1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Висновок


КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 01-1/6-09
Экономического Суда Содружества Независимых Государств о толковании Соглашения о порядке эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами инвентарного парка, переданными в аренду (временное пользование) и курсирующими в международном сообщении, от 19 мая 2007 года и Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств от 24 мая 1996 года
(28 апреля 2010 года)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя Экономического Суда СНГ Абдуллоева Ф.,
судей Экономического Суда СНГ: Жолдыбаева С.Ж., Каменковой Л.Э., Молчановой Т.Н.,
с участием генерального советника Экономического Суда СНГ Павловой Л.В., представителей Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств Вежновца В.Н., Семина П.А.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании,
установил:
Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании Соглашения о порядке эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами инвентарного парка, переданными в аренду (временное пользование) и курсирующими в международном сообщении, от 19 мая 2007 года и Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств от 24 мая 1996 года и просит разъяснить:
1) являются ли международно-правовыми договорами Соглашение о порядке эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами инвентарного парка, переданными в аренду (временное пользование) и курсирующими в международном сообщении, от 19 мая 2007 года и Правила эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств от 24 мая 1996 года ;
2) имеют ли они обязательный характер для государств-участников Соглашения о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между государствами-участниками Содружества, Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой и их дальнейшем совместном использовании от 22 января 1993 года и Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров собственности государств-участников Содружества, Азербайджанской Республики, Республики Грузия, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики от 12 марта 1993 года .
Обращение Исполнительного комитета СНГ в Экономический Суд СНГ обусловлено просьбой Государственного предприятия "Железная дорога Молдовы" дать разъяснение по указанным вопросам в целях урегулирования проблем в практике использования железнодорожного подвижного состава при международных перевозках на пространстве СНГ.
Заслушав судью-докладчика Каменкову Л.Э., представителей Исполнительного комитета СНГ Вежновца В.Н., Семина П.А., обсудив заключение генерального советника Экономического Суда СНГ Павловой Л.В., изучив и проанализировав нормы Соглашения о порядке эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами инвентарного парка, переданными в аренду (временное пользование) и курсирующими в международном сообщении, от 19 мая 2007 года (далее - Соглашение от 19 мая 2007 года) и Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств от 24 мая 1996 года (далее - Правила от 24 мая 1996 года), особенности процедуры подписания и утверждения данных документов, законодательство государств-участников СНГ о международных договорах и другие имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд СНГ отмечает следующее.
Соглашение от 19 мая 2007 года принято Протоколом сорок шестого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 17 - 19 мая 2007 года и является приложением N 7 к нему.
Правила от 24 мая 1996 года утверждены на совещании уполномоченных представителей железнодорожных администраций 24 мая 1996 года в соответствии с решением пятнадцатого заседания Совета по железнодорожному транспорту от 5 апреля 1996 года.
Правовая природа и юридическая сила Соглашения от 19 мая 2007 года и Правил от 24 мая 1996 года предопределяются статусом органа, принявшего указанные акты, - Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (далее - Совет) и его компетенцией.
Совет учрежден межправительственным Соглашением о координационных органах железнодорожного транспорта Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 года "для координации работы железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне и выработки согласованных принципов его деятельности", состоит из глав администраций и органов управления железнодорожным транспортом (пункт 1).
Согласно Положению о Совете по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, утвержденному Протоколом заседания Совета глав правительств государств-участников Содружества от 20 марта 1992 года (далее - Положение от 20 марта 1992 года), Совет является межгосударственным органом, координирующим работу железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне. Совет образуется и упраздняется решением глав правительств государств Содружества. В своей деятельности Совет руководствуется Уставом СНГ , межгосударственными (межправительственными) соглашениями, принятыми в рамках Содружества, решениями Совета глав государств и Совета глав правительств государств-участников Содружества, иных органов управления, образуемых государствами Содружества, уполномоченных принимать решения, касающиеся деятельности железнодорожного транспорта, законодательством государств-участников Содружества и настоящим Положением (пункты 1 - 3).
Соглашение о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между государствами-участниками Содружества, Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой и их дальнейшем совместном использовании от 22 января 1993 года (далее - Соглашение от 22 января 1993 года) расширило полномочия Совета, закрепив его право координировать работу по совместному использованию грузовых вагонов и контейнеров государств-участников Соглашения, в число которых входят и государства, не являющиеся участниками Содружества (статья 5).
Характер полномочий Совета обусловил специфику его состава. В соответствии с Положением от 20 марта 1992 года членами Совета являются главы администраций и органов управления железнодорожным транспортом государств-участников Содружества, входящие в состав Совета по должности. Члены Совета принимают участие в обсуждении и принятии решений с правом решающего голоса по всем вопросам, входящим в компетенцию данного органа.
В работе Совета могут участвовать железнодорожные администрации государств, не входящих в Содружество, на правах ассоциированного члена либо на правах наблюдателя (пункт 4 Положения от 20 марта 1992 года ).
Согласно Положению об ассоциированном члене Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, утвержденному на восьмом заседании Совета 4 июня 1993 года (далее - Положение об ассоциированном члене Совета), ассоциированные члены Совета обладают правом совещательного голоса при обсуждении вопросов, выносимых на заседание Совета. При рассмотрении вопросов, связанных с соглашениями и договорами, подготавливаемыми и реализуемыми в рамках Совета, в объеме принимаемых на себя обязательств, ассоциированный член Совета пользуется правом решающего голоса наряду с другими участниками этих соглашений и договоров (статья 2). Права и обязанности ассоциированного члена Совета определяются настоящим Положением и договором, заключаемым с Дирекцией Совета по поручению Совета (статья 1).
Администрация железных дорог, получившая статус наблюдателя, в соответствии с Положением о статусе наблюдателя при Совете по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества Независимых Государств , утвержденным на тридцать седьмом заседании Совета 12 февраля 2004 года (далее - Положение о статусе наблюдателя при Совете), не имеет права голоса при принятии решений на заседаниях Совета и права подписи документов, не несет ответственности за решения, принятые Советом (пункт 4). Права и обязанности наблюдателя при Совете определяются настоящим Положением и договором, заключаемым с наблюдателем Дирекцией Совета по поручению Совета (пункт 5).
Из содержания пункта 8 Положения от 20 марта 1992 года следует, что Совету предоставляются широкие нормотворческие функции в сфере своей деятельности. В частности, Совет утверждает нормативные документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса в межгосударственном сообщении и в сообщениях с третьими странами; системы взаиморасчетов между железнодорожными администрациями за выполненные перевозки, использование локомотивного, вагонного, контейнерного парков и их ремонт; Технические условия погрузки и крепления грузов, Правила и условия перевозок пассажиров и грузов, в том числе по приему и передаче грузов, формы перевозочных документов, другие документы, регламентирующие взаимоотношения сторон по межгосударственным перевозкам и разграничению ответственности за их нарушение, включая за несохранность перевозимых грузов и багажа.
Правовой формой принятия и утверждения нормативных документов являются решения Совета, которые оформляются протоколами заседаний. Протоколы заседания Совета подписываются всеми присутствующими членами Совета, ассоциированными членами Совета, а также другими участниками Совета (пункт 10.1 Регламента Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 25 января 1997 года ).
Положение от 20 марта 1992 года определяет юридическую силу принимаемых Советом решений - они обязательны для администраций железных дорог - членов Совета, за исключением тех, которые выразили несогласие с решениями Совета и заявили об этом. Аналогичные положения относительно обязательности решений Совета содержатся в Положении об ассоциированном члене Совета, действующем в отношении государств, не являющихся участниками СНГ.

................
Перейти до повного тексту