1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Постанова


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
СОВЕТА МИНИСТРОВ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
( Постановление утратило силу на основании Постановления Совета Министров АРК N 532 ( rb0532001-03 ) от 13.10.2003 )
О Программе занятости населения
Автономной Республики Крым
на 2002 год
( Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым 2002, N 3, ст. 230 )
Во исполнение Закона Украины "О занятости населения" ( 803-12 ), в рамках реализации "Программы социально-экономического развития Автономной Республики Крым на период до 2003 года", утвержденной Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 19 июля 2000 года N 1279-2/2000 ( rb1279002-00 ) и в целях обеспечения социально-экономических, организационных условий и гарантий содействия занятости населения, предупреждения резкого роста безработицы, обеспечения социальной защиты безработных Совет министров Автономной Республики Крым п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Программу занятости населения Автономной Республики Крым на 2002 год (прилагается).
2. Министерствам, республиканским комитетам, ведомствам, исполнительным комитетам городских советов, районным государственным администрациям обеспечить выполнение Программы занятости населения Автономной Республики Крым на 2002 год, определить ответственного исполнителя. Информацию о проведенной работе, состоянии реализации мер и предложения по их решению представлять для обобщения Министерству труда и социальной защиты Автономной Республики Крым по итогам первого полугодия до 20 июля 2002 года, по итогам года до 20 января 2003 года.
3. Министерству труда и социальной защиты Автономной Республики Крым обеспечить организационное, методическое руководство и контроль за реализацией Программы занятости населения Автономной Республики Крым и региональных программ занятости населения на 2002 год, информировать Совет министров Автономной Республики Крым о выполнении Программы занятости населения Автономной Республики Крым по итогам первого полугодия до 1 августа 2002 года, по итогам года до 1 февраля 2003 года.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на курирующего заместителя Председателя Совета министров Автономной Республики Крым.
5. Считать утратившим силу Постановление Совета министров Автономной Республики Крым от 10 апреля 2001 года N 119 ( rb0119001-01 ) "О Программе занятости населения Автономной Республики Крым на 2001 год".
Председатель Совета министров
Автономной Республики Крым В.ГОРБАТОВ
Министр Совета министров
Автономной Республики Крым И.АКИМЕНКО
г. Симферополь,
29 марта 2002 г.
N 117
Приложение
к Постановлению
Совета министров
Автономной Республики Крым
от 29.03.2002 г. N 117
ПРОГРАММА
занятости населения
Автономной Республики Крым на 2002 год
I. Цель Программы и главные концептуальные положения
1. Цель Программы занятости населения Автономной Республики Крым на 2002 год (далее - Программа) состоит в создании необходимых правовых, экономических и организационных условий для осуществления конкретных мер, направленных на:
максимальное сохранение действующих и создание новых рабочих мест;
развитие малого предпринимательства и самозанятости;
предупреждение резкого роста безработицы;
защиту безработных и их семей от негативных последствий безработицы.
2. В основу Программы заложены следующие концептуальные положения:
определение и обеспечение поддержки региональных и отраслевых приоритетов, стимулирующих процесс сохранения и создания рабочих мест в республике:
стабилизация и увеличение объемов промышленного производства;
реформирование агропромышленного комплекса;
формирование курортно-рекреационного комплекса, как приоритетной отрасли экономики;
развитие инвестиционной и инновационной деятельности, работа по созданию и обеспечению функционирования зон приоритетного развития;
содействие созданию рабочих мест на базе развития малого предпринимательства и самостоятельной занятости;
поддержка неконкурентоспособных слоев населения;
усиление ориентации системы профессионально-технического и высшего образования на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в соответствии с потребностями республиканского и региональных рынков труда;
реализация системы социальной защиты безработных в условиях введения системы общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы.
II. Состояние экономического развития и занятости населения
Автономной Республики Крым на протяжении
2000-2001 годов
1. Демографическая ситуация в 2001 году характеризовалась стабилизацией отдельных демографических показателей. По оперативным данным показатель рождаемости соответствует уровню 2000 года и составляет 7,2 человека на 1000 населения. Впервые с 1994 года зафиксирован миграционный прирост населения, который составляет 0,3 тысячи человек. Общая убыль населения сократилась на 3,6 тысячи человек.
Влияние демографических волн рождаемости способствовало росту численности населения в трудоспособном возрасте. Ожидаемая среднегодовая численность населения в трудоспособном возрасте составит 1237,6 тысячи человек.
2. Рост трудовых ресурсов в республике наблюдается, начиная с 1997 года, за счет демографической волны вступающих в трудоспособный возраст и увеличения численности работающего нетрудоспособного населения. В 2000 году трудовые ресурсы Автономной Республики Крым увеличились на 5,5 тысячи человек, в 2001 году ожидается, что численность трудовых ресурсов достигнет 1277,5 тысячи человек. Во всех сферах экономической деятельности занято 772,9 тысячи человек, в том числе в отраслях экономики - 636,6 тысячи человек. Более 60% работающего населения АРК занято в промышленности, сельском хозяйстве, курортной сфере, торговле и общепите.
