1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Рішення


Решение Экономического совета Содружества Независимых Государств о деятельности Межгосударственного банка
(Москва, 14 декабря 2007 года)
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Принять к сведению Информацию о деятельности Межгосударственного банка, подготовленную Межгосударственным банком совместно с Исполнительным комитетом СНГ и рассмотренную Комиссией по экономическим вопросам.
2. Просить правительства государств-участников СНГ, являющихся участниками Соглашения об учреждении Межгосударственного банка от 22 января 1993 года, с учетом изменений в банковско-валютной сфере в последние годы определить до 1 июня 2008 года свою позицию по реорганизации Межгосударственного банка в соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ от 18 сентября 2003 года о предложениях по развитию взаимодействия государств-участников СНГ в экономической сфере.
Совету Межгосударственного банка и Исполнительному комитету СНГ представить обобщенную информацию и соответствующие предложения на рассмотрение Экономического совета СНГ.
3. Рекомендовать Межгосударственному валютному комитету совместно с Межгосударственным банком рассмотреть состояние вопроса о создании платежно-расчетной системы на базе национальных валют государств-участников СНГ, предусмотренного Планом важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств-участников СНГ в экономической сфере в 2003-2010 годах, утвержденным Решением Совета глав государств СНГ от 19 сентября 2003 года, и перспективы этой работы с учетом современного уровня развития платежно-расчетных технологий.
(Подписи)
ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА
Межгосударственный банк (далее - Банк) образован в соответствии с Соглашением об учреждении Межгосударственного банка, подписанным 22 января 1993 года. Учредителями Банка являются правительства и центральные (национальные) банки Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины.
Банк является международным расчетным и кредитно-финансовым учреждением, осуществляющим деятельность в соответствии с нормами международного публичного права.
В соответствии с Соглашением и Уставом Межгосударственного банка основными его целями и задачами являются:
организация многосторонних межгосударственных расчетов между центральными (национальными) банками участников по торговым и другим операциям;
координация денежно-кредитной политики стран-участниц;
краткосрочное кредитование центральных (национальных) банков;
изучение и анализ экономики участников Соглашения, подготовка рекомендаций и предложений центральным (национальным) банкам по координации их денежно-кредитной и валютной политики;
совершение других банковских операций, находящихся в соответствии с целями и задачами Банка, вытекающими из Соглашения об учреждении Межгосударственного банка и его Устава ( 997_097 ).
В связи с тем что вскоре после образования Банка страны-участницы в рамках развития государственного суверенитета начали проводить независимую денежно-кредитную и валютную политику, задачи Банка, касающиеся координации их деятельности, потеряли свою актуальность. В результате Банк сосредоточил свою деятельность на проведении традиционных банковских расчетно-кредитных операций.
На 19 заседании Совета Банка в октябре 1999 года была принята Перспективная программа деятельности Межгосударственного банка, которой Банк руководствуется в последние годы.
Основной целью Банка определено содействие в обеспечении финансовых условий для формирования и развития устойчивых торгово-экономических и производственных связей между государствами-участниками СНГ.
Для решения этой задачи Банк осуществляет организацию и проведение расчетов в национальных валютах между хозяйствующими субъектами и банками государств-участников СНГ, кредитование совместных проектов, последовательное развертывание инвестиционной деятельности в интересах этих государств.
Используя передовые банковские технологии, Банк предлагает своим клиентам механизм проведения международных расчетов в национальных валютах в режиме реального времени.
По мере мобилизации необходимых ресурсов для развития инвестиционной деятельности Банк имеет своей целью осуществление кредитования и финансирования международных и национальных проектов и программ, отдавая предпочтение тем из них, которые связаны с организацией производства необходимой государствам-участникам Банка продукции, развитием производственной специализации и кооперации, ростом экспортного потенциала государств-участников Банка.
Важный принцип кредитно-инвестиционной деятельности Банка состоит в том, что он не составляет конкуренции коммерческим банкам. Напротив, он стремится к плодотворному сотрудничеству с ними, в частности, в рамках межбанковских кредитных консорциумов.
Перспективная программа деятельности Банка предусматривала также подготовку нового Устава Межгосударственного банка, внесение изменений в Соглашение об его учреждении с учетом современных требований и задач Банка и значительное увеличение капитала Банка в целях развития инвестиционного направления.
