(Москва, 10 декабря 2010 года) |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Исполнитель (*) |
Орган СНГ, принимающий решение |
|
1 | 2 | 3 | 4 | |
1. Нормотворческая работа по гармонизации законодательства государств-участников СНГ в сфере борьбы с торговлей людьми |
||||
1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. |
В целях совершенствования борьбы с торговлей людьми рекомендовать при необходимости на основе общепризнанных принципов и норм международного права: а) законодательно урегулировать борьбу с торговлей людьми; б) принять нормативные правовые акты, предусматривающие: принятие Национальной программы (Плана) по борьбе с торговлей людьми и защите ее жертв; создание Государственного фонда для оказания помощи жертвам преступлений, в том числе социальной реабилитации жертв торговли людьми, возмещения причиненного им вреда, финансирования мер государственной защиты лиц, участвующих в уголовном преследовании торговцев людьми; введение и организацию деятельности института Национального координатора по вопросам противодействия торговле людьми; оптимизацию оснований и процедур безопасного возвращения жертв торговли людьми и гарантий обеспечения их прав Разработать изменения и дополнения в Модельные уголовный и уголовно- процессуальный кодексы для государств-участников СНГ по вопросам борьбы с торговлей людьми Предложить разработать Концепцию предупреждения преступлений, связанных с торговлей людьми, с учетом общих принципов формирования и реализации социальной, информационной, образовательной и лицензионной политики государств-участников СНГ, направленной на противодействие торговле людьми Рекомендовать при необходимости генеральным прокурорам государств- участников СНГ обращаться в национальные высшие судебные органы с запросом о даче разъяснений и толкований по наиболее сложным и спорным вопросам правоприменительной практики по делам о торговле людьми Рекомендовать: а) ускорить осуществление внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Соглашения о сотрудничестве государств- участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека от 25 ноября 2005 года; б) рассмотреть вопрос о присоединении государств- участников СНГ к: Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми от 16 мая 2005 года; Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и посягательств сексуального характера от 12 июля 2007 года; Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребенка, касающемуся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии от 25 мая 2000 года; Гаагской конвенции о гражданских аспектах международного похищения детей от 25 ноября 1980 года; Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29 мая 1993 года; в) разработать Комментарий к модельному законодательству государств-участников СНГ в сфере противодействия торговле людьми |
2011- 2013 гг. 2011- 2013 гг. 2011 г. 2011- 2013 гг. 2011 г. |
МПА СНГ, Государства- участники СНГ Государства- участники СНГ, МПА СНГ, КСГП Государства- участники СНГ, КСГП, СМВД, СОРБ, СКПВ, СРМО, КГПП СРТС Государства- участники СНГ, КСГП Государства- участники СНГ МПА СНГ, КСГП |
|
2. Организационно-практические мероприятия по противодействию торговле людьми |
||||
2.1. 2.2. 2.3. 2.4. |
Рекомендовать принять меры по имплементации в национальное законодательство и реализации на практике положений международных правовых актов, регламентирующих противодействие торговле людьми, в том числе модельного законодательства СНГ Реализовать согласованные меры по выявлению, пресечению и расследованию фактов незаконного оборота органов и тканей человека для трансплантации Рекомендовать реализовать практические меры, предусматривающие: а) выделение в правоохранительных органах и органах прокуратур государств-участников СНГ специализированных подразделений (включающих женщин) или отдельных сотрудников по противодействию торговле людьми; б) приоритетное использование оперативно-разыскных методов и технических средств фиксации преступных действий торговцев людьми в целях формирования надежной доказательственной базы в ходе их уголовного преследования Предложить разработать на межгосударственном и национальном уровнях конкретные мероприятия, направленные на выявление, отслеживание, изъятие и конфискацию у торговцев людьми преступных доходов, в том числе перемещаемых через государственные границы |
