- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
Решение
Экономического совета Содружества Независимых Государств о деятельности Координационного совета руководителей налоговых служб государств-участников СНГ
(Санкт-Петербург, 18 ноября 2010 года) |
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить деятельность Координационного совета руководителей налоговых служб государств-участников СНГ, представленную в Информации, подготовленной Координационным советом и рассмотренной Комиссией по экономическим вопросам.
2. Координационному совету руководителей налоговых служб государств-участников СНГ совместно с Исполнительным комитетом СНГ продолжить работу по развитию сотрудничества в области налоговой политики и налогового администрирования государств-участников СНГ, уделяя особое внимание:
обеспечению эффективного применения в государствах-участниках СНГ механизмов налогового регулирования в интересах активизации инновационной и инвестиционной деятельности, стимулирования производства;
гармонизации законодательных и иных нормативных правовых актов государств-участников СНГ в сфере регулирования налогообложения деятельности по разработке и производству высокотехнологичной наукоемкой продукции (услуг).
3. Направить указанную Информацию в правительства государств-участников СНГ для информирования заинтересованных министерств и ведомств и разместить на сайте Исполнительного комитета СНГ в Интернете.
(Подписи)
КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
НАЛОГОВЫХ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА РУКОВОДИТЕЛЕЙ НАЛОГОВЫХ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
ВВЕДЕНИЕ
Координационный совет руководителей налоговых служб государств-участников СНГ (далее - КСРНС СНГ или Совет) является органом отраслевого сотрудничества, способствующим усилению согласованной деятельности налоговых органов государств-участников СНГ.
КСРНС СНГ создан в соответствии с
Решением Совета глав правительств СНГ от 31 мая 2001 года в целях обеспечения благоприятных условий для координации действий налоговых служб государств-участников Содружества.
Основными направлениями деятельности КСРНС СНГ являются:
конструктивный профессиональный диалог между налоговыми службами государств-участников СНГ;
выработка предложений по совершенствованию и гармонизации национального законодательства, регулирующего налоговую политику и налоговое администрирование;
содействие в реализации принятых межгосударственных и межправительственных соглашений и решений в области налоговой политики и налогового администрирования.
СТРУКТУРА КСРНС СНГ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В своей деятельности КСРНС СНГ руководствуется
Уставом и другими документами Содружества Независимых Государств, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств и Экономического совета СНГ, межгосударственными и межправительственными соглашениями,
Положением о КСРНС СНГ, в котором определены правовой статус, функции и организационные основы деятельности Совета, и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Исполнительным комитетом СНГ.
КСРНС СНГ избирает Председателя из числа полномочных представителей государств-членов Совета. Председатель избирается ежегодно и назначается по принципу ротации на срок не более одного года.
Членами КСРНС СНГ являются руководители налоговых служб государств-участников СНГ (Приложение 1), которые регулярно участвуют в его работе.
Основной формой деятельности КСРНС СНГ являются заседания, которые проводятся на постоянной основе два раза в год. За время деятельности КСРНС СНГ проведено 17 заседаний (Приложение 2). Однако на последнем заседании было принято решение внести изменения в
Положение о КСРНС СНГ и проводить заседания один раз в год.
В заседаниях КСРНС СНГ принимали участие руководители налоговых служб, в исключительных случаях - их заместители, а также представители рабочих групп КСРНС СНГ, руководители налоговых служб стран Балтии: Латвии, Литвы и Эстонии, представители Интеграционного комитета ЕврАзЭС и Исполнительного комитета СНГ.
Решения КСРНС СНГ по принципиальным вопросам принимаются на основе консенсуса, а по процедурным вопросам - большинством голосов. Такой подход позволяет любому члену КСРНС СНГ заявить о своей заинтересованности в решении выдвинутых вопросов и учесть интересы всех участников.
На заседаниях были рассмотрены и приняты решения по ряду важнейших вопросов, среди которых можно отметить: об участии КСРНС СНГ в реализации решений высших органов Содружества; о совершенствовании налогового законодательства государств-участников СНГ; о согласованных действиях в области налогов, влияющих на взаимную торговлю между государствами-участниками СНГ; о повышении эффективности информационного обмена; о существующих схемах и методах уклонения от налогообложения и другие актуальные вопросы.
