетов погашена полностью.
Увеличилась доля работников, охваченных коллективными договорами. На предприятиях, учреждениях, организациях, входящих в состав имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым и находящегося в коммунальной собственности, коллективные договора заключены соответственно на 95,2% и 91,3%, что выше показателей 2001 года на 3 и 7 процентных пункта.
1.3. Обеспечение временной занятости незанятого населения и безработных.
К участию в общественных работах за 2002 год привлечено 9,7 тысячи человек незанятого населения, что на 19,6% больше, чем предусматривалось Программой ( rb0117001-02 ).
По организации сезонных работ задание Программы ( rb0117001-02 ) выполнено на 112,5%, на них трудоустроено 3,3 тысячи крымчан.
На базе 13 центров социальных служб для молодежи Автономной Республики Крым созданы городские и районные трудовые объединения молодежи, через которые трудоустроены 338 человек.
1.4. Обеспечение дополнительных гарантий занятости для лиц, неконкурентоспособных на рынке труда.
Исполнительными комитетами городских советов и районными государственными администрациями на предприятиях Автономной Республики Крым забронировано 5261 рабочее место, куда за 2002 год трудоустроено 2522 человека. Уровень использования забронированных рабочих мест снизился с 59,1% за 2001 год до 47,9% в 2002 году. Неполное использование квоты вызвано низкой оплатой труда и задержками выплаты заработной платы на забронированных рабочих местах.
1.5. Обеспечение занятости депортированных граждан.
В 2002 году продолжалась работа по обустройству поселков и массивов компактного проживания депортированных граждан. Введены в эксплуатацию школы в поселке Исмаил-Бей на территории исполнительного комитета Евпаторийского городского совета и в г. Судаке с крымскотатарским языком обучения, где создано 79 рабочих мест.
Продолжалась работа по выделению земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.
Оказывалось содействие развитию культурно-этнографического туризма и национальных ремесел. В данной сфере уже занято около 30 ранее депортированных граждан разных национальностей.
Проводилась работа по повышению конкурентоспособности незанятого населения из числа депортированных граждан путем организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации. На обучение по различным профессиям были направлены 1159 человек, в том числе на обучение по профессиям, ориентированным на занятие индивидуальной трудовой деятельностью - 462 человека.
1.6. Формирование системы подготовки кадров, ориентированной на потребности рынка труда.
Подготовка квалифицированных рабочих проводится в 30 профессионально-технических учебных заведениях более чем по 80 профессиям, основные из них - профессии по обслуживанию автомобилей, тракторов и другой техники; специальности общественного питания; строительного профиля, электросварщики, специальности бытового обслуживания.
Подготовку специалистов различных уровней квалификации осуществляют 38 высших учебных заведений (далее - вузов), из которых 63% государственной формы собственности. Подготовка осуществляется более чем по 90 специальностям, однако основная доля приходится на специальности экономика, коммерция, предпринимательство, правоведение, медицина.
Для безработных проводилась профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации при посредничестве службы занятости. В 2002 году обучение проходили 7,8 тысячи человек, что на 17,0% больше, чем предусматривалось Программой ( rb0117001-02 ).
Проводился комплекс мер по профориентации и переориентации незанятого населения и безработных, за 2002 год профориентационные услуги оказаны 84,1 тыс. человек, годовое задание Программы ( rb0117001-02 ) выполнено на 116,9%.
2. Внедрение мер по улучшению ситуации в сфере занятости способствовало стабилизации рынка труда на территории Автономной Республики Крым:
На полном рынке труда:
численность населения, занятого во всех сферах экономической деятельности, увеличилась на 1,4% с 772,9 тыс. чел. в 2000 году до 774,3 тыс. чел. в 2001 году. В 2002 году ожидается рост числа занятого населения до 779,0 тыс. чел. (Таблица 1);
уровень занятости населения в возрасте 15-70 лет за 9 месяцев 2002 года увеличился в сравнении с соответствующим периодом 2001 года с 57% до 60,3%;
уровень безработицы снизился с 6,7% до 5,6% (по Украине с 11% до 9,8% соответственно).
За 2002 год численность лиц, которые находились в отпусках по инициативе администрации, сократилась на 28,9% против аналогичного показателя 2001 года и составила 15 тыс. человек.
Объемы высвобождения работников в связи с изменениями в организации производства и труда за 2002 год снизились на 20% и составили 7,2 тыс. человек.
На регистрируемом службой занятости рынке труда за год потребность предприятий в рабочей силе, заявленная в службу занятости, по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 20,9% и составила 3,1 тыс. человек.