2011 г. 2011- 2013 гг. 2011- 2012 гг. 2012- 2013 гг. 2011- 2013 гг. |
Государства- участники СНГ Государства- участники СНГ, СМВД, СОРБ, КГПП СРТС, СКПВ Государства- участники СНГ, СМВД, КСГП Государства- участники СНГ, СМВД, СОРБ, СКПВ Государства- участники СНГ, СМВД, КГПП СРТС, КСОНР, КСГП, СКПВ |
|
3. Организационно-практические мероприятия по оказанию помощи жертвам торговли людьми |
||||
3.1. 3.2. 3.3. 3.4. |
Рассмотреть вопрос о государственной финансовой и иной помощи некоммерческим (неправительственным) общественным организациям, реально оказывающим повседневную помощь жертвам торговли людьми Разработать государственные стандарты и практические механизмы оказания гарантированной бесплатной медицинской, психологической и иной неотложной помощи жертвам торговли людьми и контроля за эффективностью этой работы Предусмотреть создание и обеспечение надлежащей работы специализированных учреждений, предназначенных для оказания неотложной помощи жертвам торговли людьми и их социальной реабилитации Предложить активизировать работу дипломатических представительств и консульских учреждений государств-участников СНГ по выявлению и оказанию своевременной и надлежащей помощи оказавшимся за рубежом жертвам торговли людьми, обеспечению их безопасности, прав и законных интересов |
2011 г. 2011- 2013 гг. 2011- 2013 гг. 2011- 2013 гг. |
Государства- участники СНГ Государства- участники СНГ, КССЗН, ССОЗ Государства- участники СНГ, КССЗН, ССОЗ Государства- участники СНГ, СМИД |
|
4. Сотрудничество компетентных органов государств-участников СНГ между собой, с международными и неправительственными организациями |
||||
4.1. 4.2. 4.3. 4.4. |
Проработать вопрос о повышении координирующей роли органов отраслевого сотрудничества СНГ в борьбе с торговлей людьми, а также создании единого межгосударственного координационного органа по проблемам противодействия торговле людьми, состоящего из национальных координаторов государств-участников СНГ по данным вопросам Рекомендовать проведение согласованных процессуальных действий, профилактических, оперативно-разыскных мероприятий и специальных операций по борьбе с торговлей людьми, в первую очередь: а) по пресечению незаконной деятельности агентств трудоустройства за рубежом и туризма; б) по выявлению и ликвидации каналов торговли людьми; в) по выявлению и пресечению деятельности по производству и сбыту поддельных документов; г) по выявлению и пресечению деятельности притонов или помещений для занятий проституцией; д) по выявлению и ликвидации порнографических сайтов в сети Интернет; е) по раскрытию и расследованию преступлений, связанных с торговлей людьми; ж) по пресечению незаконных действий по передаче детей на усыновление иностранным гражданам. На постоянной основе осуществлять обмен информацией, связанной с раскрытием и расследованием преступлений в сфере торговли людьми, а также рабочие контакты руководителей и сотрудников правоохранительных органов Предложить компетентным органам государств- участников СНГ осуществлять контроль за своевременностью и законностью рассмотрения обращений жертв торговли людьми, а также соблюдением оснований и порядка выполнения процедур добровольного и безопасного их направления в государства происхождения либо иного законного решения вопроса о месте, сроках и условиях пребывания таких лиц В целях совершенствования сотрудничества компетентных органов государств- участников СНГ с международными и неправительственными организациями, оказывающими содействие в противодействии торговле людьми, обеспечить: а) участие представителей международных и неправительственных организаций: в информационно- просветительской, пропагандистской и иной превентивной деятельности среди населения; в профилактических мероприятиях правоохранительных органов по выявлению, идентификации