1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Програма


( Действие Приграммы прекращено - см. Постановление КМ N 191 от 21.03.2018 )
Программа
экономического сотрудничества Российской Федерации и Украины на 2011-2020 гг.
(Москва, 7 июня 2011 года)
Программа экономического сотрудничества Российской Федерации и Украины на 2011-2020 гг. (далее - Программа) разработана во исполнение решения Президентов Российской Федерации и Украины Д.Медведева и В.Януковича, зафиксированного в Протоколе третьего заседания Российско-Украинской межгосударственной комиссии от 17 мая 2010 года.
Программа представляет собой системный документ, отражающий совокупность согласованных взглядов Российской Федерации и Украины на перспективы их долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества в экономической сфере как равноправных независимых государств-партнеров. В Программе рассматриваются цели и средства развития российско-украинского экономического сотрудничества, его основные направления и приоритетные отрасли, а также ожидаемые результаты.
Программа базируется на основополагающих документах, принятых Российской Федерацией и Украиной, в том числе:
- Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 г.;
- Соглашении между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о поощрении и взаимной защите инвестиций от 27 ноября 1998 года;
- решениях Российско-Украинской межгосударственной комиссии;
- решениях Комитета по вопросам экономического сотрудничества Российско-Украинской межгосударственной комиссии;
- решениях Подкомитета по вопросам гуманитарного сотрудничества Российско-Украинской межгосударственной комиссии;
- решениях Подкомитета по международному сотрудничеству Российско-Украинской межгосударственной комиссии;
- Концепции Программы экономического сотрудничества Российской Федерации и Украины на 2011-2020 гг., одобренной на седьмом заседании Комитета по вопросам экономического сотрудничества Российско-Украинской межгосударственной комиссии 27 октября 2010 г.
1. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Основные показатели социально-экономического развития России и Украины(*)
---------------
(*) По данным Росстата и Госкомстата Украины.
2007 2008 2009 2010
Темпы прироста ВВП, в %
Россия 8,5 5,2 - 7,9 4
Украина 7,9 2,3 - 14,8 4,2
Объем ВВП по ППС на душу населения, усл. долларов
Россия 14888 16034 14913 15807
Украина 7007 7351 6330 6656
Темпы прироста промышленного производства, в %
Россия 6,8 0,6 - 9,3 8,2
Украина 7,6 - 5,2 - 21,9 11,2
Динамика экспорта, в %
Россия 16,8 33,1 - 35,7 31,9
Украина 28 35,9 - 40,3 29,7
Динамика импорта, в %
Россия 36 30,6 - 34,3 29,5
Украина 36,9 38,7 - 46,7 36,2
Инфляция в среднем за год, в %
Россия 9 14,1 11,7 6,6
Украина 12,8 25,2 15,9 9,9
Безработица, в % к трудоспособному населению
Россия 6,3 6,5 8,6 7,7
Украина 6,4 6,4 8,8 8,8
Дефицит (-), профицит бюджета, в % к ВВП
Россия 6,8 4,3 - 6,3 - 4,8
Украина - 2 - 3,2 - 6,2 - 5,5
Государственный долг, в % к ВВП
Россия 8,5 7,8 10,9 11,1
Украина 12,3 20,5 35,3 41,7
Сальдо счета текущих операций, в % к ВВП
Россия 6,0 6,2 4,0 4,7
Украина - 3,7 - 7,1 - 1,5 - 2,1
Устойчивое восстановление мировой экономики и улучшение условий внешней торговли обеспечили возврат экономического роста в 2010 году в России и в Украине. Экономики увеличились соответственно на 4,0% и 4,2%.
Российская Федерация и Украина являются стратегическими партнерами. Взаимные экономические интересы обоих государств обусловлены высоким уровнем исторически сложившихся производственных, кооперационных и технологических связей во всех отраслях экономики и объективной необходимостью их дальнейшего развития на взаимовыгодной и равноправной основе.
Нынешнее состояние двустороннего экономического сотрудничества требует улучшения с целью получения наибольшего стратегического эффекта от взаимодействия экономик обоих государств.
Первым шагом на этом пути явилась реализация Харьковских соглашений 2010 г., годовой экономический эффект от которых для Украины составил 5 млрд. долларов.