Первоначальный уставный капитал Банка составлял 5 млн. рублей, затем в 1997 году он был увеличен до 20 млн. рублей за счет полученной прибыли. С тех пор уставный капитал Банка не изменялся.
Деятельность Банка в 2006 году осуществлялась в обстановке повышения темпов роста промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличения объемов взаимной внешней торговли при замедлении инфляционных процессов в большинстве государств-участников СНГ - учредителей Банка.
Сумма баланса Банка на 1 января 2007 года составила 4,6 млрд. рублей, что на сопоставимой основе означает рост на 9,5% по сравнению с 1 января 2006 года.
Капитал (собственные средства) Банка вырос на 33,3% и составил на 1 января 2007 года 1,2 млрд. рублей. Для сравнения: на 1 января 2000 года капитал составлял 80 млн. рублей.
По международным стандартам финансовой отчетности размер собственных средств Банка на 1 января 2007 года равен 2,7 млрд. рублей, или 104 млн. долларов США.
Чистая прибыль за 2006 год составила 330,4 млрд. рублей, или 7,2% суммы активов Банка.
Изменение размера собственного капитала Межгосударственного банка и его доли, приходящейся на учредителей
тыс.руб.
Государство-
учредитель
Вес
голосов,
%
Сумма
первоначального
взноса в
уставный
капитал
Доля в
капитале
в 1999
году
(росс.
правила
бух.
учета)
Доля в
капитале на
1 января
2007 года
(росс.
правила
бух. учета)
Доля в
капитале на
1 января
2007 года
(междунар.
стандарты
фин.
отчетности)
Республика
Армения
1,8 90,00 1441,24 21 306,20 49 269,47
Республика
Беларусь
8,4 520,00 6725,80 99 428,95 229 924,21
Республика
Казахстан
6,1 305,00 4884,21 72 204,36 166 968,77
Кыргызская
Республика
1,5 75,00 1201,04 17 755,17 41 057,90
Республика
Молдова
2,9 145,00 2322,00 34 326,66 79 378,60
Российская
Федерация
50,0 2500,00 40 034,50 591 839,00 136 859,50
Республика
Таджикистан
1,6 80,00 1281,10 18 938,85 43 795,09
Туркменистан 1,5 75,00 1201,04 17 755,17 41 057,90
Республика
Узбекистан
5,5 275,00 4403,80 65 102,29 150 545,62
Украина 20,7 1035,00 16 574,28 245 021,35 566 598,95
Итого 100,0 5000,00 80 069,00 1 183 678,00 2 737 193,00
1. О РАЗРАБОТКЕ НОВОГО УСТАВА МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА
Работу по подготовке проекта нового Устава Межгосударственного банка и проекта Протокола о внесении изменений и дополнений к Соглашению об его учреждении Банк начал в 1999 году с одобрения Совета Банка. Эта работа проводилась в течение 2000-2004 годов в тесном взаимодействии со специалистами центральных (национальных) банков государств-участников Банка.
Проект нового Устава неоднократно обсуждался на заседаниях Совета Банка. На 26 заседании Совета (Протокол заседания Совета от 19 ноября 2002 года) принято единогласное решение признать подготовленные тексты проектов нового Устава Межгосударственного банка и Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о его учреждении "достаточно проработанными для направления их соответствующим компетентным инстанциям Сторон с целью обеспечения подготовки этих документов к подписанию".
Большинством государств-участников Банка проекты новых Устава и Протокола были положительно оценены. В предложениях Российской Федерации для обсуждения в 2003 году на заседании Совета глав правительств СНГ вопроса о реорганизации Межгосударственного банка отмечалось, что назрела необходимость использования уникального статуса Банка и создания на его базе крупного регионального банка развития.
На заседании Совета глав правительств СНГ 18 сентября 2003 года принято Решение, поручающее Совету Межгосударственного банка совместно с министерствами финансов и центральными (национальными) банками государств-участников СНГ и Исполнительным комитетом СНГ подготовить с учетом предложений Российской Федерации проекты необходимых документов по реорганизации Межгосударственного банка и внести их в установленном порядке на рассмотрение Совета глав правительств СНГ.
