1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Постанова


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
СОВЕТА МИНИСТРОВ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
О Стратегии развития промышленного комплекса
Автономной Республики Крым до 2015 года
( Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым 2007, N 8, ст. 774 )
В соответствии с частью 2 статьи 38 Конституции Автономной Республики Крым ( rb239k002-98 ), в целях обеспечения реализации государственной промышленной политики и формирования единых подходов в развитии приоритетных отраслей промышленного комплекса в Автономной Республике Крым
Совет министров
Автономной Республики Крым п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Стратегию развития промышленного комплекса в Автономной Республике Крым до 2015 года (прилагается).
2. В рамках реализации Стратегии развития промышленного комплекса в Автономной Республике Крым до 2015 года министерствам и республиканским комитетам Автономной Республики Крым, исполнительным комитетам городских советов, районным государственным администрациям в Автономной Республике Крым до 1 августа 2007 года представить Министерству промышленной политики, транспорта, связи и топливно-энергетического комплекса Автономной Республики Крым предложения в проект Программы развития промышленного комплекса до 2011 года.
3. Министерству промышленной политики, транспорта, связи и топливно-энергетического комплекса Автономной Республики Крым:
3.1. До 1 августа 2007 года подготовить обращение в Министерство промышленной политики Украины, Фонд государственного имущества Украины и Министерство обороны Украины в части получения предложений в проект Программы развития промышленного комплекса Автономной Республики Крым до 2011 года по предприятиям государственной формы собственности, расположенных на территории Автономной Республики Крым.
3.2. До 1 ноября 2007 года разработать с учетом представленных предложений проект Программы развития промышленного комплекса Автономной Республики Крым до 2011 года и представить на одобрение Советом министров Автономной Республики Крым.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Совета министров Автономной Республики Крым Абдуллаева А.Р.
Председатель Совета министров
Автономной Республики Крым В.ПЛАКИДА
Заместитель Председателя
Совета министров
Автономной Республики Крым Н.КОЛИСНИЧЕНКО
г. Симферополь,
24 июля 2007 года
N 467
Приложение
к постановлению Совета министров
Автономной Республики Крым
от 24 июля 2007 года N 467
СТРАТЕГИЯ
развития промышленного комплекса
в Автономной Республике Крым до 2015 года
Введение
Стратегия развития промышленного комплекса Автономной Республики Крым до 2015 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Конституцией Автономной Республики Крым ( rb239k002-98 ), Законом Украины "О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины" ( 1602-14 ), Государственной программой развития промышленности на 2003-2011 годы, одобренной постановлением Кабинета Министров Украины от 28.07.03 N 1174 ( 1174-2003-п ), Стратегией экономического и социального развития Украины "Путем европейской интеграции" на 2004-2015 годы, одобренной Указом Президента Украины от 28.04.04 N 493 ( 493/2004 ).
В основу Стратегии положен анализ промышленности республики с 2003 года с учетом изменений, которые произошли в республике за последние годы. Необходимость разработки Стратегии определяется тем, что в 2007 году завершается второй этап Государственной программы развития промышленности на 2003-2011 годы ( 1174-2003-п ), окончанием срока действия Стратегии развития промышленного комплекса в Автономной Республике Крым на 2003-2006 годы, утвержденной постановлением Совета министров Автономной Республики Крым от 29.01.03 N 33 ( rb0033001-03 ) и Программы развития промышленного комплекса Автономной Республики Крым до 2007 года, утвержденной решением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 16.02.05 N 1197-4/05 ( rb1197002-05 ).
I. Цель и основные положения Стратегии
Целью разработки Стратегии является оценка состояния промышленного комплекса республики, выявление основных тенденций и проблем развития промышленности, определение на этой основе наиболее рациональных стратегических направлений для координации оперативных планов предприятий по переходу на инновационно-инвестиционную модель развития, создание условий для повышения конкурентоспособности продукции.
Стратегия основывается на следующих положениях:
- социальная ориентация, полагающая главной целью Стратегии повышение уровня и качества жизни населения автономии;
- устойчивое развитие промышленности как необходимой системы ограничений для требуемой динамики социально-экономических процессов в республике, их сбалансированность и экологичность (в широком смысле этого понятия);
- межрегиональное и международное сотрудничество как создание условий для сочетания региональных, межрегиональных, общеукраинских и международных интересов при решении стратегических проблем экономического, социального и территориального развития.
