1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Постанова


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
СОВЕТА МИНИСТРОВ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Об основных направлениях
реформирования жилищно-коммунального
хозяйства Автономной Республики
Крым на 2003-2005 годы и
на период до 2010 года
( Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым, 2003 г., N 2, ст. 148 )
С целью активизации мер по выполнению Указа Президента Украины от 19 октября 1999 года N 1351/99 ( 1351/99 ) "Об ускорении реформирования жилищно-коммунального хозяйства", одобренной Постановлением Кабинета Министров Украины от 14 февраля 2002 года Программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2002-2005 годы и на период до 2010 года ( 139-2002-п ) и с учетом региональных особенностей и местной специфики функционирования жилищно-коммунального комплекса Крыма,
Совет министров
Автономной Республики Крым п о с т а н о в л я е т:
1. Одобрить основные направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства, изложенные в проекте Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Автономной Республики Крым на 2003-2005 годы и на период до 2010 года (прилагается).
2. Поручить исполнительным комитетам городских советов и районным государственным администрациям в соответствии с основными направлениями проекта Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Автономной Республики Крым на 2003-2005 годы и на период до 2010 года в срок до 1 июня 2003 года разработать и утвердить на сессиях городских и районных советов местные программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
3. Республиканскому комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Автономной Республики Крым в двухмесячный срок после утверждения государственной Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства ( 139-2002-п ) провести корректировку проекта Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Автономной Республики Крым на 2003-2005 годы и на период до 2010 года для ее последующего представления в установленном порядке на утверждение Верховной Радой Автономной Республики Крым.
4. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на заместителя Председателя Совета министров Автономной Республики Крым Бабенко Г.А.
Председатель Совета министров
Автономной Республики Крым С.КУНИЦЫН
Министр Совета министров
Автономной Республики Крым О.УДОВИНА
г. Симферополь,
11 февраля 2003 г.
N 70
СОВЕТ МИНИСТРОВ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ
РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
НА 2003-2005 гг. И НА ПЕРИОД ДО 2010 г.
Основные направления
одобрены Постановлением
Совета министров
Автономной Республики Крым
11 февраля 2003 года N 70
г. Симферополь
Оглавление
Вступление
Раздел I. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства
1.1. Жилищное хозяйство
1.2. Коммунальное хозяйство
1.2.1. Водоснабжение и водоотведение
1.2.2. Коммунальная теплоэнергетика
1.2.3. Горэлектротранспорт
1.2.4. Объекты внешнего благоустройства
1.2.5. Санитарная очистка
Раздел II. Основные направления работы по реформированию
жилищно-коммунального хозяйства
2.1. Совершенствование системы управления предприятиями и организациями жилищно-коммунального хозяйства
2.2. Углубление демонополизации жилищно-коммунального хозяйства, создание конкурентной сферы и рынка услуг
2.3. Сокращение затрат и потерь энергоносителей в жилищно-коммунальном хозяйстве, проведение эффективной энергосберегающей политики
2.4. Совершенствование механизмов финансирования
жилищно-коммунального хозяйства
2.5. Усиление социальной политики
Раздел III. Этапы реализации Программы и ее
социально-экономические результаты
3.1. Первый этап (2003-2004 гг.)
3.2. Второй этап (2004-2005 гг.)
3.3. Третий этап (2006-2010 гг.)
3.4. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы
Раздел IV. Организационное и информационное обеспечение
реализации программы
4.1. Заказчик Программы и контроль за ее реализацией
4.2. Организация реализации Программы
4.3. Информационное обеспечение
Раздел V. Приложения к Программе
1. Объемы передачи ведомственного жилищного фонда в коммунальную собственность
2. Передача из республиканской в коммунальную собственность объектов водоснабжения и водоотведения
3. Мероприятия по совершенствованию системы управления КГПП "Крымтроллейбус"
4. Создание объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД)
5. Проведение конкурсных отборов подрядчиков для обслуживания жилья
6. Объемы оснащения жилищного фонда приборами учета и потребления тепловой энергии (подомовой учет)
7. Объемы оснащения жилищного фонда приборами учета потребления воды (подомовой учет)
8. Объемы усиления тепловой защиты наружных ограждающих конструкций жилищного фонда
9. Объемы устройства систем автономного теплоснабжения жилищного фонда от локальных котельных с использованием модульного оборудования
10. Основные характеристики объектов коммунальной инфраструктуры в городах и поселках АР Крым
11. Объемы финансирования строительства и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства из Государственного бюджета Украины
12. Объемы финансирования строительства и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства из бюджета Автономной Республики Крым и других источников
13. Основные направления работы по углублению демонополизации жилищно-коммунального хозяйства
Вступление
Жилищно-коммунальная отрасль Автономной Республики Крым является основой жизнеобеспечения населения и на этапе реформирования экономики страны продолжает иметь государственное управление и регулирование.
Сложившаяся система жилищно-коммунального обеспечения является неэффективной и затратной. Ее содержание в нынешнем виде непосильно ни для потребителей жилищно-коммунальных услуг, ни для бюджетной системы.
Общегосударственными директивами планировалось, что в течение короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы. Однако социально-экономическая ситуация не позволила осуществить переход к покрытию стоимости жилищно-коммунальных услуг за счет средств потребителей, включая население.
За последние годы в жилищно-коммунальном хозяйстве предельно обострилось множество проблем.
Крайне неудовлетворительным является финансовое состояние предприятий, обусловленное постоянно растущей задолженностью за оказанные жилищно-коммунальные услуги.
Нерешенными остаются вопросы финансирования не только развития, но и обновления, модернизации, содержания действующих мощностей водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, городского горэлектротранспорта, инженерных сооружений и оборудования внешнего благоустройства городов и поселков.
Сдерживает развитие жилищно-коммунального хозяйства несоответствие структур и систем управления предприятиями условиям интеграции в рыночную экономику.
Социальная зависимость предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, неудовлетворительное финансовое состояние вследствие несоответствия уровня доходов населения стоимости производства жилищно-коммунальных услуг, неурегулированность системы льгот и порядок их финансирования обуславливают невозможность качественного жилищно-коммунального обеспечения.
Сложившийся монополизм коммунальных предприятий,
неурегулированность правовых механизмов ответственности за
количество и качество услуг не позволяют эффективно защищать
интересы потребителей.
Реформирование правоотношений и форм собственности, в том числе и на землю разбалансировало систему коммунального обслуживания социальной сферы на селе.
Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и о межотраслевом характере назревших проблем, для решения которых требуются программно-целевые методы.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 14 февраля 2002 года N 139 ( 139-2002-п ) одобрена Программа реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2002-2005 годы и на период до 2010 года.
Сложившееся положение дел в отрасли определяет необходимость разработки Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Автономной Республики Крым на основе государственной программы ( 139-2002-п ), концепций государственной жилищной политики и развития жилищно-коммунального хозяйства Украины.
Раздел I
Анализ состояния жилищно-коммунального
хозяйства
1.1. Жилищное хозяйство
Жилищный фонд Автономной Республики Крым составляет 37,3 млн кв. метров общей площади. В том числе 13,2 млн кв. метров в домах местных советов, 3,8 млн кв. метров в домах ведомств, 17,7 млн кв. метров в домах частной собственности, 2,6 млн кв. метров в домах коллективной и других форм собственности.
На протяжении последних пяти лет объемы капитального ремонта жилья сложились на уровне 8-12% от нормативных (рис. 1а ( rb070a001-03 )).
