- Правова система ipLex360
- Законодавство
- План
Венский Международный план действий по проблемам старения
(Вена, 5 - 6 августа 1982 года) |
Преамбула
Страны, собравшиеся на Всемирную ассамблею по проблемам старения,
сознавая, что возрастающую часть их населения составляют стареющие,
обсудив совместно стоящие перед ними вопросы, касающиеся стареющих, с учетом достижений, связанных с увеличением продолжительности жизни и вытекающими отсюда задачами и возможностями,
твердо намереваясь индивидуально и коллективно
i) разработать и применять на международном, региональном и национальном уровнях политику с целью активизации жизни стареющих как индивидуумов, с тем чтобы позволить им духовно и физически полно и свободно жить в свои преклонные годы в условиях мира, здоровья и безопасности; а также
ii) изучить влияние стареющей части населения на развитие и развития на старение с целью обеспечить условия для полного использования потенциальных возможностей стареющих и ослабить путем соответствующих мер любые отрицательные последствия такого влияния,
1. торжественно подтверждают свою уверенность в том, что основные и неотъемлемые права, закрепленные во
Всеобщей декларации прав человека, в полной мере и безоговорочно относятся к стареющим; и
2. торжественно признают, что качество жизни не менее важно, чем большая продолжительность жизни, и что поэтому стареющим следует, насколько это возможно, позволить жить в их собственных семьях и общинах плодотворной, здоровой, безопасной и приносящей удовлетворение жизнью и считаться органической частью общества.
Предисловие
1. Признавая необходимость уделения всеобщего внимания серьезным проблемам, волнующим все возрастающую часть населения мира, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в Резолюции 33/52 от 14 декабря 1978 года приняла решение провести в 1982 году Всемирную ассамблею по проблемам старения. Целью Всемирной ассамблеи будет обеспечить форум "для разработки международной программы действий, направленной на предоставление гарантий экономического и социального обеспечения лицам пожилого возраста, а также возможности для вклада в национальное развитие." В своей Резолюции 35/129 от 11 декабря 1980 года Генеральная Ассамблея выразила пожелание, чтобы Всемирная ассамблея "способствовала созданию обществ, более полным образом учитывающих социально-экономические последствия старения населения и конкретные потребности лиц пожилого возраста." Именно с учетом этих задач и был задуман настоящий Международный план действий по проблемам старения.
2. План действий должен рассматриваться как составная часть основных международных, региональных и национальных стратегий и программ, которые разработаны в ответ на важные проблемы и потребности мира. Его первоочередные цели состоят в расширении возможности стран эффективно решать проблемы, связанные со старением населения, а также решать особые проблемы и удовлетворять потребности пожилых и, кроме того, в содействии надлежащим усилиям международного сообщества, направленным на решение проблем старения путем действий, направленных на установление нового международного экономического порядка и расширения международного технического сотрудничества, в частности, среди самих развивающихся стран.
3. В соответствии с этими задачами поставлены следующие конкретные цели:
a) способствовать росту понимания на национальном и международном уровнях экономических, социальных и культурных последствий процесса старения населения для процессов развития;
b) способствовать пониманию на национальном и международном уровнях гуманитарных проблем и проблем развития, связанных с процессом старения;
c) предлагать и стимулировать политику и программы практического характера, направленные на гарантирование социального и экономического обеспечения престарелых, а также на предоставление им возможности участвовать в развитии и пользоваться благами, получаемыми в результате развития;
d) предлагать альтернативные решения и варианты политики, соответствующие национальным ценностям и целям, а также признанным в международном масштабе принципам в отношении проблем, связанных со старением населения, и потребностями пожилых; и
e) способствовать развитию соответствующих областей образования, подготовки кадров и исследований в целях решения проблем, связанных со старением населения земного шара, и способствовать международному обмену опытом и знаниями в этой области.
5. Кроме того, необходимо подчеркнуть значение следующих планов и программ, принятых международным сообществом, поскольку проблема стареющих и проблема старения населения непосредственно связаны с достижением их целей:
a) Всемирный план действий в области народонаселения;
b) Всемирный план действий, направленный на достижение целей Международного года женщины;
c) Программа действий на вторую половину Десятилетия женщины Организации Объединенных Наций;
d) Алма-Атинская декларация (по первичной медико-санитарной помощи);
e) Декларация принципов Конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ХАБИТАТ);
f) План действий в области окружающей среды;
g) Венская программа действий по науке и технике в целях развития;
h) Программа действий по борьбе с расизмом и расовой дискриминацией и Программа действий на вторую половину того же Десятилетия;
i) План действий по развитию и осуществлению технического сотрудничества между развивающимися странами, принятый в Буэнос-Айресе;
k) Конвенция
N 128 и
Рекомендация 131 МОТ о пособиях по инвалидности, старости и на случай потери кормильца;
m) Программа действий Всемирной конференции по аграрным реформам и развитию сельских районов;
n) Всемирная программа, явившаяся результатом Международного года инвалидов;
o) Каракасская декларация, принятая Шестым конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями;
p) Рекомендация о развитии просвещения взрослых, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО на ее девятнадцатой сессии (Найроби, 1976 год).
I. Введение
A. Демографический аспект
6. Лишь в последние несколько десятилетий страны и международное сообщество стали обращать внимание на социальные, экономические, политические и научные проблемы, возникающие в связи с явлением старения в массовом масштабе. До недавнего времени, хотя отдельные лица и могли дожить до преклонного возраста, их число и доля в совокупном населении были невелики. Однако в двадцатом веке во многих районах мира достигнуты успехи в области борьбы со смертностью во время родов и детской смертностью, отмечаются снижение норм рождаемости, улучшение питания, улучшение основных форм медицинского обслуживания и успехи в борьбе с инфекционными заболеваниями. Все эти факторы привели к увеличению численности и доли лиц, доживающих до преклонного возраста.
7. По данным Организации Объединенных Наций, в 1950 году в мире проживало около 200 миллионов лиц в возрасте 60 лет и старше. К 1975 году это число возросло до 350 миллионов человек. По прогнозам Организации Объединенных Наций, к 2000 году их число возрастет до 590 миллионов, а к 2025 году превысит 1100 миллионов человек, то есть увеличится по сравнению с 1975 годом на 224 процента. Ожидается, что за тот же период численность населения в мире в целом возрастет с 4,1 до 8,2 миллиардов человек, или на 102 процента. Таким образом через 45 лет доля стареющих в общей численности населения земного шара составит 13,7 процента.