жертв торговли людьми и оказанию им помощи; в осуществлении психологической поддержки и бесплатной юридической помощи потерпевшим в период уголовного преследования торговцев людьми (включая представительство в суде); в проведении мониторинга реального положения жертв торговли людьми в период их социальной реабилитации и реинтеграции в общество; в организации семинаров, учебных занятий, тренингов для сотрудников компетентных органов, международных и неправительственных организаций по проблемам повышения эффективности психологического и гуманитарного сотрудничества с жертвами торговли людьми; в проведении научных исследований, а также изучении общественного мнения по гуманитарным вопросам и эффективности противодействия торговле людьми; б) совместные анализ и обсуждение выводов и оценок, сделанных представителями международных и неправительственных организаций и СМИ относительно состояния борьбы с торговлей людьми, и их предложений по совершенствованию этой деятельности; в) направление в адрес международных и неправительственных организаций информации о реальной статистической картине и тенденциях правонарушений и преступлений в сфере торговли людьми и обсуждение с ними возникающих гуманитарных проблем; г) разработку совместных мер совершенствования работы государственных структур по выявлению жертв торговли людьми, их идентификации и установлению необходимого психологического контакта, оказания им необходимой помощи |
2011 г. 2011- 2013 гг. 2011- 2013 гг. 2011- 2013 гг. |
Органы отраслевого сотрудничества (по компетенции), ИК СНГ Государства- участники СНГ, СМВД, СКПВ, КГПП СРТС, СРМО Государства- участники СНГ, СМИД, СМВД, СКПВ, СРМО, КСГП Государства- участники СНГ, СМИД, СМВД, СРМО, КССЗН, КГПП СРТС, КСГП |
|
5. Профилактические меры противодействия торговле людьми | ||||
5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 5.6. 5.7. |
Рекомендовать разработать и реализовать конкретные мероприятия по подрыву нелегальной экономической деятельности, основанной на использовании принудительного труда жертв торговли людьми, а также устранению обстоятельств, способствующих спросу на товары и услуги, связанные с сексуальной или трудовой эксплуатацией людей Рекомендовать установить и активизировать лицензионный контроль, государственный надзор, а также мониторинг предпринимательской деятельности структур, занимающихся: а) международной брачной посреднической деятельностью и модельным бизнесом, трудоустройством граждан за рубежом, организацией отдыха и туризма; б) организацией обучения, оздоровления и трудоустройства несовершеннолетних, международного усыновления детей, а также выезда молодежи для участия в спортивных и культурно- массовых мероприятиях за рубежом Проработать вопрос о завершении разработки и внедрении биометрических и иных современных технологий защиты документов, используемых при пересечении государственных границ Осуществлять мониторинг и анализ рекламных материалов в СМИ и телекоммуникационных сетях, содержащих предложения товаров и услуг, связанных с торговлей людьми, а равно порождающих спрос на такие услуги Считать целесообразным реализовать конкретные профилактические меры, направленные на оказание своевременной социальной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в целях исключения возможности обращения их в потенциальных жертв сексуальной, трудовой или криминальной эксплуатации Использовать прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране прав детей в качестве приоритетного средства предупреждения фактов их вовлечения в различные виды и формы эксплуатации Организовать информирование населения о реальных угрозах при выезде за границу оказаться потенциальными жертвами торговли людьми, способах предотвращения такой опасности и конкретных адресатах оказания необходимой помощи |
2011- 2013 гг. 2011- 2013 гг. 2011- 2013 гг. 2011- 2013 гг. 2011- 2013 гг. 2011- 2013 гг. 2011- 2013 гг. |
Государства- участники СНГ Государства- участники СНГ, КССЗН, ССОО, СГС, СКС, КСГП Государства- участники СНГ, СРМО, СМВД, СКПВ Государства- участники СНГ Государства- участники СНГ, КССЗН, ССОЗ, СМВД, КСГП Государства- участники СНГ, КСГП Государства- участники СНГ, СРМО, СМВД, СКПВ, КСГП, СРГИА, МТРК, СМИ |
