- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Висновок
КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 01-1/5-09
Экономического суда Содружества Независимых Государств о толковании части второй статьи 10 Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 года
(22 марта 2010 года)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя Экономического Суда СНГ Абдуллоева Ф.,
судей Экономического Суда СНГ: Жолдыбаева С.Ж., Каменковой Л.Э., Керимбаевой А.Ш., Молчановой Т.Н.,
с участием генерального советника Экономического Суда СНГ Анищенко А.И.,
представителя Исполнительного комитета СНГ Козяка Е.В.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании,
установил:
Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании части второй статьи 10
Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 года (далее - Соглашение от 24 декабря 1993 года, Соглашение). В запросе отмечается, что Соглашением не определен механизм реализации гарантии от неблагоприятного изменения национального законодательства, а правовые акты отдельных государств не регулируют вопрос предоставления инвесторам гарантий по защите вложенных инвестиций либо ставят их предоставление в зависимость от ряда условий.
В связи с этим Исполнительный комитет СНГ просит разъяснить:
какие изменения законодательства государства места инвестирования относятся к мерам, ухудшающим условия деятельности предприятий, ранее созданных Сторонами на территории данного государства;
к каким предприятиям применяется гарантия от неблагоприятного изменения законодательства государства места инвестирования, касающегося инвестиций, и каков порядок ее реализации.
Заслушав судью-докладчика Молчанову Т.Н., обсудив заключение генерального советника Анищенко А.И., изучив и проанализировав нормы Соглашения от 24 декабря 1993 года, других международных соглашений в рамках СНГ, законодательство государств-участников в области инвестиционной деятельности и иные материалы дела, Экономический Суд отмечает следующее.
Толкование части второй статьи 10 Соглашения от 24 декабря 1993 года осуществляется в соответствии с общим правилом толкования международных договоров, закрепленным статьей 31
Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года , - "добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора".
Соглашение от 24 декабря 1993 года вступило в силу и действует для Республики Узбекистан с 24 декабря 1993 года, Республики Беларусь - с 21 ноября 1994 года, Республики Казахстан - с 21 ноября 1994 года, Республики Таджикистан - с 21 ноября 1994 года, Кыргызской Республики - с 19 января 1996 года, Республики Молдова - с 3 сентября 2002 года.
Азербайджанская Республика, Республика Армения, Туркменистан, Украина применяют Соглашение от 24 декабря 1993 года временно, до завершения внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу. Украина подписала Соглашение с оговорками, одна из которых исключает часть первую статьи 10 Соглашения. По сведениям депозитария, для Российской Федерации временное применение Соглашения от 24 декабря 1993 года прекратилось с 3 апреля 2002 года.
Статьей 10 Соглашения от 24 декабря 1993 года государствами-участниками Соглашения определены обязательства по сближению своего законодательства, касающегося инвестиционной деятельности (часть первая), и установлена гарантия от неблагоприятного изменения законодательства государства инвестирования (часть вторая).
Согласно части второй статьи 10 Соглашения от 24 декабря 1993 года, "если в случае изменения законодательства Стороны инвестирования, касающегося инвестиций, или денонсирования настоящего Соглашения, условия деятельности ранее созданных Сторонами предприятий на территории данного государства ухудшаются, то в течение последующих пяти лет применяются нормы, действовавшие на момент регистрации этого предприятия".
Суть гарантии от неблагоприятного изменения законодательства состоит в установлении стабильного режима для иностранного инвестора посредством закрепления пятилетнего, с момента внесения изменений в законодательство государства места инвестирования, моратория на ухудшение законодательства ("стабилизационная оговорка").
Буквальное толкование данной нормы позволяет Экономическому Суду заключить, что для применения стабилизационной оговорки одновременно требуются следующие условия:
во-первых, изменение законодательства Стороны инвестирования, касающегося инвестиций, или денонсирование Соглашения;
во-вторых, ухудшение условий деятельности ранее созданных Сторонами предприятий на территории данного государства;
в-третьих, наличие причинно-следственной связи между изменением законодательства Стороны инвестирования (или денонсированием Соглашения) и ухудшением условий деятельности предприятий.
Из контекста статьи 10
Соглашения от 24 декабря 1993 года следует, что понятия "законодательство, касающееся инвестиций" и "законодательство по вопросам инвестиционной деятельности" могут рассматриваться как взаимозаменяемые. При определении объема понятия "законодательство, касающееся инвестиций", используемого в части второй статьи 10 Соглашения, необходимо руководствоваться частью первой данной статьи, формально и логически предшествующей анализируемой норме. Согласно части первой статьи 10 Соглашения "Стороны будут принимать меры с целью сближения своего законодательства по вопросам инвестиционной деятельности, в том числе по вопросам порядка создания предприятий с инвестициями Сторон и их организационно-правовых форм, вопросам налогообложения, трудовых отношений, территориальных и отраслевых ограничений для вложения инвестиций, экологической и санитарно-гигиенической экспертизы, учета и отчетности их деятельности". Формулировка нормы указывает на открытый, не исчерпывающий характер перечня отраслей законодательства, касающегося инвестиций.
