1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Рішення


Решение
Экономического совета Содружества Независимых Государств о ходе реализации Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств
(Москва, 20 июня 2008 года)
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Принять к сведению Информацию о ходе реализации Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств, представленную Исполнительным комитетом СНГ и рассмотренную Комиссией по экономическим вопросам.
2. Просить правительства государств-участников Концепции принять необходимые меры по своевременному выполнению соответствующих пунктов Плана мероприятий по реализации Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников СНГ до 2009 года.
3. Исключить пункты 4, 9 раздела I Плана.
4. Считать целесообразным направить указанную Информацию в качестве информационно-справочного материала в государства-участники СНГ в приложении к материалам очередного заседания Совета глав правительств СНГ.
(Подписи)
ИНФОРМАЦИЯ
О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО И ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - Концепция) утверждена Решением Совета глав правительств СНГ от 15 сентября 2004 года, подписанным Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Украиной. Решение вступило в силу для Беларуси (15.09.04), Казахстана (15.09.04), России (15.09.04), Армении (15.09.04), Таджикистана (22.03.05) и Кыргызстана (18.04.05).
В Концепции определены цели, принципы и приоритеты политики государств-участников СНГ в области межрегионального и приграничного сотрудничества, его основные тенденции и особенности, виды и направления, а также меры по стимулированию развития приграничных территорий и межрегионального сотрудничества.
План мероприятий по реализации Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников СНГ до 2009 года (далее - План), являющийся неотъемлемой частью Концепции, содержит три раздела, характеризующие торгово-экономическое сотрудничество, решение актуальных проблем трансграничного характера и сотрудничество в информационной сфере.
В результате мер, принимаемых государствами-участниками Концепции, Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ, Исполнительным комитетом СНГ, органами отраслевого сотрудничества, выполнение Плана характеризуется следующим:
2 пункта (пункты 5, 8 раздела I), намеченные к исполнению в течение всего срока действия Плана, выполняются;
выполнено - 7 мероприятий (пункты 2, 3, 7 раздела I; пункты 1, 2, 7 раздела II; пункт 1 раздела III);
выполняются с задержкой срока исполнения - 3 (пункты 1, 6 раздела I; пункт 9 раздела II);
не наступил срок исполнения - 6 (пункты 4, 10 раздела I; пункты 5, 8, 11 раздела II; пункт 3 раздела III);
не выполняются - 5 (пункт 9 раздела I; пункты 3, 4, 6 раздела II; пункт 2 раздела III);
включены в План - 2 (пункт 10 раздел I; пункт 3 раздела III);
исключено из Плана - 1 (пункт 10 раздела II).
По состоянию на 1 апреля 2008 года в Плане предусмотрено 23 мероприятия, выполнено более половины мероприятий.
Пункт 4 раздела I предлагается исключить по просьбе Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, являющегося исполнителем данного пункта.
Пункт 9 раздела I предлагается исключить по просьбе Электроэнергетического Совета СНГ, являющегося исполнителем данного пункта.
Большая часть невыполненных мероприятий (пункты 3, 4, 6 раздела II) - в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инициатором и исполнителем которых утверждена Республика Молдова, заявившая о том, что не намерена в дальнейшем участвовать в реализации Концепции (Нота Посольства Республики Молдова в Республике Беларусь N 476/227 от 18 марта 2008 года). Реализация указанных пунктов рассматривается Межгосударственным советом по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера.
Практическая реализация Концепции в 2007 году проходила довольно активно:
1. Решением Экономического совета СНГ от 30 марта 2007 года План мероприятий по реализации Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств до 2009 года, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 15 сентября 2004 года, дополнен пунктами следующего содержания:
- раздел I "Торгово-экономическое сотрудничество" - пунктом 10 "Внесение изменений в Модельный библиотечный кодекс для государств-участников СНГ с учетом вопросов приграничного сотрудничества и взаимодействия приграничных библиотек" (срок исполнения - 2008 год, исполнители - МПА СНГ, "Библиотечная Ассамблея Евразия", базовая организация государств-участников Содружества Независимых Государств по сотрудничеству в области библиотечного дела федеральное государственное учреждение "Российская государственная библиотека" (далее - ФГУ РГБ))";
- раздел III "Сотрудничество в информационной сфере" - пунктом 3 "Разработка Концепции формирования информационного пространства на базе приграничных библиотек государств-участников СНГ" (срок исполнения - 2008 год, исполнители - "Библиотечная Ассамблея Евразия", ФГУ РГБ)".
2. Изменен срок исполнения пункта 4 раздела I "Торгово-экономическое сотрудничество" указанного Плана на 2008 год.
Продолжалась работа по согласованию проектов Модельных законов "О межрегиональном сотрудничестве" и "О приграничном сотрудничестве", разработчиком которых является Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ в соответствии с пунктами 1 и 2 раздела I "Торгово-экономическое сотрудничество" Плана. Указанные Модельные законы рассмотрены на заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления 17 октября 2007 года и одобрены МПА СНГ 31 октября 2007 года.
В 2007 году на основании материалов, полученных от Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины, Исполнительный комитет СНГ в соответствии с пунктом 7 раздела I "Торгово-экономическое сотрудничество" Плана подготовил Реестр (Перечень) подписанных международных документов о межрегиональном и приграничном сотрудничестве государств-участников СНГ (далее - Реестр).
Реестр рассмотрен на заседаниях Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ 19 сентября 2007 года и Экономического совета СНГ 14 декабря 2007 года, где принято решение Исполнительному комитету СНГ осуществлять ведение указанного Реестра и ежегодно направлять его в правительства государств-участников СНГ.
В Реестре представлены двусторонние документы, характеризующие межрегиональное и приграничное сотрудничество государств-участников СНГ в различных сферах взаимодействия. Реестр состоит из 12 разделов (по числу государств-участников СНГ), каждый из которых включает по 3 подраздела. В первом подразделе приведены документы, где договаривающимися сторонами являются правительства государств-участников СНГ, во втором - правительства и регионы государств-участников СНГ, в третьем - регионы государств-участников СНГ.
Реестр - справочно-информационный материал, отражающий развитие межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников СНГ, включающий более 2300 документов о сотрудничестве.
В течение 2007 года Исполнительный комитет СНГ продолжал согласование вносимых государствами-участниками дополнений и уточнений в проект Конвенции о приграничном сотрудничестве государств-участников СНГ, подготовленный Постоянной комиссией МПА СНГ по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления в соответствии с пунктом 1 раздела I "Торгово-экономическое сотрудничество" Плана. В настоящее время указанное согласование завершено, и проект Конвенции одобрен Решением Экономического совета СНГ от 4 апреля 2008 года, Решением Совета глав правительств СНГ 23 мая 2008 года.
В течение 2007 года во исполнение Решения Совета глав государств СНГ от 28 ноября 2006 года проект Соглашения о Совете по межрегиональному и приграничному сотрудничеству государств-участников Содружества Независимых Государств согласован с Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, рассмотрен Комиссией по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ 11 апреля 2007 года, одобрен Решением Экономического совета СНГ от 29 июня 2007 года, Решением Совета глав правительств СНГ от 22 ноября 2007 года и внесен на рассмотрение очередного заседания Совета глав государств СНГ в 2008 году.
