1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Висновок


КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 01-1/7-09
Экономического Суда Содружества Независимых Государств о толковании пункта 1 статьи 3 Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года
(28 мая 2010 года)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя Экономического Суда СНГ Абдуллоева Ф.,
судей Экономического Суда СНГ: Жолдыбаева С.Ж., Каменковой Л.Э., Керимбаевой А.Ш., Молчановой Т.Н.,
с участием генерального советника Экономического Суда СНГ Юкевича В.А., представителя Исполнительного комитета СНГ Вежновца В.Н.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании,
установил:
Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании пункта 1 статьи 3 Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года в редакции Протокола от 2 апреля 1999 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года .
В запросе Исполнительный комитет СНГ просит разъяснить: распространяется ли действие пункта 1 статьи 3 Соглашения от 15 апреля 1994 года на товары, происходящие с таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон, экспортированные на таможенную территорию другой Договаривающейся Стороны и впоследствии возвращаемые субъектами хозяйствования государства-участника Соглашения поставщику или предприятию-изготовителю в рамках существующих между ними договорных отношений в связи с их ненадлежащим качеством.
Заслушав судью-докладчика Керимбаеву А.Ш., проанализировав заключение генерального советника Экономического Суда СНГ Юкевича В.А. и имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд СНГ отмечает следующее.
Толкование пункта 1 статьи 3 Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года осуществляется согласно общему правилу толкования международных договоров, закрепленному в статье 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года , - "договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора". В процессе толкования учитываются международные правовые акты Содружества Независимых Государств, законодательство государств-участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года, регламентирующие порядок функционирования зоны свободной торговли.
Правовую базу зоны свободной торговли в Содружестве Независимых Государств составляют международные правовые акты: Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года; Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года ; Протокол от 2 апреля 1999 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года (далее - Протокол от 2 апреля 1999 года); Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 24 сентября 1993 года ; Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30 ноября 2000 года (далее - Правила от 30 ноября 2000 года). Следует учитывать, что со вступлением в силу Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года будут действовать Правила определения страны происхождения товаров, являющиеся неотъемлемой частью этого Соглашения.
Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протокол от 2 апреля 1999 года вступили в силу для Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины. Российская Федерация и Туркменистан применяют данное Соглашение временно, до завершения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Протокол от 2 апреля 1999 года до настоящего времени для Российской Федерации в силу не вступил. Протокол от 2 апреля 1999 года Туркменистаном не подписан.
Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года заключено в целях реализации положений Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года о формировании и развитии общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, согласованной внешнеэкономической и таможенной политики. Государства-участники Соглашения, подтверждая необходимость обеспечения взаимодействия в создании зоны свободной торговли, в качестве приоритетного направления определили формирование условий для свободного движения товаров и услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Соглашения от 15 апреля 1994 года в редакции Протокола от 2 апреля 1999 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года (далее - Соглашение от 15 апреля 1994 года, Соглашение) государства-участники обязались "не применять таможенные пошлины, а также налоги и сборы, имеющие с ними эквивалентное действие, и количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон и предназначенных для таможенных территорий других Договаривающихся Сторон".
Экономический Суд СНГ отмечает, что толкование данной нормы осуществляется применительно к вопросу о том, распространяется ли ее действие на правоотношения, возникающие в связи с возвратом субъектами хозяйствования товаров ненадлежащего качества, ранее вывезенных с таможенной территории одного государства-участника Соглашения на таможенную территорию другого государства-участника Соглашения.
Из содержания пункта 1 статьи 3 Соглашения от 15 апреля 1994 года следует, что к товарам применяется преференциальный режим при выполнении установленных данной нормой условий, а именно: товары должны происходить с таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон и предназначаться для таможенных территорий других Договаривающихся Сторон.
Критерии происхождения товаров и порядок определения страны происхождения товаров предусматриваются Правилами определения страны происхождения товаров, которые в силу пункта 4 статьи 3 Соглашения от 15 апреля 1994 года являются его неотъемлемой частью. Согласно пункту 1 Правил от 30 ноября 2000 года "страной происхождения товара считается государство-участник Соглашения, где товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке". При этом товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств-участников Соглашения, если он соответствует критериям происхождения, установленным данными Правилами, а также условиям перемещения товара через таможенные границы. Так, нормы, содержащиеся в подпунктах "а" и "б" пункта 9 Правил от 30 ноября 2000 года, предусматривают, что товар экспортируется на основании договора/контракта между резидентами государств-участников Соглашения и соответственно ввозится с таможенной территории одного государства-участника на таможенную территорию другого государства-участника.

................
Перейти до повного тексту