- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Висновок
КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 01-1/3-11
Экономического суда Содружества Независимых Государств о толковании пунктов 1 и 3 статьи 3 Договора о создании Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ от 25 мая 2006 года, статьи 4, части пятой статьи 9, части четвертой статьи 10, части первой статьи 11, пунктов 1 и 3 статьи 12 Устава Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, утвержденного Договором от 25 мая 2006 года, пунктов 1 и 3 Решения Совета глав правительств СНГ о финансовом обеспечении деятельности органов Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ и предельной численности его Исполнительной дирекции от 25 мая 2007 года (с изменениями от 14 ноября 2008 года)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя Экономического Суда СНГ Каменковой Л.Э.,
судей Экономического Суда СНГ: Жолдыбаева С.Ж., Керимбаевой А.Ш., Молчановой Т.Н.,
с участием представителя Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств Рыбакова И.М., Генерального советника Экономического Суда СНГ Леанович Е.Б., специалиста Зыбайло А.И.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств о толковании,
установил:
Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - МФГС, Фонд) обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании пунктов 1 и 3 статьи
3 Договора о создании Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств от 25 мая 2006 года (далее - Договор от 25 мая 2006 года, Договор), статьи
4, части пятой статьи
9, части четвертой статьи
10, части первой статьи
11, пунктов 1 и 3 статьи
12 Устава Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств, утвержденного Договором от 25 мая 2006 года (далее - Устав Фонда, Устав), пунктов 1 и 3
Решения Совета глав правительств СНГ о финансовом обеспечении деятельности органов Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств и предельной численности его Исполнительной дирекции от 25 мая 2007 года (с
изменениями от 14 ноября 2008 года ) в части правового режима имущества МФГС.
МФГС просит ответить на вопросы:
предполагает ли реализация уставной цели Фонда финансирование содержания Исполнительной дирекции Фонда;
подлежит ли финансово-хозяйственная деятельность Фонда контролю со стороны государств-участников в части формирования бюджета и расходования средств.
Заслушав судью-докладчика Каменкову Л.Э., представителя заявителя Рыбакова И.М., проанализировав нормы толкуемых и иных действующих в рамках Содружества актов, регулирующих вопросы деятельности МФГС, изучив информацию Фонда и государств-участников Содружества, другие материалы дела, обсудив заключения Генерального советника Экономического Суда СНГ Леанович Е.Б. и специалиста Зыбайло А.И., Экономический Суд СНГ отмечает следующее.
Учредительными документами Фонда являются
Договор от 25 мая 2006 года и
Устав Фонда как его неотъемлемая часть. Государства-участники Договора - Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан.
Исследуя вопрос о том, предполагает ли уставная цель Фонда финансирование содержания Исполнительной дирекции Фонда, Суд отмечает следующее.
В соответствии со статьей
4 Устава "целью Фонда является обеспечение финансирования мероприятий (проектов) в области гуманитарного сотрудничества, согласованных с Советом".
С учетом положений Декларации от 8 мая 2005 года и
Соглашения от 26 августа 2005 года гуманитарное сотрудничество включает реализацию мероприятий и проектов в области культуры, образования, науки и технологий, информации и информационных технологий, физической культуры и спорта, национальных культур и традиций, туризма и молодежного движения. Виды финансируемых мероприятий детально перечислены в статьях 2 - 9 Соглашения от 26 августа 2005 года. При этом статьей 12 данного Соглашения предусмотрено, что "финансирование программ и проектов по настоящему Соглашению осуществляется на основе соответствующих международных договоров".
Договор от 25 мая 2006 года является, по мнению Суда, именно таким международно-правовым актом.
Из нормы статьи
4 Устава следует, что согласование мероприятий (проектов) в области гуманитарного сотрудничества с Советом по гуманитарному сотрудничеству государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - Совет) является обязательным. Это обусловлено спецификой Фонда, который осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Советом (статья 3 Устава, пункт 2.6 Положения о Совете по гуманитарному сотрудничеству государств-участников Содружества Независимых Государств, являющегося неотъемлемой частью
Соглашения о Совете по гуманитарному сотрудничеству государств-участников Содружества Независимых Государств от 28 ноября 2006 года ). МФГС и Совет принимают совместные решения как по вопросам предметной деятельности, так и функционирования органов Фонда. Так, на совместных заседаниях МФГС и Совета утверждаются сметы на проводимые мероприятия и отчеты о реализации проектов (Протокол № 3 совместного заседания Совета и Правления МФГС от 8 - 9 февраля 2008 года, Протокол совместного заседания Совета и Правления МФГС от 20 декабря 2010 года), положения об органах Фонда (Протокол N 2 совместного заседания Совета и Правления МФГС от 11 ноября 2007 года). Совет рассматривает отчет МФГС о проделанной работе, использовании финансовых и материальных средств, отчет о намечаемых мероприятиях на предстоящий год (часть пятая статьи 9 Устава), утверждает персональный состав Попечительского совета МФГС и Положение о нем (части вторая и третья статьи 11 Устава).
Суд считает, что Фонд призван обеспечить финансирование мероприятий Совета, созданного в соответствии со статьей 10
Соглашения от 26 августа 2005 года "для координации работы в гуманитарной сфере".
Согласно пункту 3 статьи
3 Договора и пункту 3 статьи
12 Устава на выполнение целей, определенных Уставом Фонда, направляется имущество Фонда. В пункте 1 статьи 3 Договора от 25 мая 2006 года и пункте 1 статьи 12 Устава установлено, что "имущество Фонда формируется за счет добровольных взносов Сторон на совместные мероприятия (проекты) в области культуры, образования, науки, архивного дела, информации и массовых коммуникаций, спорта, туризма и работы с молодежью в виде финансовых и материальных средств, ресурсов, работ и услуг; добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц; поступлений от проведения благотворительных и культурных мероприятий, лотерей; иных источников, не запрещенных действующим законодательством государства местопребывания Фонда и действующим законодательством государств, на территории которых осуществляется уставная деятельность Фонда".
Толкование положений пунктов 1 и 3 статьи
3 Договора , пунктов 1 и 3 статьи
12 Устава и статьи 4 Устава Фонда во взаимосвязи позволяет Суду заключить, что имущество Фонда может быть использовано исключительно на финансирование мероприятий (проектов) в области гуманитарного сотрудничества, согласованных с Советом.
Решение от 25 мая 2007 года подписали Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан. По данным депозитария, к Решению присоединились Азербайджанская Республика и Республика Беларусь.
Правило о порядке финансирования содержания Исполнительной дирекции Фонда нашло отражение в Положении об Исполнительной дирекции Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств, утвержденном Решением Правления Фонда (Протокол от 19 июня 2007 года № 1). Так, в пункте 12 Положения установлено, что "порядок финансирования определяется решением Совета глав правительств СНГ".
В соответствии с учредительными документами Фонда и
Решением от 25 мая 2007 года (с
изменениями от 14 ноября 2008 года ) имущество Фонда и расходы на содержание Исполнительной дирекции Фонда разграничиваются как по источникам формирования, так и по целевому назначению. Имущество Фонда формируется в основном за счет добровольных взносов и может быть направлено только на обеспечение финансирования мероприятий (проектов) в области гуманитарного сотрудничества, согласованных с Советом. Расходы на содержание Исполнительной дирекции Фонда состоят из долевых взносов государств-участников
Договора , размер которых определен в Решении от 25 мая 2007 года с учетом изменений, внесенных Решением от 14 ноября 2008 года.
................Перейти до повного тексту