8. Кроме того, следует отметить, что в 1975 году немногим более половины (52 процента) всех лиц в возрасте 60 лет и старше проживали в развивающихся странах. Вследствие различных темпов роста ожидается, что к 2000 году более 60 процентов всех лиц пожилого возраста в мире будет проживать в развивающихся странах, и предполагается, что к 2025 году эта доля достигнет примерно трех четвертей (72 процента).
9. Увеличение численности и доли стареющих сопровождается изменением возрастной структуры населения. Уменьшение доли детей во всем населении увеличивает долю пожилых людей. Так, по прогнозам Организации Объединенных Наций, в развивающихся регионах ожидается снижение числа лиц в возрасте до 15 лет в среднем с 41 процента от общей численности населения в 1975 году до примерно 33 процентов в 2000 году и 26 процентов в 2025 году. В этих же регионах ожидается увеличение численности населения в возрасте 60 лет и старше с 6 процентов в 1975 году до 7 процентов в 2000 году и до 12 процентов в 2025 году, что таким образом будет соответствовать уровню, существовавшему в 50-х годах в более развитых регионах. В этих последних регионах ожидается уменьшение доли лиц в возрасте до 15 лет с 25 процентов в 1975 году до 21 процента в 2000 году и 20 процентов в 2025 году; вместе с тем ожидается, что доля лиц в возрасте 60 лет и старше в общей численности населения возрастет с 15 процентов в 1975 году до 18 процентов в 2000 году и 23 процентов в 2025 году. Следует отметить, что эти показатели являются средними для обширных регионов и что между отдельными странами и на внутринациональном уровне существуют значительные различия.
10. Согласно типовым таблицам смертности, увеличение продолжительности жизни при рождении в более развитых регионах может привести к увеличению средней продолжительности жизни в возрасте 60 лет примерно на один год в период между 1975 и 2025 годами. В развивающихся регионах это предполагаемое увеличение составит приблизительно 2,5 года. Таким образом можно ожидать, что к 2025 году в развитых регионах мужчины в возрасте 60 лет будут жить в среднем еще не менее 17 лет, а в развивающихся регионах - еще не менее 16 лет. Ожидается, что для женщин эти показатели составят соответственно 21 год и 18 лет.
11. Следует отметить, что при сохранении существующих тенденций соотношение полов (то есть, число мужчин на 100 женщин) по-прежнему будет несбалансированным в развитых регионах мира, хотя и с небольшим улучшением. Так, например, это соотношение, которое в 1975 году составляло 74 для возрастной группы 60 - 69 лет, к 2025 году увеличится до 78, в возрастной группе лиц старше 80 лет оно возрастет от 48 до 53. В развивающихся регионах это соотношение несколько уменьшится к 2025 году с 96 до 94 для возрастной группы 60 - 69 лет и с 78 до 73 для возрастной группы старше 80 лет. Таким образом, в большинстве случаев женщины все больше будут составлять большинство населения преклонного возраста. Различия по признаку пола в продолжительности жизни могут оказать определенное влияние на жизненные условия, величину дохода, здравоохранение и другие системы поддержки.
12. Другим важным аспектом является тенденция, существующая в распределении городского и сельского населения. В 1975 году в развитых регионах две трети лиц пожилого возраста проживало в городских районах и предполагается, что эта доля к 2000 году будет составлять три четверти. В развивающихся регионах три четверти лиц пожилого возраста проживает в сельских районах. Тем не менее увеличение доли лиц пожилого возраста в городских районах этих стран может быть значительным и превысит к 2000 году 40 процентов. Определенное влияние на эти изменения может оказать миграция.
B. Гуманитарные аспекты и аспекты развития, связанные со старением
13. Эти демографические тенденции, охарактеризованные выше, окажут значительное влияние на общество. Для достижения непрерывного развития требуется сохранение соответствующего баланса между социальными, экономическими и экологическими факторами и изменениями в области роста, распределения и структуры населения. Чтобы обеспечить оптимальный ход своего развития, страны должны сознавать и учитывать демографические тенденции и изменения в структуре своего населения.
14. Это потребует значительных финансовых расходов соответствующих национальных и международных институтов. Однако экономическое положение большого числа развивающихся стран не позволяет им получить в свое распоряжение необходимые средства и ресурсы для осуществления их планов развития.
15. Чтобы обеспечить указанным странам возможность решать проблемы, связанные с основными потребностями групп населения, включая престарелых, необходимо учредить новый экономический порядок, который основывался бы на новых международных экономических отношениях и на реальном, взаимовыгодном международном сотрудничестве, что создало бы возможность для справедливого и равномерного распределения имеющихся в мире богатств, ресурсов и технологии.
16. В настоящем Международном плане действий по проблемам старения рассматриваются как проблемы старения отдельных лиц, так и проблемы, связанные со старением населения.
17. Вопросы гуманитарного характера - это вопросы, относящиеся к конкретным потребностям стареющего населения. Хотя существует множество проблем и нужд, являющихся общими как для лиц пожилого возраста, так и для всего населения, некоторые из них отражают особый характер и потребности этой группы. Рассматриваемые подтемы включают здравоохранение и питание, жилищные условия и окружающую среду, семью, социальное благосостояние, гарантированный доход и занятость, а также образование.
18. Вопросы развития - это вопросы, касающиеся социально-экономических последствий старения населения, которые определяются как увеличение доли стареющих в общей численности населения. В этом разделе рассматривается, в частности, влияние старения населения на производство, потребление, накопления, капиталовложения и, в свою очередь, на общие социальные и экономические условия и политику, особенно в периоды, когда повышается коэффициент зависимости для стареющих.
19. Эти проблемы развития и гуманитарные проблемы рассматриваются с целью формулирования программ действий на национальном, региональном и международном уровнях.
20. В некоторых развивающихся странах тенденция к постепенному старению общества еще не стала значительной и поэтому может не привлекать к себе в полной мере внимания плановых и директивных органов, которые учитывают проблемы стареющих в своих общих планах и мерах социально-экономического развития, направленных на удовлетворение основных потребностей населения в целом. Как было отмечено в предыдущем разделе, прогнозы Организации Объединенных Наций в области народонаселения указывают на то, что:
a) предполагается заметное увеличение числа лиц старше 60 лет в будущем; особенно в части населения старше 80 лет и более;
b) во многих странах предполагается, что увеличение доли населения в возрасте старше 60 лет станет очевидным на протяжении последующих нескольких десятилетий и в особенности в первой четверти двадцать первого века;
c) женщины все больше будут составлять большую часть этого населения старших возрастных групп.
