1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Модель


Модельный закон
об оказании помощи жертвам торговли людьми
Принят
на тридцатом пленарном
заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 30-12
от 3 апреля 2008 года)
Настоящий Закон, исходя из необходимости приоритетного обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов жертв торговли людьми, особенно женщин и детей, в соответствии с конституцией государства и общепризнанными принципами и нормами международного права, принимая во внимание Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека (2005 г.) и Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания (2002 г.), устанавливает правовые и организационные основы государственной политики и международного сотрудничества государства-участника Содружества Независимых Государств (далее - государство) в сфере оказания помощи жертвам торговли людьми, а также законодательные гарантии осуществления указанной деятельности в государстве на основе унификации и гармонизации законодательств государств-участников СНГ.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере оказания помощи жертвам торговли людьми, включая деятельность в указанной сфере государства, государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и их должностных лиц, а также международных негосударственных организаций, общественных объединений, других институтов гражданского общества, средств массовой информации и граждан.
Статья 2. Цели и задачи настоящего Закона
1. Настоящий Закон направлен на создание и повышение эффективности общегосударственной системы оказания помощи жертвам торговли людьми посредством определения правовых и организационных основ государственной политики и международного сотрудничества государства в указанной сфере, установления правового статуса жертв торговли людьми, правовых гарантий, принципов и форм их защиты и поддержки, законодательной регламентации полномочий субъектов государственной системы оказания помощи жертвам торговли людьми, определения организационно-правовых основ их взаимодействия между собой, а также с неправительственными организациями и институтами гражданского общества.
2. Задачей настоящего Закона является создание комплекса организационно-правовых основ:
- для предупреждения вовлечения человека в качестве жертвы в сферу торговли людьми, снижения у населения риска стать жертвами торговли людьми;
- выявления и устранения причин и условий, способствующих виктимизации граждан, вовлечению их в сферу торговли людьми в качестве объектов эксплуатации;
- выявления и идентификации жертв торговли людьми;
- обеспечения безопасности жертв торговли людьми;
- обеспечения жертв торговли людьми минимальным стандартным пакетом социальных услуг, включая меры оказания психологической, правовой, социальной, медицинской и иных видов помощи;
- восстановления и защиты прав и законных интересов жертв торговли людьми, с выделением наиболее уязвимых их категорий;
- полной социальной адаптации и социальной реабилитации жертв торговли людьми, их интеграции в нормальную социальную среду;
- полного возмещения жертвам торговли людьми причиненного им физического, морального и материального вреда;
- координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, международных и неправительственных организаций, других институтов гражданского общества, населения по оказанию помощи жертвам торговли людьми, в том числе по их возвращению в государства происхождения либо постоянного проживания, защите их прав и законных интересов и социальной реабилитации;
- принятия государством комплексных мер социально-экономического, правового, образовательно-просветительского, информационного и иного характера для оказания помощи жертвам торговли людьми, в том числе направленных на ликвидацию причин и условий, способствующих их виктимизации и ревиктимизации.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия:
виктимизация - повышение риска вовлечения потенциальной жертвы в сферу торговли людьми и использования жертвы в качестве объекта эксплуатации вследствие стечения или намеренного создания способствующих этому объективных и субъективных обстоятельств;
государственная защита потерпевших и свидетелей по делам о преступлениях в сфере торговли людьми (далее - государственная защита) - осуществление уполномоченными государственными органами предусмотренных законодательством государства мер, направленных на обеспечение безопасности, защиту жизни, здоровья, свободы и (или) имущества жертв торговли людьми (далее - меры безопасности), а также мер социальной защиты указанных лиц (далее - меры социальной защиты) в связи с их участием в уголовном судопроизводстве;
жертва торговли людьми - физическое лицо, пострадавшее от торговли людьми, в том числе вовлеченное в торговлю людьми или удерживаемое в подневольном состоянии, независимо от его процессуального статуса, а также наличия или отсутствия его согласия на предложение, вербовку, перевозку, передачу, продажу, эксплуатацию или иные действия, связанные с торговлей людьми;
