1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Висновок


КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 01-1/2-11
Экономического Суда Содружества Независимых Государств
о толковании части второй статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года
(15 ноября 2011 года)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя Экономического Суда СНГ Абдуллоева Ф.,
судей Экономического Суда СНГ: Жолдыбаева С.Ж., Каменковой Л.Э., Керимбаевой А.Ш., Молчановой Т.Н.,
с участием генерального советника Экономического Суда СНГ Логинова В.В., представителя заявителя Родникова А.А.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Координационного совета Международного союза "Содружество общественных организаций ветеранов (пенсионеров) независимых государств" о толковании,
установил:
Координационный совет Международного союза "Содружество общественных организаций ветеранов (пенсионеров) независимых государств" обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании части второй статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года (далее - Соглашение от 24 декабря 1993 года, Соглашение).
Заявитель в связи с неоднозначным пониманием вопроса определения размера денежного довольствия при исчислении пенсии пенсионерам - бывшим сотрудникам органов внутренних дел, переехавшим на постоянное место жительства из одного государства-участника Соглашения от 24 декабря 1993 года в другое, просит разъяснить: подлежит ли пересмотру размер денежного довольствия, определенный в порядке, предусмотренном законодательством государства места назначения пенсии, при исчислении пенсии пенсионеру - бывшему сотруднику органов внутренних дел, переехавшему на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения от 24 декабря 1993 года, в соответствии с законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Заслушав судью-докладчика Молчанову Т.Н., представителя заявителя Родникова А.А., проанализировав нормы Соглашения от 24 декабря 1993 года , пенсионного законодательства бывшего Союза ССР и государств-участников Соглашения, изучив имеющиеся в деле материалы и обсудив заключение генерального советника Экономического Суда СНГ Логинова В.В., Экономический Суд СНГ отмечает следующее.
Толкование части второй статьи 2 Соглашения от 24 декабря 1993 года осуществляется согласно правилам статьи 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года - добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора, последующей практики его применения.
По сведениям депозитария, Соглашение от 24 декабря 1993 года подписано и вступило в силу для Республики Казахстан, Республики Таджикистан и Туркменистана - 21 ноября 1994 года; Республики Узбекистан - 23 января 1995 года; Республики Беларусь - 10 апреля 1995 года; Кыргызской Республики - 19 января 1996 года; Украины - 10 апреля 1996 года; Российской Федерации - 9 июля 1999 года; Республики Молдова - 6 ноября 2002 года; Республики Армения - 28 января 2004 года; Азербайджанской Республики - 15 апреля 2004 года.
Согласно преамбуле государства-участники заключили Соглашение от 24 декабря 1993 года , основываясь на Соглашении о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года и желании сотрудничать в области социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел, лиц, уволенных из органов внутренних дел, и их семей.
Ранее в Решениях от 13 мая 2004 года № 01-1/7-03 и от 20 сентября 2007 года № 01-1/1-07 Экономический Суд СНГ констатировал, что Соглашение от 24 декабря 1993 года закрепляет основные принципы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, в том числе пенсионеров - бывших сотрудников органов внутренних дел и их семей, которые приобрели право на пенсию на территории одного из государств-участников Соглашения и реализуют это право на территории другого государства-участника Соглашения. В данных судебных актах отмечается, что Соглашение является специальным международным договором, регламентирующим порядок пенсионного обеспечения особого круга лиц - сотрудников органов внутренних дел и их семей, носит рамочный характер и закрепляет определяющую роль национального законодательства при осуществлении пенсионного обеспечения данной категории граждан.
В соответствии с частью второй статьи 2 Соглашения от 24 декабря 1993 года "размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному месту жительства".
Экономический Суд отмечает, что часть вторая статьи 2 Соглашения от 24 декабря 1993 года регулирует различные, но взаимосвязанные отношения по пенсионному обеспечению: назначение пенсии сотрудникам органов внутренних дел и исчисление пенсии пенсионеру - бывшему сотруднику органов внутренних дел при изменении им места жительства.
В Решении от 20 сентября 2007 года № 01-1/1-07 при толковании Соглашения от 24 декабря 1993 года Экономический Суд указал на разграничение используемых в части второй статьи 2 Соглашения понятий "назначение пенсии за выслугу лет", под которым понимается первичное назначение пенсии бывшему сотруднику органов внутренних дел, постоянно проживающему в государстве-участнике Соглашения, и "исчисление пенсии пенсионеру", то есть лицу, которому пенсия за выслугу лет ранее уже была назначена, при изменении им постоянного места жительства в случае переезда в другое государство.
Норма части второй статьи 2 Соглашения от 24 декабря 1993 года определяет, законодательство какого государства подлежит применению: при первичном назначении пенсии это законодательство государства, которым производится назначение пенсии; при исчислении пенсии пенсионеру в связи с переездом в другое государство-участник - законодательство государства по вновь избранному месту жительства.
Рассматривая вопрос о размере денежного довольствия для назначения пенсии, о котором говорится в части второй статьи 2 Соглашения от 24 декабря 1993 года , Экономический Суд считает необходимым обратиться к пенсионному законодательству бывшего Союза ССР, действовавшему в государствах до принятия национальных законодательств.
В части третьей статьи 46 Закона СССР от 28 апреля 1990 года № 1467-I "О пенсионном обеспечении военнослужащих", который распространялся и на сотрудников органов внутренних дел, было установлено, что пенсии лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел исчисляются из денежного довольствия этих лиц. При этом для исчисления им пенсий учитываются соответствующие оклады по должности, специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет (непрерывную работу) в порядке и размерах, определяемых Советом Министров СССР.
Анализ законодательства государств-участников Соглашения от 24 декабря 1993 года свидетельствует о том, что в государствах сложились системы денежного довольствия, основанные на базовых положениях законодательства бывшего Союза ССР, включающие оклады по должности и специальному званию, надбавку за выслугу лет и другие виды денежного довольствия. Вместе с тем порядок определения денежного довольствия при назначении пенсий сотрудникам органов внутренних дел в национальных законодательствах имеет свои особенности, связанные с количеством видов денежного довольствия, учитываемых при исчислении пенсии.
Так, в соответствии с частью третьей статьи 42 Закона Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года № 2050-XII "О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований" для исчисления пенсии лицам начальствующего и рядового состава в порядке, предусмотренном Советом Министров Республики Беларусь, учитываются соответствующие оклады по штатной или последней занимаемой должности, оклады по специальному званию, надбавка за выслугу лет (непрерывную службу или работу), денежная компенсация взамен продовольственного пайка, включая выплаты, связанные с индексацией денежного довольствия.

................
Перейти до повного тексту