1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Рішення


Решение
Экономического совета Содружества Независимых Государств "Об отчете о деятельности Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации по реализации Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года и Протокола к нему от 20 июня 2000 года"
(Москва, 23 мая 2005 года)
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить деятельность Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации по реализации Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года и Протокола к нему от 20 июня 2000 года, Отчет о которой подготовлен указанным Межгосударственным советом совместно с Исполнительным комитетом СНГ и рассмотрен Комиссией по экономическим вопросам.
2. Одобрительно отнестись к международной деятельности Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации, имея в виду признание его Международной организацией по стандартизации в качестве региональной организации по стандартизации для региона, охватывающего Содружество Независимых Государств.
3. Рекомендовать Межгосударственному совету по стандартизации, метрологии и сертификации:
- разработать приоритетные направления межгосударственной стандартизации на 2006 - 2010 годы, уделив первоочередное внимание вопросам создания нормативной правовой базы для гармонизации национальных технических регламентов государств-участников СНГ и межгосударственных стандартов с международными и европейскими стандартами;
- подготовить соответствующие предложения по внесению изменений и дополнений в Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года и Протокол к нему от 20 июня 2000 года.
4. Считать необходимой дальнейшую гармонизацию принципов и методов технического регулирования в рамках СНГ, ЕврАзЭС и создаваемого ЕЭП.
5. Просить правительства государств-участников СНГ принять дополнительные меры по финансовому обеспечению своевременного обновления действующего фонда межгосударственных стандартов и формирования на его основе единой доказательной базы для подтверждения соответствия продукции и услуг и защиты рынков государств-участников СНГ от некачественной и небезопасной продукции.
(Подписи)
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
ОТЧЕТ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОГЛАШЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ СОГЛАСОВАННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ ОТ 13 МАРТА 1992 ГОДА И ПРОТОКОЛА К НЕМУ ОТ 20 ИЮНЯ 2000 ГОДА
Введение
В декабре 1991 года на постсоветском пространстве на добровольной основе образовано Содружество Независимых Государств. Основной целью Содружества является создание единого экономического пространства на основе рыночных отношений.
Учитывая, что эта задача не может быть решена без комплекса единых межгосударственных стандартов, системы обеспечения единства измерений, единого порядка проведения сертификации и испытаний продукции, по предложению руководителей национальных органов стандартизации, метрологии и сертификации государств-участников СНГ 13 марта 1992 года было подписано Межправительственное соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Соглашение).
Это позволило национальным органам по стандартизации, метрологии и сертификации государств-участников СНГ совместно использовать и совершенствовать ранее накопленный потенциал, а также осуществлять проведение единой технической политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.
Государственные стандарты, действовавшие в СССР, и государственные эталоны единиц физических величин были признаны государствами-участниками Соглашения в качестве межгосударственных.
Соглашением наряду с основными принципами формирования и проведения согласованной политики по стандартизации, метрологии и сертификации было предусмотрено создание Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - МГС) - органа по формированию согласованной политики и координации работ государств-участников СНГ.
В соответствии с Соглашением представителями государств-участников СНГ в МГС являются руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации, которые от имени государств наделяются правом быть членом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации и полномочиями, необходимыми для выполнения возложенных на него функций.
Время подтвердило, что принятие Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации сыграло ключевую роль в укреплении торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, в защите рынков государств-участников СНГ от некачественной и небезопасной продукции. Сегодня трудно представить, с какими дополнительными трудностями столкнулись бы государства при переходе к рыночной экономике, если бы не был сохранен и адаптирован к сложившимся условиям накопленный нормативно-технический потенциал.
1. СОЗДАНИЕ ПРАВОВОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ МГС
Основу правовой базы деятельности МГС составляют Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года и Протокол к нему от 20 июня 2000 года, а также ряд подписанных главами правительств СНГ и заключенных национальными органами по стандартизации, метрологии и сертификации в рамках МГС соглашений, обеспечивающих его работу по закрепленным направлениям деятельности (Приложение 1).
В целях гармонизации национальных систем стандартизации и метрологического обеспечения Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ приняты разработанные МГС модельные законы:
- "О стандартизации" (принят на 10-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ);
- "Об обеспечении единства измерений" (принят на 11-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ).
Сформированная организационная структура исполнительных и технических органов МГС обеспечивает работу по всем направлениям деятельности, находящимся в его компетенции. По основным областям постоянно работают научно-технические комиссии или рабочие группы, Совет полномочных представителей по реализации Межправительственного соглашения о сотрудничестве по обеспечению единства измерений времени и частоты от 9 октября 1992 года, а также более 260 межгосударственных технических комитетов по стандартизации (Приложение 2).