21. Поэтому проблема старения населения с его значительными последствиями как для общего развития на национальном уровне, так и для благосостояния и обеспеченности лиц преклонного возраста является проблемой, которая в относительно недалеком будущем затронет все страны, она уже затрагивает некоторые более развитые регионы мира.
22. Будут предусматриваться мероприятия по оптимальному использованию мудрости и знаний лиц пожилого возраста.
23. Человеческая раса характеризуется продолжительным детством и длительным пожилым возрастом. Всю историю человечества это позволяло пожилым обучать молодежь и передавать ей свои ценности; эта роль обеспечила выживание человека и прогресс. Пожилые в семье, в соседском окружении и во всех формах социальной жизни по-прежнему несут человечеству незаменимый опыт. Они служат нам примером не только своей жизнью, но, разумеется, и своей смертью. Скорбь выживших позволяет им понять, что ушедшие по-прежнему участвуют в жизни человеческой общины - в форме результатов своего труда, произведений и институтов, оставшихся после них, а также памяти их слова и дела. Это позволяет нам считать свою собственную смерть более естественным явлением и глубже понимать нашу ответственность перед грядущими поколениями.
24. Долгожительство позволяет человеку ретроспективно проанализировать свою жизнь, исправить свои некоторые ошибки, приблизиться к истине и обрести иное восприятие духа и значимости наших поступков. Это, пожалуй, самый важный вклад пожилых в человеческое общество. Особенно в наше время в результате беспрецедентных преобразований, затрагивающих человека в течение всей его жизни, переосмысление пожилыми своей жизни должно помочь нам всем достичь крайне необходимой переориентации истории.
II. Принципы
25. Разработка и осуществление политики, связанной с проблемами старения, на основе конкретных национальных нужд и целей, является суверенным правом и обязанностью каждого государства. Содействие мероприятиям по развитию активности, обеспечению сохранности и благополучия престарелых должно быть, однако, неотъемлемой частью объединенной и согласованной программы содействия развитию в рамках нового международного экономического порядка как в развитых, так и в развивающихся районах мира. Важную роль, однако, должно сыграть международное и региональное сотрудничество. Международный план действий по проблемам старения основан на принципах, перечисленных ниже:
a) цель развития состоит в повышении благосостояния всего населения на основе его полного участия в процессе развития и справедливого распределения получаемых в результате благ. Процесс развития должен способствовать уважению человеческого достоинства и обеспечивать справедливое распределение среди возрастных групп общественных средств, прав и обязанностей. Все люди, независимо от возраста, пола и убеждений, должны вносить свой вклад в соответствии со своими возможностями и пользоваться благами в соответствии со своими потребностями. В связи с этим экономический рост, производительная занятость, социальная справедливость и человеческая солидарность являются основополагающими и неотъемлемыми элементами развития и таковыми же являются сохранение и признание культурной подлинности;
b) многообразные проблемы пожилых людей могут найти свое кардинальное разрешение в условиях мира, безопасности, прекращения гонки вооружений и переключения средств, затрачиваемых на военные цели, на нужды экономического и социального развития;
c) проблемы развития и гуманитарные проблемы стареющих могут найти свое оптимальное решение в условиях, когда не существует тирании и угнетения, колониализма, расизма, дискриминации, основанной на признаках расы, пола или религии, апартеида, геноцида, иностранной агрессии и оккупации и других форм иностранного господства, а также в условиях уважения прав человека;
d) каждая страна, в соответствии со своими традициями, структурами и культурными ценностями, должна реагировать на демографические тенденции и связанные с ними изменения. Людей всех возрастов необходимо привлекать к процессу установления равновесия между традиционными и новаторскими элементами гармоничного развития;
e) вклад стареющих в духовную, культурную и социально-экономическую область является ценным для общества и должен поэтому получать признание и поощряться в дальнейшем. Расходы на стареющих должны предполагать крупные капиталовложения;
f) одной из основных ячеек общества, связывающей поколения, является семья с ее разнообразными формами и структурами, и ее следует сохранять, укреплять и защищать в соответствии с традициями и обычаями каждой страны;
g) правительства, и особенно местные власти, неправительственные организации, добровольцы и добровольные организации, включая ассоциации стареющих, могут значительно содействовать оказанию поддержки и забот о стареющих в семье и общине. Правительства должны поддерживать и поощрять добровольную деятельность такого рода;
h) важной целью социально-экономического развития является создание сплоченного, с точки зрения различных возрастных групп, общества, в котором дискриминация и непреднамеренная сегрегация по возрастному принципу ликвидируются, а солидарность и взаимная поддержка поколений поощряется;
i) старение является процессом, происходящим в течение всей жизни человека, и должно быть признано таковым. Подготовка всего населения к более поздним этапам жизни должна быть неотъемлемой частью социальной политики и охватывать физический, психологический, культурный, религиозный, духовный, экономический, медицинский и другие факторы;
j) План действий следует рассматривать в более широком контексте мировых социальных, экономических, культурных и духовных тенденций, с тем чтобы добиться для стареющих справедливой и процветающей жизни как в материальном, так и в духовном плане;
k) старение может не только быть символом опыта и мудрости, но может также содействовать становлению человека как личности в соответствии с его убеждениями и устремлениями;
l) лица пожилого возраста должны быть активными участниками разработки и осуществления направлений политики, включая те, которые их особенно затрагивают;
m) правительства, неправительственные организации, а также все заинтересованные учреждения и лица, несут особую ответственность за положение наиболее уязвимых лиц пожилого возраста, особенно бедных, среди которых много женщин, а также пожилых людей, проживающих в сельской местности;
n) необходимо проводить дальнейшее изучение всех аспектов старения.
III. Практические рекомендации
A. Цели и рекомендации, касающиеся политики
26. План действий может включать в себя предложение только по основным направлениям и общим принципам в отношении путей решения международным сообществом, правительствами и другими учреждениями, а также обществом в целом проблем, связанных с постепенным старением населения и с удовлетворением нужд всех лиц пожилого возраста во всем мире. Более конкретные подходы и политика в силу самого их характера должны определяться и формулироваться с учетом традиций, культурных ценностей и практики каждого отдельного народа или этнической группы, а программы действий должны составляться с учетом первоочередных целей и материальных возможностей каждой страны или группы населения.