3. Однако, ситуация на рынке труда Автономной Республики Крым, остается сложной.
Продолжается сокращение работников в сельскохозяйственном производстве, промышленности, строительстве и других отраслях. Число работников, принятых предприятиями, учреждениями, организациями, по кругу учитываемых органами статистики, в 2002 году составило 143111 человек, уволенных работников - 163428 человек.
Автономная Республика Крым по причине сезонности работы курортного комплекса имеет один из самых высоких показателей роста численности безработных, зарегистрированных службой занятости, который в 2002 году составил 151,5% (по Украине - 102,5%).
Сформировались регионы повышенного уровня безработицы со значительной диспропорцией между предложением и спросом на рабочую силу. Среди них: поселки компактного проживания ранее депортированных граждан, населенные пункты бывшего размещения военных частей и объектов контроля космического пространства, монофункциональные города.
Остается дисбаланс между предложением рабочей силы и спросом на нее по всем группам профессий. Например, предложение рабочей силы превысило спрос предприятий, организаций, учреждений по специальностям: бухгалтер - в 4 раза, экономист - в 12 раз, медицинская сестра - в 21 раз, швея - в 48 раз.
II. Основные тенденции развития рынка труда
Автономной Республики Крым на 2003 год
1. ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЮТСЯ:
1. Профессионально-образовательная подготовка кадров, повышение качества рабочей силы.
2. Сохранение и создание рабочих мест, содействие предпринимательству и самостоятельной занятости населения.
3. Содействие занятости граждан, которые нуждаются в социальной защите и неспособны на равных конкурировать на рынке труда.
4. Решение проблем занятости населения в малых монофункциональных городах и других местных проблем занятости.
5. Содействие занятости ранее депортированных граждан разных национальностей.
6. Предоставление социальных услуг гражданам, обратившимся в службу занятости.
7. Регулирование социально-трудовых отношений.
1.1. Профессионально-образовательная подготовка кадров, повышение качества рабочей силы.
Предусматривается внедрение целенаправленной политики содействия росту профессиональной квалификации населения за счет большего охвата его системой профессионального обучения и расширения профиля подготавливаемых профессий в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда. Проводится комплекс работ по упорядочению сети учебных заведений и расширению перечня специальностей.
Для повышения конкурентоспособности незанятого населения и безработных на рынке труда активизируется работа по следующим направлениям:
увеличение объемов подготовки кадров по профессиям и специальностям, ориентированным на потребности рынка труда, а также позволяющим заняться предпринимательской деятельностью, в частности в сельском хозяйстве;
расширение практики проведения семинаров с безработными по ориентации на самозанятость и предпринимательство, в том числе фермерство;
усовершенствование обучения за счет активного внедрения прогрессивных технологий и методик обучения;
увеличение количества профессий и специальностей, объемов профессионального обучения на базе имеющихся в регионах учебных заведений с целью приближения обучения к месту проживания;
оказание профориентационных услуг путем проведения "Дней информации", социологических обследований, семинаров-тренингов и др.
1.2. Сохранение и создание рабочих мест, содействие предпринимательству и самостоятельной занятости населения.
Развитие экономики в Автономной Республике Крым в прогнозируемом периоде будет осуществляться с учетом приоритетности направлений, определенных Программой социально-экономического развития Автономной Республики Крым на период до 2003 года ( rb0070001-02 ):
Курортно-туристическая отрасль. Основные задачи на прогнозируемый период:
увеличение продолжительности курортного сезона, для чего предусматривается реконструкция и повышение уровня комфортности учреждений в соответствии с уровнем международных стандартов;
освоение новых рекреационных территорий и объектов туризма в горной, предгорной и степной частях полуострова;
формирование сети объектов автотуризма;
развитие сельского и этнического туризма с широким использованием народных промыслов, имеющегося частного жилого фонда и созданием мини-гостиниц.
Предусматривается увеличить численность работающих в этой отрасли на 1 тысячу человек.
Промышленность. В 2003 году предусматривается прирост объемов производства в сопоставимых ценах в целом по промышленности на 3%. Реорганизация, приватизация, а также проведение комплекса мер, направленных на наращивание производственных объемов, восстановление и создание новых рабочих мест позволит создать около 1,2 тысячи новых рабочих мест. Однако, по прогнозным оценкам, численность работников отрасли останется на уровне 2002 года.