Совет будет содействовать совместным скоординированным действиям государственных и региональных органов власти в области межгосударственного сотрудничества государств-участников СНГ, предусматривающим разработку и реализацию конкретных проектов, что должно послужить дальнейшему развитию межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников СНГ.
Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года одобрена Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и утвержден План основных мероприятий по ее реализации. В Концепции подчеркнуто, что особого внимания заслуживает укрепление региональной составляющей - многостороннего взаимодействия государств Содружества и их регионов в решении вопросов экономического, социального и культурного развития регионов и приграничных территорий, упрочения дружбы и добрососедства.
Во исполнение раздела 8 "Региональное сотрудничество" Плана мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств начато формирование схемы взаимодействия по укреплению региональной составляющей многостороннего взаимодействия государств Содружества и их регионов.
Прорабатываются вопросы, связанные с проведением Форума руководителей органов государственного управления регионов государств-участников СНГ.
ИНФОРМАЦИЯ
О РАЗВИТИИ ВИДОВ И НАПРАВЛЕНИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО И ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
Ключевое значение для организации и успешного осуществления межрегионального и приграничного сотрудничества в государствах-участниках СНГ придается встречам уполномоченных органов государственной власти. Например, Российская Федерация в 2007 году провела шесть таких встреч. В апреле в Курске состоялась российско-украинская конференция по развитию приграничного сотрудничества, в которой приняли участие руководители Курской и Сумской областей, а также представители центральной власти России и Украины, в рамках которой состоялось подписание Соглашения и Устава о создании еврорегиона "Ярославна" в составе Курской и Сумской областей. Информация о еврорегионах, созданных с участием государств-участников СНГ, представлена в Приложении.
Еврорегионы являются примером создания уполномоченными органами государственной власти совместных координирующих органов по межрегиональному и приграничному сотрудничеству. Участие в еврорегионах позволяет оперативно решать приграничные проблемы на местном уровне, создавать гибкие хозяйственные структуры с привлечением внешних инвестиций для строительства, расширения приграничной и транспортной инфраструктуры, налаживать приграничную торговлю, туризм, расширять сотрудничество в культурной, социальной, природоохранной и других областях.
Координация межрегионального и приграничного сотрудничества на пространстве СНГ на двустороннем уровне осуществляется в рамках межправительственных комиссий по сотрудничеству государств-участников СНГ (далее - Межправкомиссия), созданных практически во всех государствах.
Межправкомиссии рассматривают взаимное сотрудничество в комплексе: от проработки вопросов в области отраслевого сотрудничества, производственной кооперации, создания совместных производств, торгово-экономического сотрудничества и пограничных вопросов до заключения соответствующих соглашений по указанным направлениям.
Межправкомиссии становятся постоянно действующими органами, организующими и координирующими межрегиональное и приграничное сотрудничество своих государств. Некоторые из них имеют сложную структуру, включающую комиссии, комитеты, подкомиссии и подкомитеты по конкретным направлениям взаимодействиям. Например, Межправкомиссия по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан имеет 5 подкомиссий, а Российско-Украинская межгосударственная комиссия включает 1 комитет, 3 подкомитета и 11 подкомиссий. Для оперативного решения конкретных задач государствами создаются и другие структуры: так, образована Межведомственная Российско-Украинская комиссия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся 11 ноября 2007 года в Керченском проливе, и выяснению причин аварийных случаев с судами.
Состояние межрегионального и приграничного сотрудничества в государствах-участниках СНГ по видам и направлениям деятельности, определенным Концепцией, следующее:
1. Сотрудничество в торговле в приграничных районах
Вопросы развития торгово-экономического сотрудничества рассматриваются на уровне двусторонних межправкомиссий по экономическому сотрудничеству, а также в рамках договорных отношений заинтересованных предприятий, в том числе на региональном уровне. Развитию сотрудничества в этом направлении способствуют контакты между отделениями торгово-промышленных палат, центрами поддержки предпринимательства, советами промышленников и нанимателей, а также участие в выставках и ярмарках.
Например, в соответствии с Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 2 июля 2007 года был утвержден состав азербайджанской части межправительственной комиссии по сотрудничеству в гуманитарной и экономической сферах между Азербайджанской Республикой и Дагестанской Республикой Российской Федерации. Состав указанной комиссии со стороны Дагестанской Республики был утвержден 2 августа 2007 года. В настоящее время проводятся мероприятия по организации первой встречи указанной комиссии. В то же время в соответствии с Планом мероприятий по реализации долгосрочной экономической программы до 2010 года между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией проводятся мероприятия по созданию приграничных рынков с Дагестанской Республикой.
Между регионами Азербайджанской Республики и Российской Федерации были подписаны соответствующие двусторонние соглашения. В частности, 12 апреля 2007 года был подписан ряд соглашений между Азербайджанской Республикой и Курганской областью Российской Федерации в области торгово-экономического, научного и культурного сотрудничества. Предусмотрено подписание документов в указанной сфере и с другими регионами Российской Федерации.
На проведенном 27 сентября 2007 года очередном заседании Азербайджано-Грузинской межгосударственной комиссии по вопросам экономического сотрудничества принято решение о проведении бизнес-форумов и инвестиционных ярмарок в приграничных регионах, а также встреч руководителей органов приграничных регионов в целях оперативного решения целого ряда проблем.
Примером торговли в приграничных районах служит следующее. Взаимный товарооборот Гомельской и Брянской областей возрос в 2007 году на 41,1% и достиг 98,4 млн. долларов. Экспорт увеличился на 50,5% (69,6 млн. долларов), импорт вырос на 22,6% (28,9 млн. долларов). Сальдо внешней торговли положительное - 40,7 млн. долларов.
За 2007 год совместным предприятием собрано 230 самоходных кормоуборочных комбайнов, в том числе: 166 машин КСК-600, 64 КСК-100А-3, а также 29 зерноуборочных комбайнов КЗС-1218 "Полесье". Хозяйствам Брянской области поставлен 21 комбайн КСК-600 и 8 машин КЗС-1218.
Выпускаемые ЗАО СП "Брянсксельмаш" комбайны включены в реестр техники Российской Федерации, предложенной к поставке по федеральному лизингу через государственную лизинговую компанию ОАО "Росагролизинг".
ПО "Гомсельмаш" в июле 2006 года заключен дилерский договор с ООО "Агрозапчасть" (пос. Супонево) с перспективой создания на его базе сервисного центра.
В целях увеличения экспорта мясомолочной продукции ОАО "Румянцевское" в апреле 2006 года открыло представительство ООО "Румянцевские молочные продукты" в г. Клинцы, через которое реализует молочную продукцию перерабатывающих предприятий области.
Многолетняя дружба связывает города Гомель и Брянск. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между городами Брянск, Гомель, Чернигов имеет символическое название "Славянское братство".
Из всех городов-побратимов Брянск - основной партнер Гомеля во внешней торговле. 26 предприятий промышленного комплекса Гомеля активно развивают взаимовыгодное экономическое сотрудничество с предприятиями Брянска.
