1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Постанова


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ВЕРХОВНОЙ РАДЫ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
О Программе социально-экономического развития
Автономной Республики Крым на период до 2003 года
( Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым 2000, N 7, ст.728 )
Верховная Рада
Автономной Республики Крым п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Программу социально-экономического развития Автономной Республики Крым на период до 2003 года (прилагается).
2. Поручить Совету министров Автономной Республики Крым:
совместно с постоянными комиссиями Верховной Рады Автономной Республики Крым принять меры по выполнению вышеуказанной Программы;
на основе Программы исходя из бюджетных возможностей ежегодно формировать план социально-экономического развития Автономной Республики Крым и представлять его на утверждение Верховной Рады Автономной Республики Крым;
план социально-экономического развития Автономной Республики Крым на 2001 год представить на утверждение Верховной Раде Автономной Республики Крым к 1 декабря 2000 года.
3. Совету министров Автономной Республики Крым ежегодно до 15 марта информировать Верховную Раду Автономной Республики Крым о ходе реализации Программы.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на постоянные комиссии Верховной Рады Автономной Республики Крым.
Председатель Верховной Рады
Автономной Республики Крым Л.ГРАЧ
г. Симферополь,
19 июля 2000 г.
N 1279-2/2000
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Верховной Рады
Автономной Республики Крым
от 19 июля 2000 г. N 1279-2/2000
ПРОГРАММА
социально-экономического развития Автономной Республики
Крым на период до 2003 года
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программа социально-экономического развития Автономной Республики Крым на период до 2003 года (далее - Программа) разработана в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 18 Конституции Автономной Республики Крым ( rb239k002-98 ).
В основу Программы на среднесрочный период (2000-2002 годы) положена реализация задач, поставленных в программе "Украина-2010", разработанной в соответствии с распоряжением Президента Украины от 26 февраля 1998 года N 43 ( 43/98-рп ) и распоряжением Кабинета Министров Украины от 21 сентября 1998 года N 939-р ( 939-98-р ), в Комплексной долгосрочной программе социально-экономического развития и структурной перестройки экономики Автономной Республики Крым, утвержденной Постановлением Верховного Совета Автономной Республики Крым от 5 марта 1998 года N 1472-1 ( rb1472002-98 ) "О Комплексной долгосрочной программе социально-экономического развития и структурной перестройки экономики Автономной Республики Крым" и одобренной Кабинетом Министров Украины 14 августа 1997 года.
В Программе учтена реализация задач, поставленных в Послании Президента Украины к Верховной Раде Украины "Украина: шаг в XXI век. Стратегия экономического и социального развития на 2000-2004 годы" ( 276а/2000 ), Указе Президента Украины от 13 марта 2000 года N 460 ( 460/2000 ) "О мерах по социально-экономическому развитию Автономной Республики Крым и города Севастополя".
В разработке Программы приняли участие специалисты министерств, республиканских комитетов, иных органов исполнительной власти, ученые Крыма. Проект Программы обсужден на республиканской научно-практической конференции, общественном форуме "Крым - в третье тысячелетие", а также одобрен на заседании Совета министров Автономной Республики Крым.
Главным координирующим органом этой работы является Министерство экономики Автономной Республики Крым.
В Программе использован проблемный подход, сосредоточено внимание на решении основных приоритетных задач (проектов) республиканского значения.
Оценка социально-экономической ситуации в
Автономной Республике Крым
После более чем семилетнего экономического спада, начиная со второго полугодия 1998 года, в Автономной Республике Крым наметились признаки стабилизации и роста. Стабильная и динамичная работа во втором полугодии позволила получить положительные результаты и в целом за 1998 год с темпом прироста промышленного производства на 2,3 процента.
Это явилось хорошей базой для дальнейшего наращивания объемов промышленного производства и закрепления положительных тенденций в 1999 году:
объем промышленного производства увеличился на 18,4 процента, прирост обеспечен в 13 из 16 отраслей промышленности;
инвестиции в капитальное строительство за счет всех источников финансирования возросли на 75,5 процента;
возросли поступления налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней на 33,2 процента;
балансовая прибыль предприятий и организаций возросла в 3,4 раза;
задолженность по выплате заработной платы снизилась на 18,2 млн. грн., или на 9 процентов;
задолженность по финансированию выплаты пенсий и пособий сократилась на 39,0 млн. грн., или на 43,1 процента;
число безработных уменьшилось на 4 процента.
Большинство этих тенденций сохраняется и в 2000 году.
Вместе с тем положение в республике остается сложным.
Недоимка по платежам в бюджеты всех уровней по состоянию на 1 апреля 2000 года возросла по сравнению с началом года на 8,8 процента и составила 245,1 млн. грн.
Продолжается рост дебиторской и кредиторской задолженности между субъектами хозяйственной деятельности.
Остается сложным финансовое состояние предприятий. Почти 50 процентов общего числа предприятий остаются убыточными, а в агропромышленном комплексе - около 85 процентов.
Недостаточное финансирование отраслей здравоохранения и образования привело к снижению уровня доступности и качества медицинских и просветительских услуг.
Снижается уровень денежных доходов в расчете на душу населения. Увеличивается разница в доходах богатейших и беднейших слоев населения с одновременным ростом части тех, кто находится за чертой малообеспеченности.
Одной из основных причин такого положения явилось отсутствие единой последовательной государственной политики, что привело к несоблюдению принципов рыночных отношений и следующим негативным последствиям:
отсутствие эффективной конкуренции, что обусловлено значительным уровнем монополизации в ряде секторов экономики, лицензионной политикой, созданием искусственных преград для деятельности предприятий;
неравные условия предпринимательской деятельности (адресное предоставление налоговых льгот, списание задолженности перед бюджетом, отсрочка платежей и т.п.);
несоответствие бюджетных обязательств реальным возможностям экономики;
чрезмерное налоговое давление вследствие большого количества налоговых и неналоговых платежей;
недостаток квалифицированных руководителей, которые имеют опыт работы в рыночных условиях.
Цель и основные задачи Программы
Цель Программы состоит в создании необходимых правовых, экономических и организационных основ для начала формирования на базе рационального использования ресурсного потенциала территории эффективной социально ориентированной экономической системы рыночного типа, обеспечивающей поэтапный рост уровня жизни населения, экологическую безопасность региона и повышение конкурентоспособности региональной экономики. Программа является первым этапом в формировании стратегии устойчивого развития региона.
Основные задачи Программы состоят в решении комплекса социально-экономических проблем, которые позволят обеспечить:
рост благосостояния населения, снижение уровня бедности через рост реальных доходов граждан;
повышение рентабельности производства во всех отраслях экономики, организацию и возобновление производства сложной бытовой техники, машин и оборудования, повышение качества и увеличение доли продукции крымских предприятий на внутренних крымских и украинских рынках;
снижение уровня безработицы, действенную социальную защиту, рост реальной заработной платы и пенсий, создание новых рабочих мест, уменьшение количества граждан, которые получают доходы ниже прожиточного минимума;
рост средней продолжительности жизни крымчан, снижение смертности новорожденных, увеличение объемов бюджетного финансирования здравоохранения, просвещения, культуры, доступность и высокое качество медицинских, просветительских услуг;
повышение конкурентоспособности региональной экономики через дальнейший рост объемов промышленного, сельскохозяйственного производства, строительных работ, всех видов услуг, прежде всего курортно-туристических, услуг транспорта, бытовых;
экологизацию производства и всех иных сфер человеческой деятельности в регионе, уменьшение технологических нагрузок на природу, осуществление перехода к стабильному использованию, восстановление рекреационных и других природных ресурсов.
Приоритеты социально-экономического развития
Развитие экономики в Автономной Республике Крым будет осуществляться в прогнозируемом периоде с учетом приоритетности таких направлений:
комплексное развитие и эффективное функционирование курортно-рекреационного комплекса, формирование его как основной отрасли экономики республики;
стабилизация и увеличение объемов промышленного производства, обеспечение структурной перестройки промышленности, повышение эффективности этой бюджетообразующей отрасли экономики республики;
реформирование и развитие агропромышленного комплекса, обеспечивающего потребности населения и граждан, приезжающих на отдых и лечение, в экологически чистых продуктах питания, перерабатывающих отраслей промышленности в сырье и увеличение экспортного потенциала традиционных видов продукции, возрождение рыбохозяйственного комплекса;
развитие топливно-энергетического комплекса;
дальнейшее развитие транспорта, эффективное его использование с целью удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения, расширение объемов международных услуг;
развитие инвестиционной и инновационной деятельности, завершение работы по созданию и обеспечению функционирования зон приоритетного развития, поддержка предпринимательства;
ускорение обустройства депортированных граждан,
возвратившихся в Крым;
эффективное управление государственной собственностью, в частности государственными пакетами акций, усиление управляемости государственным сектором экономики.
