- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
Решение
об Основных направлениях долгосрочного сотрудничества государств-участников СНГ в инновационной сфере
(Ялта, 20 ноября 2009 года) |
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Утвердить Основные направления долгосрочного сотрудничества государств-участников СНГ в инновационной сфере.
2. Рекомендовать Рабочей группе по разработке проекта Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года использовать указанные Основные направления в качестве базового документа при разработке Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года.
3. Настоящее Решение вступает в силу с даты подписания.
(Подписи)
Утверждены
Решением
Совета глав правительств
Содружества Независимых
Государств об Основных
направлениях долгосрочного
сотрудничества
государств-участников СНГ
в инновационной сфере
от 20 ноября 2009 года
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДОЛГОСРОЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ
Общие положения
При разработке Основных направлений использовались базовые положения
Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренной Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года, в части развития производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически взаимосвязанными производствами, разработки межгосударственных программ по техническому перевооружению, инновационным технологиям взаимодействия в передовых направлениях научно-технического сотрудничества, а также
Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 года, в части создания условий для реализации ее второго и третьего этапов, направленных на формирование к концу 2020 года инновационной модели экономики государств-участников СНГ.
В современном мире инновации приобретают стратегическое значение для повышения конкурентоспособности и устойчивого роста национальной экономики. Государства, осуществляющие политику развития экономики знаний, демонстрируют высокие темпы экономического роста. Формирование перспективной политики, способной обеспечить инновационное развитие национальной экономики, является одним из наиболее сложных, но и жизненно важных вызовов для государств-участников СНГ в современных условиях.
Эффективно преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса, противостоять новым вызовам и угрозам возможно только сообща через создание межгосударственного инновационного пространства, концентрацию объединенных усилий и ресурсов на приоритетных направлениях инновационно-технологического прорыва, развития современных технологических укладов.
Основные направления должны послужить концептуальной основой для разработки Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года.
Их реализация обеспечит переход участников инновационных процессов на принципиально новые технологии, позволит осуществить модернизацию национальной экономики на современной научно-технической базе, заменить морально и физически устаревшие основные фонды.
Современный мир и СНГ. Состояние и тенденции развития сотрудничества государств-участников СНГ в инновационной сфере
Современный период мирового развития характеризуется прежде всего структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между ее экономическими центрами и возрастанием роли региональных экономических объединений.
Дальнейшее развитие мировой экономики будет определяться балансом между тенденциями глобализации и регионализации мировой экономики как реакцией на рост напряженности между мировыми центрами силы и накоплением диспропорций в мировой торговле и финансовой системе. Немаловажно, что все это будет происходить в условиях дефицита природных ресурсов и глобальных природно-климатических изменений.
Развитие мирового сообщества государств сегодня определяется в основном взаимодействием между формирующимися интеграционными образованиями стран Европы, Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона, в основе которых лежат геоэкономические и геополитические интересы.
Для наращивания экономического потенциала и обеспечения защиты национальных интересов государствам-участникам СНГ необходимо определить свои роль и место в мировой хозяйственной системе, реальные перспективы развития с учетом складывающихся глобальных тенденций.
Это возможно прежде всего через инновационный путь развития. Но, несмотря на его безусловную приоритетность, что подтверждается опытом США, ЕС, Японии, а в последнее время и Китая, в государствах-участниках СНГ в этом отношении наблюдается определенная инертность, мало учитывается фактор времени, остается низким уровень стратегического планирования, отсутствует стремление выделять средства на внедрение новаций. Эти упущения присущи как государственным структурам, так и бизнесу, как на центральном, так и на региональном уровнях. В целом по СНГ затраты на инновации составляют всего 4,9% общего объема затрат на производство продукции.
По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, в экспорте государств-участников СНГ наибольший объем приходится на сырьевые товары: нефть, газ, черные и цветные металлы, лес, руды и другие виды сырья и материалов с низким уровнем обработки и добавленной стоимости.
Отставание государств-участников СНГ от развитых государств мира по доли экспорта высокотехнологичной продукции в общем объеме промышленного экспорта не сокращается. Во многом это вызвано тем, что товары высокотехнологичного уровня, производимые в СНГ (программные и технические средства, новые материалы, биотехнологии, информационные ресурсы, услуги и др.), остаются в основном неконкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
За последние 15 лет в странах с развитой экономикой доля затрат на научные исследования и разработки составляла 2,5-3% ВВП, в то время как в государствах-участниках СНГ этот показатель в среднем снизился до 0,4-0,5% ВВП.
Существующие структурные диспропорции и отсутствие инновационного финансирования негативно сказываются на конкурентоспособности государств-участников СНГ. В рейтинге конкурентоспособности государств мира (по данным Всемирного экономического форума в Давосе) за 2008-2009 годы из 134 государств Азербайджанская Республика занимала 69-е место, Республика Армения - 97-е, Республика Казахстан - 66-е, Республика Молдова - 95-е, Российская Федерация - 51-е место и Украина - 72-е.