В связи с этим Экономический Суд констатирует, что любые изменения законодательства по вопросам инвестиционной деятельности независимо от его отраслевой принадлежности, в том числе и прямо не упомянутого в части первой статьи 10 Соглашения, подпадают под диспозицию части второй названной статьи.
Вместе с тем в развитие Соглашения от 24 декабря 1993 года государствами-участниками СНГ 28 марта 1997 года принята
Конвенция о защите прав инвестора (далее - Конвенция от 28 марта 1997 года, Конвенция), определившая сферы, на которые гарантия от неблагоприятного изменения законодательства не распространяется. Конвенция от 28 марта 1997 года вступила в силу и действует для Республики Армения с 21 января 1999 года, Республики Беларусь - с 21 января 1999 года, Республики Таджикистан - с 21 января 1999 года, Республики Казахстан - с 16 мая 2000 года, Кыргызской Республики - с 11 июля 2000 года, Республики Молдова - со 2 октября 2002 года. Российская Федерация, подписавшая Конвенцию, 20 апреля 2007 года уведомила депозитария о намерении не становиться ее участником.
В соответствии со статьей 5 Конвенции, устанавливающей гарантию от неблагоприятного изменения законодательства государства инвестирования (государство-реципиент), сохранение первоначальных условий и режима инвестиционной деятельности в течение пятилетнего срока не распространяется на изменение законодательства, касающегося обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка, природной среды, нравственности и здоровья населения, налогообложения, а также на перечень изъятий.
Данное правило находит отражение в законодательстве государств-участников Конвенции от 28 марта 1997 года. Так, согласно пункту 2 статьи 5 Закона Республики Таджикистан от 12 мая 2007 года N 260 "Об инвестиции" сохранение права выбора наиболее благоприятных условий деятельности для инвесторов в течение пятилетнего срока не распространяется в отношении изменений и дополнений, вносимых в Конституцию Республики Таджикистан и в законодательство Республики Таджикистан, связанных с вопросами национальной безопасности, здравоохранения, защиты окружающей среды, нравственности и этики.
Аналогичная норма предусмотрена пунктом 2 статьи 2 Закона Кыргызской Республики от 27 марта 2003 года N 66 "Об инвестициях в Кыргызской Республике".
Экономический Суд, основываясь на положениях статьи 30
Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года и учитывая, что нормы частей четвертой и пятой статьи 5 Конвенции от 28 марта 1997 года уточняют норму части второй статьи 10 Соглашения, считает, что гарантия от неблагоприятного изменения законодательства государства места инвестирования в отношениях между государствами-участниками Конвенции применяется с ограничениями, установленными частью пятой статьи 5 Конвенции.
С учетом того, что Конвенция не вступила в силу для Азербайджанской Республики, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины, в отношении инвесторов данных государств применяются положения части второй статьи 10 Соглашения без ограничения сферы действия гарантии от неблагоприятного изменения законодательства, установленного частью пятой статьи 5 Конвенции.
Одним из условий применения стабилизационной оговорки, как отмечалось, является ухудшение условий деятельности ранее созданных Сторонами предприятий на территории государства по месту инвестирования. В целях раскрытия содержания мер, ухудшающих условия деятельности предприятий с иностранными инвестициями, необходимо обратиться к национальному законодательству.
Так, в соответствии с частью пятой статьи 3 Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 года N 611-1 "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов" ухудшением условий инвестирования считаются внесение изменений и дополнений в законодательство, а также принятие новых актов законодательства Республики Узбекистан, предусматривающих:
увеличение размера (ставки) налога на прибыль по доходам, получаемым в виде дивидендов, выплачиваемых иностранному инвестору;
введение количественных ограничений на объемы осуществления инвестирования и иных дополнительных требований по размеру инвестиций;
введение ограничений по долевому участию иностранного инвестора в уставных фондах (уставных капиталах) предприятий;
введение дополнительных процедур оформления и продления виз иностранных инвесторов - физических лиц и др.
Раскрытие содержания мер, ухудшающих условия деятельности предприятий с иностранными инвестициями, возможно и на основе законодательства о нормативных правовых актах государств-участников Соглашения. Так, в соответствии со статьей 46 Закона Республики Армения от 3 апреля 2002 года N ЗР-320 "О правовых актах" к их числу можно отнести нормативные правовые акты, ограничивающие права и свободы, либо устанавливающие ответственность или усиливающие ответственность, либо устанавливающие и изменяющие обязанности, либо устанавливающие или изменяющие порядок выполнения обязанностей юридических или физических лиц, устанавливающие или изменяющие порядок надзора и контроля в отношении деятельности юридических или физических лиц, а также иным образом ухудшающие их правовое положение.
................Перейти до повного тексту