Возглавляют Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации на основе принципа ротации.
Ответственный секретарь МГС назначается по предложению руководителей национальных органов.
В соответствии с Решением Совета глав государств СНГ о совершенствовании и реформировании структуры органов СНГ от 2 апреля 1999 года функции рабочего аппарата МГС переданы Исполнительному комитету СНГ.
В соответствии с Протоколом от 20 июня 2000 года для выполнения работ совета по межгосударственной стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности создано Бюро по стандартам, расположенное в г. Минске.
Председателем МГС в настоящее время является избранный на 25-ом заседании МГС генеральный директор Департамента стандартизации и метрологии Республики Молдова (Молдова-Стандарт) Бабан С.С., ответственным секретарем МГС - Сонец Н.В., который одновременно возглавляет и Бюро по стандартам.
Национальными органами разработаны и приняты МГС основополагающие организационно-методические документы, устанавливающие на межгосударственном уровне требования и порядок проведения работ по стандартизации, метрологическому обеспечению, подтверждению соответствия и аккредитации (Приложение 3).
Техническая политика МГС формируется национальными органами по стандартизации, метрологии и сертификации государств-участников СНГ, научно-техническими комиссиями (рабочими группами) МГС и межгосударственными техническими комитетами по стандартизации.
Основными направлениями деятельности МГС являются:
- разработка нормативных документов по стандартизации (межгосударственных стандартов, правил, рекомендаций и классификаторов);
- формирование, хранение и ведение фонда межгосударственных стандартов и обеспечение государств-участников СНГ межгосударственными стандартами;
- поддержание, хранение и развитие эталонной базы и системы передачи размеров единиц физических величин;
- осуществление деятельности межгосударственной службы времени и частоты;
- ведение информационных фондов средств измерений, стандартных образцов и стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов;
- разработка правил и процедур по взаимному признанию результатов государственных испытаний, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений;
- разработка правил и процедур взаимного признания результатов деятельности аккредитованных испытательных, поверочных, калибровочных и измерительных лабораторий (центров), органов по сертификации, сертификатов на продукцию и системы обеспечения качества;
- международное сотрудничество в области межгосударственной стандартизации, метрологии, подтверждению соответствия, аккредитации и качества.
Международная организация по стандартизации (ИСО) признала Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации как Региональную организацию по стандартизации для региона, охватывающего Содружество Независимых Государств, с присвоением ей наименования на английском языке Euro-Asian Council for Standardization, Metrology and Certification (EASC), что отражает географическое название региона, на территории которого МГС осуществляет свою деятельность, и на русский язык переводится как Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации.
EASC подписаны соглашения о сотрудничестве с ИСО, Международной электротехнической комиссией (далее - МЭК) и Европейским комитетом по стандартизации (далее - СЕН), предусматривающие обмен информацией и нормативными документами и взаимное участие в проводимых мероприятиях.
В соответствии с подписанными соглашениями EASC имеет право бесплатно применять международные и европейские стандарты через межгосударственные, а государства-члены EASC - через национальные стандарты. Этими соглашениями была создана правовая основа для гармонизации межгосударственных и национальных стандартов как с международными, так и европейскими стандартами, независимо от членства и статуса государств-членов EASC в этих организациях.
В 1997 - 1999 годах существенная помощь была оказана EASC Комиссией Европейского союза (непосредственную работу проводил СЕН).
В соответствии с Программой для Новых Независимых Государств, финансировавшейся в рамках Программы TACIS, был проведен ряд семинаров, на которых рассмотрена философия Европейской стандартизации, в том числе концепция "Нового подхода", а также вопросы метрологии и сертификации. Осуществлен перевод важнейших директив "Нового подхода" и гармонизированных с ними европейских стандартов. Создан Межгосударственный информационный центр и абонентские пункты в национальных органах по стандартизации, метрологии и сертификации 10 государств, участвовавших в Программе TACIS, которые сегодня составляют техническую базу для применения современных информационных технологий и взаимодействия с международными (региональными) и зарубежными организациями по стандартизации, метрологии, подтверждению соответствия (сертификации), аккредитации и качеству.
В связи с вышеизложенным считаем необходимым внести изменения и дополнения в основополагающие документы МГС в части организации международного сотрудничества, включая вопросы взаимодействия с соответствующими международными организациями.
2. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ МГС
С момента образования МГС проведено 26 заседаний, на которых рассмотрено свыше 900 вопросов и приняты решения, обеспечивающие согласованные действия, направленные на:
- устранение технических барьеров;
- повышение качества и безопасности продукции, производимой в государствах-участниках СНГ;
- защиту рынков от некачественной и небезопасной для жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды продукции;
- обеспечение единства измерений.
В работе заседаний МГС постоянно принимают участие представители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации, Исполнительного комитета СНГ, отраслевых органов СНГ, международных организаций по стандартизации и национальных органов по стандартизации, метрологии, подтверждению соответствия (сертификации) и аккредитации других государств.
За отчетный период проведено более 80 заседаний научно-технических комиссий и рабочих групп МГС, на которых подготовлены рекомендации и проекты решений по основным вопросам, реализованные на заседаниях МГС.
2.1. В области технического регулирования и стандартизации
Вхождение государств-участников СНГ в мировое экономическое пространство напрямую связано с необходимостью реформирования национальных систем технического регулирования, базирующихся в настоящее время на применении обязательных требований стандартов при разработке и производстве продукции и оказании услуг. Техническое регулирование с помощью обязательных стандартов противоречит требованиям Соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО и сложившейся международной и европейской практике.
Процесс реформирования систем технического регулирования в государствах-участниках СНГ находится на разных стадиях.
Ряд государств уже разработали и приняли основополагающие законы, устанавливающие общие принципы и механизмы технического регулирования в современных условиях и приступили к их поэтапной реализации. К ним относятся Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Украина.
В других государствах соответствующие законы находятся на рассмотрении в парламентах или заканчивается их разработка.
В целях координации работ по созданию и развитию систем технического регулирования на межгосударственном и национальном уровнях в 2004 году создана Научно-техническая комиссия МГС по гармонизации технических регламентов государств-участников СНГ (далее - НТК ТР).
Переход на принятую в международной практике систему технического регулирования нарушает сложившуюся в СНГ систему, основанную на обязательных требованиях межгосударственных и национальных стандартов, а также систему признания результатов испытаний, аккредитации и подтверждения соответствия (сертификации), базирующихся на их основе.
Стремясь избежать возникновения технических барьеров из-за различия в национальных технических регламентах требований к продукции, схем (модулей) подтверждения соответствия и условий допуска продукции на рынки, МГС разработал и направил в Исполком СНГ для принятия на Совете глав правительств СНГ проект Соглашения об основах гармонизации технических регламентов государств-участников СНГ (далее - проект Соглашения).
При разработке проекта Соглашения были учтены принципы, заложенные в Соглашении по техническим барьерам в торговле, разработанным ВТО, и опыт по техническому регулированию в Европейском союзе.
В качестве механизма гармонизации были использованы Рекомендации ЕЭК ООН "Международная модель технической гармонизации на основе добросовестной практики технического регулирования по подготовке, принятию и применению технических регламентов с использованием международных стандартов".
Проект Соглашения дважды рассмотрен Комиссией по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ, доработан с учетом замечаний и предложений государств-участников СНГ.
Подписание Соглашения об основах гармонизации технических регламентов государств-участников СНГ будет способствовать проведению государствами-участниками СНГ согласованной технической политики в области технического регулирования.
Принципы, заложенные в проекте Соглашения, позволят гармонизировать национальные технические регламенты на международном, европейском и межгосударственном уровнях за счет применения, в качестве основы, при их разработке международных, европейских, а при их отсутствии, межгосударственных стандартов, а также за счет использования межгосударственных моделей технических регламентов.
Для практической реализации проекта Соглашения Госстандартом Республики Беларусь совместно с национальными органами государств-участников СНГ подготовлена Межгосударственная программа разработки первоочередных межгосударственных моделей технических регламентов на 2004 - 2007 годы, принятая на 25-ом заседании МГС в мае 2004 года.
В соответствии с проектом Соглашения об основах гармонизации технических регламентов государств-участников СНГ международные и межгосударственные стандарты являются основой при разработке межгосударственных моделей технических регламентов и составляют доказательную нормативную базу для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В связи с этим, как и прежде, остается актуальным вопрос гармонизации межгосударственных стандартов с международными и европейскими стандартами.
С целью существенного повышения уровня гармонизации межгосударственных стандартов с международными и европейскими стандартами Госпотребстандартом Украины с участием национальных органов государств-участников СНГ разработана и принята МГС Межгосударственная программа работ по гармонизации межгосударственных стандартов с международными и европейскими стандартами на 2004 - 2006 годы.
