1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Рішення


Решение
Экономического совета Содружества Независимых Государств о ходе выполнения Программы мероприятий по реализации Концепции сотрудничества и координации деятельности государств-участников СНГ в валютной сфере
(Кишинев, 19 июня 2009 года)
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Принять к сведению Информацию о ходе выполнения Программы мероприятий по реализации Концепции сотрудничества и координации деятельности государств-участников СНГ в валютной сфере, представленную Исполнительным комитетом СНГ и рассмотренную Комиссией по экономическим вопросам.
2. Межгосударственному валютному комитету осуществлять дальнейшую работу по реализации Концепции сотрудничества и координации деятельности государств-участников СНГ в валютной сфере с учетом влияния мирового финансового кризиса и необходимости минимизации его негативных последствий.
3. Просить правительства государств-участников СНГ, являющихся участниками Соглашения об учреждении Межгосударственного банка от 22 января 1993 года, подготовить и направить в Исполнительный комитет СНГ предложения по уточнению задач и функций Межгосударственного банка в современных условиях в соответствии с пунктом 2.6.3 Плана мероприятий по реализации первого этапа (2009-2011 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года.
Исполнительному комитету СНГ представить обобщенные предложения на рассмотрение Экономического совета СНГ.
(Подписи)
ИНФОРМАЦИЯ
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА И КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ В ВАЛЮТНОЙ СФЕРЕ
Концепция сотрудничества и координации деятельности государств-участников СНГ в валютной сфере (далее - Концепция) утверждена Решением Совета глав правительств СНГ от 15 сентября 2004 года. Решение подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия и Таджикистан.
Концепция предполагает постепенный поэтапный переход государств-участников СНГ к согласованной валютной политике, создание механизмов взаимовыгодного валютного сотрудничества, в том числе платежных механизмов, стимулирующих развитие торгово-экономических связей между хозяйствующими субъектами, создание в перспективе общего валютного пространства.
Переход к согласованной валютной политике намечено осуществить в три этапа; последний (третий) этап заканчивается ориентировочно в 2017 году достижением договоренности о валюте коллективного пользования, которой в перспективе отводится роль как международного платежного средства, так и резервной валюты.
Межгосударственным валютным комитетом (МВК) утверждена Программа мероприятий по реализации Концепции (далее - Программа мероприятий), также разбитая на три этапа. I этап завершился в 2007 году. II этап включает мероприятия, реализуемые в 2008-2010 годах. МВК проведена следующая работа по выполнению мероприятий, предусмотренных пунктами I и II этапов Программы.
I ЭТАП (2006-2007 ГОДЫ)
Пункт I-1. Выработка единых показателей для определения состояния и уровня развития валютных рынков
Межгосударственный валютный комитет 4 декабря 2008 года одобрил разработанные Центральным банком Российской Федерации Методические рекомендации по подготовке информации к анализу состояния и уровня развития валютных рынков государств-участников СНГ и рекомендовал центральным (национальным) банкам государств-участников СНГ осуществлять подготовку, свод и анализ информации о состоянии и уровне развития валютных рынков государств-участников СНГ в порядке и в сроки согласно Методическим рекомендациям и направлять ее в Исполнительную дирекцию МВК.
Исполнительной дирекции поручено организовать представление указанной информации на рассмотрение МВК и ее публикацию в средствах массовой информации.
Пункт I-2. Налаживание систематического взаимного обмена информацией о законодательной базе и предпринимаемых сторонами мерах в области валютной политики, формирование на основе Межгосударственного банка единой информационной базы
Центральным банком Российской Федерации по поручению МВК от 19 декабря 2006 года подготовлен проект Соглашения об информационно-аналитическом и консультативном сотрудничестве между центральными (национальными) банками государств-участников СНГ.
Согласно проекту центральные (национальные) банки ежеквартально направляют Межгосударственному банку статистические данные согласно Перечню информации об основных показателях экономической, монетарной и финансово-банковской статистики, подлежащей обмену между центральными (национальными) банками государств-участников СНГ, являющемуся приложением к проекту Соглашения, а Межгосударственный банк обеспечивает сбор, обобщение и рассылку получаемой информации.
Проект Соглашения рассматривался на 13-м заседании МВК 27 ноября 2007 года, на заседании Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ 12 февраля 2008 года и на 14-м заседании МВК 4 декабря 2008 года.
В связи с появлением в ходе последнего заседания замечаний юридико-технического характера МВК поручил Исполнительной дирекции согласовать их в рабочем порядке с членами МВК и организовать подписание Соглашения руководителями центральных (национальных) банков государств-участников СНГ.