защита жертвы торговли людьми - гарантируемая государством система мер, направленных на обеспечение безопасности, защиту жизни, здоровья и свободы, соблюдение иных прав и законных интересов лица, пострадавшего от преступлений в сфере торговли людьми;
идентификация жертв торговли людьми - установление и проверка личности предполагаемых жертв торговли людьми;
индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению потенциальных жертв торговли людьми и оказанию на них позитивного профилактического воздействия, а также по социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, пострадавших от торговли людьми, и предупреждению их повторного вовлечения в сферу торговли людьми;
оказание помощи жертвам торговли людьми - гарантируемый государством комплекс мер защиты жертв торговли людьми, их социальной адаптации и социальной реабилитации, включая оказание им психологической, правовой, социальной, медицинской и иных видов помощи;
потенциальные жертвы торговли людьми - лица, занимающиеся бродяжничеством, попрошайничеством; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; беспризорные и безнадзорные дети; лица, зависимые от алкоголя, наркотических средств или психотропных веществ; иные лица, находящиеся в социально опасном или уязвимом положении, способствующем совершению в отношении них преступлений и иных правонарушений в сфере торговли людьми;
принуждение человека - физическое или психическое воздействие на человека с целью его побуждения вопреки или помимо его воли и согласия к совершению каких-либо действий или к отказу от их совершения в пользу принуждающего лица или иных лиц путем похищения или насильственного ограничения свободы принуждаемого лица, применения к нему физического, сексуального или психического насилия либо иных угроз, шантажа либо использования в указанных целях ядовитых, сильнодействующих или иных одурманивающих веществ, а равно посредством намеренного создания и (или) использования беспомощного состояния или уязвимого положения принуждаемого лица;
ребенок (дети) - жертва (жертвы) торговли людьми - лицо (лица), пострадавшее от преступления в сфере торговли людьми до достижения им 18-летнего возраста;
ревиктимизация - повышение риска повторного вовлечения жертвы в сферу торговли людьми в качестве объекта эксплуатации;
социальная адаптация жертвы торговли людьми - активное приспособление лица, пострадавшего от торговли людьми, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, восстановление нарушенного посягательством процесса социализации, преодоление последствий психологической или моральной травмы, причиненной ему в процессе или результате его эксплуатации либо совершения в отношении него других преступлений в сфере торговли людьми;
социальная реабилитация жертвы торговли людьми - мероприятия, направленные на восстановление социальных связей и социальных функций, утраченных лицом, пострадавшим от торговли людьми, а также иные мероприятия, направленные на реинтеграцию жертв торговли людьми в семью и общество;
социальные службы для жертв торговли людьми - организации любой организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию жертв торговли людьми (социальная поддержка, оказание социально-бытовых, медико-социальных, социально-педагогических, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальная адаптация и социальная реабилитация, обеспечение их занятости), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием социальных услуг жертвам торговли людьми;
специализированное учреждение (центр, убежище) по оказанию услуг жертвам торговли людьми - юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством государства, целью которого является предоставление юридических, психологических, медицинских и (или) иных услуг жертвам торговли людьми, в том числе по их временному содержанию и устройству, в целях защиты их законных прав и интересов, а также социальной адаптации и социальной реабилитации;
торговец людьми - физическое или юридическое лицо, осуществляющее торговлю людьми, а равно финансирующее такую деятельность либо извлекающее за счет нее материальную или иную выгоду;
торговля детьми - любые акт или сделка, посредством которых ребенок незаконно передается родителем, иным законным представителем или другим лицом (группой лиц), на постоянном или временном попечении которого находится ребенок, другому лицу (группе лиц) за материальное вознаграждение или иное возмещение с целью его эксплуатации либо получения материальной или иной выгоды, а равно с целью незаконного усыновления (удочерения) ребенка, независимо от применяемых при этом способов;
торговля людьми - купля-продажа человека либо совершение в отношении него иных незаконных сделок, в которых он выступает как объект собственности, а равно осуществляемые, независимо от согласия жертвы, в целях ее эксплуатации или извлечения незаконной выгоды иным способом предложение, вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека с использованием принуждения, обмана, злоупотребления виновным своим служебным положением, злоупотребления доверием или уязвимым положением жертвы торговли людьми либо подкупа лица, в зависимости от которого она находится;