Дефицит средств на капремонт жилья объективно обусловил предельно малые объемы работ по капитальному ремонту (замене) лифтов, замене изношенного газового оборудования (газовые плиты, газовые водонагреватели).
Прогнозный вариант роста потребных объемов замены лифтов и газового оборудования в жилищном фонде в период 2002-2005 годов (рис. 1, 2 ( rb070a001-03 )).
Практически прекращены работы по ремонту фасадов зданий с заменой внешних конструктивных элементов (балконы, эркеры, лепные карнизы и т.д.). В неудовлетворительном состоянии находятся внутриквартальные дороги и объекты благоустройства. Полностью прекращены работы по комплексному капитальному ремонту базовых жилых домов старой застройки с отселением жильцов, заменой несущих конструкций и повышением уровня благоустройства.
Из-за дефицита средств на капитальный ремонт в Крыму ничего не предпринимается по увеличению теплостойкости ограждающих конструкций (новые требования СНиП) массовых серий жилых домов постройки 1960-1980 годов, повышению их сейсмостойкости, усилению несущих конструктивных элементов и улучшению архитектурно-планировочных решений.
Уровень обслуживания и содержания ведомственного жилья имеет тенденцию к снижению (рис. 3 ( rb070a001-03 )).
Уровень оснащенности жилищного фонда приборами учета остается крайне низким. Газовыми счетчиками оснащено 21% квартир, счетчиками тепла и воды соответственно 3,3% и 4,5%.
1.2. Коммунальное хозяйство
Коммунальное хозяйство городов и поселков Автономной Республики Крым представлено предприятиями трехуровневой системы собственности: республиканской, коммунальной и отдельных ведомств государственного подчинения.
Тепло и водоснабжение, водоотведение, содержание объектов внешнего благоустройства, сбор и утилизация твердых бытовых отходов, функционирование предприятий горэлектротранспорта в большинстве городов и поселков имеет свою сложившуюся специфику, что определяет особую роль и ответственность органов местного самоуправления в разработке подходов к реализации концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
1.2.1. Водоснабжение и водоотведение
Водоснабжение городов и поселков Крыма осуществляется из поверхностных и подземных источников, а также ряда каптажей.
Всего в Крыму 23 водохранилища общим объемом 402 млн. куб. м, из них 13 водохранилищ питьевого назначения объемом 338 млн. куб. м.
Производственным объединением "Крымводоканал" эксплуатируется 8 комплексов по водоочистке (ВОС) производительностью 756 тыс. куб. м в сутки и 18 канализационных очистных сооружений (КОС) производительностью 565,4 тыс. куб. м в сутки.
Коммунальными предприятиями поселков эксплуатируется 103 артскважины и 12 очистных сооружений канализации общей производительностью 30,9 тыс. куб. м в сутки.
Водные ресурсы Крыма ограничены. Степень обеспечения питьевой водой в различных регионах составляет от 40 до 80%.
Среднегодовой объем забора воды коммунальными предприятиями для питьевых целей из всех источников водоснабжения составляет 210-235 млн. куб. м, в том числе 30% из подземных и 70% из поверхностных источников.
Основная часть производственных мощностей
водопроводно-канализационной системы построена в период
1960-1980 годов, имеет большой физический износ и требует
реконструкции. С перегрузом работают КОС в городах Симферополе,
Керчи, Алуште, Саках, Джанкое, Судаке, в поселках Кировское,
Коктебель, Ленино, Красногвардейское. Требуют реконструкции
Ялтинский тоннельный водовод и объекты водоснабжения курортной
зоны гор. Алушты.
При общей протяженности водопроводных сетей 4964 км и сетей канализации 2038 км с износом более 90% эксплуатируется соответственно 1867 и 711 км. С превышением сроков эксплуатации в работе находится более 70% насосного оборудования.
С отклонениями от требований ГОСТа 2874-82 "Вода питьевая" по отдельным параметрам эксплуатируются источники водоснабжения в городах Евпатории, Керчи, Судаке, в поселках Черноморское, Раздольное, Первомайское, Багерово.
Разработанные программы строительства, реконструкции и модернизации объектов водоснабжения и водоотведения не обеспечиваются реальным финансированием. За последние 7 лет объемы финансовых инвестиций в них сокращены более чем в 15 раз.
1.2.2. Коммунальная теплоэнергетика
Теплоснабжение потребителей Крыма осуществляют 228 коммунальных котельных установленной мощностью 2,5 тыс. Гкал/час. Протяженность тепловых сетей составляет 984 км.
Основные мощности коммунальной теплоэнергетики
сконцентрированы в арендном предприятии "Крымтеплокоммунэнерго", в
состав которого входит 8 филиалов. Котельными предприятия
отапливается 14 млн кв. метров жилья в 12 городах и 16 поселках
городского типа. На балансе АП "Крымтеплокоммунэнерго" находится
203 котельные установленной мощностью 2399 Гкал/час.
Из общего количества котельных 133 работают на природном газе и 70 на жидком топливе.
Протяженность эксплуатируемых тепловых сетей составляет 876,8 км. Из них 42,1 км (4,8%) находятся в ветхом состоянии. Протяженность ветхих сетей за последние 3 года возросла в 2,8 раза. Ежегодно объединением осуществляется замена тепловых сетей в объеме 10-12 км при потребности 20-25 км.
------------------------------------------------------------------------
Предприятия |Протяженность теплосетей в |Протяженность ветхих и
|2-х трудном исчислении (км)|аварийных теплосетей (км)
|---------------------------+--------------------------
| 1999 г. |2000 г. |2001 г. | 1999 г.| 2000 г.| 2001 г.
------------------------------------------------------------------------
АП "Крымтепло- 852,3 858,0 876,8 15,55 24,78 42,1
коммунэнерго"
всего
В том числе:
Симферополь 323,5 323,6 326,6 9,2 14,99 18,2
(головное
предприятие)
Алушта ТКЭ 69,5 72,7 86,2 0,26 0,26 3,4
Джанкой ТКЭ 70,6 70,6 70,6 0,69 0,3 1,7
Евпатория ТКЭ 111,1 109,7 109,7 2,6 2,9 3,8
Керчь ТКЭ 96,4 97,2 102,5 1,2 4,2 9,7
Раздольное ТКЭ 22,8 22,8 22,8 0,3 0,8 1,9
Феодосия ТКЭ 54,5 54,5 54,5 1,2 0,93 1,5
Ялта ТКЭ 103,9 103,9 103,9 0,1 0,4 1,9
1.2.3. Горэлектротранспорт
На балансе Крымского государственного производственного предприятия "Крымтроллейбус" находится 34 тяговых подстанции, 659 км контактной сети, 390 троллейбусов.
Техническое состояние подвижного состава требует обновления. Из общего числа пассажирских троллейбусов 94% имеют сверхнормативный срок эксплуатации.
Усредненный период эксплуатации троллейбуса в Крыму составляет 19 лет, и он является самым "старым" в Украине. Из общей протяженности контактной сети более 40 км эксплуатируется со сверхнормативным износом. По этим причинам более 100 единиц подвижного состава по существу выведены из процесса эксплуатации (рис. 4 ( rb070a001-03 )).
Исходя из сложившегося технического состояния подвижного состава и контактной сети в течение 2002-2005 годов необходимо ежегодно приобретать не менее 10 новых троллейбусов и осуществлять замену 25 км контактного провода.