Пункт I-3. Налаживание на регулярной основе анализа состояния и тенденций экономического развития государств-участников СНГ и систематического взаимного обмена по основным направлениям и показателям макроэкономической, финансовой, денежно-кредитной и валютной политики
МВК на 12-м заседании в декабре 2006 года согласился с предложением Банка России и Национального банка Таджикистана об использовании в работе по обмену информацией по основным направлениям и показателям макроэкономической, финансовой, денежно-кредитной и валютной политики между государствами-участниками СНГ опыта, накопленного в этой работе государствами-участниками ЕврАзЭС.
В соответствии с этим решением Исполнительной дирекцией с использованием положений соответствующих документов ЕврАзЭС был разработан проект Порядка подготовки аналитических обзоров денежно-кредитной политики и финансовых рынков государств-участников СНГ. На 13-м заседании МВК в ноябре 2007 года Порядок был одобрен и рекомендован центральным (национальным) банкам государств-участников СНГ для использования при осуществлении взаимного обмена информацией по основным направлениям и показателям макроэкономической, финансовой, денежно-кредитной и валютной политики.
Согласно Порядку центральные (национальные) банки ежеквартально предоставляют предусмотренную им информацию Межгосударственному банку, а последний обеспечивает ее свод и рассылку обобщенных материалов.
Пункт I-4. Начало работы по сближению нормативно-правовой базы государств-участников СНГ, регулирующей операции на рынках финансовых услуг, посредством разработки и принятия программ либерализации их валютных законодательств
Решением от 19 декабря 2006 года МВК одобрил и рекомендовал для использования в практической работе разработанные Национальным Банком Республики Казахстан рекомендации по сближению нормативно-правовой базы государств-участников СНГ, регулирующей операции на рынках финансовых услуг, посредством разработки и принятия программ либерализации их валютного законодательства.
Пункт I-5. Постепенное предоставление хозяйствующим субъектам и финансовым учреждениям государств-участников СНГ доступа на рынки финансовых услуг
Национальным банком Кыргызской Республики по данным, предоставленным центральными (национальными) банками государств-участников СНГ, проведен анализ условий доступа хозяйствующих субъектов и финансовых учреждений государств-участников СНГ на рынки финансовых услуг (в банковском и небанковском секторах) Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины, регламентируемых действующим законодательством этих государств.
МВК, рассмотрев на 13-м заседании 27 ноября 2007 года соответствующую информацию Национального банка Кыргызской Республики по этому вопросу, отметил, что действующее законодательство государств-участников СНГ в основном обеспечивает возможность постепенного взаимного доступа их банковских и других кредитных и финансовых организаций на национальные рынки финансовых услуг и счел необходимым продолжить работу по постепенной отмене еще действующих ограничений по взаимному допуску хозяйствующих субъектов и финансовых учреждений государств-участников СНГ на их рынки финансовых услуг, дальнейшему сближению валютного законодательства государств-участников СНГ в целях создания в перспективе общего рынка финансовых услуг.
Пункт I-6. Проведение котировок по валютам государств Содружества, присоединившихся к статье VIII Соглашения МВФ
Национальным банком Республики Беларусь на основе информации, предоставленной центральными (национальными) банками Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины, к 12-му заседанию МВК (декабрь 2006 года) были подготовлены аналитические материалы по вопросу проведения котировок по валютам государств-участников СНГ. Все указанные государства присоединились к статье VIII Соглашения МВФ.
Анализ показал, что во всех перечисленных государствах имеется законодательная база для формирования и установления официальных курсов национальных валют: законы о валютном регулировании, иные нормативные правовые акты (постановления, приказы, распоряжения), нормативные акты центральных (национальных) банков.
При проведении валютных операций на межбанковском рынке и рынке наличной валюты во всех государствах курсы национальных валют к национальным валютам государств-участников СНГ формируются субъектами рынка исходя из соотношения спроса и предложения.
В целом во всех государствах используются сходные подходы к формированию как официальных, так и рыночных курсов национальных валют.
Информация Национального банка Республики Беларусь о проведении котировок по валютам государств Содружества, присоединившихся к статье VIII Соглашения МВФ, МВК принята к сведению.
Пункт I-7. Завершение перехода к конвертируемости национальных валют по текущим операциям
МВК на 12-м заседании (декабрь 2006 года) принял к сведению информацию Банка России, подготовленную по результатам анализа данных центральных (национальных) банков государств-участников МВК, о том, что в соответствии с национальным законодательством во всех государствах практически отсутствуют ограничения по текущим операциям платежного баланса.
