- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
Решение
Экономического совета Содружества Независимых Государств о ходе реализации Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств
(Москва, 20 июня 2008 года) |
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
3. Исключить пункты 4, 9 раздела I
Плана.
4. Считать целесообразным направить указанную Информацию в качестве информационно-справочного материала в государства-участники СНГ в приложении к материалам очередного заседания Совета глав правительств СНГ.
(Подписи)
ИНФОРМАЦИЯ
О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО И ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - Концепция) утверждена Решением Совета глав правительств СНГ от 15 сентября 2004 года, подписанным Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Украиной. Решение вступило в силу для Беларуси (15.09.04), Казахстана (15.09.04), России (15.09.04), Армении (15.09.04), Таджикистана (22.03.05) и Кыргызстана (18.04.05).
В
Концепции определены цели, принципы и приоритеты политики государств-участников СНГ в области межрегионального и приграничного сотрудничества, его основные тенденции и особенности, виды и направления, а также меры по стимулированию развития приграничных территорий и межрегионального сотрудничества.
В результате мер, принимаемых государствами-участниками
Концепции, Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ, Исполнительным комитетом СНГ, органами отраслевого сотрудничества, выполнение Плана характеризуется следующим:
2 пункта (пункты 5, 8 раздела I), намеченные к исполнению в течение всего срока действия
Плана, выполняются;
выполнено - 7 мероприятий (пункты 2, 3, 7 раздела I; пункты 1, 2, 7 раздела II; пункт 1 раздела III);
выполняются с задержкой срока исполнения - 3 (пункты 1, 6 раздела I; пункт 9 раздела II);
не наступил срок исполнения - 6 (пункты 4, 10 раздела I; пункты 5, 8, 11 раздела II; пункт 3 раздела III);
не выполняются - 5 (пункт 9 раздела I; пункты 3, 4, 6 раздела II; пункт 2 раздела III);
включены в
План - 2 (пункт 10 раздел I; пункт 3 раздела III);
исключено из
Плана - 1 (пункт 10 раздела II).
По состоянию на 1 апреля 2008 года в
Плане предусмотрено 23 мероприятия, выполнено более половины мероприятий.
Пункт 4 раздела I предлагается исключить по просьбе Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, являющегося исполнителем данного пункта.
Пункт 9 раздела I предлагается исключить по просьбе Электроэнергетического Совета СНГ, являющегося исполнителем данного пункта.
Большая часть невыполненных мероприятий (пункты 3, 4, 6 раздела II) - в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инициатором и исполнителем которых утверждена Республика Молдова, заявившая о том, что не намерена в дальнейшем участвовать в реализации
Концепции (Нота Посольства Республики Молдова в Республике Беларусь N 476/227 от 18 марта 2008 года). Реализация указанных пунктов рассматривается Межгосударственным советом по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера.
Практическая реализация
Концепции в 2007 году проходила довольно активно:
1.
Решением Экономического совета СНГ от 30 марта 2007 года План мероприятий по реализации Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств до 2009 года, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 15 сентября 2004 года, дополнен пунктами следующего содержания:
- раздел I "Торгово-экономическое сотрудничество" - пунктом 10
"Внесение изменений в Модельный библиотечный кодекс для государств-участников СНГ с учетом вопросов приграничного сотрудничества и взаимодействия приграничных библиотек" (срок исполнения - 2008 год, исполнители - МПА СНГ, "Библиотечная Ассамблея Евразия", базовая организация государств-участников Содружества Независимых Государств по сотрудничеству в области библиотечного дела федеральное государственное учреждение "Российская государственная библиотека" (далее - ФГУ РГБ))";
- раздел III "Сотрудничество в информационной сфере" - пунктом 3 "Разработка Концепции формирования информационного пространства на базе приграничных библиотек государств-участников СНГ" (срок исполнения - 2008 год, исполнители - "Библиотечная Ассамблея Евразия", ФГУ РГБ)".
2. Изменен срок исполнения пункта 4 раздела I "Торгово-экономическое сотрудничество" указанного Плана на 2008 год.
В 2007 году на основании материалов, полученных от Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины, Исполнительный комитет СНГ в соответствии с пунктом 7 раздела I "Торгово-экономическое сотрудничество" Плана подготовил Реестр (Перечень) подписанных международных документов о межрегиональном и приграничном сотрудничестве государств-участников СНГ (далее - Реестр).
Реестр рассмотрен на заседаниях Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ 19 сентября 2007 года и Экономического совета СНГ 14 декабря 2007 года, где принято решение Исполнительному комитету СНГ осуществлять ведение указанного Реестра и ежегодно направлять его в правительства государств-участников СНГ.
В Реестре представлены двусторонние документы, характеризующие межрегиональное и приграничное сотрудничество государств-участников СНГ в различных сферах взаимодействия. Реестр состоит из 12 разделов (по числу государств-участников СНГ), каждый из которых включает по 3 подраздела. В первом подразделе приведены документы, где договаривающимися сторонами являются правительства государств-участников СНГ, во втором - правительства и регионы государств-участников СНГ, в третьем - регионы государств-участников СНГ.
Реестр - справочно-информационный материал, отражающий развитие межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников СНГ, включающий более 2300 документов о сотрудничестве.
В течение 2007 года Исполнительный комитет СНГ продолжал согласование вносимых государствами-участниками дополнений и уточнений в проект Конвенции о приграничном сотрудничестве государств-участников СНГ, подготовленный Постоянной комиссией МПА СНГ по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления в соответствии с пунктом 1 раздела I "Торгово-экономическое сотрудничество" Плана. В настоящее время указанное согласование завершено, и проект Конвенции одобрен
Решением Экономического совета СНГ от 4 апреля 2008 года,
Решением Совета глав правительств СНГ 23 мая 2008 года.
Совет будет содействовать совместным скоординированным действиям государственных и региональных органов власти в области межгосударственного сотрудничества государств-участников СНГ, предусматривающим разработку и реализацию конкретных проектов, что должно послужить дальнейшему развитию межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников СНГ.
Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года одобрена Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и утвержден
План основных мероприятий по ее реализации. В Концепции подчеркнуто, что особого внимания заслуживает укрепление региональной составляющей - многостороннего взаимодействия государств Содружества и их регионов в решении вопросов экономического, социального и культурного развития регионов и приграничных территорий, упрочения дружбы и добрососедства.
Прорабатываются вопросы, связанные с проведением Форума руководителей органов государственного управления регионов государств-участников СНГ.