Достижение целей Стратегии возможно только путем последовательного формирования в регионе рыночной и социально-ориентированной экономики с четким и стабильным законодательством. Экономическое развитие должно основываться на максимальном использовании имеющегося в регионе потенциала, высвобождении частной инициативы с параллельным усилением роли органов власти в обеспечении благоприятных условий хозяйствования. Необходимо существенное повышение эффективности производства, ускорение структурных реформ. Достигнутые республикой в последние годы отдельные положительные результаты могут рассматриваться как формирование условий для дальнейших позитивных изменений.
II. Тенденции развития промышленности в 2003-2006 годах, анализ отраслей промышленного производства
2.1. Общая характеристика развития промышленности
За время реализации Стратегии развития промышленного комплекса в Автономной Республике Крым в 2003-2006 годах ( rb0033001-03 ) промышленность усилила свои позиции как одна из ведущих отраслей экономики полуострова.
На промышленный комплекс приходится одна шестая часть валовой добавочной стоимости республики, доля промышленности в формировании положительного общереспубликанского финансового результата за период с 2004 по 2006 годы возросла с 22,1% до 49,8%. Сохраняется тенденция наращивания положительного сальдо прибыли, доля промышленных предприятий в общереспубликанской прибыли возросла с 22,9% в 2003 году до 44,7% в 2006 году (приложение 1) ( rb467a001-07 ).
В тоже время остается высокой доля промышленных предприятий, допустивших убытки от обычной деятельности до налогообложения (2003 год - 36,8%, 2006 год - 43,0%). Наибольшая доля убыточных предприятий в 2006 году приходилась на предприятия по производству и распределению электроэнергии (60,6%), машиностроения, химической и нефтехимической промышленности (46,2%).
Структура операционных затрат на производство и затраты на единицу выпущенной продукции в промышленности в 2006 году снижены по сравнению с 2003 годом на 0,8 коп./грн.(95,2 коп./грн и 96 коп./грн. соответственно) (приложение 2) ( rb467c001-07 ), что свидетельствует о повышении эффективности использования ресурсов в промышленном производстве в целом.
Самые низкие операционные затраты сложились в добывающей отрасли, причем эти показатели сохраняются благодаря показателям подотрасли по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (2003 год - 95,8 коп./грн., 2006 год - 82 коп./грн.). В перерабатывающей промышленности операционные затраты имеют тенденцию к росту. По сравнению с 2003 годом (94,4 коп./грн.) увеличение в 2006 году составило 3,1% (97,3 коп./грн.), что свидетельствует о низкой эффективности использования ресурсов в данной подотрасли. В производстве и распределении электроэнергии в 2006 году произошло снижение затрат относительно 2003 года (98,5 коп./грн. и 103,6 коп./грн. соответственно).
Объем экспорта продукции промышленных предприятий возрос с 182,1 млн. дол. США в 2002 году до 333,9 млн. дол. США в 2006 году и составил 83,5% от общего объема экспортируемой продукции (400,1 млн. дол.США) (приложение 3 ( rb467c001-07 ), 4) ( rb467d001-07 ). В товарной структуре экспорта наибольший удельный вес традиционно занимают продукция химических предприятий (67,1%), машины и оборудование, транспортное оборудование, медицинские приборы, электрические машины и аппаратура (21,7%), продукция пищевой промышленности (6,9%).
В промышленности работает свыше 69 тысяч человек, или более 17% населения, занятого в экономике республики.
На основе роста объемов промышленного производства средняя заработная плата возросла с 447,10 грн. в 2002 году до 1074,84 грн. в 2006 году, что на 12,9% выше уровня среднемесячной заработной платы работников, занятых в экономике республики (приложение 5) ( rb467e001-07 ).
Темпы роста объемов промышленного производства по итогам 2006 года составили 178,1% к базовому 2002 году, объемы реализованной промышленной продукции возросли с 4 млрд. грн. в 2003 году до 7 млрд. грн. в 2006 году (приложение 6) ( rb467e001-07 ).
Ведущее место в структуре промышленности остается за перерабатывающей отраслью - 72,4% от общереспубликанского объема реализованной продукции, на добывающую промышленность приходится 6,4%, на производство и распределение электроэнергии - 21,2%. Такие виды экономической деятельности как производство пищевых продуктов и напитков, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение определяют потенциал перерабатывающей отрасли - 64,8% от общего объема реализованной продукции.
