- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
Решение
Экономического совета Содружества Независимых Государств о Концепции присоединения государств-участников СНГ к международным конвенциям и соглашениям в области автомобильных перевозок
(Москва, 25 мая 2000 года) |
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить Концепцию присоединения государств-участников СНГ к международным конвенциям и соглашениям в области автомобильных перевозок, подготовленную Координационным транспортным совещанием государств-участников СНГ (КТС СНГ) совместно с Департаментом транспорта и коммуникаций зоны свободной торговли Исполнительного комитета СНГ и рассмотренную Комиссией по экономическим вопросам.
2. Направить указанную Концепцию в государства-участники СНГ для использования при решении проблем интеграции национальных транспортных систем в общеевропейскую и мировую транспортные системы.
3. Поручить КТС СНГ совместно с названным департаментом разработать на основе положений данной Концепции проект программы развития рынка международных автомобильных услуг и внести его на рассмотрение Комиссии по экономическим вопросам в 2001 г.
Председатель Экономического совета Содружества Независимых Государств | Л. Козик |
Концепция
присоединения государств-участников СНГ к международным конвенциям и соглашениям в области автомобильных перевозок
I. Общие положения
Целью данного документа является создание в государствах-участниках СНГ условий для интеграции национальных транспортных систем в общеевропейскую и мировую транспортные системы на основе гармонизации действующей и разрабатываемой законодательной и нормативно-правовой базы, использования унифицированных транспортных технологий в соответствии с требованиями и параметрами, установленными международными конвенциями и соглашениями.
Основная задача Концепции - разработка для государств-участников СНГ общей стратегии присоединения к международным конвенциям и соглашениям в области грузовых и пассажирских перевозок, выполняемых автомобильным транспортом в международном сообщении.
Присоединение государств-участников СНГ к международным конвенциям и соглашениям в области автомобильных перевозок обусловлено необходимостью интеграции транспортно-дорожного комплекса государств-участников СНГ в международную транспортную систему для увеличения объемов международных перевозок и валютных поступлений, сокращения транспортных затрат, приближения к международным стандартам сроков доставки пассажиров и грузов, энергетических и экологических показателей работы транспорта.
Концепция рекомендует взять за основу принципы международной транспортной политики, которые включают: политические аспекты, социальный прогресс, развитие инфраструктуры и сервиса, технические и технологические проблемы сертификации товаров, продукции и услуг. Переход на эти принципы должен осуществляться постепенно, поэтапно, с учетом принятой в каждом из государств-участников СНГ соответствующей законодательной и правовой базы.
В Концепции содержится анализ современного состояния рынка транспортных услуг и формирования нормативной базы международных автомобильных перевозок, вариант приоритетности присоединения государств-участников СНГ к конвенциям и соглашениям, который максимально учитывает их интересы, представлена прогнозная оценка эффективности присоединения, определена этапность проведения работ.
Концепция разработана по результатам обобщения транспортных законодательств, международных договоров государств-участников СНГ, которые входят в международные транспортные организации, занимают важное геополитическое положение, имеют развитую промышленность, способную изготавливать и обслуживать современные транспортные средства, дорожно-строительную технику, а также мощный потенциал научных, учебных заведений и квалифицированных кадров.
При подготовке Концепции использовались положения межправительственных договоров о международном автомобильном сообщении, опыт присоединения государств-участников СНГ к международным конвенциям и соглашениям, а также предложения министерств транспорта государств-участников СНГ, разработки, обоснования и другие материалы.
Концепция должна стать организационно-методическим ориентиром для органов исполнительной власти государств-участников СНГ, связанным с деятельностью дорожно-транспортного комплекса, а ее положения - основой программ присоединения к международным конвенциям и соглашениям в области автомобильных перевозок.
II. Оценка современного состояния
Характеристика международного рынка автотранспортных услуг на современном этапе
Несмотря на общий спад производства и снижение объемов перевозок грузов автотранспортом во внутреннем сообщении, международные автомобильные перевозки в государствах СНГ за последние 7 - 8 лет возрастали достаточно высокими темпами. Об этом свидетельствуют статистические данные по ряду государств СНГ (Российская Федерация, Украина и др.).
Приведенные данные по России соответствуют общим тенденциям развития автомобильных перевозок в государствах Содружества. В России объем международных автомобильных перевозок грузов со странами дальнего зарубежья в 1999 г. составил 13,4 млн. т и по сравнению с 1990 г. возрос почти в 7 раз; причем в предкризисном 1997 году объем этих перевозок составлял более 15,5 млн. т.
В 1999 году объем международных автомобильных перевозок грузов, выполняемых Россией с государствами СНГ, остался практически без изменений и составил 2,4 млн. т.