В связи с резким усилением кризисных явлений в мире ВВП в среднем по государствам-участникам СНГ уменьшился в первом полугодии 2009 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 9% (при увеличении в первом полугодии 2008 года на 8%), производство промышленной продукции упало на 15% (в 2008 году прирост на 7%). Во всех государствах снизились объемы экспортно-импортных операций. Потребительские цены в среднем по государствам-участникам СНГ возросли в первом полугодии 2009 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 13%.
Старение и износ основных фондов и особенно технологического оборудования являются сдерживающим фактором экономического роста, снижают уровень экономической безопасности и повышают вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Между тем предельный износ активной части основных фондов в среднем по государствам-участникам СНГ в реальном секторе экономики превышает 65%. Доля современного оборудования катастрофически снижается. В первую очередь это относится к машиностроению и металлообработке. Для решения этой проблемы необходимо обеспечить ежегодный прирост инвестиций на уровне не ниже 25% в год, а также направлять на долгосрочные вложения не менее 50% инвестиций.
Инновационное развитие государств-участников СНГ сдерживает сложная ситуация в финансовой и денежно-кредитной сферах. Это связано со структурными диспропорциями в экономике, низким уровнем монетизации, дефицитом платежных средств, недостатком собственного капитала как предприятий, так и банков, высокими ставками рефинансирования и кредита, дисбалансом между сроками привлечения кредитных ресурсов и их размещения.
Преодоление этих проблем возможно путем формирования нового технологического уклада на основе высоких технологий, информационно-компьютерных систем, новых источников энергии, а также глубокой переработки природных ресурсов, создания новых видов материалов и перехода к высоким ресурсосберегающим и экологически безопасным технологиям.
Научно-технический прогресс, инновационное развитие, по сути, интернациональны. По мере экономического роста на базе научно-технического и инновационного развития постоянно возрастают масштабы необходимых финансовых и интеллектуальных инвестиций.
Для решения задач межгосударственного инновационного развития представляется необходимым использовать следующие преимущества экономики государств-участников СНГ:
богатые природные ресурсы, развитая минерально-сырьевая база и транспортная инфраструктура;
значительный технологический потенциал оборонной и смежных с ней гражданских отраслей промышленности;
резерв производственных мощностей по выпуску массовой, относительно дешевой продукции, способной найти сбыт на внутреннем рынке, а также на рынках ряда развивающихся стран;
имеющийся значительный научно-технический потенциал, высококвалифицированные научные кадры;
развитая система высшего образования.
Одновременно необходимо учитывать факторы, негативно влияющие на перспективы развития межгосударственной инновационной деятельности, в том числе:
технологическую отсталость отдельных отраслей промышленности и, как следствие, низкую конкурентоспособность их продукции;
неразвитость сферы малых инновационных предприятий, обладающих необходимой гибкостью для быстро меняющихся условий рынка;
отсутствие разветвленной инновационной инфраструктуры;
несовершенство нормативно-правовой базы инновационной деятельности;
недостаточный уровень защиты прав интеллектуальной собственности.
Таким образом, чтобы самостоятельно развить экономический потенциал отдельного государства на основе инновационной модели, необходимы огромные материальные, трудовые и финансовые затраты и длительное время. Между тем на пространстве СНГ могут быть реализованы масштабные инновационные проекты, которые позволят эффективно развивать экономику как отдельного государства, так и Содружества в целом.
Цели и задачи инновационного сотрудничества государств-участников СНГ
Для определения основных направлений инновационного сотрудничества необходимо прежде всего определить структурные приоритеты развития инновационной экономики и создать механизмы государственного стимулирования вложения инвестиционных ресурсов в наукоемкие производства. Конкретизация этой работы предполагает поэтапную организацию процесса прогнозирования и стратегического научно-технического планирования на основе существующих национальных и межгосударственных концепций, стратегий экономического развития, а также разработку межгосударственных целевых программ их реализации.
Это позволит охватить на межгосударственном уровне всю инновационную цепочку - от возникновения новой научной идеи, ее оформления и появления новшества до воплощения его в новый научно-технический продукт и новую (модифицированную) технологию, появления и предоставления новых услуг.
Ресурсы, которые могут выделить государства-участники СНГ и частный капитал на инновационную трансформацию экономики, ограничены. Поэтому важно не распылять их, а сконцентрировать на сравнительно узком круге передовых технологий, дающих наибольший эффект.
Эта задача должна решаться путем определения приоритетных направлений развития науки и техники, формирования и развития ядра прорывных технологий в сферах, в которых государства-участники СНГ имеют значительный потенциал - авиакосмическая техника, нефтехимия, оборонные технологии и технологии двойного назначения, нано- и биотехнологии, информационные технологии, новые материалы, энергетика.