уязвимое положение жертвы торговли людьми - состояние физической, психологической, социальной или экономической незащищенности человека, возникшее вследствие стечения или намеренного создания виновным лицом тяжелых жизненных обстоятельств, либо состояние материальной или иной зависимости человека, в том числе связанной с несовершеннолетним или престарелым возрастом, беременностью, психическим или соматическим заболеванием либо физическим недостатком человека, побуждающее его дать согласие на его принуждение и (или) эксплуатацию;
эксплуатация - использование человека или его труда для извлечения материальной или иной выгоды другими лицами посредством намеренного создания и (или) использования уязвимого положения человека либо принуждение человека в интересах эксплуатирующего лица или других лиц к выполнению работ, оказанию услуг или совершению иных действий, независимо от их возмездного или безвозмездного характера, включая занятие проституцией, оказание иных услуг сексуального характера, занятие попрошайничеством, принудительные труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние, незаконное изъятие органов и (или) тканей человека, незаконное усыновление (удочерение) в коммерческих целях, а равно незаконное использование другого человека в репродуктивных целях или в биомедицинских исследованиях, либо в незаконных вооруженных формированиях и (или) вооруженных конфликтах, либо в иной преступной или противоправной деятельности.
Статья 4. Законодательство об оказании помощи жертвам торговли людьми
1. Законодательство об оказании помощи жертвам торговли людьми состоит из конституции государства, международных договоров, участником которых оно является, настоящего модельного Закона и других законодательных актов государства, регулирующих правовой статус жертв торговли людьми, а также общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения их безопасности, предоставления им психологической, правовой, социальной, медицинской и иных видов помощи, их социальной адаптации и социальной реабилитации.
2. Нормы настоящего Закона связаны с нормами Модельного закона "О противодействии торговле людьми" и толкуются в соответствии с ними.
3. Государство обеспечивает соответствие национального законодательства в сфере оказания помощи жертвам торговли людьми общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам государства, распространяющимся на указанную сферу.
Статья 5. Государственная политика в сфере оказания помощи жертвам торговли людьми
1. Государственная политика в сфере оказания помощи жертвам торговли людьми определяется положениями и обязательствами, предусмотренными конституцией государства, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами государства, направленными на защиту жертв торговли людьми и предупреждение их виктимизации, защиту прав потерпевших в рамках уголовного права и уголовного процесса, и формируется с учетом состояния и динамики данного вида преступности и складывающихся в этой сфере социальных и правовых потребностей жертв торговли людьми.
2. Государство принимает необходимые законодательные и правоприменительные меры с целью обеспечения защиты прав и законных интересов жертв торговли людьми, особенно женщин и детей, придавая первостепенное значение оказанию помощи жертвам торговли людьми и обеспечению их безопасности, в том числе посредством разработки государственных целевых программ в указанной сфере и объединения в этом направлении усилий субъектов государственной системы противодействия торговле людьми и гражданского общества.
3. Государственная политика в сфере оказания помощи жертвам торговли людьми основывается на принципах:
- гарантированной государством защиты, восстановления прав жертв торговли людьми, возмещения причиненного им вреда, обеспечения их безопасности, независимо от предшествовавшего совершению преступления поведения этих лиц, а также их готовности к сотрудничеству с правоохранительными органами государства при расследовании и судебном разбирательстве совершенных в отношении них преступлений;
- приоритета предупреждения виктимизации жертв торговли людьми;
- приоритета защиты прав и законных интересов детей - жертв торговли людьми, обеспечения государством особой их защиты и оказания им всемерной помощи всеми субъектами системы противодействия торговле людьми;
- дифференцированного подхода к определению объема услуг по социальной адаптации и социальной реабилитации жертв торговли людьми, в зависимости от их согласия на сотрудничество с правоохранительными органами по делам о совершенных в отношении них преступлениях;
- непривлечения лиц, пострадавших от торговли людьми, к уголовной ответственности за общественно опасные деяния, связанные с вовлечением их в качестве жертв в торговлю людьми;
- недискриминации жертв торговли людьми, справедливого и гуманного к ним отношения;
- обеспечения свободного и бесплатного доступа жертв торговли людьми к правосудию;
- конфиденциальности информации о жертвах торговли людьми и их близких;
- социального партнерства и сотрудничества государства при организации защиты и оказания помощи жертвам торговли людьми с общественными объединениями, международными и иными неправительственными организациями.