К числу наиболее важных проблем, подлежащих решению в период реализации Программы, относятся следующие:
- существенное снижение интенсивности торгово-инвестиционных связей в 2006-2009 гг., вызванное политическими факторами и последствиями глобального экономического кризиса;
- наличие ограничений во взаимной торговле по большому числу чувствительных товаров, а также отсутствие эффективных механизмов разрешения спорных ситуаций, возникающих в сфере осуществления внешнеторговых операций и их регулирования;
- недостаточный уровень защиты инвестиций, несмотря на существующие механизмы обеспечения законных прав инвесторов;
- низкий уровень взаимодействия в инновационно-технологической сфере, препятствующий модернизации экономик;
- репутационные потери, понесенные сторонами в ходе конфликтов относительно условий газового транзита в 2006-2009 гг.
Начавшееся в 2010 г. преодоление последствий глобального экономического кризиса создало благоприятные условия для оживления двусторонних экономических связей. Товарооборот взаимной торговли, сократившийся на 42,3% в 2009 г., в 2010 г. увеличился на 61,9% (по данным Федеральной таможенной службы России). Одновременно выросла доля взаимной торговли в структуре внешнеторговых связей России и Украины. Доля РФ в совокупном обороте внешней торговли Украины в 2010 г. увеличилась с одной четверти до одной трети, доля Украины в совокупном обороте внешней торговли России - с 4,9% до 6,0%. Укрепление этих тенденций будет способствовать росту взаимных выгод от торгового сотрудничества, а в перспективе - созданию базиса для совместного освоения рынков третьих стран с конкурентоспособной экспортной продукцией.
Значительный потенциал улучшения имеют и инвестиционные связи, уровень которых существенно отстает от потребностей в модернизации технологической базы экономики. В 2000-2009 гг. средний объем взаимных прямых инвестиций составлял порядка 2% ВВП Украины и не более 0,3% ВВП Российской Федерации. Выручка дочерних компаний РФ, работающих на украинской территории, в 2009 г. не превышала 2,5 млрд.долл. США, а у украинских дочерних компаний, работающих на территории России - 1,6 млрд.долл. США, причем масштабы инвестиционного сотрудничества в высокотехнологичных отраслях существенно отстают от масштаба инвестиций в добывающие отрасли, пищевую промышленность и другие отрасли с быстрым оборотом финансовых средств. Интенсификация взаимодействия в инвестиционно-технологической сфере посредством устранения барьеров на пути взаимных инвестиций, обеспечения надежной защиты прав инвесторов и реализации совместных инвестиционных проектов является важным резервом экономического роста.
Комплекс мероприятий, предусмотренных Программой, нацелен на преодоление перечисленных проблем, накопившихся в сфере двустороннего экономического сотрудничества, и придание ему нового качества в интересах развития экономик обеих стран.
2. ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ НА ПЕРИОД 2011-2020 ГГ.
С 2011 г. рост экономик России и Украины должен носить восстановительный характер. Однако для закрепления набранных темпов и успешного преодоления последствий глобального кризиса, перехода к устойчивому экономическому развитию с долгосрочными темпами роста не ниже 4,5-5% для Российской Федерации и 6-6,6% для Украины требуется опережающее развитие торгово-инвестиционных связей между двумя странами, усиление их экономических потенциалов для укрепления конкурентных позиций в мировой экономике.
Реализация этих приоритетов должна опираться на активные согласованные действия, направленные на углубление экономической интеграции. При ожидаемых средних темпах роста мировой торговли в целом в предстоящее десятилетие на уровне 5-6% в год, темпы роста товарооборота двух стран могут составить около 8-10% в год (в физических объемах). В результате этого взаимная торговля России и Украины может вырасти в 2-2,6 раза.
В оптимистическом сценарии есть потенциал повышения объемов товарооборота в среднем на 10-15% в год (в физических объемах), что составит в 2,6-4 раза за десятилетие. В сфере торговли услугами и взаимных 5 инвестиций темпы роста должны быть еще выше - 12-15% и 15-20%, соответственно.
В настоящее время совокупная доля России и Украины в мировом ВВП в составляет 4,1 процента, соответственно доля России 3,7%, а Украины 0,4%. Формирование условий для ускорения процессов интеграции может позволить и дальше наращивать экономический потенциал и избежать стагнации позиций двух стран в мировом ВВП.
Россия и Украина представляют собой динамично развивающиеся государства. Средние темпы роста Украины в последние десять лет были в 2,7 раза, а Российской Федерации - в 3 раза выше средних темпов роста экономик развитых стран. В ближайшее десятилетие экономический рост в России и Украине будет заметно превышать рост в странах ОЭСР. Согласно оценкам за период 2011-2020 гг. средний темп роста ВВП России составит 4,5-5%, Украины - 6-6,6%, экономический рост в странах ОЭСР ожидается на уровне 2,4 процента. По отношению к мировому ВВП совокупный размер экономик России и Украины к 2020 году несколько увеличится до 4,3-4,5%. Рост доли региона в мировом выпуске будет ограничен стремительно развивающимися азиатскими экономиками, которые будут быстро наращивать свой вес в мире.
