- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Резолюція
РЕЗОЛЮЦИЯ 2077 (2012),
принятая Советом Безопасности на его 6867-м заседании
21 ноября 2012 года
Совет Безопасности,
ссылаясь на свои предыдущие резолюции, касающиеся ситуации в Сомали, особенно резолюции
1814 (2008),
1816 (2008),
1838 (2008),
1844 (2008),
1846 (2008),
1851 (2008),
1897 (2009),
1918 (2010),
1950 (2010),
1976 (2011),
2015 (2011) и
2020 (2011), а также на заявление своего Председателя (S/PRST/2010/16) от 25 августа 2010 года,
будучи по-прежнему серьезно озабочен нынешней угрозой, которую пиратство и вооруженный разбой на море против судов представляют для оперативной, безопасной и эффективной доставки гуманитарной помощи в Сомали и регион, для безопасности моряков и других лиц, для международного судоходства и безопасности морских торговых путей, а также других подвергающихся риску судов, включая рыбопромысловую деятельность в соответствии с международным правом, а также будучи серьезно озабочен распространением пиратской угрозы на западную часть Индийского океана и прилегающие морские районы и наращиванием потенциала пиратов,
выражая озабоченность по поводу сообщений о вовлечении детей в пиратскую деятельность у берегов Сомали,
признавая, что сохраняющаяся нестабильность в Сомали усугубляет проблему пиратства и вооруженного разбоя на море у берегов Сомали, и подчеркивая необходимость принятия международным сообществом всесторонних мер для пресечения пиратства и вооруженного разбоя на море и устранения коренных причин этого явления,
признавая необходимость расследований и судебного преследования не только захваченных в море подозреваемых, но и всех тех, кто подстрекает к актам пиратства и преднамеренно способствует их совершению, в том числе ключевых фигур, причастных к пиратству преступных сообществ, которые незаконно планируют, организуют, поддерживают или финансируют такие нападения и извлекают из них доходы, и вновь выражая озабоченность по поводу того, что подозреваемых в пиратстве лиц приходится освобождать без судебного разбирательства, вновь заявляя, что неосуществление судебного преследования лиц, ответственных за акты пиратства и вооруженного разбоя на море у берегов Сомали, подрывает усилия международного сообщества по борьбе с пиратством, и имея твердое намерение создать условия, обеспечивающие привлечение пиратов к ответственности,
вновь подтверждая свое уважение суверенитета, территориальной целостности, политической независимости и единства Сомали, в том числе прав Сомали в отношении офшорных природных ресурсов, включая рыбные запасы, в соответствии с международным правом, напоминая о важности предотвращения, в соответствии с международным правом, незаконного рыбного промысла и незаконного сброса отходов, включая токсичные вещества, и придавая особое значение необходимости расследования любых новых заявлений о таком незаконном рыбном промысле и сбросе отходов; отмечая доклад Генерального секретаря (S/2012/783), в котором констатируется сложность представления подробной информации о незаконном несообщаемом и нерегулируемом рыбном промысле и сбросе отходов у берегов Сомали в отсутствие адекватных систем мониторинга или отчетности и отмечается, что до настоящего времени Организация Объединенных Наций не получила достаточного подтверждения заявлений о том, что незаконный рыбный промысел и незаконный сброс отходов являются теми факторами, которые вынуждают молодых сомалийцев прибегать к пиратству, и что в настоящее время доказательства сброса токсичных отходов на суше или на море отсутствуют; подчеркивая, что озабоченность относительно защиты морской среды и ресурсов не должна отвлекать внимания от подлинной причины пиратства у берегов Сомали, которая заключается в транснациональной преступной деятельности, движущей силой которой является возможность извлечения финансовой выгоды, и с удовлетворением отмечая в этой связи доклад Генерального секретаря о защите природных ресурсов и вод Сомали (S/2011/661), подготовленный во исполнение пункта 7 резолюции
1976 (2011) Совета Безопасности,
подчеркивая основную ответственность властей Сомали в деле борьбы с пиратством и вооруженным разбоем на море у берегов Сомали и принимая к сведению несколько просьб властей Сомали об оказании международной помощи для противодействия пиратству у ее берегов, включая письмо Постоянного представителя Сомали при Организации Объединенных Наций от 5 ноября 2012 года, в котором власти Сомали выражают признательность Совету Безопасности за его помощь, выражают свою готовность рассмотреть вопрос о работе в контакте с другими государствами и региональными организациями в целях борьбы с пиратством и вооруженным разбоем на море у берегов Сомали, а также обращаются с просьбой о том, чтобы действие положений резолюции
1897 (2009) было продлено еще на двенадцать месяцев,
высоко оценивая усилия операции Европейского союза "Аталанта", Организации Североатлантического договора в рамках операций "Союзный защитник" и "Океанский щит", Объединенной оперативно-тактической группы 151 Объединенных ВМС под командованием Дании, Новой Зеландии, Пакистана, Республики Корея, Сингапура, Соединенных Штатов, Таиланда и Турции и усилия других государств, действующих в индивидуальном качестве в сотрудничестве с властями Сомали и друг с другом, в целях подавления пиратства и защиты подвергающихся риску судов, следующих транзитом через воды у берегов Сомали, и приветствуя усилия отдельных стран, включая Индию, Китай, Малайзию, Республику Корея, Российскую Федерацию и Японию, которые направили в регион корабли и/или авиацию для поддержки этих усилий, как это было отмечено в докладе Генерального секретаря (S/2012/783),
