1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Рішення


Решение Экономического совета Содружества Независимых Государств о деятельности Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности
(Москва, 30 марта 2007 года)
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить Доклад о деятельности Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности, подготовленный указанным Советом совместно с Исполнительным комитетом СНГ и рассмотренный Комиссией по экономическим вопросам.
2. Рекомендовать Межправительственному совету обратить первоочередное внимание на решение следующих задач:
разработка приоритетных межгосударственных документов, направленных на реализацию Градостроительной хартии Содружества Независимых Государств от 4 июня 1999 года;
организация подготовки и переподготовки кадров в области архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе с использованием возможностей постоянно действующих международных семинаров по изучению опыта развития жилищного строительства, проектирования строительства, реконструкции и эксплуатации жилья и объектов социальной сферы.
(Подписи)
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДОКЛАД О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО СОВЕТА ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Экономический подъем в любой стране сопровождается ростом строительства жилья, объектов социального назначения и производственной сферы.
В январе-августе 2006 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года объем инвестиций в основной капитал в государствах Содружества увеличился, как и в январе-августе 2005 года, в среднем на 13%; общей площади жилых домов введено больше на 12% (на 10%).
Прогнозные оценки Межгосударственного статистического комитета СНГ темпов роста инвестиций в основной капитал государств-участников СНГ на 2007 год свидетельствуют о постоянной тенденции к росту.
Строительство является одной из важнейших сфер периода экономического реформирования. Сложно переоценить значение строительной отрасли, которая коренным образом влияет не только на развитие экономической ситуации, но и на социальное, культурное развитие государств и регионов, уровень жизни населения.
При всей значимости других отраслей экономики строительство является одной из основных отраслей, что обусловливает особое внимание к ней. Большая заслуга руководителей строительных отраслей, предприятий и организаций в том, что в тяжелый период экономического спада они сумели сохранить коллективы, технику, специалистов.
Путь к повышению эффективности и конкурентоспособности строителей государств Содружества на внутреннем и внешнем рынках в рыночных условиях лежит в развитии нормативной базы, формировании конкурентной среды, широком развитии системы подрядных конкурсов, укреплении и совершенствовании договорной дисциплины, повсеместном применении работ и продукции на основе международных стандартов.
Для выработки согласованной политики, объединения усилий по стабилизации и дальнейшему развитию строительства и координации деятельности строительных комплексов главы правительств государств-участников Содружества в 1994 году подписали Соглашение о сотрудничестве в строительной деятельности, в соответствии с которым создан Межправительственный совет по сотрудничеству в строительной деятельности (далее - Совет).
Основной целью созданного Совета является развитие сотрудничества в строительной деятельности, под которой понимается выполнение инженерных изысканий в строительстве, проектных работ, включая разработку градостроительной документации, архитектурная деятельность и выполнение строительно-монтажных работ, а также производство строительных материалов, изделий и конструкций, изготовление строительных и дорожных машин и различной строительной техники в интересах участников Соглашения.
К функциям Совета отнесены:
- согласование и совместная реализация межгосударственного сотрудничества в строительной деятельности по наиболее важным и актуальным направлениям;
- выработка рекомендаций по сближению законодательства в строительной деятельности участников Соглашения;
- определение основных направлений совместных научных исследований и межгосударственных научно-технических программ и проектов;
- разработка и контроль за ходом реализации совместных программ и проектов, а также разработка прогнозов развития и размещения промышленности строительных материалов и производства конструкций и изделий, строительного и дорожного машиностроения;
- содействие созданию совместных предприятий, фирм, акционерных обществ в строительстве, промышленности строительных материалов, строительном и дорожном машиностроении;
- оказание содействия формированию межгосударственных инвестиционного, подрядного и проектного рынков, а также развитию их инфраструктуры;
- осуществление согласованной деятельности в вопросах технического нормирования, стандартизации и сертификации с последующим сближением нормативной базы в соответствии с международными требованиями;
- согласование методологического обеспечения организации проектирования, деятельности государственного строительного надзора, экспертизы, ценообразования в строительстве, нормирования расхода материальных ресурсов, тарификации строительных работ, нормирования и охраны труда;
- взаимодействие в вопросах организации лицензирования строительной деятельности, сертификации продукции;
- содействие в разработке программ подготовки и переподготовки кадров строительных комплексов для работы в условиях рыночной экономики;
- организация взаимопомощи при ликвидации последствий крупных аварий и стихийных бедствий.
Первое заседание Совета состоялось 8 декабря 1994 года в г. Минске. Заседания также проходили в Российской Федерации, Республике Беларусь по четыре раза, Республике Молдова - три, в Республике Армения, Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Республике Таджикистан и Украине - по два, Азербайджанской Республике и Грузии - по одному разу.