3. На ситуацию в сфере занятости в значительной мере влияют реализованные в 2000-2001 гг. мероприятия по реформированию экономики, расширению сферы приложения труда, формированию благоприятной предпринимательской среды.
Период 2000-2001 гг. характеризуется позитивной динамикой развития экономики, в ряде отраслей которой отмечены положительные результаты.
4. Промышленность является основной бюджетообразующей отраслью экономики Автономной Республики Крым, в которой занято около 90 тысяч человек. В 2001 году объем промышленной продукции в процентах к предыдущему году составил 108,8%, прирост объемов производства достигнут на 53,6% предприятий. За год в отрасли было создано 906 новых рабочих мест.
5. В агропромышленном комплексе занято 157,9 тысячи человек или 24,8% населения, занятого в отраслях экономики. В 2001 году осуществлен комплекс мер, направленных на формирование рыночных структур в аграрном секторе экономики, что позволит расширить сферу малого предпринимательства на селе и повысить занятость населения. В республике создана Крымская аграрная биржа, создано 110 закупочных пунктов молока у населения, открыто 6 рынков и 2 микрорынка. Инфраструктура рынка включает 769 заготовительных пункта по закупке сельхозпродукции, из них системы потребкооперации - 506. Созданы и функционируют 12 агроторговых домов. Число фермерских хозяйств увеличилось на 325 единиц.
Однако процесс высвобождения работников из сельского хозяйства продолжается. Если в 2000 году число занятых в сельскохозяйственном производстве сократилось на 16 тысяч человек, то за 2001 год на 19 тысяч человек. Растет число зарегистрированных безработных в сельской местности. Если на начало 2001 года на учете состояло 5,4 тыс. безработных, то на конец года 9,2 тыс. безработных, падает уровень их трудоустройства.
6. В курортно-туристической отрасли занято более 60 тысяч человек. В настоящее время санаторно-курортный и туристский комплекс Крыма включает 623 санаторно-курортных и туристских предприятия разных форм собственности и ведомственной подчиненности. Работа большинства из них носит сезонный характер и только 228 предназначены для круглогодичной работы.
В Крыму зарегистрировано 735 юридических и физических лиц, имеющих лицензию на осуществление деятельности, связанной с предоставлением туристских и экскурсионных услуг. Часть из них получила лицензию впервые, что свидетельствует об увеличении числа предпринимателей малого и среднего бизнеса в туризме.
В Крым прибыло на отдых и лечение 4,5 млн. человек, что на 2,2% больше, чем в 2000 году. Коэффициент загруженности работающих здравниц - 51,2% (в 2000 г. - 45,9%).
7. Потребительский рынок республики характеризуется стабилизационными тенденциями. За 2001 год объем розничного товарооборота составил 2,1 млрд. гривень, что выше объема 2000 года на 9,2%. В Автономной Республике Крым действуют 5005 предприятий розничной торговли, их число по сравнению с прошлым годом увеличилось на 8,3%. В курортный сезон было дополнительно создано 5,5 тысяч единиц мелкорозничной торговой сети.
8. Итоги инвестиционной деятельности показали, что зарегистрированные иностранные инвестиции в 2001 году возросли по сравнению с предыдущим годом на 20% или на 3,1 млн. долл. США. За отчетный год на территориях приоритетного развития и в специальной экономической зоне "Порт Крым" создано дополнительно 1194 и сохранено 8975 рабочих мест.
9. Сфера малого предпринимательства остается одним из приоритетных направлений обеспечения самозанятости населения. Однако, в связи с отсутствием эффективных механизмов ее поддержки со стороны государства, темпы роста количества субъектов малого бизнеса недостаточно высоки. В 2001 году в малом бизнесефункционировало 9,6 тысяч предприятий и 69,5 тысяч предпринимателей - физических лиц, по сравнению с 2000 годом их численность возросла соответственно на 4,5% и 17,8%. С помощью службы занятости предпринимательскую деятельность организовали: за счет одноразовой выплаты помощи по безработице 651 человек.
10. Ситуация на рынке труда Автономной Республики Крым, несмотря на некоторые положительные тенденции в экономике, остается сложной.
Численность населения занятого во всех сферах экономической деятельности сократилась за 2000 год на 32,1 тысячи человек. Наибольшее сокращение работников произошло в сельскохозяйственном производстве, промышленности, торговле и общепите.
Автономная Республика Крым в связи с возвращением ранее депортированных граждан на постоянное место проживания в Автономную Республику Крым, сезонностью курортного комплекса имеет один из самых низких показателей уровня занятости в Украине, который составляет 60,7% (по Украине - 71,0%).
Сформировались регионы повышенного уровня безработицы со значительной диспропорцией между предложением и спросом на рабочую силу. Среди них поселки компактного проживания депортированных граждан, населенные пункты бывшего размещения военных частей и объектов контроля космического пространства, монофункциональные города.