Агропромышленный комплекс. Предусматривается рост объемов производства валовой продукции сельского хозяйства на 2,8%, ожидается улучшение положения в животноводстве. Усилия будут направлены на создание оптимальных условий для финансово-кредитного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей, дальнейшего становления инфраструктуры аграрного рынка, использования потенциала потребительской кооперации, ускорения формирования обслуживающих кооперативов, развития кредитных союзов, что будет способствовать росту фермерских и личных подсобных хозяйств.
В то же время, в связи с продолжающимся реформированием аграрного сектора экономики, прогнозируется дальнейшее снижение численности работающих в агропромышленном комплексе на 4 тысячи человек.
Транспорт. Предусматривается увеличение объемов грузовых перевозок на 1,1%. Объем пассажирских перевозок возрастет на 0,3%.
Инвестиционная деятельность. Объем инвестиций в основной капитал предусматривается в размере 1550 млн гривень по всем источникам финансирования, что составит 103,3% к уровню предыдущего года. Средства будут преимущественно использованы в производственном строительстве для внедрения новых технологий.
Предусматривается активизация работы по привлечению иностранных инвестиций на территориях приоритетного развития. За счет реализации инвестиционных проектов предусматривается ввести дополнительно 539 новых рабочих мест.
Содействие развитию малого предпринимательства и самостоятельной занятости населения. В этом направлении предусматривается:
содействие созданию новых кредитных союзов, внедрение механизмов микрокредитования;
развитие сети учреждений для сферы предпринимательства (бизнес-центров, бизнес-инкубаторов, консалтинг-центров и др.) в регионах Автономной Республики Крым, в том числе в рамках проекта "TACIS";
оказание финансово-кредитной помощи за счет кредитов банков, фонда поддержки предпринимательства, привлечения иностранных инвестиций, участия в международных проектах;
одноразовая выплата помощи по безработице для организации предпринимательской деятельности;
пересмотр нормативно-правовых актов с целью устранения правовых, экономических и административных барьеров в реализации права на предпринимательскую деятельность.
Реализация этих мер позволит в 2003 году обеспечить увеличение количества действующих малых предприятий на 3,0%, численность работающих в этом секторе экономики на 3,1%, или 2,4 тысячи человек.
1.3. Содействие занятости граждан, которые нуждаются в социальной защите и не способны на равных конкурировать на рынке труда.
Наиболее незащищенной категорией на рынке труда является молодежь. По данным обследований статистики каждый четвертый молодой человек в возрасте от 15 до 24 лет из числа активного населения является безработным. В 2003 году ожидается увеличение численности выпускников общеобразовательных школ, что еще более обострит проблему трудоустройства этой категории.
С целью трудовой адаптации молодежи к условиям рыночной экономики предусматривается:
бронирование на предприятиях всех форм собственности 1,7 тысячи рабочих мест;
активизация деятельности центров социальных служб для молодежи по решению вопросов трудоустройства молодежи;
проведение семинаров с безработной молодежью по организации предпринимательства, самопоиску работы.
С целью поддержки занятости инвалидов предусматривается активизация работы по трудоустройству этой категории. Численность работающих инвалидов на предприятиях и в организациях Автономной Республики Крым увеличится с 13,2 тыс. чел. до 14,5 тыс. чел., в том числе за счет создания новых рабочих мест для инвалидов. Будет оказано содействие в обучении 50 инвалидам во Всеукраинском центре профессиональной реабилитации инвалидов и дальнейшему их трудоустройству на предприятиях Автономной Республики Крым.
1.4. Решение проблем занятости населения в малых монофункциональных городах и других местных проблем занятости.
К малым монофункциональным городам в Автономной Республике Крым относятся города Армянск, Красноперекопск, Саки, Щелкино Ленинского района. Города Армянск и Красноперекопск находятся на территории приоритетного развития (далее - ТПР) "Сиваш", город Щелкино на ТПР "Восточный Крым", где осуществляется работа по 13 инвестиционным проектам, реализация которых позволит в 2003 году ввести дополнительно 151 рабочее место.
1.5. Содействие занятости ранее депортированных граждан разных национальностей.
Предусматривается реализация направлений, обеспечивающих повышение занятости населения этой категории, в первую очередь в поселках их компактного проживания. Планируется создание дополнительных рабочих мест в строительном комплексе за счет ввода объектов газификации, энергообеспечения и водоснабжения, размещения объектов социальной инфраструктуры, развития национальных промыслов и этнографического туризма.
