- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
ПРОТОКОЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
Совета министров иностранных дел государств-членов Содружества о проекте Аналитического доклада "Итоги деятельности СНГ за 20 лет и задачи на перспективу"
(Душанбе, 2 сентября 2011 года) |
Совет министров иностранных дел Содружества Независимых Государств
решил:
одобрить и внести на рассмотрение очередного заседания Совета глав государств Содружества Независимых Государств проект Аналитического доклада "Итоги деятельности СНГ за 20 лет и задачи на перспективу" и проект Решения Совета глав государств СНГ по данному вопросу.
Председатель Совета министров иностранных дел Содружества Независимых Государств |
Х.ЗАРИФИ |
Проект
ПРОТОКОЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
об Аналитическом докладе "Итоги деятельности СНГ за 20 лет и задачи на перспективу"
(________, _________ года)
Совет глав государств Содружества Независимых Государств
решил:
принять к сведению Аналитический доклад "Итоги деятельности СНГ за 20 лет и задачи на перспективу" (прилагается).
Председатель Совета глав государств Содружества Независимых Государств |
Э.РАХМОН |
Проект
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
"Итоги деятельности СНГ за 20 лет и задачи на перспективу"
Общие оценки
За 20 лет Содружество Независимых Государств подтвердило свою важную историческую роль в мировых и региональных политических и экономических процессах.
Образованное в конце 1991 г. на волне глобальных геополитических перемен, Содружество содействовало решению сложнейших проблем, связанных с распадом СССР, способствовало становлению суверенных независимых государств, сохранению и дальнейшему развитию исторически сложившихся связей на постсоветском пространстве.
Во многом благодаря Содружеству торгово-экономические отношения были переведены на рыночную основу, налажены постоянный политический диалог, сотрудничество в укреплении безопасности и стабильности, в гуманитарной сфере.
СНГ стало единственной в своем роде платформой многостороннего взаимодействия его участников практически во всех областях.
Содружество прошло сложный путь становления, включающий отказ от завышенных ожиданий, преодоление центробежных тенденций, поиск оптимальных форм сотрудничества, адаптацию его институтов и механизмов к потребностям многостороннего взаимодействия. В итоге сформирована работоспособная система уставных и отраслевых органов, базовых организаций в различных отраслях взаимодействия, создана Межпарламентская Ассамблея. Проведена инвентаризация обширной договорно-правовой базы, создан Единый реестр правовых актов Содружества, отработаны необходимые процедуры. Отлажен механизм наблюдения за выборами и референдумами. Сложилась модель разноформатного и разноуровневого сотрудничества, предполагающая гибкость и избирательное участие в нем государств при стремлении к достижению консенсуса.
Важным этапом в становлении Содружества стало принятие в 2007 г.
Концепции дальнейшего развития СНГ . В ней на основе глубокой оценки процессов социально-экономического развития и взаимодействия стран СНГ закреплено общее видение перспектив Содружества и приоритетных направлений его деятельности с пониманием основной цели - формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого из них.
Повышению эффективности Содружества способствовало введение единого "сквозного" председательства в уставных органах Содружества, практики объявления и проведения тематических годов в Содружестве, учреждение национальных координаторов, осуществляющих в своих государствах контроль за реализацией документов, принятых в СНГ.
Заметную роль играют Исполнительный комитет СНГ как постоянно действующий исполнительный, административный и координирующий орган Содружества и Совет постоянных полномочных представителей государств-участников Содружества при уставных и других органах Содружества.
Необходимость комплексного взаимодействия в формате СНГ подтвердило испытание его участников мировым финансово-экономическим кризисом, последствия которого они преодолевали совместными усилиями.
Опыт сотрудничества на пространстве Содружества во многом послужил основой для углубления разноформатных интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства.
В целом за 20 лет Содружество состоялось как уникальная региональная межгосударственная организация и механизм взаимодействия в решении ключевых вопросов развития входящих в него государств, включая экономику, безопасность, политическое и гуманитарное сотрудничество, миграцию и развитие контактов между гражданами государств-участников Содружества.