Республика Казахстан сообщила, что к настоящему времени по проведенному анализу создание международных центров приграничного сотрудничества с Российской Федерацией, как и с другими сопредельными странами, нецелесообразно ввиду наличия унифицированных и схожих законодательных актов (прорабатываются вопросы создания единых КПП, существует безвизовый режим и т.д.).
В связи с этим Республикой Казахстан около самых посещаемых и оживленных контрольно-пропускных пунктов планируется создать небольшие транспортно-логистические центры (далее - ТЛЦ).
В международной практике ТЛЦ создают возможность для контейнеровладельцев и их грузовых партнеров получить все виды услуг в едином территориальном пространстве за минимальное время и минимизировать транспортные расходы по контейнерам, создавая условия для наиболее эффективного использования ресурсов в пределах единого комплекса.
Вопросы создания международного торгового центра (МТЦ) Республика Казахстан прорабатывает и с Республикой Узбекистан.
В Сарыагашском районе Южно-Казахстанской области на территории Жемистинского сельского округа около таможенного поста "Казыгурт" отведен земельный участок площадью 5 га, который находится на балансе РГП "Сарыагаш". Участок расположен в 500 м от автотрассы Алматы - Термез и в 50 м от государственной границы с Республикой Узбекистан.
Предлагается включить проект создания совместного МТЦ в перечень инвестиционных проектов среднесрочного плана социально-экономического развития Сарыагашского района на 2007-2009 годы, финансируемых из республиканского бюджета.
Для эффективного развития деятельности МТЦ и ускоренного прохождения грузов на территории центра необходимо разместить совместные объекты: административный корпус, таможенный и пограничный посты, миграционную, санитарно-эпидемиологическую, налоговую и экологическую службы, транспортную и ветеринарную инспекции, смотровую площадку, навесы и т.д.
Организация приграничной торговли в Республике Таджикистан основывается на Положении о порядке осуществления приграничной торговли в Республике Таджикистан, утверждены Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2 октября 2002 года N 397.
Активно действует Таджикско-Кыргызская межправкомиссия, рассматривается вопрос об открытии института представительств сторон в Джиргатальском районе Республики Таджикистан и Ошской области Кыргызской Республики, имеющего важное значение в деле развития регионального сотрудничества. Принята во внимание незавершенность делимитации и демаркации государственной границы. В ходе обсуждения стороны согласились:
- решать возникающие конфликты и инциденты на уровне местных органов государственного управления;
- запретить все виды строительства на спорных участках государственной границы;
- проводить с населением приграничных районов разъяснительную работу.
Таджикско-Кыргызская межправкомиссия поручила компетентным государственным органам рассмотреть возможность и целесообразность открытия оптовых рынков в городе Исфаре, на границе - в селе Кызылбел Баткенского района Кыргызской Республики, в селах Жаштык, Интернационал, Арка Лейлекского района Кыргызской Республики, селах Сурх, Гулистон Исфаринского района и селе Саргуй Джиргатальского района Республики Таджикистан.
Республика Таджикистан отмечает, что из 14 городов и районов республики, где предусмотрено открытие пунктов приграничной торговли и приняты соответствующие постановления, такие пункты полноценно действуют только в 3 районах (Ишкашим, Дарвоз и Хорог). Основной причиной того, что в остальных районах такие пункты не функционируют является отсутствие или нехватка финансовых средств для завершения строительных работ по организации пунктов приграничной торговли.
Республика Таджикистан обращает внимание на ряд характерных проблем, имеющихся в сфере приграничной торговли:
- отсутствие упрощенного порядка въезда/выезда иностранных граждан на/из территории государств-участников СНГ, упрощенного порядка пограничного и таможенного контроля на пунктах пропуска, а также упрощенного порядка перемещения товаров и транспортных средств для жителей приграничных районов в целях приграничной торговли;
- закрытие пунктов приграничной торговли в одностороннем порядке;
- ограничение перечня и количества товаров, предназначенных для приграничной торговли.
Для относительно беспрепятственного въезда автотранспортных средств на приграничных территориях реализован ряд мероприятий. В частности, между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан осуществляется безвизовая система, на основе которой автотранспортные средства въезжают и выезжают на территорию государств без наличия разрешительных бланков.
Кроме того, на международных терминалах Республики Таджикистан в ближайшее время планируется внедрение принципа "единое окно".
2. Сотрудничество при осуществлении инвестиционных проектов и производственно-техническое сотрудничество
Информацию по данному направлению представили Республика Беларусь, сообщившая, что перечень инвестиционных проектов ее предприятий, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций, размещен на сайте Министерства экономики Республики Беларусь (www.economy.gov.by), и Кыргызская Республика, назвавшая специализированное предприятие по выпуску чистошерстяной тонкогребенной пряжи АО "Касиет". Предприятие оснащено современным технологическим оборудованием итальянского и российского производства. Действующая мощность установленного оборудования 2,5-3,0 тыс. тонн шерстяной пряжи в год.
В настоящее время темпы производства на АО "Касиет" снижены в связи с финансовыми затруднениями.
С учетом внимания к межрегиональному и приграничному сотрудничеству государств-участников целесообразно создать сводный перечень инвестиционных проектов предприятий государств-участников СНГ. Возможно, это удастся осуществить в рамках Совета по межрегиональному и приграничному сотрудничеству государств-участников СНГ.
3. Сотрудничество в области электроэнергетики, в том числе содействие развитию приграничной торговли электроэнергией
В рамках договоров о поставках и суточном обмене электроэнергией продолжается взаимная купля-продажа электроэнергии в режиме параллельной работы энергосистем Российской Федерации и Азербайджанской Республики. В 2007 году импорт электроэнергии из России в Азербайджан составил 245,6 млн.кВт.ч, а экспорт из Азербайджана - 320,6 млн.кВт.ч.
Сотрудничество в области электроэнергетики между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией осуществляется на двусторонней основе. По взаимной договоренности сторон начиная с 2008 года оплата купли-продажи электроэнергии осуществляется на основе дифференциальных тарифов, определенных по трем зонам суток.
Азербайджанской Республикой изучается опыт других государств, в том числе и государств-участников СНГ, в целях проведения соответствующих реформ в энергетической системе.
В 2007 году поставки электроэнергии Российской Федерацией в Республику Беларусь осуществлялись на негарантированной основе по фиксированной цене в режиме суточного планирования и согласования, что позволило по результатам года поставить суммарно 3,655 млрд.кВт.ч электроэнергии ЗАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" по средней цене 0,776 российского рубля за 1 кВт.ч.
Среднегодовой объем транзита электроэнергии через сети ОЭС Республики Беларусь составляет около 1,4 млрд.кВт.ч, из которых около 0,9 млрд.кВт.ч транзитируется для снабжения потребителей Калининградской области России, оставшиеся 0,5 млрд.кВт.ч - в дефицитные регионы ЕЭС России (Брянская и Псковская области Российской Федерации), а также для обеспечения коммерческих поставок электроэнергии. С января 2008 года транзит через сети ОЭС Республики Беларусь осуществляется без ограничений в режиме параллельной работы, а его ценовые условия обсуждаются сторонами в комплексе с вопросом поставок электроэнергии в Беларусь.