Основными направлениями деятельности в приоритетных отраслях экономики Автономной Республики Крым являются:
в курортно-рекреационном комплексе - реконструкция и повышение уровня комфортности учреждений с учетом стоимости отдыха одного человека со средним уровнем дохода в Украине, России, Белоруссии и других государствах, ввод в эксплуатацию мощностей на объектах незавершенного строительства, упорядочение курортных районов и освоение новых рекреационных территорий и объектов туризма в горной, предгорной и степной частях полуострова, формирование сети объектов автотуризма (мотели, кемпинги), сельского, этнического, исторического, научного туризма, развитие предпринимательства в сфере туризма с широким использованием имеющегося жилого фонда местного населения и создания минигостиниц, развитие курортной инфраструктуры, расширение номенклатуры и повышение качества услуг;
в агропромышленном комплексе - проведение земельной реформы, рациональное использование земельных ресурсов, производство зерна высокого качества, овощей, увеличение посевов многолетних трав, масличных культур, табака, эфироносов, расширение площадей орошаемых земель при одновременном внедрении водосберегающих технологий, увеличение объемов производства винограда, плодов и ягод и другой сельскохозяйственной продукции с учетом потребности курортно-рекреационного комплекса и перерабатывающей промышленности, создание разветвленной сети сервисного обслуживания производителей сельскохозяйственной продукции, модернизация и техническое переоснащение пищевой промышленности;
в рыбохозяйственном комплексе - стабилизация работы и дальнейшее развитие рыбной промышленности путем возрождения устойчивой сырьевой базы, заключение с иностранными государствами межправительственных соглашений о вылове рыбы в мировом океане и экономических зонах иностранных государств, пополнение промыслового рыболовецкого флота, развитие прибрежного и внутреннего рыбоводства, реализация программы "Марикультура" (для получения высокоэффективных лекарственных препаратов, продуктов лечебно-профилактического питания) и программы повышения биопродуктивности Азово-Черноморского бассейна;
в промышленности - создание высокотехнологичного, конкурентоспособного комплекса, адаптированного к рыночным условиям и особенностям региона, способного удовлетворять в значительной степени потребности населения и отдыхающих, прежде всего отраслей легкой и пищевой промышленности, отраслей, обслуживающих курортно-рекреационный комплекс и обеспечивающих экспортный потенциал и хозяйственные связи с регионами Украины и другими странами, конверсию предприятий военно-промышленного комплекса, дальнейшее развитие предприятий химической, машиностроительной промышленности, внедрение на них прогрессивных технологий, вывод из эксплуатации или перепрофилирование неперспективных и экологически опасных производств;
в топливно-энергетическом комплексе - планомерное повышение уровня обеспеченности газом путем наращивания добычи природного газа на базе разведанных запасов крымских месторождений за счет привлечения кредитных ресурсов и применения современной технологии добычи газа с доведением объема добычи до 1 млрд. м3 в 2002 году;
на транспорте - обеспечение эффективного функционирования всех видов транспорта для удовлетворения потребностей экономики, в частности курортно-рекреационной отрасли и населения, оживления внешнеэкономической деятельности; особая роль принадлежит морскому транспорту и развитию портовоскладского хозяйства;
в области инвестиционной и инновационной деятельности - максимально возможное увеличение альтернативных государственным капитальных вложений, прежде всего за счет привлечения внешних и внутренних инвестиций на реализацию инвестиционных и инновационных проектов на территориях приоритетного развития;
в области обустройства и социально-культурной адаптации депортированных народов, возвращающихся в Крым, - реализация первоочередных мер, определенных Постановлением Кабинета Министров Украины от 18 марта 1996 года N 331 ( 331-96-п ) "Об осуществлении мер по разрешению социально-экономических, этнических и гуманитарных проблем в Автономной Республике Крым".
2. КУРОРТНО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Повышение эффективности работы отрасли за счет увеличения количества отдыхающих, заполняемости здравниц, совершенствование структуры санаторно-курортного комплекса - основная задача на предстоящий период.
Вопросы развития курортно-туристической отрасли в комплексе со всеми отраслями народного хозяйства как реального источника пополнения бюджета всех уровней определены для Автономной Республики Крым как приоритетные.
В прогнозируемом периоде предусматривается реализация мер:
по повышению конкурентоспособности крымского
курортно-туристического продукта за счет предоставления льготных
тарифов на проезд авиа- и железнодорожным транспортом лицам,
следующим в Крым на отдых и лечение по путевкам;
повышению уровня комфортности санаторно-курортных учреждений и улучшения качества предоставляемых ими услуг;
проведению целенаправленной работы по обеспечению заполняемости здравниц, финансируемых ранее за счет государственного и республиканского бюджетов путем расширения их хозрасчетной деятельности;
активизации работы здравниц по заключению договоров на поставку продукции с предприятиями легкой и пищевой промышленности республики;
участию в проведении Всеукраинской акции по поддержке отечественного товаропроизводителя "Покупаем украинские товары - укрепляем государство"; расширению выездной торговли, особенно сельскохозяйственными предприятиями в летний период;
организации специальных рейсов авиационным и железнодорожным транспортом в период массового отдыха граждан.
В целях повышения эффективности работы отрасли намечается:
разработать генеральные планы регионального развития курортов Крыма до 2003 года;
разработать программу по развитию всех видов туризма, возможных на территории республики;
создать центры автотуризма, круизного туризма, спелеотуризма, паломнического и других на базе предприятий, которые могут быть использованы для этих целей.
В связи с тем, что одними из основных потребителей крымского курортно-туристического продукта являются граждане Российской Федерации и Республики Беларусь и эта тенденция сохранится до 2003 года, работа по увеличению этой категории отдыхающих будет проводиться по следующим направлениям:
содействие в реализации курортно-туристического продукта путем создания хозрасчетных региональных представительств в регионах Российской Федерации и Республики Беларусь;
реализация мероприятий в рамках соглашений между Автономной Республикой Крым и регионами Российской Федерации, Республики Беларусь в области курортов и туризма;
создание и поддержка в режиме круглосуточного доступа Туристического сервера Крыма в сети INTERNET;
организация рекламы возможностей крымского курорта, создание единой информационно-справочной сети о санаторно-курортном и туристском комплексе и его инфраструктуре;
создание благоприятных условий для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в индустрию отдыха и туризма.
Намечаются меры по совершенствованию структуры санаторно-курортного комплекса. С этой целью будет проведена инвентаризация объектов незавершенного строительства и разработан комплекс мер по их приватизации.
Для сохранения профильности санаторно-курортных учреждений будут разработаны предложения по критериям отбора санаторно-курортных учреждений, не подлежащих приватизации в связи с их исключительно лечебным назначением.
Предусматривается разработать комплекс мер, направленных на круглогодичную загрузку здравниц. В этих целях планируется решение вопроса об оптимизации стоимости курортного продукта в межсезонье, организации туров в осенне-зимний период, решение на уровне Кабинета Министров Украины вопроса о предоставлении налоговых льгот и "каникул" учреждениям отдыха и лечения в этот период.
Реализация основных направлений Программы позволит стимулировать деятельность не только курортно-туристической отрасли, но и других отраслей экономики, способствовать росту авторитета Крыма на внешнем и внутреннем рынках, наполнению бюджетов всех уровней.
По прогнозной оценке в 2002 году будет привлечено в Крым до 4,0 млн. отдыхающих, в том числе организованных - 1,1 млн. человек, неорганизованных - 2,9 млн. человек, что соответственно больше по сравнению с 1999 годом на 17, 37,5, 11,5 процентов. Объем реализации услуг увеличится за этот период на 15,6 процента.
Заполняемость здравниц повысится с 40,1 процента в 1999 году до 60 процентов в 2002 году.
3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС
Промышленность
Основными задачами промышленной политики на прогнозируемый период будут стабилизация и увеличение объемов производства, обеспечение структурной перестройки промышленности, повышение эффективности работы отрасли за счет развития ее приоритетных направлений.
Главными научно-техническими и производственными приоритетами отрасли являются:
повышение конкурентоспособности продукции за счет внедрения прогрессивных технологий;
модернизация с целью повышения технического уровня оборудования.
