- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
Решение
Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности о ежегодном докладе Генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности
(Москва, 10 декабря 2010 года)
констатируя реализацию задач, поставленных в Приоритетных направлениях деятельности Организации Договора о коллективной безопасности в 2009-2010 годах, и в соответствующей части Плана основных мероприятий по всестороннему укреплению межгосударственного сотрудничества, формированию и развитию системы коллективной безопасности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности на 2006-2010 годы,
решил:
1. Принять к сведению прилагаемый Ежегодный доклад Генерального секретаря
ОДКБ.
2. Генеральному секретарю ОДКБ совместно с Постоянным советом при ОДКБ представить к 1 февраля 2011 года на утверждение Председателя Совета коллективной безопасности ОДКБ проект Плана мероприятий по реализации решений декабрьской (2010 г.) сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ.
Совершено в городе Москве 10 декабря 2010 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Секретариате Организации
Договора о коллективной безопасности, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)
Приложение
к Решению
Совета коллективной
безопасности Организации
Договора о коллективной
безопасности
от 10 декабря 2010 года
"О Ежегодном докладе
Генерального секретаря
Организации Договора
о коллективной безопасности"
ЕЖЕГОДНЫЙ ДОКЛАД
ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В отчетный период основные усилия Организации были сосредоточены на реализации решений сессий Совета коллективной безопасности (февраль и июнь 2009 года), указаний неформальных встреч глав государств-членов (август 2009 года, май и август 2010 года), а также Приоритетных направлений деятельности
ОДКБ в 2009-2010 годы при должном учете тенденций развития обстановки в мире и зоне ответственности Организации.
Новой составной частью системы коллективной безопасности, отвечающей вызовам современности, стали созданные в 2009 году Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ (КСОР). Работа Организации была нацелена на доработку нормативной правовой базы указанных Сил, их практическое формирование и подготовку КСОР к выполнению задач по предназначению, включая их оснащение современным вооружением и военной техникой.
В соответствии со вступившим в силу Соглашением о миротворческой деятельности
ОДКБ осуществлялось формирование миротворческих контингентов, предназначенных для комплектования миротворческих сил ОДКБ. Проведен первый учебно-методический сбор ответственных за эту сферу деятельности в государствах-членах. К предстоящей сессии СКБ подготовлен, согласован и вносится на рассмотрение проект Заявления государств-членов ОДКБ, в котором выражается уверенность в том, что миротворческие силы ОДКБ могут стать эффективным инструментом поддержания мира, действуя самостоятельно или в сотрудничестве с другими заинтересованными сторонами.
В связи с событиями в Кыргызстане, угрожавшими дестабилизацией этой страны и всего региона Центральной Азии,
ОДКБ первой направила в Бишкек свою делегацию для оценки положения на месте и стала инициатором оперативного сотрудничества с ООН, ОБСЕ и ЕС в целях координации усилий по мирному разрешению возникшего кризиса. Для выработки практических рекомендаций были проведены экстренные консультации секретарей советов безопасности. Глубокая проработка вопросов ситуации в Кыргызстане и ее влияния на регион стала приоритетной темой обсуждения двух неформальных встреч глав государств-членов ОДКБ летом этого года: в Москве сделаны оперативные и долгосрочные выводы, даны соответствующие указания, а в Ереване важнейшим решением саммита стало поручение подготовить предложения по развитию и совершенствованию действующего в ОДКБ механизма реагирования на кризисные ситуации и по внесению соответствующих изменений в уставные документы Организации.
В этой связи Секретариатом был оперативно подготовлен пакет из восьми проектов документов. Они рассматривались на консультациях представителей государств-членов в три этапа - 7 сентября, с 28 сентября по 1 октября, с 13 по 15 октября, а также на Консультациях заместителей министров иностранных дел, обороны, финансов и заместителей секретарей советов безопасности государств-членов ОДКБ 28 октября с.г. и на ряде заседаний Постоянного совета при
ОДКБ. По итогам проделанной работы на рассмотрение сессии СКБ ОДКБ выносятся пять проектов документов:
- Протокол о внесении изменений в Устав
ОДКБ от 7 октября 2002 года;
- Положение о порядке реагирования ОДКБ на кризисные ситуации;
- Решение СКБ ОДКБ о внесении изменений в Правила процедуры органов
ОДКБ;
- Решение СКБ ОДКБ о внесении изменений в Положение об органах ОДКБ.
Продолжалась работа по завершению претворения в жизнь положений Плана основных мероприятий по всестороннему укреплению межгосударственного сотрудничества, формированию и развитию системы коллективной безопасности в рамках Организации
Договора о коллективной безопасности на 2006-2010 годы.
Кроме того, в контексте динамичных изменений в международной обстановке и поступательного развития самой Организации во весь рост встала задача срочного обновления и разработки ряда ключевых документов: Концепции коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности, принятой еще в 1995 году; Стратегии коллективной безопасности и Системы стратегического и оперативного планирования в рамках
ОДКБ, отражающих современные требования. Соответствующий проект Решения СКБ, включающий пункт о создании в этих целях Рабочей группы из представителей государств-членов, был разработан Секретариатом, согласован и вносится на рассмотрение сессии.
В целях дальнейшего развития ОДКБ как многофункциональной организации безопасности активно реализовывались программные документы в сфере противодействия вызовам и угрозам, принятые в 2006-2009 годах. С учетом усложняющихся практических задач предпринимались усилия по активизации антитеррористического направления в деятельности Организации. В рамках ОДКБ с 2010/2011 учебного года организовано обучение в России граждан государств-членов ОДКБ по специальностям, связанным с обеспечением безопасности (выделено 300 мест). Начата систематическая работа в области обеспечения информационной безопасности государств-членов. В соответствии с указанием глав государств, данным на их неформальном саммите в городе Чолпон-Ата, на завершающей стадии находится вопрос о создании Центра информационных технологий.
В 2010 году осуществлен прорыв в развитии системного взаимодействия Организации с ООН. Принята Резолюция Генеральной Ассамблеи о сотрудничестве ООН с
ОДКБ, а также подписана Совместная декларация о сотрудничестве между Секретариатом ОДКБ и Секретариатом ООН. В процессе работы находится Резолюция 65-й сессии ГА ООН о развитии взаимодействия с ОДКБ.
Сделан крупный шаг вперед в налаживании сотрудничества ведущих организаций Евразии (ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС). 12 октября с.г. состоялась первая рабочая встреча высших административно-должностных лиц этих организаций.
В полном объеме были осуществлены мероприятия, предусмотренные Планом консультаций представителей государств-членов по вопросам внешней политики, безопасности и обороны на второе полугодие 2009 - первое полугодие 2010 г., а также на период июль - ноябрь с.г.
Проведение в жизнь указанных решений и планов, несмотря на трудности их своевременного согласования и полномасштабной реализации, способствовало повышению уровня сотрудничества государств-членов в политической и военной сферах, в совместном противодействии угрозам безопасности, в информационном взаимодействии.
Успешно развивались связи между парламентами государств-членов
ОДКБ в рамках Парламентской ассамблеи ОДКБ. Активизировалось сотрудничество парламентариев этих стран по гармонизации нормативной базы, касающейся, в частности, вопросов безопасности, налаживалось их взаимодействие в международных структурах.
I
На ситуацию в зоне ответственности
ОДКБ и прилегающих к ней районах продолжали воздействовать разноплановые глобальные и региональные факторы.
К факторам глобального действия прежде всего относились: сохраняющаяся тенденция к силовому решению кризисов; нарушения принципа недопустимости обеспечения собственной безопасности за счет безопасности других государств; растущая угроза распространения ОМУ и слишком медленное продвижение в вопросах контроля над вооружениями; вызовы международного терроризма; мировой финансово-экономический кризис, ведущий в отдельных случаях к дестабилизации социально-экономической обстановки.
В число региональных факторов в первую очередь входили: очаги конфликтов и напряженности в регионах, прилегающих с юга к зоне ответственности
ОДКБ (особенно тревожным оставалось положение в Афганистане); серьезные недостатки европейской системы безопасности и сопротивление ее адаптации; в целом сохраняющаяся возможность развязывания вооруженных конфликтов в Евразии.
На Европейский регион негативное влияние продолжали оказывать: расширение военного присутствия НАТО вблизи границ Беларуси и России, в частности активизация военной деятельности блока в странах Балтии; планы размещения ПРО США в Болгарии и Румынии, ракет ПВО в Польше; сохранение готовности к дальнейшему расширению Североатлантического альянса на восток.
В самом Кавказском регионе зоны ответственности
ОДКБ озабоченность в первую очередь вызывали продолжавшаяся милитаризация Грузии, чреватая новыми провокациями в регионе, и наращивание военного потенциала Азербайджана в условиях нерешенности нагорно-карабахского конфликта. Тем не менее определенные надежды на ослабление напряженности были связаны с началом армяно-турецкого диалога, активностью Минской группы ОБСЕ и инициативами Президента России по проведению серии трехсторонних встреч с участием президентов Армении и Азербайджана.
Потенциальную угрозу стабильности Южного Кавказа создает также возможность раскола Ирака и вовлечения соседних государств в его внутренние дела, а также вероятность возобновления крупных военных действий в прилегающем ближневосточном регионе.
Основные внешние факторы влияния на обстановку в Центральноазиатском регионе: активизация военных действий в Афганистане; нарастающая активность террористических организаций и все более изощренные попытки распространения религиозного экстремизма; возрастающий поток наркотиков из ИРА в государства-члены
ОДКБ.
