1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Модель


Модельный закон
о приграничном сотрудничестве
Принят
на двадцать девятом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 29-18
от 31 октября 2007 года)
Настоящий Закон устанавливает правовые и организационно-правовые основы деятельности участников приграничного сотрудничества, определяет основные направления его государственного регулирования, принципы, направления, виды и формы взаимодействия участников приграничного сотрудничества.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Определение терминов
В настоящем Законе приведенные далее термины употребляются в следующем значении:
приграничное сотрудничество - согласованные действия участников приграничного сотрудничества по установлению, развитию и укреплению всесторонних добрососедских, дружественных отношений с государственно-территориальными (административно-территориальными) образованиями или властями приграничных регионов сопредельных государств, направленные на повышение благосостояния населения, на экономический и социальный прогресс приграничных регионов государства, а также заключение соглашений и договоренностей, необходимых для достижения этих целей, в пределах компетенции, определенной законодательством государства;
участники приграничного сотрудничества - центральные органы государственной власти, государственно-территориальные (административно-территориальные) и муниципальные образования на территории приграничного региона государства, органы власти государственно-территориальных (административно-территориальных) и муниципальных образований, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия, общественные организации, иные юридические лица, находящиеся на территории приграничного региона государства, а также физические лица, постоянно проживающие на территории приграничного региона государства, взаимодействующие с соответствующими органами власти, государственно-территориальными (административно-территориальными) образованиями, другими участниками приграничного сотрудничества сопредельных государств в пределах компетенции, определенной законодательством государства, международными договорами государства и соглашениями о приграничном сотрудничестве;
соглашение о приграничном сотрудничестве - соглашение органов власти государственно-территориальных (административно-территориальных) и муниципальных образований приграничного региона государства с органами власти государственно-территориальных (административно-территориальных) образований приграничных регионов сопредельных государств по вопросам приграничного сотрудничества;
приграничный регион государства - государственно-территориальное (административно-территориальное) образование государства, границы которого частично совпадают с государственной границей;
регион приграничного сотрудничества - форма взаимодействия приграничных регионов сопредельных государств, осуществляемого в соответствии с международными договорами государства и соглашениями о приграничном сотрудничестве;
проекты (программы) приграничного сотрудничества - комплекс мер участников приграничного сотрудничества на уровне приграничного региона государства, направленных на развитие приграничного сотрудничества;
государственная поддержка развития приграничного сотрудничества - совокупность решений и действий организационного, правового, финансового характера центральных органов государственной власти, направленных на реализацию проектов (программ) приграничного сотрудничества;
государственная программа развития приграничного сотрудничества - комплекс мер центральных органов государственной власти, направленных на развитие приграничного сотрудничества, осуществляемых с использованием средств государственного бюджета.
Статья 2. Правовая основа приграничного сотрудничества
Правовую основу приграничного сотрудничества составляют конституция государства, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры государства, настоящий Закон, иные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в области приграничного сотрудничества, соглашения о приграничном сотрудничестве.
Если международным договором государства установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством государства и настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Принципы приграничного сотрудничества
Основными принципами приграничного сотрудничества являются:
- равенство и взаимная ответственность;
- уважение суверенитета и территориальной целостности государств;
- неприкосновенность государственных границ;
- мирное разрешение пограничных споров;
- взаимное уважение законодательства государств, выполнение международных договоров и соглашений о приграничном сотрудничестве;
- учет особенностей приграничных регионов, прав и интересов участников приграничного сотрудничества;
- устранение политических, экономических, правовых, административных и других препятствий для взаимного сотрудничества;
- добровольность и взаимовыгодность сотрудничества;
- обеспечение безопасности и жизни граждан, ненанесение ущерба окружающей среде, экономическим и иным интересам сопредельных государств, осуществляющих приграничное сотрудничество;
- уважение прав и свобод граждан приграничных государств.