ИНФОРМАЦИЯ
О РАЗВИТИИ ВИДОВ И НАПРАВЛЕНИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО И ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
Ключевое значение для организации и успешного осуществления межрегионального и приграничного сотрудничества в государствах-участниках СНГ придается встречам уполномоченных органов государственной власти. Например, Российская Федерация в 2007 году провела шесть таких встреч. В апреле в Курске состоялась российско-украинская конференция по развитию приграничного сотрудничества, в которой приняли участие руководители Курской и Сумской областей, а также представители центральной власти России и Украины, в рамках которой состоялось подписание Соглашения и Устава о создании еврорегиона "Ярославна" в составе Курской и Сумской областей. Информация о еврорегионах, созданных с участием государств-участников СНГ, представлена в Приложении.
Еврорегионы являются примером создания уполномоченными органами государственной власти совместных координирующих органов по межрегиональному и приграничному сотрудничеству. Участие в еврорегионах позволяет оперативно решать приграничные проблемы на местном уровне, создавать гибкие хозяйственные структуры с привлечением внешних инвестиций для строительства, расширения приграничной и транспортной инфраструктуры, налаживать приграничную торговлю, туризм, расширять сотрудничество в культурной, социальной, природоохранной и других областях.
Координация межрегионального и приграничного сотрудничества на пространстве СНГ на двустороннем уровне осуществляется в рамках межправительственных комиссий по сотрудничеству государств-участников СНГ (далее - Межправкомиссия), созданных практически во всех государствах.
Межправкомиссии рассматривают взаимное сотрудничество в комплексе: от проработки вопросов в области отраслевого сотрудничества, производственной кооперации, создания совместных производств, торгово-экономического сотрудничества и пограничных вопросов до заключения соответствующих соглашений по указанным направлениям.
Межправкомиссии становятся постоянно действующими органами, организующими и координирующими межрегиональное и приграничное сотрудничество своих государств. Некоторые из них имеют сложную структуру, включающую комиссии, комитеты, подкомиссии и подкомитеты по конкретным направлениям взаимодействиям. Например, Межправкомиссия по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан имеет 5 подкомиссий, а Российско-Украинская межгосударственная комиссия включает 1 комитет, 3 подкомитета и 11 подкомиссий. Для оперативного решения конкретных задач государствами создаются и другие структуры: так, образована Межведомственная Российско-Украинская комиссия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся 11 ноября 2007 года в Керченском проливе, и выяснению причин аварийных случаев с судами.
Состояние межрегионального и приграничного сотрудничества в государствах-участниках СНГ по видам и направлениям деятельности, определенным
Концепцией, следующее:
1. Сотрудничество в торговле в приграничных районах
Вопросы развития торгово-экономического сотрудничества рассматриваются на уровне двусторонних межправкомиссий по экономическому сотрудничеству, а также в рамках договорных отношений заинтересованных предприятий, в том числе на региональном уровне. Развитию сотрудничества в этом направлении способствуют контакты между отделениями торгово-промышленных палат, центрами поддержки предпринимательства, советами промышленников и нанимателей, а также участие в выставках и ярмарках.
Например, в соответствии с Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 2 июля 2007 года был утвержден состав азербайджанской части межправительственной комиссии по сотрудничеству в гуманитарной и экономической сферах между Азербайджанской Республикой и Дагестанской Республикой Российской Федерации. Состав указанной комиссии со стороны Дагестанской Республики был утвержден 2 августа 2007 года. В настоящее время проводятся мероприятия по организации первой встречи указанной комиссии. В то же время в соответствии с Планом мероприятий по реализации долгосрочной экономической программы до 2010 года между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией проводятся мероприятия по созданию приграничных рынков с Дагестанской Республикой.
Между регионами Азербайджанской Республики и Российской Федерации были подписаны соответствующие двусторонние соглашения. В частности, 12 апреля 2007 года был подписан ряд соглашений между Азербайджанской Республикой и Курганской областью Российской Федерации в области торгово-экономического, научного и культурного сотрудничества. Предусмотрено подписание документов в указанной сфере и с другими регионами Российской Федерации.
На проведенном 27 сентября 2007 года очередном заседании Азербайджано-Грузинской межгосударственной комиссии по вопросам экономического сотрудничества принято решение о проведении бизнес-форумов и инвестиционных ярмарок в приграничных регионах, а также встреч руководителей органов приграничных регионов в целях оперативного решения целого ряда проблем.
Примером торговли в приграничных районах служит следующее. Взаимный товарооборот Гомельской и Брянской областей возрос в 2007 году на 41,1% и достиг 98,4 млн. долларов. Экспорт увеличился на 50,5% (69,6 млн. долларов), импорт вырос на 22,6% (28,9 млн. долларов). Сальдо внешней торговли положительное - 40,7 млн. долларов.
За 2007 год совместным предприятием собрано 230 самоходных кормоуборочных комбайнов, в том числе: 166 машин КСК-600, 64 КСК-100А-3, а также 29 зерноуборочных комбайнов КЗС-1218 "Полесье". Хозяйствам Брянской области поставлен 21 комбайн КСК-600 и 8 машин КЗС-1218.
Выпускаемые ЗАО СП "Брянсксельмаш" комбайны включены в реестр техники Российской Федерации, предложенной к поставке по федеральному лизингу через государственную лизинговую компанию ОАО "Росагролизинг".
ПО "Гомсельмаш" в июле 2006 года заключен дилерский договор с ООО "Агрозапчасть" (пос. Супонево) с перспективой создания на его базе сервисного центра.
В целях увеличения экспорта мясомолочной продукции ОАО "Румянцевское" в апреле 2006 года открыло представительство ООО "Румянцевские молочные продукты" в г. Клинцы, через которое реализует молочную продукцию перерабатывающих предприятий области.
Многолетняя дружба связывает города Гомель и Брянск. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между городами Брянск, Гомель, Чернигов имеет символическое название "Славянское братство".
Из всех городов-побратимов Брянск - основной партнер Гомеля во внешней торговле. 26 предприятий промышленного комплекса Гомеля активно развивают взаимовыгодное экономическое сотрудничество с предприятиями Брянска.
Республика Казахстан сообщила, что к настоящему времени по проведенному анализу создание международных центров приграничного сотрудничества с Российской Федерацией, как и с другими сопредельными странами, нецелесообразно ввиду наличия унифицированных и схожих законодательных актов (прорабатываются вопросы создания единых КПП, существует безвизовый режим и т.д.).
В связи с этим Республикой Казахстан около самых посещаемых и оживленных контрольно-пропускных пунктов планируется создать небольшие транспортно-логистические центры (далее - ТЛЦ).
В международной практике ТЛЦ создают возможность для контейнеровладельцев и их грузовых партнеров получить все виды услуг в едином территориальном пространстве за минимальное время и минимизировать транспортные расходы по контейнерам, создавая условия для наиболее эффективного использования ресурсов в пределах единого комплекса.
Вопросы создания международного торгового центра (МТЦ) Республика Казахстан прорабатывает и с Республикой Узбекистан.