Для достижения этих целей предусматривается обеспечить:
концентрацию и эффективное использование инвестиционных ресурсов в приоритетных направлениях;
структурные изменения с целью организации производств конкурентоспособной продукции;
возобновление деятельности неработающих предприятий всех форм собственности или проведение их экономически обоснованной реструктуризации (перепрофилирование, сворачивание или ликвидация неэффективных, убыточных структурных подразделений, передача социальной сферы на баланс местных советов, осуществление процедуры банкротства);
стабилизацию работы предприятий, продолжающих снижать объемы производства, с разработкой соответствующих мер, включая замену руководителей;
сохранение научно-технического потенциала и повышение эффективности его использования;
стабилизацию энергоснабжения с одновременным снижением энергоемкости производства;
расширение внешних и внутреннего рынков;
защиту интересов крымских товаропроизводителей.
В промышленности Автономной Республики Крым к основным приоритетам отнесена пищевая промышленность.
Природно-климатические условия Крыма, его специфика как курортного региона, способствуют успешному развитию пищевой промышленности, превращению ее в одну из важнейших отраслей промышленного комплекса автономии. Для этого намечается обеспечить обновление основных фондов, внедрение новых современных технологий по производству и расфасовке продукции, в том числе по производству соевого молока на базе ЗАО "Керченский рыбоконсервный завод "Пролив". В пищевой отрасли предполагается увеличение объемов производства промышленной продукции к 2002 году по сравнению с 1999 годом на 20,0 процентов за счет предприятий винодельческой, плодоовощной, макаронной и молочной подотраслей.
Прирост объемов производства произойдет в основном за счет расширения ассортимента выпускаемой продукции, улучшения внешнего вида изделий и более активного вхождения на внутренний рынок Украины.
К наиболее актуальным проблемам отрасли следует отнести переход на выпуск фасованной продукции с использованием современных упаковочных технологий и материалов.
В связи с увеличением поголовья крупного рогатого скота в частном секторе и фермерских хозяйствах республики намечается увеличение производства молочных продуктов в 2002 году по сравнению с 1999 годом на 32,7 процента.
По выпуску макаронных изделий Крым занимает одно из ведущих мест в Украине. Прогноз на 2002 год предполагает прирост объемов производства по сравнению с 1999 годом на 22,1 процента.
Увеличение выпуска кондитерских изделий, хлеба и хлебобулочных изделий в 2002 году по сравнению с 1999 годом соответственно на 4,5 и 3,8 процента прогнозируется за счет более полного использования мощностей ОАО "Крымхлеб".
Легкая промышленность является одной из приоритетных отраслей народнохозяйственного комплекса Автономной Республики Крым.
Перспективы ее развития в значительной мере связаны с преодолением зависимости производства от импортного сырья и последовательным переходом к использованию в основном отечественных сырьевых ресурсов. К 2002 году по сравнению с 1999 годом прогнозируется увеличить объем продукции легкой промышленности в сопоставимых ценах на 7,2 процента за счет модернизации, технического перевооружения предприятий.
В данной отрасли имеются большие резервы по выпуску товаров народного потребления, в том числе курортно-рекреационного профиля.
Особое внимание будет уделяться выпуску товаров детского ассортимента, ведущее место в производстве которого занимает ЗАО "Анна".
Значительное увеличение объемов предполагается также в ОАО "Кожобувь", ОАО "Нега", ОАО "Симферопольская хлопчатобумажная ткацкая фабрика" за счет расширения ассортимента продукции и выполнения заказов по линии Министерства обороны Украины, Министерства внутренних дел Украины, Государственного комитета по охране государственной границы Украины и других центральных министерств и ведомств.
Основными задачами работы машиностроительных предприятий являются стабилизация их финансового состояния, завершение процесса реформирования отношений собственности, окончание перепрофилирования конверсионных производств, освоение и увеличение выпуска конкурентоспособной продукции, в том числе сельскохозяйственной техники с учетом потребности агропромышленного комплекса Автономной Республики Крым.
Объем производства продукции машиностроения и
металлообработки в 2002 году прогнозируется увеличить на 21,3
процента по сравнению с 1999 годом за счет:
введения новых производственных мощностей в ЗАО "КрымавтоГАЗ";
создания казенного предприятия на базе Феодосийского завода "Гидроприбор" и внедрения на заводе программы по утилизации морского вооружения;
расширения производства на ОАО "Судостроительный завод "Залив", ОАО "Керченский металлургический комбинат", Феодосийском оптическом заводе, Керченском судоремонтном заводе, ОАО "Завод "Фиолент", ОАО электромашиностроительного завода "Фирма СЭЛМА", ОАО "Крымпродмаш", ОАО "Сантехпром", ФПО "Море";
проведения реструктуризации и восстановления мощностей ОАО "Фотон", ОАО "Джанкойский машиностроительный завод", ОАО "Альбатрос";
реализации инновационных проектов ОАО "Феодосийский приборостроительный завод", ОАО "Судостроительный завод "Залив" и Феодосийского завода "Гидроприбор";
реконструкции и технического перевооружения ОАО "Керченский металлургический комбинат";
организации производства аппаратуры по переводу сельскохозяйственной техники и автотранспорта на сжиженный и сжатый газ;
освоения предприятиями производства новых видов промышленной продукции:
автомобилей "Волга", "Газель", "Соболь" новых модификаций, автомобиля "Джип "Атаман";
объективов к фотоаппаратам, бинокля пляжного, линз на основе полимерных материалов, минителескопов и оптических драйверов на Феодосийском казенном оптическом заводе;
автоматики "ГЕЛИОС" для бытовых отопительных котлов, механизмов электрических однооборотных (МЭО) для тепловых и атомных станций, промышленных котельных, бытовых газовых и электрических счетчиков в ОАО "Феодосийский приборостроительный завод";
обратного клапана для предотвращения выбросов при проведении технологических операций на нефтяных скважинах, вентиля углового на 1000 Атм., счетчиков учета жидкости, закачиваемой в нефтяные скважины для поднятия пластового давления в ОАО "Феодосийский механический завод";
автоматизированной линии укупорки по типу "Твист-Офф" в ОАО "Крымпродмаш";
скобяных изделий по прогрессивной технологии термопокрытий синтетическими материалами в ОАО "Сантехпром";
сварочного управляемого выпрямителя для автоматической сварки под флюсом типа ВДУ-1250, освоение универсальных инвекторных источников до 300 А и 500 А в ОАО электромашиностроительного завода "Фирма СЭЛМА";
экологического комплекса очистки питьевой воды и стоков методом флокуляции (УПФ) на Феодосийском заводе "Гидроприбор";
съемной изолирующей вышки повышенной устойчивости для работ на контактной сети ВИС-5, сухого трансформатора (от ОС 1,25/10-6 до ОС 4/10-6);
телевизоров цветного изображения в ОАО "Фотон".
В химической промышленности наиболее приоритетными направлениями будут увеличение производства двуокиси титана, минеральных удобрений, соды кальцинированной, бромметила, химических средств защиты растений, красителей для легкой промышленности, товаров бытовой химии и синтетических моющих средств.
Увеличение в 2002 году производства в химической отрасли на 8,2 процента по сравнению с фактическими объемами 1999 года прогнозируется за счет:
реконструкции цеха белой фильтрации и освоения производства новых видов минеральных удобрений в ГАК "Титан";
возобновления производства синтетических красителей в ГАК "Титан";
организации стабильной работы производства бромметила, перманганата калия на Сакском химическом заводе;
проведения реконструкции и стабилизации работы содового производства, а также увеличение выпуска синтетических моющих средств в ОАО "Крымский содовый завод" и ОАО "Бытовая химия ";
организации производства новых видов бромистых солей в ОАО "Бром";
организации сбора и переработки полимерных отходов в ОАО "Поливтор".
В черной металлургии усилия будут направлены на повышение технического уровня отрасли на основе использования энергосберегающих и экологически чистых технологий. В 2002 году ожидается прирост объемов производства в сопоставимых ценах по сравнению с 1999 годом на 15,8 процента за счет проведения реструктуризации и запуска простаивающего с 1996 года ОАО "Камыш-Бурунский железорудный комбинат".
