- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
Решение
Экономического совета Содружества Независимых Государств о состоянии правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности в государствах-участниках СНГ
(Санкт-Петербург, 18 ноября 2010 года) |
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Принять к сведению информацию о состоянии дел в сфере интеллектуальной собственности в государствах-участниках СНГ, представленную в Аналитическом обзоре "О состоянии правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности в государствах-участниках СНГ", подготовленном Межгосударственным советом по вопросам охраны промышленной собственности и рассмотренном Комиссией по экономическим вопросам.
2. Рекомендовать использовать указанный Аналитический обзор в работе заинтересованных министерств и ведомств государств-участников СНГ, а также при подготовке межгосударственных программ.
(Подписи)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СНГ СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СНГ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)
ВВЕДЕНИЕ
В XXI веке одной из главных производительных сил общества становится человеческий интеллект, поскольку именно он обеспечивает инновационное развитие, создает новые виды товаров и услуг, тем самым позволяет достичь качественно нового, более высокого уровня жизни.
Интеллектуальная собственность является одним из важнейших факторов роста научно-технического, культурного, экономического и оборонного потенциала любого государства. В то же время интеллектуальный капитал считается главным фактором успеха и во всех сферах бизнеса, так как является основой, источником создания инновационной продукции, с высокой прибылью реализуемой на мировом рынке.
Поэтому вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности в инновационном аспекте в государствах-участниках СНГ в последнее время уделяется много внимания, поскольку от их решения зависит будущее инновационного развития экономики наших государств.
Очевидно, что инновационное развитие государств-участников СНГ, повышение уровня их конкурентоспособности на мировом рынке обусловлено в первую очередь наличием эффективной межгосударственной системы правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, которая позволит решить такие задачи, как обеспечение деятельности по гармонизации национального законодательства в области интеллектуальной собственности, обмена действующими нормативными правовыми актами, учебной, методической и специальной литературой; обеспечение межгосударственного обмена информацией об объектах интеллектуальной собственности, о принимаемых мерах и результатах деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности; обеспечение проведения совместных научных исследований, подготовки и повышения квалификации кадров в сфере интеллектуальной собственности.
Данный Аналитический обзор "О состоянии правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности в государствах-участниках СНГ" подготовлен Межгосударственным советом по вопросам охраны промышленной собственности (МГСОПС) по материалам, представленным полномочными представителями государств-участников СНГ на 18-м совместном заседании МГСОПС и Совместной рабочей комиссии государств-участников
Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности, а также соответствующих сайтов патентных ведомств государств-участников СНГ.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СНГ
Одним из важнейших компонентов базы, необходимой для формирования и эффективного функционирования национальной инновационной системы, является обеспечение охраны и защиты интеллектуальной собственности и вовлечения прав на результаты научно-технической деятельности в хозяйственный оборот.
В связи с распадом СССР было нарушено единое патентное пространство; во вновь образуемых государствах этот период характеризовался довольно сложным процессом построения своих систем охраны и защиты интеллектуальной собственности.
Патентные ведомства теперь уже независимых государств претерпели ряд организационных изменений. Были созданы новые структуры со своими задачами, требующими решения на тот момент времени.
На государственном уровне были обновлены основные отрасли национального законодательства, приняты новые Кодексы, такие как Бюджетный, Налоговый, внесены изменения в Конституцию, приняты другие нормативные правовые акты, касающиеся проблем охраны и защиты интеллектуальной собственности.
Необходимость изменения патентного законодательства была вызвана требованием времени, которое ждет инноваций в экономике. Развитие государства сегодня напрямую зависит от интенсификации инновационных процессов и обусловливает необходимость совершенствования механизма правовой охраны и защиты изобретений.
В ряде государств был начат процесс вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), что потребовало привести законодательство в данной сфере права в соответствие с международными стандартами, в частности, законодательство должно быть максимально приближено к нормам Соглашения по торговым аспектам интеллектуальной собственности (
Соглашение ТРИПС) , которое является одним из наиболее важных международных соглашений ВТО.
В конечном счете в настоящее время в государствах-участниках СНГ построены эффективные системы охраны и защиты интеллектуальной собственности.
Ниже рассмотрены некоторые особенности функционирования национальных систем охраны и защиты интеллектуальной собственности государств-участников СНГ.
Перечень
национальных патентных ведомств и организаций в области интеллектуальной собственности государств-участников СНГ
Государство - участник СНГ |
Наименование организации |
Наименование вышестоящей организации |
Республика Армения |
Агентство интеллектуальной собственности |
Министерство экономики |
Республика Беларусь |
Национальный центр интеллектуальной собственности |
Государственный комитет по науке и технологиям |
Республика Казахстан |
Республиканское государственное казенное предприятие "Национальный институт интеллектуальной собственности" |
Комитет по правам интеллектуальной собственности Мистерства юстиции |
Кыргызская Республика |
Государственная служба интеллектуальной собственности |
Администрация Президента Кыргызской Республики |
Республика Молдова |
Государственное Агентство по интеллектуальной собственности |
Правительство Республики Молдова |
Российская Федерация |
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам |
Министерство образования и науки |
Республика Таджикистан |
Национальный патентно- информационный центр |
Министерство экономического развития и торговли |
Республика Узбекистан |
Государственное патентное ведомство |
Кабинет Министров Республики Узбекистан |
Украина |
Государственное предприятие "Украинский институт промышленной собственности" |
Государственный департамент интеллектуальной собственности Министерства образования и науки |
Республика Армения
Национальная система охраны интеллектуальной собственности в Республике Армения сформировалась с созданием в январе 1992 года Патентного управления при Правительстве Республики Армения и в декабре 1993 года - Национального агентства по авторскому праву.
В дальнейшем, в марте 2002 года путем слияния этих органов было создано Агентство интеллектуальной собственности (далее - Агентство), которое имеет статус обособленного подразделения, действующего в составе Министерства экономики Республики Армения. В том же году Правительством Республики Армения были утверждены Устав и структура Агентства.
Правительство Республики Армения 2 апреля 2009 года одобрило Концепцию осуществления надежной и эффективной охраны интеллектуальной собственности.
В настоящее время правовое поле в области интеллектуальной собственности регулируется законами, подзаконными актами, а также международными договорами Республики Армения.
Республика Армения с 1993 года является членом Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и с 1995 года - членом Евразийской патентной организации. Агентство сотрудничает с Европейской патентной организацией, другими международными и региональными структурами и ведомствами иностранных государств.
В 2009 году в Республике Армения были продолжены работы, направленные на совершенствование законодательства в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности, в частности, разработаны и представлены на обсуждение Правительства Республики Армения проекты Законов: "О товарных знаках", "О географических наименованиях", "Об оценке интеллектуальной собственности", отвечающих требованиям положений
Соглашения TRIPS и Евродиректив.
Кроме того, начата работа по разработке подзаконных актов, вытекающих из положений Законов Республики Армения "О товарных знаках", "О географических наименованиях" и "Об оценке интеллектуальной собственности".
Проведено обсуждение и представлены соответствующие предложения и замечания по ряду проектов нормативных документов, направленных Правительством Республики Армения по инстанциям.
Проблема отсутствия норм в Административном кодексе Республики Армения, устанавливающих ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности, а также несовершенство уголовно-правовых норм, пока остается нерешенной.
Полицией Республики Армения продолжаются работы над Законопроектом "О введении дополнений и изменений в статьи 158, 159, 197 Уголовного кодекса Республики Армения".
В целях повышения эффективности охраны интеллектуальной собственности Постановлением Премьер-министра Республики Армения от 11 августа 2009 года N 678-А была создана межведомственная Комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности (далее - Комиссия).
Комиссия является координационным органом, обеспечивающим взаимодействие государственных и иных организаций в целях реализации единой государственной политики в области противодействия нарушениям в сфере интеллектуальной собственности в Республике Армения. Комиссией разрабатывается государственная Программа и мероприятия по охране интеллектуальной собственности на 2010-2012 годы.
В отношении процесса регистрации объектов интеллектуальной собственности следует отметить, что в 2009 году в Агентство было подано 127 заявок на изобретения и 41 заявка на полезные модели, из которых 157 заявок - от национальных заявителей и 11 - от иностранных заявителей.
По состоянию на 31 декабря 2009 года общее число поданных заявок начиная с 1992 года составило 3122.
По сравнению с 2008 годом общее число поданных в 2009 году заявок снизилось на 71, при этом число заявок, поданных от национальных заявителей, снизилось на 76, а от иностранных заявителей - увеличилось на 5.
