1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Лист


ПЕНСИОННЫЙ ФОНД УКРАИНЫ
П И С Ь М О
23.09.2010 N 16598/05-20
<...>
Пенсионный фонд Украины рассмотрел Ваше письмо <...> относительно приема органами Пенсионного фонда Украины отчетности в электронной форме и предоставляет ответы в порядке поднятых вопросов.
1. Должен ли быть бесплатным прием электронной отчетности, обязательно ли пользование услугами спецоператора для представления такой отчетности? Действительно ли, если плательщик пожелал представить отчетность в электронном виде, соответствующий орган обязан ее принять, не отправляя плательщика к каким-то там коммерческим спецоператорам?
Общие принципы организации информационного обмена во время представления страхователями отчетов в Пенсионный фонд Украины в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи и участие страхователей в системе представления отчетов в электронной форме определяются Порядком представления отчетов в Пенсионный фонд Украины в электронной форме [, утвержденным постановлением правления Пенсионного фонда Украины] от 19.04.2007 г. N 7-7, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 27.04.2007 г. за N 436/13703 (далее - Порядок N 7-7).
Пенсионный фонд Украины на бесплатной основе предоставляет страхователям специализированное программное обеспечение, которое позволяет сформировать и направить отчеты, которые представляются в Пенсионный фонд Украины, в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи. Участие страхователя в системе представления отчетности в Пенсионный фонд Украины в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи не требует оплаты.
Созданы технические возможности использования при представлении отчетов в электронной форме в органы Пенсионного фонда Украины электронных цифровых подписей пяти аккредитированных центров сертификации ключей, информация о которых размещена на официальном веб-сайте Пенсионного фонда Украины и [в] центре обработки электронных отчетов Пенсионного фонда Украины.
Кроме указанных возможностей с 2009 года введено представление отчетности в электронной форме в Пенсионный фонд Украины с использованием функции посредника. Таким образом, начало введения представления отчетов в электронной форме с помощью посредника является развитием системы представления отчетности в электронной форме в Пенсионный фонд Украины, что предусматривает создание возможности выбора страхователем оптимального способа представления отчетов в электронной форме.
При проведении разъяснительной работы относительно представления страхователями в Пенсионный фонд Украины отчетов в электронной форме предоставляется информация об имеющихся возможностях представления отчетности в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи, в том числе при участии посредника. Соответствующие информационные материалы (плакаты, открытки и т.п.) размещаются на информационных досках в помещениях органов Пенсионного фонда Украины.
Основным способом представления отчетов в Пенсионный фонд Украины в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи, который используется 93% страхователями, является способ без привлечения посредников.
2. Соответствует ли законодательству принуждение представлять отчетность в Пенсионный фонд Украины именно в электронном виде (создание определенных препятствий для отчетности в привычном "бумажном" виде)?
Представление отчетов регулируется Порядком формирования представления страхователями отчета относительно сумм начисленных взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование органам Пенсионного фонда Украины, утвержденным постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 05.11.2009 г. N 26-1 ([далее - ] Порядок N 26-1). В соответствии с п. 1.3 отчет в органы Пенсионного фонда может представляться страхователем:
- в электронной форме с использованием ЭЦП через центр обработки электронных отчетов согласно Порядку N 7-7 (отчет на бумажных носителях не представляется);
- на бумажных носителях, заверенных подписью руководителя/страхователя и скрепленных печатью (при наличии), вместе с электронной формой на электронных носителях информации;
- на бумажных носителях, если у страхователя количество застрахованных лиц не более десяти.
Представление страхователями отчетов в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи осуществляется по инициативе страхователя в соответствии с требованиями Порядка N 7-7 и действующего законодательства Украины.
С учетом вышеизложенного принудительное представление отчетности в Пенсионный фонд Украины в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи не предусмотрено действующим законодательством Украины.
3. Предприятие заключило договор на представление в Пенсионный фонд Украины отчетности в электронном виде и намеревается направлять декларации через Интернет. При этом возникает вопрос: необходимо ли такие же декларации представлять на бумажных носителях?
В соответствии с п. 2.3 Порядка N 7-7 представление электронного отчета с использованием электронной цифровой подписи дает страхователю право не представлять соответствующие отчеты в [органы Пенсионного фонда Украины] на бумажных носителях.
4. Кто должен подписывать отчетность в электронном виде, которая представляется в органы Пенсионного фонда Украины?

................
Перейти до повного тексту