1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Рішення


Решение N 01-1/4-06
Экономического Суда Содружества Независимых Государств
(Минск, 5 апреля 2007 года)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя Экономического Суда СНГ Керимбаевой А.Ш.,
судей Экономического Суда СНГ: Абдуллоева Ф., Жолдыбаева С.Ж., Мирошник В.И., Молчановой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием генерального советника Экономического Суда СНГ Лазаренкова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан, действующего от имени Правительства Республики Казахстан, о толковании нормы части первой статьи 4 Соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 года,
установил:
основанием для обращения Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан, действующего от имени Правительства Республики Казахстан, о толковании применения нормы части первой статьи 4 Соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 года (далее - Соглашение от 9 октября 1992 года) послужили разногласия, возникшие между Казахстанской и Российской Сторонами по вопросу о праве собственности на имущественный комплекс санатория "Узень", расположенный по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, г. Железноводск, п. Иноземцево, хутор Р.Люксембург.
В своем запросе от имени Правительства Республики Казахстан о толковании Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан просит разъяснить следующие вопросы: каковы порядок и условия признания права собственности одной из Сторон на объекты социальной сферы, расположенные на территории другой Стороны, перечисленные в части первой статьи 4 Соглашения от 9 октября 1992 года; вправе ли Российская Сторона в одностороннем порядке, без согласования с компетентным органом Республики Казахстан, уполномоченным распоряжаться государственным имуществом, устанавливать перечень документов, рассматриваемых при признании права собственности на объекты социальной сферы, в том числе подтверждающих факт финансирования строительства указанных объектов за счет средств республиканского бюджета Казахской ССР.
Заслушав судью-докладчика Абдуллоева Ф., проанализировав заключение генерального советника Экономического Суда СНГ Лазаренкова Е.В., исследовав и оценив материалы дела, Экономический Суд СНГ пришел к следующим выводам.
Участниками Соглашения от 9 октября 1992 года являются десять государств Содружества: Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан. Учитывая многосторонний характер указанного Соглашения, Экономический Суд СНГ считает целесообразным дать толкование части первой статьи 4 Соглашения от 9 октября 1992 года с целью возможности его использования любым государством-участником Соглашения, и в частности разъяснить, вправе ли Сторона, на территории которой расположен объект, в одностороннем порядке без согласования с компетентным органом другой Стороны, уполномоченным распоряжаться государственным имуществом, устанавливать перечень документов, рассматриваемых при признании права собственности на объекты социальной сферы, в том числе подтверждающих факт финансирования строительства указанных объектов за счет средств республиканского бюджета этой другой Стороны.
Заключение указанного Соглашения было обусловлено прекращением существования Союза ССР в декабре 1991 года. При этом государства-участники исходили из необходимости установления таких норм, которые бы предотвращали взаимные претензии и гарантировали защиту прав собственности Сторон, их граждан и юридических лиц.
Подлежащая толкованию норма части первой статьи 4 Соглашения от 9 октября 1992 года устанавливает следующее "Стороны взаимно признают, что находящиеся на их территории объекты (или соответствующие доли участия) социальной сферы - санатории, санатории-профилактории, дома и базы отдыха, пансионаты, гостиницы и кемпинги, туристические базы, детские оздоровительные учреждения, - строительство которых осуществлялось за счет средств республиканских бюджетов других Сторон, а также средств предприятий и организаций республиканского и бывшего союзного подчинения, расположенных на территории других сторон, являются собственностью этих сторон или их юридических и физических лиц".
Из содержания указанной нормы следует, что каждое государство-участник приняло на себя обязательство признать право собственности другого государства-участника, его юридических и физических лиц на объекты социальной сферы, перечисленные в статье 4 Соглашения от 9 октября 1992 года и находящиеся на его (т.е. признающего государства) территории.
Условием признания права собственности другого государства является осуществление строительства объектов социальной сферы за счет средств республиканского бюджета этого другого государства, а также за счет средств предприятий и организаций республиканского и бывшего союзного подчинения, расположенных на территории этого другого государства и перешедших в его собственность на основании национального законодательства (статьи 1 и 2 Соглашения от 9 октября 1992 года) .