По международным заявкам, представляемым в соответствии с процедурами
Договора о патентной кооперации (РСТ) в Международное бюро ВОИС (Женева), и по евразийским заявкам, представляемым в соответствии с процедурами
Евразийской патентной конвенции в Евразийское патентное ведомство (Москва), Агентство выступает в качестве получающего ведомства только для граждан и юридических лиц Республики Армения и для физических лиц, постоянно проживающих на территории Республики Армения.
В 2009 году в Агентство поступили:
4 международных заявки, по результатам проверки которых на наличие необходимых документов и соответствие установленным требованиям были установлены даты подачи международных заявок, и в течение одного месяца с этой даты заявки были переданы в Международное бюро ВОИС;
3 евразийских заявки, по результатам проверки которых на наличие необходимых документов и соответствие установленным требованиям были установлены даты их подачи, и в течение одного месяца с этой даты заявки были переданы в Евразийское патентное ведомство (Москва).
Таким образом, в период с 1994 по 2009 год в Международное бюро ВОИС (Женева) было передано 58 международных заявок на изобретения, а за период с 1997 по 2009 год в Евразийское патентное ведомство - 18 заявок.
За отчетный период было завершено делопроизводство по 272 заявкам, при этом:
по 222 заявкам были вынесены решения о публикации заявки на изобретение в официальном бюллетене и выдаче патента;
по 34 заявкам были вынесены решения о публикации заявки на полезную модель в официальном бюллетене и выдаче патента;
по 15 заявкам были вынесены решения о признании заявки на изобретение (полезную модель) отозванной;
по 1 заявке было вынесено решение об отказе в выдаче патента на полезную модель.
В 2009 году в Республике Армения выдано 156 патентов на изобретения, из них 149 - национальным заявителям, 7 - иностранным, 4 - по процедуре РСТ, и 30 патентов на полезные модели, из них 28 - национальным заявителям, 2 - иностранным.
По данным за 2009 год, из 2344 патентов на изобретения на территории Республики Армения действуют 357, из 179 патентов на полезные модели - 54, кроме того, действуют 4264 евразийских патента.
В 2009 году в Агентство было подано 5037 заявок на товарные знаки (в том числе 115 - от национальных заявителей, 392 - от иностранных, 3330 - по
Мадридскому соглашению) ; зарегистрировано 1297 товарных знаков, из них 773 - на имя национальных заявителей, 524 - на имя иностранных заявителей по национальной процедуре.
По 1700 заявкам была проведена предварительная экспертиза. Отозвано 50 заявок, а по 100 заявкам приняты решения об отказе в регистрации.
По 1 заявке на право пользования наименованием места происхождения товара была проведена предварительная экспертиза и принято решение о предоставлении права пользования.
За отчетный период в Агентство поступило 35 заявок на промышленные образцы, в том числе 19 - от национальных заявителей, 7 - из Российской Федерации, 3 - из Соединенных Штатов Америки, 3 - из Японии, по 1 - из Австрии, Украины, Китая. Всего в 2009 году было выдано 23 патента на промышленные образцы.
В 2009 году в Агентство поступило 3954 заявки на регистрацию фирменных наименований. Зарегистрировано 3082 наименования, по 123 заявкам было отказано в регистрации.
В рамках
Мадридского соглашения о международной регистрации знаков и
Протокола к нему в 2009 году получено 3330 извещений о международной регистрации товарных знаков с указанием Республики Армения. По международным извещениям вынесено 2738 решений о предоставлении правовой охраны товарному знаку. По 357 международным регистрациям было вынесено решение о предварительном отказе, по 465 - об окончательном отказе.
В течение 2009 года была продлена регистрация 357 товарным знакам.
От Республики Армения было подано 11 заявок на международную регистрацию товарного знака.
Что касается активности иностранных юридических лиц, она увеличилась по национальной процедуре: 592 в 2009 году против 504 в 2008 году.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Армения от 7 июля 2000 года N 289 было выдано 15 разрешений на использование в фирменных наименованиях слов "Ай", "Айастан", "Айкакан" и их переводов, что на 4 меньше, чем в 2008 году.
В 2009 году опубликовано 12 номеров официального бюллетеня "Промышленная собственность" на лазерных дисках: N 1(57)-12(68). Бюллетени опубликованы на двух языках: армянском и русском, включают официальные сведения о патентах на 156 изобретений, 30 полезных моделей и о 23 свидетельствах на промышленные образцы, 1250 зарегистрированных товарных знаках и знаках обслуживания; о продлении действия регистрации товарных знаков; товарных знаках, признанных общеизвестными; зарегистрированных фирменных наименованиях; регистрации лицензионных договоров и договоров об уступке патентов и товарных знаков.
Осуществлены ввод чертежей к описаниям 156 изобретений и 30 полезных моделей, подготовка электронных версий первых страниц, полных описаний и формул, а также подготовка и публикация описаний к 23 промышленным образцам для передачи их патентовладельцам и владельцам свидетельств, библиотекам, для внутреннего использования в компьютерной сети Агентства и размещения для всеобщего пользования на интернет-сайте и диске CISPATENT.
Подготовлены и опубликованы годовые отчеты за 2008 год на армянском, английском и русском языках и их электронные версии для размещения на интернет-странице. Годовые отчеты направлены в патентные ведомства 26 государств.
Подготовлены технический и статистический отчеты за 2008 год по изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам и знакам обслуживания для представления в ВОИС.
В целях всеобщего ознакомления на интернет-странице Агентства были размещены официальные бюллетени "Промышленная собственность" и годовой отчет Агентства за 2008 год.
Официальные бюллетени безвозмездно переданы в Армянский центр научно-технической информации, фундаментальную библиотеку национальной академии наук Республики Армения, в библиотеки Ереванского государственного университета, Государственного инженерного университета Армении, Армянской сельскохозяйственной академии, в Национальную библиотеку и Национальную книжную палату Армении, а также в областные центры Республики Армения.
Кроме того, продолжаются работы по пополнению патентного фонда Армянского центра научно-технической информации от патентных ведомств иностранных государств.
Согласно предварительной договоренности в рамках обмена патентной информацией Агентство направило 21 экземпляр официального бюллетеня в патентные ведомства зарубежных стран, а также в ВОИС, Европейское патентное ведомство (ЕПВ) и Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ).
Во исполнение Международного соглашения о выпуске совместного регионального патентно-информационного продукта государств-участников СНГ на оптических дисках CD-ROM, участниками которого являются 9 государств-участников СНГ, были выпущены 12 компакт-дисков CISPATENT, в 4 из которых содержатся библиографические данные на армянском, русском и английском языках о патентах на 156 изобретений и 30 полезных моделей, зарегистрированных в Республике Армения.
В рамках обмена информацией Агентство интеллектуальной собственности Республики Армения получает патентную документацию на компакт-дисках из Европейского патентного ведомства, а также патентных ведомств Австрии, Канады, США и Франции.
В 2009 году была продолжена передача в Евразийское патентное ведомство данных о зарегистрированных в Республике Армения изобретениях и полезных моделях в целях укомплектования базы данных системы информационного поиска, созданной совместно с Евразийским патентным ведомством.
На интернет-странице Агентства обновлены рубрики: "Статистические данные", "Законы", "Международные договора", "Подзаконные акты", "Бланки" и "Официальные публикации", размещена база данных "Промышленные образцы".
За отчетный период на интернет-странице Агентства была создана система подачи электронных заявок на регистрацию изобретений и полезных моделей.
В соответствии с новым Законом Республики Армения "О фирменных наименованиях", вступившим в действие с 1 января 2009 года, предоставлена возможность подачи электронных заявок на регистрацию фирменных наименований.
Осуществляется конвертация с ASCI кодов на Unicod данных, сохраняемых на армянском языке в серверной части баз данных Агентства.
В течение отчетного периода продолжались работы по автоматизации и техническому переоснащению Агентства: четырьмя компьютерами типа Intel(R) Core(TM) 2DUO, одним сканером, а также; вспомогательными компьютерными устройствами и оборудованием, в том числе источниками бесперебойного питания. Устранены недостатки и упущения в информационной системе Агентства, выявленные в ходе ее эксплуатации.
С целью охвата задач, возникших как результат развития проводимых работ, осуществлен ряд изменений и дополнений в информационной системе Агентства.
В рамках международного сотрудничества за отчетный период специалисты Агентства приняли участие в семинарах, деловых встречах и курсах по повышению квалификации, организованных ВОИС, ЕПВ, ЕАПВ.