В объеме международных автомобильных перевозок России со странами СНГ наибольшую долю составили перевозки с Казахстаном - 46%, Украиной - 30%, со всеми остальными государствами СНГ - 24%.
Доля автомобильного транспорта в общем объеме перевозок внешнеторговых грузов всех видов транспорта (исключая трубопроводный) в России в настоящее время составляет 5%, в то время как в странах Европейского союза - 46%.
В 1999 г. доля национальных перевозчиков в общем объеме международных автомобильных перевозок грузов в России со странами дальнего зарубежья оказалась весьма низкой и составила 35,9%, доля перевозчиков стран дальнего зарубежья - 39,8%, а перевозчиков государств СНГ - 24,3%.
Средняя стоимость 1 тонны внешнеторговых грузов, перевозимых в России в 1999 году автомобильным транспортом, составила 52 долл. США, на железнодорожном транспорте - 128 долл., на водном - 180 долл. В связи с этим доля автомобильного транспорта по общей стоимости всего объема перевозимых внешнеторговых грузов среди других видов транспорта составляет 28,4%. Эта доля на железнодорожном транспорте, выполнившем перевозки объемом свыше 157 млн. т указанных грузов, составляет 25%, а на водном транспорте обеспечившем перевозки внешнеторговых грузов 144 млн. т, доля по стоимости составила 32,5%.
Анализ грузопотоков показывает, что основная часть автотранспортных перевозок внешнеторговых грузов в России осуществляется по автомагистралям, входящим в состав международных транспортных коридоров N 2 и N 9, продленных соответственно от Москвы до Нижнего Новгорода с последующим выходом на регионы Урала и Сибири, и от Москвы до Астрахани и Новороссийска. Доля указанных перевозок по этим коридорам составляет примерно 70% от всего объема внешнеторговых грузов.
В ближайшие 2 - 3 года роль и значение международных транспортных коридоров в развитии перевозок указанных грузов в России и в других государствах СНГ значительно возрастет, что потребует решения комплекса вопросов, в том числе по:
- гармонизации транспортной нормативно-правовой базы государств СНГ с европейской законодательной системой в этой области;
- проведению и необходимости унификации параметров и основных требований к технологическим перевозочным системам;
- созданию инфраструктуры для обеспечения высокоэффективного транспортного обслуживания участников перевозочного процесса (сети терминалов, станций технического обслуживания и ремонта, мотелей и кемпингов с охраняемыми стоянками, системы надежной связи и др.).
К основным проблемам международного рынка автомобильных услуг для государств-участников СНГ следует отнести:
- необходимость либерализации международных автомобильных перевозок на принципах взаимности и паритета с зарубежными партнерами и ликвидации барьеров при осуществлении этих перевозок;
- отсутствие унифицированной нормативно-правовой базы, используемой при осуществлении международных автомобильных перевозок;
- защиту интересов отечественных перевозчиков от недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных партнеров;
- совершенствование системы организации и технологических процессов при выполнении международных перевозок с учетом преимущественного развития этих перевозок по международным транспортным коридорам на основе разрешительной системы, установленной на основе двусторонних межправительственных соглашений, а также в рамках ЕКМТ - в части широкого использования многоразовых разрешений.
Усиливающаяся глобализация мировой экономики, усложнение и взаимопереплетение хозяйственных процессов не только не нивелируют национально-государственные интересы, но и вынуждают искать новые пути для их защиты на мировом рынке. Несовершенство транспортной стратегии государств-участников СНГ не позволяет в полной мере реализовать принципы международной транспортной политики.
В условиях структурной перестройки экономики государств-участников СНГ первостепенное значение имеют расширение и углубление международного сотрудничества, создающего основы и необходимые предпосылки для интеграции национальных транспортных комплексов в мировую транспортную систему и способствующего достижению более высокого организационно-технического уровня развития этих комплексов. Например, для создания и функционирования сети транспортных коридоров, организации перевозок на них существует значительное количество нормативных актов, технических документов, требований, стандартов и т.д. Украина согласовала лишь часть этих документов (около 20 из 50 главных) при общем их количестве в несколько сотен.
Как показывает анализ, эффективность работы транспортного комплекса государств-участников СНГ остается невысокой, намечается тревожная тенденция увеличения доли транспортных расходов в валовом внутреннем продукте. Так, например, если в США в течение 5 лет наблюдается средний годовой прирост валового внутреннего продукта на 2,8% при среднем приросте объема перевозок на 2%, то в государствах-участниках СНГ в 1999 году стоимость услуг транспорта и связи в валовом внутреннем продукте увеличилась в 2 раза.
