- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
Решение
Экономического совета Содружества Независимых Государств о ходе выполнения Решения Совета глав правительств СНГ от 29 ноября 2001 года о Межгосударственной программе создания сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2005 года
(Москва, 12 декабря 2008 года) |
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
2. В целях обеспечения реализации
Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, предусматривающей создание сети информационно-маркетинговых центров (ИМЦ) для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников СНГ в качестве приоритетного направления экономического сотрудничества, рекомендовать Координационному совету государств-участников СНГ по информатизации при Региональном содружестве в области связи совместно с Исполнительным комитетом СНГ:
- подготовить проект Соглашения о сотрудничестве в создании, использовании и развитии межгосударственной сети ИМЦ государств-участников СНГ для продвижения товаров и услуг на национальные рынки Содружества, а также предложения по организационно-правовому и финансово-экономическому обеспечению ее развития и функционирования;
- разработать План мероприятий экономического, нормативно-правового и технического взаимодействия участников межгосударственной сети ИМЦ государств-участников СНГ в 2009-2010 годах.
3. Координационному совету государств-участников СНГ по информатизации при Региональном содружестве в области связи и Рабочей группе высокого уровня Межгосударственной программы создания сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2005 года продолжить работу по развитию технологической инфраструктуры межгосударственной сети ИМЦ государств-участников СНГ.
(Подписи)
ИНФОРМАЦИЯ
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ СОВЕТА ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ СНГ ОТ 29 НОЯБРЯ 2001 ГОДА О МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ СОЗДАНИЯ СЕТИ ИНФОРМАЦИОННО-МАРКЕТИНГОВЫХ ЦЕНТРОВ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ НА НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
Решение Совета глав правительств СНГ от 3 июня 2005 года вступило в силу для семи из восьми государств-участников СНГ (кроме Молдовы).
В реализации Программы принимают участие восемь государств-участников СНГ (кроме Республики Армения, Грузии, Туркменистана и Республики Узбекистан).
На межгосударственном уровне осуществление мероприятий по созданию сети информационно-маркетинговых центров (далее - ИМЦ) предусмотрено Стратегией сотрудничества государств-участников СНГ в сфере информатизации и Планом действий по ее реализации на период до 2010 года, утвержденными Решением Совета глав правительств СНГ от 24 ноября 2006 года.
В соответствии с
Решением Совета глав правительств СНГ от 29 ноября 2001 года ход реализации Программы ежегодно рассматривается в установленном порядке на заседаниях Экономического совета СНГ.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации, принятым в декабре 2007 года, Минкомсвязи России за счет средств Федеральной целевой программы (ФЦП) "Электронная Россия (2002-2010 годы)" создается Общегосударственный информационный центр для обеспечения предоставления государственных услуг с использованием телекоммуникационных технологий. В составе этого центра образован экспериментальный программно-технический комплекс, на котором отработаны технологические решения как для национального, так и межгосударственного взаимодействия в сфере электронной торговли. Постановлением Правительства Российской Федерации, принятым в марте 2008 года, утвержден Порядок пользования электронными торговыми площадками. Функционирует сайт "Госзакупки", на основе которого в 2010 году будет введен в эксплуатацию Федеральный портал госзакупок.
Для решения вопросов организационно-правового и финансово-экономического обеспечения
Программы Решением Экономического совета СНГ от 14 декабря 2007 года поручено подготовить предложения об образовании совещательного органа по вопросам координации развития и функционирования межгосударственной сети ИМЦ государств-участников СНГ. Проект Положения о создаваемом совещательном органе подготовлен Рабочей группой высокого уровня Программы (далее - РГВУ) совместно с Исполнительным комитетом СНГ. Признано целесообразным за Координационным советом государств-участников СНГ по информатизации при Региональном содружестве в области связи (КСИ при РСС) сохранить вопросы технологического обеспечения.
КСИ при РСС на 13-м заседании 25 сентября 2008 года рассмотрел ход реализации Программы.
Создание сети ИМЦ для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников СНГ определено
Концепцией дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренной Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года, одним из приоритетных направлений экономического сотрудничества. Учитывая, что Программа завершается в 2008 году, в целях обеспечения необходимых организационно-правовых основ для дальнейшего развития сети ИМЦ представляется необходимым подготовить проект Соглашения по данному вопросу. Предлагаемый подход позволит обеспечить экономическую и технологическую эффективность как создаваемых национальных сетей ИМЦ, так и их межгосударственного взаимодействия.
Реализуемые в трехстороннем формате Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Украиной национальные проекты решают задачу интеграции сетей ИМЦ. Так, в 2006 году продемонстрирована практическая возможность проведения аукционов в сфере госзакупок в формате Россия - Беларусь на базе технологического комплекса, развернутого в Москве за счет выделенных из федерального бюджета России 10 млн. рублей.