В промышленности строительных материалов к 2002 году планируется увеличить объемы производства в сопоставимых ценах по сравнению с 1999 годом на 6,6 процента за счет:
организации производства сухих строительных смесей различного назначения;
внедрения в заводское производство бетонных и железобетонных изделий специальных химических добавок, позволяющих исключить энергоемкую технологическую операцию пропаривания;
расширения выпуска эффективных мелкоштучных стеновых материалов на основе попутных продуктов камнедобычи;
на базе имеющихся сырьевых запасов и возрастающей потребности увеличения производства строительного кирпича;
наладки производства эффективных кровельных материалов (цементно-песчаной, керамической и металлической черепицы);
организации выпуска современных теплоизоляционных материалов для увеличения теплового сопротивления стен как в строящихся, так и в реконструируемых зданиях.
В стекольной промышленности в 2002 году намечается увеличение объемов производства по сравнению с 1999 годом на 4,0 процента за счет расширения ассортимента производства стеклобанки и стеклобутылки европейского стандарта, запуска и освоения новых технологий на Керченском заводе стеклоизделий и Керченском межколхозном стекольном комбинате.
В мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности в 2002 году предполагается сохранение объемов производства на уровне 1999 года за счет увеличения выпуска крупы на 8,0 процента.
Агропромышленный комплекс
Первоочередной задачей отрасли на прогнозируемый период является обеспечение финансовой стабильности и повышение эффективности работы предприятий сельскохозяйственного комплекса.
Приоритетное развитие получат производство винограда, фруктов, овощей, эфиромасличных культур, зерновое хозяйство. В животноводстве усилия будут направлены на сохранение существующего поголовья скота и птицы, укрепление сбалансированной кормовой базы, развитие скороспелых отраслей, таких как птицеводство, овцеводство и мелкотоварное свиноводство.
Реформирование собственности и структурная перестройка агропромышленного комплекса, частичное перемещение процессов производства продукции в частный сектор, переработка и реализация конкурентоспособной продукции, свободный выбор деятельности на основе аренды и приватизированной собственности, создание баланса производства и потребления на основе маркетинговых исследований позволят не только остановить негативные процессы в отрасли, но и станут первым этапом ее реанимации.
Основные направления аграрной реформы
Основными приоритетами в развитии агропромышленного комплекса до 2002 года являются:
реализация 7 принятых ранее подпрограмм развития агропромышленного комплекса:
1) развитие плодоводства и виноградарства;
2) производство овощей;
3) производство эфиромасличных и лекарственных культур;
4) производство зерна высокого качества;
5) кормопроизводство;
6) развитие животноводства;
7) реформирование собственности и структурной перестройки агропромышленного комплекса;
организация экономически эффективного производства;
формирование рынков материальных ресурсов, капитала и труда, развитие их инфраструктуры;
поощрение малого предпринимательства;
реформирование социальной сферы села и развитие ее инфраструктуры.
Размещение производства и реструктуризация
отраслей агропромышленного комплекса
С целью формирования сырьевых зон, которые гарантируют наиболее низкую себестоимость производства продукции, предусматривается обеспечить размещение производств на принципах экономической целесообразности в наиболее благоприятных природно-экономических регионах:
производство плодоовощной продукции восстанавливается вокруг городов, промышленных центров и сырьевых зон перерабатывающих предприятий;
в структуре зерновых культур увеличивается производство озимой пшеницы высокого качества, стабилизируются площади под озимым ячменем;
с целью увеличения производства белковых компонентов для сбалансирования кормов в 4-5 раз увеличатся площади под озимым и яровым рапсом масличным, повысится удельный вес многолетних трав в структуре кормовых культур;
прогнозируется использовать в кормопроизводстве гибриды сорго-суданской травы, более приспособленные к условиям суходольной системы земледелия, наладить производство сеяных кормовых культур для обеспечения личного подсобного хозяйства населения;
в плодоводстве предусматривается улучшить агротехнику существующих насаждений, производство плодов и ягод будет осуществлятся только с учетом использования прогрессивных технологий, закладка новых насаждений будет производиться скороплодными конкурентоспособными сортами на вегетативных подвоях, в сырьевых зонах перерабатывающих предприятий предусматривается закладка промышленных садов с учетом максимально возможной механизации, включая уборку;
в виноградарстве наряду с улучшением агротехники существующих насаждений предусматривается осуществить реконструкцию и закладку новых насаждений за счет расширения посадки сортов винограда шампанского направления;
на рыночных взаимоприемлемых условиях, учитывая, что производство овощей и картофеля в основном сосредотачивается в частном секторе, на крупные сельскохозяйственные предприятия и научные учреждения возлагаются функции по обеспечению приусадебных хозяйств семенами, оказанию услуг по обработке почвы, консультированию по агротехнике выращиваемых культур, защите посевов и насаждений от болезней и вредителей.
Использование земель и повышение их плодородия
Новые подходы к использованию земли и повышению плодородия почв будут строиться на приоритетности в системах ведения земледелия, природоохранных мероприятиях восстановления и повышения естественного плодородия почв в условиях частного землевладения и землепользования:
минимизация обработки земли, использование природных особенностей почв;
оптимальное соотношение структуры пашни, пастбищ, сенокосов и многолетних насаждений;
внедрение прогрессивных технологий с целью снижения уровня распаханности земли с учетом новой концепции продовольственного обеспечения;
расширение площадей под многолетними травами;
гипсование засоленных земель.
С целью повышения противоэрозионной устойчивости и продуктивности угодий расширяются объемы применения почвозащитной системы земледелия с контурно-мелиоративной организацией территории, которая предусматривает дифференцированное использование земли в зависимости от рельефа, почвенно-климатических условий и поэтапное создание полосной и мозаичной структуры агроландшафтов.
Полеводство
Главной задачей крымского полеводства на предстоящий период является увеличение производства кормов и зерна.
Производство кормов должно обеспечить переход молочного стада и ремонтного молодняка в летний период от стойлового содержания к стойлово-пастбищному или пастбищному, в зимнее время - от силосоконцентратного типа кормления животных к сено-сенажному.
Программой запланировано увеличение площади искусственных пастбищ, повышение продуктивности естественных кормовых угодий, посевов многолетних трав, приобретение соответствующей сельскохозяйственной техники, удобрений, средств защиты растений.
Осуществление этих мероприятий позволит увеличить продуктивность животных и в 1,5-2,0 раза снизить энергоемкость отрасли, повысить производительность труда и, следовательно, уменьшить себестоимость продукции.
Зерновое хозяйство Крыма планируется сориентировать на производство зерна сильных и твердых озимых пшениц высокого качества. Для получения высококачественного зерна посевы пшеницы предполагается разместить по лучшим предшественникам и обеспечить минеральными удобрениями, в том числе производимыми в Крыму.
Площади посева озимой пшеницы в период до 2003 года будут составлять около 250 тыс. гектаров (из них до 10 тыс. гектаров твердой озимой пшеницы), а валовой сбор зерна - 650-700 тыс. тонн.
Все другие менее ценные предшественники должны быть отданы под наиболее урожайную в Крыму зерновую культуру - озимый ячмень, валовой сбор которого составит около 300-350 тыс. тонн.
Для удовлетворения потребностей отдыхающих и жителей Крыма в крупяных изделиях намечено расширить производство зерна крупяных культур (просо, гречиха, рис).
Валовой сбор зерна в 2002 году составит около 1,2 млн. тонн, из которых ориентировочно 400 тыс. тонн могут быть выделены на фуражные цели. Площади посева подсолнечника предполагается ограничить на уровне 54-56 тыс. гектаров, что даст возможность получить более 50 тыс. тонн маслосемян, из которых будет произведено около 18 тыс. тонн растительного масла. В этот же период планируется расширить площади посева рапса до 8-10 тыс. гектаров, использовать сорта высокомасличных раннеспелых видов подсолнечника, организовать выращивание в необходимом объеме семенников сахарной свеклы.
Развитие виноградарства и плодоводства
Виноградарство
Развитие отрасли намечено осуществить по двум направлениям:
производство столового винограда, главным образом в степной и предгорной зонах, обеспечивающее потребности населения Крыма, отдыхающих, и возможность продажи его за пределы Крыма.
производство технического винограда, предусматривающее возможность приготовления всего спектра вин - столовых, крепленных, марочных, ординарных и шампанских.
Важнейшей задачей отрасли является приведение в надлежащее состояние виноградников, подлежащих дальнейшей эксплуатации. Особое внимание при этом будет уделено приемам борьбы с сорняками, болезнями, вредителями и своевременному выполнению всех технологических операций.