На заседании Совета заслушиваются и обсуждаются актуальные вопросы строительной деятельности и жилищно-коммунального хозяйства государств-участников СНГ. Широкий перечень вопросов, рассмотренных в рамках повесток дня заседаний в период с 1994 по 2006 год, приведен в Приложении.
Заседания Совета, по сути, являются значимыми событиями в деятельности соответствующих национальных органов управления по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Рассматриваемые вопросы позволяют аккумулировать и использовать в практической работе весь приобретенный государствами Содружества опыт в организации строительной деятельности, избежать многих ошибок и просчетов, сэкономить средства для решения многих технических и экономических вопросов, не допускать параллельной разработки ряда научных и прикладных задач.
В рамках Совета при непосредственном и активном участии всех его членов разработаны и затем подписаны на заседаниях Совета глав правительств Содружества Независимых Государств следующие документы:
1. Соглашение о взаимном признании лицензий на осуществление строительной деятельности, выдаваемых лицензионными органами государств-участников Содружества Независимых Государств, от 27 марта 1997 года.
Данное Соглашение регулирует взаимоотношение сторон по взаимному признанию лицензий на осуществление строительной деятельности, в том числе определяет терминологию, срок действия лицензий, размер оплаты.
2. Соглашение о межгосударственной экспертизе проектов строительства, представляющих взаимный интерес для государств-участников Содружества Независимых Государств, от 13 января 1999 года.
Соглашение упорядочило вопрос строительства объектов, которые представляют взаимный интерес для двух государств и более; приграничных объектов, сооружаемых на территории одного из государств, расчетная зона влияния которых на окружающую среду пересекает границы сопредельных государств; линейно-протяженных объектов, прохождение которых планируется по территории двух государств и более, объектов, сооружаемых на средства инвесторов двух государств и более, а также объектов, сооружаемых одним государством на средства одного или нескольких государств.
В рамках Соглашения Комиссией по межгосударственной экспертизе проектов Совета проведена межгосударственная экспертиза:
- по обоснованию инвестиций в реконструкцию и модернизацию нефтепровода Атырау - Самара (Казахстан - Россия);
- проекта "Радиоастрономическая обсерватория РТ-70 на плато Суффа Республики Узбекистан";
- технико-экономического обоснования создания космического ракетного комплекса "Байтарек" на космодроме "Байконур" Республики Казахстан;
- рабочего проекта "Реконструкция и усиление здания школы N 6 в г. Гюмри Республики Армения".
В 2006 году межгосударственная экспертиза проводилась по следующим объектам Республики Армения:
- расширение и реконструкция Государственного педагогического института г. Гюмри;
- восстановление трех русских церквей на территории г. Гюмри;
- строительство спортивного зала школы N 19 Министерства обороны Российской Федерации в г. Гюмри;
- строительство незавершенного 72-квартирного жилого дома Министерства обороны Российской Федерации в г. Гюмри;
- расширение больничного комплекса в п. Ахурян.
3. Градостроительная хартия Содружества Независимых Государств от 4 июня 1999 года, определившая цели, приоритеты, основные направления совместных действий по устойчивому пространственному планированию и градостроительному развитию территорий сопредельных государств.
Этот межгосударственный документ служит основой для расширения дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества между заинтересованными организациями СНГ в области управления, планирования и обустройства территорий, взаимосогласованного развития приграничных регионов, в том числе по вопросам окружающей среды, взаимоувязанного развития зон транспортно-коммуникационных коридоров; внедрению современных информационных технологий при разработке генеральных, зональных планов; подготовки научных, проектных и педагогических кадров в строительной деятельности, других направлениях.
Самую активную роль в этом направлении играет Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, являющееся штаб-квартирой Комиссии по градостроительству Совета.
Проведен ряд мероприятий по выполнению основных положений Градостроительной хартии СНГ: разработана и утверждена Решением N 9 двенадцатого заседания Совета (г. Душанбе, июнь 2000 года) Программа деятельности национальных органов управления в области строительства и градостроительства стран СНГ по реализации Градостроительной хартии СНГ, в соответствии с которой определены ответственные исполнители межгосударственных документов.
В рамках выполнения обязательств Белорусской Стороной с учетом предложений заинтересованных организаций Содружества начиная с 2001 года разработаны:
- Концепция экологической реконструкции населенных пунктов и территорий государств Содружества в связи с переходом к устойчивому развитию;
- проект Соглашения о системе подготовки и переподготовки в государствах Содружества специалистов органов управления, научных, проектных и педагогических кадров в сфере градостроительной деятельности;
- проект Комплексной научно-технической программы по приоритетным направлениям градостроительной деятельности;
- проект Перечня головных (ведущих) национальных и межгосударственных научно-исследовательских, проектных и учебных организаций в сфере градостроительной деятельности, создания и ведения государственного градостроительного и территориального кадастров в государствах Содружества;
- проект Соглашения о разработке и порядке согласования представляющих взаимный интерес программ и проектов по строительству отдельных объектов (комплексов), развитию приграничных территорий (регионов) и зон влияния трансграничных транспортно-коммуникационных коридоров государств Содружества.