27. Тем не менее имеется ряд существенных соображений, которые отражают общие и основные ценности человечества, независимо от культуры, религии, расы или социального положения - ценности, в основе которых лежит биологический факт старения как общий и неотвратимый процесс. Уважение к пожилым и забота о них, что всегда и везде являлось одним из немногих неизменных факторов человеческой цивилизации, отражает основополагающую взаимозависимость между стремлением к самосохранению и сохранению общества, что и обусловило выживание и прогресс человечества.
28. Такой подход, согласно которому люди относятся к категории пожилых лишь исходя из количества прожитых лет и при котором потеря работы может привести к полному исключению из жизни общества, является одним из печальных парадоксов процесса социально-экономического развития в некоторых странах. Этот процесс был первоначально направлен на общее повышение уровня жизни, здравоохранения и благосостояния населения в целом, включая пожилых и престарелых.
29. Следует анализировать и учитывать тесную историческую взаимосвязь между социально-экономическим и техническим развитием промышленных стран, начиная с прошлого столетия и до настоящего времени, и системами обеспечения пожилых лиц, которые эти страны вводят в рамках этого процесса; однако следует также рассматривать другие возможные варианты, которые в большей степени соответствуют положению и потребностям развивающихся стран.
30. Проблемы старения являются одновременно признаком и результатом социально-экономического развития как в количественном, так и в качественном отношении. Одним из наиболее ярких примеров последствий несоответствия между секторальными подходами к вопросам национального и международного развития в ходе прошедших десятилетий является факт, связанный с тем, что успехи в области медицины и общественного здравоохранения в течение того же периода намного опережают прогресс в области производства, распределения доходов, профессиональной подготовки, образования, жилищного строительства, модернизации институтов и социального развития в общем плане. В этом смысле население развивающихся стран должно "стареть", при этом не все сектора, которые должны обеспечить сбалансированный и интегрированный процесс развития, будут в состоянии развиваться такими же темпами и обеспечивать приемлемый уровень жизни быстро растущему пожилому населению, численность которого, по прогнозам, будет увеличиваться в течение нескольких последующих поколений.
1. Рекомендации в плане общей политики
31. В качестве руководящих принципов для рассмотрения политики и конкретных мер можно предложить следующие краткие обобщенные соображения, основанные на вышеприведенных замечаниях:
a) Постепенное старение общества и продолжающееся увеличение численности пожилого населения как в абсолютном, так и в относительном выражении не является неожиданным, непрогнозируемым явлением, или случайным результатом национальных или международных усилий в области развития. Это является первым и наиболее очевидным результатом секторального подхода к социально-экономическому развитию во всем мире, и это явление должно сопровождаться подобной же эффективной деятельностью в других сферах в целях обеспечения сбалансированного роста и интегрированного развития.
b) В целях снижения в долгосрочной перспективе темпов постарения общества в целом правительства могут найти возможным принять необходимые меры, чтобы исправить или избежать несбалансированности между возрастными группами при сохранении права на жизнь престарелых.
c) С этой целью политика и мероприятия должны обусловливаться стремлением дать дальнейшее качественное воплощение происходящему процессу количественных изменений с целью обеспечить, чтобы такое явление, как увеличивающаяся в целом продолжительность жизни людей во всем мире, сопровождалось усилиями по использованию дополнительных лет жизни целенаправленно и на благо каждого и чтобы людям после определенного возраста не отводилась отчужденная и пассивная роль.
d) Поскольку старение является постепенным и индивидуальным процессом, который не зависит от установленных в рамках законодательства возрастных пределов для выхода на пенсию, существующих в некоторых странах и общественных формациях, все политические меры и программы следует основывать на признании того факта, что старение является естественной фазой жизни каждого человека, его карьеры и жизненного опыта и что в течение всей жизни потребности, способности и возможности могут оставаться и, как правило, остаются такими же.
e) Поскольку большинство людей может на много лет пережить свой возраст выхода на пенсию, "подготовку к выходу на пенсию" не следует по-прежнему рассматривать как адаптацию к создавшимся условиям в последнюю минуту, а следует рассматривать как процесс, происходящий в течение всей сознательной жизни человека, и в этой связи большая роль отводится как самим индивидуумам для их же пользы в будущем, так и лицам, ответственным за принятие решений, университетам, школам и промышленным рабочим центрам, средствам массовой информации и всему обществу в целом. Это должно служить напоминанием о том, что политика в области проблем старения и в отношении престарелых является важной заботой всего общества, а не сводится лишь к заботе о наиболее уязвимом в социальном плане меньшинстве. По этой причине возникает необходимость в проведении общей политики заблаговременной подготовки.
f) Политика, направленная на решение проблемы возрастающего числа пожилых лиц, являющихся здоровыми и социально активными, - и основанная на стремлении использовать потенциальные возможности лиц пожилого возраста, - автоматически приносит пользу отдельным пожилым лицам как в материальном, так и в других отношениях. Подобным же образом любое усилие, направленное на повышение качества жизни пожилых людей и удовлетворение их разнообразных социальных и культурных потребностей, само по себе укрепляет их способность продолжать взаимодействовать с обществом. В этом смысле аспекты развития и гуманитарные аспекты вопроса старения тесно взаимосвязаны.
g) Рассматривая вопрос о старении, весьма важно не отделять вопрос о положении пожилых лиц от общих социально-экономических условий, преобладающих в обществе. Престарелых следует рассматривать как неотъемлемую часть населения. Их следует также рассматривать в контексте групп населения, таких как женщины, молодежь, инвалиды и рабочие - мигранты. Престарелых надо рассматривать как важный и необходимый элемент процесса развития на всех уровнях в данном обществе.
h) Старение населения активного возраста намного превышает рост числа лиц в возрасте более 60 лет. Необходимо в соответствии с этим обеспечить адаптацию политики занятости, взятой в комплексе, а также политики в области технологии и организации экономики.
i) Это соображение должно сопровождаться признанием того факта, что в отношении пожилого населения в целом, и особенно в отношении тех лиц, кто относится уже к категории людей весьма преклонного возраста, необходимо рассматривать политику и осуществлять программы с учетом удовлетворения их конкретных потребностей и решения их проблем. Секторальные мероприятия в таких областях, как здравоохранение и питание, жилищное строительство, гарантия доходов и социальные, культурные и развлекательные мероприятия по-прежнему имеют важное значение не только для этой группы населения, но также и для других групп населения, и эти мероприятия должны осуществляться каждой страной или общиной, исходя из имеющихся в ее распоряжении средств. Признается, что степень возможного осуществления и его сроки будут зависеть от доминирующих экономических условий.