Сохранялась угроза эскалации напряженности и даже военных действий в связи с иранской ядерной программой и форсированным развитием ракетного вооружения в этой стране, что негативно влияло на обстановку в Центральной Азии и на Южном Кавказе.
В 2010 году разразившийся в Киргизии внутриполитический кризис стал непосредственной угрозой дестабилизации страны и всего региона. С целью изучения положения и оценки реальных угроз, возникших для безопасности союзного государства и его соседей, в Бишкек была оперативно направлена делегация высоких представителей Секретариата
ОДКБ. С 8 по 12 апреля она провела активную работу на месте со всеми сторонами, организовала рабочие встречи со спецпредставителями международных организаций. Результаты работы делегации были рассмотрены на консультациях в формате Группы высокого уровня 27 апреля с.г.
8 мая в Москве состоялась неформальная встреча глав государств-членов ОДКБ, рассмотревших сложившуюся ситуацию и подготовленные делегацией рекомендации. На встрече прошло углубленное обсуждение положения в Кыргызстане и вокруг него, сделаны как оперативные, так и долгосрочные выводы.
В связи с трагическими событиями на юге Кыргызстана по инициативе председателя СКБ 14 июня были созваны срочные консультации секретарей советов безопасности государств-членов, по итогам которых были приняты решения, позволившие начать конкретную помощь народу и властям союзной страны, оказавшейся в кризисной ситуации.
На неформальном саммите
ОДКБ в Ереване (20-21 августа) были подведены итоги коллективной работы по содействию Кыргызстану, даны новые поручения, в том числе по подготовке пакета предложений по совершенствованию механизма реагирования ОДКБ на кризисные ситуации и внесению изменений в уставные органы Организации.
Оперативные мероприятия Временного правительства Кыргызской Республики при содействии ОДКБ и других международных организаций способствовали выводу страны из фазы острого кризиса. Достаточно успешно был проведен общенародный референдум, прошли парламентские выборы. В целом ситуация стабилизировалась. Тем не менее в условиях сохраняющейся активности экстремистских сил, сложной социально-экономической обстановки в государстве, только что пережившем крупные потрясения, сохраняется угроза безопасности союзного государства и региона в целом.
***
Руководствуясь утвержденными Советом коллективной безопасности задачами, Организация коллективными усилиями стремилась обеспечить наиболее благоприятную внешнеполитическую обстановку для государств-членов, внести конструктивный вклад в укрепление международной безопасности. Конкретно можно отметить следующие моменты.
Во-первых, государства-члены продолжали продвигать предложение Российской Стороны о разработке и заключении юридически обязывающего Договора о европейской безопасности. Особое значение в этом плане имели встречи министров иностранных дел государств-членов
ОДКБ на о. Корфу (июнь 2009 г.) и в Нью-Йорке (сентябрь 2009 г.), их активная работа на министерской сессии ОБСЕ в Афинах в декабре 2009 года, а также согласование позиций по этой тематике на рабочей встрече постпредов государств-членов ОДКБ в Нью-Йорке в январе 2010 года и на неформальном заседании министров иностранных дел в Москве 25 марта с.г. В итоге этой последовательной деятельности целесообразность рассмотрения инициативы Президента России получила более широкую поддержку государственных деятелей стран Европы и Азии.
Во-вторых, председательство Республики Казахстан в ОБСЕ с января 2010 года создало новые возможности для активного продвижения инициатив и рабочих предложений не только самого Казахстана, но и его союзников по
ОДКБ. Поддержаны выдвинутые Астаной приоритеты и План действий. Реализованы предложения о проведении в этом году в Казахстане Саммита ОБСЕ (1 декабря, Астана) и неформальной встречи министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ в июле с.г. в Алматы, а на ее "полях" - встречи руководителей ОДКБ, СНГ, ОБСЕ, ЕС и НАТО для обсуждения насущных вопросов укрепления безопасности в Евроатлантическом регионе.
В-третьих, активно взаимодействуя с представителями Афганистана, государства-члены ОДКБ способствовали большему учету потребности ИРА в реальной помощи восстановлению страны, ее социальному и правовому развитию. На двусторонней основе они активно участвовали в оказании такой помощи. Они также играли важную роль в содействии транзиту грузов для МССБ в Афганистане. Однако коллективные действия в рамках ОДКБ на афганском направлении проводить не удавалось.
В-четвертых, последовательные выступления государств-членов против размещения в Европе третьего позиционного района ПРО США, а также против форсированного расширения НАТО на пространство СНГ были одним из факторов воздействия на формирование позиций США и всего Альянса.
В то же время следует отметить, что усилия государств-членов далеко не всегда приносили искомые результаты. Так, не произошло подвижек в принципиальном подходе НАТО к возможности дальнейшего расширения Альянса, не удалось также добиться изменения позиции большинства участников
ДОВСЕ в той мере, которая позволила бы приступить к восстановлению эффективного механизма контроля над вооружениями в Европе.
Тем не менее положительный опыт скоординированной работы государств-членов свидетельствует о возможностях реального продвижения интересов Организации в целом и ее отдельных членов, подтверждает вывод о необходимости еще более тесного взаимодействия.
II
В своей деятельности Организация руководствовалась линией на "активизацию взаимодействия в международных делах в целях решения внешнеполитических задач, укрепления позиций государств-членов ОДКБ в современном мире", которая была
одобрена в Заявлении Московской (2009 года) сессии СКБ.
Особое значение для выработки единых подходов и согласованных позиций по актуальным вопросам международной повестки дня имели официальные и рабочие контакты глав государств-членов за весь межсессионный период. Конструктивным, в частности, был обмен мнениями в ходе неформальных встреч президентов в Чолпон-Ате (31 июля - 1 августа 2009 года), Москве (8 мая 2010 года) и Ереване (20-21 августа 2010 года).
Важным этапом развития внешнеполитического взаимодействия стали итоги неформального заседания СМИД в Москве 25 марта с.г. На нем достигнуто согласие относительно мер по консолидированной поддержке инициатив Республики Казахстан в качестве председательствующего государства в ОБСЕ в 2010 году и по продвижению совместных приоритетов государств-членов ОДКБ в этом формате. В принятом на заседании
Заявлении по ДНЯО было выражено единое мнение о необходимости обеспечения устойчивого функционирования этого Договора и выражена готовность государств-членов ОДКБ к конструктивной работе в целях обеспечения успеха Конференции 2010 года по рассмотрению действия ДНЯО. Министры выступили также с Заявлением о взаимодействии в работе над Договором о европейской безопасности, акцентировав свою поддержку ключевых положений проекта ДЕБ, распространенного Российской Федерацией.
Весьма полезными были уже упоминавшиеся рабочие встречи министров иностранных дел государств-членов Организации. В качестве примера следует упомянуть их содержательную встречу в Нью-Йорке 23 сентября с.г. на "полях" 65-й сессии ГА ООН. Существенный вклад в развитие взаимодействия государств-членов вносили также их регулярные личные контакты в ходе двусторонних визитов и встреч в многосторонних форматах.
Одним из важнейших направлений работы оставалось развитие сотрудничества с международными организациями, занимающимися решением проблем безопасности. Прежде всего, речь шла об Организации Объединенных Наций и таких ее органах, как Контртеррористический комитет и Управление ООН по наркотикам и преступности.
В отчетный период контакты
ОДКБ с ООН существенно активизировались. 13 января с.г. Генеральный секретарь ОДКБ выступил на заседании Совета безопасности ООН, посвященном проблематике взаимодействия ООН с региональными организациями. В рамках участия Генерального секретаря ОДКБ в работе 65-й сессии ГА ООН в сентябре с.г. состоялась его встреча с заместителем Генерального секретаря ООН Б.Пэскоу и другими должностными лицами Секретариата ООН.
2 марта с.г. после большой подготовительной работы представителей ОДКБ и постпредов государств-членов в ООН 64-я сессия Генеральной Ассамблеи приняла Резолюцию о сотрудничестве между ООН и ОДКБ, что стало новым важным этапом расширения взаимодействия между двумя организациями.
18 марта с.г. в Москве генеральные секретари ОДКБ и ООН подписали согласованную в сжатые сроки Совместную декларацию о сотрудничестве между Секретариатом
ОДКБ и Секретариатом ООН, расширяющую возможности их более оперативного взаимодействия. Начата проработка вопросов весьма перспективного взаимодействия с Департаментом Секретариата ООН по миротворчеству в связи с вступлением в силу соответствующего пакета документов Организации. Таким образом, создана база для целенаправленного расширения взаимополезных контактов и практического сотрудничества по широкому кругу вопросов.
По инициативе ОДКБ 12 октября с.г. в Москве проведена рабочая встреча высших административно-должностных лиц ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС. Были предметно обсуждены вопросы взаимодействия по направлениям, являющимся приоритетными для этих организаций. По итогам конструктивного обмена мнениями принято Решение о создании Совместной рабочей группы на уровне заместителей высших административно-должностных лиц для подготовки Сводного плана действий и последующей координации его реализации.
В этих условиях особенно актуальным становится развитие конкретного сотрудничества с ШОС. Приоритетными направлениями такого взаимодействия
ОДКБ и ШОС в складывающейся обстановке могли бы стать вопросы, связанные с Афганистаном, включая наркоугрозу.
14 декабря 2009 года вступил в силу Меморандум о сотрудничестве между Секретариатом ОДКБ и Исполнительным комитетом СНГ. На его основе 24 февраля с.г. был подписан План мероприятий по взаимодействию Секретариата ОДКБ и Исполнительного комитета СНГ. На данном этапе идет согласование проекта такого Плана на трехлетний период.
