- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
Решение N 01-1/6-07
Экономического Суда Содружества Независимых Государств
(Минск, 20 мая 2008 года) |
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе: председательствующего - председателя Экономического Суда СНГ Абдуллоева Ф.,
судей Экономического Суда СНГ: Жолдыбаева С.Ж., Керимбаевой А.Ш., Мирошник В.И., Молчановой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием представителя Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств Вежновца В.Н., генерального советника Экономического Суда СНГ Юкевича В.А., специалиста Петровского К.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании,
установил:
Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании пункта 4
Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года (далее - Правила от 30 ноября 2000 года), и Перечня условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место (приложение 1 к Правилам определения страны происхождения товаров).
В запросе Исполнительный комитет СНГ просит разъяснить, может ли использование усовершенствованных технологических процессов, отличных от процессов, указанных в третьей колонке Перечня условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место (далее - Перечень), рассматриваться как выполнение необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место, в смысле подпункта "б" части второй пункта 4
Правил от 30 ноября 2000 года.
Заслушав судью-докладчика Молчанову Т.Н., обсудив заключения генерального советника Экономического Суда СНГ Юкевича В.А., специалиста Петровского К.Г. и исследовав имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд СНГ пришел к следующим выводам.
Соглашение от 15 апреля 1994 года вступило в силу для Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины. Российская Федерация подписала Соглашение от 15 апреля 1994 года и применяет временно, до завершения внутригосударственных процедур. Туркменистаном Соглашение от 15 апреля 1994 года применяется временно, до передачи депозитарию сведений о завершении внутригосударственных процедур, и действует в редакции от 15 апреля 1994 года, поскольку им не подписан Протокол от 2 апреля 1999 года о внесении изменений и дополнений в
Соглашение от 15 апреля 1994 года.
Правила от 30 ноября 2000 года вступили в силу для Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Украины. Республика Узбекистан и Туркменистан Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Правилах от 30 ноября 2000 года не подписали. В отношениях между этими государствами, а также между ними и государствами, подписавшими Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года, применяются
Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 24 сентября 1993 года (далее - Правила от 24 сентября 1993 года).
Страной происхождения товара считается государство-участник
Соглашения от 15 апреля 1994 года, где товар полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке (пункт 1
Правил от 30 ноября 2000 года) . В случае участия в производстве товара третьих стран, помимо государств-участников Соглашения от 15 апреля 1994 года, определение страны происхождения товара осуществляется на основании критерия достаточной обработки/переработки. Понятие "критерий достаточной обработки/переработки" в соответствии с Правилами от 30 ноября 2000 года означает, что товар считается происходящим из страны, где был подвергнут последней существенной обработке/переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств. Данное положение носит общий характер и уточнено специальной нормой пункта 4 Правил от 30 ноября 2000 года, согласно которой "критерий достаточной обработки/переработки может выражаться:
а) изменением товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4 знаков, произошедшим в результате обработки/переработки;
б) выполнением необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;
в) правилом адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции".
Изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4 знаков как основной критерий достаточной обработки/переработки не применяется в отношении товаров, включенных в Перечень. Для таких товаров критерий достаточной обработки/переработки определяется на основании данного Перечня.
Норма о критерии достаточной обработки/переработки, закрепленная в подпункте "б" части второй пункта 4
Правил от 30 ноября 2000 года, конкретизирована и может быть реализована исключительно в Перечне. В отличие от Правил от 30 ноября 2000 года
Правила от 24 сентября 1993 года не содержат Перечень условий и операций, достаточных для определения страны происхождения товаров, в связи с чем подпункт "б" части первой пункта 4 Правил от 24 сентября 1993 года на практике не применяется. Изучение материалов межгосударственной рабочей группы по подготовке проектов Правил от 30 ноября 2000 года и Перечня подтверждает, что целью принятия Перечня являлось обеспечение единого согласованного подхода к технологическому процессу и определение конкретных параметров степени достаточности обработки/переработки товара.
Условия, производственные или технологические операции, определяющие происхождение товаров, указаны в третьей колонке
Перечня. Экономический Суд СНГ отмечает, что в Перечне применяется дифференцированный подход к различным группам товаров с точки зрения выполнения необходимых условий и/или производственных и технологических операций, достаточных для определения страны происхождения товара.
По ряду позиций
Перечень прямо указывает на выполнение таких производственных или технологических операций (например, позиции 1504 - 1506 00 000, 2821 20 000). По некоторым товарным группам Перечнем установлено обязательное выполнение определенных операций и "других последующих операций" (1701, 2206 00). При этом "другие последующие операции" как завершающий этап обработки/переработки предполагают обязательность их выполнения, однако конкретные виды операций могут варьироваться в зависимости от используемого технологического процесса, сорта и типа получаемой конечной продукции. Использование специальных технологических операций, обеспечивающих готовому продукту характеристики, отличные от использованного сырья, без обозначения видов таких операций допускается только по одной из позиций Перечня (7006 00).
При отсутствии ограничений к выполняемым операциям в
Перечне применяется термин "изготовление", означающий "выполнение любых видов производственных или технологических операций" (пункт 2.1 примечания 2 к Перечню), и предусматривается обязательность соблюдения строго определенных условий, например: изготовление товаров из названных в Перечне материалов, продуктов (0710 40 000, 0506, 0408); соблюдение правила адвалорной доли (1301, 1106 10 000); изготовление товаров в условиях специализированного производства (0207). В отдельных случаях Перечнем установлены требования к выполнению как производственных или технологических операций, так и условий (8702-8704, группа 34).
................Перейти до повного тексту