После принятия Советом глав правительств СНГ указанного Решения по поводу реорганизации Межгосударственного банка работа в этой области активизировалась. С инициативой рассмотреть вопрос реорганизации Банка и увеличить его уставный капитал выступила Республика Казахстан (Нота МИД Казахстана от 27 мая 2004 года). Исполкомом СНГ было предложено провести экспертное совещание по окончательной выработке соответствующих проектов документов (Письмо Председателя Исполнительного комитета - Исполнительного секретаря СНГ Ю.Ярова от 8 июня 2004 года).
Для обсуждения в Исполкоме СНГ на заседании экспертов государств-участников СНГ Центральным банком Российской Федерации был представлен новый переработанный им совместно с Министерством финансов Российской Федерации и не согласованный с остальными участниками вариант Устава (Письмо Центрального банка Российской Федерации в адрес Исполнительного комитета СНГ N 09-39/2312 от 29.06.04). В Письме также предлагалось в целях обеспечения инвестиционной деятельности Банка увеличить его уставный капитал до 1 млрд. евро. На заседании экспертов государств-участников СНГ, которое состоялось 6 июля 2004 года в Исполкоме СНГ, выработать согласованный проект Устава Межгосударственного банка не удалось. Главной причиной можно считать то обстоятельство, что представители других государств-участников СНГ (кроме Российской Федерации) придерживались текста проекта Устава, ранее разработанного и согласованного с компетентными органами своих государств и в рамках Совета Межгосударственного банка. Тем не менее, рабочий вариант проекта Устава Межгосударственного банка на основе варианта Минфина и Банка России был направлен Исполнительным комитетом СНГ на рассмотрение правительств государств-участников СНГ и центральных (национальных) банков. Правительство Российской Федерации своего отношения к разосланному проекту Устава официально не высказало.
В связи с этим не состоялось обсуждение данного вопроса на заседании Экономического совета СНГ 3 сентября 2004 года.
В дальнейшем работа над проектами Устава и Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение об учреждении Межгосударственного банка не проводилась. Инициативы возобновления работы Российская Сторона не проявляла. Исключение составляет Решение Межгосударственного валютного комитета (Протокол заседания N 12 от 19 декабря 2006 года), в котором высказывается просьба к Центральному банку Российской Федерации оказать содействие в ускорении согласования заинтересованными организациями позиции Российской Федерации по вопросу реорганизации и принятия нового Устава Межгосударственного банка.
Следует отметить, что в декабре 2004 года Министерство финансов Российской Федерации перевело Банку 6 млрд. рублей для их последующего использования на увеличение уставного капитала Банка. Сумма 6 млрд. рублей числилась на корреспондентском счете Межгосударственного банка в Центральном банке Российской Федерации как неснижаемый остаток по счету без права Банка распоряжаться им. В октябре 2006 года эти средства были отозваны Российской Стороной в связи с отсутствием решения по вопросу об утверждении новой редакции Устава Банка и, соответственно, увеличения его капитала.
2. О ФОРМИРОВАНИИ ПЛАТЕЖНО-РАСЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВАЛЮТ
Формирование платежно-расчетной системы на основе использования национальных валют предусмотрено Планом реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств-участников Содружества Независимых Государств в экономической сфере в 2003-2010 годах, утвержденным Решением Совета глав государств СНГ от 19 сентября 2003 года. В числе исполнителей по пункту 5 раздела VII вышеуказанного Плана "Совершенствование платежно-расчетных отношений на базе широкого использования национальных валют" предусмотрены Межгосударственный банк и центральные (национальные) банки государств-участников СНГ.
Разработку платежно-расчетной системы Банк начал в 2000 году в соответствии с принятой в 1999 году Программой деятельности Банка.
В марте 2003 года Совет Банка (Протокол заседания Совета от 28 марта 2003 года) рассмотрел состояние работы по созданию платежно-расчетной системы и поручил Банку на основе обобщения предложений центральных (национальных) банков подготовить окончательный вариант этой системы, бизнес-план и проекты соглашений и договоров между центральными (национальными) банками и Межгосударственным банком, обеспечивающие участие Сторон в платежно-расчетной системе государств-участников СНГ.
