1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Рішення


Решение N 01-1/2-06
Экономического Суда Содружества Независимых Государств
(Минск, 21 февраля 2007 года)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя Экономического Суда СНГ Керимбаевой А.Ш.,
судей Экономического Суда СНГ: Абдуллоева Ф., Жолдыбаева С.Ж., Мирошник В.И., Молчановой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием генерального советника Экономического Суда СНГ Беловой Т.А., специалиста Щукина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Высшего экономического суда Республики Таджикистан,
установил:
Высший экономический суд Республики Таджикистан обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании применения статей 5, 7 Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20 марта 1992 года, статей 5, 17, 51, 54 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года и статей 5, 17, 54, 57 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года.
Высший экономический суд Республики Таджикистан просит разъяснить, нормы каких международных договоров - Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20 марта 1992 года или Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года ( Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года) подлежат применению в государствах-участниках этих договоров по вопросам порядка сношений компетентных судов, учреждений юстиции при оказании правовой помощи по гражданским делам, языка документов, а также признания и исполнения вступивших в законную силу судебных решений, вынесенных по хозяйственным (экономическим) спорам.
Заслушав судью-докладчика Жолдыбаева С.Ж., обсудив заключение генерального советника Экономического Суда СНГ Беловой Т.А., заключение специалиста Щукина А.В. и исследовав имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд СНГ пришел к следующим выводам.
1. Вопросы, поставленные Высшим экономическим судом Республики Таджикистан, касающиеся порядка сношений компетентных судов и иных органов государств-участников СНГ при оказании правовой помощи, включая вопросы языка сношений, признания и приведения в исполнение судебных решений, впервые были урегулированы Соглашением о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20 марта 1992 года (далее - Соглашение от 20 марта 1992 года или Соглашение). Данное Соглашение вступило в силу 19 декабря 1992 года. Его участниками являются десять государств Содружества: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года (далее - Конвенция от 22 января 1993 года) вступила в силу 19 мая 1994 года, ее участниками являются все государства Содружества.
Протоколом от 28 марта 1997 года в Конвенцию от 22 января 1993 года внесены изменения и дополнения. Протокол подписали и ратифицировали Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Украина, одновременно являющиеся участниками Соглашения от 20 марта 1992 года, а также Республика Молдова.
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года (далее - Конвенция от 7 октября 2002 года) вступила в силу 27 апреля 2004 года. В число участников Конвенции входят шесть государств-участников Соглашения от 20 марта 1992 года: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Республика Таджикистан.
2. Соглашение от 20 марта 1992 года (статья 1) регулирует порядок разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, обращения за правовой помощью и исполнения судебных решений.
Согласно частям первой и третьей статьи 5 Соглашения "компетентные суды и иные органы государств-участников Содружества Независимых Государств обязуются оказывать взаимную правовую помощь", при осуществлении которой они "сносятся друг с другом непосредственно".
Под компетентными судами в соответствии со статьей 3 Соглашения понимаются "суды, арбитражные (хозяйственные) суды, третейские суды и другие органы, к компетенции которых относится разрешение дел, указанных в статье 1 настоящего Соглашения". Соглашение прямо не определяет, какие именно "иные органы" наряду с компетентными судами уполномочены оказывать взаимную правовую помощь. Однако, исходя из смысла нормы, закрепленной в части первой статьи 5 Соглашения, по мнению Экономического Суда СНГ, к "иным органам" следует относить государственные органы, в компетенцию которых в соответствии с законодательством государств-участников входит оказание правовой помощи при разрешении споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности.
Установленный статьей 5 Соглашения порядок оказания взаимной правовой помощи компетентными судами и иными органами государств предусматривает возможность направления поручения напрямую, не обращаясь в высшие судебные инстанции, центральные и территориальные учреждения юстиции, дипломатические и консульские представительства, а также другие органы запрашиваемого государства. Полномочия высших судебных органов государств-участников в соответствии со статьями 10, 12 Соглашения состоят исключительно в урегулировании спорных вопросов, возникающих в процессе приведения в исполнение решений компетентных судов, а также предоставлении сведений о национальном законодательстве и практике его применения.
Экономический Суд СНГ считает, что Соглашение, закрепляя норму о непосредственном сношении компетентных судов и иных органов при оказании взаимной правовой помощи, имело целью установить упрощенный порядок их взаимоотношений, преимущества которого заключаются, прежде всего, в оперативном рассмотрении дел по хозяйственным спорам и исполнении вступивших в силу иностранных судебных решений.
При обращении компетентных судов и иных органов государств-участников об оказании правовой помощи и исполнении иностранных судебных решений по хозяйственным спорам в соответствии с частью пятой статьи 5 Соглашения от 20 марта 1992 года поручения и прилагаемые к ним документы излагаются на языке запрашивающего государства или русском языке.
Государства-участники Соглашения от 20 марта 1992 года приняли на себя обязательство взаимно признавать и исполнять вступившие в законную силу решения компетентных судов (статья 7). Данное положение с учетом нормы статьи 8 Соглашения разрешает заинтересованному лицу (взыскателю) направлять ходатайство о приведении в исполнение судебного решения непосредственно уполномоченному на его исполнение органу в соответствии с законодательством запрашиваемого государства без проведения в суде специальной процедуры признания иностранного судебного решения. При этом к ходатайству прилагаются исполнительный лист, выданный иностранным судом, и другие документы, указанные в статье 8.
Судебное производство по делу может быть возбуждено только по ходатайству об отказе в приведении решения в исполнение, заявленному стороной, против которой вынесено решение. Перечень оснований для отказа является исчерпывающим и не затрагивает существа вынесенного решения (статья 9).