Предусматриваются меры, направленные на трудоустройство безработных из числа ранее депортированных граждан, по:
созданию дополнительных рабочих мест за счет предоставления дотаций работодателям;
увеличению количества одноразовых выплат помощи по безработице для занятия предпринимательской деятельностью;
организации обучения по профессиям, определенным на основании изучения профессиональных намерений и возможной среды трудовой деятельности безработных, в частности для реализации традиционных видов деятельности депортированных граждан: виноградарства, садоводства, овощеводства, животноводства.
1.6. Предоставление социальных услуг безработным (таблицы 2, 3).
Одним из основных приоритетов работы службы занятости остается содействие трудоустройству состоящих на учете граждан, а также их обучение методам и технике самостоятельного поиска работы в соответствии с Единой технологией обслуживания незанятого населения. Новая технология позволит уделять больше внимания индивидуальной работе с клиентами, побуждая каждого из них к активным действиям по поиску работы, формировать более заинтересованные отношения между работодателем и службой занятости, что позволит увеличить уровень трудоустройства. В 2003 году предусматривается трудоустроить 33,1 тысячи человек.
Будет продолжена работа по ведению банка данных о видах и местах проведения сезонных работ, как в хозяйствах районов, так и санаторно-курортных учреждениях. Предусматривается проведение общественных работ, привлечение к сотрудничеству новых партнеров.
1.7. Регулирование социально-трудовых отношений.
В 2003 году прогнозируется рост средней заработной платы штатных работников, занятых в отраслях экономики, к уровню 2002 года на 8,0%, что составит 377,0 грн. Это, в свою очередь, обусловит увеличение реальных денежных доходов населения на 9,2%. Предусматривается недопущение роста задолженности по выплате заработной платы работникам отраслей экономики.
С целью роста заработной платы будут приниматься меры по повышению минимальных гарантий в оплате труда, предусмотренных Региональным соглашением Автономной Республики Крым между Советом министров Автономной Республики Крым, Крымским региональным отделением Украинского союза промышленников и предпринимателей, Республиканской организацией работодателей "Организация работодателей Крыма", Крымским республиканским советом сельскохозяйственных товаропроизводителей и агропромышленных формирований в Автономной Республике Крым, Федерацией независимых профсоюзов Крыма и профсоюзом "Единство" (далее - Региональным соглашением Автономной Республики Крым).
В 2003 году будет продолжена работа, способствующая расширению охвата работников коллективными договорами (до 81%), заключению региональных, отраслевых соглашений и включению в них положений по решению вопросов в сфере обеспечения занятости на производственном, региональном, отраслевом уровнях.
2. ТЕНДЕНЦИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Для рынка труда Автономной Республики Крым в 2003 году будут характерны следующие тенденции:
увеличение численности населения в возрасте 15-70 лет, занятого во всех сферах экономической деятельности, с 779 тыс. человек в 2002 г. до 782 тыс. человек в 2003 г. (Таблица 1);
постепенное снижение уровня безработицы экономически активного населения;
сокращение числа лиц, находящихся в отпусках по инициативе администрации и работающих в режиме неполного рабочего дня;
активизация процессов создания новых рабочих мест за счет развития предпринимательства и самозанятости.
3. ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
На государственный уровень выносятся предложения по решению проблем в сфере занятости для рассмотрения и внесения дополнений и изменений в нормативно-правовую базу, включению в план действий на 2003 год по выполнению Государственной программы занятости населения на 2001-2004 годы ( 3076-14 ).
3.1. Одной из основных проблем формирования Программы занятости населения являются вопросы финансирования. Закон Украины "Об утверждении Государственной программы занятости населения на 2001-2004 годы" ( 3076-14 ) предусматривает осуществление финансирования программы за счет средств Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов и Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы (далее - Фонд). Однако, законодательно не определена процедура включения средств, предусматриваемых мероприятиями региональных программ в бюджеты всех уровней.
До органов исполнительной власти, разрабатывающих программы занятости, не доводятся решения, принимаемые правлением Фонда по обеспечению социальной защиты безработных, информация о состоянии формирования и использования средств Фонда.
Исходя из вышеизложенного целесообразно:
разработать механизм рассмотрения и включения предложений регионов по финансированию мероприятий программы в бюджеты всех уровней, предусмотрев опережающую разработку мероприятий Программы занятости;
разработать механизм участия на региональном уровне в формировании объемов и направлений бюджета Фонда представителей органов исполнительной власти, работодателей, профсоюзов с целью учета специфики и потребностей каждого региона, а также интересов социальных партнеров;
решить вопрос систематического информирования правлением Фонда региональных органов исполнительной власти, объединений работодателей и профсоюзов о принимаемых решениях и состоянии использования средств Фонда;
включить в перечень общественных работ, проводимых для безработных, оплата труда которых может осуществляться за счет средств Фонда, работы по благоустройству территорий;
разработать механизм финансирования общественных работ из средств местных бюджетов на предприятиях, в учреждениях и организациях.
