- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
Решение N 01-1/8-07
Экономического Суда Содружества Независимых Государств
(Минск, 24 октября 2008 года) |
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя Экономического Суда СНГ Абдуллоева Ф.,
судей Экономического Суда СНГ: Жолдыбаева С.Ж., Каменковой Л.Э., Керимбаевой А.Ш., Молчановой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием представителя Исполнительного комитета СНГ Тышкевича М.М., генерального советника Экономического Суда СНГ Алейникова Д.В., специалиста Томашевич Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании,
установил:
Основанием для запроса послужило Письмо Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан по вопросу, касающемуся введения Постановлением Правительства Республики Казахстан "О мерах по усилению контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занятых сбором (заготовкой), хранением, переработкой и реализацией лома и отходов цветных и черных металлов" от 6 января 2000 года N 23 ограничений на экспорт лома и отходов цветных и черных металлов только определенными видами транспорта - железнодорожным и морским.
Исполнительный комитет СНГ просит разъяснить, относятся ли ограничения на экспорт лома и отходов цветных и черных металлов по видам используемого для их перевозки транспорта к мерам, предусмотренным статьей
3 Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года.
Заслушав судью-докладчика Каменкову Л.Э., обсудив заключения генерального советника Экономического Суда СНГ Алейникова Д.В., специалиста Томашевич Т.А. и исследовав имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд СНГ пришел к следующим выводам.
Основными источниками правового регулирования зоны свободной торговли в Содружестве являются:
Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года,
Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года (далее - Соглашение от 15 апреля 1994 года), Протокол от 2 апреля 1999 года о внесении изменений и дополнений в
Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года (далее - Протокол от 2 апреля 1999 года), Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза от 22 октября 1997 года, двусторонние договоры государств-участников СНГ о свободной торговле. Указанные международные договоры базируются на основополагающих принципах, обеспечивающих формирование и развитие общего экономического пространства, основанных на свободном перемещении товаров, гармонизации хозяйственного законодательства сторон, отмене таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и количественных ограничений во взаимной торговле, устранении других препятствий для свободного движения товаров и услуг.
Соглашение от 15 апреля 1994 года и
Протокол от 2 апреля 1999 года вступили в силу для Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины. Российская Федерация применяет Соглашение от 15 апреля 1994 года временно, до завершения внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу. Для Российской Федерации Протокол от 2 апреля 1999 года не вступил в силу. Туркменистаном данное Соглашение применяется временно в редакции от 15 апреля 1994 года, до передачи депозитарию сведений о завершении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу. Протокол от 2 апреля 1999 года Туркменистаном не подписан.
Для достижения целей
Соглашения от 15 апреля 1994 года в соответствии с пунктом 1 статьи 1 государства-участники приняли обязательства по обеспечению взаимодействия в решении конкретных задач создания зоны свободной торговли, направленных, в частности, на отмену количественных ограничений во взаимной торговле, устранению других препятствий для свободного движения товаров и услуг. Таким образом, государства-участники Соглашения договорились об отмене всех видов ограничений во взаимной торговле.
Пунктом 1 статьи
3 Соглашения от 15 апреля 1994 года предусмотрено, что "Договаривающиеся Стороны не применяют таможенные пошлины, а также налоги и сборы, имеющие с ними эквивалентное действие, и количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон и предназначенных для таможенных территорий других Договаривающихся Сторон".
В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи
3 Соглашения от 15 апреля 1994 года в торговле между государствами-участниками с момента вступления для них в силу
Протокола от 2 апреля 1999 года не будут вводиться новые, дополнительно к ранее зафиксированным в двусторонних соглашениях, количественные и тарифные ограничения импорта и (или) экспорта и меры, имеющие эквивалентное действие.
Как следует из содержания указанных норм, государства-участники
Соглашения от 15 апреля 1994 года установили основополагающие правила торгового режима и обязались воздерживаться от применения любых тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле.
В пункте 3 статьи
3 Соглашения от 15 апреля 1994 года дано определение понятия "количественные ограничения и другие административные меры" для целей настоящего Соглашения, под которым понимаются "любые меры, применение которых создает материальное препятствие или ограничение для импорта товара, происходящего с территории одной Договаривающейся Стороны, на территорию другой Договаривающейся Стороны или экспорта товара, происходящего с территории одной Договаривающейся Стороны, на территорию другой Договаривающейся Стороны, включая квотирование, лицензирование, контроль за ценами или иными условиями поставки, иные особые требования к экспорту или импорту, прямо или косвенно ограничивающие права экспортера или импортера по сравнению с правами продавца или покупателя аналогичного товара, находящегося на территории страны его происхождения и осуществляющего закупку или продажу на этой территории".
Экономический Суд СНГ считает, что данная норма для целей Соглашения раскрывает понятие "количественные ограничения и другие административные меры" как совокупность любых мер, включающих и собственно количественные ограничения (квотирование, лицензирование), и другие административные меры (контроль за ценами или иными условиями поставки, иные особые требования к экспорту, прямо или косвенно ограничивающие права экспортера). Термин "количественные ограничения" в тексте пункта 1 статьи
3 Соглашения от 15 апреля 1994 года следует рассматривать не как отдельный вид ограничений - квотирование/лицензирование, а как все/любые ограничения во взаимной торговле государств-участников Соглашения от 15 апреля 1994 года, иные, чем меры тарифного регулирования. Таким образом, действительное содержание нормы пункта 1 статьи 3 настоящего Соглашения шире его текстуального выражения. Проведенный анализ позволяет Экономическому Суду СНГ рассматривать термин "количественные ограничения", используемый в пункте 1 статьи 3 Соглашения от 15 апреля 1994 года, как равнозначный понятию "меры нетарифного регулирования", содержание которого раскрывается статьей 2 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза от 22 октября 1997 года.
Аналогичное смысловое значение термина "количественные ограничения" содержится в
Генеральном соглашении по тарифам и торговле от 30 октября 1947 года (далее - ГАТТ 1947 года), применение которого при толковании допустимо в силу пункта 3 статьи
1 Соглашения от 15 апреля 1994 года. В соответствии с параграфом 1 статьи XI "Общая отмена количественных ограничений" ГАТТ 1947 года государства-участники принимают на себя обязательства не использовать во взаимной торговле "никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов".
................Перейти до повного тексту