j) Политика и мероприятия, направленные на улучшение положения стареющих, должны обеспечивать пожилым людям возможность в удовлетворении потребности проявить себя как личность, что в более широком смысле может быть определено как удовлетворение, полученное в результате достижения личных целей, устремлений и осуществления потенциальных возможностей. Важно, чтобы политика и программы, касающиеся стареющих, создавали возможности для самовыражения путем их участия в различных сферах жизни, создающих им личное удовлетворение и приносящих пользу семье и обществу. Основными сферами деятельности, в которых пожилые люди находят удовлетворение, являются следующие: участие в жизни семьи и поддержание родственных связей, добровольные услуги обществу, постоянное совершенствование путем самообразования и обучения в учебных заведениях, самовыражение в искусстве и ремеслах, участие в различных общественных организациях и организациях для престарелых, религиозная деятельность, отдых и путешествия, работа неполный рабочий день, участие в политической деятельности в качестве хорошо осведомленных граждан.
32. Первоочередная задача всех стран заключается в том, как обеспечить, чтобы их огромные усилия в гуманитарной области в интересах пожилых лиц не привели к материальному обеспечению растущей, относительно пассивной и разочарованной группы населения. Возможно, лицам, ответственным за принятие решений, и исследователям, а также средствам массовой информации и общественности необходимо радикальным образом изменить свое мнение в этом отношении для того, чтобы понять, что проблема старения в настоящее время заключается не только в охране пожилых лиц и в уходе за ними, но также в их активной жизненной позиции и в участии пожилых и стареющих в жизни общества. В конечном счете, переход пожилых на позитивные, активные и ориентированные на развитие позиции может быть результатом действий самих пожилых, численность и влияние которых растет. Коллективное осознание своей принадлежности к стареющим, как объединяющая в социальном плане концепция, может, таким образом, стать положительным фактором. Поскольку духовное благополучие столь же важно, как и материальное, должны быть разработаны все виды политики программ и деятельности для поддержания и укрепления духовного благополучия престарелых. Правительства должны гарантировать свободу религиозных отправлений и свободу слова.
2. Влияние проблемы старения на развитие
33. Тенденция к постепенному старению состава народонаселения несомненно явится одной из главных проблем для международных и национальных усилий в области планирования в ходе последних десятилетий этого века, а также в двадцать первом веке. Кроме вышеупомянутых соображений общего характера по вопросу о положении и проблемах пожилых слоев общества и последующего обзора потребностей и возможностей пожилых граждан, следует также уделять внимание огромному и многостороннему влиянию, которое старение населения должно оказывать на структуру, функционирование и дальнейшее развитие всех общественных систем мира. По-видимому, при этих обстоятельствах должна будет усилиться роль государственного и частного секторов, которые возьмут на себя ответственность за некоторые функции, осуществляемые в настоящее время в развивающихся странах семьями.
34. Во-первых, очевидным является то, что старение как в плане абсолютных чисел, так и в плане сравнительной доли пожилых в рамках любой общественной системы несомненно повлечет за собой изменения в структуре и составе национальных трудовых ресурсов. Наиболее ярким проявлением этого явления будет постепенное ухудшение в плане соотношения между самодеятельными и занятыми слоями общества и теми слоями общества, существование которых зависит от материальных благ, которые производятся самодеятельным населением. В странах с государственной социальной системой обеспечения это будет зависеть от возможности экономики страны поддерживать уровень накапливаемых поступлений базы доходов и уровень выходного пособия в течение многих лет для возрастающего числа пожилого населения и расходов на содержание детей-иждивенцев и обеспечение профессиональной подготовки и образования молодых людей.
35. Изменение удельного веса несамостоятельного населения во всем населении, с точки зрения численности пожилого населения, материальное благосостояние которого зависит от молодого, самодеятельного и получающего заработную плату населения, несомненно должно влиять на развитие любой страны мира, независимо от ее социальной структуры, традиций или официальной политики в области социального обеспечения. Проблемы социального характера, по всей видимости, возникнут в странах и регионах, где пожилые люди традиционно пользовались преимуществами в плане ухода и защиты со стороны их ближайших родственников или местной общины. Вероятно, возникнут серьезные трудности в отношении сохранения таких отношений в условиях значительного увеличения числа престарелых, имеющих статус иждивенцев, причем одновременно с этим во многих регионах мира традиционные структуры заботы о престарелых, такие, как, например, родовая семья, переживают радикальные изменения.
36. Как упоминалось выше, общий удельный вес несамостоятельного населения во всем населении может в конечном итоге сохраняться почти на существующем уровне, благодаря постепенному сокращению доли незанятого и несамостоятельного населения, включающего детей и молодежь, в результате сокращения рождаемости. Однако возникает проблема политического и психологического характера, связанная с идеей сравнительной необходимости удовлетворения материальных и других потребностей групп населения, которые непосредственно не участвуют в производстве и государственной жизни. Расходы на программы в интересах молодежи могут производиться с большей готовностью, учитывая их важность как своего рода вклада в будущее страны; напротив, такие расходы в интересах пожилых, особенно когда они прямо не затрагивают личных сбережений и/или пособий, связанных с заработной платой, принимаются не так охотно, особенно в тех условиях, когда эти расходы ложатся тяжелым бременем на уже урезанный национальный бюджет.
37. Проблема роста удельного веса несамостоятельного населения во всем населении и, таким образом, проблема гарантии даже минимального уровня материального обеспечения пожилых людей, практически не способных уже зарабатывать себе на жизнь, примут наиболее острую форму в сельских районах мира, в частности, в низкопродуктивных районах с натуральной системой ведения хозяйства в развивающихся странах, которые уже сейчас страдают от все возрастающей миграции в городские районы молодежи и самодеятельных слоев населения в поисках работы по найму. Эта тенденция неизбежно приводит к еще более необеспеченному будущему оставшихся в этих районах пожилых людей, и к тому же в условиях порочного круга дальнейшего ухудшения положения это ведет к уменьшению шансов дальнейшего стимулирования государственных капиталовложений в сельское хозяйство и обслуживание, что могло бы облегчить положение оставшихся в этих районах фермеров.