Так, обмен информацией по внедрению и использованию автоматизированных систем учета движения и налогообложения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производимой в государствах-участниках СНГ, позволяет оперативно и в полном объеме контролировать производство и реализацию этих подакцизных товаров.
Планом мероприятий по реализации первого этапа (2009-2011 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года (далее - План), утвержденным Решением Совета глав правительств СНГ от 22 мая 2009 года, предусматривается реализация мероприятий по развитию системы обмена информацией, в том числе по разработке проекта межведомственного соглашения по обмену информацией по вопросам налогообложения, подготовке информационных материалов по администрированию соглашений об избежании двойного налогообложения в государствах-участниках СНГ, а также администрирования налогов на доходы, полученных с использованием оффшорных юрисдикций, ответственными исполнителями по которым являются КСРНС СНГ и налоговые службы государств-участников СНГ.
Одним из основных направлений работы Совета по реализации
Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года является проводимая им ежегодно большая аналитическая и консультативная работа по вопросам практического применения соглашений об избежании двойного налогообложения в государствах-участниках СНГ. Количество таких соглашений увеличивается по мере развития сотрудничества между государствами-участниками СНГ. Соответственно, у налоговых служб возникает необходимость постоянного взаимодействия для обеспечения их действенного применения.
Итоги этой работы, представленные по поручению Совета Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь на заседании Экономического совета СНГ 12 декабря 2008 года, получили одобрительную оценку. Подготовленный КСРНС СНГ в развитие этого направления информационно-аналитический сборник по администрированию соглашений об избежании двойного налогообложения в государствах-участниках СНГ, рассмотрен и одобрен на заседании Комиссии по экономическим вопросам 17 марта 2010 года, решением которой была отмечена его большая практическая значимость.
Работу по реализации мероприятий
Плана осуществляют шесть рабочих групп, созданных в рамках КСРНС СНГ.
1. РАБОЧАЯ ГРУППА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ МЕЖДУ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
Основными задачами и функциями Рабочей группы по организации обмена информацией между налоговыми органами государств-участников СНГ являются:
реализация решений КСРНС СНГ и международных договоров в сфере налоговых правоотношений по вопросам обмена информацией между налоговыми органами государств-участников СНГ;
подготовка, рассмотрение и внесение на заседания КСРНС СНГ предложений в виде проектов решений Совета и соответствующих документов по вопросам обмена информацией между налоговыми органами государств-участников СНГ;
организация деятельности по подготовке и осуществлению обмена информацией между Сторонами в рамках международных соглашений;
проведение необходимых согласований с ведомствами - участниками обмена информацией;
координация и планирование совместных действий Сторон в рамках реализации международных соглашений.
Обмен информацией является обязательным элементом налогового администрирования. Налогоплательщики в рамках своей предпринимательской деятельности давно вышли за границы своих государств. Торговля товарами, перемещение капиталов между субъектами государств, вложение инвестиций указывают на необходимость постоянного отлаженного информационного взаимодействия налоговых служб. Поскольку рынки сбыта товаров и сфера экономических интересов каждого из государств во многих случаях расположены в пределах СНГ, обмен информацией между налоговыми службами государств-участников СНГ актуален.
Данной Рабочей группой проводится работа по организации обмена информацией в электронном виде с использованием средств криптографической защиты информации (СКЗИ) "Криптон-Анкад" между государствами-участниками СНГ, признающими легитимность использования этого средства при обмене информацией. В этих целях предполагается подписание двусторонних договоров с ФГУП ГНИВЦ ФНС России (Российская Федерация) "О передаче имущества СКЗИ "Криптон-Анкад" во временное пользование". В настоящее время такой Договор подписали налоговые службы Республики Беларусь, Республики Казахстан (правомочен использовать данное криптосредство только при обмене сведениями в рамках Таможенного союза), Республики Молдова и Республики Таджикистан.
