- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
Решение
об информации о ходе выполнения государствами-участниками СНГ первоочередных мероприятий в период 2000 - 2001 годов и предложениях по перспективным задачам создания зоны свободной торговли с учетом развития экономических процессов в мировом сообществе
(Кишинев, 7 октября 2002 года) |
Совет глав государств Содружества Независимых Государств
решил:
2. Правительствам государств-участников Содружества Независимых Государств принять меры по выполнению мероприятий, направленных на формирование полномасштабной зоны свободной торговли, в первую очередь, предусматривающих завершение:
перехода от взимания косвенных налогов по принципу "страны происхождения" на принцип "страны назначения" товаров с постепенной отменой изъятий;
принятия графиков отмены существующих тарифных изъятий;
3. Экономическому совету СНГ совместно с межгосударственными и межправительственными советами, отраслевыми органами Содружества обеспечить разработку механизма регулирования экономических отношений в зоне свободной торговли и плана организационных мероприятий по выполнению следующих важнейших задач:
согласование среднесрочной программы продвижения на внутренний рынок СНГ и рынки третьих стран конкурентоспособной продукции, выпускаемой национальными товаропроизводителями;
разработка мер по снижению транспортной составляющей в затратах при перевозке грузов всеми видами транспорта, созданию транспортных коридоров, устранению барьеров, в первую очередь, в части отмены разрешительной системы при осуществлении международных перевозок автомобильным транспортом;
согласование стратегии сотрудничества государств-участников СНГ в валютной сфере для последующего формирования единых подходов к механизму конвертируемости национальных валют в рамках Содружества;
разработка и утверждение совместных программ технического перевооружения отраслей экономики государств-участников Содружества на период до 2015 года, базирующихся на развитии специализации и кооперации производства, использовании научно-технических достижений и максимальном учете экономических интересов государств-участников СНГ;
выявление прямых и косвенных барьеров во взаимной торговле и выработка предложений по их устранению.
4. Совету глав правительств СНГ:
осуществлять координацию работ по выполнению настоящего Решения и ежегодно информировать о ходе его практической реализации Совет глав государств СНГ;
исходя из решений, принятых на закрытом заседании Совета глав государств, и с учетом предложений Украины организовать подготовку материалов по развитию взаимодействия государств-участников СНГ в экономической сфере, имея в виду рассмотреть их на специальном заседании Совета глав государств в 2002 году.
5. Решение вступает в силу со дня подписания.
Совершено в городе Кишиневе 7 октября 2002 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)
ИНФОРМАЦИЯ
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВАМИ-УЧАСТНИКАМИ СНГ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПЕРИОД 2000 - 2001 ГОДОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПО ПЕРСПЕКТИВНЫМ ЗАДАЧАМ СОЗДАНИЯ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ С УЧЕТОМ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ
Прошедший в ноябре 2001 г. юбилейный саммит государств-участников Содружества Независимых Государств, принятое главами государств
Заявление, подготовленный Аналитический доклад "Итоги деятельности СНГ за 10 лет и задачи на перспективу", выставка, посвященная 10-летию СНГ в г. Москве, научно-практическая конференция в г. Минске, другие многочисленные мероприятия, прямо или косвенно связанные с юбилеем Содружества, не только обобщили конкретные результаты его функционирования и определили качественно новые подходы к взаимодействию стран, но и, что самое главное, совершенно в ином ракурсе представили видение перспектив СНГ.
Поставлена задача создания государствами-участниками СНГ эффективного интеграционного сообщества, способного играть самостоятельную роль в международных делах. Предстоит, исходя из тенденций развития экономических процессов в мировом сообществе, решать проблемы не только внутреннего характера, но и противостояния негативным последствиям глобализации и одновременно максимального использования ее преимуществ. Стоит также задача налаживания более активного взаимодействия в деле обеспечения национальной и коллективной безопасности, усиления координации шагов государств СНГ на международной арене.
Все это делается во имя того, чтобы, как подчеркнуто в
Заявлении глав государств, Содружество стало зоной стабильности и безопасности, межнационального согласия, регионом устойчивого политического, экономического, социального и научно-технического развития, занимающим достойное место в международном сообществе.
Естественно, ключ к реализации подобного сценария лежит в сфере экономики. Поэтому в настоящей информации в достаточно кратком виде подводятся итоги создания зоны свободной торговли, которая была объявлена приоритетом в этой сфере, и предлагаются главнейшие меры, которые необходимо осуществить безотлагательно.
I. Об итогах реализации первоочередных мероприятий в период 2000 - 2001 годов по созданию зоны свободной торговли, утвержденных Решением Совета глав государств от 21 июня 2000 года о ходе выполнения решений Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 2 апреля 1999 года о создании зоны свободной торговли
Наряду с
Соглашением и
Протоколом для обеспечения формирования и эффективного функционирования зоны свободной торговли необходимо введение в действие большого комплекса договоренностей, регламентирующих режим свободной торговли, - это базовый комплекс из 38 документов. По всем подписанным документам этого комплекса внутригосударственные процедуры завершены в 76% случаев, проводятся - в 24%. На разных этапах разработки находятся еще 5 документов.