Растет число зарегистрированных безработных в сельской местности.
Увеличились объемы высвобождения работников в связи с сокращением штатов из отраслей экономики, в 2001 году высвобождено 9 тысяч человек, что на 6,7% больше прошлогоднего показателя.
Остается дисбаланс между предложением рабочей силы и спросом на нее по всем группам профессий. Например, на фиксированном рынке труда по специальностям: бухгалтер - предложение превысило спрос предприятий, организаций, учреждений в 21 раз; инженер - в 3,3 раза, медицинская сестра - в 1,8 раза.
В 2000-2001 годах в сфере занятости наметились стабилизационные тенденции.
По итогам выборочного обследования экономически активного населения, число занятых в возрасте 15-70 лет по Крыму увеличилось за 2000 год на 9,6%, за 9 месяцев 2001 года на 0,4%.
Численность лиц, которые находились в отпусках по инициативе администрации в 2000 году сократилась на 38,2%, против 1999 года, за 2001 год - на 59,4% по сравнению с 2000 годом.
Потребность предприятий в рабочей силе, заявленная в службу занятости, по сравнению с 2000 годом увеличилась на 23,6%.
Уровень трудоустройства вырос на 6,2 процентных пункта по сравнению с 2000 годом.
Уровень безработицы на общем рынке труда снизился по итогам 9 месяцев с 8,7% в 2000 году до 6,7% в 2001 году, на фиксированном рынке труда с 2,19% в 2000 году до 2,32% в 2001 году.
В то же время ожидается: дальнейшее сокращение численности занятых в отраслях экономики на 12,6 тысячи человек, в основном за счет снижения численности занятых в сельском хозяйстве; уменьшение уровня занятости до 59,8%.
11. Регулирование рынка труда в этот период осуществлялось за счет реализации активных направлений республиканской и региональных программ занятости населения. По итогам 2001 года:
в отраслях экономики введено в действие
рабочих мест за счет бюджетных и
привлеченных средств - 5106 ед.
предоставлено дотаций работодателям на
создание рабочих мест - 276 ед.
выданы одноразовые выплаты помощи по
безработице для организации
предпринимательской деятельности - 651 чел.
принимали участие в общественных работах - 8889 чел.
принимали участие в сезонных работах - 2536 чел.
забронировано рабочих мест для
неконкурентоспособных слоев населения - 4985 ед.
трудоустроено на свободные и новые
рабочие места - 31376 чел.
проходили профессиональное обучение и
переобучение - 7178 чел.
12. Реальные денежные доходы с учетом влияния инфляции возросли на 6,5%. Среднемесячный денежный доход на душу населения в 2001 году составил 135,8 грн, что на 22,2% выше, чем в 2000 году.
Среднемесячная заработная плата в отраслях экономики республики в 2001 году имела тенденцию дальнейшего роста с темпом 133,7%. Рост номинальной среднемесячной заработной платы за год опережал рост цен на товары и услуги к 2000 году (на товары - 106,5%, услуги - 109,3%).
По состоянию на 01.01.2002 года задолженность по выплате заработной платы по сравнению с соответствующим периодом прошлого года уменьшилась в 2,2 раза, в том числе из средств бюджета в 26,3 раза.
III. Тенденции экономической активности, прогноз
занятости населения и безработицы в 2002 году
Основные прогнозные показатели и тенденции экономического развития, отраслевые приоритеты занятости в Автономной Республике Крым.
1. Основными направлениями программы являются:
1.1. Создание условий для расширения сферы приложения труда.
1.2. Развитие инвестиционной деятельности.
1.3. Содействие развитию малого предпринимательства.
1.4. Регулирование социально-трудовых отношений, формирование мотивации к продуктивной занятости.
1.5. Обеспечение временной занятости незанятого населения и безработных.
1.6. Обеспечение дополнительных гарантий занятости для лиц, неконкурентоспособных на рынке труда.
1.7. Обеспечение занятости депортированных граждан.
1.8. Формирование системы подготовки кадров, ориентированной на потребности рынка труда.
1.9. Обеспечение социальной защиты незанятого населения и безработных граждан.
1.1. Создание условий для расширения сферы приложения труда.
Развитие экономики в Автономной Республике Крым в прогнозируемом периоде будет осуществляться с учетом приоритетности направлений, определенных Программой социально-экономического развития Автономной Республики Крым на период до 2003 года, утвержденной Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 19 июля 2000 г. N 1279-2/2000 ( rb1279002-00 ):
комплексное развитие и эффективное функционирование курортно-рекреационного комплекса, формирование его как основной отрасли экономики республики;
стабилизация и увеличение объемов промышленного производства, обеспечение структурной перестройки промышленности, повышение ее эффективности;
реформирование и развитие агропромышленного комплекса, обеспечивающего потребности населения и граждан, приезжающих на отдых и лечение, в экологически чистых продуктах питания, перерабатывающих отраслей промышленности - в сырье и обеспечивающего увеличение экспортного потенциала традиционных видов продукции;
развитие топливно-энергетического комплекса;
дальнейшее развитие транспорта, расширение объемов международных услуг.