Устранение недостатков развития транспортного комплекса, по мнению специалистов, позволит в условиях единого правового и экономического пространства СНГ достичь значительного прироста валового внутреннего продукта, обусловленного повышением эффективности функционирования транспортной системы.
Законодательная и нормативно-правовая база
Для улучшения условий выполнения международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров, обеспечения безопасности дорожного движения, унификации основных требований к автотранспортным средствам, автомобильным дорогам, дорожным знакам и сигналам в мировой практике используются не менее 44 международных конвенций и соглашений в области автомобильного транспорта, которые подготовлены в основном Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН. Их перечень приведен в Приложении 1.
В настоящее время к указанным международным конвенциям и соглашениям присоединились многие европейские страны, а также ряд стран других регионов мира. Наибольшее количество стран присоединилось к следующим конвенциям и соглашениям:
Конвенция о дорожном движении от 19 сентября 1949 г. - 92 страны;
Конвенция о таможенных льготах для туристов от 4 июня 1954 г. - 84 страны;
Практика присоединения европейских стран к международным конвенциям и соглашениям показывает, что Германией подписаны и ратифицированы 26 конвенций и соглашений, Италией - 27, Францией - 26, Финляндией - 26, Болгарией - 25, Венгрией - 26, Польшей - 2 , в том числе:
Конвенция о таможенных льготах для туристов;
Европейская конвенция о таможенном режиме, применяемом к поддонам, используемым при международных перевозках;
Таможенная конвенция, касающаяся временного ввоза дорожных перевозочных средств, служащих для коммерческих целей;
Учитывая высокий уровень развития международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров в перечисленных странах, а также многолетний опыт их работы по осуществлению этих перевозок в различные регионы Европы, Азии, Африки и в государства СНГ, можно констатировать, что названные конвенции и соглашения относятся к важнейшим международным документам для использования при международном автомобильном сообщении.
Присоединение государств СНГ к этим конвенциям и соглашениям в сравнении с указанными 7 европейскими странами видно из Приложения 2. Так, в настоящее время из 26 важнейших конвенций и соглашений, к которым практически все указанные европейские страны присоединились единогласно, государства СНГ участвуют в одной конвенции и почти все из них - только в четырех.
Практика присоединения государств-участников СНГ к международным конвенциям и соглашениям показывает, что Российской Федерацией подписаны и ратифицированы 21 конвенция и соглашение, Республикой Беларусь - 14, Республикой Казахстан - 9, Украиной - 8, Республикой Узбекистан - 11, Кыргызской Республикой - 6, Республикой Молдова - 6, Туркменистаном - 6, Республикой Таджикистан - 5, Грузией - 4, Азербайджанской Республикой - 3, Республикой Армения - 2.
Характеристика конвенций и соглашений по количеству присоединившихся государств-участников СНГ:
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от
19 мая 1956 г. - 8 стран;
Конвенция о таможенных льготах для туристов - 1 страна;
Протокол о внесении поправок в Европейское соглашение ДОПОГ - 1 страна.
Таким образом, государства-участники СНГ уделяют внимание присоединению к международным конвенциям и соглашениям и соответственно к формированию законодательной и нормативно-правовой базы международных автомобильных перевозок.
Однако имеют место различные сдерживающие обстоятельства, к которым относятся:
- недостаток исчерпывающей информации о механизме присоединения к международным конвенциям и соглашениям;
- финансовые трудности, связанные с присоединением к ним;
- недостаточная скоординированность действий по присоединению.
III. Подходы к решению проблемы
Важным этапом при формировании законодательной и нормативно-правовой базы международных автомобильных перевозок является изучение и выбор наиболее актуальных международных конвенций и соглашений, а также экономическое обоснование путей присоединения государств-участников СНГ к ним. При этом следует учитывать вопросы гармонизации внутренних транспортных законодательств с действующими международными конвенциями и соглашениями.
Целесообразность присоединения государств-участников СНГ к международным конвенциям и соглашениям должна предусматривать:
безопасность перевозки и защиту окружающей среды;
учет объемов автомобильных перевозок, кратко- и долгосрочный прогнозы их развития в странах дальнего зарубежья и странах СНГ;
обустройство международных транспортных коридоров;
сохранность, переработку грузов разной номенклатуры и перевозку крупногабаритных, тяжеловесных грузов;
лицензирование и сертификацию транспортных средств, товаров, продукции и услуг, а также создание транспортно-экспедиционной системы.