В Сарыагашском районе Южно-Казахстанской области на территории Жемистинского сельского округа около таможенного поста "Казыгурт" отведен земельный участок площадью 5 га, который находится на балансе РГП "Сарыагаш". Участок расположен в 500 м от автотрассы Алматы - Термез и в 50 м от государственной границы с Республикой Узбекистан.
Предлагается включить проект создания совместного МТЦ в перечень инвестиционных проектов среднесрочного плана социально-экономического развития Сарыагашского района на 2007-2009 годы, финансируемых из республиканского бюджета.
Для эффективного развития деятельности МТЦ и ускоренного прохождения грузов на территории центра необходимо разместить совместные объекты: административный корпус, таможенный и пограничный посты, миграционную, санитарно-эпидемиологическую, налоговую и экологическую службы, транспортную и ветеринарную инспекции, смотровую площадку, навесы и т.д.
Организация приграничной торговли в Республике Таджикистан основывается на Положении о порядке осуществления приграничной торговли в Республике Таджикистан, утверждены Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2 октября 2002 года N 397.
Активно действует Таджикско-Кыргызская межправкомиссия, рассматривается вопрос об открытии института представительств сторон в Джиргатальском районе Республики Таджикистан и Ошской области Кыргызской Республики, имеющего важное значение в деле развития регионального сотрудничества. Принята во внимание незавершенность делимитации и демаркации государственной границы. В ходе обсуждения стороны согласились:
- решать возникающие конфликты и инциденты на уровне местных органов государственного управления;
- запретить все виды строительства на спорных участках государственной границы;
- проводить с населением приграничных районов разъяснительную работу.
Таджикско-Кыргызская межправкомиссия поручила компетентным государственным органам рассмотреть возможность и целесообразность открытия оптовых рынков в городе Исфаре, на границе - в селе Кызылбел Баткенского района Кыргызской Республики, в селах Жаштык, Интернационал, Арка Лейлекского района Кыргызской Республики, селах Сурх, Гулистон Исфаринского района и селе Саргуй Джиргатальского района Республики Таджикистан.
Республика Таджикистан отмечает, что из 14 городов и районов республики, где предусмотрено открытие пунктов приграничной торговли и приняты соответствующие постановления, такие пункты полноценно действуют только в 3 районах (Ишкашим, Дарвоз и Хорог). Основной причиной того, что в остальных районах такие пункты не функционируют является отсутствие или нехватка финансовых средств для завершения строительных работ по организации пунктов приграничной торговли.
Республика Таджикистан обращает внимание на ряд характерных проблем, имеющихся в сфере приграничной торговли:
- отсутствие упрощенного порядка въезда/выезда иностранных граждан на/из территории государств-участников СНГ, упрощенного порядка пограничного и таможенного контроля на пунктах пропуска, а также упрощенного порядка перемещения товаров и транспортных средств для жителей приграничных районов в целях приграничной торговли;
- закрытие пунктов приграничной торговли в одностороннем порядке;
- ограничение перечня и количества товаров, предназначенных для приграничной торговли.
Для относительно беспрепятственного въезда автотранспортных средств на приграничных территориях реализован ряд мероприятий. В частности, между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан осуществляется безвизовая система, на основе которой автотранспортные средства въезжают и выезжают на территорию государств без наличия разрешительных бланков.
Кроме того, на международных терминалах Республики Таджикистан в ближайшее время планируется внедрение принципа "единое окно".
2. Сотрудничество при осуществлении инвестиционных проектов и производственно-техническое сотрудничество
Информацию по данному направлению представили Республика Беларусь, сообщившая, что перечень инвестиционных проектов ее предприятий, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций, размещен на сайте Министерства экономики Республики Беларусь (www.economy.gov.by), и Кыргызская Республика, назвавшая специализированное предприятие по выпуску чистошерстяной тонкогребенной пряжи АО "Касиет". Предприятие оснащено современным технологическим оборудованием итальянского и российского производства. Действующая мощность установленного оборудования 2,5-3,0 тыс. тонн шерстяной пряжи в год.
В настоящее время темпы производства на АО "Касиет" снижены в связи с финансовыми затруднениями.
С учетом внимания к межрегиональному и приграничному сотрудничеству государств-участников целесообразно создать сводный перечень инвестиционных проектов предприятий государств-участников СНГ. Возможно, это удастся осуществить в рамках Совета по межрегиональному и приграничному сотрудничеству государств-участников СНГ.
3. Сотрудничество в области электроэнергетики, в том числе содействие развитию приграничной торговли электроэнергией
В рамках договоров о поставках и суточном обмене электроэнергией продолжается взаимная купля-продажа электроэнергии в режиме параллельной работы энергосистем Российской Федерации и Азербайджанской Республики. В 2007 году импорт электроэнергии из России в Азербайджан составил 245,6 млн.кВт.ч, а экспорт из Азербайджана - 320,6 млн.кВт.ч.
Сотрудничество в области электроэнергетики между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией осуществляется на двусторонней основе. По взаимной договоренности сторон начиная с 2008 года оплата купли-продажи электроэнергии осуществляется на основе дифференциальных тарифов, определенных по трем зонам суток.
Азербайджанской Республикой изучается опыт других государств, в том числе и государств-участников СНГ, в целях проведения соответствующих реформ в энергетической системе.
В 2007 году поставки электроэнергии Российской Федерацией в Республику Беларусь осуществлялись на негарантированной основе по фиксированной цене в режиме суточного планирования и согласования, что позволило по результатам года поставить суммарно 3,655 млрд.кВт.ч электроэнергии ЗАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" по средней цене 0,776 российского рубля за 1 кВт.ч.
Среднегодовой объем транзита электроэнергии через сети ОЭС Республики Беларусь составляет около 1,4 млрд.кВт.ч, из которых около 0,9 млрд.кВт.ч транзитируется для снабжения потребителей Калининградской области России, оставшиеся 0,5 млрд.кВт.ч - в дефицитные регионы ЕЭС России (Брянская и Псковская области Российской Федерации), а также для обеспечения коммерческих поставок электроэнергии. С января 2008 года транзит через сети ОЭС Республики Беларусь осуществляется без ограничений в режиме параллельной работы, а его ценовые условия обсуждаются сторонами в комплексе с вопросом поставок электроэнергии в Беларусь.
Энергосистемы России и Казахстана работают в параллельном режиме с июня 2000 года.
Меморандум об углублении сотрудничества в электроэнергетическом комплексе подписан 6 июля 2005 года между Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерством энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан при участии глав государств России и Казахстана. В соответствии с подписанным Меморандумом стороны приняли решение о разработке и реализации Программы создания общего рынка электрической энергии России и Казахстана.
В настоящее время План действий по формированию общего рынка электрической энергии Республики Казахстан и Российской Федерации согласован обеими сторонами.