Курорты. Развитие этой отрасли составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики Автономной Республики Крым, так как оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления.
По прогнозным данным в 2002 году планируется увеличить объемы реализации услуг курортно-туристической отрасли на 5%, что позволит создать новые рабочие места и повысить самозанятость населения Автономной Республики Крым. Количество занятых в курортно-туристической сфере сохранится на уровне 2001 года.
Увеличение продолжительности курортного сезона - основная задача отрасли на прогнозируемый период, с этой целью предусматривается реконструкция и повышение уровня комфортности учреждений в соответствии с уровнем международных стандартов. Предусматривается ввод в эксплуатацию объектов незавершенного строительства, освоение новых рекреационных территорий и объектовтуризма в горной, предгорной и степной частях полуострова, формирование сети объектов автотуризма, развитие сельского и этнического туризма с широким использованием народных промыслов, имеющегося частного жилого фонда и созданием мини-гостиниц. В период курортного сезона 2002 года предполагается создать до 15 тысяч сезонных рабочих мест в инфраструктуре курорта.
Промышленность. С учетом сложившихся тенденций и ожидаемых результатов деятельности предприятий, в 2002 году предусматривается прирост объемов производства в сопоставимых оптовых ценах в целом по промышленности на 3,0 процента. Планируется рост объемов выпускаемой продукции в машиностроении и металлообработке на 4,0%, в пищевой промышленности на 9,0%, химической и нефтехимической промышленности на 5%. Реорганизация, приватизация, а также проведение комплекса мер, направленных на наращивание производственных объемов, восстановление и создание новых рабочих мест на ОАО "Крымский трикотаж" г. Симферополя, ОАО "Судостроительный завод "Залив" и ДП "Судосервис", Приборостроительном заводе, ФСК "Море", казенном оптическом заводе г. Феодосии и других позволит создать в промышленности около 1,2 тысячи новых рабочих мест. По ожидаемым данным численность работающих в отрасли останется на уровне 2001 года.
Агропромышленный комплекс. Ожидается рост объемов производства валовой продукции сельского хозяйства на 4,6%, по-прежнему сложным останется положение в животноводстве. Приоритеты будут отданы производству винограда, фруктов, овощей, зерна. Усилия будут направлены на создание оптимальных условий для финансово-кредитного обеспечения сельхозтоваропроизводителей, дальнейшего становления инфраструктуры аграрного рынка, использования потенциала потребительской кооперации, ускорения формирования обслуживающих кооперативов, развития кредитных союзов, что будет способствовать расширению малого предпринимательства в сельской местности, росту фермерских и личных подсобных хозяйств. В этой отрасли планируется создание около 600 новых рабочих мест.
В то же время, в связи с продолжающимся реформированием аграрного сектора экономики, прогнозируется высвобождение работников из сельского хозяйства по сокращению штатов более 1 тысячи человек и дальнейшее снижение численности работающих в агропромышленном комплексе на 4,5 тысячи человек.
Торговля. Основные задачи отрасли на прогнозируемый период - улучшение ситуации на потребительском рынке продовольственных и непродовольственных товаров отечественного производства, увеличение поступлений в бюджет от деятельности предприятий торговли всех форм собственности. В 2002 году планируется увеличить объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах на 5,1 процента; количество рынков, за счет вновь открываемых, на 3 единицы; сеть фирменных магазинов по продаже товаров отечественного производителя на 5 единиц. Ожидается, что часть работников этой отрасли экономики, перейдет в сферу предпринимательства и самозанятости.
В топливно-энергетическом комплексе предусматривается наращивание добычи газа на базе разведанных запасов, разворачивание работ по обустройству и эксплуатации Восточно-Казантипского газового месторождения в Азовском море.
Транспорт. Предусматривается создание 130 рабочих мест за счет увеличения объемов грузовых и пассажирских авиаперевозок, расширение создания сезонных рабочих мест на предприятиях автомобильного и железнодорожного транспорта.
1.2. Развитие инвестиционной деятельности
Приоритетом республиканской инвестиционной деятельности является ее социальная направленность. Бюджетные расходы будут направлены на создание рабочих мест, строительство объектов газификации, энергообеспечения и водоснабжения при условии высокой степени строительной готовности и возможности оперативного ввода объектов в эксплуатацию. Объем внутренних инвестиций предусматривается в размере 1140 млн. гривень.
В 2002 году объем капитальных вложений составит 109,1% к уровню 2001 года.