За 2002-2006 годы в структуре реализации промышленной продукции произошли некоторые изменения: возросла доля добывающей промышленности - на 0,6%, производства и распределения электроэнергии - на 7,7%. В то же время в перерабатывающей промышленности данный показатель снизился на 8,4% (приложение 7) ( rb467f001-07 ).
2.2. Производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий
Производство пищевых продуктов и напитков является одной из стратегически важных направлений промышленности, призванной обеспечивать устойчивое снабжение населения и приезжающих на отдых и лечение граждан необходимыми по количеству и качеству продуктами питания.
Несмотря на сокращение, в силу различных причин, в 2002-2006 годах удельного веса данной подотрасли (с 35,2% в 2002 году до 33,6% в 2006 году), на предприятиях по производству пищевых продуктов и напитков в настоящее время производится более 30% всей промышленной продукции.
Основными сегментами подотрасли являются: производство напитков, мяса и мясопродуктов, продуктов мукомольно-крупяной промышленности, молочных продуктов. Также в республике находятся кондитерские, пивобезалкогольные, пищевкусовые и рыбные производства, предприятия по переработке овощей и фруктов.
В последние годы в Крыму активно развиваются малые перерабатывающие предприятия на базе агрофирм в форме частных крестьянских фермерских хозяйств.
Проблемные вопросы:
- сокращение сырьевых ресурсов;
- ограниченность финансовых возможностей предприятий, а значит, невозможность отвлечения средств на внедрение инновационных технологий;
- наличие устаревшего и изношенного оборудования;
- сужение рынков сбыта, в т. ч. за счет ввоза аналогичной продукции производителей других регионов Украины и, как следствие, непривлекательность предприятий для инвесторов;
- рост операционных затрат (101,8 коп./грн. против 88,9 коп./грн. в 2003 году).
2.3. Легкая промышленность
Одна из подотраслей экономики с быстрым оборотом капитала, продукция которой также представляет интерес для предприятий курортно-рекреационной сферы, населения Крыма и приезжающих на отдых.
За годы реализации Стратегии развития промышленного комплекса в Автономной Республике Крым на 2003-2006 годы ( rb0033001-03 ) в подотрасли произошли структурные изменения - предприятия перешли в разряд среднего и малого бизнеса. Доля подотрасли в общем объеме снизилась с 0,8% в 2002 году до 0,2% в 2006 году.
На протяжении 2003-2005 годов легкая промышленность находилась в кризисном состоянии, в 2005 году индекс объемов составил 37,7% к базовому 2002 году. И только в 2006 году наметились положительные тенденции, индекс объемов промышленного производства составил 138,1% к 2005 году, объем реализованной продукции - 14,8 млн. грн. (без учета выпуска продукции предприятиями малого бизнеса).
Основной проблемой предприятий легкой промышленности является отсутствие сбыта производимой продукции. В числе основных причин низкого спроса можно назвать неконтролируемый импорт и ввоз продукции по заниженным ценам, наличие "теневого" производства в отрасли, а также неосведомленность потребителей о продукции отечественных производителей.
Проблемные вопросы:
- недостаток собственных оборотных средств и доступных кредитов для закупки сырья и вспомогательных материалов;
- низкий уровень конкурентоспособности продукции товаропроизводителей республики, отсутствие заказов и, как следствие, сокращение объемов производства;
- снижение покупательского спроса ввиду наличия на рынке более дешевой импортной продукции.
2.4. Производство прочей неметаллической минеральной продукции
Учитывая приоритетное развитие курортно-рекреационной отрасли, рост жилищного строительства в республике, гостиниц, мини-пансионатов, баз отдыха в республике ускоренными темпами развиваются предприятия по производству прочей неметаллической минеральной продукции. Несмотря на сокращение удельного веса данной подотрасли с 5,8% в 2002 году до 4,0% в 2006 году, объем реализованной продукции в 2006 году достиг 286,2 млн. грн. при прогнозных показателях - 167,0 млн. грн., индекс объемов промышленного производства составил 108,8%.
Предприятия данной подотрасли размещены на территории республики по принципу приближения к источникам сырья - автономия располагает богатым и разнообразным сырьем (пильный известняк, цементное сырье, мел, гипс, глина, песчаники, стекольные пески).