Экономическое сотрудничество
За два десятилетия в Содружестве пройден путь от единого народнохозяйственного комплекса (1991 год) к совокупности взаимосвязанных экономик независимых государств. При схожести целей и задач социально-экономических преобразований государства-участники СНГ выбрали варианты, приоритеты и последовательность реформ с учетом возможностей национальной экономики. Существующая разница в экономических потенциалах партнеров по СНГ обусловливает различия в подходах к развитию торгово-экономического сотрудничества. При этом сохраняются объективные основы для дальнейшего сближения и экономической интеграции государств-участников СНГ.
В экономической сфере наработана обширная международно-правовая база развития торгово-экономических отношений. Функционируют Экономический совет, Экономический Суд, Комиссия по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ. Среди 39 действующих органов отраслевого сотрудничества Содружества Независимых Государств следует отметить Электроэнергетический Совет, Совет по железнодорожному транспорту, Координационное транспортное совещание, Региональное содружество в области связи, Совет руководителей таможенных служб, Межправительственный совет по вопросам агропромышленного комплекса, Межгосударственный совет по антимонопольной политике. В работе ряда советов участвуют представители третьих стран.
В настоящее время основополагающим документом, нацеленным на поиск взаимоприемлемых решений всего спектра экономических проблем, является
Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г. Документ представляет собой систему согласованных государствами-участниками СНГ взглядов на общие цели, определяет приоритеты и перспективы дальнейшего социально-экономического развития до 2020 г. Это прежде всего торговля, топливно-энергетический и агропромышленный комплексы, транспорт, сфера инноваций. Конкретная реализация положений Стратегии осуществляется в рамках планов, в которых отражаются качественные особенности каждого ее этапа.
Основные итоги выполнения первого этапа (2009-2011 гг.)
Стратегии свидетельствуют о положительной динамике ее реализации, повышении уровня взаимодействия государств-участников СНГ и соответствующих органов отраслевого сотрудничества.
В настоящее время разрабатывается проект Плана мероприятий по реализации второго этапа (2012-2015 гг.) Стратегии.
В сфере энергетики совместные скоординированные действия заинтересованных государств-участников Содружества, направленные на обеспечение устойчивого и надежного энергоснабжения стран СНГ, создают необходимые условия для формирования и функционирования общего электроэнергетического рынка СНГ, расширения торговли электрической энергией, повышения надежности электроснабжения и качества обслуживания потребителей в государствах-участниках СНГ. Организована параллельная работа электроэнергетических систем стран СНГ, в том числе с участием Латвии, Литвы, Эстонии и Монголии.
В сфере транспорта осуществлялась согласованная политика, направленная на развитие общих рынков транспортных услуг, повышение эффективности тарифной политики, обеспечение безопасности на транспорте.
В агропромышленном комплексе сотрудничество было направлено на расширение и развитие интеграционных процессов для улучшения обеспечения потребностей населения в продовольствии.
Одним из важных направлений экономической интеграции в аграрной сфере стало создание общего аграрного рынка СНГ, формирование которого осуществляется на основе рынков зерна, мясомолочной, плодоовощной продукции и картофеля.
Продолжается развитие межгосударственной специализации производства и селекции сортовых и гибридных семян сельскохозяйственных культур, посадочного материала плодово-ягодных культур. Осуществляется либерализация рынка госзакупок для производителей из стран СНГ, развивается межгосударственный лизинг племенного скота, сельскохозяйственной техники и оборудования, стимулируется экспорт сельскохозяйственной продукции.
Государства-участники СНГ взаимодействуют в целях предупреждения и ликвидации карантинных и особо опасных болезней скота и птицы, организации пограничного ветеринарного надзора.
Наблюдается улучшение ситуации на потребительском рынке. Объем производства продукции сельского хозяйства в среднем по странам СНГ за последние 10 лет возрос в 1,3 раза.