3.2. В настоящее время на первый план выходит проблема информационного обеспечения состояния региональных рынков труда. Проблематичной стала реализация Законов Украины "О местном самоуправлении в Украине" ( 280/97-ВР ) и "О местных государственных администрациях" ( 586-14 ) в части составления балансов трудовых ресурсов, так как ряд показателей по регионам не разрабатывается. Постоянно сужается круг предприятий, по которым ведется статистический учет численности занятого населения (по Автономной Республике Крым таким учетом охвачено около 60% занятого населения).
Органы статистики, переходя на осуществление обследования состояния занятости экономически активного населения в соответствии с методологией Международной организации труда (далее - МОТ), предусматривают статистические разработки только на уровне Автономной Республики Крым, по городам и районам такие разработки не осуществляются.
Не обеспечивается оперативность получения информации от органов статистики:
по результатам выборочного обследования экономически активного населения;
по численности работников, занятых в сфере предпринимательства.
Требует совершенствования учет создания новых рабочих мест в отраслях экономики (форма 2-ПН), который возложен на службу занятости на основании отчетов предприятий по форме 3-ПН. Однако законодательно не урегулирован вопрос ответственности предприятий за непредставление данного отчета. Кроме того, формой отчета 2-ПН не предусмотрен учет регистрации трудовых договоров субъектами предпринимательской деятельности - физическими лицами с наемными работниками, предоставление дотаций работодателям на создание дополнительных рабочих мест и другие услуги службы занятости, способствующие созданию рабочих мест.
Не предусмотрен статистический учет создания рабочих мест субъектами предпринимательской деятельности.
Для улучшения состояния информационного обеспечения рынка труда целесообразно:
разработать единую методику составления отчетного баланса трудовых ресурсов города (района), либо другого, заменяющего его документа, предусмотрев информационное обеспечение его разработки органами статистики;
обеспечить разработку единой методики учета органами статистики создания новых рабочих мест за счет всех источников финансирования;
усовершенствовать механизм действия пункта 4 статьи 20 Закона Украины "О занятости населения" ( 803-12 ) в части ответственности предприятий, учреждений, организаций за непредставление статистических данных о наличии свободных и создании новых рабочих мест по форме 3-ПН;
усовершенствовать статистическую отчетность по организации учета численности работников, занятых в сфере предпринимательства (юридические и физические лица);
включить в форму статистического отчета 2-ПН следующие показатели: число лиц, трудоустроенных на дополнительные рабочие места, которые создаются за счет дотаций работодателям; число лиц, получивших одноразовые выплаты пособий по безработице для организации предпринимательской деятельности; число действующих трудовых договоров, заключенных субъектами предпринимательской деятельности - физическими лицами с наемными работниками.
3.3. Основной отраслевой зоной риска, касающейся занятости населения, в 2003 году по-прежнему будет являться агропромышленный комплекс. В связи с его реформированием предусматривается дальнейшее высвобождение работников из сельскохозяйственных предприятий. Решение вопросов занятости сельского населения осложняется территориальной разбросанностью сел, отсутствием регулярного транспортного сообщения, сезонными колебаниями спроса на рабочую силу. Перспективным направлением является развитие фермерства и самозанятости сельских жителей. Для развития этого направления целесообразно:
внести изменения в Закон Украины "О занятости населения" ( 803-12 ) о признании занятыми лиц, использующих земельные паи для ведения личного подсобного хозяйства, исходя из критериев их доходности;
разработать и принять нормативно-правовые акты по урегулированию и регламентации деятельности в сфере сельского "зеленого туризма", что будет способствовать развитию альтернативного вида занятости сельских жителей;
в целях упрощения процедуры согласования открытия собственного дела пересмотреть перечень ведомственных разрешающих документов для открытия деятельности субъектами предпринимательства и обоснованность существующих тарифов на их получение;
содействовать созданию учебно-консультационных
сельскохозяйственных центров в помощь фермерам и гражданам,
получившим земельные паи.