2. РАБОЧАЯ ГРУППА ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
Основными задачами Рабочей группы по проведению анализа налогового законодательства государств-участников СНГ являются:
анализ законодательства государств-участников СНГ по основным видам налогов;
проведение анализа в части основных элементов налогообложения, специальных режимов налогообложения субъектов малого предпринимательства;
разработка согласованных предложений по совершенствованию и гармонизации законодательства государств-участников СНГ, регулирующего налоговое администрирование.
Одним из направлений деятельности Рабочей группы также является мониторинг изменений законодательства государств-участников СНГ в целях применения положительного опыта в законотворческой работе по совершенствованию налогового механизма.
Отдельно обсуждается вопрос эффективности налоговых льгот.
Наиболее значимые мероприятия, осуществляемые Рабочей группой, следующие:
2.1. Разработка Методики формирования основных показателей работы налоговых систем
Согласованный перечень показателей и порядок его заполнения позволяет проводить на должном уровне ежегодный анализ основных показателей работы налоговых систем государств-участников СНГ, уровня налоговой нагрузки на экономику государств-участников СНГ.
Указанный порядок предоставляет возможность получать сведения:
по уровню налоговой нагрузки на экономику государств динамике поступлений основных бюджетообразующих налогов
результатам контрольной деятельности.
Сопоставление основополагающих положений показывает, что налоговое законодательство государств-участников СНГ по основным налогам в целом имеет схожие принципы применения.
2.2. Формирование сборника о правилах администрирования соглашений об избежании двойного налогообложения в государствах-участниках СНГ
Следует заметить, что на пространстве Содружества пока не создан единый международно-правовой режим налогообложения при взаимном инвестировании и торговле. Реализуя принцип налогового суверенитета, каждое из государств-участников СНГ приняло законодательство, обязывающее производить налоговые платежи с доходов не только национальных, но и иностранных компаний. Аналогичные правила действуют и в отношении физических лиц. Причем подходы государств к объему налоговых обязательств для нерезидентов и обстоятельства, когда такие обязательства возникают, различаются. Ряд государств готов в большей степени уравнять условия для национальных и иностранных лиц. Это означает, что при перечислении многих доходов удерживается налог в среднем в размере 15-20%.
В других государствах-участниках СНГ налогообложение нерезидентов производится только при наступлении определенных обстоятельств и по ограниченному перечню видов доходов. Однако, каков бы не был объем налогового обязательства для иностранной компании или гражданина, их деятельность становится экономически неэффективной, поскольку по месту регистрации они также подлежат налогообложению.
Претензии обоих государств на право налогообложения доходов субъекта внешнеэкономической деятельности способны оказать негативное воздействие на такие важные показатели, характеризующие межгосударственные отношения, как объемы товарооборота, кредитования и инвестирования в ином виде.
В этой связи осуществление международных экономических связей обусловило необходимость формирования в государствах-участниках СНГ организационно-экономического механизма устранения двойного налогообложения.
В полной мере этот механизм реализуется через заключение и применение соглашений об избежании двойного налогообложения, положения которых закрепляют четкие правила распределения юрисдикции между государствами по налогообложению субъектов одного государства, получающих доходы или имеющих имущество в другом государстве-участнике СНГ. Соглашения являются своего рода связующей нитью для налоговых систем государств, и их количество увеличивается по мере развития сотрудничества между государствами.
Их положения одновременно применяются двумя государствами к одному и тому же лицу, к одному и тому же доходу или имуществу. В этой связи было важно, чтобы компетентные службы государств одинаково понимали и выполняли его положения.
Необходимость подготовки сборника о правилах администрирования соглашений об избежании двойного налогообложения в государствах-участниках СНГ также была вызвана выявлением в государствах случаев манипулирования соглашениями со стороны отдельных иностранных компаний из-за имевших место особенностей, сформированных практикой каждой из налоговых служб.
Следует отметить, что данная тема актуальна для всех государств-участников СНГ. Разработка механизма по противодействию использованию соглашений об избежании двойного налогообложения в целях минимизации налогов, когда реальными собственниками доходов не являются резиденты страны, с которой заключено соглашение, включена в Перечень основных направлений и ориентиров бюджетной политики Российской Федерации на 2009-2011 годы.