Глобальные изменения на мировых рынках продовольствия и экстремальные погодные условия последних лет требуют от государств-участников СНГ принимать адекватные совместные меры для обеспечения продовольственной безопасности.
Решением Совета глав государств СНГ 2011 год объявлен Годом повышения продовольственной безопасности в СНГ. Комплексом совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств-участников СНГ и
Концепцией повышения продовольственной безопасности государств-участников СНГ предусматриваются рост производства, повышение устойчивости конъюнктуры рынка каждого государства и Содружества в целом, создание условий для более полного эффективного использования природных, производственных и финансовых ресурсов.
Осуществлялась реализация комплекса мер для обеспечения добросовестной конкуренции и проведения антимонопольной политики на рынках СНГ, приведения правовых и регулятивных аспектов конкурентной политики в соответствие с международными нормами. Межгосударственными органами регулярно рассматривались состояние конкуренции на рынках лекарственных средств, авиаперевозок, финансовых услуг, вопросы соблюдения антимонопольного законодательства на пространстве Содружества.
Согласованная торговая политика, направленная на сокращение количества тарифных и нетарифных ограничений при импорте товаров, постепенная либерализация взаимной торговли привели к существенному росту товарооборота, который только за 2000-2010 гг. вырос более чем в 3 раза.
В целях наращивания торгово-экономического сотрудничества в СНГ разработан проект нового Договора о зоне свободной торговли с учетом норм и правил ВТО, который призван дать дополнительный импульс развитию взаимной торговли государств-участников СНГ и свободной конкуренции, росту национального производства и потенциала Содружества в целом.
Мировой финансово-экономический кризис оказал негативное влияние на экономическую ситуацию в Содружестве. В 2009 г. внешнеторговый оборот в рамках СНГ сократился на 38%. В целях разработки и осуществления согласованных действий по преодолению негативных последствий кризиса в октябре 2008 г. Советом глав государств СНГ было создано постоянно действующее совещание министров финансов государств-участников СНГ. Реализация разработанного им Плана совместных мер по ликвидации последствий мирового финансово-экономического кризиса на 2009-2010 гг. способствовала преодолению негативных последствий кризиса, стабилизации экономик стран СНГ.
Со второй половины 2009 г. наблюдается положительная тенденция роста большинства основных макроэкономических показателей. В 2010 г. прирост валового внутреннего продукта составил 4,5% по отношению к 2009 г., промышленного производства - 8,7%. Постепенно расширяется инвестиционный спрос, улучшаются условия кредитования реального сектора экономики, растет потребительская активность, прослеживаются положительные тенденции на рынке труда. Увеличение стоимостных объемов внешней торговли (экспорт - на 31%, импорт - на 30%) наблюдалось во всех государствах-участниках СНГ, причем оно затронуло как взаимную торговлю, так и торговлю с третьими странами. Позитивные тенденции в экономике сохраняются и в 2011 г.
Приоритетной задачей стран СНГ становится активизация сотрудничества в сфере инноваций, снижение энерго- и материалоемкости национальной экономики и повышение ее конкурентоспособности. В 2009 г. образован Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах. Утверждены
Основные направления долгосрочного сотрудничества государств-участников СНГ в инновационной сфере . Переводу национальной экономики на инновационный путь развития будет способствовать принятие и реализация Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 г.
Гуманитарное сотрудничество
Исторически сложившиеся тесные связи, тяготение народов стран СНГ к взаимному духовному обогащению, образовательному, культурному и научному обмену, взаимодействие государств-участников СНГ в этих сферах предопределяют важнейшее значение гуманитарного сотрудничества, его приоритетное место в интеграционных процессах на пространстве Содружества. При решении гуманитарных задач применяется комплексный подход, который позволил сформировать широкую договорно-правовую и институциональную базу сотрудничества, обеспечить системность развития данного направления. Сегодня особое значение приобретают междисциплинарные программы и проекты.