За отчетный период 4 специалиста Агентства прошли трехнедельный курс обучения в Российском государственном институте интеллектуальной собственности; 7 специалистов приняли участие в семинарах, студенческих программах и других официальных предприятиях, организованных в Женеве, Кишиневе, Москве, Скопье, Тбилиси.
Указанные мероприятия были организованы и финансировались со стороны ВОИС, Всемирной академии ВОИС и Европейского союза.
В рамках сотрудничества с ЕПВ в 2009 году для технической консультации в области информационных технологий Агентство посетили директор отдела международного сотрудничества, эксперты ЕАПВ.
В августе 2009 года в Агентстве был принят советник посла США в Армении. В ходе встречи обсуждались вопросы о расширении сотрудничества, а также касающиеся урегулирования существующих проблем в сфере интеллектуальной собственности, о предоставлении возможной поддержки в данной области.
В период 9-10 сентября 2009 года в г. Агверане состоялось 18-е совместное заседание Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности и Совместной рабочей комиссии государств-участников
Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности с участием представителей государств-участников СНГ: Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Украины.
В заседании в качестве наблюдателей приняли участие представители ВОИС, ЕПВ, ЕАПВ, Грузии.
В ходе заседания представители государств обменялись информацией о работах, проводимых в государствах-участниках СНГ в области охраны промышленной собственности (обмен опытом работы и информационными материалами), принятых мерах по противодействию правонарушениям в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности за отчетный период, данными таможенных органов и органов внутренних дел по правоприменительной практике, материалами об изменениях в законодательстве государств-участников СНГ, регулирующем правоотношения в сфере интеллектуальной собственности.
В сфере пресечения правонарушений в области охраны авторских и смежных прав в Республике Армения были проведены следующие мероприятия.
В течение 2009 года отделом по борьбе с преступлениями в сфере интеллектуальной собственности ГУБОП Полиции Республики Армения выявлено 30 правонарушений, совершенных в сфере интеллектуальной собственности.
Возбуждены уголовные дела по статьям 158 (нарушение авторских и смежных прав), 197 (незаконное использование товарного знака), 188 (незаконная предпринимательская деятельность), а также по 207 (изготовление и сбыт поддельного вина, поддельной водки или иного поддельного алкогольного напитка) Уголовного кодекса Республики Армения.
Материалы по семи делам направлены в Государственную комиссию по защите экономической конкуренции, в органы местного самоуправления, Государственную инспекцию по защите рынка и потребителей для привлечения правонарушителей к административной ответственности, 12 материалов по признакам статей 158 и 197 находятся в стадии подготовки.
Республика Беларусь
Государственная система охраны интеллектуальной собственности Республики Беларусь начала формироваться в 1992 году с создания при Совете Министров Республики Беларусь Государственного патентного ведомства и Управления по авторским и смежным правам.
Основные этапы становления национальной системы охраны интеллектуальной собственности:
в 1993 году приняты первые Законы Республики Беларусь об охране объектов промышленной собственности - изобретений, промышленных образцов, товарных знаков;
8 мая 1995 года Республика Беларусь ратифицировала
Евразийскую патентную конвенцию. За период 1993-1997 годов заключены договоры и соглашения об обмене патентной документацией с 41 страной и тремя международными организациями;
в 1996 году принят Закон Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах";
5 августа 1997 года вступил в силу Закон Республики Беларусь "О патентах на изобретения и полезные модели";
7 декабря 1998 года принят Закон Республики Беларусь "О правовой охране топологий интегральных микросхем";
11 декабря 2000 года подписана Программа сотрудничества между Правительством Республики Беларусь и ВОИС;
17 июля 2002 года принят Закон Республики Беларусь "О географических указаниях";
3 июля 2003 года вступил в силу Закон Республики Беларусь "О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы";
23 ноября 2004 года подписан Протокол о сотрудничестве между Всемирной организацией интеллектуальной собственности и Национальным центром интеллектуальной собственности Республики Беларусь по вопросам подготовки кадров в сфере интеллектуальной собственности;
29 июля 2005 года образован Межведомственный научно-методический совет по вопросам образования в сфере интеллектуальной собственности;
21 ноября 2007 года Правительством Республики Беларусь утверждена Государственная программа по охране интеллектуальной собственности на 2008-2010 годы.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 года N 66 охрану прав на объекты интеллектуальной собственности обеспечивает Национальный центр интеллектуальной собственности, действующий на основании Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2004 года N 641.
Совершенствование законодательства Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности направлено на создание необходимых условий для формирования экономики, основанной на знаниях, обеспечение реализации и защиты прав и законных интересов авторов и иных правообладателей, развитие инфраструктуры системы охраны и управления интеллектуальной собственностью.
Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" установлен единый порядок осуществления контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь на основе принципиально новых подходов.
В соответствии с Указом Национальный центр интеллектуальной собственности включен в перечень контролирующих (надзорных) органов и уполномочен осуществлять контроль за соблюдением законодательства об интеллектуальной собственности, оценке стоимости объектов гражданских прав.
15 июля 2009 года принят Закон Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О товарных знаках и знаках обслуживания" (далее - Закон), направленный на совершенствование регулирования отношений, возникающих в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков и знаков обслуживания (далее - товарные знаки), защитой прав их владельцев.
Законом расширен круг лиц, имеющих право на подачу заявки на регистрацию товарного знака; уточнены основания для отказа в регистрации товарного знака; процедуры, связанные с рассмотрением заявок на регистрацию товарных знаков, приведены в соответствие с требованиями Закона Республики Беларусь "Об основах административных процедур"; закреплено право любого лица ознакомиться с документами заявки на регистрацию товарного знака, представленными на дату ее подачи; срок подачи жалобы на решение экспертизы в апелляционный совет продлен с трех месяцев до одного года, срок рассмотрения жалобы апелляционным советом сокращен с четырех месяцев до одного; дополнительно введен раздел "Общеизвестный товарный знак"; закреплена возможность залога права на товарный знак; отменена регистрация договоров об уступке права на товарный знак, договоров залога товарного знака и лицензионных договоров.
В соответствии с указанным Законом Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года N 1719 утверждено Положение о порядке регистрации товарного знака и знака обслуживания и о внесении изменений в некоторые Постановления Совета Министров Республики Беларусь, являющееся комплексным документом, направленным на регулирование вопросов составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, внесения сведений о регистрации товарного знака в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Республики Беларусь, изменения, продления и прекращения регистрации товарного знака.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2009 года N 1679 утверждено Положение о порядке подачи жалоб, возражений, заявлений и их рассмотрения апелляционным советом при патентном органе, которое определяет перечень жалоб, возражений и заявлений, порядок, сроки их подачи и рассмотрения апелляционным советом при патентном органе.
Постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 17 ноября 2009 года N 27 внесены изменения и дополнения в Инструкцию о порядке регистрации лицензионных договоров, договоров уступки, договоров залога прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), утвержденную Постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 15 апреля 2009 года N 6.
Признаны утратившими силу Правила составления и подачи заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, Правила ведения дел по заявке на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, Правила рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания.
Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь, принятая 29 декабря 2009 года и вступившая в силу с 1 января 2010 года, содержит главу 2.8 "Патентные пошлины", которая устанавливает лиц, являющихся плательщиками патентных пошлин, объекты обложения патентными пошлинами, ставки патентных пошлин, порядок исчисления и сроки уплаты патентных пошлин.
21 марта 2009 года принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь от N 346 "О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки, договоров залога прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)".
Постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 15 апреля 2009 года N 6 утверждена Инструкция о порядке регистрации лицензионных договоров, договоров уступки, договоров залога прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), устанавливающая порядок регистрации и требования к оформлению документов, подаваемых на регистрацию в Национальный центр.
В связи с тем что Законом отменена регистрация договоров об уступке права на товарный знак, договоров залога товарного знака и лицензионных договоров, внесены изменения в Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2007 года N 1642 "Об утверждении перечня административных процедур, осуществляемых Государственным комитетом по науке и технологиям и подчиненными ему государственными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и от 21 марта 2009 года N 346 "О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки, договоров залога прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)".
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 сентября 2009 года N 1152 расширен и исправлен перечень видов растений, сорта которых охраняются в соответствии с Законом Республики Беларусь "О патентах на сорта растений".