Присоединение к международным конвенциям и соглашениям, с одной стороны, предполагает постепенную либерализацию условий перевозок на международных транспортных рынках и углубление сотрудничества в области транспорта, а с другой стороны, потребует принятия ряда мер по обеспечению защиты интересов национальных перевозчиков и пользователей автотранспортных услуг.
В процессе подготовки материалов по присоединению к международным конвенциям и соглашениям министерства транспорта государств-участников СНГ посредством оценки политических, финансово-экономических, технических, технологических факторов должны проводить технико-экономическое обоснование последствий такого присоединения. При этом необходимо учитывать инвестиции для совершенствования материально-технической базы автотранспорта, возможные вступительные взносы, а также расходы, связанные с переводом соответствующих материалов и командировками.
При присоединении к международным конвенциям и соглашениям необходимо уделить особое внимание созданию национальным автоперевозчикам благоприятных условий для осуществления перевозок (например, за счет упрощения процедур по таможенному досмотру и оформлению документации), использованию эффективного подвижного состава и внедрению прогрессивных технологий перевозок (терминальной, модальной, контейнерной, с применением поддонов и др.), уменьшению дорожных и других сборов, а также штрафных санкций при перевозке по территориям иностранных государств, сокращению потерь груза во время его транспортировки, уменьшению количества дорожно-транспортных происшествий и др.
Несколько примеров:
при присоединении к Европейскому соглашению
ДОПОГ учитывается уменьшение ущерба участников перевозочного процесса, а также третьих лиц за счет снижения вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций во время транспортировки и хранения опасных грузов
при присоединении к
Соглашению СПС учитывается сокращение потерь скоропортящихся грузов за счет применения прогрессивных технологий перевозки и современных специализированных автотранспортных средств, которые отвечают международным требованиям, нормативам и сертификатам.
IV. Приоритетные направления и технико-экономическое обоснование присоединения к конвенциям и соглашениям
На основе прогноза развития экономик государств-участников СНГ с точки зрения международных перевозок, научных, технико-экономических изысканий, обобщения предложений от транспортных министерств государств СНГ, изучения опыта ряда европейских стран по применению международных конвенций и соглашений рекомендуются для присоединения как наиболее приоритетные международные конвенции и соглашения, представленные в таблице.
N п/п |
Наименование конвенции и соглашения |
Особенности конвенции и соглашения |
Технико-экономическое обоснование |
1 |
2 |
3 |
4 |
Конвенции и соглашения, обеспечивающие безопасность движения, защиту окружающей среды, внедрение прогрессивных технологий перевозок |
1 |
Европейское соглашение о международных автомагистралях (СМА) от 15 ноября 1975 г. |
Способствуют развитию международных транспортных коридоров и возможности их продления в регионы Центральной Азии и Закавказья |
Для Украины среднегодовой экономический эффект от улучшения условий движения на автомобильных дорогах составит около 100 млн. долл. США |
2 |
Европейское соглашение о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектам (СЛКП) от 1 февраля 1991 г. |
3 |
Конвенция о дорожном движении от 8 ноября 1968 г. |
Способствуют адаптации нормативно-правовой базы в области обустройства дорог и дорожного движения с европейской, а также упорядочения лицензирования и сертификации на автомобильном транспорте |
Способствуют сокращению средней продолжительности доставки пассажиров и грузов к месту назначения с 24 - 48 час. до 18 - 36 час.; уменьшению экологического ущерба, загрязнения атмосферы с 78,3% до 58,2%; снижению аварийности на 30 - 35% |
4 |
Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожном движении (1968 года) от 1 мая 1971 г. |
5 |
Протокол о дорожных знаках и сигналах от 19 сентября 1949 г. |
6 |
Конвенция о дорожных знаках и сигналах от 8 ноября 1968 г. |
7 |
Европейское соглашение, дополняющееКонвенцию о дорожных знаках и сигналах (1968 года) от 1 мая 1971 г. |
8 |
Протокол о разметке дорог к Европейскому соглашению, дополняющему Конвенцию о дорожных знаках и сигналах от 1 марта 1973 г. |
9 |
Соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств от 20 марта 1958 г. |
Соглашение, обеспечивающее режим труда и отдыха водителей |
10 |
Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) от 1 июля 1970 г. |
Устанавливает единые требования к режимам труда и отдыха водителей автомобилей |
Способствует снижению аварийности на 10 - 15% и повышению производительности труда водителей на 25 - 30% |
Конвенции правового обеспечения перевозки грузов |
11 |
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 г. |
Устанавливают правовые взаимоотношения сторон при международных автомобильных перевозках грузов |
Способствуют сокращению срока доставки грузов на 15 - 20% |
12 |
Протокол кКонвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 5 июля 1978 г. |