|
6. Информационное и научно-методическое обеспечение | ||||
6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 6.6. 6.7. |
Рассмотреть вопрос о создании механизма обмена информацией в сфере противодействия торговле людьми Регулярно обмениваться информацией о возникающих проблемах, связанных с возвращением и иными действиями в отношении жертв торговли людьми Продолжить практику обмена опытом в области противодействия торговле людьми Продолжить обмен законодательными и иными нормативными правовыми актами, методическими пособиями, статистической и иной информацией в сфере борьбы с торговлей людьми Осуществлять комплексные научные исследования, а также мониторинг практики и состояния противодействия торговле людьми, разрабатывать предложения и рекомендации по совершенствованию этой деятельности Организовать совместно с Международной организацией по миграции проведение научно- практической конференции, посвященной проблемам повышения эффективности международного сотрудничества государств-участников СНГ в противодействии торговле людьми Регулярно проводить при участии международных и неправительственных организаций научно- практические семинары, "круглые столы" и тренинги по актуальным проблемам борьбы с торговлей людьми и сотрудничества компетентных органов государств и институтов гражданского общества в противодействии торговле людьми |
2011 г. 2011- 2013 гг. 2011- 2013 гг. 2011- 2013 гг. 2011- 2013 гг. 2012 г. 2011- 2013 гг. |
Государства- участники СНГ, СМВД, СОРБ, СКПВ, КСГП СМИД, СКПВ, СРМО, КСГП СМВД, СОРБ, СКПВ, КГПП СРТС, СРМО СМВД, КСГП СМВД КСГП Государства- участники СНГ, КСГП, ИК СНГ Государства- участники СНГ, СМВД, КСГП, СОРБ, СКПВ, КГПП СРТС, СРМО |
|
7. Кадровое обеспечение | ||||
7.1. 7.2. |
Продолжить на договорной основе: а) сотрудничество в подготовке, повышении квалификации, переподготовке сотрудников правоохранительных органов, в том числе на базе Международного учебного центра подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми учреждения образования "Академия МВД Республики Беларусь", а также путем консультаций и стажировок в специализированных подразделениях по борьбе с торговлей людьми; б) обмен инструктивными и учебно-методическими материалами по подготовке и переподготовке кадров, повышению квалификации сотрудников компетентных органов Предусмотреть возможность создания, в том числе во взаимодействии с международными и неправительственными организациями, на базе педагогических, медицинских и других учебных заведений курсов по подготовке и повышению квалификации специалистов по работе с жертвами торговли людьми, социальных работников, психологов, операторов "горячих линий", а также сотрудников служб занятости населения |
2011- 2013 гг. 2011- 2013 гг. |
СМВД, СОРБ, СКПВ, КГПП СРТС, КСГП, СРМО Государства- участники СНГ, ССОО, КССЗН |
|
8. Финансовое обеспечение | ||||
Финансирование совместных мероприятий Программы осуществляется заинтересованными государствами-участниками СНГ по договоренности в рамках финансовых средств, ежегодно предусматриваемых в национальных бюджетах для обеспечения деятельности соответствующих государственных органов |
2011- 2013 гг. |
Государства- участники СНГ |
||
9. Механизм контроля | ||||
9.1. 9.2. 9.3. 9.4. |
Принять планы по реализации положений настоящей Программы и определить формы контроля за ее выполнением Рассматривать ход выполнения настоящей Программы Ежегодно информировать Исполнительный комитет СНГ о ходе выполнения настоящей Программы Предоставлять доклад Совету глав государств и Совету глав правительств СНГ о ходе выполнения настоящей Программы |
В течение 6 месяцев после принятия Программы Ежегодно Февраль следующего за отчетным года Ежегодно |
Государства- участники СНГ, КСГП, СМВД, БКБОП, СОРБ, СКПВ, СМИД, СРМО, КГПП СРТС КСГП, СМВД, БКБОП, СОРБ, СКПВ, СМИД, СРМО, КГПП СРТС КСГП, СМВД, БКБОП, СОРБ, СКПВ, СМИД, СРМО, КГПП СРТС Исполком СНГ |
СГГ, СГП СНГ |