Расширению сферы приложения труда за счет привлечения инвестиций в экономику Крыма будут способствовать: предоставление льготных налоговых условий на территориях приоритетного развития в соответствии с Законом Украины "О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития и специальной экономической зоне "Порт Крым" в Автономной Республике Крым" ( 2189-14 ); реализация "Программы развития инвестиционной деятельности в Автономной Республике Крым на 2001-2002 годы", утвержденной Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 15 ноября 2000 года N 1528-2/2000 ( rb1528002-00 ). Объем иностранных инвестиций в 2002 году предусматривается в размере 42 млн. дол. США в такие отрасли, как: охрана здоровья, курортно-туристическая сфера, пищевая, химическая и топливно-энергетическая промышленность, строительство.
Реализация инвестиционных проектов на территориях приоритетного развития позволит в 2002 году ввести дополнительно 800 рабочих мест.
1.3. Содействие развитию малого предпринимательства и самостоятельной занятости
В соответствии с Региональной программой развития малого предпринимательства в Автономной Республике Крым на 2001-2002 годы, утвержденной Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 16 мая 2001 года N 1804-2/01 ( rb1804002-01 ), предусматривается:
осуществление эффективной поддержки малого бизнеса;
реализация государственной регуляторной политики;
развитие учреждений рыночной инфраструктуры по поддержке предпринимательства, за счет создания сети бизнес-центров, бизнес-инкубаторов, финансово-кредитных учреждений;
оказание финансово-кредитной помощи за счет кредитов банков, фонда поддержки предпринимательства, привлечения иностранных инвестиций, участия в международных проектах;
расширение доступности информационно-консультационных услуг;
одноразовая выплата помощи по безработице для организации предпринимательской деятельности;
устранение правовых, экономических и административных барьеров в реализации права на предпринимательскую деятельность.
Это позволит в 2002 году обеспечить увеличение количества действующих малых предприятий на 4,0% и численность работающих в этом секторе экономики на 107,6%. Число субъектов предпринимательской деятельности планируется увеличить на 3,0 тысячи человек.
1.4. Регулирование социально-трудовых отношений, формирование мотивации к продуктивной занятости
Одной из важнейших проблем является социальная защита наемных работников. Приоритетным направлением с позиций влияния на занятость должно стать увеличение уровня заработной платы - основного источника дохода населения и обеспечение опережающего роста номинальной заработной платы по сравнению с ростом потребительских цен.
В 2002 году прогнозируется рост средней заработной платы штатных работников, занятых в отраслях экономики, к уровню 2001 года на 18,9%, что обусловит увеличение денежных доходов населения на 6,5%. Предусматривается недопущение роста задолженности по выплате заработной платы работников отраслей экономики.
Реформирование экономики приводит не только к изменению форм собственности, но и всей системы трудовых и социально-экономических отношений, что требует соответствующих подходов к решению данных вопросов. Для чего, прежде всего, необходимо активизировать работу по:
обеспечению урегулирования взаимоотношений между
работодателями и наемными работниками;
обеспечению формирования трудовых и социально-экономических отношений основанных на принципах соблюдения государственных гарантий и договорного регулирования;
созданию отраслевых и региональных организаций работодателей, объединений организаций работодателей и привлечению их представительских органов к коллективным переговорам по регулированию заработной платы.
1.5. Обеспечение временной занятости незанятого населения и безработных
Существенным фактором поддержки незанятого населения и безработных в период поиска постоянного места работы является организация оплачиваемых общественных и сезонных работ. Для развития временной занятости будут продолжены работы по более широкому привлечению предприятий к заключению договоров на организацию общественных и сезонных работ и поиску новых сфер сезонного приложения труда. В 2002 году будет продолжена работа по ежемесячному пополнению банка данных временных рабочих мест на сельскохозяйственных предприятиях и в санаторно-курортных учреждениях. Предусматривается продолжить работу по включению в местные бюджеты средств на проведение оплачиваемых общественных работ. Благодаря сотрудничеству местных органов исполнительной власти и службы занятости на сезонные работы предусматривается направить 3 тысячи незанятых и безработных граждан, организовать общественные работы для 8 тысяч безработных (Таблица 1).
1.6. Обеспечение дополнительных гарантий занятости для лиц, неконкурентоспособных на рынке труда
Одним из основных направлений Программы является реализация дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий населения, требующих социальной защиты и неспособных на равных конкурировать на рынке труда (молодежь, дети-сироты, женщины, лица, освободившиеся из мест лишения свободы и др.).
Молодежь. Особенно остро проблема безработицы встает перед молодежью. По данным выборочных обследований статистики каждый четвертый молодой человек в возрасте от 15 до 24 лет является безработным. Наиболее незащищенной категорией на рынке труда остаются выпускники учебных заведений, не имеющие опыта работы, особенно молодые люди, окончившие высшие учебные заведения. Наиболее высокий удельный вес среди безработных приходится на возрастную категорию молодежи 20-24 года (18,8%). Ежегодно с проблемой трудоустройства сталкивается более 13 тысяч выпускников, не получивших направления на работу. Служба занятости трудоустраивает около 2 тысяч человек, таким образом более 11 тысяч молодых людей будут нуждаться в трудоустройстве.