С 20 августа 2001 года энергетические системы России и Украины работают в параллельном режиме, что создает условия для повышения надежности энергоснабжения двух государств и транзита российской электроэнергии в третьи страны.
У сторон имеется опыт поставок украинской электроэнергии в Россию, невостребованной на внутреннем рынке ОЭС Украины.
Совместные российско-украинские поставки электроэнергии в молдавскую энергосистему начаты с апреля 2002 года на основании трехсторонних межправительственных договоренностей (встреча президентов России, Украины, Молдовы, февраль 2002 года). В 2006 году в Молдову транзитом через ОЭС Украины было поставлено 402,8 млн.кВт.ч российской электроэнергии. В настоящее время в Молдову экспортируется украинская электроэнергия.
С 1 января 2007 года начаты поставки электроэнергии, выработанной на Молдавской ГРЭС, транзитом через ОЭС Украины в ЕЭС России. За январь-октябрь 2007 года импортировано 234,1 млн.кВт.ч электроэнергии. В связи с истечением срока действия договора с 1 января 2008 года поставки были прекращены и введен зонный учет перетоков электроэнергии (ночь, день, пик) в сечении ЕЭС России - ОЭС Украины.
До решения Молдавской Стороной вопроса перенастройки приборов учета не представляется возможным рассматривать вопросы транзитных поставок электроэнергии через ОЭС Украины как из молдавской энергосистемы в ЕЭС России, так и российской электроэнергии в Республику Молдова.
В 2007 году из Кыргызской Республики поставлено электроэнергии в Республику Узбекистан 868,3 млн.кВт.ч, в Республику Казахстан - 1215,8 млн.кВт.ч, в Республику Таджикистан - 294,1 млн кВт.ч.
4. Сотрудничество в области транспорта и связи
Азербайджан находится на пересечении двух основных транспортных коридоров: "Европа-Кавказ-Азия" (TRACEKA) и "Север-Юг". Основные грузопотоки экспортно-импортных и транзитных перевозок концентрируются по осям Запад-Восток и Север-Юг и совпадают с главными направлениями перевозок в республике. Из этого следует, что развитие инфраструктуры в указанных международных коридорах отвечает как внешним, так и внутренним экономическим интересам Азербайджана.
Ведущее место в развитии международных транспортных коридоров (МТК) принадлежит железным дорогам. Железная дорога Азербайджана сегодня как транзитная дорога участвует в МТК TRACEKA и "Север-Юг".
Азербайджанская железная дорога имеет широкую инфраструктуру и прочную материально-техническую базу.
Протяженность участка железной дороги, проходящей по территории Азербайджанской Республики по коридору "Север-Юг", составляет 511 км. На участке Ялама - Баку дорога двухпутная, электрифицирована, полностью обеспечена автоматической связью и системой сигнализации. Пропускная способность участка - 60 пар поездов в сутки. Протяженность участка Баку-Астара до станции Османлы составляет 140 км. Эта дорога также двухпутная, электрифицирована, обеспечена автоматической связью и системой сигнализации. Пропускная способность участка - 53 пары поездов в сутки. Протяженность пути от станции Османлы до станции Астара составляет 188 км, дорога однопутная, не электрифицирована, но обеспечена системой автоматической сигнализации.
После строительства железнодорожной линии на участке Астара (Азербайджан) - Астара (Иран) и железнодорожного моста через реку Астарачай, а также новой соединительной железнодорожной линии протяженностью 350 км по территории Ирана (от станции Астара до действующей сети железной дороги) ожидается объем грузоперевозок на первые три года по 2 млн. тонн в год, на втором этапе - 5-6 млн. тонн в год, а на третьем этапе - до 15 млн. тонн в год.
Протяженность участка МТК TRACEKA, проходящего по территории Азербайджанской Республики, составляет 503,8 км. На этом участке в 2003 году введена в эксплуатацию фибер-оптическая кабельная связь. На станции Баладжары реконструирована пропарочно-моечная станция с финским оборудованиями. На основе немецкой технологии построен завод по производству железобетонных шпал. Годовая производственная мощность завода составляет 300 тыс. шпал. Для дальнейшего развития железных дорог по коридору "Север-Юг" предусматривается прокладка фибер-оптической кабельной линии от станции Ялама до станции Астара.
В развитии МТК особую значимость имеет и автомобильный транспорт. Общая протяженность автомобильных дорог Азербайджана составляет 18 799 км, из них 4577 км республиканского значения и 14 222 км местного значения, которые позволяют осуществлять внутренние и международные перевозки. Основные шоссейные дороги - Баку-Алят-Гянджа-Газах - граница с Грузией протяженностью 503 км и граница с Россией-Баку-Астара до Иранской границы протяженностью 521 км проходят по коридорам ТРАСЕКА и "Север-Юг".
Для безопасной перевозки грузов и пассажиров состояние автомобильных дорог должно соответствовать мировым стандартам. На автомобильных дорогах Азербайджана, являющихся наиболее экономичным и кратчайшим маршрутом из Азии в Европу, для улучшения их состояния проводятся большие работы.
Завершение работы полной реконструкции автомобильных дорог по коридорам TRACEKA и "Север-Юг", которые включены в комплексные программы развития транспортной системы Азербайджанской Республики, намечено на конец 2008 года.
Азербайджан имеет выход в восточном направлении в республики Центральной Азии, в северном направлении в Российскую Федерацию и в южном направлении в Иран с использованием возможностей Каспийского морского пароходства и Бакинского международного морского порта.
Каспийское морское пароходство, являющееся крупной судоходной компанией Республики, имеет корабли для перевозки сухих и наливных грузов, паромы, универсальные корабли типа "Ро-Ро", общее число которых составляет более 85. Пароходство играет связующую роль по коридорам TRACEKA и "Север-Юг".
Важным звеном международных транспортных коридоров "Север-Юг" и TRACEKA является Бакинский международный морской торговый порт (БММТП). Он является единственным портом Азербайджанской Республики, который обеспечивает морскую торговлю со всеми прикаспийскими странами, в том числе портами Актау (Казахстан), Туркменбаши (Туркменистан), Анзали (Иран), Астрахань (Россия). БММТП имеет самые конкурентоспособные тарифы по сравнению с другими портами Каспийского бассейна. Через Каспийское море порт предлагает широкий спектр услуг, обеспечивающий все потребности своих клиентов. Среди них обработка контейнеров, пакетных грузов, затаривание, растаривание, складирование, хранение и др.
Порт служит связующим звеном транспортной цепи, соединяющей грузинские порты на Черном море с республиками Центральной Азии.
Бакинский порт включает основной грузовой терминал, контейнерный, нефтяной, паромный и пассажирский терминалы.
Основной грузовой терминал состоит из 6 причалов общей длиной 866 м, один из которых предназначен для приема судов типа "Ро-Ро". Терминал способен перерабатывать до 2 млн. тонн генеральных и навалочно-насыпных грузов в год.
