1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Рішення


РЕШЕНИЕ № 01-1/1-06
Экономического Суда Содружества Независимых Государств
(Минск, 10 мая 2006 года)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя Экономического Суда Керимбаевой А.Ш.,
судей Экономического Суда: Абдуллаева Ф., Жолдыбаева С.Ж., Мирошник В.И., Молчановой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием генерального советника Экономического Суда Кривого Я.В.,
представителей Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств Храпунова В.С., Богдановой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств о толковании,
установил:
Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств (далее по тексту - Статкомитет СНГ) обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании применения пунктов 12, 14 Положения о Межгосударственном статистическом комитете Содружества Независимых Государств , утвержденного Решением Совета глав правительств СНГ о Положении о Межгосударственном статистическом комитете Содружества Независимых Государств от 12 апреля 1996 года (далее по тексту - Положение), и части 2 статьи 9 Соглашения между Межгосударственным статистическим комитетом Содружества Независимых Государств и Правительством Российской Федерации об условиях пребывания Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств на территории Российской Федерации от 26 февраля 1996 года (далее по тексту - Соглашение об условиях пребывания).
В запросе Статкомитет СНГ просит дать толкование по следующим вопросам:
1. Имеют ли право граждане Российской Федерации - должностные лица и сотрудники (далее - сотрудники) Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств на назначение им пенсии за выслугу лет в порядке и на условиях, предусмотренных для федеральных государственных служащих Российской Федерации?
2. Вытекает ли из толкуемых актов обязательство Правительства Российской Федерации приравнять для целей пенсионного обеспечения в национальном законодательстве наименования должностей сотрудников Межгосударственного статистического комитета СНГ к соответствующим должностям федеральных государственных служащих Российской Федерации?
Основанием для запроса послужило то обстоятельство, что в процессе оформления пенсий сотрудникам Статкомитета СНГ компетентные органы Российской Федерации неоднозначно решают вопросы их пенсионного обеспечения.
Изучив имеющиеся в деле материалы, заслушав судью-докладчика Абдуллаева Ф., представителей Статкомитета СНГ Храпунова В.С., Богданову Л.А., обсудив заключение Генерального советника Экономического Суда Кривого Я.В., Экономический Суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с общепризнанными принципами международного права толкование договоров и иных международных актов осуществляется исходя из обычного значения, которое следует придавать терминам договора или иного акта в их контексте, а также в свете их объектов и целей.
Экономический Суд считает необходимым использовать в процессе толкования кроме указанных в запросе и другие акты, принятые в Содружестве по вопросам пенсионного обеспечения, в частности Общее положение о межгосударственных (межправительственных) органах Содружества Независимых Государств , утвержденное Решением Совета глав правительств СНГ об Общем положении о межгосударственных (межправительственных) органах Содружества Независимых Государств и Примерном соглашении межгосударственного (межправительственного) органа Содружества Независимых Государств с государством местонахождения об условиях его пребывания от 21 октября 1994 года; Соглашение о правовом статусе должностных лиц и сотрудников органов Содружества Независимых Государств от 25 апреля 2003 года, ратифицированное Российской Федерацией Федеральным законом от 6 декабря 2003 года № 157-ФЗ и вступившее в силу 28 июня 2005 года.
Статистический комитет Содружества Независимых Государств создан Соглашением о статистической службе Содружества Независимых Государств от 6 февраля 1992 года . Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 12 апреля 1996 года утверждено Положение о Межгосударственном статистическом комитете Содружества Независимых Государств .
Пункт 12 Положения устанавливает, что сотрудники аппарата Статкомитета СНГ по условиям материально-бытового, медицинского и социального обеспечения "приравниваются к государственным служащим соответствующих правительственных органов государства местопребывания в порядке, определяемом двусторонним соглашением Статкомитета СНГ и государства местопребывания".
Указанная норма закрепляет, во-первых, правовой статус сотрудников Статкомитета СНГ в сфере материально-бытового, медицинского и социального обеспечения путем приравнивания их к государственным служащим соответствующих правительственных органов государства местопребывания, во-вторых, определяет порядок приравнивания - посредством заключения соглашения между Статкомитетом СНГ и государством местопребывания.
Используя приравнивание как способ регулирования правового статуса сотрудников Статкомитета СНГ в социальной сфере, Положение не устанавливает исключений в отношении пенсионного обеспечения, которое считается составной частью социальных прав и гарантий.
Пункт 14 Положения содержит специальную норму, определяющую главное условие реализации права сотрудников Статкомитета СНГ на пенсионное обеспечение, - осуществление его в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством для государственных служащих государства, гражданами которого они являются. При этом время работы в Статкомитете СНГ засчитывается в стаж работы государственного служащего.
Изложенное показывает, что Положение в полной мере соответствует правилам, установленным в Общем положении о межгосударственных (межправительственных) органах Содружества Независимых Государств от 21 октября 1994 года . Те же принципиальные положения, касающиеся права пенсионного обеспечения сотрудников Статкомитета СНГ, закреплены в Соглашении между Межгосударственным статистическим комитетом Содружества Независимых Государств и Правительством Российской Федерации об условиях пребывания Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств на территории Российской Федерации от 26 февраля 1996 года, ратифицированного Федеральным законом от 10 января 1997 года № 17-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 9 Соглашения об условиях пребывания на сотрудников Статкомитета СНГ, являющихся гражданами Российской Федерации или лицами, постоянно проживающими на ее территории, "распространяются гарантии, установленные для федеральных государственных служащих". Экономический Суд считает, что понятие "распространение", использованное в данной норме, равнозначно понятию "приравнивание", примененному в пункте 12 Положения . Соответственно, Соглашение определяет, что "время работы в Статкомитете СНГ его должностных лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, засчитывается в стаж работы в качестве федерального государственного служащего".
Положения толкуемых международно-правовых актов, закрепляющих право сотрудников Статкомитета СНГ на пенсионное обеспечение, имплементированы в законодательство Российской Федерации. Так, в соответствии с пунктом 11 Указа Президента Российской Федерации "Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих" от 17 декабря 2002 года № 1413 в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды работы в межгосударственных (межправительственных) органах Содружества.
Кроме того, согласно статье 10 Соглашения об условиях пребывания Статкомитет СНГ производит обязательные отчисления в пенсионные фонды и фонды занятости государств, гражданами которых являются должностные лица Статкомитета СНГ. По мнению Экономического Суда, обязанности производить отчисления в пенсионный фонд корреспондируют права сотрудников Статкомитета СНГ на выплату пенсий при наступлении обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации связывает возникновение такого права.

................
Перейти до повного тексту