В этой связи взаимодействие налоговых служб государств-участников СНГ по вопросам администрирования соглашений об избежании двойного налогообложения и в дальнейшем будет относиться к одному из важнейших направлений работы КСРНС СНГ.
2.3. Подготовка аналитического материала о законодательных мерах, принятых в государствах-участниках СНГ во втором полугодии 2008 года и в 2009 году по минимизации негативных последствий мирового финансового кризиса в части изменения налогообложения и налогового администрирования
Обобщенные материалы решено направить в налоговые службы государств-участников СНГ и Исполнительный комитет СНГ для изучения опыта государств-участников СНГ и применения при разработке законодательства, а также использования новых механизмов в налоговом администрировании в послекризисный период.
Заслуживают внимания следующие мероприятия, принятые в государствах-участниках СНГ по минимизации негативных последствий мирового финансового кризиса:
Республика Армения
Из списка подакцизных товаров исключены виноматериалы, а также коньячный спирт, полученный из виноградных виноматериалов. При ввозе товаров в рамках указанных Постановлением Правительства Республики Армения инвестиционных программ организаций, превышающих 300 млн драмов, производится отсрочка на 3 года по уплате НДС, исчисленного таможенными органами. Установлена льгота по налогу на прибыль и НДС для налогоплательщиков, занимающихся производством ковров ручной работы.
Республика Беларусь
Отменены сборы: за осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц; строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц; за размещение наружной рекламы на иностранных языках, а также зарегистрированных товарных знаков (знаки обслуживания) на иностранных языках. Ставка налога на прибыль по дивидендам установлена в размере 12%.
Принимая во внимание опыт Республики Казахстан и Российской Федерации в части переноса убытков по налогу на прибыль, в Республике Беларусь решено рассмотреть возможность применения аналогичного положения начиная с 2012 года.
Республика Казахстан
Принято решение о поэтапном снижении ставки корпоративного налога, которая к 1 января 2011 года составит 15% (в 2009 году - 20%). Срок переноса убытков по налогу на прибыль увеличен с 3 до 10 лет.
Кыргызская Республика
Сокращено количество налогов с 16 до 8 видов и снижена ставка НДС с 20 до 12%.
Российская Федерация
Введена норма, согласно которой срок представления документов для обоснования нулевой ставки НДС увеличивается со 180 до 270 дней.
Рабочей группой по проведению анализа налогового законодательства государств-участников СНГ (далее - Рабочая группа), созданной в рамках Координационного совета руководителей налоговых служб СНГ (далее - КСРНС СНГ), проводилась работа по подготовке аналитического материала о законодательных мерах, принятых в государствах-участниках СНГ во втором полугодии 2008 года и в 2009 году по минимизации негативных последствий мирового финансового кризиса, в части изменения налогообложения и налогового администрирования.
В Российской Федерации был принят обширный пакет законодательных мер в части налоговой политики, направленных на минимизацию негативных последствий мирового финансового кризиса, в частности:
по НДС:
а) исключены из объекта налогообложения операции по выполнению работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда;
б) начиная с уплаты налога за 3 квартала 2008 г. изменены сроки уплаты в бюджет, согласно которым уплата НДС производится не одной суммой по одному сроку, а тремя платежами - по 1/3 от суммы налога, исчисленной к уплате в бюджет в первый, второй, третий месяцы, следующие за истекшим кварталом.
С 1 января 2009 года:
в) предоставлено право покупателю применять вычет по сумме НДС, перечисленной в составе авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;
г) исключены нормы, предусматривающие особый порядок применения вычетов сумм НДС при безденежных формах расчетов;
д) упрощен порядок применения вычетов сумм НДС, исчисленных налогоплательщиками со стоимости выполненных ими строительно-монтажных работ, согласно которому в одном налоговом периоде одновременно производится исчисление налога, и эта же сумма исчисленного налога заявляется к вычету;
е) с 1 января 2010 года введен заявительный порядок возмещения НДС для налогоплательщиков:
у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченная за последних три календарных года, составляет не менее 10 млрд. рублей;
которые предоставили вместе с налоговой декларацией по НДС банковскую гарантию (предусматривающую обязанность банка по требованию налогового органа уплатить в бюджет излишне полученную налогоплательщиком (зачтенную) сумму налога).