Контейнерный терминал создан на базе основного грузового терминала и предназначен для перевалки всех видов контейнеров, в том числе 40-футовых и способен принять до 15 тыс. контейнеров в год. Терминал оснащен современным перегрузочным оборудованием.
Паромный терминал осуществляет перевалку железнодорожных вагонов, грузовых и легковых автомашин, а также посадку-высадку пассажиров на/из паромов, следующих по направлению Баку-Туркменбаши-Баку, Баку-Актау-Баку, Баку - порты Ирана - Баку. Терминал способен переваливать до 8 млн тонн грузов в год. Каждый паром способен принять на борт одновременно 28 железнодорожных вагонов или 40 трейлеров, 202 пассажира и до 50 легковых автомобилей, а один новый паром способен принять на борт одновременно 52 железнодорожных вагона.
Нефтяной терминал имеет 2 пирса, где одновременно могут обрабатываться 4 танкера грузоподъемностью от 5 до 12 тыс. тонн. Терминал способен обработать до 10 млн. тонн грузов в год. После ввода в эксплуатацию двух дополнительных пирсов грузооборот терминала достигнет 20 млн. тонн. На терминале существует служба управления движением судов, которая обеспечивает безопасность мореплавания на акватории. Два буксировочных судна мощностью 600 и 1600 л.с. обеспечивают безопасную швартовку судов.
Пассажирский терминал состоит из 3 причалов общей протяженностью 340 м и предназначен для приема пассажирских судов прикаспийских государств.
В целях увеличения грузопотока и частичного устранения транспортной напряженности в Баку Президентом Азербайджанской Республики подписано Распоряжение о перенесении и строительстве в пос. Аляты нового международного морского порта. Строительство морского порта будет осуществляться в три этапа. Первый этап охватит 2008-2011 годы, второй - 2011-2013 годы, третий - 2013-2015 годы. (По предварительной оценке, для строительства нового морского порта потребуется около 400 млн. долларов.) Согласно проекту, в порту будет 11 мостов-причалов, 6 из которых построят на первом этапе, т.е. в 2008-2011 годах. Новый порт, который будет построен на уровне международных стандартов, в 2015 году сможет принимать 11,6 млн. тонн грузов.
Для успешного развития мультимодальных перевозок в Республике модернизируются инфраструктуры во всех областях транспорта, обновляются перевозочные средства, развиваются информационные технологии, широко применяются контейнерные перевозки и проводится ряд других мероприятий. Вероятно, в будущем контейнерный сервис станет основным способом для международных перевозок грузов через море.
В последние годы в международном аэропорту Гейдара Алиева в Баку установлены новые навигационные и информационные системы. Введен в эксплуатацию новый грузовой терминал, соответствующий международным стандартам. Также введен в эксплуатацию Нахичеванский международный аэропорт и ожидается завершение реконструкции международного аэропорта г. Гянджа. Авиационные компании Республики обновляют свои парки самолетов, приобретая новые надежные авиалайнеры.
В силу своего геополитического положения Беларусь, Россия, Казахстан и Украина имеют все предпосылки и возможности стать транспортно-экономическим мостом между странами Востока и Запада. В связи с этим актуальным является вопрос более эффективного использования их транспортных коммуникаций и инфраструктуры транспортной сети.
По информации Республики Беларусь, благодаря совершенствованию национального законодательства и дорожно-транспортной инфраструктуры в последние годы существенно улучшилась транзитная привлекательность проезда иностранных транспортных средств по территории Республики Беларусь.
В результате в 2007 году по сравнению с 2006 годом количество транзитных поездок иностранных грузовых автотранспортных средств, выполняющих международные перевозки через территорию Беларуси, увеличилось почти на 32%, а по отношению к 2000 году - в 3,6 раза.
В Беларуси также созданы необходимые условия для обеспечения перевозок внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом, что позволяет полностью осуществлять перевозки заявленных объемов при обеспечении на территории страны сохранности перевозимых грузов, установленных сроков доставки, а также оперативного информационного сопровождения. В 2007 году объем перевозок грузов железнодорожным транспортом возрос на 105,5% к уровню 2006 года, в том числе транзитом - на 106,4%.
Проводится работа по усовершенствованию подъездов к автодорожным пунктам пропуска. В этих целях организована работа по расширению проезжей части автомобильных дорог.
В 2008 году планируется выполнить работы по реконструкции подъездов к автодорожным пунктам пропуска "Бенякони", "Котловка", "Новая Гута" и "Мокраны".
По территории Российской Федерации проходят основные МТК:
МТК-2 - "Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород". Предусматривается развитие данного коридора до Екатеринбурга с дальнейшим развитием в направлении Китая, Кореи и Японии;
МТК-9 - "Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Украина (Киев)";
"Север-Юг" - в систему маршрутов входят автомобильные, водные и железнодорожные маршруты.
Основной автомобильный маршрут:
Торфяновка (граница с Финляндией) - Санкт-Петербург - Великий Новгород - Тверь - Москва - Кашира - Тамбов - Борисоглебск - Волгоград - Астрахань.
Основной водный маршрут:
NSW: Санкт-Петербург - Вытегра - Череповец - Нижний Новгород - Казань - Волгоград - Астрахань - Каспийское море.
Железные, автомобильные дороги и внутренние водные пути имеют многочисленные ответвления от магистрального коридора "Север-Юг";
Е-40 - Кале - Остенде - Гент (Франция) - Брюссель - Льеж (Бельгия) - Ахен - Кельн - Ольпе - Гисен - Бад - Херсфельд - Херлесхайзен - Эйзенах - Эрфурт - Гера - Кемнитц - Дрезден - Герлиц (Германия) - Легница - Вроцлов - Ополе - Гливице - Краков-Пшемысль (Польша) - Львов - Ровно - Житомир - Киев - Харьков - Луганск (Украина) - Ростов-на-Дону - Волгоград - Астрахань (Россия) - Атырау (Казахстан) и далее через Узбекистан, Кыргызстан с ответвлениями на Туркменистан и Таджикистан в Китай.
Рост товарооборота в сообщении Европа - Азия, наблюдавшийся в течение последних лет, предопределяет необходимость развития и расширения существующих международных транспортных коридоров, в частности, их продолжение в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Украина всегда была сторонником, а в некоторых случаях инициатором расширения европейских транспортных связей и продолжения транспортных коридоров, в частности, МТК N 5 на восток в сообщении с транспортными коридорами евроазиатского направления - Транссибирской магистралью, МТК "Север-Юг" и ТРАСЕКА, создания сухопутного транспортного коридора для контейнерных перевозок железнодорожным транспортом "Новый шелковый путь" и организации контейнерных перевозок железными дорогами Китая, Казахстана, России, Украины в направлении Польши (Славкув) с последующим распределением грузов на Германию, Венгрию, Словакию, Чехию и другие страны ЕС.