38. В какой-то степени можно считать, что это явление частично компенсируется или, по крайней мере, смягчается вследствие обратной передачи средств к существованию от молодежи, нашедшей работу по найму в городских и промышленных районах. Во многих случаях размер отсылаемых средств указывает не только на стремление оказать помощь в содержании семьи, но и сэкономить средства для будущих вложений, продуктивного или иного характера. В ближайшем будущем это явление может способствовать смягчению последствий миграции из сельских районов и обеспечить определенный уровень материального благосостояния для оставшихся в этих районах пожилых людей и иждивенцев. Однако его вряд ли можно рассматривать в качестве надежной и долгосрочной компенсации последствий миграции молодых, активных людей из сельских районов или из своих стран. Необходимо прилагать энергичные усилия по улучшению социально-экономических условий, существующих в сельских районах особенно для того, чтобы способствовать возвращению мигрантов в их страну происхождения.
39. Развитие сельских районов является фактически ключом к решению всеобщей проблемы старения во многих частях мира подобно тому, как развитие сельских районов является также ключом к гарантированному и интегрированному национальному прогрессу стран, экономика которых носит преимущественно аграрный характер. Политика, направленная на подъем производства и повышение производительности в сельских районах, стимулирование капиталовложений, создание необходимой инфраструктуры, внедрение соответствующей технологии и обеспечение основных услуг, может укрепить общие системы социального обеспечения и в других, более развитых в промышленном отношении странах.
40. Постепенно увеличивающаяся продолжительность жизни населения даже в развивающихся районах заключает в себе скрытый источник развития национальных экономик, который, если его стимулировать и использовать соответствующим образом, может скомпенсировать отток молодых людей из сельских районов, уменьшить реальный удельный вес несамостоятельного населения и обеспечить активное участие пожилых людей сельских районов в национальной жизни и в национальном производстве, изменив их положение пассивных и уязвимых жертв развития.
41. Желательной компенсацией ухода молодежи в другие страны явилось бы обеспечение преемственности в области социального обеспечения, а именно в отношении прав на пенсионные отчисления, включая благоприятные положения, касающиеся денежных переводов, независимо от формы социального обеспечения, предоставляемого мигрирующим рабочим. Это было бы не только справедливо, но и способствовало бы развитию экономики страны происхождения. С этой целью следует разработать двусторонние и многосторонние соглашения о социальном обеспечении. Упомянутые усилия должны подкрепляться другими мерами в плане обеспечения возвратившихся из-за границы рабочих жильем. Хотя престарелые мигранты имеют те же нужды, что и другие престарелые, их положение мигрантов порождает дополнительные экономические, социальные и культурные потребности. Помимо этого, важно признать ту роль, которую мигранты старшего возраста могли бы сыграть в плане поддержки своих более молодых коллег.
42. В странах, имеющих всесторонне развитые системы социального обеспечения, с установленным возрастом выхода на пенсию по старости, всеобщее старение является и будет по-прежнему являться одним из наиболее важных структурных факторов, определяющих структуру рабочей силы. Нельзя также рассматривать это явление только с точки зрения его влияния на пожилых людей. Его нельзя рассматривать отдельно от других вопросов не только в силу его масштабов, но также ввиду его тесной взаимосвязи с другими секторами и процессами, влияющими на структуру самодеятельного населения. Для различных стран наиболее очевидная связь существует между политикой в области выхода на пенсию по старости и проблемами безработицы, особенно в отношении молодых людей, которые должны пополнить рабочую силу.
43. Уже многое говорилось об этой связи, и рассматривались меры, принимаемые правительствами с учетом наличия этой связи. Каким бы целесообразным не представлялось сокращение возрастного предела при выходе на пенсию по старости в целях открытия рынка труда для молодых рабочих, это направление можно рассматривать только как краткосрочное и частичное решение одной социальной проблемы за счет создания другой проблемы, которая, возможно, носит более долгосрочный характер. Для обеих групп, составляющих структуру рабочей силы, следует предусмотреть меры, носящие более новаторский характер.
44. С другой стороны, не внося при этом значительных административных и организационных изменений, можно учесть огромное разнообразие индивидуальных интересов и предпочтений людей предпенсионного возраста в рамках системы гибких и индивидуальных планов выхода на пенсию по старости. В тех случаях, когда выход на пенсию является избранной альтернативой, можно установить различные возрастные уровни досрочного и добровольного выхода на пенсию с сокращением выплат и сбалансировать положение за счет увеличения продолжительности трудовой деятельности тех, чья ежедневная работа является основным призванием, а иногда и главной целью жизни. Уже находят свое использование другие методы привлечения к производственной деятельности пожилых, особенно на более высоких уровнях технического и административного управления, как, например, неполный рабочий день, временная работа, консультирование и так далее, и эту практику можно распространить на значительно большую часть рабочей силы. Для осуществления этой практики потребуются мероприятия по подготовке, переподготовке и развитию новых навыков.
45. Проблемы, обусловленные взаимозависимостью потребностей в обеспечении занятости и дохода для молодых и пожилых людей, являются особенно острыми для женщин, большая средняя продолжительность жизни которых может усугубить проблемы старческого возраста экономическими затруднениями, одиночеством, при ограниченной или полностью отсутствующей возможности получить оплачиваемую работу.
46. Там, где существуют системы социального обеспечения, основанные на накапливаемых пенсиях по старости, в настоящее время рост числа и продолжительности жизни лиц пенсионного возраста предстает в качестве одного из важнейших аспектов проблемы экономного расходования национальных экономических ресурсов и иногда рассматривается с точки зрения постепенного замораживания значительной доли национального богатства для так называемых непроизводительных целей. С другой стороны, будет, вероятно, признано, что накопление пенсионных фондов - по крайней мере там, где они разумно накапливаются и управляются, - является для национальной экономики стабилизирующим фактором в плане обеспечения долгосрочных и рачительно используемых источников финансирования в широких масштабах, а воздействие этого фактора на экономические системы, испытывающие в его отсутствие колебания, может быть благоприятным. В подобных системах покупательная способность выплачиваемых пенсий должна быть, насколько это возможно, сохранена.