Ведущее место в этой работе принадлежит Совету по гуманитарному сотрудничеству, который совместно с другими институтами гуманитарного профиля ведет активный поиск новых форм и механизмов взаимодействия.
Советом при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ совместно с отраслевыми советами реализовано более 250 проектов. Наиболее востребованные из них приобрели статус постоянно действующих. В их числе: Молодежный симфонический оркестр стран СНГ, Сетевой университет СНГ, международные научно-исследовательские структуры, межгосударственные премии СНГ "Звезды Содружества" и "Содружество дебютов".
Эффективной формой для выработки и реализации согласованной совместной деятельности, новых проектов и программ являются форумы творческой и научной интеллигенции государств-участников СНГ, объявление и проведение в СНГ ежегодных годов по гуманитарной тематике.
Успешно работают отраслевые советы в области образования, науки, культуры, здравоохранения, туризма, по делам молодежи и др.
Активно развивается сотрудничество в области культуры. Утверждены и реализуются Концепции сотрудничества в сфере культуры и развития образования в сфере культуры и искусства государств-участников СНГ.
Проводятся конференции, театральные и музыкальные фестивали, кинофорумы, другие мероприятия, направленные на установление новых творческих связей. Широко известны в Содружестве международные музыкальные фестивали В.Спивакова, Ю.Башмета, им. М.Ростроповича, им. М.Таривердиева, Международный конкурс им. Арама Хачатуряна, Международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске", Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии "Киношок" в Анапе, Международный кинофестиваль "Золотой абрикос" в Ереване, Бакинский международный кинофестиваль "Восток-Запад", Минский международный кинофестиваль "Лiстапад", кинофестиваль "Звезды Шакена" в Алматы, Международный кинофестиваль стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии "Новое кино XXI век", Международный фестиваль народного творчества стран СНГ и Балтии "Содружество", Молодежные Дельфийские игры государств-участников СНГ, Форум переводчиков, писателей и издателей стран СНГ и Балтии.
Большой потенциал имеет разрабатываемая Межгосударственная программа "Культурные столицы Содружества", а также проекты в области межкультурного диалога.
В области образования формируется общее образовательное пространство. Обеспечиваются равный доступ граждан в общеобразовательные учреждения, взаимное признание и эквивалентность документов о среднем (общем), начальном профессиональном и среднем профессиональном (специальном) образовании, осуществляется повышение квалификации и переподготовка специалистов. Реализуются мероприятия по информатизации образовательных систем, развитию образования взрослых и дистанционных технологий, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.
Знаковым событием, свидетельствующим о наполнении сотрудничества в этой сфере новым качественным содержанием, стало проведение в 2010 г. в городе Астане I Съезда учителей, работников образования государств-участников СНГ, придавшего новый импульс развитию сотрудничества, выработке направлений и механизмов взаимодействия в области образования.
Придание статуса базовых организаций государств-участников СНГ четырнадцати ведущим высшим учебным заведениям способствует повышению эффективности процессов формирования общеобразовательного пространства, укреплению связей между коллективами вузов.
Налаживать и укреплять тесные контакты в научной сфере призван учрежденный Совет по сотрудничеству в области фундаментальной науки.
Активизируется взаимодействие в создании общего научно-технологического пространства при организационной и координирующей роли отраслевых органов по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах, в области фундаментальной науки и научно-технической информации. В г. Дубне создан Международный инновационный центр нанотехнологий, призванный стать базовой организацией многостороннего сотрудничества СНГ в этой области.
Неотъемлемой частью гуманитарного взаимодействия в Содружестве является проведение согласованной молодежной политики. Определяющим документом в данной сфере стала принятая в 2010 г. Стратегия международного молодежного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 г. В ее рамках интенсифицируется деятельность государственных структур по делам молодежи, молодежных общественных организаций стран СНГ, расширяется и совершенствуется практика проведения мероприятий с участием молодежи государств-участников Содружества.
................Перейти до повного тексту