Энергосистемы России и Казахстана работают в параллельном режиме с июня 2000 года.
Меморандум об углублении сотрудничества в электроэнергетическом комплексе подписан 6 июля 2005 года между Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерством энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан при участии глав государств России и Казахстана. В соответствии с подписанным Меморандумом стороны приняли решение о разработке и реализации Программы создания общего рынка электрической энергии России и Казахстана.
В настоящее время План действий по формированию общего рынка электрической энергии Республики Казахстан и Российской Федерации согласован обеими сторонами.
С 20 августа 2001 года энергетические системы России и Украины работают в параллельном режиме, что создает условия для повышения надежности энергоснабжения двух государств и транзита российской электроэнергии в третьи страны.
У сторон имеется опыт поставок украинской электроэнергии в Россию, невостребованной на внутреннем рынке ОЭС Украины.
Совместные российско-украинские поставки электроэнергии в молдавскую энергосистему начаты с апреля 2002 года на основании трехсторонних межправительственных договоренностей (встреча президентов России, Украины, Молдовы, февраль 2002 года). В 2006 году в Молдову транзитом через ОЭС Украины было поставлено 402,8 млн.кВт.ч российской электроэнергии. В настоящее время в Молдову экспортируется украинская электроэнергия.
С 1 января 2007 года начаты поставки электроэнергии, выработанной на Молдавской ГРЭС, транзитом через ОЭС Украины в ЕЭС России. За январь-октябрь 2007 года импортировано 234,1 млн.кВт.ч электроэнергии. В связи с истечением срока действия договора с 1 января 2008 года поставки были прекращены и введен зонный учет перетоков электроэнергии (ночь, день, пик) в сечении ЕЭС России - ОЭС Украины.
До решения Молдавской Стороной вопроса перенастройки приборов учета не представляется возможным рассматривать вопросы транзитных поставок электроэнергии через ОЭС Украины как из молдавской энергосистемы в ЕЭС России, так и российской электроэнергии в Республику Молдова.
В 2007 году из Кыргызской Республики поставлено электроэнергии в Республику Узбекистан 868,3 млн.кВт.ч, в Республику Казахстан - 1215,8 млн.кВт.ч, в Республику Таджикистан - 294,1 млн кВт.ч.
4. Сотрудничество в области транспорта и связи
Азербайджан находится на пересечении двух основных транспортных коридоров: "Европа-Кавказ-Азия" (TRACEKA) и "Север-Юг". Основные грузопотоки экспортно-импортных и транзитных перевозок концентрируются по осям Запад-Восток и Север-Юг и совпадают с главными направлениями перевозок в республике. Из этого следует, что развитие инфраструктуры в указанных международных коридорах отвечает как внешним, так и внутренним экономическим интересам Азербайджана.
Ведущее место в развитии международных транспортных коридоров (МТК) принадлежит железным дорогам. Железная дорога Азербайджана сегодня как транзитная дорога участвует в МТК TRACEKA и "Север-Юг".
Азербайджанская железная дорога имеет широкую инфраструктуру и прочную материально-техническую базу.
Протяженность участка железной дороги, проходящей по территории Азербайджанской Республики по коридору "Север-Юг", составляет 511 км. На участке Ялама - Баку дорога двухпутная, электрифицирована, полностью обеспечена автоматической связью и системой сигнализации. Пропускная способность участка - 60 пар поездов в сутки. Протяженность участка Баку-Астара до станции Османлы составляет 140 км. Эта дорога также двухпутная, электрифицирована, обеспечена автоматической связью и системой сигнализации. Пропускная способность участка - 53 пары поездов в сутки. Протяженность пути от станции Османлы до станции Астара составляет 188 км, дорога однопутная, не электрифицирована, но обеспечена системой автоматической сигнализации.
После строительства железнодорожной линии на участке Астара (Азербайджан) - Астара (Иран) и железнодорожного моста через реку Астарачай, а также новой соединительной железнодорожной линии протяженностью 350 км по территории Ирана (от станции Астара до действующей сети железной дороги) ожидается объем грузоперевозок на первые три года по 2 млн. тонн в год, на втором этапе - 5-6 млн. тонн в год, а на третьем этапе - до 15 млн. тонн в год.
Протяженность участка МТК TRACEKA, проходящего по территории Азербайджанской Республики, составляет 503,8 км. На этом участке в 2003 году введена в эксплуатацию фибер-оптическая кабельная связь. На станции Баладжары реконструирована пропарочно-моечная станция с финским оборудованиями. На основе немецкой технологии построен завод по производству железобетонных шпал. Годовая производственная мощность завода составляет 300 тыс. шпал. Для дальнейшего развития железных дорог по коридору "Север-Юг" предусматривается прокладка фибер-оптической кабельной линии от станции Ялама до станции Астара.
В развитии МТК особую значимость имеет и автомобильный транспорт. Общая протяженность автомобильных дорог Азербайджана составляет 18 799 км, из них 4577 км республиканского значения и 14 222 км местного значения, которые позволяют осуществлять внутренние и международные перевозки. Основные шоссейные дороги - Баку-Алят-Гянджа-Газах - граница с Грузией протяженностью 503 км и граница с Россией-Баку-Астара до Иранской границы протяженностью 521 км проходят по коридорам ТРАСЕКА и "Север-Юг".
Для безопасной перевозки грузов и пассажиров состояние автомобильных дорог должно соответствовать мировым стандартам. На автомобильных дорогах Азербайджана, являющихся наиболее экономичным и кратчайшим маршрутом из Азии в Европу, для улучшения их состояния проводятся большие работы.
Завершение работы полной реконструкции автомобильных дорог по коридорам TRACEKA и "Север-Юг", которые включены в комплексные программы развития транспортной системы Азербайджанской Республики, намечено на конец 2008 года.
Азербайджан имеет выход в восточном направлении в республики Центральной Азии, в северном направлении в Российскую Федерацию и в южном направлении в Иран с использованием возможностей Каспийского морского пароходства и Бакинского международного морского порта.
Каспийское морское пароходство, являющееся крупной судоходной компанией Республики, имеет корабли для перевозки сухих и наливных грузов, паромы, универсальные корабли типа "Ро-Ро", общее число которых составляет более 85. Пароходство играет связующую роль по коридорам TRACEKA и "Север-Юг".
Важным звеном международных транспортных коридоров "Север-Юг" и TRACEKA является Бакинский международный морской торговый порт (БММТП). Он является единственным портом Азербайджанской Республики, который обеспечивает морскую торговлю со всеми прикаспийскими странами, в том числе портами Актау (Казахстан), Туркменбаши (Туркменистан), Анзали (Иран), Астрахань (Россия). БММТП имеет самые конкурентоспособные тарифы по сравнению с другими портами Каспийского бассейна. Через Каспийское море порт предлагает широкий спектр услуг, обеспечивающий все потребности своих клиентов. Среди них обработка контейнеров, пакетных грузов, затаривание, растаривание, складирование, хранение и др.
Порт служит связующим звеном транспортной цепи, соединяющей грузинские порты на Черном море с республиками Центральной Азии.