по налогу на прибыль:
а) предоставлено право в 4 квартале 2008 года произвести уплату налога по фактически полученной прибыли вместо уплаты авансовых платежей, рассчитанных исходя из достигнутого уровня прибыли за предыдущий период (3 квартал);
б) с 1 января 2009 г. снижена ставка налога - с 24% до 20%;
в) повышен порог предельной величины процентов, признаваемых расходами;
г) расширен список расходов: на обучение сотрудников, отменен норматив суточных, на уплату процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилья, на НИОКР с коэффициентом 1,5, увеличен размер амортизационной премии с 10% до 30%.
по упрощенной системе налогообложения:
а) отменен 30% ограничитель переноса убытков на будущее;
б) отменена обязанность представления налогоплательщиками налоговых деклараций "внутри" календарного года;
в) расширен перечень видов деятельности, по которым может применяться упрощенная система налогообложения на основе патента;
г) предоставлено право ежегодно менять объект налогообложения ("доходы" на "доходы, уменьшенные на величину расходов" или наоборот);
д) субъектам Российской Федерации предоставлено право снижать с 15 до 5 процентов ставку налога, уплачиваемого при объекте налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов";
е) увеличен размер дохода, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения с 20 млн.руб. до 60 млн.руб. в год.
по единому сельскохозяйственному налогу:
а) снят запрет на применение налогового режима организациями, имеющим филиалы и (или) представительства;
б) снято ограничение на перенос убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, на будущее;
в) отменена обязанность представления налоговых деклараций "внутри" календарного года;
г) предоставлено право применения налогового режима рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям.
по акцизам:
а) с учетом установления классовости (в зависимости от октанового числа) автомобильного бензина сохранены ставки акциза в 2009-2010 гг. на автомобильный бензин и дизельное топливо;
б) унифицирован срок уплаты акциза для налогоплательщиков, без изменения срока уплаты для налогоплательщиков, совершающих операции с прямогонным бензином и с денатурированным этиловым спиртом;
в) установлен налоговый вычет по акцизам на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% в пределах суммы налога, исчисленной по подакцизному товару - сырью;
г) ставки акцизов проиндексированы в среднем на 10% ввиду роста цен на товары и с учетом экономического кризиса;
д) с 2011 года снижение акцизных ставок на автомобильный бензин и дизельное топливо будет зависеть от повышения класса топлива.
Украина
До 1 января 2011 года предоставляется освобождение от уплаты НДС при ввозе основных фондов, материалов, а также комплектующих изделий (кроме подакцизных товаров) промышленными предприятиями, которые основывают новые производства с энергоэкономными технологиями.
2.4. Подготовка аналитического материала о порядке налогообложения лизинговых операций в государствах-участниках СНГ в части признания (определения) расходов, связанных с исполнением договоров лизинга, и определения места реализации услуги лизинга
Модельным законом
"О лизинге" определен состав лизингового платежа. Законодательство государств-участников СНГ предусматривает обязанность резидента проводить удержание налога при выплате нерезиденту лизинговых платежей.
Вместе с тем в Республике Казахстан, Республике Молдова, Украине налог рассчитывается с общей суммы выплаты без учета расходов. В Республике Армения аналогичный порядок; однако доходами, полученными от международного лизинга, признаются лишь проценты, указанные в лизинговом договоре.
В Республике Беларусь и Российской Федерации доход от лизинговых операций уменьшается на возмещение лизингодателю стоимости лизингового имущества. Дополнительно в Республике Беларусь при определении дохода учитываются документально подтвержденные затраты по страхованию объекта лизинга и выплате банку, правительству иностранного государства процентов за кредит, полученный на приобретение имущества.
................Перейти до повного тексту