Цементная промышленность республики ориентируется на хорошо изученные мергели Бахчисарайского месторождения, производство облицовочных плит сосредоточено на Альминском, Инкерманском и Приморском заводах.
Возможность сбыта продукции опирается на тот факт, что она по своим потребительским свойствам и техническим характеристикам максимально подходит к жилищному дачному и гаражному строительству. Расширяются и поставки стройматериалов за пределы Крыма.
Проблемные вопросы:
- значительный износ основных фондов, требующий серьезных затрат на их модернизацию;
- высокие ставки налогообложения, не позволяющие снизить себестоимость продукции и создать фонды, необходимые для реконструкции предприятий;
- сложность в оформлении разрешительных документов на добычу полезных неэнергетических ископаемых.
2.5. Машиностроение и металлургическое производство
В 2006 году удельный вес машиностроения составил 9,4%, металлургии - 2,2% от общего объема реализованной промышленной продукции. В данной группе ведущими производствами являются: приборостроение, энергетическое и сельскохозяйственное машиностроение, производство оснащения для железнодорожного транспорта, энергетических агрегатов, сварочного оборудования и электронной техники, производство товаров народного потребления.
Несмотря на то, что удельный вес предприятий машиностроения и металлургии снизился (в 2006 году он составил 11,6% общего объема промышленного производства, в 2002 году - 18,2%), прогнозные показатели Стратегии развития промышленного комплекса в Автономной Республике Крым на 2003-2006 годы ( rb0033001-03 ) (502 млн. грн.) выполнены - суммарный объем реализованной продукции в 2006 году достиг 819,9 млн. грн., индекс объемов промышленного производства составил: в металлургии - 105,2%, в машиностроении - 127,7%.
Значительный потенциал в машиностроительном комплексе автономии имеет судостроение. Развитие морского транспорта в Азово-Черноморском бассейне предопределило становление в Крыму судоремонтной базы. Судоремонтные заводы городов Феодосия и Керчь имеют возможность обслуживать торговый, рыболовный и военный флот и могут стать потенциальным "механизмом запуска" промышленной экономики - возможность получения крупных заказов от торговых и рыбных флотов Украины, России и других стран предопределяет перспективу развития предприятий. В то же время мультипликационный эффект развития судостроения способен оживить предприятия машиностроения и металлургии, обеспечивающие поставку комплектующих.
Точное машиностроение республики специализируется на выпуске электротехнического оборудования, электронного оборудования, навигационных приборов и средств связи. Однако эти наукоемкие отрасли машиностроения для наиболее полного и эффективного использования имеющегося промышленного потенциала требуют соответствующих инвестиций.
Проблемные вопросы:
- снижение конкурентоспособности продукции вследствие высоких цен на комплектующие изделия и материалы, услуги естественных монополий (энергетика, транспорт);
- отсутствие полноценного государственного финансирования предприятий оборонно-промышленного комплекса и, как следствие, низкий коэффициент использования производственных мощностей на данных предприятиях;
- моральный и физический износ оборудования;
- несовершенство инвестиционно-кредитной системы,
ограничивающей получение необходимых финансовых ресурсов для
технического переоснащения и внедрения новых видов продукции;
- нехватка кадров в высокотехнологичных отраслях машиностроения;
- несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы в сфере развития промышленности в условиях конкуренции.
2.6. Химическая и нефтехимическая промышленность
Данная подотрасль промышленного производства республики выпускает уникальную продукцию, конкурентоспособную на европейском и мировом рынках, являющуюся монопольной как в Украине, так и в странах СНГ, а также стратегической для развития других отраслей промышленности. В развитие этого сектора промышленного производства вкладываются средства зарубежными инвесторами. Продукция ОАО "Крымский содовый завод" занимает 2,5% на мировом рынке кальцинированной соды, продукция ЗАО "Крымский ТИТАН" - более 1,7% на мировом рынке пигментной двуокиси титана.
Химическое производство в 2006 году занимало 21,8% в структуре реализации промышленного производства Крыма (в 2002 году - 16,6%). Объем реализованной продукции подотрасли в 2006 году составил 1544,7 млн. грн., индекс объемов промышленного производства - 103,6%.