Ранее принятые на государственном уровне директивы по обновлению подвижного состава горэлектротранспорта в Крыму остаются без позитивного решения. Финансовое состояние КГПП "Крымтроллейбус" не позволяет решать вопросы приобретения новых троллейбусов. Замена контактной сети ежегодно осуществляется в объеме 1,5 - 2,5 км.
Объемы бюджетной дотации по регулированию тарифов на проезд в горэлектротранспорте планируются с существенным дефицитом.
Евпаторийское трамвайное управление имеет на своем балансе 32 пассажирских вагона, 20 км рельсового пути и контактного провода. Весь подвижной состав достиг сверхнормативного срока эксплуатации, 80% протяженности трамвайного пути требует ремонта. Финансовое состояние управления не позволяет осуществлять замену подвижного состава и ремонт пути в необходимых объемах.
1.2.4. Объекты внешнего благоустройства
Инфраструктура внешнего благоустройства городов и поселков Автономной Республики Крым представлена 2,3 тыс. км улично-дорожной сети с твердым покрытием, 160 мостами и путепроводами, 13,7 тыс. га парков, скверов и зеленых зон, 2 тыс. км сетей наружного освещения. На территории городов и поселков оборудовано 83 действующих и закрытых кладбищ (основные характеристики объектов внешнего благоустройства приведены в таблице Приложения 10).
Основная часть объектов внешнего благоустройства городов и поселков находится в полном ведении органов местного самоуправления за исключением участков магистральных дорог в границах населенных пунктов, а также части зелено-парковых зон городов Симферополя и Ялты, находящихся в республиканской собственности.
Содержание и ремонт объектов внешнего благоустройства финансируется, как правило, по остаточному принципу и нуждается в изменении существующей системы управления со стороны собственников и балансодержателей.
Неэффективное содержание улично-дорожной сети, как и прочих объектов внешнего благоустройства обусловлено помимо ограниченных финансовых возможностей местных советов, нечетким разделением ответственности между собственником, заказчиком услуги по выполнению комплекса работ капитального и текущего характера и исполнителем этих работ. При этом собственник - местный совет, зачастую поручает выполнять обе функции заказчика и исполнителя одному подконтрольному органу - специализированному коммунальному предприятию, либо управлению жилищно-коммунального хозяйства, что с учетом административного фактора не способствует строгому выполнению принципов договорных отношений.
Другая проблема, обострившаяся в последние годы, - резкое снижение освещенности улиц городов и поселков, реальная необходимость восстановления утраченных сетей, реконструкции и модернизации всего инженерного хозяйства предприятий наружного освещения с применением эффективного, надежного и неэнергоемкого оборудования.
1.2.5. Санитарная очистка населенных пунктов
Санитарная очистка населенных пунктов - показатель эффективности местного самоуправления, "барометр" искомого компромисса бюджетных возможностей и стиля руководства в организации содержания территории населенных пунктов. Сбор, вывоз и обезвреживание бытовых отходов осуществляют 34 предприятия жилищно-коммунального хозяйства.
На протяжении последних лет для большей части городов и поселков республики обострилась проблема реконструкции и закрытия действующих полигонов и свалок твердых бытовых отходов и связи с превышением проектной емкости и сроков эксплуатации данных объектов.
Из 27 полигонов и свалок твердых бытовых отходов лишь 10 эксплуатируются без превышения предусмотренных проектом сроков.
Несовершенен и нуждается в реорганизации и модернизации весь процесс сбора, утилизации и переработки отходов. В ряде городов обострились проблемы по недопущению загрязнения окружающей среды, водных ресурсов в местах захоронения отходов.
Одним из основных источников финансирования затрат в этом направлении является Республиканский фонд охраны окружающей среды, возможностей которого пока явно недостаточно для эффективного продвижения по пути разрешения данной проблемы.
Раздел II
Основные направления работы по реформированию
жилищно-коммунального хозяйства
Целью реформирования жилищно-коммунального хозяйства автономии является повышение эффективности и надежности функционирования отраслевых систем жизнеобеспечения населения, улучшение качества услуг с одновременным снижением нерациональных затрат.
Для выполнения этой задачи необходимо обеспечить реализацию организационно-технических мероприятий по следующим направлениям:
совершенствование системы управления предприятиями и организациями жилищно-коммунального хозяйства;
углубление демонополизации жилищно-коммунального хозяйства, создание конкурентной среды и рынка услуг;
сокращение затрат и потерь энергоносителей в жилищно-коммунальном хозяйстве, проведение эффективной энергосберегающей политики;
совершенствование механизмов финансирования
жилищно-коммунального хозяйства;
усиление социальной политики.
2.1. Совершенствование системы управления предприятиями и
организациями жилищно-коммунального хозяйства
Сложившаяся система управления жилищно-коммунальным хозяйством основана на разграничении функций, прав и ответственности уровней и субъектов управления в соответствии с Постановлением Верховного Совета Крыма от 29 июня 1992 г. N 110-1 ( rb0110002-92 ) "О разграничении имущества государственной (Республики Крым) собственности и собственности административно-территориальных единиц (коммунальной)".
Успешное реформирование жилищно-коммунального хозяйства в значительной степени зависит от выбора эффективно действующей системы управления. Создание новых организационных форм управления должно базироваться на действующем законодательстве и учитывать интересы потребителя, особенно населения, органов местного самоуправления и предприятий ЖКХ.
Законодательная база системы управления жилищно-коммунальным хозяйством определена в Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) (ст. 142, 143), Жилищном Кодексе Украины ( 5464-10 ) (раздел II, ст. 13-18, ст. 24, 25), Законе Украины "О местной государственной администрации" ( 586-14 ) (ст. 15, 16, 18-20), Законе Украины "О местном самоуправлении в Украине" ( 280/97-ВР ) (ст. 17, 18, 26-31, 60).
Законодательная база в процессе проведения реформы не может не совершенствоваться, что инициативно определено Кабинетом Министров Украины, одобрившим государственную Программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2002-2003 годы и на период до 2010 года (Постановление N 139 ( 139-2002-п ) от 14 февраля 2002 г.).
Основные направления работы по совершенствованию системы управления определены на схеме N 1 ( rb070a001-03 ).
Преобразование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством города (поселка) целесообразно осуществить в течение 2003-2004 годов на основании создания трехуровневой системы:
собственник жилищного фонда и других объектов недвижимости;
заказчики жилищно-коммунальных услуг;
подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг.
При формировании службы заказчика необходимо
руководствоваться следующими исходными положениями:
служба заказчика должна в максимальной степени ориентироваться на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг. Такая ориентация может быть достигнута выбором соответствующих правовых организационных и финансовых механизмов.
Основными задачами службы заказчика являются:
выбор наилучшего подрядчика жилищных и коммунальных услуг;
заключение договорных отношений с выбранными подрядчиками на предоставление жилищных и коммунальных услуг заданного качества, количества и оптимальной стоимости;
обеспечение системы контроля за предоставлением услуг и оплаты их по факту предоставления.
Необходимость проведения таких преобразований обусловлена тем, что действующая система управления жилищно-коммунальным хозяйством городов и поселков Крыма ориентирована на административно-командный стиль работы, при котором невозможно эффективно использовать функции заказчика, производителя и исполнителя услуг. Такое положение дел в оказании первоочередных услуг, каковыми являются водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, содержание жилищного фонда с прилегающей территорией, перевозка пассажиров горэлектротранспортом не стимулирует улучшение качества их предоставления и повышения ответственности за конечный результат.