Опережающий рост взаимной торговли, реализация совместных инфраструктурных проектов в базовых отраслях экономики позволят увеличить темпы роста экономик на 0,3-0,8 п.п. в год.
С учетом перечисленных обстоятельств, основной вклад двустороннего сотрудничества в достижение приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и Украины связан с осуществлением последовательных усилий по следующим направлениям стратегического взаимодействия.
1) Развитие механизмов производственно-технологической кооперации в тех отраслях, где Российская Федерация и Украина обладают взаимодополняющей структурой конкурентных преимуществ (углеводородная энергетика, включая транзит энергоресурсов; ядерная энергетика; авиационная промышленность; военно-промышленный комплекс; система транспортных коммуникаций; сельскохозяйственное производство и пищевая промышленность; туризм).
2) Углубление взаимодействия экономик двух стран на основе совершенствования национальных законодательств, нормативной базы СНГ, использования норм и правил ВТО с учетом обязательств Российской Федерации в рамках Таможенного союза. При этом взаимная либерализация доступа на рынки товаров и услуг должна дополняться развитием более глубоких форм экономического сотрудничества, способствующих сближению в финансовой и социально-гуманитарной сфере.
Первая группа задач связана с обеспечением максимально полной реализации существующего потенциала сотрудничества, вторая - с использованием передовых механизмов экономической интеграции, выработанных международной практикой, для развития новых форм взаимовыгодных отношений. Только комплексное решение соответствующих задач способно вывести наши экономики на качественно более высокий уровень партнерского взаимодействия.
3. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ НА 2011-2020 ГГ. И СРЕДСТВА ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
3.1. Цели Программы
С учетом объективных интересов Российской Федерации и Украины в сфере создания благоприятных условий для развития национальных экономик, поддержания макроэкономической и социальной стабильности, цели Программы предусматривают:
1) углубление экономической интеграции в интересах достижения устойчиво высоких темпов экономического роста, повышения национальной конкурентоспособности;
2) партнерство в целях комплексной модернизации национальных экономик и развитие национальных инновационных систем, обеспечивающие приближение производительности труда и энергоэффективности к лучшим мировым показателям;
3) поддержку проектов, направленных на диверсификацию структуры национальных экономик, а также структуры экспорта на внешние рынки, в пользу отраслей обрабатывающей промышленности и современных отраслей сферы услуг;
4) улучшение инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности обеих стран;
5) повышение благосостояния и качества жизни населения, его социальной защищенности;
6) укрепление добрососедских отношений Российской Федерации и Украины, основанных на уважении интересов друг друга, интенсификации экономических и культурных контактов между гражданами наших стран;
7) обеспечение экономической, энергетической, продовольственной и экологической безопасности.
3.2. Средства достижения целей Программы
В качестве средств достижения целей Программы выступают:
1) устранение барьеров для торгового, инвестиционного и технологического сотрудничества;
2) совершенствование национальных законодательств в сфере защиты прав инвесторов, технического регулирования охраны и защиты прав интеллектуальной собственности с ориентацией на лучшие образцы международной практики в соответствующих сферах;
3) создание или развитие эффективных судебных и внесудебных механизмов решения экономических споров;
4) координация мер национальной экономической политики в сфере отраслевого, внешнеторгового и банковского регулирования;
5) реализация приоритетных инвестиционных проектов с использованием бюджетных ресурсов и механизмов государственно-частного партнерства.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКО-УКРАИНСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
4.1. Совершенствование режима свободной торговли товарами
Развитие и углубление торгового сотрудничества между Российской Федерацией и Украиной будет осуществляться, прежде всего, путем совершенствования режима свободной торговли с учетом норм и правил ВТО в рамках подходов, используемых при разработке многостороннего Договора о зоне свободной торговли СНГ.
Программа предусматривает следующие приоритетные направления работ в сфере дальнейшей либерализации взаимной торговли товарами:
- инвентаризация существующих тарифных и нетарифных барьеров с целью их последующего снижения (вплоть до полной отмены);
- идентификация и отмена мер во взаимной торговле, нарушающих действующие двусторонние договоренности и иные международные обязательства сторон;
- устранение барьеров на участие компаний из стран-партнеров в тендерах на осуществление государственных закупок;
- совершенствование правоприменительной практики в части административных процедур пропуска товаров через границу с целью сокращения издержек внешнеторговых операторов.