Продолжалось поступательное развитие взаимосвязей с ОБСЕ, стали регулярными выступления генеральных секретарей
ОДКБ и ОБСЕ на заседаниях этих организаций. Представители ОДКБ участвовали в заседаниях Ежегодной конференции по обзору ситуации в области безопасности, Форума по сотрудничеству в области безопасности, различных рабочих встречах и семинарах ОБСЕ. Плодотворный диалог поддерживается с ОБСЕ по вопросам постконфликтного обустройства Афганистана. Налажены контакты с Антитеррористическим подразделением ОБСЕ и Центром ОБСЕ по предотвращению конфликтов. Представители ОБСЕ участвовали в антинаркотической операции "Канал", проводимой ОДКБ. В целом успешно реализуются рассмотренные на заседании СМИД ОДКБ 14 июня 2009 г.
Основные направления развития взаимодействия ОДКБ с ОБСЕ.
Несмотря на значительно более активный интерес ряда государств-членов НАТО, включая высоких представителей США, к нашей Организации, официальные отношения ОДКБ с НАТО установить не удалось. Руководство Альянса продолжает придерживаться линии на развитие связей с государствами-членами ОДКБ исключительно на двусторонней основе. В сложившейся ситуации особое значение приобретает целенаправленное взаимодействие государств-членов ОДКБ по всей тематике, связанной с деятельностью НАТО.
Подготовлен Перечень основных направлений взаимодействия
ОДКБ и Евразийского экономического сообщества. Однако консенсусного решения по этому вопросу второй год подряд принять не удается.
На основе подписанного 16 ноября 2009 г. Протокола между Секретариатом ОДКБ и делегациями МККК в Ереване, Москве и Ташкенте начала функционировать Рабочая группа по налаживанию взаимодействия.
Установлены рабочие контакты между Секретариатом
ОДКБ и Центральноазиатским региональным информационным координационным центром по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ЦАРИКЦ).
Важным элементом работы по координации внешнеполитической деятельности государств-членов и согласованию их подходов к актуальным проблемам оставались политические консультации, проводившиеся в соответствии с Планом, утвержденным уставными органами Организации в июне 2009 года. В отчетный период существенно выросло число этих мероприятий, обогатилась их повестка дня.
В то же время и в отчетный период отмечались: отсутствие со стороны государств-членов инициативной постановки вопросов, неадекватно низкий должностной уровень направляемых на консультации экспертов и представителей, их недостаточно активное участие в обсуждении.
Выявившийся недостаток заключается в том, что даже согласованные в ходе консультаций позиции далеко не всегда находят отражение в последующих выступлениях представителей государств-членов в международных организациях и в иных внешнеполитических документах. В целях исправления этого положения можно было бы договориться повысить значение протоколов проведенных консультаций и считать их согласованными документами, которые затем используются в МИД всех государств-членов, их посольствах или представительствах в международных организациях.
Секретариат
ОДКБ в инициативном порядке организовал регулярную рассылку информационных и аналитических материалов, касающихся деятельности Организации, в представительства государств-членов ОДКБ при основных международных организациях и в их посольства в крупнейших странах мира.
В отчетный период пристальное внимание уделялось вопросам ситуации в Афганистане и ее влияния на зону ответственности ОДКБ. Были проведены консультации по этим вопросам, а также три заседания Рабочей группы по Афганистану при СМИД ОДКБ. Однако, несмотря на усилия, предпринимавшиеся в целях согласования позиций государств-членов по афганской проблематике и в отношении транзита грузов для МССБ, полного единства достичь не удалось. В предстоящий период, особенно в свете возможного дальнейшего обострения положения в ИРА, планируемого на середину 2011 года начала вывода коалиционных сил, встает задача выработки консолидированного подхода ОДКБ к проблеме обратного транзита и к новой ситуации в целом. Речь идет о содействии стабилизации обстановки и противодействии вызовам и угрозам, которые могут грозить странам ОДКБ с афганской территории. В частности, целесообразно рассмотреть возможности коллективных усилий по оказанию помощи Таджикистану в укреплении его границы с ИРА.
В отчетный период резко вырос субстантивный интерес третьих государств к
ОДКБ, о чем свидетельствуют, в частности, регулярные визиты в Секретариат представителей ведущих стран Евро-Атлантики, включая высоких должностных лиц внешнеполитических ведомств США и Евросоюза, а также послов этих государств. Еще одним свидетельством этого является обозначившаяся в 2010 году нацеленность части политических и общественных кругов таких стран, как, например, Украина и Сербия, на налаживание тесного сотрудничества с ОДКБ с перспективой постановки вопроса о вступлении этих государств в Организацию.
В целом по итогам работы за отчетный период можно отметить: существенное повышение роли Организации в мире; активизацию взаимодействия на министерском уровне; прорыв на ооновском направлении; сохранение в основном прежнего уровня взаимодействия государств-членов в рамках других международных организаций и на консультационном треке; активизацию деятельности по тематике европейской безопасности и ослабление коллективных усилий на афганском направлении.
III
Основные усилия при осуществлении военного сотрудничества были сосредоточены на следующих направлениях:
практическое выполнение положений Соглашения
"О Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ" от 14 июня 2009 г., требующих первоочередного решения, а также обусловленное созданием КСОР уточнение действующей нормативной правовой базы, регламентирующей статус, порядок формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности Организации;
создание и развитие группировок войск (сил) системы коллективной безопасности и объединенных военных систем в регионах коллективной безопасности;
совершенствование оперативной и боевой подготовки органов управления и формирований сил и средств системы коллективной безопасности;
формирование миротворческих сил
ОДКБ и разработку нормативной правовой базы, регламентирующей порядок их подготовки к применению по предназначению;
развитие военно-технического и военно-экономического сотрудничества государств-членов Организации, подготовка военных кадров для вооруженных сил государств-членов.
В целях реализации данных направлений проделана следующая работа.
Во исполнение статьи
6 Соглашения о КСОР во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами государств-членов осуществляется планирование оперативного развертывания КСОР. Запрошены и получены исходные данные для планирования, проведены необходимые расчеты, определены структура плана и алгоритм планирования. Разработано и проходит согласование Положение о порядке разработки (уточнения) и хранения документов Плана оперативного развертывания КСОР. При этом следует отметить, что эта важная и ответственная работа должна была выполняться Оперативным центром КСОР, создание которого в структуре Объединенного штаба предусмотрено
Решением СКБ от 14 июня 2009 г. Однако до настоящего времени соответствующие изменения в Штат Объединенного штаба министерствами обороны государств-членов не согласованы, в связи с чем функции и задачи Оперативного центра КСОР возложены на нештатную группу, созданную на временной основе.
Во исполнение статьи
11 Соглашения о КСОР Секретариатом ОДКБ развернута работа по оснащению Коллективных сил оперативного реагирования современным и совместимым вооружением и военной техникой, соответствующей согласованным сторонами требованиям.
Данный вопрос рассмотрен на заседании Комитета секретарей советов безопасности
ОДКБ 30 сентября 2009 г., Протокольным решением которого Секретариату совместно с Объединенным штабом ОДКБ и заинтересованными министерствами и ведомствами государств-членов Организации поручено подготовить проект Целевой межгосударственной программы по оснащению КСОР.
В целях выполнения требований
Соглашения и Протокольного решения КССБ, выработки согласованных подходов к оснащению КСОР современными и совместимыми образцами вооружения и военной техники Секретариатом и Объединенным штабом ОДКБ 22-23 октября 2009 года проведены консультации экспертов государств-членов ОДКБ. На данных консультациях обсуждались вопросы об основных образцах вооружения, военной и специальной техники, предназначенной для оснащения контингентов КСОР, о потребностях государств-членов Организации для переоснащения ВВТ воинских контингентов и формирований сил специального назначения, выделенных в их состав, а также, в прямой постановке, о порядке и сроках разработки Программы оснащения КСОР.
В рамках деловой программы выставки вооружений "МВСВ-2010" 1 июля с.г. проведена Международная конференция по проблемам оснащения сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ современным вооружением и военной техникой, на которой была предпринята очередная попытка выработки согласованных подходов государств-членов Организации к разработке Целевой программы оснащения КСОР. Планом конференции предусматривалось обсуждение вопроса "О содержании, сроках, механизме разработки, финансирования и реализации Программы оснащения контингентов КСОР ОДКБ и сроках подготовки предложений государств-членов Организации в Программу".
В целях ознакомления представителей государств-членов
ОДКБ с образцами вооружения, военной и специальной техники российского производства, которыми могут быть оснащены воинские контингенты КСОР, Секретариатом совместно с Объединенным штабом ОДКБ 21 апреля 2010 года было организовано посещение полномочными представителями государств-членов Организации при ОДКБ выделенной в состав КСОР 98-й воздушно-десантной дивизии Вооруженных сил Российской Федерации (г. Иваново). В июне-июле с.г. для полномочных представителей, военных атташе и представителей органов внутренних дел (полиции) государств-членов ОДКБ в учебном центре Внутренних войск МВД России (Ростовская обл.) и на полигоне НИИ прикладной химии Российской Федерации (г. Сергиев Посад Московской обл.) был организован демонстрационный показ современных образцов оружия и специальных средств, принятых на оснащение российских подразделений, выделенных в состав формирований сил специального назначения КСОР, а также образцов оружия и специальных средств нелетального действия.