Не имея договорных отношений по схеме "заказчик-производитель услуг - исполнитель услуг", предприятия отрасли не несут соответствующей ответственности в их оказании. В свою очередь, из-за отсутствия необходимых договорных отношений производители услуг не могут предъявить претензий к заказчикам и потребителям услуг в связи с неплатежами за их оказание.
Следует учесть, что инфраструктура коммунального хозяйства городов и поселков республики, система управления предприятиями республиканской и коммунальной собственности, привлечения к предоставлению услуг прочих субъектов в договорном порядке специфичны в каждом регионе, что логично предполагает определение приоритетности действий в реализации задачи реформирования системы управления коммунальным хозяйством именно местными органами самоуправления.
Передачу из государственной (республиканской) в коммунальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства целесообразно осуществить в течение 2003-2004 годов.
Такая необходимость обуславливается следующими
обстоятельствами.
В городе (поселке) необходимо сформировать единую политику в уровне содержания жилищного фонда и его финансового обеспечения, а также создать систему реального контроля за техническим обслуживанием жилья. Практически это возможно осуществить только при ликвидации ведомственной разобщенности жилья с первоочередным решением вопросов по общежитиям. Задания по объемам передачи ведомственного жилищного фонда в коммунальную собственность определены в Приложении 1.
Система управления объектами тепло-, водоснабжения и водоотведения, горэлектротранспортом не в полной мере соответствует законодательно установленной ответственности на исполнительные органы местных советов, определенной Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине" ( 280/97-ВР ). В результате этого финансирование услуг из местных бюджетов осуществляется недостаточно, инвестиции на модернизацию, реконструкцию и развитие производственных фондов практически не выделяются.
Кроме того, вопросы эксплуатации жилищного фонда должны находится в тесной взаимосвязи с вопросами ресурсосбережения. Объективно, переход на реальные договорные отношения между заказчиками услуг и тепло-, водоснабжающими предприятиями, жилищно-эксплуатационными организациями приведет к возникновению различных конфликтных ситуаций. В качестве арбитра в таких ситуациях должен выступать собственник, и практически в полной мере это возможно осуществить после передачи объектов тепло-, водоснабжения в коммунальную собственность.
Сложившаяся система тепло-, водоснабжения и водоотведения населенных пунктов Крыма характеризуется следующими общими признаками:
использование в ходе технологического процесса сложной инженерной инфрастуктуры, привязанной к конкретным территориям;
неразрывностью и последовательностью процессов производства;
невозможностью в большинстве случаев для потребителя отказаться от получения данных видов услуг;
невозможностью компенсации недопроизводства услуг в один период за счет более интенсивного их производства в другой;
невозможностью гарантировать стабильное качество услуг;
тесной зависимостью организации производственного процесса, потребности в мощностях и конкретных решений от местных условий.
Предприятия тепло-, водоснабжения являются естественными локальными монополистами, и их деятельность подлежит регулированию, а в последующем разукрупнению и акционированию.
Эффективность их регулирования должна основываться на системе, состоящей из трех частей.
Первая часть - постановка целей деятельности коммунальных предприятий (формирование их производственной и инвестиционной программы).
Вторая - вопросы формирования и утверждения тарифов, как средства финансового обеспечения данных программ.
Третья - мониторинг финансово-хозяйственной деятельности коммунальных предприятий.
Система водоснабжения городов Крыма и структура ПО "Крымводоканал" создавалась комплексно.
Большинство источников водоснабжения городов расположены на территориях других районов. Для Ялты в Бахчисарайском районе, для Симферополя - в Сакском, Бахчисарайском, Симферопольском районах, для Феодосии - в Кировском, для Евпатории - в Сакском районе.
Система теплоснабжения городов Крыма и структура АП "Крымтеплокоммунэнерго" также создана с учетом обеспечения работы единого комплекса. То есть, централизованная ремонтно-техническая база в гор. Симферополе. В республиканском центре расположены емкости по хранению мазута для обеспечения этим видом топлива котельных городов Ялты, Алушты, Белогорска. Аналогичная система поставки мазута имеет место из Феодосии в Судак и Кировский район, а также из Джанкоя в Нижнегорский, Красногвардейский и Первомайский районы.
Предприятия АП "Крымтеплокоммунэнерго" территориально обеспечивают предоставление услуг по нескольким городам и районам. Предприятие "Джанкойтеплокоммунэнерго" - гор. Джанкой, Красногвардейский, Нижнегорский и Первомайский районы, "Керчьтеплокоммунэнерго" - гор. Керчь, Ленинский район, "Феодосиятеплокоммунэнерго" - гор. Феодосию, Судак, Кировский район.
При передаче объектов тепло-, водоснабжения в коммунальную собственность необходимо учитывать реальность выполнения следующих условий:
возможность на местном уровне осуществить финансовое обеспечение мероприятий по разделению целостных комплексов тепло-, водоснабжения АП "Крымтеплокоммунэнерго" и ПО "Крымводоканал";
возможность на местном уровне осуществить регулирование деятельности предприятий тепло-, водоснабжения и водоотведения, как локальных природных монополий;
возможность на местном уровне функционирования дееспособного органа управления объектами тепло-, водоснабжения и водоотведения.
Учитывая территориальное размещение источников водоснабжения и взаимоувязанность систем водоснабжения городов и пригородных населенных пунктов, представляется целесообразным передать в коммунальную собственность только объекты и разводящие сети в границах обслуживания городов и населенных пунктов. Источники водоснабжения, магистральные водоводы, насосные станции оставить в собственности Автономной Республики Крым, возложив функцию обеспечения исходной подготовленной для употребления, водой на производственное объединение "Крымводоканал".
Такой подход является перспективным для органов местного самоуправления, так как даст возможность в последующем местной исполнительной власти выбирать поставщика услуг и по своей разводящей системе "доставлять" товар потребителю. Разделение тарифа на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению с выделением той его части, которая предусматривает отчисления на амортизацию сетей и частично плановые накопления явится основой экономической состоятельности создаваемых специализированных коммунальных предприятий.
Передаче в коммунальную собственность предприятий ПО "Крымводоканал" должна предшествовать их реструктуризация с выделением объектов:
имеющих общереспубликанское значение, не подлежащих приватизации и бесплатной передаче в коммунальную собственность, с последующим созданием на их базе предприятий и организаций, принадлежащих Автономной Республике Крым;
не подлежащих бесплатной передаче в коммунальную собственность, в том числе непрофильных подразделений, не связанных с основной технологической деятельностью предприятий, с последующей их приватизацией;
предназначенных для обслуживания объектов социальной инфраструктуры и жилищного фонда, не подлежащих приватизации, с последующей передачей их в коммунальную собственность.
Задания по срокам передачи из республиканской в коммунальную собственность объектов водоснабжения и водоотведения определены в Приложении 2.
Передача в коммунальную собственность целостного имущественного комплекса, находящегося в пользовании АП "Крымтеплокоммунэнерго" по договору аренды, должна осуществляться в соответствии с Законом Украины "О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности" ( 147/98-ВР ) по согласованию с арендатором.
Учитывая данные обстоятельства, вопрос передачи в коммунальную собственность объектов арендного предприятия "Крымтеплокоммунэнерго" целесообразно рассмотреть в 2009 году после завершения установленного договором срока действия аренды.
Схема совершенствования системы управления
КГПП "Крымтроллейбус" определяется выполнением следующих
мероприятий.
Реструктуризация КГПП "Крымтроллейбус" с выделением объектов:
предназначенных для создания двух самостоятельных предприятий в городах Симферополе и Ялте по обеспечению перевозок горэлектротранспортом с последующей их передачей в коммунальную собственность;
не подлежащих бесплатной передаче в коммунальную собственность непрофильных подразделений с последующей их приватизацией.
