1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Рішення


Решение N 01-1/1-05
Экономического Суда Содружества Независимых Государств
(Минск, 19 июня 2006 года)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя Экономического Суда СНГ Керимбаевой А.Ш.,
судей Экономического Суда СНГ: Абдуллоева Ф., Жолдыбаева С.Ж., Мирошник В.И., Молчановой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием Генерального советника Экономического Суда СНГ Павловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Министерства иностранных дел Республики Казахстан о толковании,
установил:
Министерство иностранных дел Республики Казахстан обратилось в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании применения Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств СНГ о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года.
Министерство иностранных дел Республики Казахстан просит разъяснить, распространяются ли нормы, предусмотренные Правилами определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года, на товары, импортируемые из Республики Узбекистан на таможенные территории государств-участников СНГ.
Заслушав судью-докладчика Молчанову Т.Н., обсудив заключение Генерального советника Экономического Суда СНГ Павловой Л.В. и исследовав имеющиеся в деле документы, Экономический Суд СНГ пришел к следующим выводам.
В настоящее время в Содружестве Независимых Государств правовую базу при определении страны происхождения товаров составляют Решение Совета глав правительств СНГ о Правилах определения страны происхождения товаров от 24 сентября 1993 года, Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Решение Совета глав правительств СНГ о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года (далее - Правила от 30 ноября 2000 года).
Решение Совета глав правительств СНГ о Правилах определения страны происхождения товаров от 24 сентября 1993 года (далее - Правила от 24 сентября 1993 года) является межправительственным актом и, поскольку отсутствуют предпосылки для его квалификации в качестве международного договора, носит рекомендательный характер. Решение Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 года подписано всеми государствами-участниками Содружества, кроме Грузии.
Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года, действующее с изменениями и дополнениями, внесенными Протоколом от 2 апреля 1999 года (далее - Соглашение от 15 апреля 1994 года), относится к открытым региональным соглашениям и устанавливает правовой режим зоны свободной торговли государств-участников СНГ.
Соглашение от 15 апреля 1994 года и Протокол к нему вступили в силу для Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины. Российская Федерация, подписавшая указанные акты, уведомила Исполнительный комитет СНГ, выполняющий функции депозитария, о применении их с момента подписания временно, до завершения внутригосударственных процедур. Соглашение от 15 апреля 1994 года в отношении Туркменистана, не выполнившего внутригосударственные процедуры по его вступлению в силу, применяется временно. При этом Туркменистаном Протокол к Соглашению от 2 апреля 1999 года не подписан.
Согласно пункту 4 статьи 3 Соглашения от 15 апреля 1994 года "страна происхождения товаров определяется в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения (приложение N 1)". Вместе с тем, по сведениям депозитария, документ, оформленный в качестве приложения N 1 к Соглашению от 15 апреля 1994 года, принят не был.
Учитывая данное обстоятельство, а также принимая во внимание, что на момент заключения Соглашения от 15 апреля 1994 года действовали единственные унифицированные Правила определения страны происхождения, утвержденные Решением Совета глав правительств от 24 сентября 1993, Экономический Суд СНГ полагает, что государства рассматривали нормы указанных Правил как неотъемлемую часть Соглашения от 15 апреля 1994 года. Следовательно, Правила от 24 сентября 1993 года в силу договорно-правового характера Соглашения от 15 апреля 1994 года стали обязательными для исполнения государствами-участниками Соглашения. Данный вывод основывается на общепризнанных принципах толкования международных договоров, положениях статьи 31 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, а также подтверждается двусторонними соглашениями государств-участников Соглашения от 15 апреля 1994 года, содержащими нормы правил определения страны происхождения товаров, идентичные нормам Правил от 24 сентября 1993 года.
Решением Совета глав правительств СНГ о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года утверждены новые Правила определения страны происхождения товаров, которые имеют отличную, по сравнению с Правилами от 24 сентября 1993 года, правовую природу. В частности, о договорном характере Решения от 30 ноября 2000 года свидетельствует тот факт, что для его вступления в силу требуется выполнение внутригосударственных процедур. По данным депозитария, на дату вынесения Решения Правила от 30 ноября 2000 года вступили в силу для Грузии, Республики Казахстан и Российской Федерации - со дня подписания; для Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Украины - с момента депонирования.
Пункт 4 Решения от 30 ноября 2000 года, содержащий положение о том, что после его вступления в силу Решение от 24 сентября 1993 года прекращает свое действие, не может рассматриваться в качестве свидетельства в пользу одинакового статуса этих Решений. По мнению Экономического Суда СНГ, государства, присоединившиеся к Решению от 30 ноября 2000 года, опираясь на положения статьи 30 (4) "а" Венской конвенции 1969 года, применяя по аналогии нормы статьи 59 (1) "а" Венской конвенции 1969 года, явно выразили свое намерение прекратить применение Правил от 24 сентября 1993 года в отношениях между собой. Однако Республика Узбекистан и Туркменистан не присоединились к данному Решению.
Таким образом, по вопросу определения страны происхождения товаров имеется два действующих международных соглашения: Соглашение от 15 апреля 1994 года и Решение Совета глав правительств от 30 ноября 2000 года. Оба акта содержат Правила определения страны происхождения товаров, которые в качестве неотъемлемой части соответствующих соглашений имеют обязательную силу. В ситуации, когда последовательно заключены два соглашения по одному и тому же вопросу, подлежит применению один из общих принципов права "lex posterior derogat priori" (более поздний закон отменяет более ранний) и правила пункта 4 статьи 30 Венской конвенции 1969 года, предусматривающие: если не все участники последующего договора являются участниками предыдущего договора, то в отношениях между ними применяются нормы последующего договора, а нормы предыдущего - только в той части, в которой они не противоречат положениям последующего. Взаимные права и обязательства в отношениях между государством-участником обоих договоров и государством-участником только одного договора регулируются договором, участниками которого являются оба государства.
В связи с тем, что все государства, подписавшие Решение от 30 ноября 2000 года, являются участниками Соглашения от 15 апреля 1994 года, по общему правилу, во взаимоотношениях государств, подписавших Решение от 30 ноября 2000 года, применяются Правила от 30 ноября 2000 года, а в отношениях между государством, подписавшим Решение от 30 ноября 2000 года и государством-участником Соглашения от 15 апреля 1994 года, не подписавшим Решение от 30 ноября 2000 года (в частности Республикой Узбекистан), применяются Правила от 24 сентября 1993 года.
В соответствии со статьей 34 Венской конвенции 1969 года Решение Совета глав правительств от 30 ноября 2000 года как международный договор не создает прав и обязательств для государств, не являющихся его участниками (для Республики Узбекистан и Туркменистана).
Согласно статье 41 Венской конвенции 1969 года допускается изменение договора во взаимоотношениях между отдельными его участниками, если возможность такого изменения предусматривается самим договором (пункт "a"); или такое изменение не запрещается договором (пункт "b") и не влияет на пользование другими участниками своими правами по договору или на выполнение ими своих обязательств (пункт "i"); если такое изменение не затрагивает положения, отступление от которого является несовместимым с эффективным осуществлением объекта и целей договора в целом (пункт "ii"). Положение пункта 1 статьи 20 Соглашения от 15 апреля 1994 года предусматривает возможность Договаривающихся Сторон "выполнять взятые на себя обязательства в соответствии с иными международными соглашениями".

................
Перейти до повного тексту