3.4. В Автономной Республике Крым остро стоит проблема занятости молодежи. Проведенный анализ трудоустройства выпускников высших учебных заведений показал, что по специальностям, на которые был открыт самый многочисленный прием студентов, наиболее сложно решается вопрос их трудоустройства. Это: менеджмент, экономика, финансы. Для решения вопросов трудоустройства молодежи и в целях обеспечения гарантии государства по предоставлению ей права первого рабочего места на государственном уровне целесообразно:
разработать механизм экономического стимулирования
предприятий, принимающих на практику и стажировку студентов
учебных заведений и создающих рабочие места для молодых
специалистов;
содействовать развитию сети научно-деловых центров, бизнес-центров и бизнес-инкубаторов. Рассмотреть возможность создания центров для поддержки организации предпринимательства и самозанятости за счет государственных источников финансирования;
скоординировать работу молодежных организаций,
специализированных молодежных служб и других структур по решению
вопросов трудоустройства молодежи. Содействовать молодежи,
проживающей в сельской местности, в создании фермерских хозяйств и
других форм хозяйствования, определив механизм их поддержки, в
частности за счет льготного кредитования;
содействовать расширению международных связей за счет заключения межгосударственных и межведомственных соглашений с другими государствами по вопросам трудовой миграции и делового сотрудничества (обучение, стажировка, обмен специалистами).
3.5. В числе сложных проблем для Автономной Республики Крым остается проблема занятости ранее депортированных граждан, проживающих в поселках и массивах компактного расселения депортированных граждан (около 300 ед.), где практически отсутствует сфера приложения труда. Для решения этой проблемы целесообразно:
выйти с предложением по решению вопроса выделения средств из Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы на проведение социологического обследования в поселках и массивах компактного проживания депортированных граждан, по определению состояния их занятости, профессионального состава и намерений по трудоустройству для дальнейшего уточнения потребности в рабочих местах и необходимости в профессиональной подготовке;
предусмотреть льготное долгосрочное кредитование субъектов предпринимательской деятельности, создающих рабочие места в поселках компактного проживания ранее депортированных граждан;
рассмотреть возможность организации учета лиц
крымскотатарской национальности, обратившихся в службу занятости,
предусмотрев приложение к персональной карточке учета.
3.6. На территории Автономной Республики Крым в связи с расформированием воинских частей, закрытием строительства Крымской атомной электростанции имеется ряд проблемных населенных пунктов в части занятости населения. Это поселки Новоозерное и Мирный Евпаторийского городского совета, Новофедоровка Сакского района, город Щелкино Ленинского района, пос. Школьный Симферопольского района и др. Оздоровление социально-экономического положения в этих регионах возможно при решении вопроса использования бывших военных объектов, имеющейся материально-технической базы и обеспечения финансирования.
4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Механизм реализации Программы предусматривает эффективное совместное сотрудничество органов исполнительной власти, работодателей, профсоюзов, направленное на проведение комплексной политики занятости населения.
В целях координации деятельности исполнителей Программы создана Межведомственная республиканская рабочая группа по разработке Программы занятости населения Автономной Республики Крым на 2003 год (далее - Межведомственная республиканская рабочая группа).
5. ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ:
1. Министерство труда и социальной защиты населения Автономной Республики Крым:
проводит организационную и методическую работу по разработке и реализации региональных программ занятости населения, организационную и координационную работу по разработке и реализации республиканской программы;
обеспечивает деятельность Межведомственной республиканской рабочей группы;
осуществляет планирование и организацию действий, направленных на реализацию Программы, координирует деятельность участников Программы и оказывает методическую помощь министерствам, республиканским комитетам, исполнительным комитетам местных советов, районным государственным администрациям;
проводит мониторинг состояния рынка труда, скрытой безработицы;
обеспечивает организацию разработки и методическое руководство составления балансов трудовых ресурсов исполнительными комитетами городских советов и районными государственными администрациями.
2. Министерство экономики Автономной Республики Крым:
проводит экономическую политику, направленную на расширение сферы приложения труда;
проводит организационную работу по привлечению инвестиций, в том числе иностранных, в экономику Автономной Республики Крым;
содействует развитию предпринимательства на территории Автономной Республики Крым;
содействует эффективному использованию трудовых ресурсов.
3. Министерство промышленности, транспорта и связи Автономной Республики Крым:
- реализует государственную политику развития отраслей промышленного производства, транспорта и связи, направленную на расширение сферы приложения труда;
- готовит предложения по привлечению предприятий, учреждений, организаций к участию в развитии и создании новых мощностей;
- вносит предложения по вопросам прогнозирования развития отраслей, ликвидации устаревших и размещению новых производств.
4. Министерство финансов Автономной Республики Крым:
- участвует в формировании и реализации республиканской инвестиционной политики;
- разрабатывает предложения, направленные на обеспечение оптимальных финансовых условий для производственно-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и предпринимательской деятельности граждан;
- готовит предложения по финансовым вопросам, связанным с развитием предпринимательской деятельности.