Обобщенная информация о положении по этому базовому комплексу договоренностей, включая основополагающие
Соглашение и
Протокол, по странам такова:
|
Азербайджан |
Армения |
Беларусь |
Грузия |
Казахстан |
Кыргызстан |
Молдова |
Россия |
Таджикистан |
Туркменистан |
Узбекистан |
Украина |
Ратификация завершена |
25 |
32 |
36 |
10 |
31 |
33 |
23 |
23 |
36 |
3 |
20 |
21 |
Ратификация проводится |
6 |
7 |
2 |
20 |
5 |
7 |
11 |
12 |
4 |
9 |
6 |
8 |
Не подписаны |
9 |
1 |
2 |
10 |
4 |
0 |
6 |
5 |
0 |
28 |
14 |
11 |
Более подробные сведения о подписании государствами СНГ комплекса договоренностей и о выполнении ими внутригосударственных процедур приведены в приложении.
Кроме базового комплекса соглашений государствами-участниками СНГ достигнуты также договоренности по регулированию отдельных, достаточно специфических вопросов функционирования зоны свободной торговли. В этой области заключено 30 соглашений. Из них вступили в силу в результате проведения внутригосударственных процедур (с учетом вступивших с даты подписания) 29 документов.
Ситуация по этому комплексу из 30 документов по странам такова:
|
Азербайджан |
Армения |
Беларусь |
Грузия |
Казахстан |
Кыргызстан |
Молдова |
Россия |
Таджикистан |
Туркменистан |
Узбекистан |
Украина |
Ратификация завершена |
12 |
26 |
28 |
8 |
26 |
25 |
16 |
22 |
30 |
5 |
9 |
18 |
Ратификация проводится |
6 |
2 |
0 |
12 |
2 |
5 |
12 |
5 |
0 |
3 |
9 |
8 |
Не подписаны |
12 |
2 |
2 |
10 |
2 |
0 |
2 |
3 |
0 |
22 |
12 |
4 |
Таким образом, очевидно, что государствам Содружества необходимо активизировать работу по завершению выполнения внутригосударственных процедур по этому комплексу документов.
В договоренностях о режиме свободной торговли в качестве одного из ключевых обязательств стран Содружества рассматривается переход от взимания косвенных налогов по принципу "страны происхождения" на принцип "страны назначения" товаров.
Фактическая ситуация, по состоянию на 1 октября 2002 г., такова: все страны де-юре провозгласили принцип "страны назначения" товаров.
Восемь государств - Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Узбекистан и Украина - перешли на принцип взимания НДС по "стране назначения" со всеми другими странами СНГ.
Беларусь применяет принцип "страны назначения" товаров так же со всеми странами СНГ, за исключением Грузии и России.
Таджикистан принцип "страны назначения" применяет со всеми странами СНГ, за исключением Туркменистана.
Россия перешла на взимание НДС в торговле с государствами Содружества по принципу "страны назначения" товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа), кроме Беларуси - своего партнера в Союзном государстве.
Туркменистан перешел на принцип "страны назначения" с Беларусью.
Наглядно сложившееся состояние перехода государств-участников Содружества на взимание косвенных налогов по принципу "страны назначения" товаров демонстрирует диаграмма (*).
_______________
(*) Диаграмма не приводится.
В результате сейчас симметричная форма взимания НДС полностью применяется во взаимной торговле стран СНГ: по принципу "страны назначения" - в 89,4% случаев, по принципу "страны происхождения" - в 3% (на 1 сентября 2000 г. было соответственно 37,9% и 27,3%).
Переход на взимание косвенных налогов по принципу "страны назначения" товаров постепенно завершается. Туркменистан начал переход на новый принцип взимания НДС.
Вместе с тем в отдельных государствах-участниках СНГ удельный вес получаемых из Российской Федерации энергоносителей, в стоимость которых включен НДС, взимаемый при их экспорте, составляет от 25 до 70% общих объемов импорта. (Грузия - до 25%, Республика Беларусь - до 40, Республика Молдова - до 64, Украина - до 70%.)
В соответствии со статьей 3
Соглашения о создании зоны свободной торговли, в редакции от 2 апреля 1999 г., государствами-участниками проводятся переговоры по фиксации и устранению тарифных ограничений (изъятий) из режима свободной торговли, которые имеют место в двусторонних торговых отношениях в форме таможенных пошлин, а также налогов и сборов, имеющих с ними эквивалентное действие. Наличие изъятий отражается в соответствующих двусторонних протоколах.
Переговорный процесс по этой проблеме в основном завершен, а тарифные изъятия из режима свободной торговли официально зафиксированы по 26 позициям из более чем 11 тысяч позиций товарной номенклатуры.
Статьей 13
Соглашения о создании зоны свободной торговли и статьей 13 "а"
Протокола к нему от 2 апреля 1999 г., кроме того, предусмотрена возможность применения нетарифных ограничений, причем она ограничена определенными рамками. В настоящее время в Содружестве, по имеющимся данным, нетарифными ограничениями охвачено менее 200 из более чем 11 тысяч позиций товарной номенклатуры. Таким образом, на практике государства Содружества достаточно широко пользуются этой возможностью, причем зачастую ограничения выходят за установленные рамки. Поэтому важно систематически проводить работу по устранению барьеров подобного характера.
................Перейти до повного тексту