Для разрешения спорных вопросов, связанных с регулированием доступа чувствительных товаров на рынки обеих стран необходимо разработать совместный меморандум, отражающий принципы проведения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных расследований, сроки и последовательность действий государственных органов в рамках расследований, порядок информирования и предоставления информации заинтересованным сторонам (в том числе правила отнесения информации к конфиденциальной и предоставления неконфиденциальных версий) и прочие процедурные моменты.
Параллельно с решением этих задач осуществляется дальнейшая гармонизация таможенных правил Российской Федерации и Украины по следующим направлениям:
- упрощение порядка совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых во взаимной торговле;
- внедрение современных информационных таможенных технологий, включая информационные системы в пунктах пропуска через российско-украинскую государственную границу;
- сближение порядка совершения таможенных операций при помещении товаров под различные таможенные процедуры (в частности таможенного транзита, реэкспорта, реимпорта), включая вопросы проведения таможенного контроля поездов международного пассажирского сообщения;
- внедрение в практику таможенного контроля положений нормативных документов по защите прав интеллектуальной собственности;
- осуществление таможенными органами Российской Федерации и Украины обмена предварительной информацией относительно товаров и транспортных средств, которые перемещаются через российско-украинскую государственную границу;
- осуществление совместного контроля лиц, товаров и транспортных средств, перемещаемых через российско-украинскую сухопутную государственную границу (после подписания соответствующего международного договора);
- унификация таможенной декларации на товары и транзитной декларации с учетом формы единого административного документа (ЕАД) ЕС;
- установление единых подходов к формированию перечней пунктов пропуска, установленных для перемещения отдельных категорий товаров, а также товаров, перемещаемых с применением процедуры МДП и с использованием карнетов АТА;
- внедрение системы электронной сертификации и верификации при определении страны происхождения товаров, предусматривающей выдачу, удостоверение, передачу, получение электронных сертификатов о происхождении товара, а также последующую их верификацию;
- внедрение системы предварительного обмена данными, характеризующими таможенную стоимость товаров и транспортных средств, перемещаемых через российско-украинскую государственную границу.
Стороны совершенствуют информационный обмен данными таможенной статистики взаимной российско-украинской торговли с целью проведения их сопоставительного анализа, а при выявлении значительных расхождений в данных проводят двусторонние консультативные встречи для выяснения причин выявленных расхождений.
4.2. Совершенствование защиты прав инвесторов
Для эффективного развития двустороннего сотрудничества должна быть обеспечена безусловная защита прав собственности и открытие рынков для компаний-инвесторов. Это не только позволит привлечь дополнительные капиталы, но и будет содействовать установлению долгосрочных партнерских отношений, в т.ч. в сфере формирования совместных предприятий, производственных холдингов, технологических альянсов и совместной реализации инновационных проектов.
Стратегической целью является создание благоприятного климата для взаимных инвестиций. Для достижения этой цели в срок действия Программы необходимо обеспечить реализацию следующих приоритетов.
1) Безусловное выполнение положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о поощрении и взаимной защите инвестиций от 27 ноября 1998 года и предотвращение дискриминации прав инвесторов.
2) Эффективное выполнение судебных и внесудебных решений, связанных с восстановлением нарушенных прав инвесторов (правоприменение в инвестиционной сфере).
3) Совершенствование национального законодательства в сфере противодействия практикам, связанным с неправомерным завладением объектами собственности. Приоритетное внимание должно быть уделено предотвращению рейдерских захватов и манипуляций с реестрами акционеров, обеспечению объективности судебных решений по соответствующим вопросам. Стороны гарантируют усиление борьбы с коррупцией в судебной системе с целью недопущения принятия предвзятых судебных решений, нарушающих права инвесторов.
4) Реализация Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 15 января 1993 года.
4.3. Формирование интегрированной системы платежно-расчетных операций
Дополнительный импульс развитию двусторонних экономических отношений может быть придан посредством расширения использования национальных валют стран-партнеров (российского рубля и украинской гривны) в обслуживании внешнеэкономических операций. Для этого в срок действия Программы должны быть решены следующие задачи.
1) Создание системы расчетов в национальных валютах при осуществлении торгово-инвестиционных операций, обеспечивающей максимально быстрое прохождение платежей при минимальных издержках валютной конвертации.
2) Координация мер противодействия использованию суррогатных платежных схем, основанных на применении бартера и финансовых инструментов сомнительной надежности.