Нормативное закрепление на республиканском уровне ряда целевых программ по развитию инфраструктуры г. Симферополя для осуществления городом статуса столицы Автономной Республики Крым, дает основание полагать, что процесс организации коммунального предприятия горэлектротранспорта "Симферопольтроллейбус" органично впишется в одну из таких программ (например, программу развития улично-дорожной сети, оптимизации грузо- и пассажирских перевозок). Аналогично реализация комплексной государственной Программы социально-экономического развития Большой Ялты может обеспечить снижение нагрузки на городской бюджет на этапе создания коммунального предприятия "Ялтатроллейбус".
Каждый город определит тарифную политику пассажироперевозок городским транспортом.
Междугородная горная троллейбусная трасса Симферополь-Ялта, имеющая государственное значение, требует принципиальной модернизации подвижного состава, силового оборудования. Имея привлекательность, как объект вложения инвестиций для осуществления бизнес-проектов, трасса со своей инфраструктурой должна быть выделена в отдельный имущественный комплекс, который целесообразно передать в концессию, либо акционировать.
Задания по срокам реализации изменения системы управления КГПП "Крымтроллейбус" определены в Приложении 3.
2.2. Углубление демонополизации жилищно-коммунального
хозяйства, создание конкурентной среды и рынка услуг
Основные направления работы по углублению демонополизации жилищно-коммунального хозяйства отражены на схеме 2 (Приложение 13 ( rb070a001-03 )).
Создание объединений собственников квартир многоквартирных жилых домов (ОСМД) в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), является одним из наиболее эффективных способов защиты их прав, влияния на стоимость и качество предоставляемых услуг. Реализация этого мероприятия позволяет обеспечить условия для привлечения дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья.
Содействие на местном уровне становлению ОСМД в существующем жилищном фонде должно предусматривать:
упрощение и удешевление процедуры регистрации ОСМД;
возможность получения ОСМД дотаций из местных бюджетов на первый после его создания капитальный ремонт в зависимости от степени износа жилищного фонда;
предоставление налоговых льгот в пределах компетенции представительных органов местного самоуправления;
безвозмездная передача в коллективную собственность объединенных встроенных и пристроенных к домам помещений, находящихся на балансе органов местного самоуправления.
Организация ОСМД в процессе строительства и приема-передачи ведомственного жилья в коммунальную собственность должна стать постоянной практикой работы органов местного самоуправления.
Выделение земельных участков в общую долевую собственность членов ОСМД может позволить привлечь за счет ее коммерческого использования дополнительные источники финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья.
Урегулирование вопросов бухгалтерской отчетности и налогообложения ОСМД как некоммерческих организаций улучшит финансовую ситуацию по обслуживанию жилищной недвижимости и привлечет к этому процессу больше желающих стать его участниками.
Практическая работа по реализации данного мероприятия должна осуществляться в соответствии с Законом Украины от 29 ноября 2001 года N 2866-III ( 2866-14 ) "Об объединении совладельцев многоквартирного дома".
Задания по созданию объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) определены в Приложении 4.
Демонополизация обслуживания жилищного фонда и формирование рынка коммунальных услуг является одной из главных целей реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Формирование службы заказчика, как субъекта рыночных отношений, является ключевым вопросом для реального развития конкуренции в муниципальном жилищном и коммунальном хозяйстве.
Проведение конкурсного отбора подрядчиков для текущего обслуживания жилья и проведения капитальных ремонтов, содержание и развитие объектов внешнего благоустройства, инженерного хозяйства позволит повысить эффективность используемых финансовых ресурсов.
Задания по проведению конкурсных отборов подрядчиков для обслуживания жилья определены в Приложении 5.
Организационные мероприятия по содействию на местном уровне становлению ОСМД и проведению конкурсных отборов подрядчиков для обслуживания жилья предлагается осуществить в течение 2002 года.
Для практической реализации этой задачи органам местного самоуправления необходимо создать функциональные структуры по вопросам жилищной реформы, функциями которых должно быть:
проведение разъяснительной работы среди физических и юридических лиц по приватизации жилищного фонда, созданию ОСМД и внедрению конкуренции в сфере обслуживания жилья;
инициирование создания ОСМД, консультативная и методологическая помощь инициативным группам;
определение кварталов, жилых массивов для проведения конкурсных отборов предприятий, которые на контрактной основе будут осуществлять обслуживание жилья;
координация деятельности ОСМД, предоставление им бесплатной консультативной помощи;
контроль за исполнением условий контракта по обслуживанию жилищного фонда;
организация процесса закрепления границ придомовых территорий и передача их в пользование ОСМД;
подготовка предложений по проведению первого после создания ОСМД ремонта жилого дома;
подготовка предложений по безвозмездной передаче в коллективную собственность обществам встроенно-пристроенных помещений местных советов.
Регулирование деятельности естественных локальных монополий по поставке коммунальных услуг заключается:
в аудировании финансово-хозяйственной деятельности и проведении анализа необходимых затрат планируемых убытков и потерь доходов;
в регулировании цен на оказание ими услуг;
в контроле затрат и рентабельности;
в проведении работ, которые могут осуществлятся на конкурсных началах;
тендерной закупке расходных материалов;
в содействии внедрению альтернативных технологий с целью демонополизации предоставления услуг.
2.3. Сокращение затрат и потерь энергоносителей в
жилищно-коммунальном хозяйстве, проведение
эффективной энергосберегающей политики
Жилищно-коммунальное хозяйство является одним из энергоемких отраслей в экономике Крыма.
Основными направлениями энергосбережения отрасли являются:
внедрение новых энергосберегающих технологий и оборудования;
сокращение потерь энергоресурсов на всех этапах от производства до потребления.
Реализация мероприятий по первому направлению должна осуществляться при строительстве новых и техническом перевооружении существующих отопительных котельных, насосных станций и других объектов отрасли. Особое внимание следует уделить использованию принципиально новых материалов и технологий при строительстве и реконструкции магистральных водоводов, разводящих сетей водо- и теплоснабжения.
Реализация мероприятий по сокращению потерь энергоресурсов, в первую очередь тепловой энергии, при производстве, транспортировке и потреблении позволит ликвидировать сверхнормативные потери, а следовательно, и дополнительные энергозатраты.
В настоящее время основное количество топлива расходуется на отопление и горячее водоснабжение жилых и общественных зданий. В связи с вводом в действие новых нормативов по теплотехническим характеристикам наружных ограждающих конструкций, ранее построенные здания в 2-2,5 раза превышают нормативное потребление тепла. Это требует принятия безотлагательных мер по тепловой защите зданий, в первую очередь по утеплению ограждающих конструкций при выполнении реконструкции и капитального ремонта существующего жилищного фонда.
Применение на этих объектах новых теплоизоляционных материалов позволит снизить до 50% расход топлива на существующих теплоисточниках.
Важным направлением энергосбережения при потреблении тепловой энергии является установка у абонентов приборов учета. Это позволит получить экономию потребления тепловой энергии в существующих зданиях.
Широкое применение должны получить системы автономного теплоснабжения от локальных котельных с использованием модульного оборудования единичной мощностью от 0,1 до 2 МВТ.
Огромный потенциал ресурсосбережения которым обладает жилищно-коммунальный комплекс, определяет возможность привлечения долгосрочных инвестиционных ресурсов.