Учитывая рекреационную направленность развития экономики республики, на предприятиях химической промышленности с 2003 года ведется постоянный мониторинг окружающей среды. С целью уменьшения выбросов загрязняющих веществ усовершенствованы технологические процессы (переход на другие виды топлива, сырья и т. д.), повышена эффективность существующих очистных установок.
Проблемные вопросы:
- недостаток оборотных средств на предприятиях;
- не в полном объеме решаются вопросы финансирования природоохранных мероприятий для внедрения международных экологических стандартов серии ISO 14000;
- утилизация отходов производства;
- проведение реконструкции и модернизации предприятий соответственно стандартам ЕС, внедрение ресурсосберегающих технологических процессов.
2.7. Добывающая промышленность
Добывающая промышленность представлена двумя динамично развивающимися подотраслями: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых и добыча полезных ископаемых, кроме энергетических. Удельный вес добывающей промышленности возрос с 5,8% в 2002 году до 6,4% в 2006 году (приложение 7) ( rb467f001-07 ), объем реализованной продукции в 2006 году достиг 451,3 млн. грн., индекс объемов промышленного производства составил 104,7%.
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых
На территории республики ведется добыча углеводородного сырья: природного газа, нефти и газового конденсата. В структуре добычи углеводородов основная роль принадлежит природному газу, уровень добычи которого в 2006 году составил 1277,0 млн. куб. м, что обеспечило выполнение прогнозных показателей Стратегии развития промышленного комплекса в Автономной Республике Крым на 2003-2006 годы ( rb0033001-03 ) (1,3 млрд. куб. м).
Ресурсная база разведанных запасов углеводородов Азово-Черноморского бассейна по предварительным оценкам - 1,5-2,4 трлн. куб. м в газовом эквиваленте, или 30% суммарных углеводородных ресурсов Украины, что особенно актуально в свете решения вопроса энергетической безопасности Украины.
Проблемные вопросы:
- технологическое оборудование нефтегазовой отрасли не позволяет вести промышленную разработку нефтегазовых месторождений на глубинах моря, превышающих 70 м;
- недостаточное финансирование из Государственного бюджета Украины геологоразведочных работ на шельфе Черного и Азовского морей для опережающего прироста ресурсной базы;
- отсутствие государственной программы освоения углеводородных ресурсов на шельфе Черного и Азовского морей;
- реконструкция и модернизация Глебовского подземного хранилища газа с целью эффективного управления газотранспортной системой и поступающими потоками газа;
- несовершенство законодательной базы, прежде всего в сфере налогообложения.
Добыча полезных ископаемых, кроме энергетических
Важным звеном строительной индустрии является добыча строительных материалов, которая представлена разработанными производствами, базирующимися на использовании запасов местного сырья. В республике производятся: щебень различных фракций, песок, отсев каменный, камень бутовый, цемент, гипс, известняк, ракушечник. Предприятиями освоен выпуск продукции из утилизированных отходов карьеров - щебень, стеновые ракушечно-бетонные плиты, асфальтобетон.
Объемы добычи минерально-строительного сырья в республике ежегодно увеличиваются, так в 2006 году индекс объемов производства составил 113,3%, реализовано продукции на сумму более 91,5 млн. грн.
Проблемные вопросы:
- значительный износ основных фондов;
- высокие ставки налогообложения, не позволяющие снизить себестоимость продукции;
- отсутствие эффективного контроля за соблюдением действующего законодательства в части рационального использования и охраны недр и земель при разработке месторождений полезных ископаемых;
- отсутствие механизма резервирования финансовых средств горнодобывающих предприятий для рекультивации нарушенных земель.
2.8. Производство и распределение электроэнергии
Подотрасль является одной из наиболее динамично развивающихся: ее удельный вес возрос с 13,5% в 2002 году до 21,2% в 2006 году. Объем реализованной продукции достиг в 2006 году 1507,5 млн. грн., индекс объемов промышленного производства к базовому 2002 году возрос на 66,9%.
Развитие подотрасли позволяет повысить надежность электроснабжения потребителей полуострова, в т. ч. активно развивающейся курортно-рекреационной сферы за счет увеличения собственной генерации и пропускной способности линий электропередач.