Генеральным секретарем
ОДКБ в инициативном порядке проведены совещание и рабочая встреча с руководством заинтересованных управлений и ведомств Минобороны и ФСВТС Российской Федерации, в ходе которых, в том числе, обсуждалась проблема оснащения КСОР.
Однако предпринятые усилия не получили практического развития, соответствующих предложений от заинтересованных министерств и ведомств государств-членов
ОДКБ, выделивших в состав Коллективных сил оперативного реагирования национальные воинские контингенты и формирования сил специального назначения, не поступило.
В целях выполнения поручения Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ Секретариатом разработан и 13 сентября с.г. направлен в адрес Председателя Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ - Секретаря Совета безопасности Российской Федерации проект Программы оснащения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ современными вооружением, военной и специальной техникой с просьбой об оказании содействия в ее проработке заинтересованными министерствами и ведомствами России. На основании данного обращения состоялось Поручение Председателя Правительства Российской Федерации соответствующим министерствам и ведомствам на проработку проекта Программы. Доработанный по результатам рассмотрения в Российской Федерации проект Программы будет направлен в государства-члены Организации в установленном порядке.
В связи с созданием КСОР осуществлялось уточнение действующей нормативной правовой базы, регламентирующей статус, порядок формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности, а также порядок принятия решений на их применение. Секретариатом
ОДКБ подготовлены в новой редакции проекты Соглашения о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ, Соглашения о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ, Положения о порядке принятия и реализации коллективных решений на применение сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ и Решения СКБ "О формах Именного списка личного состава и Перечня движимого имущества формирований сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ".
В целях согласования данных документов организовано и осуществлено информационно-аналитическое обеспечение более десяти раундов консультаций различного уровня. Проекты документов государствами-членами в основном согласованы, за исключением Республики Узбекистан, полагающей целесообразным перенести их рассмотрение уставными органами Организации на постсессионный период, после принятия пакета документов по совершенствованию системы кризисного реагирования
ОДКБ.
Пакет подготовленных документов планируется внести на рассмотрение уставных органов Организации.
Практическая отработка основ совместного применения воинских контингентов и формирований сил специального назначения КСОР в целях подготовки к выполнению задач по предназначению была осуществлена в ходе совместных учений в Центрально-Азиатском и Восточно-Европейском регионах коллективной безопасности. Первое совместное комплексное учение (СКУ) с участием КСОР было проведено в августе-октябре 2009 года в три этапа.
Первый этап СКУ (26-28 августа) прошел в г. Москве в форме штабной тренировки на тему "Подготовка предложений для принятия решений органами ОДКБ на развертывание и применение КСОР и воинских контингентов вооруженных сил государств-членов ОДКБ и на оказание военной и военно-технической помощи Республике Беларусь и Республике Казахстан". В тренировке приняли участие сотрудники Секретариата и Объединенного штаба, оперативные группы министерств обороны и полномочные представители государств-членов
ОДКБ.
В ходе тренировки разработаны документы, регламентирующие масштабы, сроки и порядок оказания помощи государствам-членам Организации, на основе которых осуществлялась практическая отработка действий сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ в ходе второго и третьего этапов СКУ на территориях Республики Беларусь и Республики Казахстан соответственно.
Второй этап СКУ на тему "Организация применения воинских контингентов вооруженных сил государств-членов
ОДКБ в Восточно-Европейском регионе коллективной безопасности" проведен 26-29 сентября в рамках оперативно-стратегического учения "Запад-2009". В ходе этапа детально проработаны вопросы планирования транзитных перевозок воинских контингентов государств-членов ОДКБ, определены железнодорожные направления, временные перегрузочные районы на барьерных рубежах, основы организации комендантской службы и всестороннего обеспечения транзитных перевозок, порядок пересечения государственных границ.
При этом в ходе совместного тактического учения на 174-м полигоне ВВС и войск ПВО Вооруженных Сил Республики Беларусь отработаны вопросы подготовки и ведения совместных боевых действий с участием военнослужащих Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Таджикистан.
Наиболее важным и емким по объему решаемых задач с участием контингентов КСОР, в том числе формирований сил специального назначения от России и Казахстана (МВД, МЧС), стал третий этап на тему "Подготовка и совместное применение КСОР
ОДКБ, войск (сил) оперативного командования "Юг" в регионе коллективной безопасности", проведенный на территории Республики Казахстан (Учебный центр Сухопутных войск Вооруженных Сил, полигон "Матыбулак") в рамках стратегического командно-штабного учения "Взаимодействие-2009".
Формат участия государств-членов Организации на учениях был различным - от оперативных групп министерств обороны до воинских контингентов КСОР (батальонов, рот), выделенных от вооруженных сил Республики Казахстан, Республики Армения, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также подразделений МВД и МЧС Казахстана и России. В общей сложности в учении от КСОР было задействовано свыше семи тысяч военнослужащих, значительное количество военной и специальной техники.
В ходе выполнения совместных задач контингентами КСОР и войсками (силами) Оперативного командования "Юг" Вооруженных Сил Казахстана впервые опробовано применение войсковых формирований и подразделений специального назначения по линии органов безопасности (подразделений антитеррора), МВД и МЧС по единому замыслу и под руководством созданного Командования КСОР. В его состав вошли представители министерств обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям и органов безопасности государств-членов Организации, принимающих участие в учении (по 5-6 представителей от каждого), а также военнослужащие Объединенного штаба
ОДКБ.
Практическим действиям контингентов КСОР на учении была дана высокая оценка присутствующими на них главами государств-членов Организации.
В третьей декаде октября с.г. (25-28 октября) состоялось совместное оперативно-тактическое учение с воинскими контингентами КСОР
ОДКБ "Взаимодействие-2010" (далее - СОТУ) на территории Российской Федерации (255-й общевойсковой полигон, г. Чебаркуль, и аэродром Шагол, г. Челябинск).
В СОТУ приняли участие воинские контингенты КСОР от вооруженных сил пяти государств-членов Организации (Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан) и оперативная группа Министерства обороны Республики Беларусь.
В ходе активной фазы учения отрабатывались вопросы управления воинскими частями и подразделениями при ведении боевых действий по ликвидации мелких групп иррегулярных вооруженных формирований (ИВФ), блокировании их в населенном пункте, а также при отражении атаки и разгроме крупного отряда боевиков.
К некоторым особенностям СОТУ относятся:
высадка двух тактических воздушных десантов парашютным способом (от России и Казахстана) и резервов (от Кыргызстана и Таджикистана) - посадочным способом с использованием вертолетов при блокировании ИВФ с разных направлений и на путях их отхода;
использование воинскими контингентами КСОР специальных средств нелетального оружия (малогабаритные выстрелы для гранатометов и ручных гранат, установки кассетного типа для постановки дымовых завес, осветительные и сигнальные боеприпасы);
формирование и развертывание Командования КСОР на основе управления и штаба 98-й воздушно-десантной дивизии Воздушно-десантных войск ВС РФ с привлечением оперативных групп от вооруженных сил государств-членов Организации, принимающих участие в учении.
Итоги совместных учений с КСОР показали, что на национальном уровне сохраняется значительное число пробелов в правовом регулировании, прежде всего, практических аспектов развертывания и применения Коллективных сил оперативного реагирования. Требует решения вопрос отработки внутригосударственных механизмов оказания военно-технической помощи, разработка которых предусмотрена вступившим в силу в марте 2009 года Протоколом о механизме оказания военно-технической помощи государствам-членам
ОДКБ в случаях возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии.
Стоит, кроме того, задуматься о гармонизации правил транзита, пограничных и таможенных процедур, а также обеспечении провоза через государственную границу вооружения военной и специальной техники.
Присутствующие на стратегическом командно-штабном учении "Взаимодействие-2009" главы государств, учитывая опыт проведенных учений, задачи, стоящие перед КСОР, а также необходимость дальнейшего их развития и совершенствования, условились, что комплексные учения с участием всех компонентов КСОР необходимо проводить раз в два года, а между ними - раздельные учения контингентов вооруженных сил государств-членов и ведомственные учения формирований сил специального назначения. Это уже нашло отражение в Планах совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки органов управления и формирований сил и средств системы коллективной безопасности
ОДКБ на 2010 и 2011 годы.
Наряду с созданием и развитием КСОР нам необходимо активизировать работу и уделить самое серьезное внимание формированию системы военной безопасности в целом.
Прежде всего, это касается создания Объединенной группировки войск (сил) в Центрально-Азиатском регионе коллективной безопасности (ОГВ (с) ЦАР) и объединенных военных систем, особенно системы противовоздушной обороны.
Все сроки создания ОГВ (с) ЦАР, предусмотренные Планом коалиционного военного строительства
ОДКБ, прошли. Проект соответствующего Соглашения был своевременно разработан и направлен на внутригосударственное согласование еще 25 июля 2007 г. Однако принятые меры по согласованию документа не привели к положительному результату. В очередной раз проект Соглашения снят с рассмотрения органов Организации в 2009 году по предложению Республики Узбекистан, поддержанному Республикой Казахстан и Российской Федерацией в связи с незавершенностью процедуры внутригосударственного согласования, продолжающейся до настоящего времени.
Самым тесным образом с решением задачи по созданию ОГВ (с) ЦАР связано дальнейшее функционирование Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) в качестве самостоятельной группировки войск в Центрально-Азиатском регионе коллективной безопасности. В перспективе они должны стать элементом постоянной готовности ОГВ (с) ЦАР или, при соответствующем наращивании и развитии, могли бы выполнять задачи и функции войсковой (объединенной) группировки в регионе.