В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 февраля 2010 года N 237 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 марта 1998 года N 368" Положение о порядке и условиях государственного стимулирования создания и использования объектов промышленной собственности изложено в новой редакции. Положением определены выработанные практикой применения Положения в организациях условия установления факта использования объекта промышленной собственности, начала использования и соответствующие документы, подтверждающие такое использование, а также сроки выплаты вознаграждения, что позволит ввести единообразный подход к принятию организациями решения о выплате вознаграждения за создание и использование объектов промышленной собственности.
Принят в первом чтении проект Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов", в соответствии с которым положения Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года "О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы" приведены в соответствии с Законом Республики Беларусь "Об основах административных процедур".
В рамках реализации Государственной программы по охране интеллектуальной собственности на 2008-2010 годы и в соответствии с Планом подготовки законопроектов на 2009 год подготовлен и внесен на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь проект Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах" (новая редакция).
Во исполнение положений
Договора ВОИС по авторскому праву и
Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам проект Закона содержит нормы, регулирующие отношения в сфере использования компьютерных программ, баз данных, а также произведений науки, литературы и искусства при их использовании в цифровой среде. В проект новой редакции Закона включены нормы, устанавливающие случаи свободного использования объектов авторского права и смежных прав в информационных, образовательных, исследовательских и других социально значимых целях.
Проект новой редакции Закона развивает положения Гражданского кодекса о договорах, устанавливая в том числе требования к лицензионному договору и договору на создание и использование объектов авторского права и смежных прав.
Важное место в проекте Закона отведено вопросам регулирования отношений в сфере коллективного управления имущественными правами авторов и других обладателей авторского права и смежных прав.
Принятие новой редакции Закона и его дальнейшая реализация будут способствовать усилению защиты прав белорусских авторов, выполнению обязательств государства по защите прав зарубежных авторов в соответствии с международными договорами, повышению эффективности проводимой заинтересованными республиканскими органами государственной политики в сфере охраны интеллектуальной собственности.
В целях стимулирования творческого труда работников, участвующих в производстве фильмов, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июля 2009 года N 943 внесены дополнения в Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2001 года N 616, в соответствии с которыми минимальные ставки постановочного вознаграждения могут повышаться руководителем организации кинематографии по представлению художественного совета до 200%.
Согласно годовому отчету Национального центра интеллектуальной собственности Республики Беларусь в 2009 году было подано 1 926 заявок на изобретения, из которых 1 753 заявки от национальных заявителей и 173 - от иностранных заявителей. Зарегистрировано и выдано 1297 патентов на изобретения, из них 1188 - национальным заявителям, 109 - иностранным заявителям.
Кроме того, в 2009 году поступило: 1119 заявок на выдачу патента на полезные модели, из них 1060 - от национальных заявителей, 59 - от иностранных заявителей; 249 заявок на выдачу патента на промышленные образцы, из них 176 - от национальных заявителей, 73 - от иностранных заявителей.
Зарегистрировано и выдано: 965 патентов на полезные модели, из них 927 национальным заявителям, 38 - иностранным заявителям; 230 патентов на промышленные образцы, из них 98 - национальным заявителям, 132 - иностранным заявителям.
В 2009 году подано 10268 заявок на регистрацию товарных знаков, из них: 4773 по национальной процедуре (3703 - национальными заявителями, 1070 - иностранными заявителями); 5495 - по
Мадридскому соглашению.
Зарегистрировано 9113 товарных знаков, из них: 2550 - по национальной процедуре (1523 - на имя национальных заявителей, 1027 - на имя иностранных заявителей); 6563 - по
Мадридскому соглашению.
Зарегистрировано и выдано 42 патента на сорта растений, из них: 24 - национальным заявителям, 18 - иностранным.
В 2009 году Национальным центром зарегистрировано 66 компьютерных программ.
Кроме того, зарегистрировано всего 683 договора, из них:
392 лицензионных договора о передаче прав на использование объектов промышленной собственности;
278 договоров об уступке прав на объекты промышленной собственности;
1 договор залога;
12 договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).
По состоянию на 31 декабря 2009 года всего зарегистрировано с 1993 года 129353 охранных документа:
13038 патентов на изобретения (из них 10541 - национальным заявителям, 2497 - иностранным заявителям);
6131 патент на полезные модели (с 1997 года) (из них 5873 - национальным заявителям, 258 - иностранным заявителям);
1872 патента на промышленные образцы (из них 1054 - национальным заявителям, 818 - иностранным заявителям);
108312 свидетельств на товарные знаки: по национальной процедуре - 31420 (из них 16083 - на имя национального заявителя, 15337 - на имя иностранного заявителя); 76892 - по процедуре
Мадридского соглашения.
В соответствии с пунктом 21.22 мероприятий Государственной программы по борьбе с преступностью на 2006-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2006 года N 103, Положением о взаимодействии республиканских органов государственного управления, правоохранительных органов в области охраны интеллектуальной собственности, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2005 года N 871, Государственной программой по охране интеллектуальной собственности на 2008-2010 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2007 года N 1555, и в рамках реализации решений Комиссии по обеспечению охраны прав и противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности при Совете Министров Республики Беларусь республиканскими органами государственного управления в 2009 году проводилась соответствующая работа по улучшению состояния дел и противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности.
Органами внутренних дел выявлено 51 преступление, предусмотренное статьей 201 "Нарушение авторских, смежных, изобретательских и патентных прав" Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Пресечено 377 нарушений по статье 9.21 "Нарушение авторских, смежных и патентных прав" Кодекса административных правонарушений (КоАП) Республики Беларусь. У правонарушителей изъято более 133 тыс. единиц контрафактной продукции.
По уголовным делам установлен ущерб в сумме 3,7 млн. белорусских рублей, который полностью возмещен, наложен арест на контрафактную продукцию стоимостью 25,3 млн. белорусских рублей. Следственными органами окончено производством и направлено на рассмотрение в суды 40 уголовных дел. Судами рассмотрено 364 дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП, в том числе о нарушении прав на объекты интеллектуальной собственности, совершенные юридическими лицами, - 13.
Всего на нарушителей наложены штрафы на сумму 224 млн. белорусских рублей.
Налоговыми органами проведена 71 проверка соблюдения налогового и иного законодательства субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими деятельность, связанную с правами на объекты интеллектуальной собственности. Нарушения выявлены в 68 случаях (95,8%).
По результатам проверок доначислено 88,8 млн. белорусских рублей и взыскано в бюджет 87,5 млн. белорусских рублей.
Кроме того, налоговыми органами в 2009 году проводились оперативно-рейдовые мероприятия, направленные на пресечение и выявление нарушений, связанных с изготовлением, тиражированием и сбытом нелегальной аудио- и видеопродукции.
По результатам проверок изъято товаров (продукции) на сумму 362,1 млн. белорусских рублей, привлечено к административной ответственности 53 должностных лица организаций на сумму 16,3 млн. белорусских рублей.
Основными нарушениями, выявленными в ходе проверок, являются: приобретение видеопродукции без наличия документов, подтверждающих их приобретение (поступление), хранение и реализация аудио- и видеопродукции, не маркированной контрольными знаками, занижение налогооблагаемой базы для исчисления налога на услуги.
Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь в ходе таможенного контроля выявлено 20 фактов незаконного перемещения через таможенную границу 25616 единиц электронных носителей информации (аудио- и видеокомпакт-диски), имеющих признаки контрафактности.
Осуществлялись меры по защите прав правообладателей в отношении 37 товарных знаков, включенных в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
За совершение преступлений, предусмотренных статьей 201 Уголовного кодекса Республики Беларусь (УК) "Нарушение авторских, смежных, изобретательских и патентных прав", осуждено 29 лиц, из них 4 лица по части 1 статьи 201 УК, 18 лиц - по части 2 статьи 201 УК, 7 лиц - по части 3 статьи 201 УК. Также судами рассмотрено 417 дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП "Нарушение авторских, смежных и патентных прав".
По 345 делам лица подвергнуты административному взысканию в виде штрафа на общую сумму 255,71 млн. белорусских рублей, в том числе с конфискацией предметов административного правонарушения по 279 делам.
В 2009 году в производстве судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного суда Республики Беларусь находилось 67 гражданских дел, из них 45 дел в области защиты прав на объекты промышленной собственности, 22 - в области авторского права и смежных прав.
Республика Казахстан
Комитет по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан (далее - Комитет) является ведомством в пределах компетенции Министерства юстиции Республики Казахстан, осуществляющим специальные исполнительные и контрольно-надзорные функции, а также руководство в сфере охраны прав интеллектуальной собственности.
Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, законами и международными договорами Республики Казахстан, актами Президента, Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также Положением о Комитете по правам интеллектуальной собственности.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 июля 2002 года N 756 создано Республиканское государственное казенное предприятие "Национальный институт интеллектуальной собственности" (НИИС) Комитета по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан.
Основу производственной деятельности НИИС составляет экспертиза заявок на объекты промышленной собственности: изобретения, полезные модели, товарные знаки, наименования мест происхождения товаров, промышленные образцы, а также селекционные достижения. НИИС осуществляет ведение государственных реестров охранных документов, подготовку их к выдаче.
Кроме того, НИИС проводит обучающие семинары и конференции, которые направлены на повышение знаний об охране объектов интеллектуальной собственности; создан и функционирует учебный центр по подготовке и переподготовке кадров в области охраны интеллектуальной собственности для работы в системах Министерства юстиции, Министерства образования и науки, среднего и малого бизнеса; имеется возможность прохождения дистанционного обучения в Академии ВОИС.
НИИС в 2009 году стал обладателем международной награды, присужденной Комитетом Международного конгресса промышленников и предпринимателей в рамках программы "Лидеры XXI столетия" - "Лучшее предприятие Европы" за достижения динамично развивающегося предприятия.
Основные законодательные акты, регулирующие охрану объектов интеллектуальной собственности в Казахстане:
Конституция Республики Казахстан;
Гражданский кодекс Республики Казахстан;
Уголовный кодекс Республики Казахстан;
Закон Республики Казахстан "Об авторском праве и смежных правах";
Патентный закон Республики Казахстан;
Закон Республики Казахстан "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров";
Закон Республики Казахстан "Об охране селекционных достижений";
Закон Республики Казахстан "О правовой охране топологий интегральных микросхем.
Международные договоры:
В Республике Казахстан создание, правовая охрана и использование изобретений регулируются Патентным законом Республики Казахстан от 16 июля 1999 года и Инструкцией по составлению, оформлению и рассмотрению заявки на выдачу инновационного патента и патента на изобретение, утвержденного Приказом Председателя Комитета по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан от 24 апреля 2007 года N 52-ОД.
2 марта 2007 года Президент Республики Казахстан подписал Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам интеллектуальной собственности". Данным Законом был введен принципиально новый вид охранного документа - инновационный патент. Получение документа, выдаваемого по проверочной системе, - государственного патента стало одностадийным, не обусловленным получением какого-либо предварительного охранного документа по явочной системе, в соответствии с мировой практикой и международными нормативными актами.
Приказом и.о. министра юстиции от 6 августа 2009 года N 101 утверждена Инструкция по составлению, оформлению и рассмотрению заявки на выдачу патента на промышленные образцы, которая позволит заявителям получить охрану на решения печатной продукции (этикетки, баннеры, визитные карточки, журналы, буклеты и т.п.). Ранее на такие объекты заявки не подавались либо выносились решения об отказе в выдаче патента ввиду отсутствия в нормативных правовых актах условий отнесения таких объектов к художественно-конструкторским решениям печатной продукции.
В настоящее время актуально дальнейшее приведение законодательства по интеллектуальной собственности в соответствие с международными стандартами, в частности, с положениями, связанными с вступлением Казахстана в ВТО, которые требуют создания эффективной и адекватной системы охраны прав интеллектуальной собственности.
Законодательство Республики Казахстан в области охраны интеллектуальной собственности должно быть максимально приближено к нормам Соглашения по торговым аспектам интеллектуальной собственности (далее -
Соглашение ТРИПС) . Соглашение ТРИПС является одним из наиболее важных международных соглашений ВТО. Оно направлено на обеспечение защиты всех видов прав на интеллектуальную собственность - авторских и смежных прав, прав на промышленную собственность, в том числе товарные знаки и географические указания, и определяет минимальные стандарты, обязательные для всех стран-участниц Соглашения.
В этой связи страны-члены ВТО выдвигают требования по приведению законодательства Республики Казахстан о товарных знаках в соответствие с
Соглашением ТРИПС, предусмотрев в нем норму, устанавливающую приоритет товарного знака либо географического указания по дате их регистрации, так как указанное Соглашение решает конфликт приоритета между товарным знаком и географическим указанием именно таким образом.
Следовательно, в законодательство Республики Казахстан о товарных знаках необходимо внести изменения и дополнения.
Право на товарный знак служит для предпринимателей важным средством укрепления их торговых позиций и стабилизации на рынке сбыта не только Казахстана, но и за рубежом, для чего необходима международная регистрация товарных знаков. В этих целях 5 февраля 1993 года Казахстан заявил о продолжении действия на территории страны
Мадридского соглашения о международной регистрации знаков от 1891 года (далее - Мадридское соглашение), подтвердив свое дальнейшее участие как независимое государство.
Мадридское соглашение предоставляет ряд преимуществ при получении охраны на товарный знак его владельцу. Значительно упрощается процедура подачи заявки на регистрацию товарного знака за рубежом. Так, после регистрации товарного знака в Казахстане необходимо подготовить только одну заявку на одном языке и уплатить одну пошлину в Международное бюро ВОИС, вместо того чтобы отдельно подавать заявки в каждое из ведомств на различных языках и уплачивать в каждое ведомство пошлины.
Вместе с тем в целях дальнейшего совершенствования системы международной регистрации знаков членами Мадридского союза 27 июня 1989 года принят
Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков, ратификация которого также дает определенные преимущества национальному производителю и предпринимателю по охране своих законных прав за рубежом.
Развитие спорта, его пропаганда и подготовка олимпийского резерва являются для Казахстана приоритетными задачами. Ярким подтверждением этого является организация и проведение в 2011 году в городах Астана и Алматы VII зимних Азиатских Игр.
Действующее законодательство Республики Казахстан в области интеллектуальной собственности гармонизировано с основными положениями
Договора. Так, в соответствии с п. 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименований мест происхождения товаров" не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие олимпийскую символику, а также обозначения, сходные с ними до степени смешения.
В рамках вступления в ВТО решаются вопросы по вступлению в Международный союз по охране новых сортов растений, что даст возможность выхода отечественных селекционеров на международный рынок. Положительным моментом в деятельности на международной арене можно считать имеющуюся договоренность с руководством Европейского патентного ведомства, Евразийской патентной организации по приобретению баз данных и созданию в Республике Казахстан Регионального (международного) центра патентного поиска и исследований, а также с Патентным ведомством Соединенных Штатов Америки о взаимном сотрудничестве.
В настоящее время в целях обеспечения адекватной охраны прав интеллектуальной собственности органами юстиции Республики Казахстан принимаются меры по дальнейшему совершенствованию законодательства в области интеллектуальной собственности, проведению мероприятий, направленных на предупреждение, пресечение распространения контрафактной продукции и повышение правовой грамотности населения.
Так, например, разработан проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам интеллектуальной собственности". Законопроектом предусмотрен ряд поправок, направленных на приведение законодательства в области интеллектуальной собственности в соответствие с международными нормами, конкретизацию сроков, минимизацию отсылочных норм, устранение административных барьеров, противоречий, коллизий и пробелов, повышение эффективности деятельности организаций по коллективному управлению правами. В настоящее время законопроект направлен на повторное согласование в заинтересованные государственные органы.
Также разработаны и согласовываются со всеми заинтересованными государственными органами изменения законодательства в сфере авторского права относительно использования Интернета, передачи в рыночную среду объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет государственного бюджета (в настоящее время большинство объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет государственного бюджета, остается невостребованным на рынке, при этом изменения в Бюджетный кодекс будут обеспечивать возвратность заложенных средств и получение прибыли уже самим государством). Кроме того, предусматривается внесение изменений в такие Законы Республики Казахстан, как Патентный закон, "Об авторском праве и смежных правах", Бюджетный кодекс.
Для усиления координации и взаимодействия деятельности государственных органов в вопросах охраны прав интеллектуальной собственности Постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 марта 2010 года N 181 создана Комиссия по охране прав интеллектуальной собственности, в состав которой вошли представители правоохранительных и заинтересованных государственных органов. Первое заседание Комиссии проведено 17 сентября 2010 года.
Разработаны и направлены в территориальные органы юстиции Методические рекомендации о порядке проведения проверок на предмет соблюдения законодательства в сфере защиты прав интеллектуальной собственности для территориальных органов юстиции.
В целях предупреждения и предотвращения распространения контрафактной продукции на постоянной основе проводятся проверки на предмет соблюдения законодательства в данной сфере.
В рамках мероприятий по предупреждению и пресечению торговли в неустановленных местах экземпляров, содержащих аудио-, аудиовизуальные произведения и программы для ЭВМ, активизировано взаимодействие с местными исполнительными органами.