МВК рекомендовал центральным (национальным) банкам государств-участников СНГ в условиях отсутствия валютных ограничений по текущим операциям и постепенной либерализации капитальных операций платежного баланса обратить особое внимание на создание систем информативного мониторинга валютных рынков в целях выявления на раннем этапе угроз финансовой дестабилизации.
Пункт I-8. Внедрение в практику трансграничных расчетов наряду с СКВ национальных валют государств Содружества, в том числе с использованием механизмов платежно-расчетной системы Межгосударственного банка
На 12-м заседании в декабре 2006 года МВК принял к сведению информацию Межгосударственного банка (далее - Банк) о проводимой им при участии центральных (национальных) банков заинтересованных государств работе по формированию платежно-расчетной системы государств-участников Банка на базе использования национальных валют этих государств и внедрению ее в практику трансграничных расчетов между ними.
МВК рекомендовал центральным (национальным) банкам государств-участников СНГ оказывать Банку помощь интеллектуальными и материально-техническими ресурсами в создании программно-технического комплекса по развитию и практическому использованию формируемой платежно-расчетной системы.
Однако при рассмотрении вопроса о его деятельности на заседании Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ 25 июля 2007 года Банк, сославшись на Решение Совета Банка от 20 апреля 2007 года, в одностороннем порядке объявил о прекращении работ по созданию этой системы.
Экономический совет СНГ ( Решение от 14 декабря 2007 года) рекомендовал МВК совместно с Банком рассмотреть состояние вопроса о создании платежно-расчетной системы на базе национальных валют государств-участников СНГ и перспективы этой работы с учетом современного уровня развития платежно-расчетных технологий.
Вопрос рассмотрен на 14-м заседании МВК 4 декабря 2008 года. В информации, представленной на рассмотрение МВК, Банк констатировал, что, несмотря на ряд преимуществ, разработанная им платежно-расчетная система широкого распространения в обеспечении международных (трансграничных) платежей не получила.
Внедрение системы сдерживалось крайне осторожной позицией центральных (национальных) банков в отношении возможных дополнительных обязательств перед Банком, в частности, предоставлении Банку права участия в национальных платежных системах и гарантировании ему права осуществления конверсии избыточно накопленных остатков национальных валют за счет резервов центральных (национальных) банков в случае отсутствия рыночных возможностей конверсии.
В дальнейшем, по мере изменения экономической ситуации в государствах-участниках Банка, ряд его участников констатировали, что в связи со стабилизацией их кредитно-денежных систем, укреплением национальных валют, надежным функционированием платежных систем коммерческих банков, обеспечивающих международные платежи, потребность в платежном механизме, разработанном Банком, снизилась. Кроме того, они стали выражать обеспокоенность тем, что как международная организация Банк получит недостаточно обоснованные конкурентные преимущества перед коммерческими банками.
С учетом вышеприведенных обстоятельств Совет Банка в апреле 2007 года признал дальнейшую работу по расширению использования платежно-расчетной системы Банка с участием центральных (национальных) банков утратившей актуальность. В соответствии с тем же Решением Совета Банк продолжает обеспечивать международные расчеты своих клиентов в национальных валютах.
МВК принял информацию Банка к сведению.
Вопрос о развитии платежно-расчетной системы на основе использования национальных валют государств-участников Межгосударственного банка был обсужден в ходе 38-го заседания Совета Межгосударственного банка, состоявшегося 21 апреля 2009 года в г. Москве. По результатам обсуждения Межгосударственному банку было поручено подготовить предложения по развитию платежно-расчетной системы на основе использования национальных валют государств-участников Банка с учетом существующих возможностей их центральных (национальных) банков, а также экономических потребностей этих стран.
Пункт I-9. Завершение реорганизационных мероприятий Межгосударственного банка с учетом его роли как одного из участников реализации Концепции сотрудничества и координации деятельности государств-участников СНГ в валютной сфере
В 2003 году Россия выступила с инициативой о повышении роли Банка в финансово-экономическом сотрудничестве государств-участников СНГ путем создания на его базе крупного регионального банка развития с существенным усилением инвестиционной составляющей его деятельности и значительным увеличением (до 1 млрд евро) уставного капитала. Для решения этой задачи было необходимо провести структурно-функциональную реорганизацию Банка.

................
Перейти до повного тексту