Медленно продвигается работа по созданию объединенной системы ПВО
ОДКБ. В соответствии с Планом коалиционного военного строительства к концу 2010 года должно быть завершено формирование региональных группировок и организовано совместное боевое дежурство по противовоздушной обороне. К настоящему времени практически эта работа проведена только в Восточноевропейском регионе в рамках Союзного государства.
В Кавказском регионе проект Соглашения о создании объединенной системы ПВО разработан на двухсторонней основе между Республикой Армения и Российской Федерацией и проходит процедуры согласования.
Проект Соглашения о создании объединенной региональной системы ПВО государств Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности подготовлен Секретариатом совместно с Объединенным штабом и Решением Постоянного Совета при ОДКБ от 6 августа 2009 г. направлен на экспертную проработку в государства-члены
ОДКБ. Исходя из поступивших позиций, Республика Таджикистан и Минобороны Узбекистана не видят необходимости в проработке и заключении данного Соглашения, ссылаясь на целесообразность продолжения сотрудничества в рамках Объединенной системы ПВО СНГ.
Такое положение дел препятствует реализации в установленные сроки Решений глав государств 2005 года "О развитии и совершенствовании ПВО государств-членов ОДКБ" и "О Плане коалиционного военного строительства ОДКБ на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" по интегрированию сил и средств ПВО государств-членов в единую систему ПВО ОДКБ.
Во исполнение Решения СМО от 28 октября 2007 г. "О Положении о системе управления силами и средствами системы коллективной безопасности ОДКБ", по просьбе Секретариата ОДКБ Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разработаны предложения в Целевую межгосударственную программу создания системы управления силами и средствами системы коллективной безопасности. Актуальность такой работы обусловлена необходимостью объединения усилий государств-членов в организации устойчивого и непрерывного управления силами и средствами системы коллективной безопасности
ОДКБ, а также повышения эффективности действующей системы стратегического сдерживания и реагирования на кризисные ситуации.
В настоящее время, в соответствии с Протоколом VIII заседания Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству при ОДКБ (далее - МКВЭС) от 1 октября 2010 года, в национальных частях МКВС организована детальная проработка проекта данного документа с целью подготовки до 1 апреля 2011 года предложений государств-членов Организации по участию в конкретных мероприятиях, предлагаемых в проекте Программы.
В отчетный период должное внимание уделялось совершенствованию взаимодействия органов военного управления государств-членов
ОДКБ при подготовке и проведении совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки органов управления и формирований сил и средств системы коллективной безопасности.
Наряду с совместными комплексными учениями КСОР на территории Республики Таджикистан в рамках оперативного сбора с Командованием и Штабом КСБР ЦАР 17-25 сентября 2009 г. было проведено совместное командно-штабное учение на тему "Подготовка контртеррористической операции в Центрально-Азиатском регионе коллективной безопасности" и тактическое учение с боевой стрельбой с подразделениями КСБР ЦАР.
В соответствии с Планом совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки органов управления и формирований сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ на 2010 год в период с 22 по 26 апреля с.г. на территории Республики Таджикистан Министерством обороны Республики Таджикистан совместно с Объединенным штабом ОДКБ проведено совместное командно-штабное учение "Рубеж-2010" с Коллективными силами быстрого развертывания ЦАР по теме "Подготовка и ведение совместной контртеррористической операции".
В учении приняли участие воинские контингенты вооруженных сил Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана, а также оперативные группы силовых министерств и ведомств Республики Таджикистан (Национальной гвардии, Пограничных войск при Комитете национальной безопасности, Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне).
В целях выработки предложений по формированию Командования КСОР и оперативному развертыванию контингентов КСОР на территории условного государства в Центрально-Азиатском регионе коллективной безопасности в апреле с.г. проведена совместная тренировка оперативного состава Объединенного штаба и сотрудников Секретариата
ОДКБ.
В развитие нормативной базы, регламентирующей оперативную подготовку, разработан и проходит согласование проект Методических рекомендаций по организации совместных мероприятий оперативной подготовки в вооруженных силах государств-членов ОДКБ.
Исходя из обязательств, предусмотренных статьей
2 вступившего в силу 15 января 2009 года
Соглашения о миротворческой деятельности ОДКБ, государства-члены Организации продолжили формирование на постоянной основе своих национальных миротворческих контингентов, предназначенных для комплектования миротворческих сил ОДКБ. К настоящему времени миротворческие контингенты выделены Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан. Не представила данные о своих миротворческих контингентах Республика Узбекистан, которая еще не ратифицировала Соглашение, что не позволяет завершить работу по подготовке Перечня национальных формирований, выделяемых государствами-членами Организации в состав миротворческих сил ОДКБ.
В целях выработки общих для ОДКБ стандартов, а также формирования единых программ боевой подготовки миротворческих контингентов государств-членов Организации 21-23 сентября 2010 года проведен учебно-методический сбор с представителями государств-членов
ОДКБ, занимающимися миротворческой деятельностью.
Во исполнение статей
2,
6 Соглашения и пункта 14.3 Плана коалиционного военного строительства ОДКБ разработаны и проходят внутригосударственное согласование проекты Наставления и Сборника форм документов по подготовке и проведению операций по поддержанию мира Коллективными миротворческими силами ОДКБ, а также Методических рекомендаций по подготовке и проведению учений с миротворческими контингентами государств-членов ОДКБ.
Принятие указанных документов позволит выработать согласованные подходы к организации подготовки миротворческих сил
ОДКБ к применению.
Для обеспечения совместимости и взаимозаменяемости существующих в СНГ и ОДКБ механизмов миротворчества целесообразно адаптировать Модельный закон "Об участии государств-участников СНГ в миротворческих операциях" к целям и задачам Организации в области миротворчества.
Не снимается с повестки дня задача формирования нормативной правовой базы, регламентирующей возможное участие миротворческих сил
ОДКБ в операциях по поддержанию мира под флагом ООН. Это может быть достигнуто за счет присоединения Организации к системе резервных соглашений ООН и оформлено соответствующим соглашением.
Дальнейшее развитие в межсессионный период получили военно-техническое и военно-экономическое сотрудничество.
Работа в этих сферах деятельности Организации осуществлялась по следующим направлениям.
Уточнение и совершенствование механизма военно-технического сотрудничества в зависимости от хода реализации Соглашения об основных принципах ВТС между государствами-участниками
Договора о коллективной безопасности.
Исходя из необходимости расширения возможностей по оплате поставок продукции военного назначения Секретариатом предложено предусмотреть использование российского рубля наряду со свободно-конвертируемой валютой в качестве платежной единицы в расчетах между государствами-членами ОДКБ при поставках ПВН, спецтехники и спецсредств. Проекты соответствующих Протоколов к
Соглашению об основных принципах ВТС и Соглашению о льготных условиях поставок спецтехники и спецсредств для правоохранительных органов и спецслужб, дополненные Российской Стороной, подготовлены и планируются к внесению на рассмотрение органов Организации.
Для повышения оперативности рассмотрения заявок на поставки ПВН предусмотрена разработка и внедрение в формате Организации межгосударственной системы каталогизации предметов снабжения вооруженных сил государств-членов
ОДКБ. Проект Положения о системе каталогизации Российской частью МКВЭС подготовлен и в настоящее время находится на внутригосударственном согласовании.
В целях совершенствования планирования и осуществления перевозок ПВН Объединенным штабом совместно с Секретариатом и во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами государств-членов подготовлен проект Соглашения о сотрудничестве государств-членов ОДКБ в области воинских перевозок, перевозок специальных грузов и продукции военного назначения, который также находится на внутригосударственном согласовании.
Формирование единой военно-технической политики в области оснащения сил и средств системы коллективной безопасности вооружением и военной техникой, а также в сфере разработки, производства, эксплуатации, модернизации, ремонта и утилизации ВВТ.
Действенным шагом в этом направлении должно стать принятие на предстоящих заседаниях органов Организации разработанного Секретариатом Протокола об обеспечении технической и информационной совместимости вооружения и военной техники сил и средств системы коллективной безопасности
ОДКБ. После утверждения данного Протокола предстоит оперативно подготовить и внести на рассмотрение СМО Перечень образцов ВВТ и их характеристик для оснащения сил и средств системы коллективной безопасности.
Формированию единой военно-технической политики также способствовал бы разработанный по инициативе Секретариата еще в 2006 году проект Соглашения о порядке обеспечения государств-членов ОДКБ российскими нормативными и техническими документами, т.е. стандартами России, в том числе ограниченного распространения, который Российская Сторона после трехлетнего согласования предложила на седьмом заседании МКВЭС в октябре 2009 года (г. Душанбе) снять с рассмотрения. Однако учитывая важность этого направления работ, Решением этого же заседания МКВЭС национальным частям МКВЭС Республики Беларусь и Российской Федерации поручено подготовить документ, устанавливающий единые требования в осуществлении военно-технической политики в формате ОДКБ. Разработанный Республикой Беларусь проект Соглашения об организации работ по стандартизации оборонной продукции в рамках ОДКБ рассмотрен на заседании МКВЭС в октябре с.г. и дорабатывается с учетом полученных замечаний и предложений.
Проведению единой военно-технической политики также будет содействовать выполнение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предусмотренных предложениями о разработке Программы ВТС на период до 2015 года.
Долгосрочное планирование военно-технического и военно-экономического сотрудничества государств-членов
ОДКБ.
Данное направление работ предусмотрено Планом коалиционного военного строительства ОДКБ и Основными направлениями деятельности МКВЭС ОДКБ.