5. Министерство агропромышленного комплекса Автономной Республики Крым:
содействует обеспечению реализации государственной политики в сфере занятости сельского населения, а также принятию мер по социальной защите сельского населения;
вносит предложения по вопросам прогнозирования развития отраслей, ликвидации устаревших и размещению новых производств;
содействует созданию сети заготовительных пунктов, обеспечению фермерских хозяйств и личных подворий посадочным материалом, молодняком, средствами химической защиты и др.;
готовит предложения по государственной поддержке и оказанию помощи развитию предпринимательства, а также содействует становлению и развитию рыночных инфраструктур.
6. Министерство курортов и туризма Автономной Республики Крым:
изучает и анализирует экономическое положение отдельных субъектов хозяйственной деятельности и готовит краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития отрасли, программы комплексного развития курортных регионов;
управляет процессами развития курортно-туристической сферы, готовит предложения по созданию, реорганизации, ликвидации предприятий курортно-туристической сферы, входящих в состав имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым;
обеспечивает рациональное использование кадрового потенциала отрасли;
содействует развитию наиболее перспективных видов туризма, увеличению объема дополнительных услуг, предоставляемых учреждениями и предприятиями инфраструктуры курорта;
способствует созданию благоприятных условий для отечественных и иностранных инвестиций в индустрию отдыха и туризма в Автономной Республике Крым.
7. Министерство образования Автономной Республики Крым:
планирует и упорядочивает структуру сети республиканских образовательных учреждений, обеспечивая формирование подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда;
участвует в создании условий для переподготовки незанятого населения по заказам заинтересованных ведомств, организаций;
содействует трудоустройству выпускников
профессионально-технических и высших учебных заведений,
находящихся в сфере управления министерства.
8. Республиканский комитет по делам семьи и молодежи Автономной Республики Крым:
содействует развитию молодежного и семейного
предпринимательства;
содействует созданию предприятий, основной задачей деятельности которых является осуществление социальной защиты женщин, молодежи, содействие их социальному становлению и развитию;
содействует созданию молодежных центров труда.
9. Республиканский комитет по делам национальностей и депортированных граждан Автономной Республики Крым:
координирует работу, связанную с разработкой и осуществлением мероприятий по трудоустройству депортированных граждан.
10. Крымский республиканский центр занятости:
обеспечивает координацию и организацию реализации городскими и районными центрами занятости Программы занятости населения в соответствии с полномочиями;
анализирует и прогнозирует динамику численности граждан, обратившихся за получением социальных услуг, объемы предоставления этих услуг, вносит предложения, направленные на сбалансированность рынка труда;
обеспечивает реализацию мер социальной защиты незанятого населения, обратившегося в службу занятости;
обеспечивает рациональное и эффективное использование средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы в порядке, определенном законом;
представляет данные в соответствии со статистическим отчетом по форме 2-ПН, сведения по оказанию безработным социальных услуг, по регистрации трудовых договоров предпринимателей - физических лиц с наемными работниками, формированию и расходованию средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы в целом по республике и в разрезе регионов Межведомственной республиканской рабочей группе и межведомственным рабочим группам городов и районов для оперативного решения вопросов.
11. Государственная налоговая администрация в Автономной Республике Крым и государственные налоговые инспекции в городах и районах Автономной Республики Крым:
обеспечивают представление с соблюдением конфиденциальности сведений об отдельных субъектах предпринимательской деятельности - юридических и физических лицах, состоящих на учете в налоговых органах, по письменным запросам Крымского республиканского центра занятости и его структурных подразделений в городах и районах для использования в работе;
обеспечивают ежеквартальное представление сведений о количестве субъектов предпринимательской деятельности - физических лицах, состоящих на учете в органах налоговой службы Автономной Республики Крым, согласно отчету по форме 2-Н Межведомственной республиканской рабочей группе и межведомственным рабочим группам городов и районов для оперативного решения вопросов.
12. Фонд имущества Автономной Республики Крым:
предусматривает внесение в договора купли-продажи объектов приватизации обязательств по сохранению и рациональному использованию рабочих мест и контроль их выполнения.
13. Главное управление статистики в Автономной Республике Крым:
представляет информацию по вопросам использования трудовых ресурсов и занятости населения по Автономной Республике Крым и ее регионам Межведомственной республиканской рабочей группе и межведомственным рабочим группам городов и районов для оперативного решения вопросов.