Для повышения эффективности отрасли будет проработан опыт лучших хозяйств Крыма в осуществлении передачи виноградников в долгосрочную аренду с выдачей арендаторам определенной части выращенного винограда в их распоряжение.
С целью выработки единой политики в области виноградарства и виноделия планируется образовать координационный совет с участием специалистов Агропромышленного комбината "Крымсовхозвинпром", ПАО "Массандра", Ассоциации "Алькадар", ученых Института винограда и вина "Магарач" и Крымского государственного аграрного университета.
Предусматривается изучение вопроса и инициирование перед Кабинетом Министров Украины предложения о зачислении в доходы бюджета Автономной Республики Крым сбора на развитие виноградарства и садоводства.
Намечается привлечение инвестиций на предприятия, способные наиболее эффективно использовать их для увеличения производства продукции.
Программа предусматривает:
Мероприятия 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Произвести посадку виноградников на
площади (га) 400 400 400
Произвести ремонт молодых
виноградников (га) 50 50 50
Установить шпалеру на молодых
виноградниках (га) 400 400 400
В связи с тем, что массовые посадки виноградников начаты с 1999 года, вводятся в эксплуатацию прививочные мастерские в совхозах-заводах "Бурлюк", "Плодовое", "Заветное", "Жемчужный", "Изумрудный", будет увеличено производство саженцев в совхозе-заводе "Евпаторийский", КСК "Большевик", а/ф "Прибрежное" и доведено до 1,5-2,0 млн. штук ежегодно.
Программой намечено ежегодно в питомниках агропромышленного комплекса проводить массовую и фитосанитарную селекцию для получения высококачественного элитного материала для закладки маточников привойных лоз.
В прогнозируемом периоде будет обеспечено увеличение площадей комплексно-устойчивых сортов винограда, возобновление производства саженцев этих сортов.
Плодоводство
В прогнозируемом периоде планируется сосредоточить усилия на стабилизации и восстановлении отрасли.
С целью оценки состояния и перспективности плодовых насаждений в 2000 году предполагается провести их инвентаризацию, в результате которой будут выделены сады и площади, способные давать товарную продукцию в ближайшие 5-8 лет. При этом особое внимание будет уделено проведению комплексных агротехнических мероприятий (обрезка, защита от болезней и вредителей, орошение) в этих садах.
Инвестирование плодоводства планируется проводить адресно, поддерживая в первую очередь сохранившиеся специализированные плодоводческие хозяйства.
За счет повышения уровня агротехники, улучшения ухода за сохранившимися плодовыми насаждениями и более надежной защиты их от вредителей и болезней в 2002 году предполагается получить 220-230 тыс. тонн плодов и ягод.
Приоритетным направлением развития плодоводства является его интенсификация на основе широкого внедрения достижений науки и практики, а также совершенствования основных средств производства и производственных отношений. При этом в первую очередь будут использоваться ресурсосберегающие и экологически щадящие технологии, способствующие ускорению окупаемости молодых насаждений и снижению трудозатрат при получении продукции.
В прогнозируемом периоде будут внедряться сорта яблони с повышенной устойчивостью к болезням, сорта персика, абрикоса, черешни, устойчивые к морозам и заморозкам, создаваться сады с ранним промышленным плодоношением. Это позволит быстрее обновить сортовой состав и ускорить окупаемость затрат.
Плодовые саженцы в Крыму выращиваются в специализированных питомниководческих хозяйствах. Ежегодное производство стандартных саженцев удовлетворяет потребность хозяйств и населения в плодовых и ягодных саженцах (1,0-1,5 млн. штук).
Породный и сортовой состав выращиваемого посадочного материала будет регулироваться спросом через объединения производителей и потребителей. Весь посадочный материал будет выращиваться оздоровленным.
Основными направлениями в борьбе с вредителями и болезнями являются постепенная замена высокотоксичных для человека и животных пестицидов малотоксичными или нетоксичными средствами, совершенствование интегрированных методов защиты растений.
Намечено применять борьбу с вредителями и болезнями растений нехимическим путем.
Эффективное орошение будет способствовать повышению урожайности плодовых культур в 2-3 раза, при этом существенно повысятся качество плодовой продукции и устойчивость растений к неблагоприятным условиям.
Преимущественно будут использоваться способы орошения, приближенные к естественным: полив по бороздам, дождевание (надкроновое и подкроновое), капельный полив.
Овощеводство
Программой стабилизации развития отрасли предусматривается увеличение производства овощей для удовлетворения потребностей населения Крыма и приезжающих на отдых и лечение, перерабатывающих предприятий в сырье и продажи части продукции (ранних овощей) за пределы республики. Производство овощей во всех категориях хозяйств к 2002 году планируется на уровне около 400 тыс. тонн. С целью осуществления этой Программы планируется:
не менее 25 процентов площади открытого грунта отводить под рассадные культуры, что позволит получать большее количество ранних овощей и, вывозя часть их за пределы Крыма, значительно повысить рентабельность отрасли;
развивать рассадное хозяйство, которое обеспечит получение необходимого количества рассады для открытого грунта, широко используя биологический метод обогрева;
развивать и совершенствовать семеноводство овощных культур и сахарной свеклы с целью производства их в количестве, обеспечивающем не только потребности населения и производства, но и для продажи за пределы Крыма;
увеличить объемы выращивания раннего картофеля для нужд Крыма, организовать систему производства собственных семян картофеля в летних посадках.
Эфиромасличное производство и табаководство
Программа развития эфиромасличной отрасли в Крыму до 2003 года предусматривает:
совершенствование структуры насаждений и посевов эфироносов; в планируемый период будет отдан приоритет наиболее прибыльным и быстро окупаемым эфиромасличным культурам: шалфею мускатному, лаванде узколистной, розе эфиромасличной, лекарственным растениям; в первую очередь предусматривается внедрение новых сортов шалфея мускатного, который при коротком сроке окупаемости (1-2 года) дает высокую прибыль (с одного гектара до 1,5 тыс. грн.);
расширение площади под шалфеем с 2 до 3 тыс. гектаров, по лаванде и розе сохранение на имеющемся уровне 3,7 и 0,31 тыс. гектаров соответственно при осуществлении реконструкции площадей малопродуктивных и старовозрастных плантаций;
увеличение производства посевного и посадочного материала для перезакладки малопродуктивных и старовозрастных плантаций эфиромасличных культур (20 процентов от общего объема).
Приоритетным направлением в производстве табачного сырья является выращивание наиболее ценных, ароматических и полуароматических сортотипов "Дюбек" и "Американ".
Для реанимации отрасли, учитывая современное состояние ее рассадного хозяйства, усилия будут сосредоточены на выращивании посадочного материала в специализированных хозяйствах, имеющих соответствующую материальную базу.
Животноводство
Согласно рациональным нормам питания (395 килограммов молока, 73 килограмма мяса в убойном весе, 294 яйца на душу населения в год) общие объемы для обеспечения населения Автономной Республики Крым составляют 850 тыс. тонн молока, около 200 тыс. тонн мяса, 825 млн. штук яиц на год.
Для наращивания объемов животноводческой продукции будет осуществляться интенсификация технологии производства на предприятиях всех форм собственности за счет скороспелых отраслей мелкотоварного свиноводства и мясного птицеводства, стабилизации поголовья крупного рогатого скота, овец и роста поголовья скота и птицы в специализированных птицеводческих хозяйствах и личных подсобных хозяйствах. При этом в обеспечении бюджетных учреждений и организаций республики не менее 90 процентов будет составлять продукция предприятий агропромышленного комплекса Крыма, что будет предусмотрено в региональном заказе на каждый год.
Для улучшения снабжения потребителей молоком и молочными продуктами предусматривается:
интеграция товаропроизводителей, молокоперерабатывающих
предприятий и обслуживающих отраслей с фирменной торговой сетью и
банковскими системами;
стабилизация поголовья коров во всех категориях хозяйств на уровне 140-150 тыс. голов;
ежегодная закупка для товарных и племенных хозяйств республики 700 голов племенного молодняка крупного рогатого скота;
усовершенствование структуры кормопроизводства в соответствии с научно обоснованными нормами кормления для общественного животноводства и личных подсобных хозяйств (40-45 центнеров условных кормовых единиц на одну условную голову скота в год);
расширение сети молокоприемных пунктов, увеличение закупок молока у населения;
создание сети пунктов искусственного осеменения и ветеринарного обслуживания личного скота населения в крупных населенных пунктах.
