1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Резолюція


Резолюция 2020 (2011),
принятая Советом Безопасности на его 6663-м заседании
22 ноября 2011 года
Совет Безопасности,
ссылаясь на свои предыдущие резолюции, касающиеся ситуации в Сомали, особенно резолюции 1814 (2008), 1816 (2008), 1838 (2008), 1844 (2008), 1846 (2008), 1851 (2008), 1897 (2009), 1918 (2010), 1950 (2010), 1976 (2011) и 2015 (2011), а также на заявление своего Председателя (S/PRST/2010/16) от 25 августа 2010 года,
будучи по-прежнему серьезно озабочен нынешней угрозой, которую пиратство и вооруженный разбой на море против судов представляют для оперативной, безопасной и эффективной доставки гуманитарной помощи в Сомали и регион, для безопасности моряков и других лиц, для международного судоходства и безопасности морских торговых путей, а также других подвергающихся риску судов, включая рыбопромысловую деятельность в соответствии с международным правом, а также будучи серьезно озабочен распространением пиратской угрозы на западную часть Индийского океана и прилегающие морские районы и наращиванием потенциала пиратов,
выражая озабоченность по поводу сообщений о вовлечении детей в пиратскую деятельность у берегов Сомали,
признавая, что сохраняющаяся нестабильность в Сомали усугубляет проблему пиратства и вооруженного разбоя на море у берегов Сомали, и подчеркивая необходимость принятия международным сообществом всесторонних мер для пресечения пиратства и вооруженного разбоя на море и устранения коренных причин этого явления,
признавая необходимость расследований и судебного преследования не только захваченных в море подозреваемых, но и всех тех, кто подстрекает к актам пиратства и преднамеренно способствует их совершению, в том числе ключевых фигур причастных к пиратству преступных сообществ, которые незаконно планируют, организуют, поддерживают или финансируют такие нападения и извлекают из них доходы, и вновь выражая озабоченность по поводу того, что большое число подозреваемых в пиратстве лиц приходится освобождать без судебного разбирательства, вновь заявляя, что неосуществление судебного преследования лиц, ответственных за акты пиратства и вооруженного разбоя на море у берегов Сомали, подрывает усилия международного сообщества по борьбе с пиратством, и имея твердое намерение создать условия, обеспечивающие привлечение пиратов к ответственности,
вновь подтверждая свое уважение суверенитета, территориальной целостности, политической независимости и единства Сомали, в том числе прав Сомали в отношении офшорных природных ресурсов, включая рыбные запасы, в соответствии с международным правом, напоминая о важности предотвращения, с соответствии с международным правом, незаконного рыбного промысла и незаконного сброса отходов, включая токсичные вещества, и подчеркивая необходимость расследования заявлений о таком незаконном рыбном промысле и сбросе отходов, и с удовлетворением отмечая в этой связи доклад Генерального секретаря о защите природных ресурсов и вод Сомали (S/2011/661), подготовленный во исполнение пункта 7 резолюции 1976 (2011) Совета Безопасности,
вновь подтверждая далее, что международное право, воплощенное в Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года ("Конвенция"), закладывает правовую основу для борьбы с пиратством и вооруженным разбоем на море, а также для других видов деятельности в Мировом океане,
вновь учитывая кризисную ситуацию в Сомали и ограниченные возможности переходного федерального правительства (ПФП) для пресечения действий - или после пресечения для преследования в судебном порядке - пиратов или для патрулирования или обеспечения безопасности вод у берегов Сомали, в том числе международных морских путей и территориальных вод Сомали,
принимая к сведению ряд просьб ПФП об оказании международной помощи в целях противодействия пиратству у берегов страны, включая письмо Постоянного представителя Сомали при Организации Объединенных Наций от 10 ноября 2011 года с выражением признательности ПФП Совету Безопасности за оказываемую им помощь и готовности ПФП рассмотреть вопрос о взаимодействии с другими государствами и региональными организациями в борьбе с пиратством и вооруженным разбоем у берегов Сомали, а также с просьбой о продлении действия положений резолюции 1897 (2009) еще на двенадцать месяцев,