47. Точно так же пенсионные средства, выплачиваемые из пенсионных фондов, представляют собой главным образом отсроченные доходы самого пенсионера. Естественное использование пенсионных средств для удовлетворения прямых материальных потребностей, а не на цели долгосрочных и ненадежных капиталовложений, может быть стимулирующим фактором в странах, экономическое благополучие которых в значительной степени зависит от расходов и потребления на индивидуальном уровне.
48. Там, где системы пенсионного обеспечения официально еще не существуют, экономические последствия старения населения представляются в основном пока негативными, и такое положение, по-видимому, сохранится, если не будут предприняты серьезные долгосрочные усилия с тем, чтобы превратить эту помеху в потенциальное благо для общества в целом. Правительственные инициативы в области содействия материальному развитию и социальному благополучию и международные действия в поддержку таких инициатив могли бы быть предприняты совместно, чтобы подготовить к будущему тех, кто приближается к старческому возрасту, в областях, где традиционные структуры обеспечения находятся на грани распада.
3. Вопросы, являющиеся предметом озабоченности для стареющих людей
49. Признание того, что все аспекты старения взаимосвязаны, подразумевает необходимость координированного подхода к политике и исследованиям по этому вопросу. Рассмотрение процесса старения во всей его полноте, а также его взаимодействия с социальной и экономической обстановкой требует комплексного подхода в контексте всеобъемлющего экономического и социального планирования. Чрезмерное внимание к конкретным секторальным проблемам явилось бы серьезным препятствием для включения политики и программ в области старения в более широкие рамки процесса развития. Несмотря на то, что изложенные в этом разделе рекомендации были разделены на широкие рубрики, следует признать, что между ними существует значительная взаимозависимость.
50. В рамках признания этой взаимозависимости можно было бы уделить особое внимание координированию усилий по профилактике в целях борьбы с отрицательными последствиями преждевременного старения. Предупреждение неблагоприятных последствий преждевременного старения индивидуума, предпринятое с начала его жизни, следует достигать за счет:
- мер в области просвещения, специально направленных на осознание молодежью предстоящих изменений по мере старения;
- здорового образа жизни;
- соответствующей координации трудового графика и условий работы;
- распределения времени и задач между различными родами деятельности каждого индивидуума для того, чтобы позволить заинтересованному лицу осуществлять несколько различных видов деятельности по мере изменения его возраста, и обеспечить как можно большее соответствие между распределением свободного времени, времени обучения и работы;
- постоянной адаптации человека к своей работе и, что еще более важно, - работы к человеку и переменой видов деятельности в зависимости от изменений, происходящих в каждом индивидууме, вследствие взросления, изменений, происходящих в семейной жизни, изменений, связанных с технической и экономической эволюцией. В этой связи основную роль должны играть профессиональная медицина и непрерывное образование.
51. В Резолюции 1981/62 Экономический и Социальный Совет просил Генерального секретаря разработать комплекс общих принципов защиты интересов потребителей. Кроме того Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций приняла Этический кодекс международной торговли продовольствием, а Всемирная организация здравоохранения - Международный кодекс организации сбыта искусственного материнского молока для защиты здоровья детей. Следует защищать интересы пожилых потребителей, учитывая, что здоровье, безопасность и благополучие лиц пожилого возраста являются целью Всемирной ассамблеи по проблемам старения.
a) Здоровье и питание
52. Хотя быстрый рост в мире численности людей, достигших пожилого возраста, является биологическим успехом человечества, условия жизни престарелых в большинстве стран в значительной мере отстают от условий жизни экономически активного населения. Однако здоровье, то есть состояние полного физического, психического и социального благополучия, является результатом взаимодействия всех факторов, содействующих развитию.
53. Эпидемиологические исследования указывают на то, что последующие группы стареющих, достигающих одного и того же возраста, демонстрируют более крепкое здоровье, и ожидается, что по мере увеличения продолжительности жизни мужчин и женщин крупные расстройства здоровья будут, вероятно, приходиться в основном на короткий возрастной период, непосредственно предшествующий смерти.
Рекомендация 1
Уход в целях обеспечить существование инвалидов, развивать сохранившиеся жизнедеятельные функции, облегчить страдания, поддержать ясность мышления, обеспечить комфорт и достоинство больных и помочь в перестройке своих надежд и планов, особенно в случае престарелых, имеет столь же важное значение, как и медицинское лечение.
Рекомендация 2
Забота о пожилых людях должна выходить за пределы того, что связано с ориентацией на болезни, и предполагает обеспечение их общего благосостояния, принимая во внимание взаимосвязь физических, психических, социальных, духовных факторов, а также факторов окружающей среды. Поэтому забота о здоровье должна включать медицинский и социальный сектор, а также семью в целях улучшения качества жизни престарелых. Усилия в области здравоохранения, в частности оказание первичной медико-санитарной помощи, стратегически должны быть направлены на то, чтобы позволить стареющим вести независимый образ жизни в своей семье и общине как можно дольше вместо того, чтобы быть исключенными и отрезанными от всех областей деятельности общества.
54. Нет сомнения в том, что в старческом возрасте патологические состояния являются более распространенными. Более того, условия жизни престарелых делают их более подверженными факторам риска, которые могут отрицательным образом воздействовать на здоровье (например, социальная изоляция и несчастные случаи), - факторы, которые можно в значительной мере модифицировать. Научные исследования и практический опыт показали, что поддержание здоровья в преклонном возрасте возможно и что старение не обязательно должно сопровождаться болезнями.
Рекомендация 3
Ранняя диагностика и соответствующее лечение, равно как и профилактические меры, необходимы для уменьшения распространенности инвалидности и заболеваемости в преклонном возрасте.
Рекомендация 4
Особое внимание следует уделять обеспечению медицинского обслуживания наиболее пожилых людей и людей, которые являются полными инвалидами в быту. Это особенно необходимо, когда они страдают от психических расстройств или от невозможности приспособиться к окружению; психические расстройства часто можно предупредить или облегчить средствами, которые не требуют помещения больных в лечебные учреждения, такими, как например, подготовка и поддержка семьи и добровольцев профессиональными работниками, расширение системы скорой психиатрической помощи на дому, социальное обслуживание, дневной уход и меры, направленные на предотвращение социальной изоляции.
55. Некоторые группы престарелых, и в особенности наиболее пожилые люди, тем не менее останутся в уязвимом положении. Эти лица особенно нуждаются в первичном медико-санитарном обслуживании по месту жительства, поскольку они обладают минимальной мобильностью. Понятие первичного медико-санитарного обслуживания включает в себя использование существующего персонала служб здравоохранения и социальных служб, при содействии общинных работников здравоохранения, обученных простым методам ухода за престарелыми.