С целью улучшения обеспечения потребителей мясом и мясопродуктами предусматривается:
создание интегрированных формирований по производству, переработке и реализации продукции с привлечением иностранных инвестиций;
интегрирование товаропроизводителей с комбикормовыми и мясоперерабатывающими предприятиями;
увеличение живой массы реализуемого крупного рогатого скота и развитие отгонного мясного животноводства на Керченском полуострове и в Присивашской зоне;
ежегодная закупка 630 племенных свиней.
Ускоренное наращивание птицеводческой продукции намечается осуществить за счет:
создания родительского стада птицы во всех категориях хозяйств;
постоянного совершенствования генетического потенциала поголовья племптицехозяйств с использованием отечественных пород, технологий и селекционных программ ведущих зарубежных фирм;
привлечения иностранных инвесторов, создания совместных предприятий, интегрированных объединений;
увеличения в птицеводческих хозяйствах площадей для производства собственных фуражных и белково-витаминных кормов.
Для сохранения и развития отрасли овцеводства намечается широко использовать имеющиеся площади, занятые под пастбищами, а также земли, которые выводятся из сельскохозяйственного оборота.
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Восстановление, модернизация и дальнейшее развитие отрасли имеют не только экономическое, но и социальное значение, так как позволят снизить уровень безработицы в сельской местности.
Главным направлением является повышение качества продукции, расширение ассортимента и применение современной тары и упаковки. Планируется приступить к техническому перевооружению отрасли с целью удешевления производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
В винодельческой промышленности, наряду с марочными и шампанскими винами, намечено увеличить производство столовых, крепленых ординарных вин, пользующихся спросом у населения и отдыхающих.
В дальнейшем развитие отрасли предусматривается в непосредственной близости от мест выращивания сырья плодов и овощей.
Техническое перевооружение отрасли
Техническое переоснащение агропромышленного комплекса предусматривает:
обновление машинно-тракторного парка, сельскохозяйственных машин и оборудования, пополнение его новыми современными высокопроизводительными машинами в соответствии с технологической потребностью, которые будут поставлены с заводов-изготовителей, в основном, через государственные лизинговые линии;
организацию работы агросервисных и ремонтных предприятий для поддержания технической готовности имеющегося у сельхозтоваропроизводителей машинно-тракторного парка; в этих целях задействуется работа инженерно-технических служб хозяйств и регионов;
внедрение в производство новых организационных форм использования сложной техники на базе долгосрочной аренды;
внедрение комплекса машин для поверхностной плоскорезной обработки почвы, обеспечивающих в дальнейшем значительную экономию топливно-энергетических ресурсов;
активизация работы ОАО "Симферопольский ремонтно-механический завод" и ОАО "Симферопольсельмаш" с ПО "Гомсельмаш" Республики Беларусь по производству кормоуборочной техники с непосредственным участием в этой программе сельхозтоваропроизводителей агропромышленного комплекса, при условии выделения из бюджета республики средств для создания регионального лизингового фонда в объеме не менее 10 млн. грн.
Реформирование собственности и структурная
перестройка в агропромышленном комплексе
Основная задача реформирования собственности и структурной перестройки в агропромышленном комплексе мобилизация материальных, финансовых, кадровых ресурсов, стабилизация и постепенное наращивание сельскохозяйственного производства. Фундаментом новых экономических отношений станет создание условий, при которых приоритетом в деятельности сельхозтоваропроизводителей будет не только пополнение бюджета, но и модернизация производства, повышение благосостояния трудящихся.
С этой целью прогнозируется к концу 2000 года завершить приватизацию сельхозпредприятий, уделив серьезное внимание вопросу передачи сельским труженикам земли, техники, недвижимости. Средства, получаемые в ходе приватизации, направлять на модернизацию и развитие производства. Создать режим правовой защиты сельхозтоваропроизводителей, наибольшего благоприятствования предпринимательству на селе.
Предусматривается активизировать работу по привлечению ресурсов и инвестиций в сельское хозяйство. В качестве одного из основных путей решения этой проблемы должно стать рыночное формирование цен на сельскохозяйственную продукцию на основе спроса и предложения в ходе биржевых и конкурсных торгов.
Важной составляющей этого процесса станет привлечение средств юридических и физических лиц на развитие сельского хозяйства.
Предусматривается принять меры по созданию на базе подразделений управления "Крымселькоммунхоз" специализированных организаций по обслуживанию объектов социальной инфраструктуры, передаваемых в коммунальную собственность.
Для формирования рыночного механизма обращения сельскохозяйственных товаров, обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимыми материально-техническими ресурсами в течение 2000-2001 годов предусматривается создать систему оптовых рынков, агроторговых домов, ярмарок, предприятий фирменной торговли, активизировать торговлю товарных бирж.
Водохозяйственный комплекс
В настоящее время из-за отсутствия средств сложилось критическое положение с завершением начатых строительством водохозяйственных объектов.
Учитывая сложившуюся ситуацию, в настоящую Программу включаются только объекты незавершенного строительства с высокой степенью строительной готовности, что позволит:
завершить строительство и ввести в эксплуатацию 566 гектаров нового орошения;
завершить реконструкцию существующего орошения и ввести в эксплуатацию 2058 гектаров;
улучшить мелиоративное состояние земель на площади 910 гектаров;
завершить строительство магистральных и разводящих сетей сельхозводоснабжения в Ленинском, Раздольненском и Черноморском районах протяженностью 88,6 км.
Предусматривается внедрение водосберегающих технологий, обеспечивающих экономное использование энергетических, водных и финансовых ресурсов, что позволит обеспечить надежную техническую эксплуатацию существующих государственных мелиоративных систем на площади 400 тыс. гектаров.
Рыбохозяйственный комплекс
Целью Программы является обеспечение комплексного развития рыбного хозяйства, решение проблемы сбалансированного питания за счет удовлетворения потребностей населения в рыбе и рыбопродукции, увеличение производства рыбной муки, кормовых добавок для сельскохозяйственных животных, организация производства из морепродуктов лекарственных препаратов и продуктов для лечебно-профилактического питания.
Для достижения этой цели предусматривается инициирование перед Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров Украины следующих вопросов:
принятия Закона Украины "О рыбном хозяйстве";
разработки и утверждения Государственной программы стабилизации и развития рыбной отрасли Украины, предусматривающей создание современной конкурентоспособной отрасли с интеграцией в мировой рынок рыбопродукции, а также необходимый комплекс мер по структурной перестройке рыбного хозяйства, научному обеспечению его развития, реанимации добывающего флота, перерабатывающего комплекса, рыбоводных предприятий, фермерских хозяйств, связанных с аква- и марикультурой;
заключения соответствующих соглашений между государствами Причерноморья о принятии совместных действий по повышению биопродуктивности и оздоровлению экологии Азово-Черноморского бассейна;
разграничения экономической зоны в Азовском и Черном морях между Украиной и Россией, согласования правил рыболовства в этих регионах;
заключения межправительственных соглашений о вылове рыбы в Мировом океане и экономических зонах иностранных государств;
оптимизации системы органов управления рыбопромышленным комплексом.
Наращивание объемов вылова рыбы и добычи морепродуктов на 12,3 процента по сравнению с 1999 годом предусматривается за счет:
активизации морского рыбного промысла в традиционных районах Азово-Черноморского бассейна, Мирового океана и в экономических зонах иностранных государств;
пополнения промыслового рыболовецкого флота судами отечественного и иностранного производства (добывающими, приемно-транспортными, научно-поисковыми, научно-исследовательскими и др.) за счет бюджетных средств, долгосрочных кредитов, на основе лизинга, совместного использования и других;
оснащения рыбопромыслового флота современным навигационным, рыбопоисковым и технологическим оборудованием;
развития береговой инфраструктуры;
повышения продуктивности прудов путем улучшения естественной кормовой базы внесением органических и минеральных удобрений и повышения качества подкормки на основе увеличения в ней содержания протеина;
создания мощностей по воспроизводству осетровых, кефалевых, камбаловых и карповых рыб, в том числе в Сивашской зоне, бухте Капсель, р/х "Волна революции" (г. Феодосия), р/х "Таврида", Каркинитском заливе, Солдатской слободе (г. Керчь), Белогорском районе, на Арабатской стрелке;
создания системы искусственных рифов нерестилищ в прибрежной зоне Азовского и Черного морей для улучшения естественного воспроизводства морских рыб;
реконструкции нагульных прудов Крымрыбакколхозсоюза, создания научно-исследовательского и учебного центра по промыслу, выращиванию и переработке гидробионтов (Донузлав), проектирования рыбоводного нагульного хозяйства на Белотуковском лимане и хозяйства рекреационного рыболовства в Аджибейчи;
создания фермерских хозяйств по товарному выращиванию и переработке мидий и других гидробионтов;
расширения и углубления фундаментальных и прикладных исследований по проблеме рационального использования и воспроизводства биоресурсов;
обеспечения научного мониторинга сырьевой базы, систем промыслового прогнозирования и управления промыслом;
проведения реструктуризации и стабилизации работы рыбодобывающих, рыбоперерабатывающих, судостроительных и судоремонтных предприятий.