по разработке Программы военно-экономического сотрудничества государств-членов ОДКБ на период до 2015 года, которая прошла установленные процедуры согласования и вносится на рассмотрение уставных органов Организации;
по разработке Программы военно-технического сотрудничества государств-членов
ОДКБ на период до 2015 года.
Квалифицированной и качественной подготовке данных и других подобных программ должно содействовать принятие вносимого на рассмотрение уставных органов проекта Решения "О базовой организации государств-членов ОДКБ в области исследования проблем военно-технического сотрудничества".
Обеспечение условий для всесторонней интеграции оборонно-промышленных комплексов государств-членов
ОДКБ.
В целях создания благоприятных условий для интеграции ОПК государств-членов по всем направлениям военно-экономического и военно-технического сотрудничества разработаны и вносятся на рассмотрение органов Организации:
проект Соглашения о сотрудничестве государств-членов
ОДКБ в области разработки, производства, эксплуатации, ремонта, модернизации, продления сроков эксплуатации и утилизации продукции военного назначения;
проект Соглашения о сохранении специализации предприятий и организаций, участвующих в производстве продукции военного назначения в рамках ОДКБ;
проект Соглашения об общих принципах создания межгосударственных научно-производственных объединений
ОДКБ по выпуску продукции военного назначения.
Одновременно с подготовкой перечисленных документов прорабатываются возможные формы интеграции предприятий различных отраслей ОПК государств-членов. Дальнейшее обсуждение этих вопросов планируется на последующих заседаниях МКВЭС и Делового Совета при МКВЭС. Представляется необходимым активизировать работу национальных частей Комиссии по определению конкретных проектов по интеграции предприятий ОПК и обеспечить государственную поддержку их реализации.
Совершенствования системы подготовки военных кадров.
В целом реализация Соглашения о подготовке кадров для государств-членов
ОДКБ 2005 года осуществляется по всем определенным им направлениям.
В частности, за истекший период в целях формирования единой системы подготовки военных кадров для государств-членов ОДКБ подготовлены и вносятся на рассмотрение Совета министров обороны Организации проекты следующих документов:
Рекомендаций по созданию и содержанию учебной материально-технической базы военных учебных заведений государств-членов
ОДКБ для подготовки выпускников с высшим военно-специальным образованием для мотострелковых (танковых) войск (подразделений);
о базовой учебно-методической организации по подготовке военных кадров для государств-членов ОДКБ (по общевойсковым специальностям);
о базовой учебно-методической организации по подготовке военных кадров для государств-членов
ОДКБ по специальностям в области информационной безопасности.
Вместе с тем результаты работы по согласованию требований к военно-профессиональной подготовке выпускников военных учебных заведений показали, что, возможно, потребуется их существенная корректировка в связи с переходом Российской Федерации на новые стандарты обучения.
Также в ходе практической работы по выполнению Соглашения порой проявляются сбои, носящие острый характер. Так, в 2009 году квоты на обучение в вузах России были значительно уменьшены, и уведомления о них доведены до государств-членов непосредственно перед началом учебного года. В целях недопущения подобных ситуаций необходимо наладить более тесное взаимодействие между министерствами обороны, Объединенным штабом и Секретариатом
ОДКБ.
Развитие рекламно-выставочной деятельности в сфере военно-экономического сотрудничества между государствами-членами ОДКБ.
В развитие вступившего в силу в декабре 2008 г. Соглашения о взаимодействии в области рекламно-выставочной деятельности в сфере военно-экономического сотрудничества между государствами-членами
ОДКБ:
подготовлен и проходит внутригосударственное согласование проект Положения об организации совместной рекламно-выставочной деятельности;
разработан и в основном согласован на VIII заседании МКВЭС проект Концепции рекламно-выставочной деятельности.
В целях практической реализации Соглашения:
сформирован Координационный совет уполномоченных органов государств-членов
ОДКБ по вопросам рекламно-выставочной деятельности и организована его работа;
организованы объединенные экспозиции предприятий ОПК государств-членов ОДКБ на международных выставках вооружения и военной техники "МИЛЕКС-2009" в г. Минске, "KADEX-2010" в г. Астане и "МВСВ-2010" в г. Москве.
Разработан, согласован с национальными частями МКВЭС ОДКБ и утвержден Перечень международных выставок, проводимых в 2011-2012 годах на территориях государств-членов ОДКБ и третьих стран, на которых возможно формирование объединенных экспозиций ОДКБ продукции военного, двойного, специального назначения и технологий.
Проводятся Мероприятия по формированию объединенной выставочной экспозиции продукции предприятий ОПК государств-членов
ОДКБ и подготовка деловой программы на Международной выставке вооружения "МИЛЕКС-2011" (май 2011 года, г. Минск).
В целом военное сотрудничество осуществлялось в соответствии с Планом коалиционного военного строительства ОДКБ на период до 2010 года и дальнейшую перспективу от 23 июня 2005 года. Предусмотренные Планом основные мероприятия выполнены более чем на 70% от общего объема задач. В связи с тем, что конкретные мероприятия детально спланированы по 2010 год включительно, в настоящее время осуществляется разработка проекта Плана военного строительства на следующий период. Детальный анализ хода выполнения мероприятий Плана коалиционного военного строительства будет доложен Председателем Совета министров обороны Совету коллективной безопасности отдельно.
Перечень мероприятий, проведенных в рамках военного сотрудничества, а также документов, подготовка, согласование и доработка которых осуществлялась в течение отчетного периода, приведен в Приложении к Ежегодному докладу Генерального секретаря ОДКБ "Фактологические данные о практических мероприятиях по активизации и совершенствованию взаимодействия государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности в сфере коллективной безопасности, подготовленных и осуществленных Секретариатом и Объединенным штабом ОДКБ".
IV
В отчетный период продолжена работа по формированию комплексной системы противодействия современным вызовам и угрозам безопасности.
Основное внимание уделено дальнейшему совершенствованию механизмов практического взаимодействия уполномоченных министерств и ведомств государств-членов
ОДКБ по борьбе с наркотрафиком, оргпреступностью и терроризмом, противодействия незаконной миграции из третьих стран и торговле людьми, наращивания совместных возможностей по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Реализация программных установок была предметом совместных усилий компетентных органов государств-членов ОДКБ, обсуждалась на заседании координационных советов
ОДКБ.
Координационным советом по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН) государств-членов ОДКБ сформирован организационно-управленческий аппарат для эффективного обеспечения режима постоянного действия региональной антинаркотической операции ОДКБ под условным наименованием "Канал". В межгосударственной работе, направленной на борьбу с наркоугрозой, используются возможности введенного с 1 января 2010 года в эксплуатацию Объединенного банка данных КСОПН государств-членов ОДКБ.
Подтверждением того, что Координационный совет по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов
ОДКБ уже стал эффективным региональным антинаркотическим центром, признанным другими международными структурами, является подписание им меморандумов о взаимодействии и сотрудничестве с Комитетом глав правоохранительных подразделений Совета руководителей таможенных служб СНГ и Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ).
Также на выполнение намеченных задач по совершенствованию сотрудничества была нацелена работа Координационного совета руководителей компетентных органов государств-членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией (КСБНМ), члены которого от общих обсуждений существующих проблем перешли к предметному решению узловых вопросов практики взаимодействия и координации деятельности.
Координационным советом обстоятельно проанализированы вопросы создания системы обмена информацией между компетентными органами в сфере противодействия незаконной миграции, и единодушно принято решение о создании в интересах
ОДКБ модульной информационной системы на базе уже разрабатывающихся в рамках СНГ и ЕврАзЭС информационных систем, что позволяет избежать дублирования конкретных практических мероприятий и должно привести к созданию единой информационной системы, действующей одновременно в интересах ОДКБ, СНГ и ЕврАзЭС.
Весьма интересной проблемой, поднятой членами КСБНМ, является тема выработки по типу действующих в Европейском сообществе Соглашений (так называемых "Дублинских протоколов") общих подходов к работе с лицами, ищущими убежище, и беженцами. Ее обсуждение после предварительных экспертных консультаций показало, что здесь есть предмет для серьезной перспективной совместной работы. В настоящее время по решению Координационного совета сформирована рабочая группа, приступившая к выработке соответствующих рекомендаций. Думаю, это будет существенным продвижением в создании единого миграционного пространства в рамках ОДКБ.
Усилиями членов Координационного совета организовано проведение операции "Нелегал-2010".
В направлении наращивания потенциала взаимодействия также работает Координационный совет по чрезвычайным ситуациям государств-членов Организации (КСЧС). Координационным советом намечены конкретные мероприятия по организации взаимодействия между государствами-членами
ОДКБ при коллективном реагировании на чрезвычайные ситуации, проведении учений и тренингов, подготовке кадров и информационном обмене. КСЧС совместно с Секретариатом ОДКБ разработан План работы государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности по реагированию на чрезвычайные ситуации, который выносится на ваше решение.
Также на ваше решение выносится подготовленный в целях повышения эффективности деятельности КСЧС ОДКБ проект Решения о внесении изменений в Положение о Координационном совете, утвержденное Решением Совета коллективной безопасности Организации от 6 октября 2007 года, которым предложено закрепить трехлетний срок председательства в Координационном совете, не связывая его с Председательством в Организации.