Экономическая привлекательность ресурсосберегающих проектов состоит в том, что в качестве источников погашения заемных средств могут использоваться средства, сэкономленные в результате сокращения себестоимости производства и потребления коммунальных услуг.
На уровне городов и районов в период 2003-2004 годов необходимо разработать конкретные мероприятия по реализации стратегии привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство. Принять решения на сессиях местных советов об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и обустройству жилищного фонда приборами учета воды и тепловой энергии.
Задания по энергосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве определены в Республиканской Программе по энергосбережению.
Задания по объемам оснащения жилищного фонда приборами учета определены в приложениях 6, 7.
Задания по объемам выполнения работ усиления тепловой защиты наружных ограждающих конструкций жилищного фонда определены в Приложении 8.
Задания по объемам работ устройства систем автономного теплоснабжения жилищного фонда от локальных котельных с использованием модульного оборудования определены в Приложении 9.
2.4. Совершенствование механизмов финансирования
жилищно-коммунального хозяйства
Изменение механизмов финансирования жилищно-коммунального хозяйства призвано создать финансовые предпосылки для становления этой сферы, как отрасли реальной рыночной экономики.
Основные направления этой задачи определены на Схеме 3 ( rb070a001-03 ).
Переход на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг включает в себя:
Определение темпов повышения уровня стоимости услуг для населения в каждом муниципальном образовании. Темпы повышения уровня стоимости с одной стороны, должны проводиться в соответствии с принятой в Украине тарифной политикой. С другой стороны, они должны учитывать реальную социально-экономическую ситуацию в регионе и уровень доходов населения, возможности местного бюджета.
Повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги должно осуществляться, исходя из конституционных гарантий граждан.
Процесс их формирования должен быть поиском компромисса между техническими возможностями, финансовыми потребностями производителей, платежеспособностью населения и государства в части льгот, субсидий и бюджетных дотаций.
Планирование темпов повышения стоимости
жилищно-коммунальных услуг для населения
Планирование темпов повышения стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения определяется действием постановлений Совета министров Автономной Республики Крым от 11 июня 2002 года N 193 ( rb0193001-02 ) "О тарифной политике на жилищно-коммунальные услуги и основных направлениях ее реализации" и N 450 ( rb0450001-02 ) от 12 ноября 2002 г. "Об усовершенствовании системы реформирования размера квартирной платы и платы (для приватизированных квартир) за содержание домов) и придомовых территорий".
Реформирование системы ценообразования на услуги ЖКХ должно предусматривать в каждом муниципальном образовании:
1. Введение в структуру оплаты жилищных услуг населением накоплений на капитальный ремонт. Это позволит в перспективе сформировать структуру оплаты жилищных услуг с учетом всех составляющих затрат. Решение этого вопроса потребует разработки соответствующей директивной и нормативно-правовой базы на государственном уровне.
2. Ликвидация перекрестного субсидирования коммунальных услуг промышленными предприятиями позволит приблизить структуру расходов населения к реальной структуре затрат на жилищно-коммунальное обслуживание, а также снизить неоправданно завышенные тарифы для промышленных потребителей.
3. Аудит базовых расчетов тарифов предприятий ЖКХ при отсутствии конкурентной среды.
Создание механизмов привлечения внебюджетных инвестиций в ЖКХ требует разработки методологии привлечения заемных или кредитных ресурсов на развитие инфраструктуры коммунального хозяйства, а также создание правового механизма для участия потенциального инвестора в деятельности предприятий отрасли. Это позволит сгладить влияние на уровень тарифов пикового характера инвестиционных затрат, равномерно распределить их возмещение на более длительный период и сохранить оплату жилищно-коммунальных услуг доступным для населения.
В общем виде система механизмов привлечения инвестиций в ЖКХ может состоять из трех основных составляющих.
Первая - обеспечение возможности получения возвратного финансирования из внебюджетных источников. Данный механизм должен обеспечивать возможность получения на рынке кредитных ресурсов на требуемые сроки. Возможные варианты его обеспечения:
привлечение коммунальными предприятиями или муниципалитетами кредитных средств коммерческих банков на финансирование проектов ЖКХ;
выпуск и размещение на рынке проектных облигаций коммунальными предприятиями, осуществляющими модернизацию ЖКХ;
выпуск муниципальных облигаций общего покрытия в целях использования заемных средств на программу модернизации предприятий ЖКХ;
Вторая составляющая - предоставление безвозвратного бюджетного финансирования на конкретные проекты за счет средств государственного, республиканского или местного бюджетов.
Третья составляющая - осуществление комплекса мер по разукрупнению и реформированию сложившихся монополий по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, разгосударствлению предприятий отрасли.
Планирование капитальных вложений
Важнейшим направлением совершенствования системы
финансирования жилищно-коммунального хозяйства автономии, должен
стать пересмотр приоритетов выделения средств капитальных вложений
на отраслевое строительство.
В условиях дефицита ассигнований на эти цели и в связи с высоким процентом износа основных фондов предприятий водопроводно-канализационного и теплового хозяйства основное внимание должно уделяться их реконструкции и техническому перевооружению.
При этом к финансированию должны приниматься только инвестиционные проекты, связанные с санацией и интенсификацией действующих объектов отрасли на основе применения новейших технологий, материалов и разработок по энергосбережению.
В порядке реконструкции и технического перевооружения действующих ВОС, КОС и КНС, которые требуют наращивания мощности и улучшения показателей качества очистки необходимо повсеместное внедрение современных технологий по очистке воды и стоков, позволяющих наращивать производственные мощности объектов от 30 до 50%, с одновременной экономией энергоресурсов до 30%.
Для функционирования ВОС водохранилищ, работающих на естественном стоке, это имеет первостепенное значение, поскольку применение таких технологий позволяет сократить расход воды на их технологические нужды до 25-30%.
Новое строительство, либо завершение строительства объектов с малой степенью стройготовности осуществляется только с привлечением механизмов внебюджетного инвестирования, разгосударствления, либо в особых случаях - средств Госбюджета.
Финансирование капитальных вложений на строительство объектов теплового хозяйства должно быть сконцентрировано на продолжении перевода котельных с жидкого и твердого топлива на газ, сооружении котельных с применением новых конструкций котлов с высоким КПД, работающих на разных видах топлива и расширении строительства мини-котельных.
Снижение тепловых потерь на теплотрассах должно осуществляться за счет выделения средств на реализацию проектов с применением новейших теплоизоляционных материалов.
Снижение потерь воды и теплоносителя в сетевом хозяйстве осуществляется с переходом к использованию новых технологий и материалов.
Предложения по финансированию строительства и реконструкции важнейших объектов ЖКХ определены в приложениях 10, 11.
2.5. Усиление социальной политики
Основные направления социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства отражены на Схеме 4 ( rb070a001-03 ).
Обеспечение адресной социальной защиты семей с низкими доходами в виде жилищных субсидий является одним из приоритетных и обязательных направлений социальной политики государства.
Оно включает в себя:
1. Функционирование служб жилищных субсидий во всех муниципальных образованиях.
2. Совершенствование и упрощение методики предоставления субсидий.
3. Бюджетное обеспечение предоставления субсидий вне зависимости от форм собственности жилищного фонда.
Предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг всем, имеющим на это право гражданам, является непременным условием законности принятия органами власти и органами местного самоуправления решений об увеличении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг.