Экономический Суд СНГ считает, что толкование части первой статьи 4 Соглашения от 9 октября 1992 года предполагает выяснение следующих вопросов:
все ли субъекты, указанные в части первой статьи 4 Соглашения от 9 октября 1992 года, могли обладать правом собственности на объекты социальной сферы согласно законодательству, действовавшему на момент их создания на территории другого государства;
за счет каких источников осуществлялось строительство объектов социальной сферы в соответствии с действовавшим на момент строительства законодательством.
Для ответа на указанные вопросы необходимо обратиться к анализу законодательства бывшего Союза ССР.
Конституции бывшего Союза ССР 1936 года и 1977 года предусматривали различные формы собственности: государственную, колхозно-кооперативную и общественную (собственность профсоюзных и иных общественных организаций). К государственной собственности относились средства республиканского бюджета. Соответственно, финансирование строительства объектов социальной сферы за счет этих средств служит основанием для признания за государством права собственности на такие объекты, в том числе построенные на территории другого государства.
При решении вопроса о признании права собственности за государственными предприятиями следует иметь в виду, что правовой статус государственного предприятия определялся Положением о социалистическом государственном производственном предприятии, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 года. Государственные предприятия и организации республиканского и бывшего союзного подчинения не являлись носителями права собственности на закрепленное за ними имущество. Данное имущество находилось в их оперативном управлении, а позднее было закреплено за ними на праве полного хозяйственного ведения и оперативного управления (пункт 8 Постановления Совета Министров СССР от 4 октября 1965 года, статья 10 Закона СССР "О предприятиях в СССР" от 4 июня 1990 года, статья 24 Закона "О собственности в СССР" от 6 марта 1990 года). Финансирование строительства объектов социальной сферы за счет средств государственных предприятий и организаций не влечет признания за ними права собственности, поскольку имущество, закрепленное за этими юридическими лицами, являлось государственной собственностью. Такое право должно признаваться за государством-участником Соглашения.
Исключение составляли объекты, приобретенные за счет той части чистой прибыли государственных предприятий, которая согласно статье 21 Закона СССР "О предприятиях в СССР" в случаях, предусмотренных законодательными актами СССР или уставом государственного предприятия, была передана членам трудового коллектива в собственность, а также объекты, приобретенные за счет средств объединений предприятий, созданных в порядке статьи 3 Закона СССР "О предприятиях в СССР", которые обладали имуществом на праве собственности.
В соответствии с законодательством СССР, действовавшим до 90-х годов прошлого столетия, финансирование капитального строительства, в том числе объектов социальной сферы, осуществлялось за счет средств централизованных источников, объем которых определялся в централизованно утверждаемых финансовых планах (средства государственного бюджета, часть амортизационных отчислений, предназначенных на полное восстановление основных фондов, прибыль предприятий и организаций, мобилизация внутренних ресурсов, долгосрочные кредиты и прочие источники), и нецентрализованных, то есть за счет средств, непосредственно накапливаемых у предприятия-заказчика (фонд развития производства, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонд предприятия и другие целевые фонды, образуемые на предприятиях в установленном порядке, а также банковские кредиты).
Документы, связанные с плановыми основаниями капитального строительства, в том числе касающиеся источников финансирования, их оборот, отчетность регламентировались множеством актов - постановлениями советов министров СССР и союзных республик, инструкциями Госбанка, Стройбанка, Госкомстата СССР.
Порядок финансирования капитального строительства был определен, в частности, Постановлением Совета Министров СССР "Об утверждении Правил финансирования строительства" от 8 октября 1965 года N 746, Постановлением Совета Министров СССР "О порядке финансирования капитальных вложений с расчетных, текущих и бюджетных счетов" от 28 апреля 1970 года N 282.
Порядок утверждения титульных списков строек регламентировался Постановлением Совета Министров СССР "О порядке планирования централизованных капитальных вложений и утверждения титульных списков строек" от 10 июля 1967 года N 643 с учетом назначения строительства объектов (производственное, жилищное, культурно-бытовое и т.д.), их сметной стоимости, источников финансирования (ассигнования из бюджета, нецентрализованные капитальные вложения, кредит банка).
Показатели титульного списка стройки конкретизировались и уточнялись во внутрипостроечном титульном списке. Внутрипостроечный титульный список представлял собой документ, утверждаемый заказчиком по согласованию с генеральным подрядчиком, и содержал указания об объеме капитальных вложений по отдельным объектам, подлежащим вводу в действие в текущем году.

................
Перейти до повного тексту