Важным событием для развития международных перевозок железнодорожным транспортом стало введение в 2007 году единого перевозочного документа для транспортного права ЦИМ и
СМГС - унифицированной накладной. Успешное проведение данного эксперимента послужило предпосылкой для последующего применения накладной ЦИМ/СМГС для перевозок грузов в других международных направлениях, в том числе в евроазиатском, транзитом через Украину.
Кроме того, ведется работа над проектом Соглашения о совместном использовании и развитии МТК, проходящих по территории государств-участников СНГ, которым предусмотрены приоритетные направления функционирования нормативно-правовой, ресурсной, информационно-логистической подсистем и создания управляющего комитета транспортных коридоров государств-участников СНГ.
В этом направлении активно работают все государства-участники СНГ.
Для эффективного проведения транспортных операций на МТК необходимо упрощение погранично-пропускных процедур. Для применения упрощенных погранично-пропускных процедур и ускорения движения на границах необходимы согласованные действия государств-участников СНГ.
5. Сотрудничество в сфере рационального и безопасного использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды
Осуществляется взаимодействие по вопросам проведения государственной экологической экспертизы проектов и оценке воздействия на окружающую среду объектов, расположенных в непосредственной близости от границы государств.
Азербайджанской Республикой осуществляется двустороннее сотрудничество с Грузией в рамках международных проектов в направлении совместного управления трансграничными реками, создания системы предварительного уведомления для предотвращения возможных аварий в бассейне реки Кура, осуществления мониторинга в целях определения качества воды на трансграничных реках Южного Кавказа.
Республика Беларусь участвует в реализации Межгосударственной программы долгосрочного экономического сотрудничества между Республикой Беларусь и Украиной на 1999-2008 годы. В рамках Программы проводится постоянный совместный мониторинг качества поверхностных вод на трансграничных участках рек.
В стадии разработки находятся региональные программы проведения мониторинга качества поверхностных вод на трансграничных участках рек областных комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды Минприроды Беларуси и соответствующих структур России и Украины.
В целях развития дальнейшего сотрудничества между Республикой Казахстан и Российской Федерацией 6-7 сентября 2007 года в г. Тюмени (Российская Федерация) состоялось 7-е заседание подкомиссии по приграничному сотрудничеству Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Республикой Казахстан и Российской Федерацией.
В ходе заседания обсуждались вопросы торгово-экономического сотрудничества, транспорта, энергетики, здравоохранения, сельского хозяйства, экологии и прорабатывался вопрос о целесообразности подготовки проекта Соглашения, направленного на сохранение экосистемы трансграничной реки Урал.
Договорно-правовая база СНГ в области охраны окружающей среды состоит из 13 договоров многостороннего характера.
Основными направлениями и задачами международных договоров являются проведение согласованной политики в области экологии и охраны окружающей природной среды государств-участников СНГ, развитие сотрудничества в сфере гидрометеорологии, комплексное принятие мер охраны водных объектов от загрязнения и истощения, осуществление координации научных исследований для составления долгосрочных прогнозов и др.
Сотрудничество в сфере рационального и безопасного использования природных ресурсов и охраны окружающей среды с приграничными государствами ведется в рамках деятельности Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию Центральной Азии.
В соответствии с принятым Региональным планом действий по охране окружающей среды Центральной Азии разработаны Субрегиональная стратегия по устойчивому развитию Центральной Азии и Субрегиональная интегрированная оценка состояния окружающей среды Центральной Азии.
Особенно остро в отношениях сопредельных государств стоят проблема качества вод трансграничных водных объектов и вопросы вододеления стока рек. Взаимодействие в этом направлении осуществляется сторонами в рамках межправительственных комиссий по трансграничным водным объектам, образованных Россией с Украиной, Беларусью и Казахстаном в соответствии с межправительственными соглашениями по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов.
На ежегодных заседаниях комиссий рассматриваются вопросы состояния вод, разрабатываются планы по снижению загрязнений, регламенты обмена гидрометеорологической, гидрологической, гидрохимической и водохозяйственной информацией, организации мониторинга за состоянием поверхностных и подземных вод, а также согласовываются бассейновые схемы комплексного использования и охраны водных объектов.
Наиболее продуктивно развивается приграничное сотрудничество министерств природных ресурсов Российской Федерации с Республикой Казахстан, имеющей с Россией самую протяженную границу.
Следует отметить продвижение в решении существующей в отношениях с Азербайджаном с 1992 года проблемы вододеления стока пограничной реки Самур.
В связи с окончанием строительства Россией собственных водозаборных сооружений по инициативе МИД России возобновлена работа по формированию двусторонней Комиссии по подготовке проекта Межправительственного соглашения о сотрудничестве по вопросам распределения водных ресурсов реки Самур.
В рамках пятнадцатого совместного заседания российской и азербайджанской комиссий по делимитации государственной границы (29-30 января 2008 года) проведена встреча экспертов по вопросам вододеления стока реки Самур. Принято решение продолжить консультации.
Двустороннее сотрудничество Республики Таджикистан и Кыргызской Республики в области предотвращения чрезвычайной ситуации (ЧС) осуществляется по следующим направлениям:
- обмен информацией о ЧС на транспорте на приграничной территории;
- сотрудничество в проведении аварийных и спасательных работ и другие срочные услуги в приграничных районах;
- совместные запросы при ЧС масштабного размера и спасение нуждающихся на территории сторон;
- безграничный транспортный въезд и выезд и транспортировка гуманитарных грузов через государственную границу в случае ЧС.
Украина на постоянной основе осуществляет обмен опытом в сфере государственной экологической экспертизы и совместного скоординированного рассмотрения проектов строительства новых промышленных объектов в приграничных районах, эксплуатация которых потенциально может влиять на состояние окружающей среды на территории Украины и смежных государств. Кроме того, осуществляется постоянный обмен информацией о трансграничном загрязнении воздуха и качестве трансграничных поверхностных вод.
6. Сотрудничество в правоохранительной деятельности
Проведение профилактических, оперативно-разыскных мероприятий и специальных операций в 2007 году было организовано в соответствии с Планом-графиком проведения согласованных, многосторонних, целевых профилактических, оперативно-разыскных мероприятий и специальных операций на территории государств-участников СНГ на 2007 год, утвержденным Председателем Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ.
Министерство внутренних дел Азербайджанской Республики обеспечило выполнение соответствующих мероприятий. В 2007 году в приграничных с Российской Федерацией регионах проводились специальные операции "Граница-заслон" и "Розыск". В апреле и октябре 2007 года между министерствами внутренних дел Азербайджанской Республики и Российской Федерации были организованы рабочие встречи, посвященные проблемам приграничного сотрудничества, повышения эффективности согласованных действий в борьбе с терроризмом и другими насильственными проявлениями экстремизма, незаконным оборотом наркотиков и оружия, незаконной миграцией и торговлей людьми.