В условиях финансово-экономического кризиса необходимо также исходить из принципов государственного регулирования инновационного развития, осуществляемого через нормативное регулирование деятельности субъектов рынка, непосредственное участие государства в инновационных национальных и целевых программах путем их адресного финансирования.
Сложность перехода на инновационную модель развития потребует, кроме того, качественных изменений в общественном сознании, вовлечения большого числа общественных и экономических институтов для объединения возможностей науки, бизнеса и образования.
Цель разработки Основных направлений заключается в том, чтобы на базе существующих в государствах-участниках СНГ национальных стратегий инновационного развития и национальных инновационных систем определить приоритетные направления сотрудничества в научно-технической и инновационных сферах, а также базовые элементы Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года, условия и оптимальный путь формирования межгосударственного инновационного пространства в целях перехода на инновационную модель экономики.
Основой для формирования Основных направлений должны быть:
приоритетные направления развития науки и техники и перечень критических технологий национального уровня;
стратегии и концепции развития отраслей национальной экономики;
важнейшие направления развития высокотехнологичных отраслей;
наиболее эффективные результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполненных в рамках национальных программ;
результаты выполнения программ в рамках прикладных исследований;
технологические потребности экономики государств-участников СНГ, в частности, насыщение потребительского рынка конкурентоспособными товарами и услугами, развитие здравоохранения, освоение новых поколений материалов, энергосберегающих и экологически чистых технологий, освоение высокотехнологичной продукции, ресурсообеспечение и ресурсосбережение, развитие современной инфраструктуры и новых поколений средств транспорта и связи;
конкурентоспособность продукции (технологий), уровень новизны, патентная защищенность;
эффективность - норма прибыли или другой полезный эффект, который может быть получен от реализации критических технологий; ожидаемый срок окупаемости инвестиций в инновации;
обеспеченность научным заделом, кадровым потенциалом, производственными мощностями.
Целями Основных направлений являются:
эффективное использование инноваций и инвестиций, а также повышение глобальной конкурентоспособности национальной экономики государств-участников СНГ;
обеспечение экономической, продовольственной, энергетической и экологической безопасности;
обеспечение стабильного и сбалансированного экономического роста с повышением уровня благосостояния народов и качества жизни населения на основе эффектов масштаба, мультипликационного, симбиотического и синергетического эффектов;
производство экономически выгодных товаров и услуг за счет существенного повышения их инновационности, технологичности, наукоемкости и экологичности, а также уменьшения их энерго- и материалоемкости, проведения эффективной и комплексной политики энерго- и ресурсосбережения;
интенсивная взаимовыгодная торговля на условиях свободного движения труда и капитала.
Основными задачами по достижению поставленных целей являются: определение и реализация научно-технических приоритетов, обеспечение инновационной предпринимательской активности и инновационной культуры, введение объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот, создание современной инфраструктуры инновационного процесса, реализация программ импортозамещения.
На первом этапе предполагается ускорение социально-экономического развития государств-участников СНГ путем формирования межгосударственного инновационного пространства на базе основных направлений долгосрочного сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах, разработки межгосударственных целевых программ инновационного сотрудничества, межгосударственных отраслевых научно-технических программ, обеспечивающих активизацию научно-технической и инновационной деятельности, концентрацию финансовых и материальных ресурсов.
На втором этапе предусматривается формирование регионального рынка нано- и пикоиндустрии, что будет способствовать сохранению и развитию наукоемких отраслей экономики, реализации научно-технических и образовательных потенциалов государств-участников СНГ для обеспечения к 2020 году их ведущих позиций на мировом рынке высокотехнологичной продукции.
Предполагаются развитие в режиме инновационной социально ориентированной экономики, разработка новых инфраструктурных проектов, направленных на развитие атомной энергетики и использование альтернативных видов топлива и энергии, а также высокотехнологичных транспортных систем.
Необходимо обеспечить не просто выход из экономического кризиса, а провести коренную трансформацию национальной экономики государств-участников СНГ. Главным инструментом данного процесса должна стать новая инвестиционная политика, способная обеспечить переход к инновационной экономике.
Решение указанных проблем возможно в рамках межгосударственного инновационного пространства, объединяющего ресурсы национальных инновационных систем и придающего устойчивый и системный характер инновационному развитию, что будет способствовать эффективному использованию научно-технических разработок и изобретений, независимо от места их создания.
Под межгосударственным инновационным пространством государств-участников СНГ понимается среда, характеризующаяся проведением этими государствами совместных действий по развитию науки и техники; внедрению в производство высоких технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг; объединению научно-технологических потенциалов; концентрацией совместных усилий и ресурсов на новых прорывных направлениях обеспечения устойчивого развития национальной экономики, и предотвращением технологического отставания от развитых стран.
Межгосударственное инновационное сотрудничество государств-участников СНГ предполагает:
................Перейти до повного тексту