На последующих заседаниях Совета Банка (Протоколы N 28 от 31 октября 2003 года, N 29 от 26 марта 2004 года и N 30 от 1 апреля 2005 года) были подведены итоги работы по формированию платежно-расчетной системы, одобрены в основном проекты Положения о платежно-расчетной системе и Типового соглашения между центральным (национальным) банком и Межгосударственным банком об участии в платежно-расчетной системе. По поручению Совета Банк дополнительно доработал вопросы управления рисками системы, подготовил проект документа, определяющего алгоритм установления курсов национальных валют, используемых в операциях системы, обосновал экономическую эффективность создаваемой платежно-расчетной системы.
Банк, по существу, апробировал на практике возможности внедрения расчетов в национальных валютах государств-участников в рамках платежной системы. Так, в 2001-2006 годах через Банк было проведено взаиморасчетов в национальных валютах на общую сумму, эквивалентную 47,3 млрд. российских рублей.
В Решении Межгосударственного валютного комитета от 19 декабря 2006 года (Протокол заседания N 12) рекомендовано центральным (национальным) банкам государств-участников СНГ оказывать Банку помощь интеллектуальными и материально-техническими ресурсами в создании программно-технического комплекса по развитию и практическому использованию формируемой платежно-расчетной системы.
Центральный банк Российской Федерации является одним из основных потенциальных участников, с точки зрения объема платежей в российских рублях. Тем не менее Центральный банк Российской Федерации до апреля 2007 года не определял свою позицию относительно участия в этой системе, и им не были даны оценки подготовленным документам, касающимся формирования платежно-расчетной системы, по существу, не представлены предложения по внедрению платежной системы.
Вопрос о перспективах развития платежно-расчетной системы был поставлен Банком на Совете Банка 20 апреля 2007 года. В результате состоявшегося обсуждения Советом Банка было принято следующее решение:
"Отметить, что Межгосударственный банк провел большую работу в области создания платежно-расчетной системы на базе национальных валют государств-участников Межгосударственного банка.
Констатировать, что с момента постановки задачи создания общей платежно-расчетной системы на базе национальных валют государств-участников Банка в валютно-финансовой сфере и сфере платежных отношений в государствах-участниках Банка произошли качественные изменения: стабилизировались их денежно-кредитные системы, укрепились национальные валюты, сложились (без участия центральных (национальных) банков) современные технологически развитые платежные системы, обеспечивающие потребности участников внешнеэкономической деятельности в трансграничных расчетах, в том числе в национальных валютах.
Учитывая отмеченные изменения, признать, что в настоящее время дальнейшая разработка специальной платежно-расчетной системы Межгосударственного банка с участием центральных (национальных) банков утратила актуальность.
Согласиться с тем, что Межгосударственный банк будет продолжать расчеты в национальных валютах государств-участников Банка на коммерческих условиях в пределах потребностей его клиентов". Таким образом, Банк прекращает работу по созданию общей платежно-расчетной системы государств-участников СНГ с участием центральных (национальных) банков.
3. РЕСУРСЫ БАНКА
Помимо капитала (собственных средств) в сумме 1,2 млрд. рублей, который состоит в основном из резервов и других фондов, созданных за счет прибыли, Банк привлекает для обеспечения своей деятельности кредиты и депозиты.
По состоянию на 1 января 2007 года привлеченные Банком кредиты и депозиты составили 3,0 млрд. рублей. Денежные средства привлечены в основном в долларах США.
Структура привлеченных кредитов и депозитов по источникам привлечения характеризуется следующими данными:
Наименование
кредитора
01.01.2006 01.01.2007
млн.руб. уд. вес
(%)
млн.руб. уд. вес
(%)
Центральный Банк
Российской Федерации
1439,1 48,52 1053,2 34,34
Центральный банк
Республики Армения
719,6 24,26 798,3 26,03
VTB Bank
(Deutschland)
341,1 11,50 271,9 8,87
VTB Bank (Austria) 461,4 15,56 935,6 30,50
Прочие 4,7 0,16 8,0 0,26
Итого 2965,9 100,0 3067,0 100,00
Депозиты Центрального банка Российской Федерации явились формой финансовой поддержки Банка в условиях, когда к началу 1999 года Банк оказался в крайне сложном финансовом положении. После девальвации рубля в августе 1998 года капитал и другие ресурсы Банка, вложенные в ГКО, практически обесценились.