Реализация положений Соглашения о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров между Министерством внутренних дел Азербайджанской Республики и Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков создаст условия для повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотиков в приграничных регионах.
Представители МВД Беларуси приняли участие в работе Международного координационного штаба в Москве под руководством Председателя Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ, директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
На территории Республики Беларусь из незаконного оборота изъято 69,7 кг наркотиков. Выявлено 154 преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, к уголовной ответственности привлекается 135 граждан. Обнаружено и уничтожено около 5,5 тонн посевов наркосодержащих растений. Обмен информацией, осуществление необходимых оперативно-разыскных мероприятий привели к прекращению деятельности ряда транснациональных преступных групп.
В 2007 году спецподразделениями по борьбе с наркобизнесом Республики Казахстан проведено 19 специальных совместных операций по методу "контролируемая поставка", из которых 13 - внешних (с Российской Федерацией - 7, с Кыргызской Республикой - 6). В ходе мероприятий изъято свыше 300 кг наркотиков, из них героина - более 25 кг.
В целях повышения эффективности проводимых мероприятий, а также обеспечения действенной заградительной системы на южных рубежах Республики Казахстан в г. Шымкенте создано подразделение "Юг", основными задачами которого являются выявление и пресечение каналов незаконного ввоза наркотиков и деятельности международных организованных преступных групп, специализирующихся на крупных поставках наркотиков из стран Центрально-Азиатского региона.
В марте 2007 года в г. Москве при участии представителей правоохранительных органов Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана проведен тренинг по организации международной операции "контролируемая поставка" в сфере борьбы с наркобизнесом.
Важным шагом для координации совместных международных операций по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Центрально-Азиатском регионе стало подписание Соглашения о создании Центрально-Азиатского регионального информационного координационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Центр станет постоянно действующим региональным информационным координационным межгосударственным органом.
Соглашение подписано Азербайджанской Республикой, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан. Прорабатывается вопрос подписания Соглашения на высшем уровне Российской Стороной.
Анализ оперативной обстановки в сфере топливно-энергетического комплекса свидетельствует о том, что данная сфера ввиду ее высокой доходности наиболее подвержена проникновению криминала, в том числе имеющего организованный характер на территории нескольких государств.
Наиболее распространенными видами противоправных деяний в данной сфере являются нелегальный ввоз на территорию государств горючесмазочных материалов, а также реализация низкокачественных нефтепродуктов под видом высококачественных, значительная часть из которых ввозится с территории России. В преступной схеме используются фиктивные документы, в том числе оформляемые от имени субъектов хозяйствования, зарегистрированных в государствах-участниках СНГ.
Разница действующих цен обусловливает нелегальный ввоз светлых нефтепродуктов с территории России, который в основном осуществляется автомобильным транспортом через Витебскую, Могилевскую и Гомельскую области.
Между оперативными аппаратами государств-участников СНГ осуществляется постоянный обмен информацией о лицах, занимающихся преступным автобизнесом и входящих в межгосударственные организованные преступные группы, особенно в приграничных районах. Налажена система оперативного и качественного исполнения запросов по интересующим вопросам.
За 2007 год трижды проводились совместные оперативно-профилактические мероприятия по организации взаимодействия между УВД Смоленской области Российской Федерации и УВД Витебского облисполкома Республики Беларусь.
Осуществляются совместные операции государств-участников СНГ по пресечению попыток нелегальной миграции и торговли людьми.
Так, в ходе проведенных правоохранительными органами Казахстана и Узбекистана оперативно-разыскных мероприятий в 2007 году перекрыт устойчивый канал трафика людей на территорию Казахстана. Вербовщики и организаторы канала привлечены к уголовной ответственности.
Вопросы межрегионального и приграничного сотрудничества в 2007 году рассматривались на двустороннем уровне в ходе заседания Межгосударственной межведомственной рабочей группы по выработке рекомендаций по проведению согласованной миграционной политики и осуществлению скоординированных мер в области борьбы с незаконной миграцией и иными связанными с ней проявлениями противоправной деятельности, созданной Постановлением Совета Министров Союзного государства от 29 октября 2003 года N 23 (18-21 апреля 2007 года).
7. Сотрудничество в сфере регулирования миграции населения и регулирования рынка труда
Трудовая миграция в легальной (учтенной форме) в государствах-участниках СНГ невелика. В 2007 году она составила около 1% численности занятого населения.
Однако основная масса трудящихся-мигрантов работает в государствах-участниках СНГ нелегально и, по некоторым оценкам, достигает 15 млн. человек. Мигранты заполняют пустующую нишу на рынках труда, выполняя работы, которыми не хотят заниматься коренные жители, что нередко приводит к снижению "цены" рабочей силы.
При этом наблюдается устойчивый рост объемов миграции. Основные потоки мигрантов на территории Содружества устремлены в Россию, а также положительное сальдо миграции имеют Казахстан и Беларусь. Тем не менее миграционный процесс имеет обоюдоострый характер, потоки миграции влияют на ситуацию как в принимающей стороне, так и в стране отправления. Предприятия государств, на территорию которых приезжают трудиться мигранты, используя низкооплачиваемую рабочую силу, утрачивают стимулы для улучшения условий труда и повышения квалификации работников. Одновременно в тех странах, откуда в массовом порядке выезжает население, происходит потеря квалифицированной рабочей силы - научной и технической интеллигенции, высококвалифицированных работников. И эти потери не могут быстро восполняться за счет переподготовки населения.
Одним из наиболее эффективных механизмов регулирования внешней трудовой миграции является заключение межгосударственных двух- и многосторонних соглашений.
В настоящее время в государствах-участниках СНГ создана определенная международно-договорная база, регулирующая вопросы трудовой миграции в двух- и многостороннем форматах.
Основным регулирующим документом в сфере трудовой миграции в рамках СНГ являются
Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 года и Протокол о внесении изменений и дополнений в данное
Соглашение от 25 ноября 2005 года. Указанные документы содействуют более полному использованию трудовых ресурсов в приграничных районах, повышению уровня занятости населения и регулированию миграции рабочей силы в государствах-участниках СНГ. Одобренная на заседании Экономического совета СНГ 15 декабря 2000 года Концепция поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств-участников СНГ включает значительное количество мероприятий по сотрудничеству государств в области эффективного регулирования миграционных потоков рабочей силы и защиты социально-трудовых прав и интересов трудящихся-мигрантов.
Кроме этого, почти во всех государствах-участниках СНГ приняты двусторонние соглашения о трудовой деятельности и социальной защите граждан одного государства-участника СНГ, временно работающих на территории другого государства-участника СНГ.