4. Государственная политика в сфере защиты потерпевших и свидетелей по уголовным делам о преступлениях в сфере торговли людьми осуществляется под прокурорским надзором, судебным и ведомственным контролем на основании принципов законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, взаимной ответственности органов, обеспечивающих государственную защиту указанных лиц в соответствии с законодательством государства.
Глава 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ
ПОМОЩИ ЖЕРТВАМ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
Статья 6. Права лица, пострадавшего от торговли людьми, до признания его жертвой торговли людьми
1. Лицо, пострадавшее от торговли людьми, до признания его жертвой торговли людьми вправе обратиться в специализированное учреждение по оказанию помощи жертвам торговли людьми за предоставлением ему на безвозмездной основе минимального пакета социальных услуг, включая получение крова и ночлега, питания, неотложной медицинской, психологической, правовой и материальной помощи, а также санитарно-гигиенического обслуживания в объеме, определенном законодательством государства.
2. Государственный орган, уполномоченный на оказание помощи жертвам торговли людьми, принимает меры по предоставлению на безвозмездной основе лицу, пострадавшему от торговли людьми, минимального пакета социальных услуг в объеме, определенном законодательством государства, в течение 24 часов с момента подачи пострадавшим лицом заявления о признании его жертвой торговли людьми в порядке, установленном пунктом 3 статьи 8 настоящего Закона.
3. В соответствии с законодательством государства распространение сведений, составляющих тайну личной и семейной жизни лиц, пострадавших от торговли людьми, а также иной информации, разглашение которой представляет опасность для их жизни или здоровья либо для безопасности их близких, не допускается.
Статья 7. Правовой статус жертвы торговли людьми
1. Жертвами торговли людьми признаются физические лица, пострадавшие от торговли людьми и связанных с ней преступлений (далее - преступления в сфере торговли людьми), включая:
- лиц, подвергшихся принуждению, злоупотреблению их доверием либо злоупотреблению служебным положением со стороны торговцев людьми или их соучастников в целях совершения указанных преступлений или в процессе их совершения;
- лиц, подвергшихся в целях последующего использования их в сфере торговли людьми обману относительно действительных намерений торговцев людьми, в том числе лиц, склоненных ими к подписанию фиктивного трудового или иного договора (контракта) о выполнении работ (оказании услуг), не связанных с эксплуатацией человека, использованием рабского или подневольного труда;
- лиц, заранее давших свое согласие на эксплуатацию вследствие своего беспомощного состояния или уязвимого положения, несмотря на осознание ими действительных намерений торговцев людьми.
2. Признание лица, пострадавшего от преступлений в сфере торговли людьми, жертвой торговли людьми не зависит от:
- наличия или отсутствия гражданства;
- виктимного или антиобщественного поведения данного лица в период, предшествующий его вовлечению в сферу торговли людьми, а также наличия или отсутствия у него намерения изменить свое поведение в будущем;
- наличия согласия данного лица на его вербовку, перевозку, передачу, продажу, эксплуатацию или иные действия, связанные с торговлей людьми, полученного торговцами людьми с применением к потенциальной жертве принуждения, обмана, злоупотребления ее доверием либо злоупотребления своим служебным положением, а равно с использованием ее беспомощного состояния или уязвимого положения;
- наличия у него процессуального статуса потерпевшего по уголовному делу, возбужденному по факту совершения преступления (преступлений) в сфере торговли людьми;
- готовности пострадавшего лица к сотрудничеству с правоохранительными органами при расследовании и судебном разбирательстве дела о совершенном в отношении него преступлении.