Для создания в Москве полнофункционального Межгосударственного ИМЦ государств-участников СНГ (далее - МИМЦ) на основе экспериментально отработанных решений в рамках трехстороннего проекта необходимо привлечь инвестиции, на порядок превышающие выделенные. Кроме того, Программой не предусмотрены финансирование текущих расходов на его эксплуатацию, а также возможность софинансирования работ на добровольной основе. Поэтому без активного участия бизнеса в создании МИМЦ и обеспечении его эксплуатации как со стороны национальных операторов связи, так и самих участников электронной торговли обозначенную проблему не решить, и механизм такого участия еще предстоит выработать.
На национальном уровне государствами-участниками СНГ приняты и реализуются: Государственная программа "Электронная Беларусь", ФЦП "Электронная Россия", Государственная программа "Электронная Украина", в рамках которых создаются и развиваются национальные сети ИМЦ. В ряде государств разрабатываются и реализуются национальные стратегии развития информационно-коммуникационных технологий, предусматривающие развитие электронной торговли.
В государствах-участниках СНГ, по предварительной оценке, введение электронной торговли позволит увеличить товарооборот как минимум на 15%, прежде всего за счет увеличения числа вводимых в действие национальных сетей ИМЦ и последующей их интеграции.
По оценке аналитической компании IDC, мировой объем электронной торговли между предприятиями к 2012 году возрастет до 12,4 трлн. долларов США, а продажа товаров и услуг через Интернет составит более 1,2 трлн. долларов США, и электронными платежами будет охвачено более 1 млрд. человек.
В Азербайджанской Республике национальными государственными заказчиками - Министерством связи и информационных технологий и Министерством экономического развития проводится определенная работа по созданию ИМЦ, в частности, изучается практика ведущих государств в этой сфере. После окончательного решения необходимых финансовых вопросов планируется начать соответствующие работы по данному проекту.
В 2003 году при Министерстве экономического развития учрежден Азербайджанский фонд поощрения экспорта и инвестиций (AZPROMO), которому отведена ключевая роль в диалоге между государством и частным сектором, инвесторами, местными производителями и правительством. В августе 2005 года AZPROMO, первоначально созданный в целях привлечения иностранных инвестиций, был наделен также полномочиями по поощрению экспорта местной ненефтяной продукции.
В настоящее время Министерство экономического развития рассматривает возможность создания при AZPROMO центра с информационно-маркетинговыми функциями. На первом этапе, вероятно, будет разработан сайт, объединяющий информационную базу о местных производителях и конкурентоспособной продукции с перспективой выхода на зарубежные рынки, в том числе на рынки государств-участников СНГ.
В целях более подробного изучения опыта государств-участников Программы (в Беларуси, России, Казахстане и Украине уже функционируют подобные сайты или их опытные образцы), а также определения возможных форм сотрудничества с AZPROMO для развертывания национальной сети предусматривается участие уполномоченных представителей Азербайджанской Республики в заседаниях РГВУ.
В Республике Беларусь республиканское унитарное предприятие "Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен" (НЦМКЦ) осуществляет реализацию Программы в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 года N 1819 "О Государственной программе информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года "Электронная Беларусь" с учетом внесенных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 декабря 2005 года N 1387 изменений и дополнений.
НЦМКЦ является ведущим информационно-аналитическим государственным предприятием республиканского значения, имеет статус национального центра и осуществляет информационно-маркетинговое обеспечение и обслуживание потребностей органов государственного управления и субъектов хозяйствования Республики Беларусь по вопросам внешнеэкономической деятельности, а также информационную поддержку зарубежных предприятий в процессе их торгово-экономического сотрудничества с Республикой Беларусь.
В своей деятельности по подготовке, планированию и выполнению мероприятий Программы НЦМКЦ неуклонно придерживаются позиции безусловной поддержки ее практической значимости, конструктивного сотрудничества с уполномоченными партнерами из государств-участников СНГ, а также создания в Республике Беларусь необходимого собственного программно-технического потенциала и соответствующей инфраструктуры как составной части будущей интегрированной инфраструктуры межгосударственной сети ИМЦ заинтересованных государств.
Работы по проектированию и созданию опытного образца сайта ИМЦ обеспечивались в рамках выполнения задания N 73 по разработке проекта и созданию опытной сети ИМЦ, внедрению пилотного проекта сети в соответствии с Перечнем проектов Программы "Электронная Беларусь".
НЦМКЦ проведены работы по разработке программного обеспечения автоматизированной информационной системы ИМЦ, приобретены, установлены и введены в опытную эксплуатацию комплексы программно-технических средств, реализованы мероприятия по информационному наполнению соответствующих баз данных, введен в эксплуатацию опытный образец сайта ИМЦ и базы данных маркетинговой информации (доменное имя web-сайта http://infond.export.by). Информационный массив сформирован на основании официальных баз данных министерств и ведомств Республики Беларусь. Для структуризации информации использованы общегосударственные классификаторы Республики.