Статья 4. Цель и задачи государственной политики в области приграничного сотрудничества
Целью государственной политики в области приграничного сотрудничества является создание благоприятных условий для эффективного взаимодействия участников приграничного сотрудничества, социально-экономического и культурного развития приграничных регионов государства, повышения уровня жизни населения.
Задачами государственной политики в области приграничного сотрудничества являются:
- обеспечение законности и соблюдения принципов приграничного сотрудничества;
- четкое распределение обязанностей, разграничение полномочий и определение мер ответственности участников приграничного сотрудничества;
- сочетание общегосударственных, региональных и местных интересов;
- обеспечение стабильности, прозрачности и демократичности процесса приграничного сотрудничества под административным контролем со стороны центральных органов государственной власти;
- создание необходимых механизмов обеспечения условий и гарантий для осуществления эффективного приграничного сотрудничества.
Раздел II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Статья 5. Направления и виды деятельности в области приграничного сотрудничества
Приграничное сотрудничество осуществляется в соответствии с международными договорами государства в следующих направлениях:
- торговое сотрудничество в приграничных районах;
- сотрудничество при осуществлении инвестиционных проектов и производственно-техническое сотрудничество;
- сотрудничество в области электроэнергетики;
- сотрудничество в области транспорта и связи;
- сотрудничество в сфере рационального и безопасного использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды;
- сотрудничество в правоохранительной деятельности;
- сотрудничество в сфере регулирования миграции населения и рынка труда;
- научное и гуманитарное сотрудничество;
- сотрудничество в сфере туризма;
- сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Участники приграничного сотрудничества на основании международных договоров государства, соглашений о приграничном сотрудничестве с уполномоченными органами сопредельных государств, договоров (контрактов) могут в пределах своих полномочий осуществлять следующие виды деятельности:
- решение вопросов жизнеобеспечения населения;
- приграничная торговля для удовлетворения местных нужд в товарах, производимых на соответствующих приграничных территориях;
- реализация инвестиционных проектов и производственнотехническое сотрудничество, в том числе создание совместных предприятий и финансово-промышленных групп;
- установление прямых связей между хозяйствующими субъектами в целях привлечения инвестиций в сферу промышленности, сельского хозяйства, строительства, обмена технологиями и в другие сферы;
- регулирование экономической деятельности, управление промышленными отходами, контроль за использованием вредных веществ в различных видах экономической деятельности в приграничных регионах;
- рациональное и безопасное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды; обеспечение экологической безопасности путем обмена информацией о состоянии окружающей среды, регулирования воздействия экономической деятельности на окружающую среду (управление промышленными отходами, складирование и утилизация опасных веществ и т.д.), контроля диффузных и точечных источников загрязнения, создания центров оповещения об авариях;
- охрана и рациональное использование водных источников, трансграничных вод и их экосистем;
- содержание и развитие трансграничных систем энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения, канализации;
- разработка и осуществление градостроительных проектов;
- содержание и развитие транспорта, транспортных коммуникаций и инфраструктуры, оказание населению транспортных услуг;
- развитие средств связи, информационных сетей, в том числе телефонных, телеграфных, обеспечение населения услугами связи;
- регулирование миграции населения и рынка труда;
- предоставление медицинских услуг, оказание неотложной медицинской помощи, обмен медицинским персоналом, обеспечение санитарного контроля и санитарного благополучия населения, предотвращение распространения эпидемий и опасных болезней;
- создание и развитие природоохранных зон, заповедников, парков, лечебно-оздоровительных зон и курортов;
- разработка и реализация программ по охране и использованию объектов историко-культурного наследия;
- разработка и реализация совместных исследовательских программ и проектов, взаимодействие при изучении культуры и преподавании языков народов, поддержка и организация молодежных, научных, культурных обменов, праздничных мероприятий, проведение выставок, концертов, спортивных соревнований, краеведческих и исторических исследований;
- оказание помощи соотечественникам в получении образования, обеспечении учебниками, литературой и периодическими изданиями на родном языке, организация летнего отдыха, туристических маршрутов;

................
Перейти до повного тексту