3. Присвоение лицу статуса жертвы торговли людьми в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Закона, дает ему право на гарантируемое государством оказание помощи с момента его идентификации в качестве жертвы торговли людьми до полной социальной адаптации и социальной реабилитации в определенном законодательством государства объеме стандартного пакета социальных услуг, включающего меры социальной защиты, оказание психологической, правовой, информационной, социальной, медицинской и иных видов помощи, а также возвращение жертвы в семью, ее трудоустройство и социальное обеспечение.
4. Жертва торговли людьми не подлежит привлечению к административной или уголовной ответственности за совершение общественно опасных деяний, обусловленных ее пребыванием в качестве жертвы торговли людьми.
5. Присвоение статуса жертвы торговли людьми лицу, привлеченному к административной или уголовной ответственности за преступления, связанные с его вовлечением в качестве жертвы в торговлю людьми, является основанием для его освобождения по решению суда от указанных видов юридической ответственности в соответствии с законодательством государства.
Статья 8. Порядок присвоения правового статуса жертвы торговли людьми
1. Присвоение лицу, пострадавшему от преступлений в сфере торговли людьми, статуса жертвы торговли людьми осуществляется межведомственной комиссией по противодействию торговле людьми (далее - межведомственная комиссия) или ее территориальными представительствами на региональном и муниципальном уровнях государства (далее - территориальные комиссии) по месту нахождения жертвы торговли людьми, создаваемыми в порядке, установленном высшим исполнительным органом власти государства.
2. Решение о признании лица жертвой торговли людьми принимается создаваемыми при межведомственной комиссии или территориальных комиссиях постоянно действующими группами по оказанию помощи жертвам торговли людьми, порядок деятельности и полномочия которых определяются межведомственной комиссией.
3. Заявление о признании жертвой торговли людьми направляется самим пострадавшим или его представителем, с добровольного информированного согласия такого лица, в государственный орган, уполномоченный на оказание помощи жертвам торговли людьми, либо в специализированное учреждение по оказанию помощи жертвам торговли людьми.
4. Указанные органы и учреждения обязаны в течение 24 часов передать полученное ими заявление от лица, пострадавшего от торговли людьми, в межведомственную комиссию или в соответствующую территориальную комиссию по месту нахождения пострадавшего для решения вопроса о присвоении ему статуса жертвы торговли людьми.
5. Статус жертвы торговли людьми присваивается лицу, пострадавшему от торговли людьми, после выяснения и уточнения межведомственной комиссией или соответствующей территориальной комиссией необходимых обстоятельств, но не позднее 72 часов после обращения такого лица по поводу присвоения ему указанного статуса.
6. Жертве торговли людьми для принятия решения о сотрудничестве с правоохранительными органами в связи с совершенным в отношении нее преступлением в сфере торговли людьми предоставляется срок не менее 30 суток, исчисляемый со дня ее обращения в специализированное учреждение по оказанию помощи жертвам торговли людьми.
Статья 9. Конфиденциальность сведений о жертве торговли людьми
1. Информация о жертвах торговли людьми или об обстоятельствах совершенных в отношении них преступлений, разглашение которой создает угрозу жизни или здоровью жертвы торговли людьми либо ее близких, а также сведения о предпринимаемых в отношении нее мерах безопасности не подлежат распространению. Незаконное распространение таких сведений влечет за собой ответственность в порядке, установленном законодательством государства.
2. Средства массовой информации не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность жертвы торговли людьми, без ее согласия, а в отношении ребенка - жертвы торговли людьми - без согласия самого ребенка, его законного представителя, а также органа опеки и попечительства.
Статья 10. Права жертвы торговли людьми, признанной потерпевшим или свидетелем по уголовному делу о преступлении в сфере торговли людьми
1. Участие жертвы торговли людьми в уголовном судопроизводстве в качестве потерпевшего или свидетеля по уголовному делу о преступлении в сфере торговли людьми дополнительно предоставляет такому лицу право на государственную защиту в соответствии с законодательством государства о государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, включая меры по обеспечению безопасности и социальной защите.
2. В отношении жертв торговли людьми, признанных потерпевшими или свидетелями по делам о преступлениях в сфере торговли людьми, неразглашение сведений о таких лицах может применяться также в качестве меры безопасности в соответствии с законодательством государства о государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству.