Бакинский порт включает основной грузовой терминал, контейнерный, нефтяной, паромный и пассажирский терминалы.
Основной грузовой терминал состоит из 6 причалов общей длиной 866 м, один из которых предназначен для приема судов типа "Ро-Ро". Терминал способен перерабатывать до 2 млн. тонн генеральных и навалочно-насыпных грузов в год.
Контейнерный терминал создан на базе основного грузового терминала и предназначен для перевалки всех видов контейнеров, в том числе 40-футовых и способен принять до 15 тыс. контейнеров в год. Терминал оснащен современным перегрузочным оборудованием.
Паромный терминал осуществляет перевалку железнодорожных вагонов, грузовых и легковых автомашин, а также посадку-высадку пассажиров на/из паромов, следующих по направлению Баку-Туркменбаши-Баку, Баку-Актау-Баку, Баку - порты Ирана - Баку. Терминал способен переваливать до 8 млн тонн грузов в год. Каждый паром способен принять на борт одновременно 28 железнодорожных вагонов или 40 трейлеров, 202 пассажира и до 50 легковых автомобилей, а один новый паром способен принять на борт одновременно 52 железнодорожных вагона.
Нефтяной терминал имеет 2 пирса, где одновременно могут обрабатываться 4 танкера грузоподъемностью от 5 до 12 тыс. тонн. Терминал способен обработать до 10 млн. тонн грузов в год. После ввода в эксплуатацию двух дополнительных пирсов грузооборот терминала достигнет 20 млн. тонн. На терминале существует служба управления движением судов, которая обеспечивает безопасность мореплавания на акватории. Два буксировочных судна мощностью 600 и 1600 л.с. обеспечивают безопасную швартовку судов.
Пассажирский терминал состоит из 3 причалов общей протяженностью 340 м и предназначен для приема пассажирских судов прикаспийских государств.
В целях увеличения грузопотока и частичного устранения транспортной напряженности в Баку Президентом Азербайджанской Республики подписано Распоряжение о перенесении и строительстве в пос. Аляты нового международного морского порта. Строительство морского порта будет осуществляться в три этапа. Первый этап охватит 2008-2011 годы, второй - 2011-2013 годы, третий - 2013-2015 годы. (По предварительной оценке, для строительства нового морского порта потребуется около 400 млн. долларов.) Согласно проекту, в порту будет 11 мостов-причалов, 6 из которых построят на первом этапе, т.е. в 2008-2011 годах. Новый порт, который будет построен на уровне международных стандартов, в 2015 году сможет принимать 11,6 млн. тонн грузов.
Для успешного развития мультимодальных перевозок в Республике модернизируются инфраструктуры во всех областях транспорта, обновляются перевозочные средства, развиваются информационные технологии, широко применяются контейнерные перевозки и проводится ряд других мероприятий. Вероятно, в будущем контейнерный сервис станет основным способом для международных перевозок грузов через море.
В последние годы в международном аэропорту Гейдара Алиева в Баку установлены новые навигационные и информационные системы. Введен в эксплуатацию новый грузовой терминал, соответствующий международным стандартам. Также введен в эксплуатацию Нахичеванский международный аэропорт и ожидается завершение реконструкции международного аэропорта г. Гянджа. Авиационные компании Республики обновляют свои парки самолетов, приобретая новые надежные авиалайнеры.
В силу своего геополитического положения Беларусь, Россия, Казахстан и Украина имеют все предпосылки и возможности стать транспортно-экономическим мостом между странами Востока и Запада. В связи с этим актуальным является вопрос более эффективного использования их транспортных коммуникаций и инфраструктуры транспортной сети.
По информации Республики Беларусь, благодаря совершенствованию национального законодательства и дорожно-транспортной инфраструктуры в последние годы существенно улучшилась транзитная привлекательность проезда иностранных транспортных средств по территории Республики Беларусь.
В результате в 2007 году по сравнению с 2006 годом количество транзитных поездок иностранных грузовых автотранспортных средств, выполняющих международные перевозки через территорию Беларуси, увеличилось почти на 32%, а по отношению к 2000 году - в 3,6 раза.
В Беларуси также созданы необходимые условия для обеспечения перевозок внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом, что позволяет полностью осуществлять перевозки заявленных объемов при обеспечении на территории страны сохранности перевозимых грузов, установленных сроков доставки, а также оперативного информационного сопровождения. В 2007 году объем перевозок грузов железнодорожным транспортом возрос на 105,5% к уровню 2006 года, в том числе транзитом - на 106,4%.
Проводится работа по усовершенствованию подъездов к автодорожным пунктам пропуска. В этих целях организована работа по расширению проезжей части автомобильных дорог.
В 2008 году планируется выполнить работы по реконструкции подъездов к автодорожным пунктам пропуска "Бенякони", "Котловка", "Новая Гута" и "Мокраны".
По территории Российской Федерации проходят основные МТК:
МТК-2 - "Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород". Предусматривается развитие данного коридора до Екатеринбурга с дальнейшим развитием в направлении Китая, Кореи и Японии;
МТК-9 - "Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Украина (Киев)";
"Север-Юг" - в систему маршрутов входят автомобильные, водные и железнодорожные маршруты.
Основной автомобильный маршрут:
Торфяновка (граница с Финляндией) - Санкт-Петербург - Великий Новгород - Тверь - Москва - Кашира - Тамбов - Борисоглебск - Волгоград - Астрахань.
Основной водный маршрут:
NSW: Санкт-Петербург - Вытегра - Череповец - Нижний Новгород - Казань - Волгоград - Астрахань - Каспийское море.
Железные, автомобильные дороги и внутренние водные пути имеют многочисленные ответвления от магистрального коридора "Север-Юг";
Е-40 - Кале - Остенде - Гент (Франция) - Брюссель - Льеж (Бельгия) - Ахен - Кельн - Ольпе - Гисен - Бад - Херсфельд - Херлесхайзен - Эйзенах - Эрфурт - Гера - Кемнитц - Дрезден - Герлиц (Германия) - Легница - Вроцлов - Ополе - Гливице - Краков-Пшемысль (Польша) - Львов - Ровно - Житомир - Киев - Харьков - Луганск (Украина) - Ростов-на-Дону - Волгоград - Астрахань (Россия) - Атырау (Казахстан) и далее через Узбекистан, Кыргызстан с ответвлениями на Туркменистан и Таджикистан в Китай.
Рост товарооборота в сообщении Европа - Азия, наблюдавшийся в течение последних лет, предопределяет необходимость развития и расширения существующих международных транспортных коридоров, в частности, их продолжение в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Украина всегда была сторонником, а в некоторых случаях инициатором расширения европейских транспортных связей и продолжения транспортных коридоров, в частности, МТК N 5 на восток в сообщении с транспортными коридорами евроазиатского направления - Транссибирской магистралью, МТК "Север-Юг" и ТРАСЕКА, создания сухопутного транспортного коридора для контейнерных перевозок железнодорожным транспортом "Новый шелковый путь" и организации контейнерных перевозок железными дорогами Китая, Казахстана, России, Украины в направлении Польши (Славкув) с последующим распределением грузов на Германию, Венгрию, Словакию, Чехию и другие страны ЕС.