В 2002 году ожидается увеличение численности выпускников общеобразовательных школ, что еще более обострит проблему трудоустройства этой категории.
С целью трудовой адаптации молодежи к условиям рыночной экономики предусматривается:
бронирование на предприятиях всех форм собственности 2,5 тысячи рабочих мест, в том числе для детей-сирот - 91 рабочее место;
предоставление дотаций по созданию рабочих мест работодателям для трудоустройства выпускников;
гарантированное предоставление выпускникам учебных заведений, обучавшимся по госзаказу, первого рабочего места;
содействие созданию в регионах молодежных центров труда;
проведение семинаров с безработной молодежью по организации предпринимательства, самопоиску работы;
проведение тренингов с использованием глобальной сети "Интернет" по поиску рабочих мест.
Женщины. В содействии по трудоустройству остро будет нуждаться и категория женщин, которые по результатам обследования экономически активного населения составляют больше половины численности безработных. Уровень безработицы среди них - 10,5% при среднем по Крыму 8,9%.
В связи с этим для женщин, имеющих детей в возрасте до 6 лет и одиноких матерей с детьми до 14-16 лет предполагается забронировать наибольшее число рабочих мест - 1,8 тысячи.
В целях оказания поддержки женского предпринимательства предусматривается проведение тренинг-семинаров по изучению основ бизнес-деятельности.
1.7. Обеспечение занятости депортированных граждан
Одной из приоритетных задач Программы является снижение социальной напряженности среди ранее депортированных граждан, возвратившихся на постоянное место проживания в Автономную Республику Крым, путем реализации направлений, обеспечивающих повышение занятости населения этой категории, в первую очередь в поселках их компактного проживания, за счет выполнения мероприятий программы социально-экономического развития, программы развития малого предпринимательства, программы обустройства этой категории населения. Предусматривается создание дополнительных рабочих мест в строительном комплексе республики, за счет ввода объектов газификации, энергообеспечения и водоснабжения, размещения объектов социальной инфраструктуры, развития национальных промыслов. Объем капитальных вложений, направленных на строительство объектов инфраструктуры в местах компактного проживания депортированных граждан составит около 40 млн. гривень.
Решение вопросов занятости этой категории населения будет также обеспечиваться за счет одноразовой выплаты помощи по безработице для организации предпринимательской деятельности, предоставления дотаций работодателям на создание новых рабочих мест.
Предусматриваются меры, направленные на трудоустройство, профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных из числа ранее депортированных граждан.
1.8. Формирование системы подготовки кадров, ориентированной на потребности рынка труда
Программой предусматривается внедрение целенаправленной и последовательной политики содействия росту профессиональной квалификации населения за счет увеличения охвата его системой профессионального обучения и расширения профиля подготавливаемых профессий в соответствии с тенденциями развития отраслей экономики.
Проводится комплекс работ по упорядочению сети учебных заведений и расширению перечня специальностей. В Автономной Республике Крым предусматривается создание 5 Центров профессионально-технического образования, 6 высших профессионально-технических училищ.
Планирование подготовки квалифицированных рабочих на 2002 год будет осуществляться в соответствии с планом набора и предложениями профессионально-технических училищ, которые учитывают потребности региональных рынков труда. Предусматривается повышение уровня трудоустройства выпускников системы профтехобразования.
Для повышения конкурентоспособности незанятого населения и безработных на рынке труда активизируется работа по следующим направлениям:
увеличение объемов подготовки кадров по профессиям и специальностям, позволяющим заняться предпринимательской деятельностью;
увеличение количества профессий и специальностей, объемов профессионального обучения на базе имеющихся в регионах учебных заведений с целью приближения обучения к месту проживания;
расширение практики проведения семинаров с безработными по ориентации на самозанятость и предпринимательство, в том числе фермерство.
1.9. Обеспечение социальной защиты безработных граждан
Программой предусматривается некоторый рост основных параметров фиксированного рынка труда. По прогнозам регионов фиксированный рынок труда в 2002 году составит 98 тысяч человек, в течение года в центры занятости обратится 69,7 тыс. человек, из которых наибольшую категорию составят лица, неработающие более года, уволенные по собственному желанию и уволенные на основании прекращения трудового договора (Таблица 3).
Одним из основных приоритетов службы занятости остается оперативное трудоустройство безработных, состоящих на учете, а также обучение незанятых граждан методам и технике самостоятельного поиска работы в соответствии с единой технологией обслуживания незанятого населения.
С этой целью планируется системное осуществление практических мер, направленных на:
трудоустройство на свободные и вновь введенные рабочие места безработных, в первую очередь из числа родителей многодетных и неполных семей, молодежи до 28 лет, женщин с малолетними детьми и ранее депортированных граждан;
трудоустройство безработных на дополнительные рабочие места, созданные за счет дотаций работодателям;
организацию проведения семинаров по самопоиску работы;
оказание консультационно-методической помощи в формировании бизнес-идей и составлении бизнес-планов;
содействие в организации предпринимательской деятельности путем одноразовой выплаты помощи по безработице.