3. Меры государственной защиты могут быть применены в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления в сфере торговли людьми до возбуждения уголовного дела, если такие лица способствуют предупреждению или раскрытию указанного преступления.
4. Первоначальное, полученное до начала эксплуатации, согласие потерпевшего от преступлений в сфере торговли людьми на его вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение не признается основанием для отказа от назначения в отношении него мер безопасности и оказания ему помощи, от предоставления ему минимального пакета социальных услуг в объеме, определенном законодательством государства.
5. Лицу, признанному в установленном порядке потерпевшим от преступления в сфере торговли людьми, в соответствии с законодательством государства предоставляется максимальный пакет социальных услуг, включающий в том числе дополнительные права на:
- бесплатное пользование помощью переводчика в целях обеспечения участия в уголовном судопроизводстве, а также для эффективной социальной адаптации и социальной реабилитации (для лиц, не владеющих или недостаточно владеющих официальным языком государства местонахождения жертвы);
- обеспечение в необходимых случаях гражданина государства или лица, постоянно в нем проживающего, потерпевшего от торговли людьми, жилым помещением в общежитии по нормам и в порядке, предусмотренным законодательством государства;
- приоритетное оказание помощи в трудоустройстве, продолжении получения образования, профессиональной ориентации и профессиональной подготовке.
6. Срок предоставления потерпевшему от торговли людьми указанного комплекса социальных услуг может быть продлен с согласия потерпевшего территориальной комиссией по месту его нахождения на весь период ведения производства по делу и устранения опасности для его жизни или здоровья либо обеспечения безопасности его близких по представлению органа следствия, прокурора или суда.
7. Лицам, признанным в установленном законодательством государства порядке потерпевшими от преступлений в сфере торговли людьми, в период их социальной адаптации и социальной реабилитации выплачивается за счет государственного бюджета и других предусмотренных законодательством государства источников повышенное социальное пособие в сумме, установленной органом исполнительной власти, уполномоченным на организацию помощи жертвам торговли людьми.
8. На основании письменного ходатайства лица, признанного потерпевшим от преступлений в сфере торговли людьми, и письменного заключения соответствующего органа дознания, предварительного расследования или суда о его сотрудничестве с правоохранительными органами по уголовным делам, связанным с торговлей людьми, срок его пребывания на территории государства может быть продлен на период до одного года с момента окончания судопроизводства по делу.
Статья 11. Специальные процессуальные гарантии защиты прав потерпевших от преступлений и иных правонарушений в сфере торговли людьми
1. В целях наиболее полного учета законных интересов и соблюдения прав потерпевших от правонарушений (преступлений) в сфере торговли людьми в законодательстве государства для таких лиц предусматриваются специальные процессуальные гарантии, включающие в частности:
- особенности их допроса (опроса) с учетом их психологического состояния, характера и тяжести совершенных в отношении них правонарушений, а также тяжести причиненного им вреда;
- освобождение от административной и уголовной ответственности за совершение ими общественно опасных деяний в качестве жертвы торговли людьми;
- обеспечение конфиденциальности информации, полученной от потерпевших от правонарушений (преступлений) в сфере торговли людьми;
- обеспечение закрытого рассмотрения материалов (сведений) от потерпевших от правонарушений (преступлений) в сфере торговли людьми;
- применение особых процедур, обеспечивающих безопасность указанных лиц в качестве потерпевших, включая меры их физической защиты, а также обязательное рассмотрение и разрешение гражданских исков потерпевших от торговли людьми в рамках уголовного судопроизводства.
2. Для защиты прав и законных интересов потерпевших от правонарушений в сфере торговли людьми, которые по своему физическому или психическому состоянию либо в силу несовершеннолетнего или малолетнего возраста лишены возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы, при рассмотрении дел об административных правонарушениях и уголовных дел к обязательному участию в производстве привлекаются их законные представители или представители, которым предоставляются те же права, что и представляемым ими лицам, а в отношении отдельных категорий детей, установленных законодательством государства, - также психолог и в необходимых случаях педагог.