Важным событием для развития международных перевозок железнодорожным транспортом стало введение в 2007 году единого перевозочного документа для транспортного права ЦИМ и СМГС - унифицированной накладной. Успешное проведение данного эксперимента послужило предпосылкой для последующего применения накладной ЦИМ/СМГС для перевозок грузов в других международных направлениях, в том числе в евроазиатском, транзитом через Украину.
Кроме того, ведется работа над проектом Соглашения о совместном использовании и развитии МТК, проходящих по территории государств-участников СНГ, которым предусмотрены приоритетные направления функционирования нормативно-правовой, ресурсной, информационно-логистической подсистем и создания управляющего комитета транспортных коридоров государств-участников СНГ.
В этом направлении активно работают все государства-участники СНГ.
Для эффективного проведения транспортных операций на МТК необходимо упрощение погранично-пропускных процедур. Для применения упрощенных погранично-пропускных процедур и ускорения движения на границах необходимы согласованные действия государств-участников СНГ.
5. Сотрудничество в сфере рационального и безопасного использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды
Осуществляется взаимодействие по вопросам проведения государственной экологической экспертизы проектов и оценке воздействия на окружающую среду объектов, расположенных в непосредственной близости от границы государств.
Азербайджанской Республикой осуществляется двустороннее сотрудничество с Грузией в рамках международных проектов в направлении совместного управления трансграничными реками, создания системы предварительного уведомления для предотвращения возможных аварий в бассейне реки Кура, осуществления мониторинга в целях определения качества воды на трансграничных реках Южного Кавказа.
Республика Беларусь участвует в реализации Межгосударственной программы долгосрочного экономического сотрудничества между Республикой Беларусь и Украиной на 1999-2008 годы. В рамках Программы проводится постоянный совместный мониторинг качества поверхностных вод на трансграничных участках рек.
В стадии разработки находятся региональные программы проведения мониторинга качества поверхностных вод на трансграничных участках рек областных комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды Минприроды Беларуси и соответствующих структур России и Украины.
В целях развития дальнейшего сотрудничества между Республикой Казахстан и Российской Федерацией 6-7 сентября 2007 года в г. Тюмени (Российская Федерация) состоялось 7-е заседание подкомиссии по приграничному сотрудничеству Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Республикой Казахстан и Российской Федерацией.
В ходе заседания обсуждались вопросы торгово-экономического сотрудничества, транспорта, энергетики, здравоохранения, сельского хозяйства, экологии и прорабатывался вопрос о целесообразности подготовки проекта Соглашения, направленного на сохранение экосистемы трансграничной реки Урал.
Договорно-правовая база СНГ в области охраны окружающей среды состоит из 13 договоров многостороннего характера.
Основными направлениями и задачами международных договоров являются проведение согласованной политики в области экологии и охраны окружающей природной среды государств-участников СНГ, развитие сотрудничества в сфере гидрометеорологии, комплексное принятие мер охраны водных объектов от загрязнения и истощения, осуществление координации научных исследований для составления долгосрочных прогнозов и др.
Сотрудничество в сфере рационального и безопасного использования природных ресурсов и охраны окружающей среды с приграничными государствами ведется в рамках деятельности Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию Центральной Азии.
В соответствии с принятым Региональным планом действий по охране окружающей среды Центральной Азии разработаны Субрегиональная стратегия по устойчивому развитию Центральной Азии и Субрегиональная интегрированная оценка состояния окружающей среды Центральной Азии.
Особенно остро в отношениях сопредельных государств стоят проблема качества вод трансграничных водных объектов и вопросы вододеления стока рек. Взаимодействие в этом направлении осуществляется сторонами в рамках межправительственных комиссий по трансграничным водным объектам, образованных Россией с Украиной, Беларусью и Казахстаном в соответствии с межправительственными соглашениями по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов.
На ежегодных заседаниях комиссий рассматриваются вопросы состояния вод, разрабатываются планы по снижению загрязнений, регламенты обмена гидрометеорологической, гидрологической, гидрохимической и водохозяйственной информацией, организации мониторинга за состоянием поверхностных и подземных вод, а также согласовываются бассейновые схемы комплексного использования и охраны водных объектов.
Наиболее продуктивно развивается приграничное сотрудничество министерств природных ресурсов Российской Федерации с Республикой Казахстан, имеющей с Россией самую протяженную границу.
Следует отметить продвижение в решении существующей в отношениях с Азербайджаном с 1992 года проблемы вододеления стока пограничной реки Самур.
В связи с окончанием строительства Россией собственных водозаборных сооружений по инициативе МИД России возобновлена работа по формированию двусторонней Комиссии по подготовке проекта Межправительственного соглашения о сотрудничестве по вопросам распределения водных ресурсов реки Самур.
В рамках пятнадцатого совместного заседания российской и азербайджанской комиссий по делимитации государственной границы (29-30 января 2008 года) проведена встреча экспертов по вопросам вододеления стока реки Самур. Принято решение продолжить консультации.
Двустороннее сотрудничество Республики Таджикистан и Кыргызской Республики в области предотвращения чрезвычайной ситуации (ЧС) осуществляется по следующим направлениям:
- обмен информацией о ЧС на транспорте на приграничной территории;
- сотрудничество в проведении аварийных и спасательных работ и другие срочные услуги в приграничных районах;
- совместные запросы при ЧС масштабного размера и спасение нуждающихся на территории сторон;
- безграничный транспортный въезд и выезд и транспортировка гуманитарных грузов через государственную границу в случае ЧС.
Украина на постоянной основе осуществляет обмен опытом в сфере государственной экологической экспертизы и совместного скоординированного рассмотрения проектов строительства новых промышленных объектов в приграничных районах, эксплуатация которых потенциально может влиять на состояние окружающей среды на территории Украины и смежных государств. Кроме того, осуществляется постоянный обмен информацией о трансграничном загрязнении воздуха и качестве трансграничных поверхностных вод.
6. Сотрудничество в правоохранительной деятельности
Взаимодействие органов внутренних дел государств-участников СНГ осуществляется на основе и двух- и многосторонних соглашений в области борьбы с преступностью, заключенных в рамках СНГ, а также в ходе выполнения мероприятий Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2005-2007 годы, Программы государств-участников СНГ по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2005-2007 годы, Программы сотрудничества государств-участников СНГ по борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2005-2007 годы, Программы сотрудничества государств-участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2006-2008 годы и Программы сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с торговлей людьми на 2007-2010 годы.
Проведение профилактических, оперативно-разыскных мероприятий и специальных операций в 2007 году было организовано в соответствии с Планом-графиком проведения согласованных, многосторонних, целевых профилактических, оперативно-разыскных мероприятий и специальных операций на территории государств-участников СНГ на 2007 год, утвержденным Председателем Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ.