2. Тенденции занятости населения
Для рынка труда Автономной Республики Крым в 2002 году будут характерны следующие тенденции:
увеличение численности населения в трудоспособном возрасте, которое по прогнозной оценке вырастет на 4,4 тысячи человек и составит 1242,0 тысячи человек;
рост численности трудовых ресурсов, которые увеличатся на 2 тысячи человек и достигнут 1279,5 тысячи человек (Таблица 2);
увеличение объемов самостоятельно занятого населения на 3 тысячи человек;
замедление темпов падения численности населения занятого во всех сферах экономической деятельности с 1,2% в 2001 году до 0,5% в 2002 году;
сокращение числа лиц, находящихся в отпусках по инициативе администрации и на режиме неполного рабочего времени, в связи с наметившимися тенденциями роста объемов производства;
активизация процессов создания новых рабочих мест за счет развития предпринимательства и самозанятости;
постепенное снижение численности безработных среди экономически активного населения, стабилизация показателей фиксированного рынка труда;
уменьшение темпов высвобождения работников из отраслей экономики в связи с изменениями организации производства и труда. По результатам анкетирования предприятий, в 2002 году ожидается высвобождение работников в количестве 8,3 тысячи человек. Основными отраслями высвобождения станут: промышленность и сельское хозяйство.
3. Проблемы и риски в сфере занятости
3.1. Основным фактором, тормозящим создание рабочих мест в сфере частного предпринимательства и самозанятости, является существующая система ценообразования, кредитования, налогообложения, которая не дает возможности производителю сохранять и накапливать средства для того, чтобы вкладывать их в собственное производство, что в конечном итоге могло бы способствовать созданию условий, обеспечивающих повышение занятости населения и, как результат, повышение доходов населения, рост платежеспособного спроса, стимулирование производства.
3.2. Основными сдерживающими факторами развития промышленного производства являются:
недостаток у предприятий собственных оборотных средств;
высокие ставки налогообложения;
низкий платежеспособный спрос на выпускаемую продукцию, сокращение рынков сбыта;
неконкурентоспособность выпускаемой продукции.
3.3. Развитию малого предпринимательства препятствует отсутствие действенной поддержки со стороны государства, это - несовершенство и противоречивость законодательной базы, высокие налоговые ставки, отсутствие четкой законодательной регламентации налоговых и других платежей, наличие административных барьеров в реализации права на предпринимательскую деятельность, отсутствие инфраструктуры, ориентированной на потребности малого предпринимательства (бизнес-центры, бизнес-инкубаторы и другие).
3.4. Не решается вопрос повышения стимулирующей роли заработной платы (трудового дохода), ее зависимости от конечных результатов работы. Отсутствие такой зависимости приводит к "параличу" механизма хозяйствования предприятия, так как исключается его главный элемент - "экономический интерес" работника. Таким образом, возможности расширения сферы приложения труда будут зависеть, с одной стороны - от инвестиционной политики, с другой - от уровня доходов и платежеспособности населения.
3.5. Основной отраслевой зоной риска, касающейся занятости населения, в 2002 году по-прежнему будет являться агропромышленный комплекс. В связи с его реформированием предусматривается дальнейшее высвобождение работников агропромышленного комплекса. Решение вопросов занятости сельского населения осложняется территориальной разбросанностью сел, отсутствием регулярного транспортного сообщения, сезонными колебаниями спроса на рабочую силу. Перспективным направлением является развитие фермерства и самозанятости, для чего необходимо формирование рыночных структур на селе и реальная поддержка развития крестьянско-фермерских хозяйств и личного подсобного хозяйства.
3.6. На развитие курортно-туристического комплекса республики неблагоприятно влияет отсутствие положительного решения центральными органами исполнительной власти вопросов введения налоговых льгот для предприятий курортно-туристической сферы в осенне-весенний период, упрощения процедуры пограничного и таможенного контроля въезда граждан на отдых из других государств, упорядочения страховой деятельности, снижения стоимости проезда лиц, приезжающих на отдых и лечение в Крым.
3.7. В числе сложных проблем для Автономной Республики Крым остается проблема занятости ранее депортированных граждан, возвратившихся на постоянное место проживания в Украину. Численность трудоспособного населения этой категории составляет более 130 тысяч человек, в Крыму сформировалось 300 поселков и массивов компактного проживания депортированных граждан, где практически отсутствует сфера приложения труда. Решение этой проблемы возможно за счет создания новых рабочих мест, для чего необходимы централизованные источники финансирования.
3.8. На территории Автономной Республики Крым в связи с расформированием воинских частей, закрытием строительства Крымской АЭС имеется ряд проблемных населенных пунктов в части занятости населения. Среди них: поселки Новоозерное и Мирный Евпаторийского горсовета, Новофедоровка Сакского района, город Щелкино Ленинского района и др. Оздоровление социально-экономического положения в этих регионах возможно при решении вопроса использования бывших военных объектов, имеющейся материально-технической базы и обеспечения финансирования.