Проблемные вопросы:
- наличие морально и физически устаревшего оборудования и потенциально высокий уровень аварийности:
85% магистральных электрических сетей эксплуатируются свыше 30 лет;
износ воздушных линий напряжением 0,4-35-110 кВ один из самых высоких в Украине - 30% (средний по стране - 17%);
- недостаточная пропускная способность электрических сетей 0,4-35 кВ, не позволяющая развивать мощности ветроэлектростанций;
- значительные потери в сетях при передаче электроэнергии, вызванные большой удаленностью от питающих центров Украины и незакольцованной (радиальной) системообразующей сетью региона с недостаточным резервированием по магистральным высоковольтным линиям электропередач;
- низкий объем собственного производства энергетических ресурсов - генерация крымских ТЭЦ обеспечивает менее 15% общего потребления электроэнергии;
- отсутствие правовой основы стимулирования внедрения энергосберегающих технологий и мероприятий;
- недостаточная инновационно-инвестиционная деятельность.
III. Основные приоритетные направления развития промышленного комплекса Автономной Республики Крым
Для промышленного комплекса остаются актуальными и требуют решения ряд общих вопросов, которые в целом связаны с адаптацией к изменениям экономической ситуации и отражают проблемы развития промышленности: высокий уровень физического и морального износа основных фондов и недостаточность собственных средств на их обновление и модернизацию, низкий уровень выпуска инновационной продукции, слабая степень кооперационных связей промышленных предприятий, усиление позиций конкурирующего импорта, ограничивающее внутренне производство, недостаточный уровень конкурентоспособности продукции крымских товаропроизводителей.
Стратегией определяются направления, на которых органам государственной власти совместно с бизнесом необходимо сосредоточить усилия для достижения устойчивого экономического развития.
3.1. Инновационно-инвестиционная основа развития
промышленности
Анализ работы промышленного комплекса республики в 2003-2006 годах показывает, что возможности восстановительного (т. е. инерционного и экстенсивного) роста промышленности исчерпаны. В существующих условиях необходимо внедрять инвестиционно-инновационную модель развития, задействовать механизмы перехода к политике устойчивого и долговременного роста на базе структурно-инновационных перемен, не ограничиваясь только наращиванием существующего промышленного потенциала.
Поддержка благоприятного инвестиционного климата - одна из главных задач, которая предусматривает обеспечение стабильной работы как отечественных, так и иностранных инвесторов.
Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов остаются отрасли с быстрым оборотом капитала, в частности, производство пищевых продуктов. Что касается внутренних инвестиций, то важно поддержать их высокую динамику в перерабатывающей промышленности, в энергетике, модернизации инфраструктуры. С точки зрения долгосрочного роста задача заключается в том, чтобы инвестиции направлялись в высокотехнологичные отрасли.
Крым располагает достаточно высоким научно-технологическим потенциалом, диверсифицированной промышленностью. Необходимо оценить наиболее конкурентоспособные виды продукции и соответственно стимулировать приток инвестиций в них.
Приоритетные направления:
- создание новых инновационных структур: сети специализированных технопарков, технологических инкубаторов, инжиниринговых центров, венчурных фирм, а также инновационной инфраструктуры на отраслевом и региональном уровнях;
- стимулирование и создание благоприятных условий трансфера технологий между промышленными центрами Автономной Республики Крым и Украины, а также развитие международного трансфера технологий, что даст возможность для расширения высокотехнологичных укладов, в которые, наряду с информационными, входят нанотехнологии, биотехнологии, передовые технологии судостроения и т. д.;
- внедрение современного менеджмента на отечественных предприятиях и значительное повышение уровня квалификации работников;
- использование механизмов Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата ( 995_801 ), ратифицированного Законом Украины от 04.02.04 N 1430-IV ( 1430-15 ), в рамках проектов совместного осуществления. Реализация таких проектов в промышленном комплексе позволит не только сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, но и в значительной степени модернизировать производство, а также обеспечит стимулирование промышленных предприятий на внедрение ресурсосберегающих и природоохранных технологий;
- содействие продвижению перспективных инвестиционных и инновационных проектов промышленных предприятий путем создания индустриального (промышленного) парка в регионах республики;
- совершенствование законодательной и нормативной правовой базы, направленной на эффективную защиту прав инвесторов, улучшение общих условий инвестиционной деятельности, способствующей притоку отечественных и зарубежных инвестиций;
- стимулирование частного капитала к осуществлению проектов на территории республики путем применения модели государственно-частного партнерства, внедрения механизма концессионных соглашений;
- расширение инвестиционного сотрудничества с международными финансовыми организациями в рамках инфраструктурных проектов: строительство и модернизация транспортной инфраструктуры (автомагистрали, мосты, аэропорты), энергетика (производство, транспортировка и распределение электроэнергии, газа, нефти, тепла) и телекоммуникации;
- активизация работы по дебюрократизации экономики, снижению системных и экономических рисков на региональном уровне, оказание содействия инвесторам в подборе свободных производственных площадей для строительства новых объектов, в вопросах землеотвода, прохождения разрешительных процедур, получения лицензий на право ведения той или иной деятельности и т. д.