высоко оценивая усилия операции Европейского союза "Аталанта", Организации Североатлантического договора в рамках операций "Союзный защитник" и "Океанский щит", Объединенной оперативно-тактической группы 151 Объединенных ВМС и других государств, действующих в индивидуальном качестве в сотрудничестве с ПФП и друг с другом, в целях подавления пиратства и защиты подвергающихся риску судов, следующих транзитом через воды у берегов Сомали, и приветствуя усилия отдельных стран, включая Индию, Исламскую Республику Иран, Йемен, Китай, Малайзию, Республику Корея, Российскую Федерацию, Саудовскую Аравию и Японию, которые направили в регион корабли и/или авиацию для поддержки этих усилий, как это было отмечено в докладе Генерального секретаря (S/2011/662),
приветствуя усилия в области наращивания потенциала, предпринятые Джибутийским кодексом Международной морской организации (ИМО), Целевым фондом Джибутийского кодекса и Целевым фондом в поддержку инициатив государств, противодействующих пиратству у берегов Сомали, и признавая необходимость того, чтобы все вовлеченные международные и региональные организации сотрудничали в полном объеме,
с признательностью отмечая усилия, прилагаемые ИМО и судоходными компаниями по разработке и обновлению руководящих принципов, наилучших методов управления и рекомендаций с целью помочь экипажам судов предотвращать и пресекать пиратские нападения у берегов Сомали, в том числе в Аденском заливе и районе Индийского океана, и отмечая работу, проводимую ИМО и Контактной группой по борьбе с пиратством у берегов Сомали (КГПБС) в отношении использования нанимаемых на частной основе вооруженных охранников на борту судов в районах высокого риска,
с озабоченностью отмечая, что сохраняющаяся ограниченность возможностей и внутригосударственного законодательства для содействия взятию под стражу и судебному преследованию подозреваемых в пиратстве лиц после их ареста препятствует принятию более решительных международных мер в отношении пиратов у берегов Сомали и в некоторых случаях приводит к тому, что пиратов приходится освобождать без судебного разбирательства, независимо от наличия достаточного объема доказательств для поддержки судебного преследования, и вновь заявляя, что в Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 года ("Конвенция БНА") предусмотрено, что ее участники определяют составы преступлений, устанавливают юрисдикцию и соглашаются принять передаваемых лиц, виновных или подозреваемых в захвате судна или осуществлении контроля над ним силой или угрозой силы или путем любой другой формы запугивания,
подчеркивая важность дальнейшей активизации сбора, обеспечения сохранности и передачи компетентным властям доказательств совершения актов пиратства и вооруженного разбоя на море у берегов Сомали и приветствуя текущую работу ИМО, Интерпола и судоходных компаний по подготовке для моряков руководства по консервации места совершения преступления после актов пиратства, а также отмечая важность для успешного судебного преследования за акты пиратства предоставления морякам возможности давать показания в ходе уголовного производства,
отмечая консенсус, достигнутый на девятой пленарной сессии КГПБС 14 июля 2011 года в отношении создания официальной Рабочей группы 5 по вопросу о "незаконных финансовых потоках, связанных с пиратством у берегов Сомали",
признавая далее, что пираты все чаще прибегают к похищению людей и захвату заложников и что эти действия помогают им получать финансовые средства для закупки оружия, вербовки новых членов и продолжения своих операций, что ставит под угрозу неприкосновенность и безопасность ни в чем не повинных гражданских лиц и ограничивает свободу торговли,
вновь подтверждая международное осуждение актов похищения людей и захвата заложников, в том числе актов, осуждаемых в Международной конвенции о борьбе с захватом заложников, и решительно осуждая продолжающуюся практику захвата заложников, применяемую подозреваемыми в пиратстве лицами, действующими у берегов Сомали, выражая серьезную озабоченность в связи с бесчеловечными условиями, в которых содержатся захваченные заложники, признавая негативные последствия этого для членов их семей, призывая к немедленному освобождению всех заложников и отмечая важность сотрудничества государств-членов в решении проблемы захвата заложников и необходимость судебного преследования подозреваемых в пиратстве лиц за захват заложников,