приветствуя усилия государств флага, направленные на принятие надлежащих мер, с тем чтобы разрешать судам, плавающим под их флагом и проходящим через район высокого риска, принимать на борт сотрудников подразделений по защите и вооруженных охранников, нанимаемых на частной основе, и рекомендуя государствам регулировать такую деятельность в соответствии с применимыми нормами международного права и разрешать чартерным компаниям одобрять договоренности, предусматривающие использование таких мер,
принимая к сведению просьбу ряда государств-членов относительно необходимости рассмотрения границ района высокого риска на объективной и транспарентной основе, принимая во внимание фактические случаи пиратства, отмечая, что район высокого риска определен и обозначен отраслями страхования и морских перевозок,
приветствуя предпринимаемые в регионе усилия в области наращивания потенциала по линии Целевого фонда Джибутийского кодекса Международной морской организации (ИМО) и Целевого фонда в поддержку инициатив государств, противодействующих пиратству у берегов Сомали, а также программ, планируемых Европейским союзом в рамках миссии EUCAP NESTOR, и признавая необходимость того, чтобы все вовлеченные международные и региональные организации сотрудничали в полном объеме,
с признательностью отмечая усилия, прилагаемые ИМО и судоходными компаниями по разработке и обновлению руководящих принципов, наилучших методов управления и рекомендаций с целью помочь экипажам судов предотвращать и пресекать пиратские нападения у берегов Сомали, в том числе в Аденском заливе и районе Индийского океана, и по достоинству оценивая работу, проводимую ИМО и Контактной группой по борьбе с пиратством у берегов Сомали (КГПБС); отмечает в этой связи усилия Международной организации по стандартизации, которая разрабатывает стандарты подготовки кадров и сертификации частных компаний по обеспечению морской безопасности при наборе нанимаемых на частной основе вооруженных охранников на борту судов в районах высокого риска,
с озабоченностью отмечая, что сохраняющаяся ограниченность возможностей и внутригосударственного законодательства для содействия взятию под стражу и судебному преследованию подозреваемых в пиратстве лиц после их ареста препятствует принятию более решительных международных мер в отношении пиратов у берегов Сомали и слишком часто приводит к тому, что пиратов приходится освобождать без судебного разбирательства, независимо от наличия достаточного объема доказательств для поддержки судебного преследования, и вновь заявляя, что в
Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 года ("Конвенция БНА") предусмотрено, что ее участники определяют составы преступлений, устанавливают юрисдикцию и соглашаются принять передаваемых лиц, виновных или подозреваемых в захвате судна или осуществлении контроля над ним силой или угрозой силы или путем любой другой формы запугивания,
подчеркивая важность дальнейшей активизации сбора, обеспечения сохранности и передачи компетентным властям доказательств совершения актов пиратства и вооруженного разбоя на море у берегов Сомали и приветствуя текущую работу ИМО, Интерпола и судоходных компаний по подготовке для моряков руководства по консервации места совершения преступления после актов пиратства, а также отмечая важность для успешного судебного преследования за акты пиратства предоставления морякам возможности давать показания в ходе уголовного производства,
признавая далее, что пиратские организации по-прежнему занимаются похищением людей и захватом заложников и что эта деятельность содействует получению средств для закупок оружия, вербовке в свои ряды новых членов и продолжению их деятельности, тем самым угрожая охране и безопасности ни в чем не повинных гражданских лиц, и ограничивает деятельность в области свободной торговли, и приветствуя международные усилия по сбору информации для пресечения пиратской деятельности и обмену ею, примером чего является Глобальная база данных по морскому пиратству; и отмечая текущую инициативу по созданию Регионального центра для судебного преследования по делам о пиратстве и координации разведданных, принимающей стороной которого является Республика Сейшельские Острова,
вновь подтверждая международное осуждение актов похищения людей и захвата заложников, в том числе актов, осуждаемых в
Международной конвенции о борьбе с захватом заложников, и решительно осуждая продолжающуюся практику захвата заложников, применяемую пиратами, действующими у берегов Сомали, выражая серьезную озабоченность в связи с бесчеловечными условиями, в которых содержатся захваченные заложники, признавая негативные последствия этого для членов их семей, призывая к немедленному освобождению всех заложников и отмечая важность сотрудничества государств-членов в решении проблемы захвата заложников и судебного преследования подозреваемых в пиратстве лиц за захват заложников,