В целях формирования благоприятных условий для развития правоотношений в области интеллектуальной собственности утвержден План мероприятий по снижению уровня контрафактной продукции на территории Республики Казахстан, в котором предусматривается проработка вопросов, связанных с совершенствованием законодательства в сфере интеллектуальной собственности, проведение ряда мероприятий, направленных на усиление взаимодействия с правоохранительными органами путем подписания совместного приказа, создания рабочих групп и проведения проверок на предмет соблюдения законодательства в области авторского права и смежных прав.
В ноябре 2010 года планируется проведение широкомасштабного мероприятия "Контрафакт", целью которого является привлечение внимания общественности к вопросам интеллектуальной собственности. В настоящее время совместно с правообладателями и организациями по коллективному управлению правами прорабатываются организационные вопросы, связанные с возможностью организации выставок и концерта в защиту авторских прав.
На постоянной основе принимаются меры по усилению правовой пропаганды в вопросах недопущения нарушения прав интеллектуальной собственности. Например, в октябре-ноябре 2010 года запланирован ряд лекций в вузах. Кроме того, 20 октября 2010 года проведен круглый стол по вопросам защиты авторских и смежных прав в Интернете, к участию в котором были приглашены представители Генеральной прокуратуры и Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (по согласованию), Министерства внутренних дел, Министерства связи и информации, интернет-ассоциации, ассоциации IT-компаний, владельцы сайтов.
В целях повышения правовой культуры и информированности населения на постоянной основе проводятся мероприятия по разъяснению норм законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Так, для поддержания уровня изобретательства, популяризации творческого интеллектуального труда 23 апреля 2010 года в городе Алматы был проведен VII Республиканский конкурс достижений в области изобретательства "Шапагат", приуроченный к Международному дню интеллектуальной собственности.
Министерством юстиции Республики Казахстан на постоянной основе проводятся мероприятия по укреплению международного сотрудничества по вопросам интеллектуальной собственности. В частности, сотрудники Комитета принимали участие в международных конференциях и семинарах. Так, например, 25-26 января 2010 года в г. Москве (Российская Федерация) обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества между Евразийской патентной организацией и Министерством юстиции Республики Казахстан, а также основные направления развития Евразийской патентной организации на 2010-2014 годы.
Кыргызская Республика
В настоящее время Государственная служба интеллектуальной собственности Кыргызской Республики (Кыргызпатент) является государственным органом, который формирует и реализует государственную политику по вопросам интеллектуальной собственности.
В соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики от 15 января 2010 года N 5, утверждающим Положение о Государственной службе интеллектуальной собственности Кыргызской Республики, полномочия Кыргызпатента распространяются от объектов промышленной собственности - изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, ко всей сфере интеллектуальной собственности - авторское право и смежные права, селекционные достижения и традиционные знания.
Кыргызпатент и его подведомственные организации составляют единую систему интеллектуальной собственности Кыргызской Республики.
Основными задачами Кыргызпатента являются:
предоставление и обеспечение правовой охраны объектам интеллектуальной собственности: изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, наименованиям мест происхождения товаров, фирменным наименованиям (далее - объекты промышленной собственности); произведениям науки, литературы и искусства (далее - объекты авторского права); исполнениям фонограмм, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (далее - объекты смежных прав); селекционным достижениям (сорта растений и породы животных); топологиям интегральных микросхем;
содействие правообладателям и разработчикам высокотехнологической продукции в продвижении перспективных технологий и продукции, коммерциализации объектов интеллектуальной собственности;
развитие национальной системы патентно-технической информации;
разработка и осуществление мер по организации и управлению национальной системой интеллектуальной собственности в Кыргызской Республике;
обеспечение эффективного функционирования единой системы интеллектуальной собственности в Кыргызской Республике;
организация информационной и издательской деятельности в области охраны объектов интеллектуальной собственности и патентно-технической информации;
подготовка специалистов в области интеллектуальной собственности;
содействие созданию правовых условий для развития научно-технического и художественно-конструкторского творчества, а также творчества в области литературы и искусства в Кыргызской Республике;
формирование и обеспечение сохранности Государственного патентного фонда Кыргызской Республики.
В целях совершенствования нормативной правовой базы в области интеллектуальной собственности были разработаны и в последующем приняты соответствующими государственными органами ряд нормативных правовых актов.
В настоящее время национальная законодательная база в области интеллектуальной собственности включает в себя 14 законов. При этом Кыргызпатентом на постоянной основе ведется работа по совершенствованию законодательства в области интеллектуальной собственности, введена в действие подзаконная нормативная правовая база в виде различных положений и правил, конкретизирующих отношения по отдельным объектам интеллектуальной собственности.
Для интеграции Кыргызской Республики в международную систему охраны интеллектуальной собственности приняты:
Закон Кыргызской Республики "О ратификации Соглашения о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные и используемые в ходе военно-экономического сотрудничества в рамках Организации
Договора о коллективной безопасности, подписанного 6 октября 2007 года в городе Душанбе". Основной целью указанного Соглашения является создание странами-участницами условий для обеспечения охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные и используемые в ходе двух- или многостороннего военно-экономического сотрудничества, на территориях Сторон в соответствии с их национальным законодательством.
Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 19 октября 2009 года одобрен и направлен на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "Об авторском праве и смежных правах", подготовленный в целях реализации обязательств Кыргызской Республики, взятых при ратификации
Договора ВОИС по авторскому праву и
Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам. Указанные интернет-договоры ВОИС закрепляют новые правомочия авторам, исполнителям, производителям фонограмм, организациям эфирного и кабельного вещания, связанные с развитием информационных технологий и Интернета.
Распоряжение Правительства Кыргызской Республики от 9 июля 2009 года "О возложении на государственные органы и учреждения полномочий по определению соответствия знаний, относящихся к категории "традиционные знания" утверждает перечень компетентных органов и учреждений, на которые возложены полномочия по выдаче официальных документов, подтверждающих, что знание относится к категории "традиционного", а также практическую применимость традиционного знания и положительный результат его применения.
В целях приведения нормативных правовых актов Правительства Кыргызской Республики в области интеллектуальной собственности в соответствие с Указом Президента Кыргызской Республики от 16 марта 2007 года N 96 "Об организационных мерах по реализации положений Закона Кыргызской Республики "О структуре Правительства Кыргызской Республики" принято Постановление Правительства Кыргызской Республики от 19 сентября 2009 года N 603 "О внесении изменений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики".
Постановление предусматривает внесение изменений в Постановления Правительства Кыргызской Республики от 8 декабря 1999 года N 669 "Об утверждении Соглашения о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных секретов в области правовой охраны изобретений", от 8 декабря 1999 года N 670 "Об утверждении Соглашения о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний" и от 3 июня 2000 года N 317 "Об утверждении Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности".
Правительством Кыргызской Республики 22 декабря 2009 года принято Постановление "О внесении дополнения и изменений в Постановление Правительства Кыргызской Республики от 27 ноября 2000 года N 694 "Об утверждении Положения о порядке таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности", которое предусматривает изменение процедуры внесения объекта интеллектуальной собственности в реестр таможенного органа для осуществления его защиты.
Более того, разработаны более 100 подзаконных нормативных правовых актов в виде различных положений и правил, регулирующих отношения по отдельным объектам интеллектуальной собственности.
В настоящее время Кыргызская Республика является членом Всемирной организации интеллектуальной собственности с 1994 года, Евразийской патентной организации с 1996 года, Всемирной торговой организации с 1998 года, ассоциированным членом Международной конфедерации обществ авторов и композиторов с 2001 года и участницей 23 многосторонних международных договоров в области интеллектуальной собственности.
Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 23 февраля 2003 года N 93 создана Межведомственная комиссия по противодействию нарушениям в области интеллектуальной собственности при Правительстве Кыргызской Республики.
В состав комиссии включены все правоохранительные органы на уровне министров и руководителей ведомств страны. Председателем комиссии является Премьер-министр Кыргызской Республики, а его заместителем - директор Государственной службы интеллектуальной собственности Кыргызской Республики.
Функции Секретариата комиссии выполняет Государственная служба интеллектуальной собственности Кыргызской Республики.
Очередное пятое заседание Межведомственной комиссии состоялось 7 августа 2009 года, на котором принято решение о необходимости усиления борьбы с правонарушениями в области интеллектуальной собственности.
