1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Рішення


Решение N 01-1/5-07
Экономического Суда Содружества Независимых Государств
(Минск, 10 апреля 2008 года)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя Экономического Суда Абдуллоева Ф.,
судей Экономического Суда: Жолдыбаева С.Ж., Керимбаевой А.Ш., Мирошник В.И., Молчановой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием генерального советника Экономического Суда СНГ Цыкунова И.В., специалиста Тарарышкиной Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании,
установил:
Исполнительный комитет СНГ обратился в Экономический Суд СНГ с запросом о толковании части второй пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года.
Исполнительный комитет СНГ просит разъяснить, применяется ли режим свободной торговли к товарам, происходящим из государств-участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года, поставка которых осуществляется хозяйствующими субъектами государств-участников данного Соглашения авиационным транспортом транзитом через территории третьих стран, при условии, что таможенный контроль перемещаемых товаров в аэропортах третьих стран при технической посадке самолета не осуществлялся.
Основанием для запроса послужило письмо частного торгового унитарного предприятия "Деловой мост" (г. Борисов, Республика Беларусь) об отказе таможенных органов Республики Беларусь в предоставлении режима свободной торговли товару, приобретенному по договору поставки с частным предпринимателем и перевозимому из Туркменистана авиационным транспортом транзитом через территорию третьей страны.
Заслушав судью-докладчика Абдуллоева Ф., обсудив заключения генерального советника Экономического Суда СНГ Цыкунова И.В., специалиста Тарарышкиной Л.И. и исследовав имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд СНГ отмечает следующее.
В соответствии со статьей 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года толкование осуществляется добросовестно, исходя из обычного значения терминов договора в их контексте, а также в свете объекта и целей Решения Совета глав правительств СНГ о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года.
Правовую базу по вопросу определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств составляют: Решение Совета глав правительств СНГ о Правилах определения страны происхождения товаров от 24 сентября 1993 года (далее - Правила от 24 сентября 1993 года); Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года с поправками, внесенными Протоколом от 2 апреля 1999 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года (далее - Соглашение от 15 апреля 1994 года); Решение Совета глав правительств СНГ о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года (далее - Правила от 30 ноября 2000 года).
Характеристика правовой природы Правил от 24 сентября 1993 года и от 30 ноября 2000 года дана в Решении Экономического Суда СНГ от 19 июня 2006 года N 01-1/5-05.
Правила от 30 ноября 2000 года вступили в силу для Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Украины. Республика Молдова при подписании сделала оговорку, согласно которой оставляет за собой право не применять частично или полностью Правила от 30 ноября 2000 года, если они противоречат положениям Всемирной торговой организации.
Туркменистан и Республика Узбекистан не являются участниками Решения Совета глав правительств СНГ о Правилах от 30 ноября 2000 года и в отношениях друг с другом и с государствами-участниками Правил от 30 ноября 2000 года применяют Правила от 24 сентября 1993 года (с поправками, внесенными Решением Совета глав правительств СНГ о новой редакции пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров от 18 октября 1996 года). Согласно пункту 4 статьи 3 Соглашения от 15 апреля 1994 года Правила от 24 сентября 1993 года являются его неотъемлемой частью.
Соглашение от 15 апреля 1994 года и Протокол от 2 апреля 1999 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года (далее - Протокол от 2 апреля 1999 года) вступили в силу для Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины. Российская Федерация подписала Соглашение от 15 апреля 1994 года и Протокол от 2 апреля 1999 года, применяет их временно, до завершения внутригосударственных процедур. Соглашение от 15 апреля 1994 года также подписано и применяется временно Туркменистаном, до передачи уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, на хранение депозитарию. Протокол от 2 апреля 1999 года Туркменистаном не подписан.
Правилами от 30 ноября 2000 года предусмотрены требования к условиям транспортировки товара, при выполнении которых товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств-участников Соглашения от 15 апреля 1994 года.
Согласно части первой пункта 9 Правил от 30 ноября 2000 года товар должен соответствовать критериям происхождения, установленным данными Правилами, экспортироваться на основании договора (контракта) между резидентом одного из государств-участников Соглашения от 15 апреля 1994 года и резидентом другого государства-участника Соглашения и ввозиться с таможенной территории одного государства-участника на таможенную территорию другого государства-участника Соглашения.
В соответствии с частью второй пункта 9 Правил от 30 ноября 2000 года товар не должен покидать территории государств-участников Соглашения от 15 апреля 1994 года. В связи с тем, что это требование, по мнению Экономического Суда СНГ, может служить препятствием для развития торговых отношений между государствами-участниками Соглашения от 15 апреля 1994 года, данная норма предусматривает два исключения, когда перевозка товара может осуществляться через территории третьих стран:
если транспортировка товара невозможна в силу географического положения государства-участника или отдельной его территории;
в случаях, согласованных компетентными органами государств-участников Соглашения, экспортирующих и импортирующих товары.
Первое исключение определено объективным фактором - географическим расположением государства или отдельной его территории. Второе - обусловлено волей сторон, поэтому государства-участники Соглашения от 15 апреля 1994 года в лице компетентных органов вправе разрешить перевозку товара через территории третьих стран. Такая договоренность компетентных органов способствует достижению целей развития зоны свободной торговли, вытекающих из Соглашения от 15 апреля 1994 года.
Правилами от 30 ноября 2000 года таможенный контроль товаров при технической посадке самолета не рассматривается как условие предоставления преференциального режима при транзите через территории третьих стран. Вместе с тем Экономический Суд СНГ отмечает, что при согласовании компетентными органами транзита товаров через территории третьих стран может быть предусмотрено и условие о таможенном контроле при технической посадке самолета. Таможенный контроль за транзитными товарами предназначен обеспечивать неизменность состояния товаров и неиспользование их для иных, кроме транзита, целей. Положения о таможенном контроле при транзите товаров нашли отражение в законодательстве государств-участников Соглашения от 15 апреля 1994 года (статьи 135, 156 Таможенного кодекса Украины, статьи 212 - 217 Таможенного кодекса Республики Казахстан, пункты 31-36, 44-48 Правил таможенного оформления и таможенного контроля воздушных судов, утвержденные Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 27 декабря 2001 года N 1255).

................
Перейти до повного тексту