Программой предусматривается разработка более 1100 межгосударственных стандартов, гармонизированных с международными и европейскими стандартами и директивами "Нового подхода" Европейского Союза.
Реализация Программы будет способствовать установлению согласованных требований в национальных технических регламентах и межгосударственных моделях технических регламентов и созданию согласованной доказательной базы для подтверждения соответствия производимой в государствах-участниках СНГ продукции, отвечающей требованиям международного и европейского рынка и рынков государств-участников СНГ.
Рассмотрение предложений национальных органов по формированию согласованной научно-технической политики и координации работ в области стандартизации и подготовку рекомендаций по их реализации осуществляет Научно-техническая комиссия по стандартизации Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (НТКС).
За период с 1992 года было разработано и принято свыше 3890 межгосударственных нормативных документов и 1190 изменений к действующим межгосударственным стандартам. В настоящее время фонд межгосударственных стандартов включает более 20650 нормативных документов. Ведение фонда осуществляет рабочий орган МГС - Бюро по стандартам совместно с национальными органами государств-участников СНГ.
При разработке межгосударственных нормативных документов проводится гармонизация их требований с международными, региональными к стандартами ведущих зарубежных государств. Это создает условия для устранения технических барьеров в торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве в условиях рыночных отношений, а также способствует продвижению продукции, производимой в государствах-участниках СНГ на международный и европейский рынки. Уровень гармонизации принятых межгосударственных стандартов с международными и европейскими стандартами составляет 40%.
До 1998 года работы по межгосударственной стандартизации проводились в соответствии с ежегодно разрабатываемыми планами межгосударственной стандартизации. С 1998 года в соответствии с международной практикой МГС перешел на разработку программ работ по межгосударственной стандартизации на 3-летний период. Программы работ по межгосударственной стандартизации на 1998 - 2000 и 2001 - 2003 годы успешно реализованы.
На 25-ом заседании МГС принята Программа работ по межгосударственной стандартизации на 2004 - 2006 годы. Программа предусматривает разработку и пересмотр более 600 межгосударственных стандартов.
Кроме того, в рамках МГС разработан ряд целевых межгосударственных программ стандартизации:
- Межгосударственная программа стандартизации продукции легкой промышленности на 1999 - 2002 годы (реализована);
- Межгосударственная программа по разработке стандартов в области безопасности и охраны труда на взаимопоставляемую продукцию на 2000 - 2005 годы;
- Межгосударственная программа стандартизации техники, поставляемой для нужд агропромышленного комплекса, на период до 2005 года;
- Межгосударственная программа стандартизации механических транспортных средств и прицепов на период до 2006 года;
- Межгосударственная программа по созданию и применению межгосударственных, стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (МСО) на 1999 - 2001 годы (реализована).
Так, например, Межгосударственная программа стандартизации продукции легкой промышленности на 1999 - 2002 годы разработана в соответствии с Решением Президиума Межгосударственного экономического комитета Экономического союза от 26 июля 1996 года "О мерах по стабилизации работы предприятий легкой промышленности СНГ". Программой предусматривалась разработка и пересмотр 88 межгосударственных стандартов. В соответствии с Программой и предложениями заинтересованных национальных органов разработано и пересмотрено 118 межгосударственных стандартов на продукцию легкой промышленности, гармонизированных с международными и европейскими стандартами. Реализация Программы способствовала повышению научно-технического уровня стандартов на продукцию легкой промышленности, повышению ее качества и конкурентоспособности на международном и европейском рынках.
Межгосударственная программа стандартизации техники, поставляемой для нужд агропромышленного комплекса, на период до 2005 года разработана с целью повышения безопасности и технического уровня сельскохозяйственной техники, поставляемой для нужд агропромышленного комплекса СНГ. Программой предусматривается разработка и пересмотр свыше 90 межгосударственных стандартов. В соответствии с Программой на 1 января 2005 года разработано и принято МГС 45 межгосударственных стандартов.
В области стандартизации МГС сотрудничает с Межгосударственной научно-технической комиссией в области строительства (МНТКС) и Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества.
Принимаемые МНТКС межгосударственные стандарты в области строительства регистрируются Бюро по стандартам МГС и включаются в базу данных и каталог межгосударственных стандартов.
На базе Дирекции Совета по железнодорожному транспорту создан Межгосударственный технический комитет по стандартизации в области эксплуатации железнодорожного транспорта и услуг, оказываемых на железнодорожном транспорте (МТК 519).