Кроме того, членам Межведомственной комиссии дано поручение рассмотреть возможность командирования сотрудников территориальных подразделений для их обучения на краткосрочных курсах по вопросам охраны прав интеллектуальной собственности в Кыргызпатенте.
В 2009 году в Кыргызпатент поступило 149 заявок на выдачу патента на изобретение, что по сравнению с предыдущим годом больше на 8%.
Статистика за 2007-2009 годы показывает, что наибольшее количество заявок на изобретения согласно Международной патентной классификации (МПК) относится к разделам:
A: Удовлетворение жизненных потребностей человека;
F: Механика; освещение, отопление, двигатели и насосы, оружие и боеприпасы, взрывные работы;
B: Различные технологические процессы;
C: Химия; металлургия;
E: Строительство; горное дело;
G: Физика;
H: Электричество;
D: Текстиль; бумага.
Патент на изобретение действует на территории Кыргызской Республики в течение 20 лет, считая с даты подачи заявки. Срок действия патента на изобретение, относящееся к фармацевтике, может быть продлен по ходатайству владельца, но не более чем на 5 лет.
С 2009 года по 30 сентября 2010 года в Государственный реестр изобретений занесено 159 изобретений; всего же за период с 1993 года по 30 сентября 2010 года количество охраняемых изобретений на территории Кыргызской Республики составляет 3687.
Кыргызпатентом совместно с мэрией города Бишкека, Службой финансовой полиции Кыргызской Республики и Судебным департаментом Кыргызской Республики подготовлена и проведена широкомасштабная акция "Пиратству - бой".
В рамках акции были уничтожено около 20 тыс. единиц контрафактной аудио- и видеопродукции на сумму примерно 1 млн. сом.
На данном мероприятии присутствовало более 2 тыс. человек, в рамках акции был проведен обмен 1500 пиратских дисков на лицензионные.
В поддержку акции выступили более 20 знаменитых отечественных исполнителей и творческих групп, а также представители союзов кинематографистов, композиторов и писателей Кыргызской Республики.
В рамках программы работы СПЕКА по развитию экономики, основанной на знаниях, 10 ноября 2009 года проведен Региональный семинар по наращиванию потенциала в области финансирования инновационных предприятий, коммерциализации интеллектуальной собственности и развития государственно-частного партнерства. В продолжение, 11 ноября 2009 года Кыргызпатентом совместно с Европейской экономической комиссией ООН (UNECE) и Ведомством США по патентам и товарным знакам (USPTO) проведен семинар по защите прав в области интеллектуальной собственности. На семинаре рассматривались вопросы осуществления прав на объекты интеллектуальной собственности, выполнения международных обязательств по защите прав, особенностей национальных законодательств, а также практических проблем, включая распространение контрафактной продукции и т.д.
В рамках работы семинара были рассмотрены вопросы реализации интернет-договоров ВОИС в условиях стран с переходной экономикой, а также правовые и технические процедуры для осуществления авторского права и смежных прав в цифровой среде.
28 февраля 2010 года Кыргызпатентом был организован круглый стол по разработке Национальной стратегии развития интеллектуальной собственности Кыргызской Республики с участием делегации ВОИС, представителей правоохранительных и судебных органов, министерств и ведомств Кыргызской Республики, правообладателей, бизнес-ассоциаций, патентных поверенных, юристов и сотрудников Кыргызпатента.
11 июня 2010 года Кыргызпатент провел пресс-сессию на тему: "Возможна ли эффективная борьба с пиратством в Кыргызской Республике?".
Государственной службой интеллектуальной собственности Кыргызской Республики были разработаны Правила взаимодействия и обмена информацией между таможенными органами и уполномоченными государственными органами Кыргызской Республики в области охраны прав интеллектуальной собственности и направлены на юридическую экспертизу.
В июле текущего года разработаны и утверждены Межведомственные планы мероприятий по взаимодействию Кыргызпатента с Государственной службой финансовой полиции Кыргызской Республики и Государственной таможенной службой при Правительстве Кыргызской Республики в области охраны интеллектуальной собственности на 2010-2011 годы.
Проведены консультативные работы с представителями соответствующих органов по вопросам усиления мер профилактики и предупреждения правонарушений в области интеллектуальной собственности.
Сбор авторского вознаграждения инспекторами Государственной службы интеллектуальной собственности Кыргызской Республики за использование авторского вознаграждения за 2009 год составил 3,402 млн. сом, что на 10,5% больше, чем в 2008 году.
За отчетный период Государственной службой интеллектуальной собственности Кыргызской Республики по запросам правоохранительных органов были проведены исследования на предмет установления признаков контрафактности аудио-, видеопродукции и программного обеспечения в следующем количестве:
N п/п |
Наименование продукции |
Общее количество, экз. с 2008 по 2010 год |
1. |
Компакт-диски формата МР3 |
1621 |
2. |
Компакт-диски формата Audio |
310 |
3. |
Компакт-диски формата DVD |
92172 |
4. |
ПО (программное обеспечение) |
59 |
5. |
Игровые CD для Play Station |
226 |
6. |
Игровые CD для PC |
1480 |
Итого |
95868 |
По итогам исследования было установлено, что вся представленная продукция содержит основные признаки контрафактности.
Кыргызпатентом организованы и проведены краткосрочные обучающие курсы для сотрудников правоохранительных органов, Судебного департамента Кыргызской Республики и других организаций по вопросам охраны прав интеллектуальной собственности.
За 2009 год на данных курсах прошли обучение 58 слушателей.
Экспертизой Кыргызпатента было отказано в регистрации в качестве товарных знаков 36 обозначениям по причине того, что использование данных обозначений в качестве товарных знаков для заявленных товаров способно ввести в заблуждение потребителей в отношении истинного места происхождения товаров.
Апелляционным советом при Кыргызпатенте, являющимся первичным органом по рассмотрению споров, связанных с регистрацией объектов промышленной собственности и селекционных достижений, в 2009 году рассмотрено 4 протеста и 2 жалобы.
За 2009 год Кыргызпатентом подготовлено 10 исковых заявлений о взыскании авторского вознаграждения и понуждении заключить лицензионное соглашение на право использования объектов авторского права.
Сотрудники Кыргызпатента приняли участие в 13 судебных заседаниях по досрочному прекращению на территории Кыргызской Республики действия регистрации товарных знаков по причине их неиспользования, 2 - об отмене ненормативного акта государственного органа (решения апелляционного совета при Кыргызпатенте), а также в 4 судебных заседаниях в качестве специалистов по исковым заявлениям о защите прав на товарные знаки.
Таможенными органами Кыргызской Республики за первое полугодие 2009 года фактов незаконного перемещения и оборота товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, выявлено не было.
В 2009 году в Государственную таможенную службу при Правительстве Кыргызской Республики поступили следующие обращения:
ЧП Масаидова и компании "TZMO Capital Group" относительно защиты прав интеллектуальной собственности;
заявление ОсОО "Новек-Стандарт" о внесении объекта интеллектуальной собственности в Реестр охраняемых объектов интеллектуальной собственности таможенного органа;
обращение ОсОО "YIWU International Company LTD-Fez" о защите товарного знака "Алькони";
ЧП Алимжанова Р.П., являющегося официальным представителем компании "Jenker Ltd", о защите товарного знака "Маяк".
Налоговыми органами Кыргызской Республики совместно с работниками Государственного агентства по производству, хранению и реализации спирта и алкогольной продукции при Министерстве сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики произведен ряд контрольных обследований субъектов предпринимательства по выявлению и изъятию поддельных ликероводочных и табачных изделий.
В итоге за первое полугодие 2009 года налоговыми органами Кыргызской Республики было изъято:
в первом полугодии 2009 года - 2377 бутылок ликероводочных изделий на сумму 149,9 тыс. сом и 230 пачек табачных изделий на сумму 1,25 тыс. сом;
во втором полугодии 2009 года - 2630 бутылок ликероводочных изделий на сумму 169,4 тыс. сом и 400 пачек табачных изделий на сумму 4,5 тыс. сом.
За первое полугодие 2009 года выявлено 17 фактов нарушений прав интеллектуальной собственности, из них 14 фактов реализации контрафактной продукции.
Государственной службой Финансовой полиции Кыргызской Республики за отчетный период выявлено 47 фактов нарушений прав интеллектуальной собственности.
Количество изъятой продукции составляет 76801 единиц DVD, CD дисков на сумму 2,73 млн. сом.
По фактам передано на рассмотрение судов Кыргызской Республики:
2 уголовных дела по статье 290 Уголовного кодекса Кыргызской Республики;
13 материалов для привлечения к административной ответственности.