НЦМКЦ завершает создание региональной сети ИМЦ путем организации обеспечения автоматизированного взаимодействия филиалов НЦМКЦ в областных и районных городах Республики. Сформированы и действуют филиалы в таких городах, как Гомель, Могилев, Лида, Брест, Витебск, Гродно. На базе действующих филиалов проводится опытная эксплуатация региональной корпоративной сети.
На постоянной основе НЦМКЦ расширяет сотрудничество с зарубежными информационно-маркетинговыми структурами на основе соответствующих соглашений. Подписано 64 соглашения о сотрудничестве с зарубежными информационно-маркетинговыми структурами, в том числе 15 - за восемь месяцев 2008 года. Поддерживается деловое сотрудничество на договорной основе с более чем 20 региональными органами управления Российской Федерации.
Интенсификация информационного взаимодействия национального информационно-маркетингового центра (далее - НИМЦ) с партнерами в государствах-участниках СНГ обусловлена значительным интересом белорусских товаропроизводителей в расширении экспорта своей продукции на рынки государств-участников СНГ. Так, по заказам белорусских субъектов хозяйствования только за 2007 год НЦМКЦ выполнено около 5 тыс. маркетинговых исследований, из которых более 1 тыс. относится к исследованиям рынка регионов Российской Федерации.
В дополнение к работам, выполненным в рамках Программы, и в целях повышения оперативности решения задач по информационному сопровождению (обслуживанию) внешнеэкономической деятельности национальных и зарубежных субъектов хозяйствования с помощью информационно-коммуникационных технологий НЦМКЦ разработаны и функционируют современные информационные системы, в том числе:
- портал www.icetrade.bv и информационная система "Тендеры" - комплексное информационное сопровождение закупок на конкурсной основе;
- портал информационной поддержки экспорта www.export.by - представление в сети Интернет экспортного потенциала Республики;
- веб-сайт Белорусско-Китайской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству www.belaruschina.by и др.
Вышеуказанные информационные системы, инструменты и элементы национальной сети ИМЦ могут быть интегрированы в межгосударственную сеть ИМЦ государств-участников СНГ в качестве составной части информационно-технологической инфраструктуры. Таким образом, будет осуществлена практическая реализация функций НЦМКЦ как НИМЦ межгосударственной сети ИМЦ государств-участников СНГ.
При условии создания МИМЦ национальные информационно-маркетинговые сети ИМЦ Беларуси, России, Украины и других государств могут реально работать с выходом как на свои национальные предприятия и регионы, так и на другие государства-участники СНГ. В декабре 2006 года была продемонстрирована возможность взаимодействия технологических комплексов в формате Беларусь - Россия.
Базы данных сайта ИМЦ содержат информацию о более 5 тыс. производителей товаров и услуг в соответствии с их территориальным расположением, а также о более 20 тыс. видов изготавливаемой продукции. Информационный массив формируется на основании официальных баз данных министерств и ведомств Республики Беларусь с использованием общегосударственных классификаторов структуризации информации:
- виды экономической деятельности;
- товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности;
- государственные стандарты;
- промышленная и сельскохозяйственная продукция.
Применяемая система классификации обеспечивает пользователям доступность и простоту поиска и получения искомой информации о потенциальных производителях и выпускаемой продукции в соответствии с общепринятыми стандартами.
Результаты работы по созданию опытного образца сайта НЦКМЦ как составной части межгосударственной сети ИМЦ государств-участников СНГ приняты соответствующей комиссией и утверждены Министерством связи и информатизации 18 декабря 2006 года.
В процессе выполнения работ осуществлялось взаимодействие и сотрудничество с Российской Федерацией, а также с государственным предприятием "Расчетно-клиринговый центр" Министерства аграрной политики Украины.
Одновременно с практической деятельностью по реализации создания межгосударственной сети ИМЦ государств-участников СНГ как важного инструмента продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников СНГ НЦМКЦ устанавливает деловые отношения с информационно-маркетинговыми структурами зарубежных стран. Так, в 2007 году заключено 25 соглашений о сотрудничестве с деловыми партнерами в шести государствах-участниках СНГ.
В Республике Казахстан в настоящее время национальным государственным заказчиком - Министерством индустрии и торговли в качестве поставщика услуг по информационно-техническому сопровождению и подключению к международным информационным базам торговой и коммерческой деятельности определено ТОО "Центр электронной коммерции" (далее - Центр).
Согласно Программе до конца 2008 года Министерством индустрии и торговли и Центром будут проводиться мероприятия по разработке и размещению в сети Интернет прототипа электронного ИМЦ Республики Казахстан и его интеграции с действующими базами данных ИМЦ государств-участников СНГ.
................Перейти до повного тексту