56. Первостепенное значение для предотвращения психических заболеваний у пожилых лиц имеют ранняя диагностика и профилактика. Необходимо прилагать особые усилия по оказанию помощи пожилым лицам с психическими расстройствами или лицам, подверженным таким расстройствам.
57. В тех случаях, когда необходимо больничное обслуживание, применение методов гериатрической медицины позволяет оценить общее состояние пациента и, с помощью многодисциплинарной бригады, разработать программу лечения и реабилитации, направленную на обеспечение скорейшего возвращения в общину и оказание там необходимого дальнейшего лечения. Все пациенты должны своевременно получать курс интенсивного лечения в любой форме, которая необходима в их отношении, с тем чтобы предотвратить осложнения и отказ функций, которые ведут к полной инвалидности и преждевременной смерти.
Рекомендация 5
Внимательный уход за неизлечимо больными, общение с ними, поддержка их близких родственников в момент утраты и после нее требуют особых усилий, которые выходят за рамки обычной медицинской практики. Медработники должны стремиться проявлять такую заботу. Нужда в таких особых усилиях должна осознаваться и пониматься теми, кто предоставляет медицинский уход, семьями неизлечимо больных и самими неизлечимо больными. Учитывая эту необходимость, следует содействовать обмену информацией о соответствующем опыте и практике, имеющихся в целом ряде культур.
58. Важно установить надлежащий баланс между ролью учреждений и ролью семьи в деле обеспечения медицинского обслуживания престарелых, основанный на признании роли семьи и непосредственного окружения как ключевых элементов любой хорошо сбалансированной системы обслуживания.
59. Существующие системы социального и медицинского обслуживания стареющих лиц становятся все более дорогостоящими. Необходимо рассмотреть средства торможения или ликвидации этой тенденции и развития социальных систем вместе с системами первичного медико-санитарного обслуживания в духе Алма-Атинской декларации.
Рекомендация 6
Необходимо остановить тенденцию к росту стоимости систем социального и медицинского обслуживания за счет более тесной координации между системами социального обеспечения и здравоохранения как на национальном, так и на общинном уровне. Например, необходимо принять меры для укрепления сотрудничества между сотрудниками, работающими в этих двух секторах, и обеспечить их подготовку по междисциплинарным темам. Однако такие системы следует развивать с учетом роли семьи и общества, и они должны по-прежнему быть взаимосвязанными ключевыми элементами любой хорошо сбалансированной системы обслуживания. Все это необходимо делать без ущерба для уровня медицинского и социального обслуживания лиц пожилого возраста.
60. Часто те, кто оказывает самую непосредственную помощь пожилым людям, - это лица с наименьшей подготовкой или подготовкой, недостаточной для этой цели. Чтобы обеспечить благосостояние и независимость пожилых путем самообслуживания, для развития здравоохранения, профилактики болезней и нетрудоспособности нужны новая ориентация и навыки у самих пожилых и их семей, а также у работников системы здравоохранения и социального обеспечения местного уровня.
Рекомендация 7
a) Общественность в целом должна быть информирована по вопросам, касающимся обращения с пожилыми, которым необходим уход. Самих пожилых людей следует обучать самообслуживанию;
b) лица, работающие с пожилыми людьми дома или в специальных заведениях, должны получить основную подготовку для выполнения этих задач, причем особое внимание должно уделяться участию пожилых лиц и их семей, а также сотрудничеству между работниками здравоохранения и социального обеспечения различных уровней;
c) медицинские работники и учащиеся, осуществляющие уход за людьми (например, медики, сестры, работники социального обеспечения и т.д.), должны пройти подготовку, чтобы овладеть принципами и навыками в соответствующих областях геронтологии, гериатрии, психогериатрии и ухода за престарелыми.
61. Слишком часто пожилой возраст является возрастом, когда у человека не спрашивают его мнения. Решения, касающиеся пожилых граждан, часто принимаются без участия самих граждан. Это особенно касается очень пожилых, немощных и инвалидов. Таких людей должны обслуживать гибкие системы, которые дают им выбор в отношении того, какие удобства и услуги они получают.
Рекомендация 8
Контроль за жизнью стареющих не должен быть только функцией органов здравоохранения, социального обеспечения и других обслуживающих органов, поскольку сами пожилые люди обычно лучше знают, что им надо и как это следует делать.
Рекомендация 9
Следует поощрять участие пожилых в развитии медицинского обслуживания и функционирования системы здравоохранения.
62. Основной принцип ухода за престарелыми должен заключаться в том, чтобы обеспечить им возможность вести независимый образ жизни в рамках общества как можно дольше.
Рекомендация 10
Общество должно в максимальной степени развивать медицинские и другие сопутствующие службы. Эти службы должны включать широкий ряд амбулаторных служб, таких как дневные центры по уходу, амбулаторные клиники, дневные больницы, медицинское обслуживание и приходящие сестры и услуги на дому. Всегда должны иметься чрезвычайные службы. Уход в специальных учреждениях всегда должен отвечать потребностям пожилых людей. Следует избегать неправильного использования имеющихся мест в центрах здравоохранения. В частности, лица, не страдающие психическими заболеваниями, не должны помещаться в психиатрические больницы. Следует обеспечивать медосмотры и консультирование через гериатрические клиники, местные центры здравоохранения и общественные места, где собираются лица пожилого возраста. Следует обеспечить необходимую инфраструктуру здравоохранения и специализированный персонал для тщательного и всестороннего гериатрического ухода. Если речь идет о специальных заведениях, следует избегать отчуждения в результате изоляции престарелых от общества, в частности, путем дальнейшего поощрения участия членов семьи и добровольцев.
63. Как развитые, так и развивающиеся страны сталкиваются с проблемами питания, такими как его нехватка и неполноценный состав среди бедных и неимущих престарелых. Престарелые в значительной мере подвержены и такой опасности, как несчастные случаи. Для смягчения этих проблем может потребоваться многосекторальный подход.
Рекомендация 11
Следует активно содействовать здравоохранению, профилактике заболеваний и поддержанию функциональных способностей престарелых. В этом плане предпосылкой является оценка физических, духовных и социальных потребностей этой конкретной группы. Такая оценка будет содействовать профилактике инвалидности, ранней диагностике и восстановлению трудоспособности.
................Перейти до повного тексту