Документы подготовлены Комиссией по градостроительству, возглавляемой заместителем министра Республики Беларусь, и согласованы в национальных органах управления в области архитектуры, строительства и градостроительства государств-участников СНГ.
В 2003 году издан Перечень головных (ведущих) национальных и межгосударственных научно-исследовательских, проектных и учебных организаций в сфере градостроительной деятельности, создания и ведения государственного градостроительного и территориального кадастров в государствах Содружества.
В целях практической реализации Градостроительной хартии СНГ национальным органам управления в области архитектуры, строительства и градостроительства государств-участников СНГ в перспективе потребуется приложить дополнительные усилия по обеспечению разработки межгосударственных документов с учетом актуальности проблем, стоящих перед строительными комплексами государств-участников СНГ.
Эффективным механизмом Совета стала работа 13 профильных комиссий, созданных по различным направлениям строительной деятельности. В процессе непосредственного общения специалисты, объединяя усилия и накопленный опыт, отрабатывают общие для государств Содружества вопросы с учетом всестороннего их рассмотрения.
Существенное значение для строительных отраслей государств Содружества имеет обмен научно-технической информацией, проектными и конструкторскими наработками, опытом создания и реализации научно-технических и социально-экономических программ. Наиболее значимые профильные комиссии наработали ценный практический материал, востребованный в государствах Содружества.
Межгосударственная научно-техническая комиссия по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС), образованная в соответствии с Решением совещания руководителей органов государственного управления строительством стран СНГ в июне 1992 года, осуществляет свою работу при Совете и одновременно работает в рамках Межправительственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации, где ей предоставлено право принимать соответствующие документы в области строительства.
Основной задачей МНТКС является создание межгосударственной нормативной базы по строительству в государствах-участниках СНГ и организация разработки нормативных документов по приоритетным направлениям стандартизации и технического нормирования в строительстве. Работы, проводимые МНТКС, позволяют ускорить создание в государствах национальных систем нормирования и стандартизации в строительстве, сосредоточить научный потенциал государств-участников СНГ и повысить в целом эффективность этой работы.
За время своей работы МНТКС к началу 2006 года разработала и приняла 233 нормативных документа: межгосударственные строительные нормы (МСН) - 23, межгосударственные своды правил по проектированию и строительству (МСП) - 12, межгосударственные стандарты в области строительства (ГОСТ) - 198, а также 92 изменения.
Среди разработанных и принятых нормативных документов - основополагающие строительные нормы по пожарной безопасности, опасным геофизическим воздействиям, вопросам энергосбережения в зданиях, естественному и искусственному освещению, железным дорогам, железнодорожным и автодорожным тоннелям. Межгосударственные стандарты разработаны в первую очередь на методы испытаний конструкций и строительных материалов, а также на наиболее массовые виды строительных изделий и материалов, эксплуатационные характеристики зданий.
24-25 мая 2006 года МНТКС провела 29 заседание, на котором рассмотрен План работ по межгосударственной стандартизации и техническому нормированию на 2006 год. Планом предусмотрена разработка типовой структуры общего технического регламента, а также межгосударственных нормативных документов.
Комиссией по энергосбережению в строительстве, стройиндустрии и жилищно-коммунальному хозяйству (КЭС) в 2004-2005 годах проводилась последовательная работа по реализации политики энергосбережения в строительной отрасли.
В соответствии с планом работ КЭС головными исполнителями от государств-участников СНГ обобщен и проанализирован имеющийся опыт, подготовлены и представлены на рассмотрение Совета отчеты по выполнению энергосберегающих программ и проектов.
Государственный комитет строительства и архитектуры Азербайджанской Республики:
- расширение законодательной базы в области энергосбережения;
- внедрение поквартальных систем отопления;
- повсеместное внедрение приборов адресного учета и регулирования энергетических и водных ресурсов;
- реализация государственной программы по использованию альтернативных - возобновляемых источников энергии на период 2005-2013 годы.
Министерство градостроительства Республики Армения:
- расширение перечня нормативных документов в области экономии энергоресурсов;
- предложения по принятию концептуального подхода по восстановлению и развитию централизованного теплоснабжения жилого фонда;
- реализация Национальной программы по энергосбережению.
Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь:
- реализация пятилетней и ежегодной программ по энергосбережению;
- внедрение научно-исследовательских работ в строительные технологии;
- введение новых нормативных документов в области энергосбережения;
- внедрение систем качества на базе стандартов ИСО серий 9000 и систем управления окружающей средой на базе стандартов ИСО серии 14000.
Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан:
- расширение нормативной базы;
- создание новых производственных мощностей по производству теплоизоляционных и стеновых материалов.
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации:
- активизация административно-нормативных мер;
- совершенствование правил учета и контроля энергоресурсов;
- создание системы экономического стимулирования в области энергосбережения;
- реализация Подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы".
Государственный комитет строительства и архитектуры Республики Таджикистан:
- создание нормативной базы энергосбережения;
- широкое использование энергии солнца в производстве энергоемкой продукции, при строительстве жилья для отопления и горячего водоснабжения.
Комиссии по совершенствованию систем качества в строительстве в соответствии с утвержденным Советом планом работ на 2006-2007 годы предстоит:
- разработать межгосударственные строительные нормы МСН "Проведение экспертизы проектов, нормативных документов";
- разработать межгосударственные своды правил МСП "Порядок поставки на рынок строительной продукции";
- разработать МСП "Положения о порядке деятельности Комиссии по техническому освидетельствованию новой строительной продукции, снаряжения и процессов";
- разработать МСП "Правила разработки технического освидетельствования новой строительной продукции, снаряжения и процессов";
- ознакомиться с опытом работы органов контроля качества в строительстве государств-участников СНГ: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация;
- провести семинары по изучению современных методов контроля качества в строительстве.
Комиссия по сейсмостойкому строительству и уменьшению природно-техногенных последствий по поручению Совета выполнила и выполняет следующие работы:
- конкретизация МСП "Предотвращение аварийных ситуаций в строительстве" ("сейсмонадежность") путем первоочередной разработки и распространения в государствах-участниках СНГ нормативного документа по предотвращению прогрессирующего обрушения строительных сооружений;
- конкретизация МСП "СейсмоПолис", разработка и распространение в государствах-участниках СНГ (кроме Белоруссии) Альбома эталонных технических решений и строительных технологий по сейсмоусилению зданий массовый застройки;
- разработка на примере г. Тбилиси эталонного проекта по проблеме превентивной надежности (сохранности) памятников зодчества;
- организация постоянно действующей (1-2 раза в год) школы-семинара по подготовке, повышению квалификации специалистов государств-участников СНГ в области строительства и эксплуатации зданий и сооружений в условиях сложных и опасных природных и техногенных воздействий;
- формирование Коллегии экспертов международного класса (по результатам подготовки и сертификации экспертов) для инженерного обследования и анализа строительных аварий, последствий террористических актов, природно-техногенных и социальных бедствий крупного масштаба и рекомендаций для ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций и превентивной безопасности строительных сооружений;
- подготовка и передача на рассмотрение/внедрение в государствах-участниках СНГ на правах МСН следующих нормативно-технических документов:
проект ГОСТ "шкала для измерения бедствий",
проект межгосударственного стандарта "Классификация (сейсмической) уязвимости строительных сооружений",
СНиП "Реконструкция, восстановление и усиление зданий и сооружений";
- организация национальных ассоциаций/обществ по сейсмостойкому строительству и оформление их членства в Европейской (ЕАС) и Международной (МАСС) ассоциациях по сейсмостойкому строительству.
За время существования Комиссии по межгосударственной экспертизе проектов Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности состоялось 10 заседаний, на которых были рассмотрены и приняты следующие документы:
1. Положение о Комиссии по межгосударственной экспертизе проектов;
2. Соглашение о межгосударственной экспертизе проектов строительства, представляющих взаимный интерес для государств-участников СНГ;
3. Положение о межгосударственной экспертной группе по рассмотрению проектов строительства, представляющих взаимный интерес для государств-участников СНГ;
4. Основные требования по составу и содержанию сводного заключения межгосударственной экспертизы;
5. Межгосударственная инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектной документации строительства зданий, сооружений и их комплексов в государствах-участниках СНГ.
Кроме того, на заседании Комиссии обсуждались следующие вопросы:
1. О необходимости создания банка данных нормативных и методических документов в области проектирования и строительства, используемых при экспертизе проектов в каждой стране, а также накопление и систематизация фонда экспертных заключений по объектам, представляющим взаимный интерес при помощи системы информационного обеспечения органов экспертизы.
2. О целесообразности сопоставления национальных нормативов с российскими и создание банка данных нормативных правовых документов в области экспертизы государств-участников СНГ.
3. О необходимости разработки межгосударственного документа (конвенции) о государственной экспертизе градостроительной и проектной документации в государствах-участниках СНГ.
4. О целесообразности принятия к сведению Перечня основных нормативных документов Российской Федерации, используемых при экспертизе проектов строительства объектов производственного назначения.
5. О целесообразности использования в практической работе экспертными организациями государств СНГ, представленных в Комиссии, межгосударственных строительных стандартов, приведенных в Перечне межгосударственных нормативных документов в строительстве, разработанных и принятых Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве и др.

................
Перейти до повного тексту