Увеличение объемов производства товарной пищевой рыбной продукции на 9,5 процента по сравнению с 1999 годом предусматривается за счет наращивания сырьевой базы и решения проблемы сбыта продукции из черноморского шпрота и других маломерных рыб, изготовленной по нетрадиционным технологиям.
Строительство
Основными задачами в области капитального строительства на прогнозируемый период определены:
обеспечение максимального ввода в эксплуатацию производственных мощностей и объектов соцкультбыта за счет всех источников средств, включая нетрадиционные;
увеличение доли производственного строительства как основы экономического роста;
развитие инженерной инфраструктуры населенных пунктов и территорий республики;
защита от разрушительного действия стихийных процессов, предотвращение и устранение последствий аварий и чрезвычайных ситуаций;
улучшение финансово-экономического состояния строительной отрасли.
Для выполнения намеченных задач необходимо обеспечить приоритетное строительство объектов производственного, коммунального и природоохранного назначения, ввод в эксплуатацию газопроводов-отводов от магистрального газопровода "Джанкой - Феодосия - Керчь" к населенным пунктам восточного Крыма.
Актуальной проблемой остается необходимость стабильного бюджетного финансирования строительства по Программе возвращения и обустройства депортированных граждан в Автономной Республике Крым.
Не менее остро стоят проблемы строительства объектов соцкультбыта и инженерной инфраструктуры в сельской местности и содействия жилищному строительству, в первую очередь для социально незащищенных категорий граждан.
Для улучшения финансово-экономического положения в строительной отрасли особое внимание будет уделено проблеме обновления производственной базы отрасли, стимулированию внедрения ресурсосберегающих технологий, рациональному использованию бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования, погашению задолженности за выполненные работы.
В условиях острого дефицита бюджетных средств будет сделан акцент на привлечение дополнительных источников финансирования, включая средства отечественных и иностранных инвесторов, негосударственных предприятий и физических лиц.
Бюджетные капитальные вложения будут сконцентрированы на вводных объектах, имеющих жизненно важное значение для автономии, при условии достижения максимального ввода мощностей в эксплуатацию, социального и экономического эффекта.
С целью экономии бюджетных ресурсов будет продолжено распространение практики подрядных торгов, объединения на договорных началах средств бюджетов разных уровней, а также бюджетных средств со средствами граждан и предприятий.
Во исполнение поручений Президента Украины, постановлений Кабинета Министров Украины разработаны региональные программы, являющиеся составной частью государственных программ, в том числе:
жилищная программа на период до 2004 года;
программа сокращения количества объектов незавершенного строительства в Автономной Республике Крым на период до 2002 года;
программа реконструкции жилых зданий первых массовых серий.
Предусмотрена бюджетная поддержка долгосрочного кредитования жилищного строительства, в том числе для наиболее перспективной части населения молодежи, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 3 декабря 1997 года N 1352 ( 1352-97-п ) "О дополнительных мерах по реализации молодежной жилищной политики", а также для репатриантов с целью скорейшей нормализации условий их проживания.
Разработка и реализация Региональной программы по поддержке индивидуального жилищного строительства на селе позволит привлечь к решению жилищной проблемы на селе средства нетрадиционных источников.
Для улучшения жилищных условий участников боевых действий и военнослужащих, уволенных в запас, будут привлекаться средства местных бюджетов в размере 1,5 процента от налога на прибыль в соответствии с Законом Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" ( 1157-14 ) и использованы объекты незавершенного жилищного строительства в рамках реализации Комплексной программы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины от 29 ноября 1999 года N 2166 ( 2166-99-п ).
Реализация программы сокращения количества объектов незавершенного строительства в Автономной Республике Крым призвана сократить число таких объектов независимо от их формы собственности, отраслевой принадлежности и источников финансированя путем завершения их строительства, консервации, приватизации или демонтажа.
В целом на реализацию региональной программы сокращения количества объектов незавершенного строительства необходимо свыше 600 млн. грн., из них на продолжение строительства 580 млн. грн., на консервацию 20 млн. грн.
Основные источники финансирования Госбюджет Украины, республиканский бюджет, бюджеты городов и районов, внебюджетные средства, в том числе средства субъектов хозяйственной деятельности и граждан.
За счет Госбюджета Украины предполагается продолжить строительство объектов, начатых строительством по постановлениям Кабинета Министров Украины. В их числе водовод от Вилинского водозабора до Загорского водохранилища, тоннельный водовод в г. Ялте, канализационные очистные сооружения в городах Симферополе, Саки, Бахчисарае, Керчи, Ялте, Старом Крыму, троллейбусное депо и контактные линии в г. Керчи.
Программа предполагает привлечение средств граждан и предоставление льготных бюджетных ссуд на завершение строительства объектов жилищного назначения. Это позволит сократить количество объектов незавершенного жилищного строительства, начатых в соответствии с Программой возвращения и обустройства депортированных граждан в Автономной Республике Крым.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 29 января 1999 года N 113 ( 113-99-п ) "Об утверждении Программы проведения жилищно-коммунальной реформы на 1999-2001 годы" будет начата реализация региональных и местных программ жилищного строительства и реконструкции жилищных объектов первых массовых серий.
Программой предусматривается погашение долгов перед строительными организациями за выполненные работы по заказу Совета министров Автономной Республики Крым.
Реализация намеченных мер позволит получить следующие результаты.
Количество объектов незавершенного строительства по всем формам собственности в целом по территории будет сокращено вдвое.
Предполагается завершить строительство 516 объектов, законсервировать 16, приватизировать 62 объекта.
Прогнозируемый объем капитальных вложений в 2002 году составит 848,7 млн. грн., или 91,0 процента по сравнению с 1999 годом.
Централизованные капитальные вложения планируется направить в сумме 87,9 млн. грн., что на 4,4 процента выше уровня 1999 года. В том числе 22 млн. грн. будет направлено в строительство в соответствии с Программой возращения и обустройства депортированных граждан в Автономной Республике Крым.
Соотношение объемов капитальных вложений в строительство объектов производственного и непроизводственного назначения изменится в пользу производственного и составит соответственно 60 и 40 процентов (при 40 и 60 процентах, сложившихся в 1994-1998 гг.).
За счет ввода в эксплуатацию магистрального газопровода "Джанкой - Феодосия - Керчь", газопроводов-отводов, разводящих сетей во всех регионах Крыма будет существенно увеличена производительная база газовой отрасли.
Подача газа позволит улучшить социально-экономическое положение в ряде населенных пунктов, крупнейшие из которых г. Керчь, г. Феодосия, пгт Нижнегорский, Советский, Кировский, Ленино, Красногвардейский.
Среди наиболее значимых объектов производственного назначения, которые будут введены в эксплуатацию в прогнозируемом периоде:
завод гипсокартонных плит мощностью 2,16 млн. квадратных метров в год, г. Керчь;
комплекс по окраске автомобилей ЗАО "КрымавтоГАЗ", г. Симферополь;
вокзальные комплексы международного аэропорта "Симферополь" и железнодорожного вокзала, г. Симферополь;
техническое перевооружение и реконструкцию ОАО "Крымский содовый завод" и ГАК "Титан";
цех разлива вина со складом готовой продукции на Бахчисарайском винзаводе мощностью 1250 тыс. дал. вина в год, линию разлива вина мощностью 100 тыс. дал. вина в год на Октябрьском винзаводе, цех выкурки коньячных спиртов мощностью 10 тыс. дал. в год в совхозе-заводе "Феодосийский".
К 2002 году в сфере жилищного строительства ожидается освоение за счет всех источников финансирования 166,9 млн. грн. Ввод жилья составит 274 тыс. м2, что на 9,6 процента выше уровня 1999 года.
В коммунальное строительство планируется направить в 2002 году 74,7 млн. грн., или на 41,3 процента больше уровня 1999 года.