В 2007 году в рамках Содружества миграционная тематика была одной из наиболее актуальных. Так, на заседании Совета глав государств СНГ 5 октября 2007 года принято
Решение о предложениях по согласованной миграционной политике государств-участников СНГ и, в частности, подписана Декларация о согласованной миграционной политике государств-участников СНГ, положения которой, по мнению государств, придадут дополнительный импульс развитию сотрудничества государств и всех заинтересованных органов государственного управления сторон в данной области.
Учитывая важность статистической информации в области совершенствования системы управления миграционными процессами, Государственной миграционной службой Азербайджанской Республики подготавливается Единая система миграционной информации.
В Азербайджанской Республике по пункту 2 раздела II "Разработка предложений по созданию сети постов миграционного контроля на приграничных территориях сопредельных государств-участников СНГ"
Плана мероприятий по реализации Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников СНГ до 2009 года в целях ознакомления иностранных граждан, прибывающих в Азербайджанскую Республику, с существующим миграционным законодательством, принимая во внимание пункт 10.5 Положения о Государственной миграционной службе Азербайджанской Республики на пограничных пропускных пунктах, имеющих международный статус, ведется работа по созданию соответствующих информационных сервисов.
В соответствии с решениями Государственной комиссии, созданной Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 22 ноября 2006 года N 1788 "О разрешении проблем граждан Азербайджанской Республики, занимающихся торговлей на территории Российской Федерации", в различных регионах России были созданы оперативные штабы из представителей азербайджанской диаспоры, сотрудников посольства и консульств Азербайджанской Республики в Российской Федерации в целях определения проблем граждан Азербайджанской Республики, занимающихся торговлей на территории Российской Федерации, обобщения данных проблем, подготовки соответствующего плана мероприятий, а также оказания гражданам оперативной помощи. В целях обеспечения оперативной связи со штабами, создаваемыми в различных регионах Российской Федерации, в Государственном комитете по работе с азербайджанцами, проживающими за рубежом, создана специальная Рабочая группа.
В соответствии с планом мероприятий Государственной комиссии, подготовленным Министерством внутренних дел, Министерством труда и социальной защиты населения, Государственным комитетом по работе с азербайджанцами, проживающими за рубежом, Всероссийским конгрессом азербайджанцев в оперативных штабах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Чебоксар, Волгограда, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Хабаровска и Улан-Уде гражданам Азербайджана оказывается квалифицированная правовая помощь. Организация и деятельность указанных штабов осуществляется Всероссийским конгрессом азербайджанцев и его региональными подразделениями.
В данной сфере Азербайджанская Республика подписала и ратифицировала соответствующие соглашения с Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Молдова. В настоящее время на стадии подписания находится проект Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции с Российской Федерацией.
В 2007 году между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией был подписан и в настоящее время реализуется План оперативных мероприятий на 2007 год по сотрудничеству между соответствующими государственными органами Азербайджана и России по привлечению на законных основаниях к трудовой деятельности граждан Азербайджанской Республики на территории Российской Федерации.
В 2007 году на территорию Республики Казахстан по разрешениям местных исполнительных органов власти привлечено 58 810 иностранных специалистов, в том числе 5540 человек из государств-участников СНГ, или 9,4% общего числа ввезенной иностранной рабочей силы в Республику. В 2007 году наибольшее количество иностранных граждан привлечено из Кыргызстана - 2192 человека, или 39,6% общего числа специалистов из государств-участников СНГ, России - 1014 человек, или 18,3%, Узбекистана - 887 человек, или 16%, Азербайджана - 439 человек, или 8%.
В Кыргызской Республике регулирование вопросов миграции является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственного управления. Для решения имеющихся проблем в миграционной сфере Правительством Кыргызской Республики принята Государственная программа Кыргызской Республики по регулированию миграционных процессов на 2007-2010 годы, причем приоритетом в ней является решение проблем временных кыргызских трудовых мигрантов. В данном документе проведен анализ совместной миграционной ситуации, определены проблемы, цель, приоритеты, задачи и предложена система мероприятий по реализации государственной миграционной политики.
Основными миграционными партнерами Кыргызской Республики по внешней трудовой миграции являются Республика Казахстан и Российская Федерация. По экспертным оценкам, временную трудовую деятельность в России осуществляют 250-300 тыс. человек в зависимости от сезона года, в Казахстане - более 50 тыс. кыргызстанцев. В настоящее время основные объемы миграционных потоков в эти государства осуществляются в стихийном, индивидуальном порядке, а масштабы регулируемой миграции незначительны. Сложная, забюрократизированная система легализации иностранных граждан, действующая в данных государствах, не позволяет своевременно оформить необходимые документы. Это приводит к тому, что большинство кыргызских мигрантов не имеют урегулированного правового статуса.
Ввиду масштабности миграционных потоков, отсутствия контрольно-пропускных пунктов по всему периметру государственной границы полной и достоверной информации о численности граждан Кыргызской Республики, выехавших за пределы Республики для работы, не имеется.
В то же время численность кыргызских трудовых мигрантов можно определить по данным систем учета мигрантов, действующих в государствах трудоустройства. Например, по данным Федеральной миграционной службы Российской Федерации, численность кыргызских трудовых мигрантов, получивших разрешения на работу, увеличилось с 32 536 человек в 2006 году до 17 000 человек в 2007 году.
Интересен опыт Республики Таджикистан, государственная политика которой в области трудовой миграции в современных условиях глобализации нацелена на предотвращение роста нелегальной и нерегулируемой миграции на основе формирования правовых основ и экономических механизмов миграционных процессов, создание совместно с принимающими государствами легальной трудовой миграции, включение местных органов самоуправления, общин и общественности через средства массовой информации в борьбу против нелегальной миграции.
В целях дальнейшего углубления реформы государственного управления и обеспечения устойчивого экономического, социального развития Республики Таджикистан на Министерство внутренних дел Республики Таджикистан возложены функции по вопросам трудовой миграции. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 29 декабря 2006 года в структуре МВД Таджикистана создана Миграционная служба, в составе которой создано представительство МВД Таджикистана в Российской Федерации по вопросам миграции. В настоящее время принимаются меры по созданию аналогичного представительства в Республике Казахстан. В задачи представительства входят содействие легальному трудоустройству мигрантов, защите их прав и интересов, заключение соглашений с хозяйствующими субъектами, изучение рынка труда Российской Федерации и правовое консультирование всех категорий граждан Республики Таджикистан, временно находящихся на территории Российской Федерации. В 2002 году принята Программа внешней трудовой миграции населения Республики Таджикистан на 2006-2010 годы, в которой рассматриваются вопросы регулирования миграционных потоков, предотвращения нелегальной миграции и комплекс мер по развитию международного сотрудничества в целях направления трудовой миграции в правовое русло.
................Перейти до повного тексту