- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
Решение
Экономического совета Содружества Независимых Государств о деятельности и перспективах развития Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств
(Москва, 23 мая 2005 года) |
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить деятельность и перспективы развития Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств, представленные в Докладе, подготовленном Межгосударственным статистическим комитетом Содружества Независимых Государств совместно с Исполнительным комитетом СНГ и рассмотренном Комиссией по экономическим вопросам.
2. Совету руководителей статистических служб государств-участников Содружества Независимых Государств, Межгосударственному статистическому комитету Содружества Независимых Государств совместно с национальными статистическими службами государств Содружества обратить особое внимание на решение следующих задач:
усиление информационно-аналитических функций статистики, выработка прогнозных оценок отдельных важнейших макроэкономических показателей;
дальнейшее содействие реформированию государственной статистики в государствах Содружества применительно к осуществляемым социально-экономическим преобразованиям и общепринятой в международной практике системе учета и статистики, включая Специальные стандарты распространения данных Международного валютного фонда;
обеспечение координации деятельности статистических органов государств-участников СНГ с национальными министерствами и ведомствами, ответственными за отдельные блоки экономической и социальной статистики, а также с национальными банками в целях получения более полной статистической информации по Содружеству в целом.
(Подписи)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
ДОКЛАД
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
1. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
30 декабря 1991 года главы правительств Содружества признали целесообразным "создать статистический комитет, координирующий деятельность статистических служб Содружества".
По их поручению руководители национальных статистических служб государств Содружества 6 февраля 1992 года подписали
Соглашение о статистической службе Содружества Независимых Государств, являющееся основой правовой деятельности Статкомитета СНГ. В соответствии с Соглашением был образован Совет руководителей статистических служб государств-членов Содружества и создан Статистический комитет Содружества Независимых Государств.
Совет руководителей статистических служб государств-членов СНГ (далее - Совет) является высшим статистическим органом Содружества, обсуждающим важнейшие вопросы развития статистики государств Содружества и принимающим решения об основных направлениях сотрудничества в этой области, утверждающим программы работ Статкомитета СНГ и отчеты о его деятельности. В состав Совета входят по должности руководители национальных статистических служб государств Содружества и руководитель Статкомитета СНГ. Заседания Совета проводятся, как правило, два раза в год (всего за 13 лет проведено 29 заседаний Совета, на которых рассмотрено свыше 170 вопросов организационного, методологического и правового характера). В рабочем порядке члены Совета встречаются и обсуждают общие вопросы статистики значительно чаще.
Статистический комитет СНГ в соответствии с
Решением Совета глав правительств СНГ от 10 февраля 1995 года официально получил статус межгосударственного органа, действующего в рамках Содружества, и
Решением этого же Совета от 26 мая 1995 года переименован в Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств (далее - Статкомитет СНГ). Статкомитет СНГ является исполнительным органом Совета руководителей статистических служб, действующим в целях координации деятельности национальных статистических служб, содействия организации информационного обмена, анализа социально-экономического развития государств и выработки общих рекомендаций в области статистики.
- разработку и осуществление на основе взаимных консультаций единой статистической методологии;
- обеспечение национальных статистических служб государств-участников СНГ методологическими материалами и инструментарием, организацию обучения кадров, проведение семинаров и других мероприятий, связанных с переводом статистики на международные правила и стандарты;
- обеспечение сопоставимости и преемственности статистических разработок;
- формирование сводных статистических данных, необходимых для взаимодействия государств-участников СНГ в политической, социально-экономической, внешнеэкономической деятельности;
- публикацию систематизированных статистических данных по международной статистике и международным сопоставлениям, обеспечение этими данными государств-участников СНГ;
- осуществление взаимодействия с координирующими органами Содружества, обеспечение их необходимой экономико-статистической информацией.
- содействие реформированию государственной статистики в государствах-участниках Содружества применительно к осуществляемым социально-экономическим преобразованиям и общепринятой в международной практике системе учета и статистики;
- координация статистической деятельности и выработка рекомендаций по согласованной статистической методологии;
- многосторонний обмен статистической информацией и развитие общего информационно-статистического пространства в рамках Содружества.
Для организации статистики в Содружестве большую роль сыграло своевременное принятие Рекомендательного законодательного акта "О государственной статистике", который был подготовлен Статкомитетом СНГ, обсужден на Межпарламентской Ассамблее СНГ 29 октября 1994 года и рекомендован ею парламентам государств Содружества для разработки на его основе национальных законов. Данный законодательный акт определяет основные принципы и порядок организации государственной статистики, регулирует правовые отношения, связанные со сбором, обобщением, распространением и хранением статистической информации.