2.2. В области метрологии
Формирование единой политики и согласование вопросов координации деятельности в области метрологии государств-участников СНГ осуществляет научно-техническая комиссия МГС по метрологии (далее - НТКМетр), а также рабочие группы при НТКМетр по актуальным вопросам метрологической практики (неразрушающему контролю, оценке неопределенности измерений, стандартным образцам, стандартным справочным данным).
За период с 1992 года в области метрологии было разработано и принято свыше 250 межгосударственных стандартов, а также 34 организационно-методических документа (см. Приложение 3), позволивших сохранить единые подходы организации метрологического обеспечения в государствах-участниках СНГ. Большое влияние на происходящие перемены оказало принятие Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ в 1996 году Модельного закона "Об обеспечении единства измерений", основанного на рекомендациях Международной организации по законодательной метрологии (далее - МОЗМ).
Основные направления работ по поддержанию на должном уровне нормативных документов, обеспечивающих единство измерений, формируются на основе принятой МГС Программы разработки и пересмотра основополагающих нормативных документов ГСИ. В соответствии с Программой, действующей уже более 10 лет, принят ряд основополагающих документов, системы обеспечения единства измерений. Программа разработки и пересмотра основополагающих нормативных документов ГСИ регулярно актуализируется, ход ее реализации рассматривается на заседаниях МГС и НТКМетр.
Обеспечение единства измерений в любом государстве в первую очередь определяется эталонной базой для воспроизведения единиц величин с обусловленной общественными потребностями точностью. Уровень развития эталонной базы определяет уровень всех измерений в стране, создает объективные предпосылки для получения достоверной измерительной информации и сопоставимости результатов измерений.
Основу эталонной базы государств-участников СНГ составляют эталоны высшего уровня точности - национальные или исходные и рабочие эталоны основных единиц Международной системы единиц СИ.
В государствах-участниках СНГ национальными, исходными и рабочими эталонами по определенным видам измерений владеют метрологические институты и центры национальных государственных органов по стандартизации, метрологии и сертификации.
В соответствии с решениями МГС Бюро по стандартам ведет базу данных национальных эталонов, формируемую на основе информации, представленной национальными органами. Это позволяет планировать работы по поддержанию необходимого уровня точности измерений в государствах-участниках СНГ, проводить сличения эталонов.
Большое значение для обеспечения единства во многих областях измерений имеет применение единых стандартных образцов. В связи с этим МГС подготовлена и Решением Совета глав правительств СНГ от 8 октября 1999 года утверждена Межгосударственная программа по созданию и применению межгосударственных стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов на 1999 - 2001 годы (далее - Программа МСО). Применение созданных в рамках Программы МСО межгосударственных стандартных образцов способствует проведению согласованной политики в области испытаний сырья и материалов, объектов окружающей среды, обеспечения аналитических измерений. Программа МСО была успешно реализована и в развитие данного направления МГС на 21-ом заседании была принята аналогичная Программа на период 2002 - 2005 годов. В соответствии с программами МСО разработано более 100 типов межгосударственных стандартных образцов. В целом за период с 1998 года в Реестр межгосударственных стандартных образцов, который ведет Бюро по стандартам, включено более 1500 типов межгосударственных стандартных образцов, принятых МГС.
В области метрологии государствами-участниками СНГ проводится согласованная политика, охватывающая все направления метрологической деятельности.
Международное сотрудничество МГС в сфере метрологии осуществляется в первую очередь с региональной организацией по метрологии КООМЕТ (Евро-Азиатское сотрудничество государственных метрологических учреждений), членами которой являются большинство государств-участников СНГ.
2.3. В области подтверждения соответствия и управления качеством продукции и услуг
МГС принято Соглашение о принципах проведения и взаимного признания работ по сертификации от 4 июня 1992 года, в соответствии с которым для обеспечения единого подхода к признанию результатов сертификации Советом разработан и 22 мая 2001 года утвержден Порядок признания сертификатов соответствия в государствах-участниках СНГ (ПМГ 36-2001), а также 22 мая 2001 года одобрен проект Соглашения о взаимном признании сертификатов соответствия на системы качества как основа для принятия двусторонних и многосторонних соглашений между национальными органами государств-участников СНГ.
Для повышения взаимного доверия к национальным системам сертификации МГС принято Соглашение о взаимном признании сертификатов компетентности персонала в области оценки соответствия от 30 мая 2002 года.