IV. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предусматривает эффективное совместное сотрудничество органов исполнительной власти, работодателей, профсоюзов, направленное на проведение комплексной политики занятости населения.
В целях координации деятельности участников Программы создана Межведомственная республиканская рабочая группа по разработке Программы занятости населения Автономной Республики Крым (распоряжение Совета министров Автономной Республики Крым от 24 сентября 2001 года N 334-р ( rb334p001-01 )).
Исполнители Программы:
1. Министерство труда и социальной защиты населения Автономной Республики Крым:
обеспечивает деятельность Межведомственной республиканской рабочей группы;
осуществляет планирование и организацию действий, направленных на реализацию Программы, координирует деятельность участников Программы и оказывает методическую помощь республиканским и местным органам исполнительной власти;
проводит мониторинг состояния общего и фиксированного рынка труда, состояния скрытой безработицы;
обеспечивает организацию разработки и методическое руководство составления балансов трудовых ресурсов горисполкомами и райгосадминистрациями.
2. Министерство экономики Автономной Республики Крым:
проводит организационную работу по привлечению инвестиций, в том числе иностранных в экономику республики; готовит предложения по привлечению предприятий, учреждений, организаций к участию в развитии и создании новых мощностей;
содействует развитию предпринимательства на территории республики;
содействует эффективному использованию трудовых ресурсов.
3. Министерство промышленности Автономной Республики Крым:
реализует государственную политику развития отраслей промышленного производства.
4. Министерство финансов Автономной Республики Крым:
участвует в формировании и реализации республиканской инвестиционной политики;
разрабатывает предложения, направленные на обеспечение оптимальных финансовых условий для производственно-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и предпринимательской деятельности граждан;
готовит предложения по финансовым вопросам, связанным с развитием предпринимательской деятельности.
5. Министерство агропромышленного комплекса Автономной Республики Крым:
содействует обеспечению реализации государственной политики в сфере занятости сельского населения, а также принятию мер по социальной защите сельского населения;
вносит предложения по вопросам прогнозирования развития отраслей, ликвидации устаревших и размещения новых производств;
содействует созданию сети заготовительных пунктов, обеспечению фермерских хозяйств и личных подворий посадочным материалом, молодняком, средствами химической защиты;
готовит предложения исполнительным и законодательным органам по государственной поддержке и оказанию помощи развитию предпринимательства, а также содействует становлению и развитию рыночных инфраструктур.
6. Министерство курортов и туризма Автономной Республики Крым:
изучает и анализирует экономическое положение отдельных субъектов хозяйственной деятельности и готовит краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития отрасли, программы комплексного развития курортных регионов;
управляет процессами развития курортно-туристической сферы, принимает решения о создании, реорганизации, ликвидации предприятий курортно-туристической сферы, находящихся в республиканской собственности;
обеспечивает рациональное использование кадрового потенциала отрасли;
содействует развитию наиболее перспективных видов туризма, увеличению объема дополнительных услуг, предоставляемых учреждениями и предприятиями инфраструктуры курорта;
способствует созданию благоприятных условий для отечественных и иностранных инвестиций в индустрию отдыха и туризма в Автономной Республике Крым.
7. Министерство образования Автономной Республики Крым:
планирует и упорядочивает структуру сети республиканских образовательных учреждений, обеспечивая формирование подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда;
участвует в создании условий для переподготовки незанятого населения по заказам заинтересованных ведомств, организаций;
содействует трудоустройству выпускников
профессионально-технических и высших учебных заведений,
находящихся в сфере управления министерства.
8. Республиканский комитет по делам семьи и молодежи Автономной Республики Крым:
содействует развитию молодежного и семейного
предпринимательства;
содействует созданию предприятий, основной задачей деятельности которых является осуществление социальной защиты женщин, молодежи, содействие их социальному становлению и развитию;
содействует созданию молодежных центров труда.
9. Республиканский комитет по делам национальностей и депортированных граждан Автономной Республики Крым:
координирует работу, связанную с разработкой и осуществлением мероприятий по трудоустройству репатриантов.
10. Крымский республиканский центр занятости:
анализирует и прогнозирует состояние фиксированного рынка труда, вносит предложения, направленные на сбалансированность рынка труда;
обеспечивает реализацию мер социальной защиты незанятого населения, обратившегося в службу занятости;
обеспечивает рациональное и эффективное использование средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы.
11. Государственная налоговая администрация в Автономной Республике Крым и государственные налоговые инспекции в городах и районах Крыма:
обеспечивают предоставление с соблюдением конфиденциальности сведений об отдельных субъектах предпринимательской деятельности - юридических и физических лицах, состоящих на учете в налоговых органах, по письменным запросам Крымского республиканского центра занятости и его структурных подразделений в городах и районах для использования в работе.

................
Перейти до повного тексту