- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
ПРОТОКОЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
Экономического совета Содружества Независимых Государств о ходе выполнения решений высших органов снг в области экономического сотрудничества
(Москва, 5 марта 2010 года) |
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Принять к сведению Информацию о ходе выполнения решений высших органов СНГ в области экономического сотрудничества, представленную Исполнительным комитетом СНГ и рассмотренную Комиссией по экономическим вопросам.
2. Министерствам и ведомствам заинтересованных государств-участников Содружества Независимых Государств, органам отраслевого сотрудничества, Исполнительному комитету СНГ активизировать работу по реализации первого этапа
Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года , а также по подготовке Договора о зоне свободной торговли и разработке Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года.
Председатель Экономического совета Содружества Независимых Государств |
И.ШУВАЛОВ |
ИНФОРМАЦИЯ
о ходе выполнения решений высших органов СНГ в области экономического сотрудничества
С конца 2006 года и по настоящее время деятельность государств-участников Содружества Независимых Государств, Исполнительного комитета СНГ, органов отраслевого сотрудничества в экономической сфере становится объектом особо пристального внимания глав государств и правительств государств-участников СНГ.
Указанные документы содержат обширный комплекс конкретных мероприятий по дальнейшему развитию взаимодействия между государствами-участниками СНГ в экономической сфере и определяют приоритетные направления деятельности на ближайшую и среднесрочную перспективы.
Работа по реализации мероприятий этих документов была начата в 2007 году, продолжается в настоящее время и проходит с учетом реализации мер по снижению отрицательного влияния мирового финансово-экономического кризиса.
В целом прошедший 2009 год можно охарактеризовать усилением внимания государств-участников СНГ к развитию и расширению сотрудничества в важнейших областях экономики: транспорте, энергетике, сельском хозяйстве, связи, в сфере инноваций, с одной стороны. С другой - ростом осознания необходимости выработки и принятия Плана совместных действий в целях минимизации отрицательного воздействия мирового финансово-экономического кризиса на экономики государств-участников СНГ.
Необходимо подчеркнуть, что наличие в
Плане по большинству направлений реального сотрудничества позволяет в определенной мере минимизировать влияние финансово-экономического кризиса на экономическую ситуацию в Содружестве.
Подобное развитие ситуации заранее и преднамеренно закладывалось Исполнительным комитетом СНГ и Рабочей группой по выработке проекта Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года (далее - Рабочая группа) при разработке Плана, в котором активное участие принимали большинство государств-участников СНГ. Было рассмотрено большое количество поступивших предложений по структуре и содержанию Плана. В ходе работы члены Рабочей группы исходили из общего стремления сблизить позиции и добиться решений, удовлетворяющих всех участников процесса.
Анализ текущих и долговременных экономических трендов государств-участников СНГ позволило Рабочей группе определить 18 приоритетных направлений деятельности государств-участников СНГ и органов отраслевого сотрудничества. Эти направления сгруппированы в два раздела: системообразующие области и конкретные сферы экономического взаимодействия.
Решение Совета глав правительств СНГ от 22 мая 2009 года не было подписано Туркменистаном и Республикой Узбекистан, а Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Молдова и Украина подписали его с оговорками. При этом Республика Молдова не участвует в реализации 7 мероприятий Плана, а Украина - 35.
Таким образом, в реализации Плана в полном объеме участвуют: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан.
План направлен на активизацию сотрудничества государств-участников СНГ в сфере инноваций, совместную деятельность государств по сбережению природных и энергетических ресурсов, снижение производственных затрат, экологической нагрузки на окружающую среду, поддержку экспорта по широкому спектру обрабатывающей и особенно наукоемкой продукции, регулирование политики доступа товаров и услуг на общий рынок СНГ.
Это позволит государствам-участникам СНГ в рамках своих национальных программ:
наметить направления структурных преобразований; определить пути развития кооперационных связей в промышленности, транспорте, энергетике, агропромышленном комплексе и других отраслях; уточнить потребности в природно-сырьевых и энергетических ресурсах; принять меры по увеличению объемов производства, обеспечению экономической устойчивости и повышению благосостояния населения.
Кроме того, реализация Плана позволит государствам-участникам СНГ объединить усилия в научно-технической сфере, развитии лизинга техники, машин и оборудования, а также гармонизировать деятельность в области технических регламентов и стандартов, расширить сотрудничество в таких приоритетных сферах экономики, как энергосбережение и энергоэффективность, что должно повлечь ускорение разработки и появление новых видов материалов и изделий.
И, наконец, один из важнейших аспектов - активизация сотрудничества государств-участников СНГ в сфере инноваций. В 2009 году велась работа по созданию органа отраслевого сотрудничества СНГ в научно-технической и инновационной сферах и подготовке
Основных направлений долгосрочного сотрудничества государств-участников СНГ в инновационной сфере (п. п. 2.8.1 и 2.8.2 Плана). Основные направления утверждены Решением Совета глав правительств СНГ от 20 ноября 2009 года. Создан единый орган отраслевого сотрудничества - Межгосударственный совет в научно-технической и инновационной сферах.
Проработаны вопросы, связанные с нормативно-правовой базой государств-участников СНГ в научно-технологической, научно-технической и инновационной сферах. Создана Рабочая группа по разработке проекта Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года. Первое заседание Рабочей группы прошло 29 - 31 июля 2009 года, второе - 24 ноября 2009 года, третье - 29 января 2010 года.
Для анализа ситуации, обусловленной мировым финансово-банковским кризисом, и выработки соответствующих предложений по его преодолению
Решением Совета глав государств СНГ от 10 октября 2008 года создано постоянно действующее совещание министров финансов государств-участников СНГ. Проведено три заседания. Председательствовал на заседаниях заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - министр финансов Российской Федерации Кудрин А.Л.
Необходимо подчеркнуть, что заседания министров финансов проводились в расширенном составе при участии министров экономики и руководителей центральных (национальных) банков ряда государств-участников СНГ. Таким образом, государства-участники СНГ непосредственно имели возможность в рамках прямого диалога не только проинформировать о ситуации, складывающейся в национальной экономике, но и высказать свои предложения как о планируемых шагах непосредственно в государстве, так и о возможных совместных мерах.
Представляется, что другого органа, обладающего такой компетенцией в данной сфере, в рамках СНГ нет. Учитывая, что решение вопросов преодоления финансово-экономического кризиса и выстраивания новой модели экономики в посткризисный период далеко не сиюминутная задача, важность работы постоянно действующего совещания министров финансов, особенно в расширенном составе, останется востребованной еще довольно долгое время.
В 2009 году подготовлено и подписано Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ, выводящее режим свободной торговли в Содружестве на качественно новую ступень.
Организована разработка проекта Основных направлений создания и функционирования рынка мясомолочной продукции государств-участников СНГ, имея в виду его принятие в 2010 году.
Оживлена деятельность ряда органов отраслевого сотрудничества СНГ, в том числе Совета по лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству, советов в сферах поддержки малого предпринимательства и страхового надзора.
................Перейти до повного тексту