высоко оценивая усилия Республики Кения и Республики Сейшельские Острова, направленные на судебное преследование подозреваемых в пиратстве лиц в своих национальных судах, выражая удовлетворение по поводу вовлеченности Республики Маврикий и Объединенной Республики Танзания и отмечая с признательностью помощь, оказываемую Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНОДК), Целевым фондом в поддержку инициатив государств, противодействующих пиратству у берегов Сомали, и другими международными организациями и донорами в координации с Контактной группой по борьбе с пиратством у берегов Сомали (КГПБС) для поддержки Кении, Сейшельских Островов, Сомали и других государств в регионе, включая Йемен, в целях принятия мер по судебному преследованию пиратов, включая лиц на суше, которые содействуют им и финансируют их или их тюремному заключению в третьем государстве после судебного преследования в других странах согласно применимым международным стандартам в области прав человека, и особо подчеркивая необходимость того, чтобы государства и международные организации продолжали активизировать международные усилия в этом направлении,
приветствуя готовность национальных и региональных административных органов Сомали сотрудничать друг с другом и с государствами, подвергнувшими судебному преследованию подозреваемых в пиратстве лиц, в целях обеспечения возможности репатриации осужденных пиратов в Сомали с использованием подходящих процедур передачи заключенных, в соответствии с применимыми нормами международного права, включая международные стандарты в области прав человека,
приветствуя испрошенный в резолюции 1950 (2010) доклад Генерального секретаря (S/2011/662) об осуществлении этой резолюции и о ситуации с пиратством и вооруженным разбоем на море у берегов Сомали,
с признательностью принимая к сведению доклад Генерального секретаря о процедурах создания специальных сомалийских судов по делам о пиратстве (S/2011/360), подготовленный во исполнение пункта 26 резолюции 1976 (2011), и усилия, прилагаемые в рамках КГПБС и Секретариата Организации Объединенных Наций по изучению возможных дополнительных механизмов для эффективного привлечения к судебной ответственности лиц, подозреваемых в пиратстве и вооруженном разбое на море у берегов Сомали, в том числе находящихся на берегу лиц, которые занимаются подстрекательством и преднамеренной поддержкой актов пиратства,
подчеркивая необходимость того, чтобы государства рассмотрели возможные методы оказания помощи морякам, ставшим жертвами пиратов, и приветствуя в этой связи проводимую в настоящее время в рамках КГПБС и Международной морской организации работу по подготовке руководящих принципов оказания помощи морякам и другим лицам, ставшим жертвами актов пиратства,
с признательностью отмечая далее предпринимаемые в настоящее время ЮНОДК и ПРООН усилия в поддержку мер по укреплению потенциала пенитенциарной системы в Сомали, включая региональные власти, в частности при поддержке Целевого фонда в поддержку инициатив государств, противодействующих пиратству у берегов Сомали, для тюремного заключения осужденных пиратов согласно применимым международным стандартам в области прав человека,
принимая во внимание Джибутийский кодекс поведения, касающийся пресечения пиратства и вооруженного разбоя против судов в западной части Индийского океана и Аденском заливе, и отмечая усилия подписавших Кодекс государств развивать соответствующие нормативные и законодательные рамки для борьбы с пиратством, укрепления их потенциала в области патрулирования в водах региона, перехвата подозрительных судов и судебного преследования подозреваемых в пиратстве лиц,
подчеркивая, что мир и стабильность в Сомали, укрепление государственных институтов, экономическое и социальное развитие, уважение прав человека и верховенство права необходимы для создания условий для полного искоренения пиратства и вооруженного разбоя на море у берегов Сомали, и подчеркивая далее, что долгосрочная безопасность в Сомали основывается на эффективном развитии ПФП национальных сил безопасности, включая сомалийские полицейские силы, в рамках Джибутийского соглашения и согласно стратегии национальной безопасности,
с удовлетворением отмечая в этой связи, что в принятой 6 сентября 2011 года "дорожной карте", касающейся завершения переходного процесса в Сомали, содержится призыв к ПФП разработать совместно с региональными органами политику и законодательство по борьбе с пиратством, а также декларацию об исключительной экономической зоне в качестве ключевых задач переходных федеральных учреждений и отмечая, что Совет Безопасности оговорил свою будущую поддержку переходных федеральных учреждений условием решения задач, содержащихся в "дорожной карте",

................
Перейти до повного тексту