За 1992 - 2004 годы Статкомитетом СНГ был разработан и утвержден соответствующими органами Содружества (Советом глав государств, Советом глав правительств, Межпарламентской Ассамблеей, Советом руководителей статистических служб государств-участников СНГ) пакет основополагающих нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность Статкомитета СНГ и его взаимодействие с национальными статистическими службами и другими органами (Приложение).
2. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ СТАТКОМИТЕТА СНГ
2.1. Создание единой методологической базы статистики, основанной на международных стандартах
Одной из наиболее важных и срочных задач, поставленных перед Статкомитетом СНГ с самого начала его деятельности, было активное содействие государствам-участникам Содружества в реформировании существовавшей ранее статистики в новую статистику, основанную на международных статистических стандартах и отвечающую условиям рыночной экономики. Необходимость этого определялась переходом государств на рыночную экономику, и одним из условий этого был переход статистики на международную методологию, которая базируется на Системе национальных счетов (СНС).
В целях определения круга статистических показателей, для которых в первую очередь должна была разрабатываться основанная на новых стандартах единая методология их исчисления, был разработан и согласован минимальный перечень показателей. Из него был отобран и рекомендован Советом руководителей статистических служб государств-участников СНГ Перечень показателей для межгосударственного обмена статистической информацией в рамках Содружества.
Для обеспечения сопоставимости информации по каждому показателю была разработана общая для всех государств Содружества методология его исчисления. Одновременно вырабатывались рекомендации по поиску альтернативных источников информации, новых методов наблюдения и направлений анализа. Разрабатывались модельные схемы анализа социально-экономических процессов в государствах СНГ.
Основным инструментом макроэкономического анализа и расчетов для экономики в целом в условиях рыночной экономики является Система национальных счетов, одобренная Статистической комиссией ООН в 1993 году. Статкомитетом СНГ на основе СНС-93 года был разработан комплекс методологических рекомендаций, адаптированных к условиям организации экономики и статистики государств Содружества.
К настоящему времени все государства-участники СНГ проделали большую работу по внедрению в регулярную практику Системы национальных счетов.
Повышенное внимание при создании новой методологии уделялось статистике внешнеэкономической деятельности, инвестиций, финансов и цен, малого предпринимательства, оценке показателей ненаблюдаемой экономики, занятости и безработицы, переписи населения и условий его жизни, гармонизации национальных классификаций с международными аналогами и др.
За 1992 - 2004 годы по каждой отрасли статистики был подготовлен комплекс методологических работ, например по:
макроэкономике - по составлению основных счетов СНС, оценке валового внутреннего продукта (ВВП) в текущих и постоянных ценах; квартальным расчетам ВВП, составлению межотраслевых балансов, расчетам валового регионального продукта, составлению финансового счета, расчетам показателей баланса активов и пассивов, элементов национального богатства;
финансам - по статистике финансов предприятий, схеме перехода от действующих классификаций доходов и расходов государственного бюджета к международным бюджетным классификациям, применению новых международных стандартов в статистике государственных финансов и денежно-кредитной статистике;
внешнеэкономической деятельности - по учету деятельности транснациональных объединений в государствах Содружества и отчетности совместных предприятий, по исчислению индексов цен внешней торговли, иностранному туризму, статистическому изучению внешнеэкономических услуг;
реальному сектору экономики - по организации сбора информации о произведенной продукции в государствах Содружества, по сельскому хозяйству, торговле, строительству, транспорту, связи;
труду - по выборочным обследованиям рабочей силы, изучению затрат на нее, заработной плате по отдельным профессиям и должностям, изучению состояний условий и охраны труда, учету наемного персонала и численности работающих по найму;
населению и условиям его жизни - по переписи населения, миграции, здравоохранению, жилищным условиям, инвалидности, модельному набору социальных индикаторов уровня жизни населения, модельному набору продовольственной корзины;
экологии - по статистическому наблюдению за состоянием окружающей среды, расчету выбросов вредных веществ, по комплексному статистическому анализу экологических проблем.
Статкомитет СНГ разработал модельные классификации видов экономической деятельности и продукции (товаров и услуг), классификации функций органов государственного управления, классификации индивидуального потребления по целям и др. На их базе разрабатывались национальные системы классификаций.
Все подготовленные методологические материалы проходят соответствующую экспертизу, обсуждаются на ученом совете при Статкомитете СНГ, а наиболее важные из них рассматриваются на Совете руководителей статистических служб государств-участников СНГ.
Для внедрения унифицированной методологии национальным статистическим службам оказывается методологическая и консультативная помощь в различных формах.
Некоторые итоги работ Статкомитета СНГ в 1992 - 2004 годах по созданию статистической методологии характеризуются следующими данными:
подготовлено документов (рекомендаций,
инструкций и т.п.) по вопросам методологии
статистики 487;
проведено семинаров, совещаний, рабочих групп
по вопросам методологии 53
в них приняло участие (человек) 2492;
проведено консультаций для специалистов
статистических служб государств-участников
СНГ в Статкомитете СНГ 734;
командировано в государства-участники СНГ
для оказания помощи (человек) 290.