Министерство внутренних дел Азербайджанской Республики обеспечило выполнение соответствующих мероприятий. В 2007 году в приграничных с Российской Федерацией регионах проводились специальные операции "Граница-заслон" и "Розыск". В апреле и октябре 2007 года между министерствами внутренних дел Азербайджанской Республики и Российской Федерации были организованы рабочие встречи, посвященные проблемам приграничного сотрудничества, повышения эффективности согласованных действий в борьбе с терроризмом и другими насильственными проявлениями экстремизма, незаконным оборотом наркотиков и оружия, незаконной миграцией и торговлей людьми.
Реализация положений Соглашения о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров между Министерством внутренних дел Азербайджанской Республики и Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков создаст условия для повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотиков в приграничных регионах.
Представители МВД Беларуси приняли участие в работе Международного координационного штаба в Москве под руководством Председателя Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ, директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
На территории Республики Беларусь из незаконного оборота изъято 69,7 кг наркотиков. Выявлено 154 преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, к уголовной ответственности привлекается 135 граждан. Обнаружено и уничтожено около 5,5 тонн посевов наркосодержащих растений. Обмен информацией, осуществление необходимых оперативно-разыскных мероприятий привели к прекращению деятельности ряда транснациональных преступных групп.
В 2007 году спецподразделениями по борьбе с наркобизнесом Республики Казахстан проведено 19 специальных совместных операций по методу "контролируемая поставка", из которых 13 - внешних (с Российской Федерацией - 7, с Кыргызской Республикой - 6). В ходе мероприятий изъято свыше 300 кг наркотиков, из них героина - более 25 кг.
В целях повышения эффективности проводимых мероприятий, а также обеспечения действенной заградительной системы на южных рубежах Республики Казахстан в г. Шымкенте создано подразделение "Юг", основными задачами которого являются выявление и пресечение каналов незаконного ввоза наркотиков и деятельности международных организованных преступных групп, специализирующихся на крупных поставках наркотиков из стран Центрально-Азиатского региона.
В марте 2007 года в г. Москве при участии представителей правоохранительных органов Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана проведен тренинг по организации международной операции "контролируемая поставка" в сфере борьбы с наркобизнесом.
Важным шагом для координации совместных международных операций по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Центрально-Азиатском регионе стало подписание Соглашения о создании Центрально-Азиатского регионального информационного координационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Центр станет постоянно действующим региональным информационным координационным межгосударственным органом.
Соглашение подписано Азербайджанской Республикой, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан. Прорабатывается вопрос подписания Соглашения на высшем уровне Российской Стороной.
Анализ оперативной обстановки в сфере топливно-энергетического комплекса свидетельствует о том, что данная сфера ввиду ее высокой доходности наиболее подвержена проникновению криминала, в том числе имеющего организованный характер на территории нескольких государств.
Наиболее распространенными видами противоправных деяний в данной сфере являются нелегальный ввоз на территорию государств горючесмазочных материалов, а также реализация низкокачественных нефтепродуктов под видом высококачественных, значительная часть из которых ввозится с территории России. В преступной схеме используются фиктивные документы, в том числе оформляемые от имени субъектов хозяйствования, зарегистрированных в государствах-участниках СНГ.
Разница действующих цен обусловливает нелегальный ввоз светлых нефтепродуктов с территории России, который в основном осуществляется автомобильным транспортом через Витебскую, Могилевскую и Гомельскую области.
Между оперативными аппаратами государств-участников СНГ осуществляется постоянный обмен информацией о лицах, занимающихся преступным автобизнесом и входящих в межгосударственные организованные преступные группы, особенно в приграничных районах. Налажена система оперативного и качественного исполнения запросов по интересующим вопросам.
За 2007 год трижды проводились совместные оперативно-профилактические мероприятия по организации взаимодействия между УВД Смоленской области Российской Федерации и УВД Витебского облисполкома Республики Беларусь.
Осуществляются совместные операции государств-участников СНГ по пресечению попыток нелегальной миграции и торговли людьми.
Так, в ходе проведенных правоохранительными органами Казахстана и Узбекистана оперативно-разыскных мероприятий в 2007 году перекрыт устойчивый канал трафика людей на территорию Казахстана. Вербовщики и организаторы канала привлечены к уголовной ответственности.
В марте 2007 года в соответствии с Программой сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2005-2007 годы и в целях противодействия незаконной миграции органами внутренних дел и национальной безопасности государств-участников СНГ проведена совместная операция "Граница".
Вопросы межрегионального и приграничного сотрудничества в 2007 году рассматривались на двустороннем уровне в ходе заседания Межгосударственной межведомственной рабочей группы по выработке рекомендаций по проведению согласованной миграционной политики и осуществлению скоординированных мер в области борьбы с незаконной миграцией и иными связанными с ней проявлениями противоправной деятельности, созданной Постановлением Совета Министров Союзного государства от 29 октября 2003 года N 23 (18-21 апреля 2007 года).
7. Сотрудничество в сфере регулирования миграции населения и регулирования рынка труда
Трудовая миграция в легальной (учтенной форме) в государствах-участниках СНГ невелика. В 2007 году она составила около 1% численности занятого населения.
Однако основная масса трудящихся-мигрантов работает в государствах-участниках СНГ нелегально и, по некоторым оценкам, достигает 15 млн. человек. Мигранты заполняют пустующую нишу на рынках труда, выполняя работы, которыми не хотят заниматься коренные жители, что нередко приводит к снижению "цены" рабочей силы.
При этом наблюдается устойчивый рост объемов миграции. Основные потоки мигрантов на территории Содружества устремлены в Россию, а также положительное сальдо миграции имеют Казахстан и Беларусь. Тем не менее миграционный процесс имеет обоюдоострый характер, потоки миграции влияют на ситуацию как в принимающей стороне, так и в стране отправления. Предприятия государств, на территорию которых приезжают трудиться мигранты, используя низкооплачиваемую рабочую силу, утрачивают стимулы для улучшения условий труда и повышения квалификации работников. Одновременно в тех странах, откуда в массовом порядке выезжает население, происходит потеря квалифицированной рабочей силы - научной и технической интеллигенции, высококвалифицированных работников. И эти потери не могут быстро восполняться за счет переподготовки населения.
Одним из наиболее эффективных механизмов регулирования внешней трудовой миграции является заключение межгосударственных двух- и многосторонних соглашений.
В настоящее время в государствах-участниках СНГ создана определенная международно-договорная база, регулирующая вопросы трудовой миграции в двух- и многостороннем форматах.
Основным регулирующим документом в сфере трудовой миграции в рамках СНГ являются Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 года и Протокол о внесении изменений и дополнений в данное Соглашение от 25 ноября 2005 года. Указанные документы содействуют более полному использованию трудовых ресурсов в приграничных районах, повышению уровня занятости населения и регулированию миграции рабочей силы в государствах-участниках СНГ. Одобренная на заседании Экономического совета СНГ 15 декабря 2000 года Концепция поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств-участников СНГ включает значительное количество мероприятий по сотрудничеству государств в области эффективного регулирования миграционных потоков рабочей силы и защиты социально-трудовых прав и интересов трудящихся-мигрантов.
Кроме этого, почти во всех государствах-участниках СНГ приняты двусторонние соглашения о трудовой деятельности и социальной защите граждан одного государства-участника СНГ, временно работающих на территории другого государства-участника СНГ.