Особое внимание в практическом взаимодействии в сфере противодействия вызовам и угрозам уделялось вопросам организации совместных учений. Нам представляется немаловажным опыт участия подразделений органов внутренних дел и министерств по чрезвычайным ситуациям России и Казахстана, выделенных в состав формирований сил специального назначения КСОР
ОДКБ в стратегических командно-штабных учениях "Взаимодействие-2009" в октябре 2009 года на территории Республики Казахстан.
8-9 июня 2010 года на полигоне "Кадамовский" в Ростовской области прошли совместные тактико-специальные учения "Кобальт-2010", на которых впервые на многосторонней основе были отработаны вопросы взаимодействия специальных подразделений органов внутренних дел Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана, выделенных в состав формирований сил специального назначения КСОР ОДКБ.
Надеемся, что опыт подготовки и проведения совместных учений подразделений специального назначения органов внутренних дел (полиции), безопасности и реагирования на чрезвычайные ситуации будет способствовать повышению боеспособности входящих в состав КСОР подразделений.
Активно прорабатываются вопросы использования потенциала Коллективных сил оперативного реагирования в антинаркотических мероприятиях, планируемых в формате
ОДКБ.
В межсезонный период в связи со вступлением в силу 25 ноября 2009 года Соглашения о подготовке кадров для правоохранительных, противопожарных, аварийно-спасательных органов и специальных служб государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности, подписанного 5 сентября 2008 года в городе Москве (внутригосударственные процедуры выполнены в Республике Беларусь, Кыргызской Республике, Российской Федерации и Республике Таджикистан), инициированы конкретные шаги по созданию механизма его реализации. В частности, проводится мониторинг издания соответствующих нормативных правовых актов в государствах-членах ОДКБ, предпринимаются усилия по формированию системы учебных заведений по подготовке кадров для упомянутых органов и служб, стимулированию тенденций усиления роли базового учебного заведения дополнительного профессионального образования сотрудников правоохранительных органов и специальных служб государств-членов ОДКБ.
Совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации в основном завершены Мероприятия по организации обучения начиная с 2010/2011 учебного года граждан государств-членов
ОДКБ в подведомственных министерству высших учебных заведениях по специальностям высшего профессионального образования, имеющим отношение к обеспечению безопасности личности, общества и государства, в рамках квот и на условиях, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 638 "О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования". В отчетный период согласован список специальностей высшего профессионального образования и соответствующий перечень вузов, в которых возможна подготовка по специальностям, включенным в данный список. Секретариат ОДКБ на основе представленных из государств-членов Организации предложений сформировал заявку на обучение.
В соответствии с Решением состоявшегося 25 мая 2010 года оперативного Межведомственного совещания по вопросу приема в 2010 году иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, в российские образовательные учреждения, Секретариату Организации выделена квота на прием в 2010/2011 учебном году 300 граждан государств-членов ОДКБ для обучения за счет федерального бюджета РФ.
Секретариат Организации
Договора о коллективной безопасности, руководствуясь предложениями государств-членов Организации и учитывая складывающуюся ситуацию, распределил указанную квоту следующим образом. Республике Армения предоставлена возможность направить на обучение в вузы Российской Федерации 72 (семьдесят два) гражданина, Республике Беларусь - 14 (четырнадцать) граждан, Республике Казахстан - 150 (сто пятьдесят) граждан, Кыргызской Республике - 50 (пятьдесят) граждан, Республике Таджикистан - 14 (четырнадцать) граждан.
На начало 2010/2011 учебного года в российские вузы в рамках упомянутой квоты принято 113 граждан государств-членов ОДКБ. В их числе: 6 граждан Республики Армения; 1 гражданин Республики Беларусь; 63 гражданина Республики Казахстан; 37 граждан Кыргызской Республики и 6 граждан Республики Таджикистан.
Надеемся, что данное начинание будет способствовать созданию целостной системы подготовки востребованных нашими государствами специалистов в сфере безопасности, обеспечения правопорядка и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В качестве немаловажного события рассматриваем также вступление в силу 4 августа 2009 года после выполнения внутригосударственных процедур в Республике Армения, Республике Беларусь, Кыргызской Республике и Российской Федерации Соглашения о льготных условиях поставок специальной техники и специальных средств для оснащения правоохранительных, противопожарных, аварийно-спасательных органов и специальных служб государств-членов
ОДКБ, подписанного 6 октября 2007 года в г. Душанбе. Однако практическое выполнение данного Соглашения несколько отсрочено в связи с незавершенностью в отдельных странах процедур по созданию механизмов его реализации. Так, в настоящее время в Российской Федерации осуществляется процесс согласования нормативного акта, определяющего компетентный орган Российской Федерации, ответственный за реализацию данного Международного договора.
Вместе с тем в целях расширения сферы применения названного Соглашения и преодоления последствий международного финансового кризиса Российской Федерацией подготовлен и вносится на ваше рассмотрение проект Протокола о внесении в него соответствующих дополнений. Предлагается предусмотреть использование наряду со свободно конвертируемой валютой российского рубля как одной из форм расчетов между государствами-членами Организации при поставках (закупках) специальной техники и специальных средств на условиях Соглашения.
На фоне успешной совместной работы в сфере противодействия вызовам и угрозам безопасности следует признать, что ощутимых сдвигов по консолидации усилий государств-членов
ОДКБ в направлении противодействия международному терроризму не произошло.
V
В отчетный период продолжена работа по правовому обеспечению реализации задач, стоящих перед
ОДКБ.
С участием национальных парламентов и других ветвей власти государств-членов ОДКБ рассматривались вопросы прохождения внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу международных договоров, подписанных в рамках ОДКБ. Состояние ратификации документов обсуждалось на рабочих встречах в ходе поездок руководства Секретариата в государства-члены Организации, а также на заседаниях постоянных комиссий и Совета Парламентской ассамблеи ОДКБ.
В настоящее время из 24 международных договоров (соглашений и протоколов), подписанных с момента учреждения Организации (2003-2009 гг.), вступило в силу 23 документа. Процедура по вступлению в силу не завершена только по Протоколу о внесении изменений и дополнений в Соглашение о правовом статусе Организации
Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 года, подписанного 6 октября 2007 года (информация о ратификации документа не поступила от Республики Узбекистан).
При этом из 12 договоров, заключенных в 2007-2009 гг., Республикой Армения и Республикой Беларусь ратифицированы все 12, Республикой Таджикистан - 11, Российской Федерацией - 10, Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой - 9 документов. Республикой Узбекистан межгосударственные акты
ОДКБ, подписанные в 2007-2009 гг., не ратифицировались (приложение 3).
Кроме того, Республика Узбекистан не подписала два соглашения, которые рассматривались на Московской сессии в июне 2009 года.
До настоящего времени не завершена и осталась на прежнем уровне работа по восстановлению членства Республики Узбекистан в
ОДКБ.
В соответствии с Протоколом о восстановлении членства Республики Узбекистан в ОДКБ от 16 августа 2006 года Узбекская Сторона приняла обязательство до 1 января 2008 года присоединиться к 74 нормативным правовым актам, принятым в рамках ОДКБ. Присоединение состоялось к 66 документам, в том числе 10 международным договорам (Ноты МИД Республики Узбекистан от 29.12.2007 N 05/31715 и от 29.08.2008 N 05/22597). По информации Узбекской Стороны, оставшиеся шесть международных договоров и Решение СКБ об Основных положениях коалиционной стратегии государств-участников
ДКБ от 15 мая 1992 года находятся на рассмотрении в Парламенте Республики Узбекистан.
Проводилась работа по развитию нормативной правовой базы, направленной на совершенствование деятельности Организации.
Продолжается согласование позиций государств-членов
ОДКБ по проектам:
Соглашения по вопросам юрисдикции и правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием формирований сил и средств системы коллективной безопасности на территориях государств-членов ОДКБ;
Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о взаимном обеспечении сохранности секретной информации в рамках Организации Договора о коллективной безопасности от 18 июня 2004 года.
В соответствии с договоренностями, достигнутыми на неформальной встрече глав государств-членов Организации
Договора о коллективной безопасности в г. Ереване 20 августа 2010 года, подготовлен пакет документов, направленный на совершенствование системы кризисного реагирования Организации и включающий проекты:
- Положения о порядке реагирования на кризисные ситуации ОДКБ;
- Решения Совета коллективной безопасности ОДКБ "О внесении изменений в Правила процедуры органов ОДКБ";
- Решения Совета коллективной безопасности ОДКБ "О внесении изменений в Положения об органах ОДКБ";
- Положения о Координационных совещаниях
ОДКБ в сфере реагирования на современные вызовы и угрозы;
- Решения Совета коллективной безопасности ОДКБ "О внесении изменений в Положение о порядке формирования и исполнения бюджета ОДКБ и Положение о бюджетной классификации ОДКБ".
Своевременно проводилась экспертно-правовая проработка проектов документов, представляемых на рассмотрение уставных органов
ОДКБ, осуществлялось постоянное правовое обеспечение деятельности Секретариата и исполнение функций депозитария.
VI
В отчетный период обеспечивалась деятельность
ОДКБ по следующим основным направлениям: информационно-аналитическое, информационное сопровождение деятельности Организации, информационная безопасность, работа по парламентской составляющей, поддержка общественных проектов, реализуемых в рамках Организации.
Информационно-аналитическое обеспечение деятельности ОДКБ было направлено на подготовку аналитической информации в соответствии с утвержденными планами работы, налаживание обмена информацией в области внешней политики, безопасности и обороны.