По отраслям "Образование", "Культура" объемы финансирования к 2002 году планируется довести соответственно до 1,0 и 1,9 млн. грн.
Запланированные объемы капитальных вложений за период с 1999 по 2002 годы в целом по территории позволят ввести ряд объектов социально-культурного и коммунального назначения, в том числе:
общеобразовательные школы на 2220 ученических мест, мастерские профтехучилищ на 480 учебных мест;
амбулаторно-поликлинические учреждения на 690 посещений в смену, больницу на 43 койки;
водоочистные сооружения объемом 21,6 тыс. м3 в сутки, 183,9 км водопровода, в том числе по заказу Республиканского комитета Автономной Республики Крым по делам национальностей и проблемам депортированных граждан 168 км;
канализационные очистные сооружения объемом 15 тыс. м3 в сутки и 7,6 км канализационных сетей;
котельные мощностью 8,0 Гкал/час и 9,2 км сетей теплоснабжения;
559,8 км газовых сетей среднего и низкого давления.
Сейсмобезопасность зданий и сооружений
Около 80 процентов территории Крыма по нормативным картам общего сейсмического районирования относится к сейсмоопасным, с ожидаемой мощностью землетрясений от 6 до 9 баллов.
Для всех зданий и сооружений, проектируемых, строящихся и уже построенных, должны быть проведены работы, учитывающие максимальный сейсмический эффект, предусмотрены профилактические мероприятия, которые бы уменьшили потери в случае сильного землетрясения.
Работы в этом направлении проводятся в рамках республиканской долгосрочной программы "Сейсмобезопасность Крыма и защита населения от сильных землетрясений", в том числе:
составление кадастра населенных пунктов с максимальной нормативной бальностью;
микросейсморайонирование территорий неблагоприятных в сейсмическом отношении городов и населенных пунктов, промышленных и других важных объектов;
выработка единой концепции, учитывающей особенности новых нормативных карт общего сейсморайонирования, локальные геолого-механические условия площадок строительства и особенности конструкции зданий и сооружений, а также разработка новых строительных норм и правил;
подготовка и проведение работ по расчету сейсмического риска наиболее крупных населенных пунктов Крыма:
паспортизация зданий и сооружений курортной зоны;
разработка схем сейсмического риска применительно к региону;
оценка параметров сейсмического риска в терминах ожидаемых экономических потерь при сейсмическом воздействии.
Транспорт и связь
Транспорт
Основной задачей работы транспортного комплекса является обеспечение эффективного функционирования всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения потребностей экономики, в частности курортно-рекреационной отрасли, и населения в перевозках, оживления внешнеэкономической деятельности.
Учитывая ситуацию, сложившуюся в промышленном и сельскохозяйственном производстве, других отраслях народного хозяйства, низкую платежеспособность основной массы населения, на предприятиях транспорта прогнозируются следующие показатели до 2003 года.
Объем перевозок пассажиров в 2002 году достигнет 165,0 млн. человек, что по сравнению с итогами 1999 года составит 104,9 процента.
Объем перевозок грузов составит 10,2 млн. тонн, или 104,0 процента к соответствующему показателю 1999 года.
На железнодорожном транспорте будут продолжены работы по реконструкции железнодорожных вокзалов, приобретению пассажирского подвижного состава, развитию сети касс предварительной продажи и сервис-центров, что позволит повысить качество и культуру обслуживания пассажиров и обеспечить рост объемов пассажирских перевозок на 6-7 процентов в 2002 году.
На автомобильном транспорте разработана комплексная программа, предусматривающая восстановление регулярного автобусного сообщения между сельскими населенными пунктами и районными центрами. Решение вопросов по централизованному финансированию обновления пассажирского подвижного состава позволит повысить культуру обслуживания населения и обеспечит рост объемов пассажирских перевозок в 2002 году на 4-5 процентов.
На морском транспорте реконструкция в Ялтинском и Феодосийском морских торговых портах причального фронта позволит обеспечить прием и обслуживание круизных судов любого класса и рост объема переработки генеральных грузов на 25-30 процентов в 2002 году.
Дальнейшее обновление парка погрузо-разгрузочной техники даст возможность значительно повысить механизацию переработки грузов.
На авиационном транспорте предусмотрено завершение реконструкции международного аэропорта "Симферополь", развитие грузовых авиаперевозок на базе аэродрома "Джанкой", расширение сети касс предварительной продажи авиабилетов в городах и районах республики, что позволит улучшить культуру обслуживания пассажиров. Прогнозируется инициирование перед Кабинетом Министров Украины передачи аэродромного комплекса "Джанкой" в коммунальную собственность города Джанкоя и развитие на его базе грузовых авиаперевозок.
На городском электротранспорте предусматривается реализация мероприятий по эффективному использованию подвижного состава за счет организации на производственной базе КГПП "Крымтроллейбус" изготовления и восстановления 25 процентов узлов и агрегатов, необходимых для поддержания технической готовности троллейбусов.
Планируется также:
обновление подвижного состава на лизинговой основе;
дальнейшее развитие троллейбусного движения в Крыму за счет завершения строительства троллейбусного депо и объектов по пуску маршрутов Керченского городского электротранспорта;
улучшение системы обеспечения запасными частями подвижного состава путем размещения заказов на промышленных предприятиях Украины.
Связь
В данной отрасли согласно Постановлению Кабинета Министров Украины от 4 января 1998 года N 1 ( 1-98-п ) осуществляется второй этап реструктуризации предприятий "Укртелеком" и "Укрпочта", целью которого является привлечение инвестиций для развития отрасли, достижение среднеевропейского уровня развития систем телекоммуникаций.
К 2002 году предусматривается доведение объема услуг связи до 200,0 млн. грн., в том числе населению до 100 млн. грн., что составляет соответственно 107,3 процента и 110,6 процента по сравнению с объемами услуг, предоставленных в 1999 году.
Электросвязь
Среднюю плотность телефонной сети планируется довести к 2002 году до 48 телефонных аппаратов на 100 семей. По состоянию на 1 января 2000 года этот показатель составил 44,99 телефонов.
Завершение строительства и ввод в эксплуатацию ВОЛС "Таврия" позволит повысить качество междугородной связи, будет способствовать развитию современных информационных технологий.
Модернизация парка международных таксофонов с переводом на карточный способ платежей позволит увеличить объем услуг населению в курортный период.
Ввод в действие мощностей электросвязи в период 2000-2002 годов составит 25036 номеров телефонных станций, что на 46,3 процента больше, чем за 1996-1999 годы.
В целях сохранения сложившихся тенденций роста необходимо решение вопросов компенсации предприятиям связи стоимости предоставления услуг электросвязи и установки телефонов льготным категориям граждан.
Реализация Республиканской программы мероприятий по телефонизации квартир и домовладений инвалидов и участников войны ( rb0725002-99 ) позволит удовлетворить до конца 2002 года потребности 1488 инвалидов и 4390 участников войны.
Почтовая связь
В 2002 году прогнозируется довести объем услуг до 25,0 млн. грн., в том числе населению 9,0 млн. грн., что составит соответственно 112,6 процента и 120,0 процента по сравнению с объемами услуг 1999 года.
Для стабилизации работы почтовой подотрасли намечается решение вопросов компенсации стоимости распространения республиканских печатных изданий по льготному тарифу, а также восстановления статуса предприятия "Крымпочта".
Топливно-энергетический комплекс
Основными задачами отрасли на прогнозируемый период являются снижение задолженности и обеспечение текущей оплаты в полном объеме за потребленные электроэнергию и газ, увеличение добычи нефти, газа и выработки электроэнергии собственными силами.
Электроэнергетика
Электроснабжение республики осуществляется от двух основных источников: от энергосистемы Украины по магистральным линиям электропередач, которые обеспечивают 90 процентов спроса автономии на электроэнергию, и от тепловых станций, находящихся в Крыму и вырабатывающих электроэнергию в объеме до 10 процентов от спроса.
Фактически полная зависимость энергоснабжения республики от состояния энергетической отрасли Украины и ее тупиковое положение создают определенные проблемы в энергообеспечении автономии.
Одним из главных направлений развития электроэнергетики в прогнозируемом периоде станет развитие собственных генерирующих мощностей, строительство и ввод в эксплуатацию новых электросетевых объектов, ветроагрегатов, солнечных коллекторов, геотермальных установок, мини-ГЭС и других нетрадиционных источников энергии, внедрение энергосберегающих технологий.

................
Перейти до повного тексту