По решениям судов уничтожено 20075 единиц материальных носителей.
Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики во втором полугодии 2009 года проведено 74 проверки, по результатам которых вынесено:
1 представление об устранении нарушений закона;
56 предостережений о недопустимости нарушения закона;
возбуждено 55 производств по делам об административных правонарушениях.
По актам прокурорского реагирования 48 лиц привлечено к административной ответственности.
В соответствии с Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 3 июня 2000 года N 317 ответственность за исполнение обязательств, вытекающих из
Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности (далее - Соглашение), возложена на Генеральную прокуратуру Кыргызской Республики, Министерство внутренних дел Кыргызской Республики, Государственную службу национальной безопасности Кыргызской Республики, Министерство юстиции Кыргызской Республики, Министерство финансов Кыргызской Республики, Государственную налоговую службу при Правительстве Кыргызской Республики, Государственную таможенную службу при Правительстве Кыргызской Республики, Государственную службу финансовой полиции Кыргызской Республики и Государственную службу интеллектуальной собственности Кыргызской Республики.
Таким образом, можно отметить, что в Кыргызстане система управления интеллектуальной собственностью прошла стадию становления. Задача только предоставления охраны объектам интеллектуальной собственности на сегодня решена; теперь предстоит создать среду, в которой получат реальное развитие технические инновации, художественное творчество и другие сферы интеллектуальной деятельности. Результатом таких перемен должно стать формирование экономики, основанной на знаниях.
Республика Молдова
В Республике Молдова Государственное агентство по интеллектуальной собственности (далее - Агентство), созданное на основании статьи 163 Кодекса о науке и инновациях и Постановления Правительства Республики Молдова от 13 сентября 2004 года N 1016 "О создании Государственного предприятия "Государственное агентство по интеллектуальной собственности" путем слияния государственного предприятия "Государственное агентство по охране промышленной собственности" и Государственного агентства по авторским правам и являющееся их правопреемником, осуществляет функции государственного органа по интеллектуальной собственности.
Агентство представляет Республику Молдова в ВОИС и других международных и межгосударственных организациях по охране интеллектуальной собственности, поддерживает и развивает отношения сотрудничества и кооперации с ними, а также с профильными учреждениями других государств.
Агентство является независимым в принятии решений по правовой защите объектов интеллектуальной собственности, выдает от имени государства охранные документы.
Агентство выполняет следующие основные функции:
вносит предложения по государственной политике и нормативно-законодательной базе по охране интеллектуальной собственности, а также предложения по совершенствованию национального законодательства в данной области;
создает национальную систему охраны интеллектуальной собственности и управляет ею в соответствии с действующим законодательством Республики Молдова и международными соглашениями, стороной которых является Республика Молдова;
выдвигает предложения по развитию национальной системы охраны интеллектуальной собственности и надзору за выполнением и соблюдением законодательства государства и международных соглашений в данной области, стороной которых является Республика Молдова;
разрабатывает, согласовывает и выполняет программы развития и соглашения о сотрудничестве с другими государствами или международными организациями в сфере своей деятельности;
разрабатывает и осуществляет программы теоретической и практической подготовки и усовершенствования специалистов в области интеллектуальной собственности;
принимает и подвергает экспертизе заявки на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности;
осуществляет управление национальными регистрами заявок и охранных документов, выдаваемых на изобретения, новые сорта растений, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, промышленные рисунки и модели, полезные модели, топографии интегральных микросхем, другие объекты промышленной собственности, а также национальными регистрами лицензионных договоров и договоров об уступке прав, патентных поверенных, оценщиков и патентоведов в области промышленной собственности;
рассматривает и регистрирует лицензионные договоры, договоры об уступке прав, о залоге и франчайзинге прав на объекты промышленной собственности;
издает и распространяет описания патентов на изобретения;
составляет, издает и распространяет Официальный бюллетень промышленной собственности, журнал интеллектуальной собственности "Intellectus", другие издания в данной области;
организует деятельность патентных поверенных, патентоведов и оценщиков в области промышленной собственности, выдает им разрешения и проводит их аттестацию;
оказывает заявителям, по заявке или в плановом порядке, услуги или нужную помощь в области промышленной собственности;
обеспечивает охрану прав и законных интересов авторов, обладателей авторского права и смежных прав, а также их правопреемников на территории Республики Молдова и за ее пределами;
осуществляет мониторинг деятельности организаций по управлению имущественными правами на коллективной основе;
оказывает правовую помощь авторам и обладателям авторского права и смежных прав, а также принимает меры по предотвращению нарушений и восстановлению нарушенных прав;
управляет имущественными правами авторов, обладателей авторского права и смежных прав, а также их правопреемников, которые не передали свои имущественные права другим организациям по управлению имущественными правами на коллективной основе;
составляет протоколы о нарушениях авторского права и смежных прав и требует восстановления нарушенных прав в соответствии с действующим законодательством;
выдает контрольные марки согласно действующему законодательству.
В 2009 году с участием Агентства в Республике Молдова нормативно-законодательная деятельность была направлена на совершенствование правовой базы в области интеллектуальной собственности в рамках Национальной программы внедрения Плана действий РМ-ЕС и Стратегии развития национальной системы охраны и использования объектов интеллектуальной собственности до 2010 года, а также Стратегии экономического роста и снижения уровня бедности (SCERS) и др.
В связи с принятием новых законов по охране объектов интеллектуальной собственности (ОИС) была продолжена работа по приведению действующего национального законодательства в соответствие с положениями новых законов.
Так, были разработаны и утверждены:
Положение о процедуре подачи, рассмотрения и регистрации товарных знаков, Постановление Правительства Республики Молдова от 13 августа 2009 года N 488;
Положение о процедуре подачи, рассмотрения заявки на патент на изобретение и выдачи патента, Постановление Правительства от 1 сентября 2009 года N 528.
Также был разработан и согласован проект Постановления Правительства Республики Молдова о назначении компетентных органов с полномочиями и обязанностями контроля товаров, обозначенных наименованиями мест происхождения и географическими указаниями, также в отношении гарантированных традиционных продуктов.
Кроме того, в целях эффективного применения законов в области интеллектуальной собственности, принятых в новой редакции, был разработан ряд проектов положений, в частности:
Положение о процедуре подачи, рассмотрения и регистрации географических указаний, наименований мест происхождения товаров и гарантированных традиционных продуктов;
Положение о патентных поверенных в области промышленной собственности;
Положение о регистрации договоров о цессии, лицензировании, залоге и франчайзинга объектов промышленной собственности.
В этот же период был разработан проект Закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты.
В частности, было предложено в Кодексе о правонарушениях повысить сумму штрафа за нарушения авторского и смежных прав, размер предусмотренного штрафа должен быть достаточным, чтобы сдерживать повтор этих правонарушений. Также предложено внести в Кодекс статьи, предусматривающие наказание за незаконное использование географических указаний, наименований мест происхождения товаров и гарантированных традиционных продуктов.
В Уголовном кодексе Республики Молдова предложено дополнить статью 185 новым пунктом, устанавливающим уголовную ответственность за оказание услуг hostinga и/или передачи данных (Internet/Intranet) физическими или юридическими лицами, если это непосредственно способствует нарушению авторских и смежных прав.
В период июль-декабрь 2009 года Агентство осуществило ряд мер, направленных на более эффективную охрану авторского права и смежных прав на территории Республики Молдова, в частности, на уменьшение случаев пиратства.
За второе полугодие 2009 года в Государственном регистре было зарегистрировано 11 новых правообладателей, их общее число достигло 195.
Правообладатели, зарегистрированные в Государственном регистре, подали в Агентство 73 заявки на выдачу контрольных марок. В результате рассмотрения представленных документов в соответствии с Законом о распространении экземпляров произведений или фонограмм было выдано 463540 контрольных марок, в частности, на аудиокассеты - 208000 и на компакт-диски - 255540.
За 2009 год в Агентство была подана 141 заявка на выдачу патента на изобретения, из которых 136 заявок от национальных заявителей и 5 - от иностранных заявителей. Выдано 290 патентов на изобретения, из них 280 - национальным владельцам, 10 - иностранным.
Кроме того, в 2009 году подано 276 заявок на регистрацию промышленных рисунков и моделей, из них 66 - от национальных заявителей, 210 - от иностранных заявителей; выдано 82 свидетельства о регистрации промышленных рисунков и моделей, из них 57 - национальным владельцам, 25 - иностранным.
................Перейти до повного тексту