В 2007 году в рамках Содружества миграционная тематика была одной из наиболее актуальных. Так, на заседании Совета глав государств СНГ 5 октября 2007 года принято Решение о предложениях по согласованной миграционной политике государств-участников СНГ и, в частности, подписана Декларация о согласованной миграционной политике государств-участников СНГ, положения которой, по мнению государств, придадут дополнительный импульс развитию сотрудничества государств и всех заинтересованных органов государственного управления сторон в данной области.
Учитывая важность статистической информации в области совершенствования системы управления миграционными процессами, Государственной миграционной службой Азербайджанской Республики подготавливается Единая система миграционной информации.
В Азербайджанской Республике по пункту 2 раздела II "Разработка предложений по созданию сети постов миграционного контроля на приграничных территориях сопредельных государств-участников СНГ" Плана мероприятий по реализации Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников СНГ до 2009 года в целях ознакомления иностранных граждан, прибывающих в Азербайджанскую Республику, с существующим миграционным законодательством, принимая во внимание пункт 10.5 Положения о Государственной миграционной службе Азербайджанской Республики на пограничных пропускных пунктах, имеющих международный статус, ведется работа по созданию соответствующих информационных сервисов.
В соответствии с решениями Государственной комиссии, созданной Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 22 ноября 2006 года N 1788 "О разрешении проблем граждан Азербайджанской Республики, занимающихся торговлей на территории Российской Федерации", в различных регионах России были созданы оперативные штабы из представителей азербайджанской диаспоры, сотрудников посольства и консульств Азербайджанской Республики в Российской Федерации в целях определения проблем граждан Азербайджанской Республики, занимающихся торговлей на территории Российской Федерации, обобщения данных проблем, подготовки соответствующего плана мероприятий, а также оказания гражданам оперативной помощи. В целях обеспечения оперативной связи со штабами, создаваемыми в различных регионах Российской Федерации, в Государственном комитете по работе с азербайджанцами, проживающими за рубежом, создана специальная Рабочая группа.
В соответствии с планом мероприятий Государственной комиссии, подготовленным Министерством внутренних дел, Министерством труда и социальной защиты населения, Государственным комитетом по работе с азербайджанцами, проживающими за рубежом, Всероссийским конгрессом азербайджанцев в оперативных штабах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Чебоксар, Волгограда, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Хабаровска и Улан-Уде гражданам Азербайджана оказывается квалифицированная правовая помощь. Организация и деятельность указанных штабов осуществляется Всероссийским конгрессом азербайджанцев и его региональными подразделениями.
В данной сфере Азербайджанская Республика подписала и ратифицировала соответствующие соглашения с Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Молдова. В настоящее время на стадии подписания находится проект Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции с Российской Федерацией.
В 2007 году между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией был подписан и в настоящее время реализуется План оперативных мероприятий на 2007 год по сотрудничеству между соответствующими государственными органами Азербайджана и России по привлечению на законных основаниях к трудовой деятельности граждан Азербайджанской Республики на территории Российской Федерации.
В 2007 году на территорию Республики Казахстан по разрешениям местных исполнительных органов власти привлечено 58 810 иностранных специалистов, в том числе 5540 человек из государств-участников СНГ, или 9,4% общего числа ввезенной иностранной рабочей силы в Республику. В 2007 году наибольшее количество иностранных граждан привлечено из Кыргызстана - 2192 человека, или 39,6% общего числа специалистов из государств-участников СНГ, России - 1014 человек, или 18,3%, Узбекистана - 887 человек, или 16%, Азербайджана - 439 человек, или 8%.
В целях комплексного подхода к решению вопросов сотрудничества в сфере миграции создан Совет руководителей миграционных органов государств-участников СНГ, первое заседание которого состоялось 29-30 января 2008 года. На заседании принято решение разработать План мероприятий Совета по выполнению Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Плана основных мероприятий по ее реализации, а также принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике государств-участников Содружества Независимых Государств.
В Кыргызской Республике регулирование вопросов миграции является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственного управления. Для решения имеющихся проблем в миграционной сфере Правительством Кыргызской Республики принята Государственная программа Кыргызской Республики по регулированию миграционных процессов на 2007-2010 годы, причем приоритетом в ней является решение проблем временных кыргызских трудовых мигрантов. В данном документе проведен анализ совместной миграционной ситуации, определены проблемы, цель, приоритеты, задачи и предложена система мероприятий по реализации государственной миграционной политики.
Основными миграционными партнерами Кыргызской Республики по внешней трудовой миграции являются Республика Казахстан и Российская Федерация. По экспертным оценкам, временную трудовую деятельность в России осуществляют 250-300 тыс. человек в зависимости от сезона года, в Казахстане - более 50 тыс. кыргызстанцев. В настоящее время основные объемы миграционных потоков в эти государства осуществляются в стихийном, индивидуальном порядке, а масштабы регулируемой миграции незначительны. Сложная, забюрократизированная система легализации иностранных граждан, действующая в данных государствах, не позволяет своевременно оформить необходимые документы. Это приводит к тому, что большинство кыргызских мигрантов не имеют урегулированного правового статуса.
Ввиду масштабности миграционных потоков, отсутствия контрольно-пропускных пунктов по всему периметру государственной границы полной и достоверной информации о численности граждан Кыргызской Республики, выехавших за пределы Республики для работы, не имеется.
В то же время численность кыргызских трудовых мигрантов можно определить по данным систем учета мигрантов, действующих в государствах трудоустройства. Например, по данным Федеральной миграционной службы Российской Федерации, численность кыргызских трудовых мигрантов, получивших разрешения на работу, увеличилось с 32 536 человек в 2006 году до 17 000 человек в 2007 году.
Интересен опыт Республики Таджикистан, государственная политика которой в области трудовой миграции в современных условиях глобализации нацелена на предотвращение роста нелегальной и нерегулируемой миграции на основе формирования правовых основ и экономических механизмов миграционных процессов, создание совместно с принимающими государствами легальной трудовой миграции, включение местных органов самоуправления, общин и общественности через средства массовой информации в борьбу против нелегальной миграции.
В целях дальнейшего углубления реформы государственного управления и обеспечения устойчивого экономического, социального развития Республики Таджикистан на Министерство внутренних дел Республики Таджикистан возложены функции по вопросам трудовой миграции. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 29 декабря 2006 года в структуре МВД Таджикистана создана Миграционная служба, в составе которой создано представительство МВД Таджикистана в Российской Федерации по вопросам миграции. В настоящее время принимаются меры по созданию аналогичного представительства в Республике Казахстан. В задачи представительства входят содействие легальному трудоустройству мигрантов, защите их прав и интересов, заключение соглашений с хозяйствующими субъектами, изучение рынка труда Российской Федерации и правовое консультирование всех категорий граждан Республики Таджикистан, временно находящихся на территории Российской Федерации. В 2002 году принята Программа внешней трудовой миграции населения Республики Таджикистан на 2006-2010 годы, в которой рассматриваются вопросы регулирования миграционных потоков, предотвращения нелегальной миграции и комплекс мер по развитию международного сотрудничества в целях направления трудовой миграции в правовое русло.

................
Перейти до повного тексту