14. Представительство Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в Автономной Республике Крым:
содействует формированию системы финансово-кредитной, консультативной и информационной поддержки предпринимательства;
участвует в реализации мероприятий единой государственной политики в сфере предпринимательства;
принимает участие в разработке проектов программ экономического и социального развития Автономной Республики Крым, в разработке и реализации целевых программ развития предпринимательства.
15. Квалификационно-дисциплинарная комиссия адвокатуры Автономной Республики Крым:
обеспечивает ежеквартальное представление сведений о численности лиц, получивших свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью по регионам Межведомственной республиканской рабочей группе.
16. Отраслевые министерства и ведомства:
управляют процессами развития отрасли, готовят предложения по созданию, реорганизации, ликвидации предприятий, основанных на имуществе, принадлежащем Автономной Республике Крым, вносят предложения по вопросам прогнозирования развития отрасли;
готовят предложения по привлечению предприятий, учреждений, организаций к участию в развитии и создании новых производственных мощностей.
17. Объединения работодателей, объединения профсоюзов:
обеспечивают выполнение норм Регионального соглашения Автономной Республики Крым в части содействия развитию производства, обеспечению продуктивной занятости.
18. Исполнительные комитеты городских советов, районные государственные администрации в соответствии с полномочиями, определенными Законами Украины "О местном самоуправлении в Украине" ( 280/97-ВР ), "О местных государственных администрациях" ( 586-14 ), "О занятости населения" ( 803-12 ), "Об утверждении Государственной программы занятости населения на 2001-2004 годы" ( 3076-14 ), "О коллективных договорах и соглашениях" ( 3356-12 ):
обеспечивают реализацию политики занятости на территориях своих регионов;
разрабатывают и реализуют региональные программы занятости;
разрабатывают балансы трудовых ресурсов, анализируют состояние рынка труда.
6. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Основными источниками финансового обеспечения программы будут: средства Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, собственные средства предприятий, средства инвесторов, Государственного бюджета Украины ( 380-15 ), бюджета Автономной Республики Крым ( rb0434002-03 ), местных бюджетов, Фонда социальной защиты инвалидов.
7. КООРДИНАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Ответственность за реализацию направлений и мероприятий Программы возлагается на министерства, республиканские комитеты, ведомства, которые определены исполнителями.
Проводить заседания Межведомственной республиканской рабочей группы один раз в квартал.
Координация и контроль реализации Программы осуществляются Министерством труда и социальной защиты Автономной Республики Крым, общий контроль за выполнением Программы возложен на руководителя Межведомственной республиканской рабочей группы Гафарова Э.С.
МЕРОПРИЯТИЯ
по реализации Программы занятости населения
Автономной Республики Крым на 2003 год
------------------------------------------------------------------
Наименование мероприятия |Министерства, |Срок | Источники
|республиканские|исполнения| финанси-
|комитеты, | | рования
|ведомства | |
|Автономной | |
|Республики | |
|Крым, | |
|ответственные | |
|за выполнение | |
|мероприятий | |
----------------------------+---------------+----------+----------
1 | 2 | 3 | 4
------------------------------------------------------------------
Формирование нормативно-правовой базы в сфере
занятости населения
1. Подготовить постановление Министерство II квартал
Совета министров Автономной труда и 2003 года
Республики Крым "Об итогах социальной
Всеукраинского конкурса на защиты
звание "Лучший работодатель
2002 года по Автономной
Республике Крым"
2. Подготовить распоряжение Министерство В сроки,
Совета министров Автономной труда и установ-
Республики Крым "О социальной ленные
разработке региональных и защиты Министер-
республиканской программ ством
занятости населения труда
Автономной Республики Крым Украины
на 2004 год"
Профессионально-образовательная подготовка кадров,
повышение качества рабочей силы
3. Содействовать открытию в Министерство 2003 год
учебных заведениях курсов образования
повышения квалификации по
рабочим профессиям на более
высокий квалификационный
разряд (5-6)
4. Организовать курсовую и Крымский 2003 год Средства
индивидуальную подготовку республиканский предприя-
рабочих кадров из числа центр тий, Фонд
незанятого населения по занятости, общеобя-
специальностям промышленного заинтересован- зательного
производства (токари, ные государст-
шлифовщики, прессовщики, министерства и венного
штамповщики и др.) по промышленные социально-
заявкам предприятий, предприятия го страхо-
используя их вания на
производственную базу и случай
кадровый потенциал безработи-
цы
(далее -
ФОГССБ)
5. Обеспечить организацию Министерства, В течение
семинарских занятий по республиканские 2003 года
вопросам профессионального комитеты,

................
Перейти до повного тексту