Предоставление льгот определенным категориям граждан по оплате услуг ЖКХ является традиционной мерой социальной защиты определенных категорий граждан. В этом направлении необходимо:
упорядочить льготные категории граждан и размер предоставляемых льгот в рамках компетенции региональных и местных уровней;
обеспечить финансовое возмещение предоставления льгот различным категориям граждан из бюджетных источников;
добиться максимального повышения своевременности расчетов за предоставленные услуги.
Введение обязательного страхования жилья ставит целью защиту собственников и нанимателей жилья в случае возникновения несчастного случая (например, пожара) или стихийного бедствия (например, урагана). Введение обязательного страхования жилья потребует разработки соответствующей нормативно-правовой базы на государственном уровне.
Защита прав потребителей услуг является важным аспектом социальной защиты населения. Вопросы защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг регламентируются Законом Украины "О защите прав потребителей" ( 1023-12 ), а также правилами предоставления жилищно-коммунальных услуг.
С целью обеспечения социальной защиты населения необходимо утвердить в 2003 году для городов и поселков местные социальные нормативы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Нормативы пользования услугами водо-, теплоснабжения и водоотведения разработать на основе государственных нормативов, социальных норм жилья и Порядка определения нормативов обеспечения населения услугами водо-, теплоснабжения и водоотведения, утвержденного Госстроем Украины.
Раздел III
Этапы реализации Программы и ее
социально-экономические результаты
Реализацию Программы планируется осуществить в три этапа.
3.1. Первый этап (2003-2004 годы).
Осуществляются краткосрочные и первоочередные мероприятия
начального периода реформирования
1. Проведение инвентаризации задолженности и затрат предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Ответственные исполнители: Рескомитет по
жилищно-коммунальному хозяйству, органы местного самоуправления,
предприятия ЖКХ.
Срок исполнения: I квартал
2003 года.
2. Разработка порядка и условий реструктуризации и ликвидации задолженности в жилищно-коммунальном комплексе.
Ответственные за исполнение: Рескомитет по
жилищно-коммунальному хозяйству, Министерство экономики,
Министерство финансов, органы местного самоуправления.
Срок исполнения: II квартал
2003 года.
3. Передача ведомственного жилья и коммунальных объектов в собственность и управление органам местного самоуправления (Задания определены в приложениях 1, 2, 3). Создание объединений совладельцев многоквартирных домов (раздел 4).
Ответственные за исполнение: Рескомитет по
жилищно-коммунальному хозяйству, органы местного самоуправления,
ПО "Крымводоканал", ведомства.
Срок исполнения: определен
в приложениях 1, 2, 3.
4. Осуществление разделения функций собственника, производителя услуг и потребителя, формирование службы заказчика, завершение внедрения договорных отношений.
Формирование тарифов начального этапа реформирования жилищно-коммунального хозяйства с учетом принципов, заложенных в Постановлении Совета министров Автономной Республики Крым N 193 ( rb0193001-02 ) от 11 июня 2002 года.
Ответственные за исполнение: органы местного самоуправления, Рескомитет по жилищно-коммунальному хозяйству.
Срок исполнения: III квартал
2003 года.
5. Проведение разгосударствления жилищно-эксплуатационных предприятий, доведение объемов обслуживания и содержания жилья, оказания услуг на конкурсной основе до 60-70 процентов (Задания определены в Приложении 5).
Ответственные за исполнение: органы местного самоуправления.
Срок исполнения: определен
в Приложении 5.
6. Обеспечение выполнения программных заданий по энергосбережению и поэтапному оснащению жилищного фонда приборами учета потребления воды и тепловой энергии (Задания определены в Республиканской Программе по энергосбережению ( rb0122001-98 ) и в приложениях 6, 7, 8, 9).
Ответственные за выполнение: Рескомитет по
жилищно-коммунальному хозяйству, ПО "Крымводоканал",
АП "Крымтеплокоммунэнерго", органы местного самоуправления.
Срок исполнения: определен в
Республиканской Программе по
энергосбережению ( rb0122001-98 )
и в приложениях 6, 7, 8, 9.
7. Обеспечение дальнейшей реконструкции и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства (Предложения определены в приложениях 10, 11).
Ответственные за исполнение: Рескомитет по
жилищно-коммунальному хозяйству, Министерство экономики,
ПО "Крымводоканал", АП "Крымтеплокоммунэнерго", органы местного
самоуправления.
Срок исполнения: определен в
приложениях 10, 11.
3.2. Второй этап (2004-2005 годы).
Осуществляются среднесрочные мероприятия.
1. Всестороннее развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйстве. Основной формой организации эксплуатации и содержания жилья, управления жилищным фондом должны стать объединения совладельцев многоквартирных домов (Задания определены в Приложении 4).
Повсеместное внедрение в городах и поселках договорных отношений по обслуживанию территории, объектов внешнего благоустройства, инженерных и прочих между службами "заказчика" органов местного самоуправления и подрядными предприятиями различных форм собственности.
Ответственные за исполнение: органы местного самоуправления.
Срок исполнения: определен
в Приложении 4.
2. Завершение формирования финансово-экономического механизма перехода на бездотационное, самоокупаемое функционирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Ответственные за исполнение: Рескомитет по
жилищно-коммунальному хозяйству, Министерство экономики, органы
местного самоуправления.
Срок исполнения: 2005 год.
3. Продолжение работы по ликвидации задолженности потребителей и предприятий жилищно-коммунальных услуг.
Ответственные за исполнение: Рескомитет по
жилищно-коммунальному хозяйству, Министерство экономики,
Министерство финансов, органы местного самоуправления.
Срок исполнения: 2004-2005 годы.
4. Создание системы средне- и долгосрочного кредитования развития предприятий жилищно-коммунального хозяйства за счет привлечения средств государственных и коммерческих банков.
Ответственные за исполнение: Рескомитет по
жилищно-коммунальному хозяйству, Министерство экономики,
Министерство финансов, органы местного самоуправления.
Срок исполнения: 2004-2005 годы.
5. Обеспечение обслуживания и содержания жилья, оказание жилищно-коммунальных услуг только на конкурсной основе. (Задания определены в Приложении 5).
Ответственные за исполнение: органы местного самоуправления.
Срок исполнения: определен
в Приложении 5.
6. Завершение в основном оснащения жилых домов приборами учета воды и тепловой энергии. (Задания определены в приложениях 6, 7).
Ответственные за исполнение: органы местного самоуправления.
Срок исполнения: определен
в приложениях 6, 7.
7. Продолжение работы по выполнению программных заданий по энергосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве. (Задания определены в Республиканской Программе по энергосбережению ( rb0122001-98 ) и в приложениях 8, 9).
Ответственные за исполнение: Рескомитет по
жилищно-коммунальному хозяйству, органы местного самоуправления.
Срок исполнения: определен
в Республиканской Программе
по энергосбережению
( rb0122001-98 )
и в приложениях 8, 9.
8. Продолжение работы по дальнейшей реконструкции и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства. (Предложения определены в приложениях 10, 11).
Ответственные за исполнение: Рескомитет по
жилищно-коммунальному хозяйству, Министерство экономики, Фонд
имущества Автономной Республики Крым, органы местного
самоуправления.
Срок исполнения: определен
в приложениях 10, 11.
3.3. Третий этап (2006-2010 гг.).
Осуществляются перспективные мероприятия.
1. Обеспечение стабильного функционирования
жилищно-коммунального хозяйства на основе нового
финансово-экономического механизма.
Ответственные за исполнение: органы местного самоуправления.
2. Внедрение рыночных механизмов получения инвестиций в виде банковских кредитов и облигационных займов, реализация комплекса мер по снижению ставок кредитования путем предоставления соответствующих гарантий, если таковые предусмотрены действующим законодательством.