Всего Центральный банк Российской Федерации разместил в Банке депозиты общим объемом 100 млн. долларов США, которые были вложены в высокодоходные и надежные российские ценные бумаги - еврооблигации.
К настоящему времени основная часть депозитов Центрального банка Российской Федерации возвращена. По состоянию на 1 января 2007 года в Банке числятся два депозита Центрального банка Российской Федерации на общую сумму 40 млн. долларов США, или 1053,2 млн. рублей. Срок возврата указанных депозитов предусмотрен 14 декабря 2007 года (20,0 млн. долларов США) и 20 декабря 2007 года (20,0 млн. долларов США). В 2006 году был частично возвращен один депозит в сумме 10,0 млн. долларов США. В Банке по состоянию на 1 января 2007 года размещено два депозита Центрального банка Республики Армения на общую сумму, эквивалентную 798,3 млн. рублей, один - на сумму 25 млн. долларов США, второй - на сумму 140 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2007 года в составе привлеченных кредитов числятся два кредита банков группы ВТБ - VTB Bank (Deutschland) AG на общую сумму 10,3 млн. долларов США и пять кредитов VTB Bank (Austria) AG на общую сумму 35,5 млн. долларов США.
Полученные кредиты связаны, в частности, с потребностями Банка в ресурсах для реализации заключенного между Правительством Республики Армения и Банком Соглашения о Программе, направленной на возобновление производства и вывод на оптимальный объем выпуска каучуков и другой продукции на ЗАО "ЗАВОД НАИРИТ" на период 2005-2012 годов.
4. АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКА
Структура активов Банка по основным позициям по состоянию на 1 января 2007 года в сравнении с соответствующей датой прошлого года выглядит следующим образом:
Наименование статей На 1 января 2006 г. На 1 января 2007 г.
млн.руб. уд. вес в
%
млн.руб. уд. вес в
%
Денежные средства 18,6 0,2 5,2 0,1
Средства в Центральном
банке Российской
Федерации
6017,1 58,9 15,0 0,3
Средства в кредитных
организациях
20,6 0,2 41,7 0,9
Чистая ссудная
задолженность
1313,8 12,6 2984,0 64,6
Чистые вложения в
инвестиционные ценные
бумаги
2340,9 22,9 1119,6 24,2
Основные средства, 473,9 4,9 426,3 9,3
в т.ч. вагоны-цистерны 409,4 4,0 362,8 7,9
Всего активов 10 220,0 100,0 4619,3 100,0
4.1. Операции с ценными бумагами
По состоянию на 1 января 2007 года вложения Банка в ценные бумаги составили 1,26 млрд. рублей, в том числе в еврооблигации Российской Федерации и акции - 1,12 млрд. рублей, в векселя - 140 млн. рублей.
В ноябре-декабре 2006 года Банк продал часть облигаций, рыночная цена которых составила 51,5 млн. долларов США, получив прибыль по сравнению с их балансовой стоимостью (цена приобретения) в размере 16,2 млн. долларов США (451,2 млн. рублей).
По состоянию на 1 января 2007 года структура и оценка портфеля государственных долговых обязательств Российской Федерации выглядит следующим образом:
Дата
погашения
Номинал
(USD)
Количество
облигаций
(шт.)
Номинальная
стоимость
(USD)
Балансовая
стоимость
(USD)
Рыночная
стоимость
на 01.01.2007
(USD)
Сумма
переоценки до
рыночной
стоимости
(USD)
24.07.2018 1000,00 22 000 22 000 000,00 16 988 791,67 31 845 000,00 14 864 291,67
24.06.2028 1000,00 25 000 25 000 000,00 21 373 625,00 45 281 250,00 23 907 625,00
31.03.2030 1,00 9 000 000 9 000 000,00 4 158 750,00 10 181 250,00 6 022 500,00
Всего 9 047 000 56 000 000,00 42 521 166,67 87 307 500,00 44 794 416,67

................
Перейти до повного тексту