3. Конвенция от 22 января 1993 года в первоначальной редакции и в редакции Протокола от 28 марта 1997 года, по сравнению с Соглашением от 20 марта 1992 года, регулирует вопросы оказания правовой помощи по значительно более широкому кругу дел: по гражданским, семейным и уголовным делам в отношении граждан и других лиц, проживающих на территории государств-участников (преамбула, пункты 1, 2 статьи 1).
Согласно пункту 3 статьи 1 Конвенции от 22 января 1993 года ее положения применяются также к юридическим лицам, созданным в соответствии с законодательством государств-участников. Это позволяет прийти к выводу, что Конвенция может регулировать отношения, возникающие при оказании правовой помощи, признании и исполнении иностранных судебных решений по спорам с участием юридических лиц, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности. Аргументами в пользу данного вывода служат следующие обстоятельства:
споры с участием юридических лиц включают споры, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности;
нормы Конвенции от 22 января 1993 года применяются на практике судами большинства государств Содружества для регулирования вопросов оказания правовой помощи по хозяйственным спорам (по сведениям, предоставленным Министерством юстиции Азербайджанской Республики, Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь, Верховным Судом Грузии, Верховным Судом Республики Казахстан, Верховным Судом Кыргызской Республики, Высшей судебной палатой Республики Молдова, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Высшим экономическим судом Республики Таджикистан);
порядок разрешения споров, возникающих из хозяйственных правоотношений, регулируется в ряде государств Содружества гражданско-процессуальным законодательством (статья 26 ГПК Азербайджанской Республики от 28 декабря 1999 года; пункт 3 статьи 2 ГПК Республики Казахстан от 13 июля 1999 года; подпункт 9 пункта 2 статьи 23 ГПК Кыргызской Республики от 24 декабря 1999 года; статья 29 ГПК Республики Молдова от 30 мая 2003 года).
Сравнительный анализ подлежащих толкованию норм Соглашения от 20 марта 1992 года и Конвенции от 22 января 1993 года, в том числе в редакции Протокола от 28 марта 1997 года, показывает, что Конвенция устанавливает иной, по сравнению с Соглашением, порядок обращения за оказанием правовой помощи, признания и приведения в исполнение судебных решений компетентных судов государств Содружества.
Согласно статье 5 Конвенции от 22 января 1993 года компетентные учреждения юстиции государств-участников сносятся друг с другом через свои центральные органы. К компетентным учреждениям юстиции Конвенция (пункт 2 статьи 1) относит суды, органы прокуратуры и иные учреждения государств, в ведении которых находятся гражданские, семейные и уголовные дела. Протоколом от 28 марта 1997 года в этот перечень дополнительно включены органы внутренних дел (пункт 1). Кроме того, Конвенция от 22 января 1993 года в редакции Протокола от 28 марта 1997 года (статья 5) расширила круг органов, уполномоченных осуществлять сношения в порядке оказания правовой помощи, включив в него также территориальные и другие органы. Данный Протокол прямо не указывает, какие именно "другие органы" уполномочены осуществлять соответствующие сношения, оставляя решение этого вопроса на усмотрение государств-участников.
Между тем Республика Молдова, сделав оговорку к статье 5 Конвенции от 22 января 1993 года, при подписании Протокола от 28 марта 1997 года сохранила ранее установленный Конвенцией порядок сношений при обращении за оказанием правовой помощи - через центральные органы учреждений юстиции.
Согласно статье 17 Конвенции от 22 января 1993 года компетентные органы государств-участников в отношениях друг с другом "пользуются государственными языками Договаривающихся Сторон или русским языком". Толкование данной нормы, с учетом двустороннего характера правоотношений, возникающих в ходе оказания правовой помощи, и сложившейся в государствах практики по данному вопросу, позволяет сделать вывод, что поручение или ходатайство, а также прилагаемые документы, составленные на языке запрашивающего государства, подлежат переводу на язык запрашиваемого государства или русский язык.
Протокол к Конвенции от 22 января 1993 года в целях уточнения дополнил статью 17 Конвенции, предусмотрев необходимость перевода на русский язык направляемых документов в случае их исполнения на государственном языке запрашивающего государства.
Сравнительный анализ статей 7, 8 Соглашения от 20 марта 1992 года и статей 51, 54 Конвенции от 22 января 1993 года показывает наличие существенных различий в механизмах признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений, закрепленных указанными актами.
Конвенция от 22 января 1993 года, в отличие от упрощенного порядка, предусмотренного Соглашением от 20 марта 1992 года, устанавливает в качестве условия принудительного исполнения иностранного судебного решения обязательность его признания компетентным судом в судебном заседании. При соблюдении условий, определенных статьей 55 Конвенции, суд разрешает принудительное исполнение и выдает исполнительный лист. Порядок принудительного исполнения регулируется законодательством государства, на территории которого испрашивается исполнение. Решения иностранных судов, которые не подлежат принудительному исполнению, признаются без специального производства (пункт 1 статьи 52).
4. Конвенция от 7 октября 2002 года аналогично Конвенции от 22 января 1993 года регулирует порядок оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам в отношении граждан и других лиц, проживающих на территории государств-участников (преамбула, пункты 1, 2 статьи 1), и закрепляет применимость ее норм к юридическим лицам (пункт 4 статьи 1). Вместе с тем пункт 3 статьи 1 Конвенции от 7 октября 2002 года включает в понятие "гражданские дела" также дела, связанные с разрешением экономических споров. Экономический Суд СНГ считает, что к этой категории относятся споры с участием юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности.
Вопросы порядка обращения за оказанием правовой помощи, выбора языка документов, признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений урегулированы в Конвенции от 7 октября 2002 года также, как и в Конвенции от 22 января 1993 года в редакции Протокола от 28 марта 1997 года.

................
Перейти до повного тексту