3.2. Повышение конкурентоспособности продукции крымских товаропроизводителей
Стратегия исходит из того, что приоритетным направлением развития крымской промышленности должно быть завоевание конкурентных позиций на современном рынке.
Высокая конкурентоспособность - это тот стратегический результат, благодаря которому успешно достигаются и другие важные результаты развития, такие как благосостояние, научно-технический прогресс, устойчивые темпы роста, экономическая, экологическая и иная безопасность, высокое качество трудового потенциала. Обеспечение профессиональной и гражданской ответственности производителей перед потребителями существенно повышает эффективность технического регулирования, инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность.
Упор на конкурентоспособность для республики тем более важен, что в настоящий момент ряд отраслей промышленности испытывают жесткую конкуренцию как на внутреннем, так и на внешнем рынке, которая будет усиливаться в процессе вступления Украины в ВТО. Необходимо проведение постоянного мониторинга рынков промышленной продукции в целях оказания содействия расширению экспорта и оптимизации импорта.
Сегодня стоит задача снижения себестоимости продукции, освоения новейших технологий, перехода на международные стандарты, в том числе управления качеством.
Международная сертификация становится неотъемлемой
составляющей современных инвестиционных процессов, повышения
капитализации, конкурентоспособности предприятий и экономики в
целом.
На переходном этапе для повышения ответственности за качество и безопасность продукции и услуг производители могут применять технические регламенты, гармонизированные с международными стандартами.
С целью управления качеством продукции и экологической безопасностью производства необходимо внедрение экологического менеджмента предприятий с одновременным созданием механизма стимулирования предприятий, внедривших системы управления окружающей средой в соответствии с международными системами стандартизации и сертификации. В тоже время усиление экологических стандартов и требований приведет к необходимости значительных дополнительных инвестиций в модернизацию экологически проблемных производств, в том числе химических, металлургических, энергетических и других.
Вместе с тем, нельзя ограничиваться лишь гармонизацией стандартов и других нормативных документов. Важно не утратить позиции на имеющихся рынках промышленной продукции и найти новые. Анализ влияния процессов глобализации на региональные рынки свидетельствует о том, что в настоящее время ведется борьба не только за рынки сбыта товаров и услуг, но и за все виды региональных ресурсов - начиная с природных, заканчивая финансовыми, научно-техническими и кадровыми.
3.3. Евроинтеграция
На современном этапе развития перед промышленностью автономии остро встает проблема поиска своего места в экономике, как на внутреннем, так и на внешнем рынке: сможет ли на равных конкурировать ее перерабатывающая отрасль (прежде всего, материало- и энергоемкие производства) и занять свою нишу на рынке инновационной продукции. В настоящее время перерабатывающие отрасли республики производят продукцию, которая потребляется преимущественно на внутреннем рынке. Достаточно очевидно, что все более открывающаяся экономика потребует от значительной части промышленных предприятий и даже отраслей повысить свою эффективность или уйти с рынка.
Вступление Украины в ВТО приведет к усилению конкуренции, связанной с приходом иностранных компаний на отечественный рынок. Вместе с тем, конкурентоспособные предприятия республики смогут воспользоваться преимуществами вступления в ВТО, включая новые возможности доступа на международные рынки. В условиях глобализации мировой экономики будет возрастать роль интернационализации предприятий республики: вовлечение в международную кооперацию труда, обмен специалистами, знаниями, технологиями и т. д.
Необходимо переориентирование существующей
экспортно-импортной политики на защиту отечественного
товаропроизводителя, стимулирование экспорта продукции при
одновременном поощрении импорта технологий с целью модернизации

................
Перейти до повного тексту