Акционирование госпредприятий жилищнокоммунального хозяйства.
Ответственные за исполнение: Рескомитет по
жилищно-коммунальному хозяйству, Министерство экономики,
Министерство финансов, Фонд имущества Автономной Республики Крым,
органы местного самоуправления.
3. Продолжение работы по выполнению программных мероприятий по энергосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве. (Предложения определены в приложениях 8, 9).
Ответственные за исполнение: Рескомитет по
жилищнокоммунальному хозяйству, органы местного самоуправления.
4. Обеспечение дальнейшей модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства, внедрения энергосберегающих мероприятий в соответствии с государственными, республиканскими и местными программами.
Ответственные за исполнение: Рескомитет по
жилищно-коммунальному хозяйству, Министерство экономики, органы
местного самоуправления.
3.4. Ожидаемые социально-экономические
результаты Программы
Реализация Программы позволит:
обеспечить надежность работы коммунальных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность проживания граждан;
повысить эффективность работы жилищно-коммунальных
предприятий и снизить затраты на производство жилищно-коммунальных
услуг;
ликвидировать критический уровень износа основных фондов в жилищно-коммунальном комплексе;
повысить качество жилищно-коммунального обслуживания потребителей, роль и ответственность в этом органов местного самоуправления;
сократить нерациональное использование ресурсов на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства и создать экономический механизм стимулирования экономного расходования топливно-энергетических ресурсов;
повысить хозяйственную самостоятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства, их ответственность за качество обслуживания потребителей;
обеспечить эффективную интеграцию хозяйственной
самостоятельности конкурирующих предприятий и государственного
регулирования деятельности природных монополий, развитие
предпринимательской активности и усиление защиты интересов
потребителей;
наметить пути и отработать первый опыт разгосударствления монополий в ЖКХ;
достигнуть оптимального соотношения уровня затрат в оплате за жилищно-коммунальные услуги и доходов населения.
Раздел IV
Организационное и информационное обеспечение
реализации Программы
4.1. Заказчик Программы, главный координатор и контроль
за ее реализацией
Заказчиком Программы является Совет министров Автономной Республики Крым. Главным координатором по поручению Совета министров Автономной Республики Крым - Республиканский комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Автономной Республики Крым.
Основными функциями заказчика являются:
принятие Программы и обеспечение организационно-финансовой и информационной поддержки в ее поэтапной реализации;
распорядительное регулирование действий республиканских органов власти, а также органов местного самоуправления по делегированным полномочиям в обеспечении выполнения заданий Программы;
содействие в привлечении средств государственного бюджета, внебюджетных инвестиций для выполнения финансовоемких мероприятий Программы.
Основными функциями главного координатора являются:
координация действий органов местного самоуправления по вопросам реализации Программы;
организация взаимодействия с органами исполнительной власти предприятий ЖКХ республиканского уровня собственности;
общее текущее управление ходом реализации и оперативный контроль выполнения Программы, внесение предложений Совету министров Автономной Республики Крым.
4.2. Организация реализации Программы
Основным условием реализации Программы является консолидация действий органов местного самоуправления, республиканских органов и жилищно-коммунальных предприятий.
Для практического решения этого вопроса местным органам исполнительной власти необходимо разработать и принять к исполнению локальные программы действий реформирования жилищно-коммунального хозяйства городов и районов, а также директивно определить систему их исполнения.
Модельный вариант структуры локальной программы
реформирования ЖКХ города (района)
1. Состояние жилищно-коммунального хозяйства города (района).
1.1. Системы управления и обслуживания.
1.2. Оплата жилья и коммунальных услуг, предоставление субсидий малообеспеченным гражданам.
1.3. Объединения собственников многоквартирных домов, жилищная кооперация.
1.4. Система государственного контроля и регулирования.
1.5. Ресурсосбережение и тарифная политика.
2. Основные направления реформы жилищно-коммунального хозяйства города (района). Определяются основные приоритеты, исходя из Программы реформирования ЖКХ Автономной Республики Крым и сложившейся специфики в регионе.
3. Перечень мероприятий для обеспечения "Основных направлений...".
3.1. Перечень мероприятий, связанных с реорганизацией системы управления.
3.2. Перечень мероприятий, связанных с переходом на конкурсный отбор подрядчиков по ряду жилищно-коммунальных услуг (организация конкурсных комиссий, графики проведения конкурсов и др.).
3.3. Перечень мероприятий по содействию создания ОСМД.
3.4. Перечень мероприятий, связанных с изменением механизмов функционирования отрасли.
3.5. Перечень мероприятий по совершенствованию системы социальной защиты при оплате жилищно-коммунальных услуг.
3.6. Перечень инвестиционных мероприятий, направленных на развитие материальной базы отрасли.
3.7. Перечень ресурсосберегающих и бюджетосберегающих мероприятий.
3.8. Перечень мероприятий по совершенствованию ценообразования, тарифной политики, стандартов и нормативов. Включает аудит затрат основных производителей жилищно-коммунальных услуг, в первую очередь естественных и локальных монополистов, анализ обоснованности нормативов потребления основных коммунальных услуг.
3.9. Перечень мероприятий по организации системы мониторинга хода преобразований в жилищно-коммунальном секторе, включая мониторинг доходов населения по отдельным социальным группам.
4.3. Информационное обеспечение
Успех реализации Программы во многом зависит от поддержки ее мероприятий населением - основным потребителем услуг жилищно-коммунального комплекса. Эта поддержка в значительной степени будет зависеть от полноты и качества проводимой информационно-разъяснительной работы.
Информационно-разъяснительная работа организуется
Министерством экономики, Рескомитетом по ЖКХ, местными органами
исполнительной власти.
Информирование общественности включает:
ответы на вопросы общественности и прессы;
выступления перед общественными организациями и группами населения;
отслеживание и пропаганду положительных примеров реализации мероприятий программы реформ;
подготовку пресс-анализов и статей, описывающих конкретные ситуации, связанные с программой преобразований;
использование коммерческой и социальной рекламы для пропаганды основных направлений преобразований;
регулярные контакты со службами новостей средств массовой информации.
Особое внимание следует уделить качеству информационных сообщений, поскольку в этой сфере любая неточность, как с точки зрения конкретных фактов, так и с точки зрения стиля, способна породить серьезную напряженность.
Раздел V. Приложения к Программе
Приложение 1
Объем передачи ведомственного жилищного фонда
в коммунальную собственность
--------------------------------------------------------------------------
Наименование |Наличие | На 2003 год | На 2004 год
городов и районов|ведом- |-----------------------+-----------------------
|ствен- | Объем | Объем | Объем | Объем
|ного | передачи | средств | передачи | средств
|жилищ- |(тыс. кв. м)| на |(тыс. кв. м)| на
|ного | |проведение| |проведение
|фонда | | ремонта | | ремонта
|(тыс. | |(тыс. грн)| |(тыс. грн)
|кв. м) | | | |
-----------------+--------+------------+----------+------------+----------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
--------------------------------------------------------------------------
Алушта 175,3 175,3 2713 - -
Армянск - - - - -
Джанкой 99,0 99,0 1708 - -
Евпатория 30 13,87 158 16,13 240,0
Керчь 710 430,9 2774 279,1 4100,0
Красноперекопск 12,07 12,07 94 - -
Саки 26 21,43 299 4,6 70,0
Симферополь 840 598,18 10564 241,82 3600,0

................
Перейти до повного тексту