1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Лист


ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ
П И С Ь М О
30.07.2010 N 5187/Н/28-8015
Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела Ваше обращение <...> относительно некоторых проблемных вопросов применения действующего законодательства, направленное к народному депутату Украины <...>. С учетом Вашей просьбы ответ на поднятые проблемы предоставлен в форме "Вопрос - ответ" (прилагается).
Заместитель Председателя С.Лекарь
Приложение
к письму ГНА Украины
30.07.2010 N 5187/Н/28-8015
Проблемные вопросы приема и обработки электронной налоговой отчетности
1. Должен ли быть бесплатным прием электронной отчетности, является ли обязательным пользование услугами спецоператора для представления такой отчетности? Действительно ли, если плательщик пожелал представить отчетность в электронном виде, то соответствующий орган обязан ее принять, не отсылая плательщика к каким-то там коммерческим спецоператорам?
ГНА Украины является органом исполнительной власти, предоставляющим услуги по приему и обработке электронной налоговой отчетности на бесплатной основе. Что касается платы за пользование программным обеспечением по ведению бухгалтерского учета, стоимости средств электронной цифровой подписи и регистрации в системах операторов электронной отчетности, то данный вопрос относится к компетенции их собственников и основывается на договорных началах с заказчиками данных услуг.
Таким образом, плательщик налогов добровольно принимает решение о передаче электронной отчетности (при наличии электронно-цифровых подписей и заключенного договора с органами ГНС) непосредственно в ГНА Украины бесплатно или через операторов электронной отчетности. Указанная информация доводится работниками органов ГНС до плательщиков налогов и освещена на официальном сайте ГНА Украины.
2. Соответствует ли законодательству понуждение представлять отчетность в Государственную налоговую администрацию Украины, а именно в электронном виде (создание определенных препятствий для отчета в привычном "бумажном" виде)?
Налоговая отчетность в электронном виде в органы ГНС представляется по добровольному решению плательщика налогов, причем существует несколько альтернативных способов представления налоговой отчетности: бумажные носители; бумажные носители с копией на магнитном носителе, почтовые отправления. В соответствии с п/п. 4.4.2 п. 4.4 ст. 4 Закона Украины от 21 декабря 2000 года N 2181-III "О порядке погашения налоговых обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами", с изменениями и дополнениями (далее - Закон N 2181), налоговая отчетность может быть представлена по добровольному решению плательщика налогов налоговому органу в электронной форме при условии регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.
Между тем с 01.07.2010 согласно Закону Украины от 20 мая 2010 года N 2275-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" плательщики налога на добавленную стоимость представляют в орган государственной налоговой службы на бесплатной основе вместе с декларацией по НДС за соответствующий период копии реестров, полученных и выданных налоговых накладных в электронном виде.
3. Предприятие заключило договор на представление в Государственную налоговую администрацию Украины отчетности в электронном виде и намеревается направлять декларации через Интернет. При этом возникает вопрос: необходимо ли такие же декларации представлять на бумажных бланках?
В соответствии с п/п. 4.4.2 п. 4.4 ст. 4 Закона N 2181 налоговая отчетность может быть представлена по добровольному решению плательщика налогов налоговому органу в электронной форме при условии регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством согласно п. 4 р. II Инструкции по подготовке и представлению налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, утвержденной приказом ГНА Украины от 10.04.2008 N 233 (далее - Инструкция N 233), налоговые документы в электронном виде с обязательными реквизитами (в том числе с электронной цифровой подписью (дальше - ЭЦП) плательщика налогов (его должностных лиц)), представленные в соответствие с данной Инструкцией, согласно законодательству являются оригиналами, имеют юридическую силу, должны храниться и могут использоваться во время судебного или досудебного разрешения споров. Пунктом 5 р. II Инструкции N 233 определено, что в случае представления налогового документа в электронном виде плательщик налогов имеет право не представлять налоговые документы на бумажных носителях. При этом налоговая отчетность в органы налоговой службы в соответствии с п. 4 Методических рекомендаций по централизованному приему и компьютерной обработке налоговой отчетности плательщиков налогов в ОГНС Украины, утвержденных приказом ГНА Украины от 31.12.2008 N 827, представляется (направляется): на бумажных носителях - лично; на бумажных носителях - почтовыми отправлениями; на электронных носителях с приложением распечатанных оригиналов документов налоговой отчетности на бумажных носителях - лично; средствами телекоммуникационной связи с наложением ЭЦП - в центр обработки электронных отчетов, в том числе через оператора. То есть представление в органы государственной налоговой службы налоговой отчетности на электронных носителях (магнитных дисках, флеш-картах, компакт-дисках) лично плательщиком налога осуществляется с приложением распечатанных оригиналов документов налоговой отчетности на бумажных носителях. Представление плательщиком налогов налоговой отчетности в электронном виде с наложением ЭЦП средствами телекоммуникационной связи осуществляется без приложения распечатанных оригиналов на бумажных носителях.
4. Кто должен подписывать отчетность в электронном виде, которая представляется в органы Государственной налоговой администрации Украины?
После подготовки плательщиком налогов налогового документа в электронном виде на него налагаются электронные цифровые подписи (ЭЦП) должностных лиц плательщика налогов в следующем порядке: первой - ЭЦП главного бухгалтера (бухгалтера), второй - ЭЦП руководителя (директора), третьей - ЭЦП, являющаяся аналогом оттиска печати плательщика налогов. При отсутствии у плательщика налогов должности бухгалтера электронные цифровые подписи должностных лиц плательщика налогов налагаются в следующем порядке: первой - ЭЦП руководителя (директора), второй - ЭЦП, являющаяся аналогом оттиска печати плательщика налогов. Плательщиком налогов - физическим лицом - субъектом предпринимательской деятельности электронные цифровые подписи налагаются в следующем порядке: первой - ЭЦП плательщика налогов - физического лица, второй - ЭЦП, являющаяся аналогом оттиска печати плательщика налогов (при наличии) (р. III Инструкции N 233) .
5. Отличаются ли сроки представления отчетности в электронном виде от сроков представления отчетности в бумажном? Действительно ли такая отчетность принимается с 9.00 до 18.00 ежедневно, кроме выходных, праздничных и нерабочих дней (прошу сообщить такие дни и часы)?

................
Перейти до повного тексту