3) Формирование механизмов предоставления экспортно-импортных кредитов с использованием кредитов национальных институтов развития.
4) Стимулирование развития рынка банковских услуг в валютах стран-партнеров (в первую очередь в сфере торгового, инвестиционного и ипотечного кредитования).
5) Обеспечение безусловных гарантий возвратности средств, предоставляемых официальными и частными кредитными институтами. Необходимым условием этого является совершенствование механизмов судебного разрешения кредитных споров (в т.ч. через процедуры банкротства недобросовестных заемщиков), обеспечение выполнения судебных решений (в т.ч. совершенствование института судебных приставов), а также совершенствование правовых норм, связанных с использованием земельной собственности и хозяйственных активов в качестве залога по кредитам.
6) Совершенствование законодательства в сфере регулирования деятельности товарных и фондовых бирж, поощрение интеграции биржевых площадок. Стратегической целью к 2020 г. является вхождение ведущих биржевых площадок Российской Федерации и Украины в число основных глобальных биржевых центров.
4.4. Обеспечение свободного передвижения граждан
К настоящему времени Российская Федерация и Украина добились значительного прогресса в вопросах упрощения порядка пересечения гражданами общей государственной границы. Для максимально полного использования туристического и курортно-рекреационного потенциала стран-партнеров, а также стимулирования взаимовыгодной трудовой миграции реализуются меры, направленные на решение следующих задач.
1) Дальнейшее упрощение административных процедур пересечения границы и контроля за нахождением граждан на территории страны-партнера. В приоритетном порядке должны быть решены вопросы, связанные с сокращением требований по регистрации, предотвращением коррупции и эффективным разрешением проблемных ситуаций (таких, как утеря документов, продление срока действия разрешений на трудоустройство и т.п.).
2) Создание механизмов, облегчающих заключение долгосрочных трудовых контрактов для высококвалифицированных специалистов, работающих над реализацией проектов научно-инновационного сотрудничества (раздел 4.6 настоящей Программы), а также инвестиционно-технологического взаимодействия в приоритетных отраслях экономики (раздел 5 настоящей Программы).
4.5. Сотрудничество в области технического регулирования
Сотрудничество Российской Федерации и Украины в области технического регулирования (с учетом сформированной в рамках Таможенного союза договорно-правовой базы) позволит создать на территории СНГ крупнейшее пространство единой системы технического регулирования, согласованной с европейской. Это повысит интенсивность взаимной торговли и технологического сотрудничества, а также позволит совместно выходить на внешние рынки с современной экспортной продукцией.
Платформой для совместной работы в области технического регулирования является Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ (МГС СНГ), в рамках которого проводится согласованная разработка межгосударственных стандартов на основе международных правил и норм.
4.6. Сотрудничество в области инноваций и научных исследований
В ходе выполнения Программы должно быть обеспечено комплексное развитие научно-технического потенциала Российской Федерации и Украины, повышение уровня инновационной активности, ускорение темпов экономического роста за счет разработки и внедрения передовых технологий. Для этого Программой предусматриваются следующие приоритетные направления сотрудничества.
1) Координация фундаментальных исследований Российской академии наук и Национальной академии наук Украины, поддержка совместных исследований ведущих университетов, а также национальных исследовательских университетов обоих государств.
2) Реализация совместных инновационных проектов и разработка технологических платформ, имеющих приоритетное значение для развития "экономики знаний" в Российской Федерации и Украине.
3) Создание единого патентного пространства, обеспечивающего взаимное признание и защиту технологических разработок с целью максимально быстрого и эффективного их внедрения в хозяйственную практику (коммерциализация инноваций).
4) Выработка единых подходов к вопросам защиты интеллектуальной собственности и радикальное совершенствование правоприменительной практики в данной сфере.
5) Обмен опытом в сфере развития инновационной бизнес-инфраструктуры и связанных с ней услуг (бизнес-инкубаторы, технологические парки и т.д.).
4.7. Приграничное и межрегиональное сотрудничество
С учетом традиционно тесных экономических и культурных связей между Россией и Украиной значительный эффект может быть достигнут благодаря обеспечению более интенсивного взаимодействия между гражданами, проживающими в приграничных регионах двух стран. Соответствующие меры предусмотрены в Программе межрегионального и приграничного сотрудничества между Российской Федерацией и Украиной на 2011-2016 годы, подписанной от имени Правительства Российской Федерации и Кабинета Министров Украины 4 октября 2010 г. в г. Геленджике. В частности для реализации этой задачи предусматриваются, в том числе следующие меры:

................
Перейти до повного тексту