Намеченные планы работы выполнены. Подготовлены около 30 информационно-аналитических материалов, в том числе: "Итоги заседаний в 2009 году органов НАТО", "Ход разработки новой стратегической Концепции НАТО", "Эффективность действий сил США и МССБ в Афганистане", "Формы сотрудничества НАТО с международными организациями, занимающимися вопросами безопасности, и отдельными странами" и другие, которые направлены в государства-члены
ОДКБ и использовались в текущей работе. На основе анализа открытых источников информации выпускался ежедневный Информационный бюллетень, а также ежемесячный Оперативный бюллетень Секретариата, который рассылался в государства.
В связи с событиями в Кыргызской Республике по поручению президентов была создана оперативная группа по отслеживанию ситуации. В период с апреля по июль в государства (администрации президентов, парламенты, МИД, СБ) направлялась ежедневная информация по результатам мониторинга обстановки в КР.
Подготовлен, издан типографским способом и направлен в государства 10-й выпуск сборника "Документы по вопросам формирования и функционирования системы коллективной безопасности государств-членов ОДКБ". Вышли в свет два номера информационно-аналитического журнала ОДКБ "Союзники". Заметными событиями в истекший период стали выпуск компанией МТРК "Мир" под эгидой ОДКБ документального фильма "Быстрая сила", посвященного формированию Коллективных сил оперативного реагирования
ОДКБ, и программы "Союзники" о сотрудничестве в сфере безопасности.
Изданы типографским способом несколько буклетов в форме пресс-релизов по основным направлениям деятельности Организации, в том числе "Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР ОДКБ)", "Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству МКВЭС ОДКБ", общий буклет о деятельности Организации, которые использовались для информационного обеспечения проводимых публичных мероприятий. Готовятся, используются в работе и направляются в государства, международные организации справочные материалы, записанные на компакт-дисках. Все выступления представителей Секретариата в международных структурах, учебных заведениях иллюстрировались соответствующими видеоматериалами о деятельности ОДКБ.
Работа на информационном направлении строилась таким образом, чтобы процессы развития системы коллективной безопасности в рамках
ОДКБ, вопросы углубления взаимодействия государств-членов постоянно находились в поле зрения средств массовой информации. Конкретные инициативы по активизации участия Организации в международных делах, наиболее значимые события, такие как поддержка государствами-членами ОДКБ российской инициативы по разработке нового Договора о европейской безопасности, итоги очередных и неформальных саммитов Совета коллективной безопасности в Москве (июнь 2009 года), в Чолпон-Ате (июль 2009 года), в Москве (май 2010 года), в Ереване (август 2010 года), заседания уставных органов, проведение в рамках ОДКБ специальных операций "Канал", "Нелегал", "ПРОКСИ", комплексного КШУ "Взаимодействие", Первый учебно-методический сбор представителей стран ОДКБ, занимающихся миротворческой деятельностью, тематические пресс-конференции Генерального секретаря и встречи с представителями СМИ государств-членов ОДКБ, участие в контактах с руководством ООН, встречах руководителей региональных организаций безопасности под эгидой ООН, ОБСЕ и другие, получили широкий резонанс в СМИ ближнего и дальнего зарубежья. Значительно увеличилось количество позитивных материалов, глубоко освещающих процессы развития ОДКБ. Пресс-службой Секретариата подготовлено более 200 анонсов, сообщений для печати. По данным статистики сети Интернет за прошедший год к тематике ОДКБ СМИ обращались около 500 тысяч раз, информация об Организации размещалась на более чем 4000 сайтах.
В январе 2010 года была проведена традиционная встреча Генерального секретаря ОДКБ с ведущими корреспондентами информационных структур государств-членов ОДКБ. Подведены итоги совместной работы, отмечены наградами отличившиеся в освещении вопросов коллективной безопасности журналисты.
В сентябре 2010 года состоялась встреча Генерального секретаря
ОДКБ с представителями Ассоциации иностранной прессы, аккредитованными в России.
Подготовлены информационные и аналитические материалы к участию руководства Секретариата ОДКБ в ряде международных семинаров, конференций, встреч.
Важным направлением в работе является реализация мер, направленных на выполнение Программы совместных действий по формированию системы информационной безопасности государств-членов
ОДКБ, утвержденной Советом коллективной безопасности в сентябре 2008 года. Согласован и вносится на утверждение сессии СКБ проект Положения о сотрудничестве государств-членов ОДКБ в сфере обеспечения информационной безопасности.
В январе 2010 года было проведено заседание временной Рабочей группы при КССБ ОДКБ по вопросам информационной политики и безопасности, в ходе которого были обсуждены ближайшие меры по формированию системы информационной безопасности
ОДКБ.
Совместными усилиями продолжается наращивание положительного потенциала, направленного на борьбу с преступлениями в сфере информационных технологий. В соответствии с решениями президентов государств-членов ОДКБ специальными подразделениями органов безопасности и внутренних дел (полиции) проведены очередная операция "ПРОКСИ-2010" и частная региональная операция "ПРОКСИ-Юг-2010", результаты которых обобщены и доложены президентам и секретарям советов безопасности государств-членов ОДКБ. Специальное координационное совещание для обсуждения итогов операции проведено 10 ноября с.г.
Продолжается работа по созданию Центра информационных технологий в интересах государств-членов ОДКБ.
Прошел процедуру согласования и внесен на рассмотрение уставных органов Организации проект Решения СКБ ОДКБ "О мерах по подготовке стратегических и концептуальных документов по совершенствованию и развитию системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности".
Создание Парламентской ассамблеи
ОДКБ, которая все больше заявляет о себе на международной арене, позволило наладить взаимодействие парламентариев, представленных в различных международных структурах, а также в целом парламентскую деятельность в интересах ОДКБ. В январе 2010 года по инициативе Генерального секретаря в Москве была проведена встреча глав парламентских делегаций государств-членов ОДКБ, представленных в Парламентской ассамблее ОБСЕ. По итогам встречи были отработаны проекты нескольких резолюций для внесения на рассмотрение ПА ОБСЕ.
Практикуются заседания Совета ПА ОДКБ в узком составе и выездные заседания Совета. Генеральный секретарь ОДКБ принимал участие и выступал с информацией на пленарных заседаниях и на заседаниях Совета ПА ОДКБ в декабре 2009 года, в мае 2010 года (на выездной сессии Совета ПА ОДКБ в Ереване), в октябре 2010 года (в Санкт-Петербурге). В октябрьском заседании ПА ОДКБ в Санкт-Петербурге приняли участие делегации парламентов Сербии и Украины. Состоялась рабочая встреча Генерального секретаря ОДКБ с представителями этих делегаций.
Активная работа проводилась в структурных подразделениях Секретариата ПА
ОДКБ и на заседаниях Постоянных комиссий. Представитель Секретариата ОДКБ в октябре принял участие в международной конференции в Белграде "Парламентское сотрудничество Республики Сербии и ОДКБ".
16 декабря 2009 года под председательством Генерального секретаря состоялось восьмое заседание Научно-экспертного совета организации. Члены НЭС ОДКБ были проинформированы о ходе создания Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. Обсуждены итоги деятельности Организации и высказаны предложения в отношении планов работы Совета на перспективу.
Налажены и получают хорошее информационное сопровождение взаимовыгодные контакты между Секретариатом
ОДКБ и Секретариатами ООН и ОБСЕ, Центром политических и международных исследований (Москва), Секретариатом ЕврАзЭС в Москве, с Исполнительным комитетом СНГ, Секретариатом МОМ.
В соответствии с Протокольным решением Комитета секретарей советов безопасности государств-членов ОДКБ от 30 сентября 2009 года был разработан проект Плана первоочередных мероприятий по формированию основ скоординированной информационной политики в интересах Организации Договора о коллективной безопасности. В течение отчетного периода проект документа согласовывался в государствах. Рекомендовано переработать проект Плана с учетом полученных замечаний и предложений, актуализировать его с целью последующего вынесения на рассмотрение уставными органами ОДКБ.
После учреждения в июне 2009 года Автономной некоммерческой организации "Институт Организации Договора о коллективной безопасности" активизировалась работа по созданию и поддержке Информационных центров ОДКБ (филиалов Института). Положительным в этом плане является опыт Республики Армения, где после организации Международного общественного центра информационной поддержки ОДКБ (МОЦИП) была достигнута договоренность о том, что этот Центр становится филиалом Института
ОДКБ.
Получен положительный ответ об открытии Центра АНО "Институт ОДКБ" в Республике Таджикистан.
Достигнута договоренность о начале работы Представительства Института на Украине. В июле 2010 года в Киеве при его содействии проведена международная конференция "ОДКБ: новый формат коллективной безопасности на Украине", в которой принял участие представитель Секретариата
ОДКБ. 20 сентября в Киеве АНО Институт ОДКБ и Представительство Института ОДКБ на Украине провели конференцию на тему "О развитии ОДКБ на современном этапе", в которой приняли участие депутаты Верховной Рады Украины - члены межфракционной депутатской группы по сотрудничеству с ОДКБ.
Создание таких центров и в других государствах-членах Организации позволит, на наш взгляд, качественно улучшить информационное сопровождение нашей деятельности, вести исследования о роли и месте ОДКБ в современном мире.
В ноябре 2009 года в Ереване по инициативе Секретариата ОДКБ, Института ОДКБ и при поддержке МОЦИП был организован и проведен круглый стол на тему "Организация Договора о коллективной безопасности как фактор стабильности и безопасности в Кавказском регионе", на котором с основным Докладом "Система коллективной безопасности в Кавказском регионе - взгляд в будущее (2015 год)" выступил Генеральный секретарь
ОДКБ.
................Перейти до повного тексту