1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Рішення


Решение N 01-1/7-03 Экономического Суда Содружества Независимых Государств
(Минск, 13 мая 2004 года)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - Председателя Экономического Суда Керимбаевой А.Ш.,
судей Экономического Суда: Абдуллоева Ф., Апостола Д., Вылкова И., Жолдыбаева С.Ж., Жороева К., Мирошник В.И., Молчановой Т.Н., Симоняна Г.В.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием генерального советника Мелешко Х.-Т.Т.,
специалиста Жишкевича В.И.,
представителей Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств Барковского И.А., Сенько В.В.,
представителей Министерства внутренних дел Республики Беларусь Зайцева О.П., Колесникова П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании,
установил:
Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании применения статей 1 - 3 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года на предмет того, распространяются ли указанные нормы Соглашения от 24 декабря 1993 года на лиц начальствующего и рядового состава, проходивших перед выходом на пенсию службу в учреждениях и органах системы исполнения наказаний, налоговой полиции и иных структурах, не входящих в систему органов внутренних дел отдельных государств-участников Соглашения.
Запрос о толковании, как указывает Исполнительный комитет СНГ, продиктован неоднозначным пониманием понятия "сотрудник органов внутренних дел" применительно к Соглашению от 24 декабря 1993 года, возможностью отнесения к этой категории лиц сотрудников Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, Государственного Департамента по вопросам исполнения наказания Украины, практической потребностью определения органов, обязанных осуществлять их пенсионное обеспечение в случае переезда пенсионера на постоянное место жительства на территорию другого государства-участника Соглашения.
Заслушав судью-докладчика Мирошник В.И., представителя Министерства внутренних дел Республики Беларусь Зайцева О.П., обсудив заключения генерального советника Мелешко Х.-Т.Т., специалиста Жишкевича В.И., исследовав имеющиеся в деле документы, Экономический Суд пришел к следующим выводам.
Толкование применения Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года должно осуществляться согласно статьям 31 и 32 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года не только в контексте настоящего Соглашения, но и других взаимосвязанных с ним актов Содружества, касающихся пенсионного обеспечения, а также учитывая последующую практику применения договора и национальное законодательство государств-участников Соглашения.
В преамбуле Соглашения от 24 декабря 1993 года отмечается, что государства-участники СНГ при его заключении основывались на Соглашении о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Соглашение от 13 марта 1992 года закрепило основные принципы пенсионного обеспечения лиц, которые приобрели право на пенсию на территории одного из государств-участников СНГ и реализуют это право на территории другого государства-участника Соглашения. Одним из них является принцип сохранения приобретенного права на пенсию за лицами, находящимися вне территории государства, по законодательству которого она назначена.
Исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения и стремясь урегулировать вопросы пенсионного обеспечения граждан, переселяющихся на постоянное место жительства с территории одного государства на территорию другого, Соглашение от 13 марта 1992 года статьей 1 обязало государства-участники этого Соглашения осуществлять их пенсионное обеспечение по законодательству государства, на территории которого они проживают. Аналогичное обязательство государств закреплено в статье 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года, которое является специальным соглашением, касающимся пенсионного обеспечения определенной категории лиц, - сотрудников органов внутренних дел и их семей.
Соглашение от 24 декабря 1993 года подписали: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.
Соглашение вступило в силу для: Туркменистана - 21 ноября 1994 года; Республики Казахстан - 21 ноября 1994 года; Республики Таджикистан - 21 ноября 1994 года; Республики Узбекистан - 23 января 1995 года; Республики Беларусь - 10 апреля 1995 года; Кыргызской Республики - 19 января 1996 года; Украины - 10 апреля 1996 года; Российской Федерации - 9 июля 1999 года; Республики Молдова - 6 ноября 2002 года.
Не поступило уведомлений, подтверждающих выполнение внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Соглашения от 24 декабря 1993 года, от Азербайджанской Республики, Республики Армения и Грузии.
При толковании Соглашения от 24 декабря 1993 года Экономический Суд учитывает, что настоящее Соглашение носит рамочный характер, закрепляет определяющую роль национального законодательства при осуществлении пенсионного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава сотрудников органов внутренних дел, их семей с учетом принципа территориальности.
Так, часть 1 статьи 1 Соглашения устанавливает, что пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Как показывает анализ национального законодательства, речь идет о лицах:
а) которые проходили службу в органах внутренних дел государств-участников Соглашения;
б) которым были присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. На момент принятия Соглашения понятие "сотрудник органов внутренних дел" имело одинаковое смысловое значение и охватывало в разных государствах-участниках один и тот же круг лиц.
Со времени подписания Соглашения от 24 декабря 1993 года система органов, входящих в министерства внутренних дел государств-участников Соглашения, претерпела существенные изменения, что привело к изменению круга лиц, относящихся к сотрудникам органов внутренних дел.
В ряде государств-участников Соглашения органы исполнения наказания были выведены из системы органов внутренних дел. В частности, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 8 октября 1997 года N 1100 и "О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации" от 28 июля 1998 года N 904 система исполнения наказаний передана в ведение Министерства юстиции Российской Федерации.
Законом Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реформирования уголовно-исполнительной системы и статуса ее работников" от 16 июля 2001 года N 244 пенитенциарная система передана в ведение Министерства юстиции Республики Казахстан. Пункт 1 Постановления Правительства Республики Казахстан "Вопросы Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан" от 28 декабря 2001 года N 1755 устанавливает: "Образовать Комитет уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан с передачей ему функций и полномочий по управлению имуществом упраздненного Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Казахстан".
В соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики "О мерах по дальнейшему совершенствованию уголовно-исполнительной системы Кыргызской Республики" от 24 октября 2001 года N 305 учреждения и органы системы исполнения наказания Министерства внутренних дел Кыргызской Республики переданы в ведение Министерства юстиции Кыргызской Республики.
Указом Президента Украины "О выведении Государственного Департамента Украины по вопросам исполнения наказаний из подчинения Министерства внутренних дел Украины" от 12 марта 1999 года N 248/99 был создан самостоятельный орган исполнительной власти Украины - Государственный Департамент Украины по вопросам исполнения наказаний.
В соответствии с Указом Президента Республики Молдова "Об Управлении пенитенциарных учреждений" от 30 октября 1995 года N 347 с 1996 года учреждения и органы системы исполнения наказаний являются структурными подразделениями Министерства юстиции Республики Молдова.
В Республике Таджикистан Управление исправительных дел передано в ведение Министерства юстиции Республики Таджикистан в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 31 декабря 2002 года N 503-23.
В Республике Беларусь органы исполнения наказания входят в систему органов Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Так, Указом Президента Республики Беларусь "О мерах по совершенствованию деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь" от 19 июня 2000 года N 349 был образован Комитет исполнения наказания при Министерстве внутренних дел Республики Беларусь. Названным Указом утверждено Положение о Комитете исполнения наказания при Министерстве внутренних дел Республики Беларусь, в соответствии с которым данный Комитет является республиканским органом государственного управления, осуществляющим руководство деятельностью органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
Указом Президента Республики Беларусь "О некоторых мерах по совершенствованию системы органов и подразделений внутренних дел Республики Беларусь" от 30 декабря 2003 года N 603 Комитет исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь преобразован в Департамент исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь, а также образованы Департамент по гражданству и миграции и Департамент финансов и тыла, которые согласно пункту 5 Указа являются структурными подразделениями Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

................
Перейти до повного тексту