Конвенции, обеспечивающие улучшение условий перевозки (таможенные вопросы) |
13 |
Конвенция о таможенных льготах для туристов, подписанная в Нью-Йорке 4 июня 1954 г. |
Упрощают таможенные процедуры и улучшают условия международных перевозок |
Способствуют сокращению простоев автомобилей, автопоездов при международных перевозках на пограничных переходах на 10 - 15% |
14 |
Таможенная конвенция о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств, подписанная в Нью-Йорке 4 июня 1954 г. |
15 |
Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) от 14 ноября 1975 г. |
16 |
Таможенная конвенция, касающаяся временного ввоза дорожных перевозочных средств, служащих для коммерческих целей от 18 мая 1956 г. |
17 18 |
Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров от 2 декабря 1972 г. |
Европейская конвенция о таможенном режиме, применяемом к поддонам, используемым в международных перевозках от 9 декабря 1960 г. |
19 |
Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах от 21 октября 1982 г. |
Соглашения, обеспечивающие перевозку опасных и скоропортящихся грузов |
20 |
Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 30 сентября 1957 г. |
Устанавливают единые международные стандартизированные требования к перевозке опасных грузов |
Способствуют снижению вероятностей возникновения чрезвычайных ситуаций на 30 - 35%, сокращению уровня вреда окружающей среде, жизни и здоровью людей на 25 - 40% |
21 |
Протокол о внесении поправок в статьи 1 "а", 14.1 и статью 14.3 Европейского соглашения от 30 сентября 1957 г. о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 28 октября 1993 г. |
22 |
Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС) от 1 сентября 1970 г. |
Устанавливает единые международные стандартизированные требования к перевозке скоропортящихся грузов |
Способствует сокращению потерь грузов при перевозке |
Конвенции и соглашения, обеспечивающие перевозку пассажиров |
23 |
Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа (КМАПП), подписанная главами правительств государств- участников СНГ 9 октября 1997 г. |
Унифицирует условия международных перевозок пассажиров автобусами в государства- участники СНГ |
Способствует развитию экономической интеграции и согласованности действий в условиях общего экономического пространства, упрощению процедуры пересечения границ, защите законных прав и интересов пассажиров, а также является основой для разработки скоординированных транспортных систем, сертификации и порядка лицензирования |
24 |
Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КАПП) от 1 марта 1973 года и Протокол к ней от 5 июля 1978 г. |
Устанавливает порядок и размеры выплат перевозчиками за вред, причиненный пассажирам, и ущерб их багажу |
Обеспечивает выполнение европейских стандартов по защите законных прав и интересов пассажиров и снижает на 10 - 15% доходы перевозчиков |
25 |
Европейское соглашение по международным нерегулярным перевозкам пассажиров автобусами (ИНТЕРБУС), Проект ЕЭК ООН |
Унифицирует технологические требования при выполнении нерегулярных перевозок пассажиров |
Способствует увеличению объемов международных перевозок на 25 - 30% |
26 |
Международное соглашение (Универсальный договор) по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств по системе "Зеленая карта" от 20 октября 1989 г. |
Определяет условия и порядок обязательного страхования гражданской ответственности при международных перевозках |
Для Российской Федерации способствует ежегодному увеличению валютных поступлений от страхования до 20 млн. долл. США |
Соглашения, обеспечивающие сертификацию услуг автомобильного транспорта |
27 |
Соглашение о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров. Одобрено на Конференции ЕЭК ООН 13 ноября 1997 г. |
Предусматривается выдача международных сертификатов технического осмотра транспортных средств |
Для Российской Федерации и Украины гармонизация требований к сертификации технического обслуживания и ремонта автомобилей позволит на 30 - 35% сократить количество дорожно-транспортных происшествий, на 10 - 15% сократить вредные выбросы в атмосферу |
V. Выводы
Реализация Концепции будет способствовать созданию благоприятных условий для концентрации ресурсов в целях обустройства международных транспортных коридоров, создания транспортно-экспедиционной системы, внедрения лицензирования и сертификации продукции, товаров и услуг автомобильного транспорта.
Для наиболее полной и эффективной реализации общепризнанных принципов и норм международного права органам исполнительной власти государств-участников СНГ необходимо разработать программы присоединения к международным соглашениям и конвенциям в области автомобильных перевозок, приведенным в настоящей Концепции (см. таблицу). Осуществление предусмотренных Концепцией процедур присоединения к конвенциям и соглашениям в области автомобильного транспорта обеспечит повышение уровня транспортного обслуживания при осуществлении международных перевозок и эффективное использование всех видов ресурсов транспортной системы.
................Перейти до повного тексту