высоко оценивая усилия Кении и Сейшельских Островов, направленные на судебное преследование подозреваемых в пиратстве лиц в своих национальных судах, выражая удовлетворение по поводу вовлеченности Маврикия и Танзании и рассчитывая на их дальнейшую вовлеченность, и отмечая с признательностью помощь, оказываемую Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНОДК), Целевым фондом в поддержку инициатив государств, противодействующих пиратству у берегов Сомали, и другими международными организациями и донорами в координации с КГПБС для поддержки Кении, Сейшельских Островов, Сомали и других государств в регионе в целях принятия мер по судебному преследованию пиратов, включая лиц на суше, которые содействуют им и финансируют их или их тюремному заключению в третьем государстве после судебного преследования в других странах согласно применимым международным стандартам в области прав человека, и особо подчеркивая необходимость того, чтобы государства и международные организации продолжали активизировать международные усилия в этом направлении,
приветствуя готовность национальных и региональных административных органов Сомали сотрудничать друг с другом и с государствами, подвергнувшими судебному преследованию подозреваемых в пиратстве лиц, в целях обеспечения возможности репатриации осужденных пиратов в Сомали с использованием подходящих процедур передачи заключенных, в соответствии с применимыми нормами международного права, включая международные стандарты в области прав человека,
приветствуя испрошенный в резолюции
2020 (2011) доклад Генерального секретаря (S/2012/783) об осуществлении этой резолюции и о ситуации с пиратством и вооруженным разбоем на море у берегов Сомали,
с признательностью принимая к сведению доклады Генерального секретаря о процедурах создания специальных сомалийских судов по делам о пиратстве (S/2011/360 и S/2012/50), подготовленные во исполнение пункта 26 резолюции
1976 (2011) и пункта 16 резолюции
2015 (2011), и усилия, прилагаемые в настоящее время в рамках КГПБС и Секретариата Организации Объединенных Наций по изучению возможных дополнительных механизмов для эффективного привлечения к судебной ответственности лиц, подозреваемых в пиратстве и вооруженном разбое на море у берегов Сомали, в том числе находящихся на берегу лиц, которые занимаются подстрекательством и преднамеренной поддержкой актов пиратства,
подчеркивая необходимость того, чтобы государства рассмотрели возможные методы оказания помощи морякам, ставшим жертвами пиратов, и приветствуя в этой связи проводимую в настоящее время в рамках КГПБС и ИМО работу по подготовке руководящих принципов оказания помощи морякам и другим лицам, ставшим жертвами актов пиратства,
признавая прогресс, достигнутый КГПБС, ЮНОДК и ПООНС в деле использования методов информирования общественности в целях повышения степени осведомленности об угрозах, связанных с пиратством, освещения передовых практических методов ликвидации этого преступного явления и информирования общественности об угрозах, которые возникают в связи с пиратством,
с признательностью отмечая далее предпринимаемые в настоящее время ЮНОДК и ПРООН усилия в поддержку мер по укреплению потенциала пенитенциарной системы в Сомали, включая региональные власти, в частности при поддержке Целевого фонда в поддержку инициатив государств, противодействующих пиратству у берегов Сомали, для тюремного заключения осужденных пиратов согласно применимым международным стандартам в области прав человека,
принимая во внимание Джибутийский кодекс поведения, касающийся пресечения пиратства и вооруженного разбоя против судов в западной части Индийского океана и Аденском заливе, отмечая усилия новых учрежденных центров по обмену информацией в Йемене, Кении и Танзании, текущую работу по созданию регионального центра, подготовки морских специалистов в Джибути и констатируя усилия подписавших Кодекс государств, включая новых подписавших его государств, Южную Африку и Мозамбик, развивать соответствующие нормативные и законодательные рамки для борьбы с пиратством, укрепления их потенциала в области патрулирования в водах региона, перехвата подозрительных судов и судебного преследования подозреваемых в пиратстве лиц,
подчеркивая, что мир и стабильность в Сомали, укрепление государственных институтов, экономическое и социальное развитие, уважение прав человека и верховенство права необходимы для создания условий для полного искоренения пиратства и вооруженного разбоя на море у берегов Сомали, и подчеркивая далее, что долгосрочная безопасность в Сомали основывается на эффективном развитии сомалийскими властями национальных сил безопасности Сомали,
выражая в этой связи удовлетворение по поводу выборов президента 10 сентября и последующего назначения премьер-министра и правительства, считая, что это свидетельствует о завершении переходного периода в Сомали и представляет собой важную веху в движении Сомали в направлении к более стабильной и ответственной системе управления,
отмечая, что благодаря совместным усилиям международного сообщества и частного сектора резко уменьшилось число пиратских нападений, а также похищений людей в период с 2011 года, и особо подчеркивая, что если в дальнейшем не будут предприняты меры, то значительный прогресс, достигнутый в деле сокращения числа эффективных пиратских нападений, может быть обращен вспять,
определяя, что акты пиратства и вооруженного разбоя на море у берегов Сомали осложняют ситуацию в Сомали, которая по-прежнему представляет собой угрозу международному миру и безопасности в регионе,
1. вновь заявляет, что он осуждает и порицает все акты пиратства и вооруженного разбоя против судов в водах у берегов Сомали;
................Перейти до повного тексту