По наиболее сложным в части процедуры сертификации группам взаимопоставляемой продукции национальными органами разработаны и приняты МГС Правила по сертификации однородных групп продукции (см. Приложение 3).
Сформирована и размещена на сайте МГС в сети Интернет (далее - сайт МГС) информация об аккредитованных в государствах-участниках СНГ органах по сертификации и перечни продукции, подлежащие обязательному подтверждению соответствия национальных органов государств-участников СНГ, в том числе с применением декларации. Размещенная на сайте МГС информация позволяет товаропроизводителям из разных стран заблаговременно принимать меры, необходимые для продвижения товаров на рынки соответствующих государств.
Для облегчения доступа на рынки продукции, производимой в государствах-участниках СНГ, разработан и принят МГС единый знак доступа продукции на рынки СНГ, которым может маркироваться согласованная в рамках МГС номенклатура продукции, отвечающая требованиям межгосударственных стандартов. Для формирования номенклатуры продукции разработано и принято Положение о порядке формирования, согласования, утверждения и введения номенклатуры продукции для маркирования единым знаком доступа (далее - Положение). В соответствии с Положением сформирована и принята МГС Номенклатура продукции, предлагаемой для маркирования Единым знаком доступа на рынок государств-участников СНГ. Номенклатура доведена до производителей и органов по сертификации государств-участников СНГ и размещена на сайте МГС.
Проводимая МГС политика способствовала тому, что на пути продвижения товаров между государствами Содружества практически не возникало препятствий, связанных с сертификацией продукции.
В настоящее время в государствах-участниках СНГ введена форма подтверждения соответствия в виде декларации о соответствии, что потребует взаимного изучения действующих в государствах Содружества соответствующих норм законодательства для выработки совместных мер, направленных на исключение возможных барьеров в торговле.
Применение государствами-участниками СНГ новых форм технического регулирования, принятых ВТО, также требует соответствующей координации деятельности на межгосударственном уровне.
В области повышения качества продукции, выпускаемой в государствах-участниках СНГ, национальные органы принимают самое непосредственное и активное участие. В ряде государств организовано проведение национальных конкурсов на присуждение премий в области качества, что способствует развитию национальных экономик. Обобщив накопленный опыт, МГС выступил с инициативой учреждения Премии СНГ за достижения в области качества. В настоящее время проект Решения Совета глав правительств СНГ о проведении конкурса на соискание Премии Содружества Независимых Государств за достижения в области качества продукции и услуг (далее - Премия), учреждающий данную премию, выносится на рассмотрение Экономического совета СНГ. В Положении о Премии ведущая роль в организации этой работы отводится Экономическому совету СНГ.
Координацией работ в области подтверждения соответствия (сертификации) в МГС занимается научно-техническая комиссия по подтверждению соответствия (далее - НТКПС). За отчетный период проведено 13 заседаний НТКПС. На заседаниях НТКПС рассматриваются вопросы межгосударственного взаимодействия по вопросам подтверждения соответствия, применения единых документов при подтверждении соответствия, процессы реформирования национальных систем подтверждения соответствия (сертификации) и взаимодействия национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации в современных условиях.
2.4. В области аккредитации
Координация работ в области аккредитации по закрепленным за МГС направлениям деятельности возложена на МГС Протоколом от 20 июня 2000 года о внесении дополнений и изменений в Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года и осуществляется научно-технической комиссией по аккредитации (далее - НТКА).
В развитие положений Соглашения МГС приняты Концепция сотрудничества по аккредитации в области оценки соответствия стран-участниц СНГ от 24 мая 2001 года и Соглашение о взаимном признании результатов работ по аккредитации в области оценки соответствия от 22 мая 2003 года.
Проводимая МГС политика на основе принятых документов обеспечивает взаимное признание аккредитованных в национальных системах государств-участников СНГ органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий, а также результатов их деятельности.
Проводится работа по развитию сотрудничества с международными организациями по аккредитации:
Международным Форумом по Аккредитации (IAF) - в 2004 году МГС направлена заявка на членство в IAF, в соответствии с которой МГС предоставлен статус наблюдателя;
Международной конференцией по применению национальных программ испытательных лабораторий (ILAC), членами которой является ряд государств-участников СНГ;
Европейской организацией по аккредитации (ЕА).
Прорабатываются вопросы создания региональной организации по аккредитации и развитию на двусторонней основе сотрудничества с государствами, не являющимися участниками СНГ.

................
Перейти до повного тексту