Статья 12. Меры безопасности в отношении потерпевших и свидетелей по уголовным делам о преступлениях в сфере торговли людьми
1. В отношении потерпевших и свидетелей по уголовным делам о преступлениях в сфере торговли людьми могут применяться одновременно несколько либо одна из мер безопасности, предусмотренных законодательством государства в сфере защиты потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства.
В целях обеспечения анонимности лиц, потерпевших от торговли людьми, могут быть использованы вымышленные имена.
2. Осуществление мер безопасности в отношении потерпевших и свидетелей возлагается на органы внутренних дел, органы государственной службы безопасности, таможенные и миграционные органы, на органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по уголовным делам о преступлениях в сфере торговли людьми, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению, а также на иные государственные органы, на которые может быть возложено в соответствии с законодательством государства осуществление отдельных мер безопасности. В структуре указанных органов в этих целях создаются специальные подразделения.
3. Меры безопасности в отношении потерпевших и свидетелей по уголовным делам о преступлениях в сфере торговли людьми, находящимся в производстве суда или прокуратуры, осуществляются по решению суда (судьи) или прокурора органами внутренних дел, органами государственной службы безопасности, таможенными и миграционными органами или органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по месту нахождения потерпевшего или свидетеля.
4. Осуществление иных мер по оказанию помощи жертвам торговли людьми возлагается на органы социальной защиты населения и другие органы в порядке, установленном высшими исполнительными органами государства.
5. Органами уголовного преследования государства обеспечивается конфиденциальность сведений о жертвах торговли людьми, полученных в процессе уголовного судопроизводства или оперативно-розыскной деятельности.
Статья 13. Возмещение вреда жертвам торговли людьми
1. Жертвы торговли людьми вправе требовать в порядке, установленном административным, уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством государства, возмещения физического, имущественного или морального вреда, причиненного им в результате преступления или иного правонарушения в сфере торговли людьми.
2. Ущерб, причиненный жертвам торговли людьми, возмещается лицами, признанными виновными в совершении преступлений или иных правонарушений в сфере торговли людьми, на основании вступившего в силу судебного решения.
3. В случае недостаточности имущества, имеющегося у лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, его отсутствия либо невозможности его взыскания причиненный ими ущерб на основании соответствующего решения суда может быть возмещен жертве торговли людьми за счет средств государственного фонда оказания помощи жертвам торговли людьми, создаваемого в соответствии со статьей 22 настоящего Закона.
4. Дела о возмещении вреда жертвам торговли людьми по решению суда могут рассматриваться в закрытом судебном заседании с соблюдением всех правил судопроизводства.
5. Потерпевшему от преступления в сфере торговли людьми государством обеспечивается полное возмещение имущественного вреда, причиненного указанным преступлением, расходов, понесенных в связи с участием потерпевшего в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя, возмещение в денежном выражении причиненного ему морального вреда, а также средств, необходимых для его социальной адаптации и социальной реабилитации после вынесения обвинительного приговора суда в отношении торговцев людьми.
Статья 14. Социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, пострадавших от торговли людьми
1. Лицо, признанное в установленном порядке жертвой торговли людьми, в соответствии с законодательством государства имеет право на обеспечение местом временного безопасного проживания (в убежище, приюте, ином специализированном учреждении для жертв торговли людьми), а также на безвозмездное получение:
- правовой помощи в форме консультирования в доступной форме по правовым вопросам и оказания помощи в восстановлении и оформлении документов, в том числе заявлений и сообщений в связи с совершенным преступлением в сфере торговли людьми;
- информации о существующих в государстве судебных и административных процедурах, направленных на защиту и оказание помощи лицам, пострадавшим от торговли людьми;
- социальной помощи, включая социальные консультации, материальную помощь на период обустройства, обеспечение питанием, комплектом постельного белья и санитарно-гигиенических средств, а в необходимых случаях - одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия по нормам, установленным законодательством государства;
- медицинской помощи в форме медицинского обследования, лечения (по показаниям) и оказания специализированной медицинской помощи в связи с травмами и заболеваниями, полученными вследствие совершения преступления в сфере торговли людьми;

................
Перейти до повного тексту