В то же время остается актуальным достижение полной сопоставимости данных по отдельным показателям.
Достижению полной сопоставимости данных мешает асинхронность перехода государств Содружества на международные статистические стандарты. Например, переход на гармонизированные с международными аналогами системы статистических классификаций осуществлялся различными государствами в различные годы. В первую очередь это касается классификации видов экономической деятельности вместо Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), статистической классификации продукции (товаров и услуг) вместо Общесоюзного классификатора продукции (ОКП). Не все государства-участники СНГ применяют новую версию Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (
ТН ВЭД СНГ) , что нарушает сопоставимость данных. В ряде государств допускаются отклонения от рекомендаций Статкомитета СНГ по методологии исчисления показателей номинальной заработной платы.
Ряд национальных статистических служб испытывают финансовые трудности, в связи с чем они вынуждены отказываться от проведения некоторых статистических работ (например, от разработки топливно-энергетического баланса, обследований малого бизнеса и др.).
Унификации статистического изучения явлений препятствуют расхождения в нормативных правовых актах (по пенсионному обеспечению, малому предпринимательству, формам собственности, организационно-правовым формам хозяйствования и др.).
Недостаточна степень координации работы национальных статистических служб с другими национальными ведомствами, ответственными за отдельные блоки экономической и социальной статистики.
Участвуют в методологической работе, получают по межгосударственному обмену все издаваемые Статкомитетом СНГ материалы, но не представляют статистические данные национальные статистические службы Туркменистана и Узбекистана.
2.2. Межгосударственный обмен статистической информацией
Созданная единая методологическая база статистики СНГ позволила организовать межгосударственный обмен сопоставимой статистической информацией.
Организация такого обмена основана на информационных ресурсах Статкомитета СНГ, исходной информацией для создания которых служат официальные статистические данные, получаемые им от национальных статистических служб в соответствии с согласованным с государствами и официально утверждаемым Советом руководителей статистических служб государств-участников СНГ Перечнем показателей для межгосударственного обмена статистической информацией. Этот перечень, включающий только сопоставимые показатели по государству, актуализировался трижды: в 1995, 2002, 2004 годах и в настоящее время содержит 743 показателя, сгруппированных в 25 вопросников, по которым представляются данные.
Получаемая по электронной почте исходная информация проверяется, обрабатывается и используется для актуализации динамических рядов на рабочих местах статистиков и общей базы статистических данных, включающей динамические ряды данных с 1992 года. К этой базе обеспечен круглосуточный доступ для широкого круга пользователей статистической информации из государственных органов управления государств Содружества, межгосударственных и межправительственных органов, научно-исследовательских организаций и средств массовой информации.
С 1996 года действует созданный в Интернете сайт, на котором также размещены база популярных данных и общая информация о Содружестве и его органах.
На основе информационных ресурсов Статкомитета СНГ осуществляется подготовка рабочих таблиц и материалов для дальнейшей работы, результаты которой распространяются многочисленным потребителям продукции Статкомитета СНГ, завершая цикл межгосударственного обмена статистической информацией.
Ниже приведены некоторые показатели межгосударственного обмена статистической информацией:
Ежемесячный обмен информацией с
государствами-участниками СНГ по электронной
почте и через сеть Интернет (число показателей
в перечне обмена) 743
Ведение базы данных "Статистика СНГ" в сети
Интернет на веб-сайте Статкомитета СНГ:
- объем базы данных (таблиц) 7000
- число абонентов 42
Ведение сайта в сети Интернет:
- объем страницы, мегабайт 170
- число посещений 85000
2.3. Экономический анализ
Одна из важнейших функций Статкомитета СНГ - экономический анализ состояния экономики и социальной сферы государств, подготовка соответствующих аналитических материалов (докладов, аналитических обзоров и записок) и систематическое информирование руководителей государств Содружества, их экономических служб, межгосударственных структур СНГ о происходящих явлениях и процессах, основных пропорциях и тенденциях.
Статкомитет СНГ осуществляет эту работу на основе имеющейся информации в соответствии с ежегодно утверждаемой Программой работ, в которой предусмотрен специальный раздел экономической работы.
Ежемесячно Статкомитет СНГ докладывает руководителям государств об итогах развития экономики государств Содружества за отчетный месяц и период с начала года, а в начале года - за прошедший год.
Содержание аналитической работы Статкомитета СНГ можно проиллюстрировать на примере 2004 года, в котором особое внимание было уделено работам, предусмотренным решениями Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ.
................Перейти до повного тексту